УДК 373.167.1:614.8
Хадысов Мамед Абубакарович
соискатель кафедры уголовного права и процесса Чеченского государственного университета mamed95.16@gmail.com
Сравнительный анализ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И СТРАН ЕВРОПЫ)
Mamed A. Khadysov
applicant at the Department of Criminal law and process.
Chechen State University mamed95.16@gmail.com
The comparative analysis of
LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO EXTREMISM IN FOREIGN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES AND THE COUNTRIES OF EUROPE)
Аннотация. В данной работе автор затрагивает сложную и, в то же время, злободневную тему правового регулирования противодействия экстремистской деятельности в странах Содружества независимых государств (Российская Федерация, Молдова, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Беларусь) и Европы (Великобритания, Франция, Германия, Северная Ирландия). Одно из важных значений в представленной работе уделено системе принципов нормативноправового регулирования данной противозаконной деятельности, также указывается на необходимость комплексного совершенствования законодательства в области борьбы с экстремистской деятельностью, которая, в целом, должна отражаться в устранении правовых противоречий, мешающих формированию общего правового пространства.
Ключевые слова: экстремизм, международное правовое регулирование экстремизма, противодействие экстремизму.
Annotation. In this work the author mentions difficult and, at the same time, a hot topic of legal regulation of counteraction of extremist activity in the Commonwealth Countries of the Independent States (the Russian Federation, Moldova, Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Belarus) and Europe (Great Britain, France, Germany, Northern Ireland). Important attention in the presented work is paid to the system of principles of standard and legal regulation of this illegal activity; it is also indicated the need of complex improvement of the legislation in the field of fight against extremist activity which, in general, has to be reflected in elimination of the legal contradictions disturbing to formation of the general legal space.
Keywords: extremism, international legal regulation of extremism, counteracting to extremism.
Традиционно наиболее значительное внимание проблеме противодействия экстремизму уделяется Содружеством Независимых Государств. 21.06.2001 г. Советом глав правительств СНГ была утверждена «Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года» [1], в рамках которой был запланирован ряд крупных организационно-практических, информационно-аналитических, научно-методических и иных сопутствующих мероприятий, но особое внимание было уделено организационно-правовым вопросам. Так, Межпарламентской Ассамблее СНГ было поручено разработать проект модельного законодательного акта по вопросам борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, результатом стало принятие Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» в 2002 году, а затем ее примеру последовали
иные страны-участницы СНГ: Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 г. «О противодействии экстремизму» [2], Закон Республики Молдова от 21.02.2003 г. «О противодействии экстремистской деятельности» [3], Закон Республики Казахстан от 18.02.2005 г. «О противодействии экстремизму» [4], Закон Кыргызской Республики от 17.08.2005 г. «О противодействии экстремизму» [5], Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» от 08.12. 2003 г [6].
Особенностями этих законов является то, что, например, Закон Республики Молдова и Республики Таджикистан различают «экстремизм» и «экстремистская деятельность». Так, согласно от. 1 Закона Республики Молдова, под экстремизмом следует понимать «позицию, доктрину некоторых политических течений, которые на основе крайних теорий, идей или взглядов стремятся посредством насильственных или радикальных мер навязать свою программу» [7], ис-
222
ходя из приведенного определения, выходит, что законодатель понимает под экстремизмом не только деятельность, но и идеологию, что выглядит более реалистично. В соответствии со от. 3 Закона Республики Таджикистан под экстремизмом понимается «проявление юридическими и физическими лицами выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране, захвату власти и присвоению ее полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной вражды» [8]. Отличительной особенностью данного закона является то, что в законе прямо указывается, что субъектами преступлений экстремистского характера могут быть физические и юридические лица.
Отличительной особенностью Закона Республики Казахстан и Республики Узбекистан является факт выделения видов экстремизма. Так в от. 1 Закона Республики Казахстан выделяются национальный и религиозный экстремизм. Под национальным экстремизмом следует понимать «разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм)» [9], под религиозным экстремизмом понимается «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)» [10], помимо этого, в Законе дано определение политического экстремизма, под которым законодатель понимает «насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм)» [11]. В Законе Республики Узбекистан законодатель упомянул о религиозном экстремизме, так и не раскрыв его понятия и сущность.
