Научная статья на тему 'Сравнительный анализ организации фармацевтической помощи в России, Украине и Белоруссии в обеспечении льготных категорий населения'

Сравнительный анализ организации фармацевтической помощи в России, Украине и Белоруссии в обеспечении льготных категорий населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
718
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ / ПАЦИЕНТЫ / ЛЬГОТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / DRUGS / PREFERENTIAL CATEGORIES / PATIENTS / PREFERENTIAL PROVISION / PHARMACEUTICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаповалов В. В. (мл )., Шаповалов В. В., Шаповалова В. А., Рогожникова О. В.

В статье представлен сравнительный анализ организации фармацевтической помощи льготным категориям населения жизненно необходимыми лекарственными средствами в России, Украине и Белоруссии. В результате проведения анализа установлено, что уровень затрат, направленных на приобретение лекарственных средств различных клинико-фармакологических, номенклатурно-правовых и классификационно-правовых групп, в расчете на одного жителя в России, Белоруссии и Украине отличаются между собой и остаются значительно ниже соответствующих показателей в экономически развитых странах. Установлено, что в анализируемых странах достаточно низкий уровень экономической доступности лекарственных средств для населения, в частности его льготного контингента, что обусловлено, предельно низким уровнем финансирования систем здравоохранения стран СНГ, невысоким платежеспособным уровнем населения и превалированием расходов населения в структуре общего финансирования лекарственных средств. Определены основные недостатки организации фармацевтической помощи, среди которых: отсутствие системы обязательного медицинского страхования и несвоевременное обновление нормативно-правовой базы, регулирующей фармацевтическое обеспечение льготных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шаповалов В. В. (мл )., Шаповалов В. В., Шаповалова В. А., Рогожникова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a comparative analysis of the organization of pharmaceutical care for privileged categories of the population with essential medicines in the Russian Federation, Ukraine and Belarus. As a result, the analysis found that the level of expenditures for purchases of medicines of various clinical and pharmacological, nomenclature and classification of legal and legal groups in per capita in Russian Federation, Belarus and Ukraine differ from each other and are significantly lower than the figures in the economically developed countries. It was established that in the analyzed countries is quite low level of economic affordability of medicines for the population, in particular its preferential contingent, due, an extremely low level of financing health systems of the CIS countries, low solvent level of the population and the prevalence of spending in the structure of the total funding of medicines. The main shortcomings in the organization of pharmaceutical care, including the lack of mandatory healthcare insurance and failure to update the regulatory framework governing the provision of pharmaceutical privileged categories of the population.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ организации фармацевтической помощи в России, Украине и Белоруссии в обеспечении льготных категорий населения»

226

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

УДК: 340.15:615.077:369-013.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ, УКРАИНЕ И БЕЛОРУССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PHARMACEUTICAL CARE IN THE RUSSIAN FEDERATION, UKRAINE AND BELARUS IN PROVIDING FOR PRIVILEGED CATEGORIES OF POPULATION

В.В. Шаповалов (мл.)1, В.В. Шаповалов2, В.А. Шаповалова1, О.В. Рогожникова1

V.V. Shapovalov (Jr.)1, V.V. Shapovalov2, V.A. Shapovalovа1, O.V. Rohozhnikova1

о Кафедра медицинского и фармацевтического права, общей и клинической фармации Харьковской медицинской академии последипломного образования 61022, Украина, г. Харьков, пл. Свободы, 5, Госпром, 7 подъезд, 5 этаж, комн. 801 1} Department of medical and pharmaceutical law, general and clinical pharmacy Kharkiv medical academy of postgraduate education 61022, Ukraine, Kharkiv, Svobody Square, 5, Gosprom, entrance 7, 5th floor, room 801 2) Отдел фармации Департамента здравоохранения Харьковской областной государственной администрации 61022, Украина, г. Харьков, пл. Свободы, 5, Госпром, 9 подъезд, 6 этаж, комн. 991-А 2) Department of Pharmacy Department of healthcare of the Kharkiv regional state administration 61022, Ukraine, Kharkiv, Svobody Square, 5, Gosprom, entrance 7, 5th floor, room 801

e-mail: [email protected]

Резюме. В статье представлен сравнительный анализ организации фармацевтической помощи льготным категориям населения жизненно необходимыми лекарственными средствами в России, Украине и Белоруссии. В результате проведения анализа установлено, что уровень затрат, направленных на приобретение лекарственных средств различных клинико-фармакологических, номенклатурно-правовых и классификационно-правовых групп, в расчете на одного жителя в России, Белоруссии и Украине отличаются между собой и остаются значительно ниже соответствующих показателей в экономически развитых странах. Установлено, что в анализируемых странах достаточно низкий уровень экономической доступности лекарственных средств для населения, в частности его льготного контингента, что обусловлено, предельно низким уровнем финансирования систем здравоохранения стран СНГ, невысоким платежеспособным уровнем населения и превалированием расходов населения в структуре общего финансирования лекарственных средств. Определены основные недостатки организации фармацевтической помощи, среди которых: отсутствие системы обязательного медицинского страхования и несвоевременное обновление нормативно-правовой базы, регулирующей фармацевтическое обеспечение льготных категорий населения.

