Научная статья на тему 'Анализ лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на примере Смоленской области'

Анализ лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на примере Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
532
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ РЕЦЕПТА / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / PREFERENTIAL PROVISION OF MEDICINES / THE AVERAGE COST OF A PRESCRIPTION / INCIDENCE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Кисилёва Анастасия Николаевна, Лопашинов Петр Михайлович, Наркевич Игорь Анатольевич, Нивеницын Эдуард Леонидович, Евсеев Андрей Викторович

Цель. Исследование особенностей льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне (на примере Смоленской области), а также предложение путей ее оптимизации. Методика. В эксперименте применяли аналитический, логический, теоретический метод и контент-анализ справочной литературы. Проведен анализ номенклатуры лекарственных препаратов разных фармакологических групп, зарегистрированных и разрешенных к обращению в Российской Федерации. Результаты. Результаты исследований позволяют более детально изучить ситуацию по отдельным параметрам льготного лекарственного обеспечения за отчётный период времени. Анализируя, данные СОМИАЦ, в качестве примера, система персонифицированного учёта показывает, что индекс человека с максимальной дотацией 25 148, величина затрат на него 12494564 руб.. Показатель «средняя стоимость льготного рецепта» отслеживается Департаментом здравоохранения и службой Росздравнадзора, как на региональном, так и на уровне РФ, как фактор характеризующий уровень обеспеченности льготополучателей лекарственными препаратами определённой ценовой категории. Заключение. Департаментом Смоленской области по здравоохранению регулярно проводится мониторинг ситуации по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Проведённые исследования дают возможность вести плановый экономический расчет по затратам на лечение каждого больного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кисилёва Анастасия Николаевна, Лопашинов Петр Михайлович, Наркевич Игорь Анатольевич, Нивеницын Эдуард Леонидович, Евсеев Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MEDICINAL MAINTENANCE OF PREFERENTIAL CATEGORIES OF CITIZENS ON THE EXAMPLE OF THE SMOLENSK REGION

Objective. To study the peculiarities of preferential drug supply at the regional level (on the example of the Smolensk region), as well as to offer ways of its optimization. Methods. In the experiment, we used analytical, logical and theoretical methods as well as content analysis of reference literature. The analysis of the items of drugs of different pharmacological groups, registered and allowed for circulation in the Russian Federation was performed. Results. The findings allow to study in detail the situation in individual parameters of preferential drug supply during in the reported period. Analyzing the data of COMIAC, as an example, the system of personified registration shows the index for the maximum subsidy 25 148 and its cost of 12494564 RUB. The indicator "the average cost of a preferential prescription" is monitored by the Department of health and Roszdravnadzor, both at the regional level and at the level of the Russian Federation, as a factor characterizing the level of provision with drugs of a certain price range. Conclusion. Department of the Smolensk region on public health regularly carries out monitoring of the situation on provision to citizens with the right to receive state social assistance, medicines and medical products. The conducted research gives the opportunity to make a planned economic calculation on the cost of treatment for each patient.

Текст научной работы на тему «Анализ лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на примере Смоленской области»

УДК 615.11

АНАЛИЗ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ | © Кисилёва А.Н.1, Крикова А.В.1, Лопашинов П.М.1, Наркевич И.А.2, Нивеницын Э.Л.1, Евсеев А.В.1

'Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 2Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия, Россия, Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, 14

Резюме

Цель. Исследование особенностей льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне (на примере Смоленской области), а также предложение путей ее оптимизации.

Методика. В эксперименте применяли аналитический, логический, теоретический метод и контент-анализ справочной литературы. Проведен анализ номенклатуры лекарственных препаратов разных фармакологических групп, зарегистрированных и разрешенных к обращению в Российской Федерации.

Результаты. Результаты исследований позволяют более детально изучить ситуацию по отдельным параметрам льготного лекарственного обеспечения за отчётный период времени. Анализируя, данные СОМИАЦ, в качестве примера, система персонифицированного учёта показывает, что индекс человека с максимальной дотацией 25 148, величина затрат на него 12494564 руб.. Показатель «средняя стоимость льготного рецепта» отслеживается Департаментом здравоохранения и службой Росздравнадзора, как на региональном, так и на уровне РФ, как фактор характеризующий уровень обеспеченности льготополучателей лекарственными препаратами определённой ценовой категории.

Заключение. Департаментом Смоленской области по здравоохранению регулярно проводится мониторинг ситуации по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Проведённые исследования дают возможность вести плановый экономический расчет по затратам на лечение каждого больного.