Говоря о материалах экстремистского характера, отмечу, что и здесь существуют законодательные расхождения. Так, в соответствии с п. 3 от. 1 Федерального Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистскими материалами понимаются «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или ча-
стичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы» [12], ни одно другое «антиэкстремистское» законодательство стран-участниц СНГ не относит к экстремистским материалам труды национал-социалистической рабочей партии Германии и фашистской партии Италии. Также для каждого законодательства присущи свои дополнения и поправки. Так, в от. 3 Закона Республики Таджикистан такими материалами могут быть признаны анонимные документы. Ст.1 Закона Республики Беларусь к экстремистским материалам относит только ту информационную продукцию, которая была признана таковой судом.
На базе решения Совета глав правительств СНГ от 21.06.2000 г. был приняты ряд программ, направленных на противодействие терроризму и экстремизму. Первой такой программой стала «Программа сотрудничества государств-
участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 20052007 годы» от 26.08.2005 г. [13]. За ней последовала «Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008 -2010 годы» от 05.10.2007 г. [14]. На сегодняшний день действует «Программа сотрудничества гос-ударств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 20011-2013 годы» от 10.12.2010 г [15]. Основными задачами данной программы являются: «расширение и укрепление сотрудничества гос-ударств-участников СНГ, выработка предложений СГГ, СГП, другим уставным органам и органам отраслевого сотрудничества СНГ о направлениях развития сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма; развитие нормативной правовой базы сотрудничества государств-участ-ников СНГ; совершенствование и гармонизация национального законодательства; проведение согласованных и/или совместных профилактических, оперативно-роозыскных мероприятий и специальных операций; взаимодействие с международными организациями; осуществление информационно-аналитической деятельности и научно-методической работы в сфере борьбы с терроризмом, информационное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов» [16].
Подводя итоги по работе СНГ в рамках борьбы с проявлениями экстремизма, можно выделить следующее: во-первых, на уровне государств-участниц экстремизм признан угрозой для коллективной и национальной безопасности. Во-вторых, довольно подробно разработан понятийный аппарат, в частности, имеются определения того, что есть экстремизм, экстремистская деятельность, экстремистская организация, экстремистские материалы, а в законодательстве отдельных государств-участников выделяются виды экстремизма и имеют свой понятийный
223
аппарат В-третьих, законодательство стран-участниц СНГ основано на нормативных актах Российской Федерации и доработано в соответствии с национальными особенностями. В-четвертых, в рамках СНГ разработан единый механизм взаимодействия правоохранительных органов по вопросам выявления, предупреждения, пресечения преступлений экстремистского толка.
Считаю, что в целях совершенствования российского законодательства следует также изучить и опыт зарубежных стран. В виду того, что российский законодатель часто использует опыт Французской Республики и проецирует ее законодательство на российское законодательство, то целесообразным будет, в первую очередь, рассмотреть опыт Франции в вопросе противодействия экстремистским настроениям.
Крылова Е.Н. говорит о том, что основными концептуальными идеями французского уголовного закона наряду с приоритетом общечеловеческих ценностей, приматом международного права, является также и адекватность мер борьбы с наиболее опасными преступлениями [17]. Преступлениям экстремистского характера посвящена книга IV «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия», книга VI «О нарушениях». П. 1 от. 421-1 УК Франции устанавливается ответственность за деяния, в которых присутствует момент умышленного посягательства на жизнь, на личную неприкосновенность, похищение или незаконное лишение свободы, угон воздушного судна, корабля или любого иного транспортного средства, совершенные физическими или юридическими лицами, имеющими своей целью нарушение общественного порядка путем устрашения или террора. Французский законодатель к актам терроризма относит также ряд общественно опасных деяний (изготовление или хранение смертоносных или взрывных механизмов и орудий; распространение в атмосфере, почве, недрах или водах любого вещества, способного поставить в опасность здоровье человека, животных или природную среду; т.д.), совершенных в указанных ранее целях.
