УДК 34
Троицкая Елена Викторовна
старший преподаватель кафедры
уголовного права и криминологии
Новороссийского филиала
Краснодарского университета МВД России
elena_troitskaya1 @mail.ru
Elena V. Troitskaya
senior teacher of chair of criminal law
and criminology Novorossiysk branch Krasnodar
university of interior Ministry of Russia
elena_troitskaya1 @mail.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОМУ И ЭТНИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
SOME ASPECTS FURTHER DEVELOPMENT OF LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING POLITICAL AND ETNIC EXTREMISM
Аннотация. В статье анализируются правовые основы противодействия экстремизму на современном этапе развития в России
Ключевые слова: экстремизм, противодействие, предупреждение, преступления экстремистской направленности, законодательство.
Abstract. This article analyzes the legal framework for combating extremism at the present stage of development in Russia
Keywords: еxtremism, opposition, warning extremist crimes legislation.
На протяжении последних лет Российская Федерация находится в состоянии постоянного противодействия экстремистским и террористическим угрозам. В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Принципиально важно, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических кампаний, а на постоянной основе.
По мнению ряда авторов, одной из причин широкомасштабного распространения экстремизма в России является несовершенство уголовной политики [1], что требует разработки ее новой концепции [2].
За последние полтора десятка лет в Российской Федерации принят комплекс политических, экономических, организационных, воспитательных, а также правовых мер противодействия проявлениям экстремизма на различных уровнях. В своей совокупности они должны были сгладить социальные конфликты в обществе. Однако случаи разжигания политической, социальной,
расовой, национальной и религиозной розни не снижаются, что подтверждает статистика МВД России.
Так, по данным ГИАЦ МВД России, в 2011 году было зарегистрировано 622 преступления экстремистской направленности (5,2%), в 2012 году - 696 (+11,9%). В 2013 года зарегистрировано 896 преступлений экстремистской направленности (+28,7%), а в первом полугодии 2014 года уже зарегистрировано 557 преступлений экстремистской направленности (+19,0%).
Согласно статистическим сведениям, за последние десять лет в РФ число данных преступлений значительно возросло (в 2004 году - 130, в 2013 году -896). Самыми распространенными преступлениями является "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" (ст. 282 УК РФ).
Начиная с 2012 года, на первый план стали выходить преступления экстремистского характера, связанные с использованием сети интернет. В 2013 году по таким фактам возбуждено 375 (в 2012 году 231) уголовных дел.
Наиболее часто обострение социальных конфликтов и тенденции к насильственным и иным противоправным способам их разрешения наблюдаются в российских столицах: Москве и Санкт-Петербурге. Среди субъектов Федерации лидируют Татарстан и Северный Кавказ, на территории которого проживает 12 % населения, из которых 31 % — молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, представляющие более 140 национальностей. Регулярно возникающие конфликты в северокавказских республиках характеризуют данный регион России как самый сложный в политическом, этническом и религиозном отношении. Особенно напряженной остается ситуация в Республиках Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария, о чем свидетельствует статистика боевых потерь личного
состава правоохранительных органов и вооруженных сил. Только в 2011 году погибли 289 и ранен 551 сотрудник органов внутренних дел, ФСБ России и Минобороны России. Хотя за тот же период было уничтожено 375 боевиков, задержано 779 и еще 60 человек добровольно сложили оружие, но ощутимых результатов в борьбе с экстремизмом и терроризмом не достигнуто [3].
Законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремизму является на протяжении уже нескольких лет достаточно стабильным и не подверженным частым изменениям и дополнениям. Однако в 2012-2013 годах был зафиксирован значительный рост преступлений экстремистской и террористической направленности, в связи с чем в 2013 и 2014 годах принят ряд Законов об усилении ответственности за экстремистскую деятельность.
Так, в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» изменения вносились и в 2012, и в 2013, и в 2014 годах [4].