Ключевые слова: льготное лекарственное обеспечение, средняя стоимость рецепта, заболеваемость

ANALYSIS OF MEDICINAL MAINTENANCE OF PREFERENTIAL CATEGORIES OF CITIZENS ON THE EXAMPLE OF THE SMOLENSK REGION | Kisilyova A.N.1, Krikova A.V.1, Lopashinov P.M.1, Narkevich I.A.2," Nevinitsyn E.L.1, Evseev A.V.1

'Smolensk State Medical University, 28, Krupskaja St., 214019, Smolensk, Russia

2Saint-Petersburg State Chemical-Pharmaceutical Academy, 14, Professor Popov St.,197022, Saint-Petersburg, Russia

Abstract

Objective. To study the peculiarities of preferential drug supply at the regional level (on the example of the Smolensk region), as well as to offer ways of its optimization.

Methods. In the experiment, we used analytical, logical and theoretical methods as well as content analysis of reference literature. The analysis of the items of drugs of different pharmacological groups, registered and allowed for circulation in the Russian Federation was performed.

Results. The findings allow to study in detail the situation in individual parameters of preferential drug supply during in the reported period. Analyzing the data of COMIAC, as an example, the system of personified registration shows the index for the maximum subsidy 25 148 and its cost of 12494564 RUB. The indicator "the average cost of a preferential prescription" is monitored by the Department of health and Roszdravnadzor, both at the regional level and at the level of the Russian Federation, as a factor characterizing the level of provision with drugs of a certain price range.

Conclusion. Department of the Smolensk region on public health regularly carries out monitoring of the situation on provision to citizens with the right to receive state social assistance, medicines and medical products. The conducted research gives the opportunity to make a planned economic calculation on the cost of treatment for each patient.

Keywords: preferential provision of medicines, the average cost of a prescription, the incidence

Введение

Организация лекарственного обеспечения (ЛО) населения или обеспечение доступности к необходимым лекарственным средствам является одной из самых сложных проблем в здравоохранении. При этом наиболее проблематичным остается организация ЛО граждан на всех этапах, где государством гарантируется обеспечение граждан РФ необходимыми лекарственными средствами (ЛС) в соответствии с законодательством РФ.

Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан одно из приоритетных направлений деятельности Администрации Смоленской области. Программа льготного лекарственного обеспечения более 10 лет реализуется на территории Российской Федерации. За это время программа неоднократно претерпевала изменения, но при этом неизменной остается цель программы - полное, качественное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами; обеспечение контроля за выпиской, отпуском и оплатой выделенных на нужды льготников лекарственных препаратов. Поставленные цели требуют повышенного внимания и последовательных действий со стороны органов власти.

Задача обеспечить доступность лекарственной помощи, своевременно и бесперебойно обеспечивать лекарственными препаратами льготополучателей, не допускать социальной напряженности. В регионе создана и работает система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, в которой задействованы: 1) Департамент Смоленской области по здравоохранению; 2) ОГАУЗ «Смоленский областной медицинский центр» (далее - ОГАУЗ «СОМЦ») - уполномоченная организация, осуществляющая логистические процессы от момента приемки медикаментов от поставщиков до поставки конечному потребителю; 3) ОГАУЗ «Смоленский областной медицинский информационно-аналитический центр», осуществляющий обработку данных по льготному лекарственному обеспечению, информационный обмен между участниками лекарственного обеспечения, экспертизу рецептов.

В ходе изучения льготного лекарственного обеспечения по Смоленской области был произведен контент-анализ данных, полученных из СОМИАЦ за 2014 г, результаты которого представлены ниже в табл. 1, 2, 3.

В задачи Департамента Смоленской области по здравоохранению входит: определение перечня медицинских организаций по рецептам врачей, которых отпускаются лекарственные препараты бесплатно; формирование и ведение регистра врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов; определение перечня аптечных организаций, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов по льготным рецептам; осуществление мониторинга качества бесплатной медицинской помощи; закупки лекарственных препаратов.

На основании договора №645, составленного между ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России и Департаментом здравоохранения Смоленской области, получены материалы нормативной базы льготного лекарственного обеспечения региона, статистические материалы, содержащихся в базах данных Смоленского областного медицинского информационно - аналитического центра (СОМИАЦ) по заболеваниям и лекарственному обеспечению жителей Смоленской области для исследования особенностей лекарственного обеспечения на региональном уровне (на примере Смоленской области) и предложение путей его совершенствования.

Цель - исследовать особенности льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне, а также предложение путей ее оптимизации на примере Смоленской области.

Методика

В эксперименте применяли аналитический, логический, теоретический метод и контент-анализ справочной литературы. Проведен анализ номенклатуры лекарственных препаратов разных фармакологических групп, зарегистрированных и разрешенных к обращению в Российской Федерации.

