Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 3 (7). С. 110-114.
УДК 328.34
Г. Т. Артыкбаева
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Приводится сравнительный анализ основных законов, определяющих экологическую политику Российской Федерации и Республики Казахстан, - Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Экологического кодекса Республики Казахстан. Рассмотрены общие и отличительные черты законов, их преимущества и недостатки. Выявлены причины различий законов, сделаны выводы по их усовершенствованию.
Ключевые слова: экосистема; экологическая ситуация; экологическая политика государства; Федеральный закон; Экологический кодекс.
G. T. Artikbaeva
COMPARATIVE ANALYSIS OF NORMATIVELY-LEGAL BASES OF ECOLOGICAL POLITICS IN RUSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
To the article the comparative analysis of basic laws qualificatory ecological politics of Russian Federation and Republic of Kazakhstan - Federal Law is driven "On the guard of environment" and Ecological code of Republic of Kazakhstan. The general and distinctive lines of laws, their advantages and defects, are considered. Reasons of distinctions of laws are educed and drawn conclusion on their improvement.
Keywords: ecosystem; ecological situation; ecological politics of the state; Federal Law; Ecological
code.
Большое влияние на состояние окружающей среды, её загрязнение, безусловно, оказывает человек. Это стало особенно актуальным в век развития науки и техники, промышленности, индустриализации и урбанизации. Следствием антропогенного воздействия стало заметное ухудшение состояния окружающей среды и экосистем всей планеты. Как известно, экосистемы - единый организм, нарушения в одной из областей которого приводит к нарушению всей экологической обстановки земного шара. В первую очередь это касается экосистем государств, расположенных по соседству, - все приграничные территории тесно взаимосвязаны и имеют общую совокупность экологических проблем. Как справедливо замечает Н. В. Лукьянова, «развитие технологий, всё более
увеличивающееся потребление ресурсов привело к множеству экологических проблем. Так, на сегодняшний день почти не осталось экосистем, которые не были бы нарушены деятельностью человека» [1].
Экосистемы и России, и Казахстана относятся к самым большим экологическим системам планеты, которые определяют экологическую ситуацию в мире. «Территория России составляет 12 % от всей площади суши. Она занята высокопродуктивными экосистемами, водно-болотными угодьями (стабилизирующими состояние окружающих почв, лесов, рек), тундровыми, степными и полупустынными ландшафтами. В России в естественном состоянии (не нарушенном хозяйственной деятельностью) сохранена значительная часть территории (60-65 %
© Артыкбаева Г. Т., 2015
110
Сравнительный анализ нормативно-правовых основ экологической политики...
площади страны)» [2]. В то же время экологическое состояние 15 % территории России не соответствует нормативам [3].
По размеру территории Республика Казахстан входит в десятку крупнейших территорий мира. Природный ландшафт страны составляют лесостепная, степная, полупустынная и пустынная зоны. На экологическую обстановку Казахстана влияет множество факторов, в том числе крупные промышленные заводы, опустынивание земель и эрозия почвы вследствие неэффективного природопользования, проблема Аральского моря и многое другое. По данным исследований экологов, лесной покров территории республики составляет всего 4 % и находится на грани исчезновения.
Оценивая экологическую ситуацию как России, так и Казахстана, следует отметить общность и схожесть, взаимосвязанность проблем окружающей среды. Как в России, так и в Казахстане, приняты все необходимые законы и законодательные акты по регулированию и охране окружающей среды. Но, по нашему мнению, на данный момент они неэффективны и не решают всего комплекса экологических проблем, по крайней мере, обеспечить улучшение экологической обстановки не в состоянии. Осмелимся предположить, что это происходит, скорее всего, не из-за недостатков в законодательстве, а вследствие несовершенства механизмов его соблюдения.
Следует отметить, что за годы существования независимого Казахстана государственный орган по охране окружающей среды несколько раз менял свое название. 6 августа 2014 г. в связи с реструктуризацией министерств Республики Казахстан Министерство окружающей среды и водных ресурсов было ликвидировано, его функции перешли к заново созданному Министерству энергетики.
Законодательной основой регулирования экологической ситуации в Российской Федерации является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-Ф3. Он состоит из 16 глав, включающих 84 статьи. Необходимо отметить, что закон был принят в условиях диверсификации политики Российской Федерации, когда перед государством встала необходимость определения векторов и направ-
лений государственной экологической политики.
В законе приведен широкий вектор принципов, являющихся основой для деятельности всех субъектов, оказывающих влияние на окружающую среду.
Всего в законе предусмотрено 24 принципа, которые охватывают такие аспекты, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; научную обоснованность экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства; воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; сохранение биологического разнообразия; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и др. [4].
В Республике Казахстан основополагающим документом в сфере экологии является Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. № 212-III, заменивший Закон Республики Казахстан от 15 июля 1997 г. «Об охране окружающей среды».
Экологический кодекс Республики Казахстан состоит из общей и особенной частей, содержащих 47 глав и 326 статей.