Summary. The article presents a comparative analysis of the organization of pharmaceutical care for privileged categories of the population with essential medicines in the Russian Federation, Ukraine and Belarus. As a result, the analysis found that the level of expenditures for purchases of medicines of various clinical and pharmacological, nomenclature and classification of legal and legal groups in per capita in Russian Federation, Belarus and Ukraine differ from each other and are significantly lower than the figures in the economically developed countries. It was established that in the analyzed countries is quite low level of economic affordability of medicines for the population, in particular its preferential contingent, due, an extremely low level of financing health systems of the CIS countries, low solvent level of the population and the prevalence of spending in the structure of the total funding of medicines. The main shortcomings in the organization of pharmaceutical care, including the lack of mandatory healthcare insurance and failure to update the regulatory framework governing the provision of pharmaceutical privileged categories of the population.

Ключевые слова: лекарственные средства, льготные категории, пациенты, льготное обеспечение, фармацевтическая помощь.

Key words: drugs, preferential categories, patients, preferential provision, pharmaceutical care.

Введение

Лекарственное обеспечение льготных категорий населения Российской Федерации (РФ), Украины, Республики Беларусь (РБ) остается одной из самых острых государственных проблем, от

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

227

решения которой зависит состояние здоровья нации, ее генофонда, возможность активного участия наиболее работоспособной части населения в трудовой деятельности и увеличение продолжительности его жизни. Главная цель политики государств в сфере здравоохранения заключается в соблюдении прав граждан и пациентов, которые закреплены конституционально и должны беспрекословно выполняться в вопросах гарантирования государством социально-экономического, медикофармацевтического и правового уровня, связанных с качеством жизни человека, а также соблюдения основных социальных гарантий; организации дополнительного обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей. Уровни затрат, направленных на приобретение лекарственных средств (ЛС) различных клинико-фармакологических, номенклатурно-правовых и классификационно-правовых групп в расчете на одного жителя в России, Белоруссии и Украине отличаются между собой. При этом они значительно ниже соответствующих уровней затрат в экономически развитых странах (Франция, Япония, Великобритания, США, Канада и др.), что связано с национальными особенностями сферы здравоохранения и её финансирования. В одних станах превалирует страховая медицина, в других - государственно-административное финансирование, в третьих - большую роль играет частное финансирование с участием фармацевтических компаний. Анализируя организацию систем здравоохранения, а также источников их финансирования, можно заметить характерную тенденцию: чем выше уровень и качество жизни в стране, тем больший процент медицинской помощи населению обеспечивает государство. Например, в Германии и Канаде процент государственных затрат на здравоохранение составляет 73%, во Франции - 74%, Японии - 72%, в Великобритании - 84%. Исключение составляет США, где доля государства в общих затратах на здравоохранение составляет 42%, а оставшуюся часть затрат берут на себя работодатели и население [Галковская, 2003]. В Украине процент государственных затрат на здравоохранение составляет 25%, в России - 40%, в Беларуси - 10% [Шибаева, 2012]. В развивающихся странах с низким уровнем доходов населения этот процент в среднем составляет 46%, с высоким - 67%, в странах с развитой рыночной экономикой - 76%. При этом в Украине основная часть (более 70%) бюджетных средств направлена на заработную плату медицинских и фармацевтических работников [Галковская, 2003; Шибаева, 2012; http://www.pharmexpert.ru]. При проведении анализа уровня среднестатистического потребления ЛС на душу населения в 2012 г., лидером среди стран Содружества Независимых Государств (СНГ) является Россия — 109.9 дол. США; на втором месте находится Беларусь - 66.4 дол. США; в Украине данный показатель составляет 35-55 дол. США. Доля государственного финансирования фармацевтического сектора в России составляет 35%, в Белоруссии - 25%, в Украине - 22% [Ahmedov et al., 2007; Ibraimova et al., 2011; Шибаева, 2012; http://www.pharmexpert.ru].

Остается острым вопрос соотношения стоимости ЛС, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения. В условиях, когда в стоимостном выражении около 60% приобретаемых ЛС, являются медикаментами импортного производства, а 75% отечественных ЛС производятся из импортных субстанций, возникает значительная зависимость стоимости медикаментов от соотношения курса национальной валюты к иностранной [Рощупкина, 2007].

Целью исследования было провести сравнительный анализ организации фармацевтической помощи льготным категориям населения жизненно необходимыми лекарственными средствами в полном объеме и ассортименте в России, Украине и Белоруссии.

Объекты и методы исследования

В качестве объектов были использованы нормативно-правовые документы и законодательные акты, регулирующие лекарственное обеспечение льготных категорий пациентов Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь (26 нормативно-правовых актов); льготные контингенты пациентов трех стран (более 190 категорий льготных пациентов); виды компенсации (3 вида льгот - 100%, 50% и 90%); сайты сети Интернет (более 50 сайтов). При проведении исследования были использованы документальный, табличный, нормативно-правовой и судебно-фармацевтический методы анализа.