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью свободно распространяемого пакета статистического анализа и визуализации данных с открытым кодом R версия 3.3.2 от 31.10.2016 доступного в рамках открытого лицензионного соглашения.

Вычислялись следующие описательные статистики: М - выборочное среднее; Ме - медиана; Min -минимальное значение; Max - максимальное значение; СКО - среднее квадратичное отклонение; 25% - 25-я процентиль; 75% - 75-я процентиль.

Результаты исследования

В ходе изучения льготного лекарственного обеспечения по Смоленской области был произведен контент-анализ данных, полученных из СОМИАЦ в формате х^х за 2014 г. (табл. 1).

Таблица 1. Общие статистические данные

Параметр Количество

Всего льготных рецептов 544383

Количество пациентов 53152

Медицинские организации, выписавшие препарат по данной группе заболеваний 41

Аптеки, выдавшие препарат по данной группе заболеваний 49

Количество контрактов 1448

Количество диагнозов 1622

Количество категорий льготников 41

Количество типов препаратов 2056

Предоставленный массив электронных данных был обработан, что позволило выделить следующие результаты, описанные ниже.

Таблица 2. Агрегированные данные по группам заболеваний согласно МКБ-10

Группа заболеваний по МКБ-10 Количество пациентов Количество рецептов Количество медицинских организаций выписавших препарат Количество аптек выдавших препарат Количество контрактов Количество препаратов Количество регионов Количество категорий льготников Затраты в рублях

A00 B99 95 222 26 25 86 98 16 9 616 227,30

C00 D48 3390 23502 40 46 448 471 27 14 225 771 378,00

D50 D89 1531 2821 37 44 145 146 26 12 99 185 379,00

E00 E90 28116 208029 38 47 568 622 27 27 172 265 972,00

F00 F99 1134 11284 26 30 193 310 24 8 10 773 507,00

G00 G99 3028 18216 39 48 320 387 27 20 114 471 740,00

H00 H59 4577 24514 38 43 59 77 27 17 4 343 832,00

H60 H95 32 45 11 13 12 12 9 4 8 828,13

I00 I99 8778 134839 39 48 355 651 27 19 20 000 437,00

J00 J99 12939 81138 39 46 288 401 27 20 66 657 669,00

K00 K99 2994 11613 39 43 155 201 27 14 8 419 077,00

L00 L99 212 387 29 31 52 62 20 9 939 690,80

M00 M99 1869 7039 38 43 209 268 26 13 17 383 410,00

N00 N99 1215 10797 37 42 137 176 25 11 11 279 289,00

000 O99 6 8 5 5 7 7 4 2 5 649,70

P00 P96 35 38 6 9 12 13 6 3 15 097,61

Q00 Q99 47 299 23 27 88 86 17 4 5 673 202,00

R00 R99 90 225 20 24 57 65 12 8 209 656,30

S00 T98 86 208 27 33 84 93 19 5 208 597,30

V01 Y98 15 21 9 9 15 15 6 5 5 900,90

Z00 Z99 198 1152 20 23 108 101 13 4 10 012 409,00

Согласно данным, полученным в ходе анализа, в каждой группе были выделены наибольшие, средние и наименьшие показатели (прочие) в пересчете на проценты (округление - до сотых, если процент меньше сотых - до десятитысячных).

На рис. 1, 2, 3 данные рассмотренные в табл. 3 представлены тремя секторами (в 1 сектор вошли группы заболеваний занявшие наивысшие ранги и составляющие более 50% рассматриваемого признака, во 2 сектор включеныгруппы заболеваний занимающие в рейтинге места после групп заболеваний 1 сектораи составляющие более 10% рассматриваемого признака, в 3 сектор входят группы заболеваний занимающих в рейтинге места после групп заболеваний 2 сектора и составляющие менее 10% рассматриваемого признака).

Таблица 3. Ранжирование групп заболеваний по убыванию соответствующего признака

По количеству пациентов По финансовым затратам По количеству рецептов

Группа заболеваний Количество пациентов Группа заболеваний Затраты в рублях Группа заболеваний Количество рецептов

Е00 Е90 28 116 С00 Б48 225 771 378,00 Е00 Е90 208 029

100 199 12 939 Е00 Е90 172 265 972,00 100 199 134 839

100 199 8 778 000 099 114 471 740,00 100 199 81 138

Н00 Н59 4 577 Б50 Б89 99 185 379,00 Н00 Н59 24 514

С00 Б48 3 390 100 199 66 657 669,00 С00 Б48 23 502

000 099 3 028 100 199 20 000 437,00 000 099 18 216

К00 К99 2 994 М00 М99 17 383 410,00 К00 К99 11 613

М00 М99 1 869 N00 N99 11 279 289,00 Б00 Б99 11 284

Б50 Б89 1 531 Б00 Б99 10 773 507,00 N00 N99 10 797

N00 N99 1 215 200 299 10 012 409,00 Прочие 12 465

Е00 Е99 1 134 Прочие 20 445 759,04 - -

Прочие 816 - - - -

Рис. 1. Доля пациентов по группам заболеваний

Следовательно, исходя из представленной диаграммы, можно сделать вывод о том, наибольшее количество пациентов представлено такими заболеваниями, как: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00_Е90); а также - болезни органов дыхания (Ю0_199), что составляет 58% от всего массива (1 сектор).

