УДК 373.167.1:614.8
Хадысов Мамед Абубакарович
соискатель кафедры уголовного права и процесса Чеченского государственного университета mamed95.16@gmail.com
Международно-правовое
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
ЭКСТРЕМИЗМУ
Mamed A. Khadysov
competitor of department of criminal law and process.
The Chechen state university mamed95.16@gmail.com
International legal
COUNTERACTION TO EXTREMISM
Аннотация. В данной работе затрагивается сложная и, в то же время, злободневная тема международно-правового регулирования противодействия экстремистской деятельности. Особое внимание автор уделяет нормативноправовому регулированию противодействия экстремистской деятельности в рамках деятельности Организации Объединенных Наций и Шанхайской Организации Содружества. Исходя из анализа рассматриваемой проблемы, автор приходит к выводу о том, что отличительными особенностями по вопросу международной ответственности за действия экстремистского толка в рамках Шанхайской Организации Содружества выступают: получение признания повышенной опасности экстремистских проявлений; наличие закрепленного определения экстремизма; дублирование ряда соглашений ООН и СЕ в сфере противодействия экстремизму в сочетании с межгосударственными особенностями ШОС; высокий уровень взаимодействия правоохранительных органов государств-членов ШОС по вопросам выявления, предупреждения и пресечения преступлений экстремистского характера.
Ключевые слова: экстремизм, международное правовое регулирование экстремизма, противодействие экстремизму.
Annotation. In this work the topic of the day of international legal regulation of counteraction of extremist activity is mentioned difficult and, at the same time. The author pays special attention standard legal to regulation of counteraction of extremist activity within activity of the United Nations and the Shanghai Organization of the Commonwealth. Proceeding from the analysis of the considered problem, the author comes to a conclusion that act as distinctive features concerning the international responsibility for actions of extremist sense within the Shanghai Organization of the Commonwealth: receiving recognition of the increased danger of extremist manifestations; existence of the fixed definition of extremism; duplication of a number of agreements of the UN and CE in the sphere of counteraction to extremism in combination with interstate features of SCO; high level of interaction of law enforcement agencies of member states of SCO concerning identification, preventions and controls of offenses of extremist character.
Keywords: extremism, international legal
regulation of extremism, counteraction to extremism.
Экстремизм - это противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя, а также жизни и здоровью граждан как одной страны, так и ряда стран, и всему мировому сообществу. Его главными признаками являются деятельный характер (простая приверженность к крайним взглядам, мнениям, оценкам и т.п. не может являться экстремизмом); противоправность - данная деятельность запрещена законом; специальная вредоносность, которая выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании угрозы причинения такого вреда; данная вредоносность обуславливает выделение и такого признака экстремизма, как особые антиконституционные мотивы и цели.
Как известно, экстремизм несет в себе не только внутригосударственную угрозу, но и угрозу для всего мирового сообщества в целом. И борьба с этим явлением ведется на мировом, региональном и государственном уровне.
Особое значение, в первую очередь, приобретают решения и рекомендации, принятые в рамках ООН, к которым относятся соглашения, касающиеся проблеме противодействия терроризму: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15.12.1997 г. [1]; Международная конвенция о борьбе с финансирование терроризма от 09.12.1999 г. [2]; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13.04.2005 г. [3]. Данные международные соглашения детально регулируют вопросы оказания взаимной правовой помощи, выдачи лиц, подозреваемых и разыскиваемых за совер-
178
шение преступлений террористического характера, проведения совместных учений, мероприятий, направленных на противодействие терроризму и, соответственно, экстремизму. Однако следует иметь в виду, что все международные договоры во многом декларативны, носят рекомендательный, общий характер и не имеют каких-либо эффективных методов взаимодействия государств в вопросе противодействия экстремизму. Отмечу, что на международном уровне нет единообразного понимания экстремизма и терроризма, как его составляющего, присутствует исключительно перечень деяний, которые государства-члены ООН признают террористическими, к таковым относят: захват воздушного судна; незаконные акты против безопасности гражданской авиации, морского судоходства, стационарных платформ на континентальном шельфе; лиц, пользующихся международной защитой; правонарушения с использованием ядерных материалов; захват заложников; приведение в действие смертоносных устройств.