Результаты и их обсуждение

В РФ право на льготу, т.е. получение государственной социальной помощи отдельным категориям граждан определено Федеральным Законом РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Различают два вида льготного обеспечения ЛС - на федеральном и региональном уровне. Для получения государственной социальной помощи (в соответствии с Федеральным Законом РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.) по федеральной льготе, гражданину необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного Фонда с заявлением установленного образца и с предоставлением копий необходимых документов, подтверждающих право на получение государственной социальной помощи. Пенсионный Фонд после рассмотрения заявления (в случае положительного ответа) должен выдать справку о том, что начиная с определенной даты гражданин имеете право на получение государственной социальной помощи. Это будет основным документом, с которым необходимо являться ежемесячно в лечебно-профилактическое учреждение для получения льготных рецептов,

228

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

дающих право после их выдачи получить в аптечной организации ЛС или изделия медицинского назначения. Финалом оформления права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в амбулаторную карту пациента [Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ; Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ; Рощупкина, 2007]. Для получения льготы от органов государственной власти субъектов РФ (в соответствии с Федеральным Законом РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.): по региональной льготе, гражданин по предъявлению паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), страхового номера индивидуального лицевого счета (пенсионного удостоверения), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего право на получение государственной социальной помощи, оформляет это право в поликлинике по месту жительства. Финалом оформления права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в «амбулаторную карту».

Перечень категорий граждан, обеспечивающихся по региональной льготе определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (статья 5.1 Федерального Закона РФ №178-ФЗ от 17.07.1999 года "О государственной социальной помощи"), которая гласит: "органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта РФ, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий".

Граждане РФ, относящиеся к перечисленным выше категориям и группам, имеют право на получение ЛС, включенных в соответствующие перечни, установленные действующим законодательством:

- за счет средств федерального бюджета - по категориям, установленным приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня ЛС, отпускаемых но рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» и от 09.01.2007 № I «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»;

- за счет средств федерального бюджета - по категориям пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями лимфоидиой, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей по перечню, установленному распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2053-р «Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета ЛС, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей».

Граждане РФ, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, находящиеся в стационарном учреждении, не имеющие возможности самостоятельно обратиться в аптечное учреждение, а также осужденные к лишению свободы, приобретают ЛС, предусмотренные Перечнем ЛС, соответственно представителями стационарного или исправительного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность получения ЛС для нужд учреждения.

Отличие между категориями граждан РФ, получающих ЛС по льготным рецептам по федеральной и региональной льготе [Багирова, 2004; Лоскутова, 2008]:

1. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе является «закрытым», а перечень категорий граждан по региональной льготе может изменяться.

2. Федеральные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из "федерального бюджета". Это значит, что приобретенное для федеральных льготников ЛС будет распределяться только среди федеральных льготников. Отпуск ЛС, приобретенных для федеральных льготников, распределению среди региональных льготников запрещен.

3. Региональные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из "регионального бюджета". Это значит, что приобретенные для региональных льготников ЛС будут распределяться только среди федеральных льготников. Отпуск ЛС, приобретенных для региональных льготников, распределению среди федеральных льготников запрещен.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

229

4. Денежные средства, направляемые для обеспечения необходимыми ЛС отдельных категорий граждан по "федеральной льготе" и "региональной льготе", отличаются.

С учетом неравномерности затрат на медикаменты и других факторов в субъектах РФ реальное положение с лекарственным обеспечением льготных категорий населения в различных регионах не однозначно и требует принятия новых подходов.

Виды объема льгот, предоставляемые в РФ, Украине и РБ, представлены на рисунке 1.

Нормативно-правовые документы программ льготного обеспечения населения ЛС в РФ, Республики Беларусь и Украины представлены в табл. 1.

Таблица 1

Нормативно-правовые акты, регулирующие льготное обеспечение граждан ЛС Normative-legal acts regulating the provision of preferential citizens drugs

№п/п Вид нормативного документа Дата и номер документа Название нормативного документа

1 2 3 4

Российская Федерация

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

230

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

5- Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.08.2011 №1340-н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»

7- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №816 «Об утверждении форм и порядка предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, ИМН, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов»

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 №665 «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебнопрофилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг»

9- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 №257 «О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 23 августа 1999 года № 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)»

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 №665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг»

Республика Беларусь

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2001 №1192 «О Концепции лекарственного обеспечения Республики Беларусь»

2. Закон Республики Беларусь от 14.06.2007 №293-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»

3. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2007 №65 «Об утверждении перечня основных лекарственных средств»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

231

Окончание табл. 1

1 2 3 4

4- Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 №366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику»

5- Указом Президента Республики Беларусь от 22.03.2012 № 139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан»

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2007 №1650 «О некоторых вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан»

7- Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 №161-З «О лекарственных средствах»

8. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14.03.2008 №198 «Об организации обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан при амбулаторном лечении»

Украина

1. Постановление Кабинета Министров Украины от 17.08.1998 №1303 «Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний»

2. Постановление Кабинета Министров Украины от 05.09.1996 №1071 «О порядке лекарственных средств заведениями и учреждениями здравоохранения, финансируемые из бюджета»

3- Постановление Кабинета Министров Украины от 13.08.2012 №794 «Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов»

4. Приказ Министерства здравоохранения Украины от 07.09.2013 №705 «Об утверждении Положения о реестре оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, порядке внесения в него изменений и форм заявлений о декларировании изменения оптово-отпускной цены на лекарственные средства или изделия медицинского назначения»

5. Закон Украины от 04.04.1996 №123/96-ВР «О лекарственных средствах»

6. Закон Украины от 19.11.1992 №2801-Х11-ВР «Основы законодательства Украины об охране здоровья»

Перечни льготных категорий заболеваний и льготных категорий населения для обеспечения ЛС представлены в табл. 2 и 3 [Закон Украины от 19.11.1992 № 2801-ХП-ВР; Постановление Российской Федерации от 30.07.1994 № 890; Закон Украины от 04.04.1996 № 123/96-ВР; Постановление Кабинета Министров Украины от 17.08.1998 р. № 1303; Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2001 № 1192; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665; Закон Республики Беларусь от 14.07.2007 № 293-З; Шаповалов (мл.) и др., 2014а; Межгосударственный статистический комитет стран СНГ].