Наибольшее количество финансовых затрат по группам заболеваний представлено в первом секторе (67%) - новообразования (С00_Б48), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00_Е90), болезни нервной системы (000_099).

3 сектор (Прочие^ 9%

2 сектор (050_0аЭ, ЮОШ, 100_199) 24%

1 сектор {СОО_МВ, Е00_Е90, СОО_С99) 67%

Рис. 2. Доля финансовых затрат по группам заболеваний

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00_Е90), а также болезни системы кровообращения (100_199) составляют 64% (1 сектор) от общей доли количества рецептов по группам заболеваний (рис.3).

3 сектор (Прочие^ 9%

2 сектор (.ЮСМ 99, НОО_Н 59, ССЮ_04Й, СОО_С99) 27%

1 сектор (Е00_Е90, 100_199) 64%

Рис. 3. Доля количества рецептов по группам заболеваний

Наибольшие затраты в рублях, потраченных на реализацию льготных лекарственных препаратов, по МКБ-10 зафиксирована при следующих заболеваниях: новообразования (С00_Б48) - 225771378 (29,39%); расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00_Е90) - 172 265 972 (22,42%); болезни нервной системы (000_099) - 114471740 (14,90%).В табл. 4, 5 представлены описательные статистики по стоимости одного рецепта исуммам затрат на одного человека по основным затратным группам соответственно.

Таблица 4. Описательные статистики стоимости одного рецепта по основным затратным группам заболеваний

Группы заболеваний Мп 25% Ме М 75% Мах СКО Доверительная вероятность Доверительный интервал для М

С00 Б48 8,1 191 594,4 9512 3524,0 641400 41021,66 0,95 ±524,47

Е00 Е90 4,9 118,8 277,9 814,1 928,9 1745000 9040,56 0,95 ±38,85

000 099 2,2 353,6 830 6168 1565 346900 13419,34 0,95 ±194,88

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следует из данных представленных в табл. 4 наибольшая долярецептов (50%) по заболеваниям С00-048 имеют стоимость от 191 руб. до 3 524 руб.; Е00-Е90 имеют стоимость от 119 руб. до 174 500 руб.; 000-099 имеют стоимость от 354 руб. до 346 900 руб. Таким образом - самой максимально затратной группой заболеваний являются болезни нервной системы (000-099).

Таблица 5. Описательная статистика затрат на одного человека по основным затратным группам заболеваний

Группы заболеваний Мт 25% Ме М 75% Мах СКО Доверительная вероятность Доверительный интервал для М

С00 Б48 9,5 1136 4752 66600 26350 2780000 218456 0,95 ±7353,941

Е00 Е90 10 324 1166 6127 4278 12490000 79324,36 0,95 ±927,227

000 099 13,4 418 1919 37800 10480 1417000 109455,2 0,95 ±3898,652

В табл. 5 50% затраты на одного человека лежат в диапазонах: С00-048 от 1136 руб. до 26 350 руб.; Б00-Б90от 324 руб. до 4 278 руб.; 000-099 от 418 руб. до 10 480 руб., следовательно, самой максимально затратной группой заболеваний на одного человека являются болезни нервной системы (000-099), что также подтверждают данные табл. 4. Наибольшая и наименьшая стоимость рецепта обусловлена стоимостью ЛС, выписываемых врачом льготной категории граждан.

Как следует из материалов, представленных в табл. 4, 5 выборочное среднее и медиана по наиболее затратным нозологиям отличаются, следовательно, закон распределения рассматриваемых показателей имеет значительную «положительную» асимметрию». Скорее всего это объясняется наличием небольшой группы заболеваний, на которые тратятся большие финансовые средства, а к таким заболеваниям относятся как правило орфанные заболевания. Для рассмотрения этой гипотезыбыл проведен более глубокий анализ финансовых затрат по группе Е00-Е90«Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ», так как заболевания этой группы имеет наивысшие рейтинги по всем трем признакам (количество пациентов, величина финансовых затрат, количество рецептов, табл. 3 и рис. 1, 2, 3).

В перечне МКБ-10 по подгруппе Б00-Б90 к орфанным отнесено 58 заболеваний, из них в Смоленской области выявлено 20, данные представлены в табл. 6.