Наряду с этим мы видим и международноправовое осуждение иных проявлений экстремизма, отличных от террористических. Ст. 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 07.03.1996 г. гласит о том, что «государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения...» [4]. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 36/55 от 25.11.1981 г. содержит положение, осуждающее нетерпимость и дискриминацию, основанные на религии и убеждениях[5], положения, закрепленные в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.11.1992 г. [6] направлены на охрану самобытности данных групп. Однако, в указанной Декларации отсутствуют признаки указанных деяний, понятия сформулированы исключительно при помощи перечисления актов поведения. Единственным исключением выступает Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 г., в которой нашло свое определение такое социальное явление, как расовая дискриминация. Так, под ней следует понимать «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» [7].
Помимо этого, в ряде решений ООН используется термин «экстремизм», например, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1994 г. №49/60 говорится, что «Генеральная Ассамблея ... глубоко озабочена тем, что во многих регионах мира все чаще совершаются акты терроризма, в основе которых лежит нетерпимость или экстремизм.» [8], аналогичное положение содержится и в Резолюции Совета Безопасности ООН от
28.09.2001 № 1373 (2001): «Совет Безопасности. ..будучи глубоко озабочен увеличением в различных регионах мира числа актов терроризма, мотивами которых являются нетерпимость или экстремизм.» [9]. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 22.12.2003 № 58/174 экстремизм рассматривается в качестве угрозы для международной законности и правопорядка [10]. Помимо этого, в ряде решений ООН наравне с экстремизмом используются равноценные ему понятия: ксенофобия (Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4.12.2000 № 55/59), нацизм (Меры, которые должны быть приняты против нацизма и расовой нетерпимости: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1967 № 2331), расизм (Деаэрация тысячелетия Организации Объединенных Наций: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 08.09.2000 № 55/2).
Особое внимание данной проблеме уделено на региональном уровне, а рамках Совета Европы: Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16.05.2005 ETS № 196, Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16.05.2005 № 198, Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27.01.1977 ETS 090 и дополнительный протокол к ней от 15.05.2003 ETS № 190, по своей природе дублируют соглашения ООН по тем же вопросам и понимание терроризма сводится к аналогичным определениям, выработанным в рамках ООН.
Изучив ряд документов, разработанных в рамках Совета Европы, можно говорить о том, что на региональном уровне, во-первых, ряд деяний экстремистского характера признан угрозой для международного сообщества, во-вторых, криминализированы наиболее опасные проявления экстремизма, в т.ч. терроризма, нарушения прав, свобод и законных интересов в зависимости от его национальной, религиозной, расовой, экономической и языковой принадлежности. Однако, также как и на мировом уровне, не выработано единообразного понимания «экстремизма».
Важность противодействия проявлениям экстремизма подчеркивает и Шанхайская Организация Сотрудничества, которой впервые на международном уровне было выработано понятие экстремизма в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г., в соответствии с п. 3 ст. 1 Конвенции под экс-
тремизмом понимается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон». Если сравнивать данное определение с определением, закрепленным в ст. 1 Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской
179
деятельности», и спроецировать его на Российскую Федерацию, то получается, что фактически данное определение охватывает только одну форму проявления экстремизму - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения государственной целостности. При всем при этом, конвенционное определение является очень широким и несет в себе преимущественно политический смысл, нежели юридический.
Конвенционное определение терроризма соответствует определениям, разработанным в рамках ООН и Совета Европы, отличительной чертой выступает лишь оговорка о том, что терроризмом признается и «любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, ... когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения» [11]. Во исполнение данной Конвенции
07.06.2002 г. было разработано и принято Соглашение между государствами-членами Шанхайской Организации Сотрудничества «О региональной антитеррористической структуре» (далее - РАТС). В соответствии со от. 3 данного Соглашения «РАТС является постоянно действующим органом ШОС и предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Конвенции» [12]. В соответствии со от. 6 Соглашения основными задачами РАТС являются: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС; содействие компетентным органам Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от Сторон; формирование банка данных международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организаций; содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-таетических уче-
Литература:
1. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15.12.1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 35. Ст. 3513.
2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1059.
3. Ст. 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 07.03.1996 г. // Справочная правовая система «Гарант».
ний по просьбе заинтересованных Сторон; содействие в подготовке и проведении оперативнорозыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом по просьбе Сторон; содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 Конвенции, с целью их привлечения к уголовной ответственности; участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений; участие в подготовке и проведении научно-праетических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [13].
Согласно Докладу Совета Региональной антитеррористической структуры в 2005 году [14], за период с 2002 по 2004 гг. была проделана работа, направленная на формирование правовой базы, разработан ряд методических рекомендаций, проведены антитеррористические учения, утвержден «Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС», «Список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера» [15].