В 2012 году в Закон «О противодействии экстремистской деятельности» было внесено дополнение, расширяющее один из составов экстремистской деятельности: пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с
нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (п.10 ч.1 ст.1 Закона). Это дополнение позволило расширить возможности привлечения к ответственности за действия экстремистского характера, выраженные в привлечении внимания третьих лиц (публично), побуждение у них интереса к экстремистским организациям через демонстрацию какой-либо атрибутики этих организаций.
Соответственно, был введен п.4 в ч.1 ст.1 Закона, которым установлено определение символики экстремистской организации: символика экстремистской организации - официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
В 2013 г. было внесено техническое изменение в текст ч.2 ст.15 Закона: «В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных организациях и занятию частной детективной и охранной деятельностью». Это изменение не связано с вопросами изменения концепции противодействия экстремизму или желанием законодателя конкретизировать меры противодействия. Дело лишь в том, что в связи с изменением гражданского законодательства образовательные учреждения стали называться образовательными организациями.
Соответственно терпящему изменению Закону Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» вносились изменения и в Уголовный кодекс Российской Федерации.
После принятия в 2002 г. Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в УК РФ были введены две новые статьи - 282.1 и 281.2, устанавливающие ответственность за организованные формы экстремистской деятельности. В декабре 2003 г. в УК РФ внесены изменения, существенно расширившие признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного в ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». В перечень криминализирующих признаков были добавлены пол, язык, происхождение, принадлежность к какой-либо социальной группе [5].
22 января 2014 года Государственной Думой принят Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Данным Законом ужесточена ответственность за преступления экстремистского характера, предусмотренные статьями 280, 282, 282.1 и 282.2 Уголовного кодекса РФ [6].
Целью поправок явилось усиление уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.
Установлен минимальный штраф за публичные призывы к экстремистской деятельности в сумме сто тысяч рублей или в размере зарплаты (иного дохода) виновного за период от одного года. Верхний предел остался прежним - триста тысяч рублей и два года соответственно. Максимальный срок лишения свободы за указанное преступление увеличен с трех до четырех лет.
Удвоен (четыре года вместо двух) максимальный срок принудительных работ, назначаемых за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Со ста до трехсот тысяч рублей поднят минимальный штраф за эти же деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой. Вместо выше указанной суммы может быть назначен минимальный штраф в размере доходов осужденного за два года (ранее - за один).
Более строгая ответственность установлена и за такие преступления, как организация экстремистского сообщества, организация деятельности экстремистской организации. Так, за создание экстремистского сообщества установлен нижний предел штрафа в 200 тыс. руб. и в 2,5 раза увеличен верхний предел (500 тыс. руб. вместо 200 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период от 18 мес. до 3 лет (ранее - до 18 месяцев). Увеличен на год максимальный срок принудительных работ за данное деяние (пять лет вместо четырех). На два года увеличен срок лишения свободы (шесть лет вместо четырех). В 2,5 раза повышен размер штрафа за участие в таком сообществе (с 40 тыс. руб. до 100 тыс. руб.) или в размере дохода осужденного за период до 1 года (ранее до 3 месяцев). Максимальный срок принудительных работ за такое преступление вырос с 2 до 5 лет. Лишения свободы - с 4 до 7 лет. Ограничения свободы - с 1 года до 2 лет.
Некоторые из этих преступлений ранее относились к категории небольшой тяжести. Это существенно ограничивало возможности правоохранителей (нельзя было прослушивать телефон, небольшой срок давности и пр.). В связи с ужесточением наказания они переведены в категорию средней тяжести [7].
Еще более значимые изменения в Закон «О противодействии экстремистской деятельности» внесены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросам противодействия экстремизму. Поправки призваны сделать борьбу с экстремизмом более эффективной.
Этим же Законом внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Так, Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 282.3 (финансирование экстремистской деятельности). Диспозиция статьи устанавливает круг деяний, подлежащих уголовному преследованию. Ими являются предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из
преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
Наказываются такие деяния вплоть до лишения свободы на срок до трех лет [8].
За совершение тех же деяний лицом с использованием своего служебного положения устанавливается наказание до шести лет лишения свободы.