Таблица 6. Данные по орфанным заболеваниям группы Е00-Е90 по Смоленской области

№ МКБ-10 Название заболевания Финансовые затраты (руб0 Количество пациентов (чел.)

1 Е16.1 Другие формы гипогликемии 26079,07 1

2 Е22.0 Акромегалия и гипофизарный гигантизм 2676462,13 7

3 Е22.8 Другие состояния гиперфункции гипофиза. Преждевременная половая зрелость центрального происхождения 193131,41 6

4 Е23.0 Гипопитуитаризм. 924237,98 14

5 Е25.0 Врожденные адреногенитальные нарушения, связанные с дефицитом ферментов. 1672,67 1

6 Е30.1 Преждевременное половое созревание 63333,62 1

7 Е70.0 Фенилкетонурия классическая 669,57 7

8 Е71.3 Нарушения обмена жирных кислот 218700 1

9 Е74.0 Болезни накопления гликогена 256,93 1

10 Е75.5 Другие нарушения накопления липидов. 3440812,08 1

11 Е76.0 Мукополисахаридоз, тип I. 890,9 1

12 Е76.1 Мукополисахаридоз II типа 12494563,9 1

13 Е77.1 Дефекты деградации гликопротеидов 67,69 1

14 Е78.2 Смешанная гиперлипидемия. 16078,88 69

15 Е78.6 Недостаточность липопротеидов. 75,58 1

16 Е78.8 Дефицит холестерол-7альфа-гидроксилазы 9221,59 38

17 Е83.0 Нарушения обмена меди. 80343,67 6

18 Е83.3 Нарушения обмена фосфора. 7869,62 2

19 Е84 Кистозный фиброз 7711312,18 21

20 Е 88.0 Нарушения обмена белков плазмы, не классифицированные в других рубриках. 872,24 1

ВСЕГО: 27866651,71 181

Как следует из данных табл. 6 орфанными заболеваниями группы Б00-Б90 в Смоленской области болеет 181 человек из 28 116 пациентов, имеющих заболевания этой группы, что составляет 0,64%, а финансовые затраты на обеспечение этих 181 пациентов составляет 27 866 651,71 руб. к 172 265 972,00 руб. на обеспечение всех пациентов этой группы лекарственными препаратами, что составляет чуть более 16% всех денежных средств, выделяемых на дополнительное лекарственное

обеспечение по этим нозологиям, это подтверждает гипотезу о влиянии орфанных заболеваний на «положительную асимметрию» закона распределения финансовых затрат и подтверждает тот факт, что расчеты финансовых затрат по орфанным заболеваниям должны проводится отдельно от обычных заболеваний.

Однако, как показано на рис. 4, даже если исключить орфанные заболевания «положительная асимметрия» закона распределения финансовых затрат будет оставаться, это обусловлено тем фактом, что дешёвых препаратов по ЛО закупается больше, чем дорогих. Выявленные тенденции по финансовым затратам при закупке ЛО для заболеваний группы Е00-Е90 характерны и для остальных групп по МКБ-10.

т

т

—I-1-1-1

150000 200000 250000 300000

50000 100000

Величина затрат в рублях

Рис. 4. Распределение затрат на одного пациента по заболеваниям группы Е00-Е90 без учета орфанных заболеваний

Обсуждение результатов исследования

Социальная политика Российского государства нацелена на последовательное повышение уровня и качества жизни населения при соблюдении основных социальных гарантий. В целях контроля за лекарственным обеспечением, возможности вести плановый экономический расчет по затратам на лечение каждого больного создана и совершенствуется система персонифицированного учета льготных категорий граждан, нуждающихся в обеспечении препаратами. В учреждениях здравоохранения в обязательном порядке ведутся регистры [9]: больных, страдающих бронхолегочными заболеваниями, сахарным диабетом, онкозаболеваниями, орфанными заболеваниями, больных, нуждающихся в обеспечении лекарственными препаратами определенных торговых наименований, лекарственными препаратами, не включенными в утвержденный перечень, больных нуждающихся в обеспечении наркотическими средствами.

Анализируя, данные СОМИАЦ, в качестве примера, система персонифицированного учёта показывает, что индекс человека с максимальной дотацией 25 148 руб., величина затрат на него 12 494 564 руб. Департаментом Смоленской области по здравоохранению регулярно проводится мониторинг ситуации по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Еженедельно в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направляется отчет, где отражается ситуация по лекарственному обеспечению (выписке рецептов, отпуску лекарственных средств, полноте обеспечения, наличию отсроченных рецептов). Показатель «средняя стоимость льготного рецепта» отслеживается Департаментом здравоохранения и службой Росздравнадзора, как на региональном, так и на уровне РФ, как фактор характеризующий уровень обеспеченности льготополучателей лекарственными препаратами определённой ценовой категории.