232

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

Таблица 2

Перечень льготных категорий заболеваний, для лечения которых ЛС выделяются по льготе The list of privileged categories of diseases for which treatment drugs are allocated on benefits

Страна Льготные категории заболеваний

Российская Федерация Аддисонова болезнь, болезнь Бехтерева, болезнь Паркинсона, бронхиальная астма, гематологические заболевания, гемобластозы, гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия, гипофизарный нанизм, глаукома, детские церебральные параличи, диабет сахарный и несахарный, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), катаракта, лепра, лучевая болезнь, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия Мари, муковисцидоз, наследственные гемопатии, онкологические заболевания, острая перемежающаяся порфирия, отдельные группы населения, страдающие гельминтозами, пересадка органов и тканей, преждевременное половое созревание, психические заболевания (больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях, для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях), рассеянный склероз, ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, системные хронические тяжелые заболевания кожи, сифилис, состояние после операций по протезированию клапанов сердца, СПИД, ВИЧ-инфицированные, туберкулез, тяжелая форма бруцеллеза, хронические урологические заболевания, требующие наложения эпицистостомы, цитопения, шизофрения и эпилепсия.

Республика Беларусь Болезнь Паркинсона, вторичный паркинсонизм, другие дегенеративные болезни базальных ганглиев, астма, другие наследственные гемолитические анемии, приобретенная гемолитическая анемия, апластические и другие анемии, наследственный дефицит фактора VIII, наследственный дефицит фактора IX, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, другие нарушения свертываемости, фенилкетонурия, врожденные адреногенитальные нарушения, связанные с дефицитом ферментов, нарушения обмена меди, кистозный фиброз, акромегалия и гипофизарный гигантизм, гиперпролактинемия, другие состояния гиперфункции гипофиза, болезнь Иценко-Кушинга, гипо-питуитаризм, глаукома, детский церебральный паралич, сахарный диабет, несахарный диабет, острый инфаркт миокарда (первые 6 месяцев от начала заболевания), повторный инфаркт миокарда (первые 6 месяцев от начала заболевания), цереброваскулярные болезни (первые 6 месяцев от начала заболевания), миастения и другие нарушения нервно-мышечного синапса, миотониче-ские расстройства, поражение нервно-мышечного синапса и мышц при болезнях, классифицированных в других рубриках, врожденные миопатии, болезнь двигательного неврона, дистония, злокачественные новообразования, полицитемия истинная, миелодиспластический синдром, другие новообразования неопределенного или неизвестного характера лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, наличие трансплантированной почки, наличие трансплантированного сердца, наличие трансплантированной печени, наличие аортокоронарного шунтового трансплантата (в течение 6 месяцев после операции), рассеянный склероз, другие уточненные нарушения с вовлечением иммунного механизма, не классифицированные в других рубриках (антифосфолипидный синдром), серопозитивный ревматоидный артрит, другие ревматоидные артриты, юношеский (ювенильный) артрит, узелковый полиартериит, полиартериит с поражением легких (Черджа-Стросса), гигантоклеточный артериит с ревматической полимиалгией, полимиозит, ревматическая полимиалгия, системная красная волчанка, шейно-лицевой актиномикоз, псориаз артропа-тический, другой псориаз, наличие протеза сердечного клапана, наличие ксеногенного сердечного клапана, наличие коронарного ангиопластического имплантата и трансплантата (в течение 6 месяцев после операции), наличие других сердечных и сосудистых имплантатов и трансплантатов (в течение 6 месяцев после операции), ВИЧ, СПИД, Туберкулез, терминальная стадия поражения почек, шизофрения, эпилепсия, пузырчатка обыкновенная, пузырчатка эритематозная, недостаточность коры надпочечников, язвенный колит, врожденный гипотиреоз, атрофия щитовидной железы (приобретенная), другие уточненные гипотиреозы, гипопаратиреоз, синдром де-ла-Туретта, болезнь Гентингтона, наследственная атаксия, детская спинальная мышечная атрофия, I тип, острый поперечный миелит при демиелинизирующей болезни центральной нервной системы, наследственная и идиопатическая невропатия, воспалительная полиневропатия (первые 6 месяцев от начала заболевания), полисистемная дегенерация, сирингомиелия и сирингобульбия, болезнь Крона, первичный билиарный цирроз, нарушения всасывания после хирургического вмешательства, неклассифицированные в других рубриках, дерматит герпетиформный (болезнь Дюринга), генерализованный пустулезный псориаз, гранулематоз Вегенера, системный склероз, сухой синдром (Шегрена), другие перекрестные синдромы, болезнь Бехчета, анкилозирующий спондилит, синдромы врожденных аномалий, проявляющихся преимущественно карликовостью, синдром Тернера, синдром Клайнфелтера (кариотип 47, XXY).