Согласно примечанию к указанной статье, предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности при условии, если лицо, совершившее вышеуказанное преступление, своевременно сообщит органам власти или иным образом будет способствовать предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало, или будет способствовать пресечению деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, для обеспечения деятельности которых оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Отмечая вносимые в законодательство поправки в качестве положительных моментов, необходимо также отметить, что до настоящего времени ряд понятий, регламентирующих уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности, остается неопределенным.
Отмечая, что экстремизм во всех его проявлениях представляет угрозу для всех стран мира без исключения, заметим, что в 2009 году Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств был принят Модельный закон о противодействии экстремизму.
В Модельном законе под экстремизмом предлагается понимать «посягательство на основы конституционного строя и безопасность государства, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, осуществляемые вследствие отрицания правовых и (или) иных общепринятых норм и правил социального поведения» [9].
Также, этот правовой акт определяет принципы, формы и методы противодействия экстремистской деятельности, порядок профилактики экстремизма и основания ответственности за экстремистскую деятельность, а также ряд других вопросов.
По нашему мнению, модернизация законодательства России о противодействии экстремизму может быть основана на предложениях, содержащихся в Модельном законе государств-участников СНГ.
Литература:
1. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. - С. 10-11.
2. Звечаровский И.Э. О концепции развития уголовного законодательства России // Уголовное право. 2005. № 3. - С. 32-34.
3. Паненков A.A. Решение проблемных вопросов о потерях сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих в борьбе с терроризмом, численности и потерях организованных преступных формирований в публичных выступлениях
руководителей силовых структур // Военно-юридический журнал. 2012. № 1. -С. 2 -10.
4. Там же
5. Тамаев Р. Борьба с экстремизмом: необходимо международное сотрудничество //Законность. - 2007. №6.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1999, N 28, ст. 3489; 2002, N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2007, N 31, ст. 4008; 2009, N 52, ст. 6453; 2011, N 30, ст. 4598; N 50, ст. 7362; 2013, N 44, ст. 5641)
7. Гарант. Информационно-правовой портал. garant. ru/hotlaw/federal/523543
8. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3385.
9. Модельный закон о противодействии экстремизму (Принят в г. Санкт-Петербурге 14.05.2009 Постановлением 32-9 на 32-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2009. N 44. - С. 205 - 219.
Literature:
1 . Alekseev A.I. Ovchinsky V. S., Pobegaylo E.F. Rossiyskaya criminal policy: crisis overcoming. M, 2006. - P. 10-11.
2 . Zvecharovsky I.E. About the concept of development of the criminal legislation of Russia//Criminal law. 2005 . No. 3. - P. 32-34.
3 . Panenkov A.A. The solution of problem questions on losses of law enforcement officers, the military personnel in fight against terrorism, number and losses of the organized criminal formations in public statements of heads of power structures//the Military and legal magazine. 2012 . No. 1. - P. 2 -10.
4 . In the same place
5 . Tamayev R. Fight against extremism: the international cooperation//Legality is necessary. - 2007. No. 6.
6 . Criminal code of the Russian Federation (Russian Federation Code, 1996, N 25, Art. 2954; 1999, N 28, Art. 3489; 2002, N 30, Art. 3029; 2003, N 50, Art. 4848; 2004, N 30, Art. 3091; 2007, N 31, Art. 4008; 2009, N 52, Art. 6453; 2011, N 30, Art. 4598; N 50, Art. 7362; 2013, N 44, Art. 5641)
7. Guarantor. Information and legal portal. garant.ru/hotlaw/federal/523543
8 . The federal law of June 28, 2014 No. 179-FZ "About modification of separate acts of the Russian Federation"//the Russian Federation Code of June 30, 2014 N 26 (part I) of Art. 3385.
9 . The model law on counteraction to extremism (It is accepted in St. Petersburg by 14.05.2009 Resolution 32-9 at the 32nd plenary session of Interparliamentary Assembly of the participating states of the CIS)//the Newsletter. Inter-
parliamentary Assembly of the participating states of the Commonwealth of Independent States. 2009 . N 44. - P. 205 - 219.