Научная статья на тему 'Отражение правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды в действующей и предыдущих конституциях Казахстана'

Отражение правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды в действующей и предыдущих конституциях Казахстана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CONSTITUTION / ECOLOGICAL NORMS / ECOLOGICAL RELATIONS / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сериков Олжас Тулеушович

Рассматривается история и эволюция экологических норм в различных конституциях Казахстана начиная с 1978 года. Анализируется последовательное увеличение количества и качества соответствующих норм в конституциях и их связь с международно-правовым регулированием экологических отношений. Проведено сравнение с аналогичными статьями некоторых зарубежных конституций. Библиогр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and evolution of ecological norms in different Kazakhstan"s constitutions beginning from 1978 are considered in the paper. Sequential increase of amount and quality of relevant norms in constitutions and their connection with international legal regulation of ecological relations are analyzed. Comparison with the relevant articles of some foreign constitutions is given.

Текст научной работы на тему «Отражение правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды в действующей и предыдущих конституциях Казахстана»

УДК 342.4+349.6

О. Т. Сериков

ОТРАЖЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ И ПРЕДЫДУЩИХ КОНСТИТУЦИЯХ КАЗАХСТАНА

Термин «конституция» происходит от латинского «constitution» - устанавливаю, учреждаю. Впервые этот термин нашел свое применение в Древнем Риме для обозначения актов, издаваемых императором. Впоследствии термин «конституция» стал применяться для обозначения свода нормативно-правовых актов, регулирующих основы устройства общества, государственной власти, прав и свобод человека и гражданина. Конституция - это законодательный акт, которым определяется организация высших органов государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимоотношения и компетенция, а также основы положения индивида по отношению к государственной власти. Сущность конституции определяется фактическим соотношением политических сил в обществе и отражает реальное распределение власти в государстве. Конституция Республики Казахстан, как акт высшей юридической силы, выступает в качестве публичного договора власти и народа с конкретно определенными взаимными правами и обязанностями сторон [1, с. 12]. Правовые нормы Конституции Республики Казахстан относятся ко всем сферам жизни государства и общества: политической, экономической, социальной, культурной. Разумеется, правовые нормы Конституции не регулируют подробно и всесторонне общественные отношения в указанных сферах. Они регулируют лишь существенные, главные стороны общественных отношений. Этим правовые нормы Конституции Республики Казахстан отличаются от правовых норм других отраслей права [2, с. 7]. Как и для других отраслей права, в сфере экологического права Конституция Республики Казахстан является основополагающим правовым актом.

Впервые в истории конституционного развития Казахстана специальные экологические нормы были сформулированы в Конституции Казахской ССР от 20 апреля 1978 года. Несомненную эколо-го-правовую направленность имеют следующие статьи Конституции 1978 года [3, с. 12-13]:

- Статья 18. «В интересах настоящего и будущих поколений в Казахской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

- Статья 40. «Граждане Казахской ССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается ... мерами по оздоровлению окружающей среды».

- Статья 65. «Граждане Казахской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства».

- Статья 75. «Ведению Казахской Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Казахской ССР, обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

9) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды».

- Статья 118. «В пределах своих полномочий Совет Министров Казахской ССР:

... разрабатывает и осуществляет меры по... рациональному использованию и охране природных ресурсов».

- Статья 127. «В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы .».

Кроме того, в Конституции 1978 года имела эколого-правовое значение статья 11, устанавливающая исключительную собственность государства на землю, недра, воды и леса, а также статьи 12 и 13, обязывающие колхозы и граждан эффективно, рационально и бережно относиться к земле и ее использованию.

С обретением Республикой Казахстан независимости эколого-правовые нормы были отражены в Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 года. Статья 26 Конституции устанавливала право граждан республики на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Статья 46 подтвердила исключительную государственную собственность на землю, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы. Введение в этот список природных ресурсов и растительного, и животного мира означало расширение сферы ответственности государства в области охраны окружающей природной среды.

Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (пункт 3 статьи 6), «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Признание частной собственности на землю, конечно же, не означает снижения уровня охраны окружающей природной среды. Нормы экологического права направлены на охрану окружающей среды независимо от формы собственности.

Помимо указанной нормы, Конституция 1995 года установила следующие экологоправовые положения:

- Пункт 1 статьи 31: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека».

- Статья 38: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».

- Пункт 3 статьи 61 относит к компетенции Парламента Республики Казахстан «законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся. 9) охраны окружающей среды».

Если взять для сравнения конституции ряда зарубежных государств, то можно выделить такие страны, в конституциях которых вообще нет эко лого-правовых норм (например, США, Великобритания); государства, конституции которых содержат небольшое количество норм, касающихся охраны окружающей природной среды (Канада, Нидерланды), и, наконец, страны с подробным изложением норм экологического права в действующих конституциях (Итальянская Республика, Швейцарская Конфедерация, Российская Федерация).