Украина Аддисонова болезнь, болезнь Бехтерева, болезнь Паркинсона, бронхиальная астма, гематологические заболевания, гепатоцеребральная дистрофия, фенилкетонурия, гипофизарный нанизм, детский церебральный паралич, диабет (сахарный и несахарный), инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), лепра, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия Мари, муковисцидоз, онкологические заболевания, острая перемежающаяся порфирия, состояние после пересадки органов и тканей, психические заболевания (инвалидам I и II групп, а также больным, которые работают в лечебно-производственных мастерских, психоневрологических и психиатрических учреждениях), Ревматизм и ревматоидный артрит, системная красная волчанка, системные, хронические, тяжелые заболевания кожи, сифилис, состояния после операций протезирования клапанов сердца, СПИД, ВИЧ-инфекция, туберкулез, тяжелые формы бруцеллеза, шизофрения и эпилепсия, пузырчатка, дизентерия, послеоперационный гипотиреоз, в том числе и из-за рака щитовидной железы, гипопаратиреоз, врожденная дисфункция коры надпочечников.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

233

Таблица 3

Перечень льготных категорий населения, которые имеют льготу при получении ЛС The list of privileged categories of the population who have privileges in obtaining drugs

Страна Категории льготного населения

Российская Федерация Федеральные льготники: - дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет; - дети первых трех лет жизни; - инвалиды войны; - участники Великой Отечественной войны; - ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; - военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военноучебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; - лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; - лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, па прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; - члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; - инвалиды; - дети-инвалиды; - лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан по заявительному принципу; - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеров ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена трудовой Славы - при отказе от ежемесячной денежной выплаты Героям. Региональные льготники.

Республика Беларусь - Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы; - участники Великой Отечественной войны; - инвалиды войны; - лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943 - 1945 гг.; - лица, награжденные орденами и/или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны; - лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыла действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; - члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; - лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях Ленинграда во время блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; - неработающие граждане из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призывавшихся на военные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов (включая специалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшихся органами государственной власти СССР в Афганистан или в другие государства, принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах и получивших ранение, контузию или увечье в ходе боевых действий; - военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов во время ведения боевых действий и получивших ранение, контузию или увечье в ходе боевых действий;

234

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

- военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР во время ведения боевых действий и получившие ранение, контузию или увечье в ходе боевых действий; - граждане, в том числе уволенные в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц руководящего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства; - инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны или в результате последствий военных действий; - родители погибших (умерших), указанных в соответствующих статьях закона; - дети-инвалиды в возрасте до 18 лет; - военнослужащие срочной военной службы, военнообязанные, призванные на военные (специальные) сборы, а также суворовцы и воспитанники воинских частей; - граждане, страдающие заболеваниями, входящими в специальный перечень, утвержденный правительством, при амбулаторном лечении; - дети в возрасте до 3 лет. - граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий; - инвалиды I и II групп, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства. - инвалиды III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства

Украина - участники боевых действий, инвалиды войны, участники войны; - герои Социалистического Труда, Герои Украины, Полные кавалеры ордена Трудовой Славы, лица, которые имеют заслуги, лица, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине»; - участники ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС, потерпевшие от Чернобыльской катастрофы; - пенсионеры из числа колхозников, рабочих, служащих, которые получают пенсию по возрасту, по инвалидности и в случае потери кормильца в минимальных размерах; - дети возрастом до трех лет; - дети-инвалиды возрастом до 16 лет; - инвалиды I и II групп в следствии трудового увечья, профессионального или общего заболевания; - инвалиды с детства I и II групп; - дети в возрасте от трех до шести лет; - реабилитированные лица, которые стали инвалидами в следствие репрессий или пенсионеры; - лица, награжденные знаком "Почетный донор Украины" и "Почетный донор СССР".

В Российской Федерации бюджет на приобретение ЛС формируется из субсидий федерального и регионального бюджетов. Закупка ЛС производится с помощью аукционов, которые проводят региональные власти в каждом регионе. 29.04.2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации признало утратившим силу приказ от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня ЛС, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи». Вместо этого Перечня приказом от 29.04.2011 г. № 367н Министерство утвердило Перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В новом Перечне отсутствуют указания на конкретные лекарственные формы лекарственных препаратов, что позволит государственным и муниципальным заказчикам осуществлять закупку лекарственных препаратов в любых зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных формах в соответствии с Государственным реестром ЛС для медицинского применения [Шибаева, 2011; Лукьянчук, 2012].