Ст. 431-6 УК Франции предусматривает санкции за прямое провоцирование вооруженного сборища, выраженное в публичных выступлениях, криках, либо в расклеенных или распространенных листовках, либо совершенные любым другим способом передачи текста, речи или изображения. Аналогию можно увидеть и в от. 280 УК РФ, где предусматривается наказание за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные, в том числе, и с использованием средств массовой информации.
В соответствии со от. R 624-3 УК Франции санкции предусмотрены и за факт осуществления лицом непубличной диффамации, направленной против какого-либо лица или группы лиц в силу их происхождения, действительной или предполагаемой принадлежности (непринадлежности) к какой-либо этнической группе, нации, расе, религии. Наказание, в соответствии со от. R 624-4,
предусмотрено и за публичное оскорбление, носящие расистский или национальный характер. Субъектами данных преступлений, выступают физические и юридические лица. В уголовном законодательстве РФ мы тоже видим санкции за подобного рода правонарушения, предусмотренные от. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» под этим понимается в соответствии с п.1. «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации»[18].
Помимо этого, от. R 624-7 уголовного закона Франции предусматривает ответственность за непубличное подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию в отношении какого-либо лица в силу его происхождения, действительной (предполагаемой) принадлежности
(непринадлежности) к определенной этнической группе, расе, национальности, религии. В соответствии с практикой применения французского уголовного закона, видно, что непубличное подстрекательство к дискриминации, несет в себе наибольшую общественную опасность, нежели непубличная диффамация и оскорбление.
Также привлекаются к ответственности, в соответствии со от. R-40-3, лица, носящие или демонстрирующие униформу, знаки отличия и эмблемы, схожие и напоминающие униформу, знаки отличия и эмблемы, которые носили или демонстрировали члены организаций, объявленных преступными, в соответствии со от. 9 Устава Международного военного трибунала в Нюрнберге, или лица, признанные французским судом или международным, виновными в преступлениях против человечности.
Считаю, что подобное положение можно было бы внести и в УК РФ, в виду того, что на территории РФ в последнее время возникло много организаций, пропагандирующих учения фашизма, носящих свободно и безнаказанно форму времен нацисткой германии, демонстрируя ее населению, как в публичных местах, так и в СМИ, сети Интернет, пропагандируя свои идеи и оскорбляя тем самым чувства тех, которые ценой своей жизни побороли фашизм и их потомков.
Значительное влияние на российское законодательство оказывала и оказывает законодательство Германии, поэтому целесообразным будет остановиться на анализе «антиэкстремистского» законодательства Германии. Данному вопросу, наряду с Францией, в Германии уделяется особое внимание, однако в УК ФРГ 1871 г. отсутствует определение экстремизма, не смотря на то, что ряд составов содержат в себе те или иные преступные деяний, которые теоретически могут подпадать под это понятие. К таким преступлениям, относятся: § 84 «Продолжение деятельности партии, объявленной противоречащей Конституции, § 86 «Распространение пропаган-
224
дистских материалов организаций, являющихся неконституционными», § 86 а «Использование знаков неконституционных организаций» и др.
Рассмотрим данные деяния более подробно
В соответствии с п. 1 § 84 лицо, выполняющее организаторские функции, направленные на поддержание организационного единства партии, которую объявил неконституционной, либо партии, в отношении которой Федеральный Конституционный Суд установил, что она является организацией, подобной запрещенной партии, подлежит ответственности. Также наказание грозит и тому, что принимает участие в такой партии (п. 2 § 84). Однако суд может смягчить наказание или вовсе отказаться от его назначения, в случае, если виновный добровольно и настойчиво старался предотвратить существование указанной партии (п. 5 § 84).