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что отличительными особенностями по вопросу международной ответственности за действия экстремистского толка в рамках ШОС выступают: 1) получили признание повышенной опасности экстремистских проявлений; 2) наличие закрепленного определения экстремизма; 3) дублирование ряда соглашений ООН и СЕ в сфере противодействия экстремизму в сочетании с межгосударственными особенностями ШОС; 4) высокий уровень взаимодействия правоохранительных органов государств-членов ШОС по вопросам выявления, предупреждения и пресечения преступлений экстремистского характера.
Literature:
1. The international convention on fight against bombing terrorism of 15.12.1997 // the Russian Federation Code. 2001. No. 35. Art. 3513.
2. The international convention on fight against financing of terrorism of 09.12.1999 // the Russian Federation Code. 2003. No. 12. Art. 1059.
3. Art. 5 of the International convention on elimination of all forms of racial discrimination of 07.03.1996 // Help legal Guarantor system.
180
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 36/55 от 25.11.1981 г. // Справочная правовая система «Гарант».
5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года. URL : http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations /minority_rights.shtml
6. Ст. 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/raceconv.shtml
7. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (принята 09.12.1994 резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН).
8. Резолюция 1373 (2001) принята Советом Безопасности на его 4385-м заседании
28.09.2001 г. URL : http://daccess-dds-ny.un.
org/doc/UNDOC/GEN/N01/557/45/PDF/N0155745.p df?OpenElement
9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от
22.12.2003 № 58/174.
10. П. 3 от. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от
15.06.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. Ст. 3947.
11. См.: п. 3 ст. 1 Шанхайской конвенции о борь-
бе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N° 41.
Ст. 3947.
12. Ст. 3 Соглашения между государствами -
членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре. URL : http://silovik.net/
showthread. php?t=9871
13. Ст. 6 Соглашения между государствами -
членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре. URL : http://silovik.net/
showthread.php?t=9871
14. Доклад Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской Организации Сотрудничества Совету глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества от 05.07.2005 г. «О деятельности Региональной антитеррористической структуры Шанхайской Организации Сотрудничества в 2004 году» // Справочная правовая система «Гарант».
15. Постановление Правительства РФ от
24.06.2004 «О подписании Соглашения о банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской Организации Сотрудничества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 26. Ст. 2679.
4. The resolution of the United Nations General Assembly No. 36/55 of 25.11.1981 // Help legal Guarantor system.
5. The declaration on the rights of the persons
belonging to ethnic or ethnic, religious and language minorities. declarations/minority_rights.shtml is accepted by the resolution 47/135 of General Assembly of December 18, 1992. URL :
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/
6. Art. 1 of the International convention on elimination of all forms of racial discrimination. URL : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/raceconv.shtml is accepted by the resolution 2106 (XX) of General Assembly of December 21, 1965.
7. The declaration on measures for elimination of the international terrorism (it is accepted by 09.12.1994 resolution 49/60 at the 84th plenary session of the United Nations General Assembly).
8. The resolution 1373 (2001) is adopted by
Security council at its 4385th meeting of 28.09.2001. URL : http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/557/45/PDF/ N0155745.pdf? OpenElement
9. Resolution of the United Nations General Assembly of 22.12.2003 No. 58/174.
10. Item 3 of Art. 1 of the Shanghai convention on fight against terrorism, separatism and extremism of
15.06.2001 // the Russian Federation Code. 2003. No. 41. Art. 3947.
11. See: item 3 of Art. 1 of the Shanghai convention on fight against terrorism, separatism and extremism of 15.06.2001 // the Russian Federation Code. 2003. No. 41. Art. 3947.
12. Art. 3 of the Agreement between SCO member states on Regional anti-terrorist structure. URL : http://silovik .net/showthread.php? t=9871
13. Art. 6 of the Agreement between SCO member states on Regional anti-terrorist structure. URL : http://silovik .net/showthread.php? t=9871
14. The report of Council of Regional anti-terrorist structure of the Shanghai Cooperation Organisation to Council of heads of member states of the Shanghai Cooperation Organisation of 05.07.2005 «About activity of Regional anti-terrorist structure of the Shanghai Cooperation Organisation in 2004» // Help legal Guarantor system.
15. The resolution of the Government of the Russian Federation of 24.06.2004 «About signing of the Agreement on a databank of Regional anti-terrorist structure of the Shanghai Cooperation Organisation» // the Russian Federation Code. 2004. No. 26. Art. 2679.
181