Для сравнения в Белоруссии Указом Президента Республики Беларусь от 22.03.2012 г. № 139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан» также предо-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

235

ставлены льготы по лекарственному обеспечению льготным категориям граждан. Назначение лечения и выписку ЛС в Республике Беларусь осуществляет лечащий врач амбулаторнополиклинического учреждения, врачи консультативных центров и диспансеров. При наличии у гражданина права на предусмотренные законодательными актами льготы, в поликлинике по месту жительства выдадут карточку учета отпуска ЛС и перевязочных материалов. Эту карточку необходимо иметь с собой при посещении, как поликлиники, так и аптеки. Первоочередному назначению и выписке на льготных условиях и бесплатно подлежат лекарства, включенные в перечень основных ЛС отечественного производства и торговые наименования импортных ЛС, являющиеся победителями конкурсных закупок. ЛС, не входящие в перечень основных ЛС, выписываются за полную стоимость. Бесплатное и льготное обеспечение ЛС осуществляется аптеками республиканских унитарных предприятий «Белфармация», «Фармация», «Минская фармация». Пациентам, имеющим хронические заболевания, у которых достигнуты оптимальные показатели состояния здоровья, врачам поликлиник разрешается выписывать льготные рецепты одновременно на 6 месяцев вперед на 6-ти рецептурных бланках в размере месячной потребности на каждом бланке с отсроченной датой получения ЛС в аптеках [Галковская, 2003; Шибаева, 2012]. Отпуск ЛС и перевязочных материалов из аптек на льготных условиях и бесплатно осуществляется только по предъявлению карты учета льготного отпуска ЛС и перевязочных материалов.

В настоящее время в Республике Беларусь льготное обеспечение ЛС имеют 63 категории граждан. Кроме того, ЛС отпускаются бесплатно гражданам по 101 заболеванию, включенному в специальный перечень. Перечень основных ЛС используется в закупочной практике, для формирования политики льготного лекарственного обеспечения, для стандартизации медицинских технологий, для решения проблем развития национального фармацевтического производства. Перечень основных ЛС, утвержденный в 2007 году [Ahmedov et al., 2007], включает около 480 международных непатентованных наименований (что соответствует более чем 2 800 торговым названиям), в числе которых 195 наименований ЛС, производимых или фасуемых в Республике Беларусь. По сравнению с предыдущим перечнем, который был утвержден в 2005 году, Перечень 2007 года расширен на 69 позиций, в том числе по отечественным ЛС - на 42 позиции. Ограничение льготного отпуска ЛС перечнем основных ЛС [Ahmedov et al., 2007; Шаповалов и др., 2014; Межгосударственный статистический комитет стран СНГ] позволяет системе здравоохранения сосредотачивать ресурсы на закупке ЛС, имеющих наиболее убедительные доказательства их эффективности, качества и безопасности. В конечном итоге, это способствует не только более рациональному использованию бюджетных средств, но и соблюдению принципов социальной справедливости в системе лекарственного обеспечения [Указ Президента Украины от 28.04.2004 № 493/2004; Shapovalova et al., 2011; Шаповалов (мл.), 2012; Шаповалов (мл.) и др., 2014б].

Обобщая результаты сравнительного анализа организации фармацевтической помощи льготным категориям населения жизненно необходимыми ЛС в России, Украине и Белоруссии, следует отметить, что основными подходами организационно-правового усовершенствования системы лекарственного обеспечения льготных категорий населения, на наш взгляд, являются:

- разработка и внедрение эффективных механизмов реимбурсации стоимости ЛС в системе обязательного медицинского страхования;

- разработка и внедрение методики расчета показателей потребности в фармацевтической помощи льготным категориям населения с учетом социально-экономической составляющей;

- введение личного учета граждан для причисления их к числу льготных групп или категорий и упорядочение льготных категорий населения;

- внедрение дифференциации по объему компенсации в пределах льготных категорий населения;

- усовершенствование законодательной базы, регулирующей предоставление фармацевтической помощи льготным категориям населения.

Заключение

В результате сравнительного анализа организации фармацевтической помощи льготным категориям населения России, Украины и Белоруссии установлено, что прослеживается достаточно низкий уровень экономической доступности ЛС для населения, в частности его льготного контингента. Такое положение обусловлено, прежде всего, предельно низким уровнем финансирования систем здравоохранения стран СНГ (5,9% от ВВП), невысоким платежеспособным уровнем населения и вместе с тем превалированием расходов населения в структуре общего финансирования ЛС. Также, в результате анализа систем льготного лекарственного обеспечения населения стран СНГ, определены основные недостатки исследуемых систем, среди них: отсутствие в большинстве стран СНГ системы обязательного медицинского страхования как дополнительного источника финансирования в условиях ограниченных государственных расходов на здравоохранение, а также несвоевременное обновление нормативно-правовой базы, регулирующей фармацевтическое обеспечение льготных категорий населения.

236

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

По итогам исследования установлены пути усовершенствования фармацевтического обеспечения льготных категорий населения в странах СНГ и в Украине, в частности. Основными среди них являются: разработка и внедрение эффективных механизмов реимбурсации стоимости ЛС; разработка и внедрении методики расчета показателей потребности в фармацевтической помощи льготным категориям населения с учетом социально-экономической составляющей, физической и экономической доступности льготных категорий граждан к ЛС; внедрение дифференциации по объему компенсации в пределах льготных категорий населения; усовершенствование законодательной базы, регулирующей предоставление фармацевтической помощи льготным категориям населения.

Литература

Багирова В.Л. 2004. Управление и экономика фармации. М., Медицина, 720.

Галковская Т. 2003. Массы - в больничные кассы. Электронный ресурс. URL: http://gazeta.zn.ua/HEALTH/massy_v_bolnichnye_kassy.html (10 октября 2014).