Выводы

1. Установлено, что наибольшее количество пациентов, получивших льготные лекарственные препараты зафиксировано при заболеваниях болезни эндокринной системы, расстройстве питания и нарушениях обмена веществ (39,94%). Количество категорий льготников, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов, в большей степени представлены расстройствами питания и нарушениями обмена веществ (11,84%).

2. Наибольшее количество аптек, отпускающих льготные лекарственные препараты, зафиксировано при заболеваниях нервной системы. Количество препаратов, подлежащих льготному отпуску, в большинстве своем приходятся на болезни системы кровообращения (15,27%).

3. По базе данных СОМИАЦ за 2014 г. рассчитано, что наибольшая затрата в рублях, потраченных на реализацию льготных лекарственных препаратов зафиксирована при новообразованиях (29,39%). Наименьшие затраты в рублях зафиксированы при беременности, родах и послеродовом периоде (0,0007%). Наибольшая затрата в рублях, потраченных на реализацию льготных лекарственных препаратов зафиксирована при новообразованиях -225 771 378 руб.; расстройствах питания и нарушениях обмена веществ - 172 265 972 руб.; болезнях нервной системы - 114 471 740 руб.

4. Рассчитаны высокозатратные рецепты и установлено, что ценовой диапазон одного рецепта колеблется при болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм - 35 159,65 руб.; врожденные аномалии (пороки развития), деформациях и хромосомных нарушениях - 18 973,92 руб.; новообразованиях - 9 606,48 руб. Наименее затратные рецепты (болезни системы кровообращения; болезни глаза и его придаточного аппарата; болезни уха и сосцевидного отростка) от 148,33 руб. до 196,18 руб.

Литература (references)

1. Федеральный закон №323-ФЗ. (в ред. от 28 декабря 2013 г. №386-ФЗ, 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ, 27 сентября 2013 г. №253-ФЗ, 23 июля 2013 г. №205-ФЗ, 2 июля 2013 г. №185-ФЗ, 2 июля 2013 г. №167-ФЗ, 25 июня 2012 г. №93-ФЗ, 25 июня 2012 г. №89-ФЗ) от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Federal'nyj zakon N323-FZ. (v red. ot 28 dekabrya 2013 g. N386-FZ, 25 noyabrya 2013 g. N317-FZ, 27 sentyabrya 2013 g. N253-FZ, 23 iyulya 2013 g. N205-FZ, 2 iyulya 2013 g. N185-FZ, 2 iyulya 2013 g. N167-FZ, 25 iyunya 2012 g. N93-FZ, 25 iyunya 2012 g. N89-FZ) ot 21.11.2011 «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federatsii». Federallaw N323-FZ. (as amended on December 28, 2013 N386-FZ, of November 25, 2013 N317-FZ of September 27, 2013 N253-FZ of 23 July 2013 N205-FZ of 2 July 2013 N185-FZ of 2 July 2013 N167-FZ, of June 25, 2012 N93-FZ, of June 25, 2012 N89-FZ) dated 21.11.2011 «On fundamentals of citizens' health protection in the Russian Federation». (in Russian)]

2. Приказ МЗиСР РФ №66 от 13.02.2013 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации». [Prikaz MZiSR RF N66 ot 13.02.2013 «Ob utverzhdenii Strategii lekarstvennogo obespecheniya naseleniya Rossijskoj Federatsiina period do 2025 goda I plana ee realizatsii». Order Misr of the Russian Federation N66 dated 13.02.2013 «On approval of the Strategy for medications supply to the population of the Russian Federation for the period up to 2025 and its implementation plan». (in Russian)]

3. Приказ МЗиСР РФ №1 от 09.01.2007 «Об утверждении Перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан». [Prikaz MZiSR RF N1 ot 09.01.2007 «Ob utverzhdenii Perechnya izdelij meditsinskogo naznacheniya i spetsializirovannykh produktov lechebnogo pitaniya dlya detej-invalidov, otpuskaemykh po retseptam vracha (fel'dshera) pri okazanii dopolnitel'noj besplatnoj meditsinskoj pomoshhi otdel'nym kategoriyam grazhdan». Order Misr of the Russian Federation N1 dated 09.01.2007 «On approval of the List of products of medical appointment and specialised therapeutic foods for children with disabilities, prescription of doctor (medical assistant) at rendering of additional free medical aid to separate categories of citizens». (in Russian)]

4. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 №710 «О Порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.07.1995 N10 «О Poryadke i normakh l'gotnogo obespecheniya lekarstvennymi sredstvami i izdeliyami meditsinskogo naznacheniya invalidov vojny i drugikh grupp naseleniya v sootvetstvii s Federal'nym zakonom «О veteranakh». The Russian Government resolution from 17.07.1995 N710 «On the Procedure and norms of

preferential provision of medicines and products of medical appointment of disabled veterans and other populations in accordance with the Federal law «On veterans». (in Russian)]

5. Постановление Правительства РФ №890. (вред. от 14 февраля 2002 г. №103, 9 ноября 2001 г. №782, 21 сентября 2000 г. №707, 5 апреля 1999 г. №374, 29 марта 1999 г. №347, 3 августа 1998 г. №882, 27 декабря 1997 г. №1629, 10 июля 1995 г. №685) от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». [Postanovlenie Pravitel'stva RF N890. (v red. ot 14 fevralya 2002 g. N103, 9 noyabrya 2001 g. N782, 21 sentyabrya 2000 g. N707, 5 aprelya 1999 g. N374, 29 marta 1999 g. N347, 3 avgusta 1998 g. N882, 27 dekabrya 1997 g. N1629, 10 iyulya 1995 g. N685) ot 30.07.1994 «O gosudarstvennoj podderzhke razvitiya meditsinskoj promyshlennosti i uluchshenii obespecheniya naseleniya i uchrezhdenij zdravookhraneniya lekarstvennymi sredstvami i izdeliyami meditsinskogo naznacheniya». The Russian Government decree N 890. (as amended on February 14, 2002 N103, November 9, 2001, N782, September 21, 2000, N707, April 5, 1999, N374, March 29, 1999 n 347, 3 August 1998 N882, December 27, 1997 N1629, July 10, 1995, N685), dated 30.07.1994 «On state support of medical industry development and the improvement of providing the population and healthcare institutions with medicines and medical products». (in Russian)]

6. Федеральный закон №178-ФЗ. (в ред. от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, 25 ноября 2006 г. №195-ФЗ, 18 октября 2007 г. №230-ФЗ, 1 марта 2008 г. №18-ФЗ, 1 июля 2011 г. №169-ФЗ, 8 декабря 2010 г. №345-ФЗ, 25 декабря 2009 г. №341-ФЗ, 24 июля 2009 г. №213-ФЗ, 28 апреля 2009 г. №72-ФЗ, 22 декабря 2008 г. №269-ФЗ, 14 июля 2008 г. №110-ФЗ, 28 декабря 2013 г. №396-ФЗ, 25 ноября 2013 г. №317-ФЗ, 2 июля 2013 г. №185-ФЗ, 7 мая 2013 г. №104-ФЗ, 7 мая 2013 г. №99-ФЗ, 25 декабря 2012 г. №258-ФЗ, 28 июля

2012 г. №133-ФЗ) от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи». [Federal'nyj zakon N178-FZ. (v red. ot 22 avgusta 2004 g. N122-FZ, 25 noyabrya 2006 g. N195-FZ, 18 oktyabrya 2007 g. N230-FZ, 1 marta 2008 g. N18-FZ, 1 iyulya 2011 g. N169-FZ, 8 dekabrya 2010 g. N345-FZ, 25 dekabrya 2009 g. N341-FZ, 24 iyulya 2009 g. N213-FZ, 28 aprelya 2009 g. N72-FZ, 22 dekabrya 2008 g. N269-FZ, 14 iyulya 2008 g. N110-FZ, 28 dekabrya 2013 g. N396-FZ, 25 noyabrya 2013 g. N317-FZ, 2 iyulya 2013 g. N185-FZ, 7 maya 2013 g. N104-FZ, 7 maya 2013 g. N99-FZ, 25 dekabrya 2012 g. N258-FZ, 28 iyulya 2012 g. N133-FZ) ot 17.07.1999 «O gosudarstvennoj sotsial'noj pomoshhi». Federal law N178-FZ. (as amended on 22 August 2004 N122-FZ, of 25 November 2006 g. N195-FZ of 18 October 2007 g. N230-FZ, March 1, 2008 N18-FZ, 1 July 2011 N169-FZ of December 8, 2010 N345-FZ of 25 December 2009, N341-FZ of July 24, 2009 N213-FZ, 28 April 2009 N72-FZ, December 22, 2008 N269-FZ, On 14 July 2008, N110-FZ of 28 December 2013 N396-FZ, of November 25,

2013 N317-FZ of 2 July 2013 N185-FZ, may 7, 2013 N104-FZ, may 7, 2013 N99-FZ, of December 25, 2012 N258-FZ, July 28, 2012 N133-FZ) from 17.07.1999 «On state social assistance». (in Russian)]