В § 86 предусмотрена ответственность за распространение, производство, с целью дальнейшего распространения, или ввоз на территорию ФРГ пропагандистских материалов, являющихся по своей правовой природе, неконституционными. Наказание при этом предусмотрено и для тех, кто использует знаки отличия этих организаций (п. 1 § 86а). Ответственность исключена, если пропагандистские материалы или знаки отличия служат гражданской агитации, защите устремлений, не противоречащих Конституции, искусству, науке, истории, или иным подобным целям (п. 3 § 86, п. 3 § 86 а). Данное положение является главной отличительной чертой, от российских аналогичных норм, которые предусматривают уголовную ответственность за любое использование экстремистских материалов (ст.ст. 280 и 282 УК РФ).
§129 предусматривает ответственность для тех, кто организует, принимает непосредственное участие или поддерживает деятельность террористических сообществ, чьи цели или чья деятельность направлена на совершение следующих деяний: убийство, тяжкое убийство, геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступления против личной свободы, разрушение важных средств производства, а также преступления, указанные в разделе XXVIII. Германия, наряду с Францией, пошла по пути перечисления преступлений, которые можно отнести к террористическим и, как следствие, к экстремистским, при этом оставив разработку понятийного аппарата науке и судам.
В п. 1 § 111 УК говорится о том, что всякий, кто публично, в рамках собрания или путем распространения письменных материалов призывает к совершению противоправного деяния, приравнивается к подстрекателю и ответственность наступает аналогичное тому, если бы его действия привели к желаемому результату.
Если лицо подстрекает к разжиганию ненависти в отношении какой-либо группы населения или призывает к насилию или произволу в отноше-
нии этой группы, или посягает на человеческое достоинство другого человека таким образом, что в свою очередь признается унижением достоинства части населения в его лице, намеренно порочит или клевещет на него, то исполнитель и иные участники привлекаются к ответственности в соответствии с п. 2 § 130 УК ФРГ. При этом законодатель, в п. 5 § 130 предусмотрел возможность использование материалов и передач, направленных на разжигание ненависти, в общественно полезных целях.
п. 3 § 130 говорит о том, что любой, совершающий деяния при господстве национал-
социализма, способом, который может нарушить публичный порядок, публично или на собрании одобряет, отрицает или преуменьшает их серьезность также подлежит ответственности.
Наиболее яркой отличительной чертой «антиэкстремистского» законодательства Германии от аналогичного законодательства Франции и России является то, что имеется возможность использовать материалы и передачи, разжигающие ненависть, пропагандирующих материалов и опознавательных знаков запрещенных организаций, в общественно полезных целей.
На мой взгляд, такое положение является попустительством со стороны законодателя и не может быть оправдано ни с правовой, ни с морально-этической точки зрения. В то же время такое попущение дает волю приверженцам «антиправового» экстремизма, которые могут использовать данное положение в своих корыстных целях, прикрывая это все завесой «общественно полезных целей».
Не стоит обходить стороной и систему англосаксонского права, которая оригинальна некодици-фицированностью права. Прародительницей этой системы является Великобритания. По оценкам британских юристов, насчитывается более восьми тысяч преступлений, предусмотренных либо специальным уголовным законом, либо отраслевым законодательством. Ответственность за преступления экстремистского характера, аналогично, содержится в ряде нормативно-правовых актов, часть этих актов ранее относилась ко всему Соединенному Королевству, вторая часть - к отдельным территориям. Так например, до принятия Закона о терроризме в 2000 г., основным нормативно-правовым актом, регулирующим данный вопрос, был закон Северной Ирландии - Northern Ireland (Emergency Provisions) Act 17th June 1996, который, соответственно, действовал исключительно на территории Северной Ирландии.
Согласно от. 1 Закона о публичном порядке 1986г. [19], бунтом признается деяние, совершенное группой лиц из двенадцати или более человек, собравшихся с общей целью использовать насилие или угрозу применения насилия, при условии, что их действия могут вызвать у человека разумные опасения за его личную безопасность.
225
Литература:
1. Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года // Справочная правовая система «Гарант».