Закон Республики Беларусь от 14.07.2007 № 293-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 147 (2/1336).

Закон Украины от 04.04.1996 № 123/96-ВР «О лекарственных средствах». Ведомости Верховный Совет Украины, 22: 86.

Закон Украины от 19.11.1992 № 2801-XII-BP «Основы законодательства Украины о здравоохранения». Электронный ресурс. URL: http://www.rada.ua.

Лоскутова Е.Е. 2008. Управление и экономика фармации. М., Академия, 464.

Лукьянчук Е. 2012. Реформа в сфере здравоохранения шаг за шагом. Еженедельник Аптека, 31(852). Электронный ресурс. URL: http://www.apteka.ua.

Межгосударственный статистический комитет стран СНГ. Электронный ресурс. URL: http://www.cisstat.com.

Постановление Кабинета Министров Украины от 17.08.1998 р. № 1303 “Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний”. Официальный вестник Украины, 33: 61.

Постановление Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/2.htm.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2001 № 1192 «О Концепции лекарственного обеспечения Республики Беларусь». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 79 (5/7393).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг». Российская газета, 220.

Рощупкина Л.А. 2007. Льготы инвалидам. Ответы на все вопросы. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., БХВ-Петербург, М., Эксмо, 128.

Указ Президента Украины от 28.04.04 № 493/2004 «Путем европейской интеграции». Официальный вестник Украины, 18: 17.

Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Собрание законодательства РФ, 3: 168.

Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».Собрание законодательства РФ, 29: 3699.

Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт». Электронный ресурс. URL: http://www.pharmexpert.ru.

Шаповалов В.В. (мл). 2012. Судебная фармация: причинно-следственные связи распространения аддиктивной заболеваемости и криминализации общества. Вестник Таджикского национального университета, 3(7): 100-105.

Шаповалов В.В., Шаповалов В.В. (мл.), Шаповалова В.А. 2014. Введение в медицинское, фармацевтическое право и судебную фармацию. В сб. науч. ст. Право и этика биомедицинской деятельности в России и за рубежом. Пенза, ПГУ: 186-194.

Шаповалов В.В. (мл.), Шаповалов В.В., Рыщенко О.А. и др. 2014. Медицинское и фармацевтическое право: сравнительный анализ клинико-фармакологических групп лекарственных средств, ис-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

237

пользуемых в психиатрии и наркологии, в рамках формулярной системы России и Украины. Научные ведомости Белгородского государственного университета (Медицина Фармация), 4 (175), вып. 25: 213-220.

Шаповалов В.В. (мол.), Шаповалов В.В., Шаповалова В.О., Рогожткова О.В. 2014. Засади державно! полггики у судово-фармацевтичному вивченш проблеми тльгового забезпечення лтарськи-ми засобами онколопчних хворих з коморбвдною наркотичною залежшстю на основi фармацевтич-ного права. Сборник научных трудов Sworld. Т. 30. Вып. 3 (36). Иваново, Маркова АД, 70-83.

Шибаева А.С. 2011. Фармрынки СНГ: итоги 2010 г. Еженедельник Аптека, 12(783). Электронный ресурс. URL: http://www.apteka.ua.

Шибаева А.С. 2012. Государственное регулирование цен на лекарственные средства: международный опыт. Еженедельник Аптека, 21(842). Электронный ресурс. URL: http://www.apteka.ua.

Ahmedov M., Rechel B., Azimov R., Alimova V. 2007. Uzbekistan: Health System Review. Health Systems in Transition. Vol. 9(3). 1: 210.

Ibraimova A., Akkazieva B., Ibraimov А., Manzhieva Е., Rechel В. 2011. Kyrgyzstan: Health system review. Health Systems in Transition.

Shapovalova V.A., Shapovalov V.V. (Jr.), Shapovalov V.V., Vasina Ju.V., Koneva V.Yu. 2011. Legislation in pharmacy, forensic pharmacy and evidence-based pharmacy. 3-rd ed. Kharkiv, 160.

Literature

Bagirova V.L. 2004. Upravlenie i jekonomika farmacii. M., Medicina, 720. (in Russian).

Galkovskaja T. 2003. Massy - v bol’nichnye kassy. Available at: http://gazeta.zn.ua/HEALTH/massy_v_bolnichnye_kassy.html (accessed 10 October 2014). (in Russian).

Zakon Respubliki Belarus' ot 14.07.2007 № 293-Z «O gosudarstvennyh social’nyh l’gotah, pravah i garantijah dlja otdel'nyh kategorij grazhdan». Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus’, 147 (2/1336). (in Russian).

Zakon Ukrainy ot 04.04.1996 № 123/96-VR «O lekarstvennyh sredstvah». Vedomosti Verhovnyj So-vet Ukrainy, 22: 86. (in Russian).

Zakon Ukrainy ot 19.11.1992 № 2801-Xn-VR «Osnovy zakonodatel'stva Ukrainy o zdravoohraneni-ja». Available at: http://www.rada.ua. (in Russian).

Loskutova E.E. 2008. Upravlenie i jekonomika farmacii: V 4t. Uchebnik dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij. M., Akademija, 464. (in Russian).