В Кодексе выделены экологические основы устойчивого развития Республики Казахстан и основные принципы экологического законодательства Республики Казахстан, которые в совокупности имеют сходство с принципами охраны окружающей среды Федерального Закона.
В целом данные разделы Кодекса охватывают такие аспекты, как достижение госу-
111
Г. Т. Артыкбаева
дарством цели по обеспечению благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья человека; охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия; соблюдение права каждого человека на доступ к экологической информации и всестороннее участие общественности в решении вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития; глобальное партнерство в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли; содействие развитию международного права, касающегося ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде; обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан; обеспечение экологической безопасности; экосистемный подход при регулировании экологических отношений; государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов; обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах; неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан; обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде; гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права и
др. [5].
Проанализировав принципы законов стран, регулирующих охрану окружающей среды, можно выделить общее и особенное. К общим принципам основополагающих законов в области экологии относятся:
1) обеспечение благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья человека;
2) обеспечение устойчивого развития и экологической безопасности;
3) охрана окружающей среды и сохранение биоразнообразия;
4) обеспечение международного сотрудничества и соблюдение норм международного права в области охраны окружающей среды;
5) соблюдение права каждого гражданина на доступ к информации о состоянии окружающей среды, участия в принятии решений в области охраны окружающей среды;
6) платность природопользования и нанесения вреда окружающей среде;
7) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
8) ответственность за нарушение экологического законодательства;
9) независимость экологического контроля;
10) государственное управление в области охраны окружающей среды;
11) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности путем применения наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
К отличительным чертам или преимуществам Федерального Закона «Об охране окружающей среды» можно отнести:
1) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
2) учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
3) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
4) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
5) участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
6) обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия [4].
К особенностям Экологического кодекса Республики Казахстан отнесятся:
1) обеспечение и реализация права Республики Казахстан на разработку своих природных ресурсов и отстаивание национальных интересов в вопросах использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду;
112
Сравнительный анализ нормативно-правовых основ экологической политики...
2) справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений;
3) развитие устойчивых моделей производства и потребления;
4) сдерживание, предотвращение переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный ущерб окружающей среде или считаются вредными для здоровья человека, а также принятие мер предосторожности в случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба окружающей среде;
5) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
6) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду [5].
Также отличием казахстанского Экологического кодекса является использование в нем понятий «особо охраняемая природная территория» и «государственный природнозаповедный фонд». Особо охраняемая природная территория - это участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны. Государственный природнозаповедный фонд - это совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации [5].
В отличие от казахстанского, в российском законодательстве применяется понятие «экологическое страхование». Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков [4].
Следует отметить, что особенности или отличительные черты законов носят уникальный характер и их, скорее, можно отнести к преимуществам законодательных баз.
Различия в законах двух стран можно объяснить, во-первых, различиями террито-
риальных устройств. В частности, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» обращается внимание на особенности территориальных делений, тогда как в Экологическом кодексе Республики Казахстан описаны общие положения для всей республики. Во-вторых, отличия обусловлены активностью некоммерческой сферы или общественных объединений, участвующих в регулировании экологической сферы, которая в Российской Федерации развивается интенсивнее. В-третьих, по нашему мнению, отличия обусловлены разработкой месторождений полезных ископаемых, нефти Республики Казахстан зарубежными компаниями, что отразилось в законодательстве республики. Так, в Экологическом кодексе четко очерчено соблюдение национальных интересов при использовании природных ресурсов.
Можно также отметить ориентированность положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» на индивида, что определяется учетом научной обоснованности сочетаний интересов человека, государства и общества, ориентацию на экологическое воспитание, образование и формирование экологической культуры и т. д. Тогда как Экологический кодекс Республики Казахстан ориентирован на внешние факторы - соблюдение национальных интересов, координацию действий государственных органов и т. д.
По нашему мнению, к преимуществам Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует отнести четкость и тщательность описания норм и положений. К преимуществам Экологического кодекса Республики Казахстан - учет современных реалий.
В целях усовершенствования законодательных баз двух стран в сфере экологии необходимо тесное сотрудничество органов, осуществляющих экологическую политику, заимствование положительных сторон законодательства, что приобретает особую актуальность в свете вступления обоих стран в Евразийский экономический союз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукьянова Н. В. Определение показателей значимости природных экосистем // Горный информационно-аналитический бюллетень
113
Г. Т. Артыкбаева
(научно-технический журнал). - Выпуск
№ S5. - 2008. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/opredelenie-pokazateley-znachimosti-prirodnyh-ekosistem# ixzz3eNc7KMXE.
2. Шуленина Н. В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер. Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.
3. Экологическая ситуация в России на современном этапе // Образовательный сайт Е. Н. Кучеровой. - URL: http://kycherova.ru/ akolog_sit/index.html.
4. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-Ф3. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
cgi?req=doc;base=LAW;n = 166326.
5. Экологический кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15 июня 2015 г.) // ПАРАГРАФ : информационная система. - URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30085593.
114