2. Закон Республики Беларусь от 04.01.2007 г. «О противодействии экстремизму» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 15. 2/1300.
3. Закон Республики Молдова от 21.02.2003 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Monitorul Ofical. 2003. № 56. Ст. 245.
4. Закон Республики Казахстан от 18.02.2005 г. «О противодействии экстремизму» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2005. № 5 Ст. 5
5. Закон Кыргызской Республики от 17.08.2005 г. «О противодействии экстремизму» // Эркинтоо. 2005 № 5. -Ст. 5.
6. Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» от 08.12. 2003 г. // Документ размещен на сайте Антитеррористического центра государств-участников СНГ в Internet. URL: http://www/actsng. ru
7. Закона Республики Молдова от 21.02.2003 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // Monitorul Ofical. 2003. № 56. 245 с.
8. Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». ст. 1. П. 3.
9. Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005-2007 годы // Справочная правовая система «Гарант».
10. Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008-2010 годы // Справочная правовая система «Гарант».
11. Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011-2013 годы» от 10.12.2010 г. //Справочная правовая система «Гарант».
12. Уголовный кодекс Франции; науч. ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой; пер. с франц. и предисл. Н.Е. Крыловой. Спб. : Изд-во «Юридический центр Пресс, 2002. С. 48-49.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации 13.06.1996. № 63-ФЗ. Пункт 1. ст. 282// Справочная правовая система «Гарант».
14. Public Order Act 7th November 1986 (UK Public General) // Документ размещен на сайте Управления государственного сектора информации Соединенного Королевства Великобритании в Internet URL: http://www.opsi.gov.uk
Literature:
1. The program of the states-participants of the Commonwealth of Independent States for fight against the international terrorism and other manifestations of extremism for the period till 2003 // Ref. legal system «Garant».
2. The law of Republic of Belarus of 04.01.2007. «On counteraction to extremism» // National register of legal acts of Republic of Belarus. 2007. № 15. 2/1300.
3. The law of the Republic of Moldova of 21.02.2003. «On counteraction to extremist activity» // Monitorul Ofical. 2003. № 56. Art. 245.
4. The law of the Republic of Kazakhstan of 18.02.2005. «On counteraction to extremism» // Bulletin of the Parliament of the Republic of Kazakhstan. 2005. № 5. Art. 5
5. The law of the Kyrgyz Republic of 17.08.2005. "On counteraction to extremism" // Erkintoo. 2005. № 5. Art. 5.
6. The law of the Republic of Tajikistan «On the fight against extremism» of 08.12. 2003 // the document is published on the website of the Antiterrorist Center of the states-participants of the CIS in Internet URL: http://www/actsng.ru
7. The Law of the Republic of Moldova «On counteraction to extremist activity» of 21.02.2003. Art. 1 // Monitorul Ofical. 2003. № 56. 245 p.
8. The Federal law «On counteraction to extremist activity» of 25.07.2002 № 114-FZ. Art. 1 Item 3.
9. The program of cooperation of the states-
participants of the Commonwealth of Independent States in the fight against terrorism and other violent manifestations of extremism for 2005-2007 // Ref. legal system «Garant».
10. The program of cooperation of the states-
participants of the Commonwealth of Independent States in fight against terrorism and other violent manifestations of extremism for 2008-2010 // Ref. legal system «Garant».
11. The program of cooperation of the states-
participants of the Commonwealth of Independent States in fight against terrorism and other violent manifestations of extremism on 2011-2013 of 10.12.2010 // Ref. legal system «Garant».
12. The Criminal Code of France; ed. L.V. Golovko, N.E. Krylova; transl. from French and foreword of N.E. Krylova. SPb. : Legal Center Press, 2002. P. 48-49.
13. The Criminal Code of Russian Federation of 13.06.1996. № 63-FZ. Item 1. Art. 282 // Ref. legal system «Garant».
14. Public Order Act 7th November 1986 (UK Public General) // the Document is published on the website of Management of public sector of information of the United Kingdom of Great Britain in Internet URL: http://www.opsi.gov.uk
226
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