Luk’janchuk E. 2012. Reforma v sfere zdravoohranenija shag za shagom. Ezhenedel’nik Apteka. 31(852). Available at: http://www.apteka.ua. (in Russian).

Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet stran SNG. Available at: http://www.cisstat.com. (in Russian).

Postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainy ot 17.08.1998 r. № 1303 “Ob uporjadochenii besplatnogo i l’gotnogo otpuska lekarstvennyh sredstv po receptam vrachej pri ambulatornom lechenii otdel’nyh grupp naselenija i po opredelennym kategorijam zabolevanij”. Oficial'nyj vestnik Ukrainy, 33: 61. (in Russian).

Postanovlenie Rossijskoj Federacii ot 30.07.1994 № 890 «O gosudarstvennoj podderzhke razvitija medicinskoj promyshlennosti i uluchshenii obespechenija naselenija i uchrezhdenij zdravoohranenija le-karstvennymi sredstvami i izdelijami medicinskogo naznachenija». Available at: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/2.htm. (in Russian).

Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus’ ot 13.08.2001 № 1192 «O Koncepcii lekarstven-nogo obespechenija Respubliki Belarus'». Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus', 79 (5/7393). (in Russian).

Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social’nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 18.09.2006 № 665 «Ob utverzhdenii Perechnja lekarstvennyh preparatov, v tom chisle perechnja lekarstvennyh pre-paratov, naznachaemyh po resheniju vrachebnoj komissii lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij, obespechenie kotorymi osushhestvljaetsja v sootvetstvii so standartami medicinskoj pomoshhi po receptam vracha pri okazanii gosudarstvennoj social’noj pomoshhi v vide nabora social’nyh uslug». Rossijskaja gazeta, 220. (in Russian).

Roshhupkina L.A. 2007. L’goty invalidam. Otvety na vse voprosy. 2-e izd., pererab. i dop. SPb., BHV-Peterburg, M., Jeksmo, 128. (in Russian).

Ukaz Prezidenta Ukrainy ot 28.04.04 № 493/2004 «Putem evropejskoj integracii». Oficial'nyj vest-nik Ukrainy, 18: 17. (in Russian).

Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 12.01.1995 № 5-FZ «O veteranah». Sobranie za-konodatel’stva RF, 3: 168. (in Russian).

Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 17.07.1999 № 178-FZ «O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi».Sobranie zakonodatel'stva RF, 29: 3699. (in Russian).

238

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Медицина. Фармация. 2015. № 10 (207). Выпуск 30

Centr marketingovih doslidzhen' «Farmekspert». Available at: http://www.pharmexpert.ru. (in Russian).

Shapovalov V.V. (Jr.). 2012. Forensic Pharmacy: causal relationships of addictive disease spreading and criminalization of society. Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University]. 3(7): 100-105. (in Russian, with English summary).

Shapovalov V.V., Shapovalov V.V. (Jr.), Shapovalova V.A. 2014. Introduction to medical, pharmaceutical law and forensic pharmacy. V sb. nauch. st. Pravo i jetika biomedicinskoj dejatel'nosti v Rossii i za rubezhom [Law and ethics of biomedical activity in Russia and abroad]. Penza, PGU: 186-194. (in Russian, with English summary).

Shapovalov V.V. (Jr.), Shapovalov V.V., Ryshchenko O.A. et al. 2014. Medical and pharmaceutical law: a comparative analysis of the clinical and pharmacological groups of drugs used in psychiatry and narcology, in the framework of the formulary system in Russia and Ukraine. Nauchnye vedomosti Belgo-rodskogo gosudarstvennogo universiteta (Medicina Farmacija) [Scientific Bulletin Belgorod State University (Medicine Pharmacy)], 4 (175), vyp. 25: 213-220. (in Russian, with English summary).

Shapovalov V.V. (Jr.), Shapovalov V.V., Shapovalova V.A., Rogozhnikova O.V. 2014. Principles of state policy in the forensic and pharmaceutical study of the problem of preferential medical supply to cancer patients with comorbid drug dependence based on the pharmaceutical law. Sbornik nauchnyh trudov Sworld [Collection of scientific works Sworld]. T. 30. Vyp. 3 (36). Ivanovo, Markova AD, 70-83. (in Ukrainian, with English summary).

Shibaeva A.S. 2011. Farmrynki SNG: itogi 2010 g. Ezhenedel'nik Apteka, 12(783). Available at: http://www.apteka.ua. (in Russian).

Shibaeva A.S. 2012. Gosudarstvennoe regulirovanie cen na lekarstvennye sredstva: mezhdunarodnyj opyt. Ezhenedel'nik Apteka, 21(842). Available at: http://www.apteka.ua. (in Russian).

Ahmedov M., Rechel B., Azimov R., Alimova V. 2007. Uzbekistan: Health System Review. Health Systems in Transition. Vol.9(3). 1: 210.

Ibraimova A., Akkazieva B., Ibraimov A., Manzhieva E., Rechel V. 2011. Kyrgyzstan: Health system review. Health Systems in Transition.

Shapovalova V.A., Shapovalov V.V. (Jr.), Shapovalov V.V., Vasina Ju.V., Koneva V.Yu. 2011. Legislation in pharmacy, forensic pharmacy and evidence-based pharmacy. 3-rd ed. Kharkiv, 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.