В Конституции США нет эколого-правовых норм по двум причинам: во-первых, она была принята в 18-м веке, когда вопросы охраны окружающей природной среды крайне редко поднимались в нормативно-правовых актах, а если и поднимались, то только как составная часть института охраны государственной или частной собственности; во-вторых, Конституция США, так же как Билль о правах и другие поправки к Конституции, регулирует очень узкий круг вопросов, касающийся только порядка выборов и полномочий высших органов государства и некоторых других вопросов.

Конституция Великобритании, вернее, совокупность правовых норм, по традиции называемая британской Конституцией, как известно, состоит из целого ряда писаных и неписаных источников, таких, как конституционные акты, прецеденты, статутное право, конституционные соглашения и обычаи. Согласно Е. А. Высторобец, «экологические положения в британской Конституции могут быть обнаружены лишь в ее самых ранних частях. Их рассмотрение имеет значение, скорее, для историков, изучающих развитие законодательства, чем для анализа положений современного экологического законодательства» [4, с. 39].

Конституция Канады 1982 года содержит ряд норм, косвенно связанных с экологическим правом. Например, в Конституционном акте 1982 года вносятся «некоторые новые элементы в существовавший конституционный правопорядок, включая уточнения в распределение компетенции между федеральными властями и субъектами федерации - провинции в распределении естественных ресурсов» [4, с. 41].

В Конституции Королевства Нидерландов 2002 года записана только одна статья (статья 21), имеющая эколого-правовое содержание: «Власти обязаны поддерживать в стране благоприятные для экосистем условия, охранять и улучшать состояние окружающей среды» [5].

Конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года содержит целый отдел (4 отдел) «Окружающая среда и планирование территории», состоящий из 8 статей, подробно отражающих эколого-правовые принципы швейцарского законодательства. Для демонстрации того значения, которое придает швейцарский законодатель охране окружающей природной среды, можно привести названия этих статей [6, с. 720-721]:

Статья 73. Долговременное развитие.

Статья 74. Охрана окружающей природной среды.

Статья 75. Планирование территорий.

Статья 76. Водопользование.

Статья 77. Лесопользование.

Статья 78. Охрана природы и природного наследия страны.

Статья 79. Охота и рыболовство.

Статья 80. Охрана животных.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года содержит ряд норм экологоправового характера. Например [7, с. 268-272], пункт 2 статьи 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц»; статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»; статья 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам», и др.

На основании изложенного можно заключить, что действующая Конституция Республики Казахстан относится к тем конституциям, в которых эколого-правовые нормы представлены подробно и последовательно. Это в целом характерно для стран СНГ, конституции которых приняты, как правило, после 1991 года, когда экологическое право уже представляло собой обособленную отрасль юридической науки и общие мировые требования к охране окружающей среды были на достаточно высоком уровне. Конституция Республики Казахстан, таким образом, является основой экологического законодательства республики, провозглашая основные принципы правовой охраны окружающей природной среды, получившие дальнейшее развитие в законах и подзаконных актах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституционное право Республики Казахстан: учеб.-метод. пособие. - Алматы, 2001. - 392 с.

2. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. - Алматы, 2005. - 544 с.

3. Природа и закон (Сборник нормативных актов по охране природы). - Алма-Ата: Кайнар, 1984. - 438 с.

4. Высторобец Е. А. Экологическое законодательство России, Великобритании, Канады и Нидерландов (Сравнительно-правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - 263 с.

5. The Constitution of the Kingdom of the Netherlands. 1996. The Constitution of the Kingdom of the Netherlands 2002 // http:www.minbzk.nl. contents page 00012485 grondwet. UK 6-02.pdf.

6. 20 европейских конституций: сб. неофиц. текстов конституций и конституционных актов / сост. Г. П. Лупарев. - Алматы, 2003. - 762 с.

7. Конституции стран СНГ / сост. Ю. Булуктаев. - Алматы, 1999. - 416 с.

Статья поступила в редакцию 14.12.2009

REFLECTION OF LAW NORMS IN THE SPHERE OF THE PROTECTION OF THE SURROUNDING ENVIRONMENT IN OPERATING AND PREVIOUS CONSTITUTIONS OF KAZAKHSTAN

O. T. Serikov

History and evolution of ecological norms in different Kazakhstan’s constitutions beginning from 1978 are considered in the paper. Sequential increase of amount and quality of relevant norms in constitutions and their connection with international legal regulation of ecological relations are analyzed. Comparison with the relevant articles of some foreign constitutions is given.

Key words: constitution, ecological norms, ecological relations, international legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.