7. Приказ МЗиСР РФ №328. (в ред. от 1 марта 2012 г. №187н, 31 октября 2011 г. №1231н, 22 августа 2011 г. №966н, 29 июня 2011 г. №639н, 7 февраля 2011 г. №85н, 24 мая 2010 г. №382н, 17 декабря 2009 г. №993н, 15 июня 2009 г. №309н, 21 марта 2008 г. №134н, 1 июня 2007 г. №387, 18 сентября 2006 г. №666, 13 июня 2006 г. №477, 7 октября 2005 г. №623, 5 сентября 2005 г. №547) от 29.12.2004 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». [Prikaz MZiSR RF N328. (v red. ot 1 marta 2012 g. N187n, 31 oktyabrya 2011 g. N1231n, 22 avgusta 2011 g. N966n, 29 iyunya 2011 g. N639n, 7 fevralya 2011 g. N85n, 24 maya 2010 g. N382n, 17 dekabrya 2009 g. N993n, 15 iyunya 2009 g. N309n, 21 marta 2008 g. N134n, 1 iyunya 2007 g. N387, 18 sentyabrya 2006 g. N666, 13 iyunya 2006 g. N477, 7 oktyabrya 2005 g. N623, 5 sentyabrya 2005 g. N547) ot 29.12.2004 «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya nabora sotsial'nykh uslug otdel'nym kategoriyam grazhdan». Order Misr of the Russian Federation N328. (as amended on March 1, 2012 N 187н, October 31, 2011 М231н, 22 Aug 2011 Ш66н, June 29, 2011 Ж39н, February 7, 2011 Ш5н, may 24, 2010 Ш82н, 17 December 2009 Ш93н, June 15, 2009 Ш09н, March 21, 2008 М34н, June 1, 2007, N387, September 18, 2006, N666, June 13, 2006, N477, October 7, 2005, N623, 5 September 2005 N547), dated 29.12.2004 «On approval of Procedure of granting of social services to separate categories of citizens». (in Russian)]

8. Постановление Администрации Смоленской области №952 от 30.12.2014 «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». [Postanovlenie Administratsii Smolenskoj oblasti N952 ot 30.12.2014 «Ob utverzhdenii territorial'noj programmy gosudarstvennykh garantij besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoj pomoshhi na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov». The resolution of administration of the Smolensk region N952 dated 30.12.2014 «On approval of the territorial program of state guarantees of free rendering to citizens of medical care for 2015 and on planning period 2016 and 2017». (in Russian)]

9. Приказ Департамента Смоленской области по здравоохранению №1153 от 26.08.2013 «Об утверждении регистров учреждений здравоохранения, участвующих в реализации программ льготного лекарственного обеспечения граждан на территории Смоленской области». [Prikaz Departamenta Smolenskoj oblasti po zdravookhraneniyu N1153 ot 26.08.2013 «Ob utverzhdenii registrov uchrezhdenij zdravookhraneniya,

uchastvuyushhikh v realizatsii program l'gotnogo lekarstvennogo obespecheniya grazhdan na territorii Smolenskoj oblasti». The order of Department of the Smolensk region on public health N1153 dated 26.08.2013 «About the approval of registers of health institutions involved in the implementation of the program of preferential medicinal maintenance of citizens in the territory of the Smolensk region». (in Russian)] 10. Приказ Департамента Смоленской области по здравоохранению №1232 от 11.09.2013 «О порядке обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, не включенными в перечень лекарственных средств, устанавливаемым Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи». [Prikaz Departamenta Smolenskoj oblasti po zdravookhraneniyu N1232 ot 11.09.2013 «О poryadke obespecheniya l'gotnykh kategorij grazhdan lekarstvennymi preparatami, ne vklyuchennymi v perechen' lekarstvennykh sredstv, ustanavlivaemym Territorial'noj programmoj gosudarstvennykh garantij okazaniya grazhdanam Rossijskoj Federatsii besplatnoj meditsinskoj pomoshhi». The order of Department of the Smolensk region on public health N1232 dated 11.09.2013 «On the order of provision of preferential categories of citizens drugs not included in the list of drugs established by the Territorial program of state guarantees of rendering to citizens of the Russian Federation with free medical care». (in Russian)]

Информация об авторах

Кисилёва Анастасия Николаевна - кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой фармацевтической химии и фармакогнозии с курсом фармации дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Крикова Анна Вячеславовна - доктор фармацевтических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Лопашинов Петр Михайлович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой физики, математики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Наркевич Игорь Анатольевич - доктор фармацевтических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Нивеницын Эдуард Леонидович - кандидат технических наук, доцент кафедры физики, математики и медицинской информатики ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

Евсеев Андрей Викторович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий научно-исследовательским центром ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.