Научная статья на тему 'Сравнительный анализ методик расчета численности учебно-вспомогательного персонала кафедр вуза (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения)'

Сравнительный анализ методик расчета численности учебно-вспомогательного персонала кафедр вуза (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2728
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ / УВП / МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ / ШТАТ ВУЗА / ПЕРСОНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрезинский К. С.

Разработаны и предложены два способа определения численности учебно-вспомогательного персонала пгупс, проведен анализ полученных результатов на предмет отклонений от существующей численности. в результате одна из методик рекомендована и принята к использованию при определении и корректировке штатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ методик расчета численности учебно-вспомогательного персонала кафедр вуза (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения)»

14

Общетехнические и социальные проблемы

Заключение

Научно-исследовательские работы кафедры ПТПиСМ позволили создать основы методологии проектирования объектов техники - нового научного направления в области теории машин и механизмов. Основными чертами методологии являются системный подход, оптимизация и автоматизация. Использование методологии в дисциплинах «Технические основы создания машин» и «Основы автоматизированного проектирования» приводит в систему знания о процессе проектирования и создаёт необходимую базу для будущей профессиональной деятельности выпускников Университета в области создания новой техники транспортных систем.

УДК 378:331:65.01

К. С. Дрезинский

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА КАФЕДР ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ)

Разработаны и предложены два способа определения численности учебновспомогательного персонала 111'УПС, проведен анализ полученных результатов на предмет отклонений от существующей численности. В результате одна из методик рекомендована и принята к использованию при определении и корректировке штатов.

учебно-вспомогательный персонал, УВП, методика определения численности, штат вуза, персонал высшей школы.

Введение

В последние десятилетия произошли существенные изменения в обеспечении учебного процесса вузов, которые обусловлены разными причинами. К их числу следует отнести и нарушения связей с внешними организациями, оказывавшими существенную помощь в обеспечении учебного процесса. Это привело к тому, что проведение многих видов практик перенесено в учебные лаборатории, особенно в технических высших учебных заведениях. Ввиду большой нагрузки учебных лабораторий, а также в связи с необходимостью определения численности вспомогательного персонала на создаваемых кафедрах, на который практически

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

15

полностью возложены функции по обеспечению учебного процесса, возникла необходимость уточнения внутренней штатной структуры кафедр.

Цель работы: провести анализ штатной структуры существующих лабораторий, установить факторы, определившие количество сотрудников лабораторий, смоделировать зависимости между количеством сотрудников лабораторий и определяющими факторами, разработать методику по определению численности УВП (учебно-вспомогательного персонала).

1 Описание и оценка разработанных методик определения численности УВП

На первом этапе надлежало провести анализ штатной структуры существующих лабораторий и установить факторы, определившие количество сотрудников лабораторий.

Известно, что на количество штатных сотрудников учебных лабораторий влияет большое число факторов. Из их числа руководители кафедр и преподаватели выделили прежде всего следующие: суммарную нагрузку кафедры; стоимость материальной базы кафедры; количество лабораторий на кафедре; трудозатраты на проведение лабораторных работ в часах; трудозатраты на проведение расчетно-графических работ в часах; трудозатраты на проведение курсового и дипломного проектирования (курсовых и дипломных работ) в часах; общий объем занятий, проводимых кафедрой, в часах; объем производственной практики в часах.

Затем был произведен сбор перечисленных данных для последующего анализа.

При определении численности штатов необходимо руководствоваться номенклатурой должностей УВП по следующим категориям: заведующий лабораторией, инженер, программист, старший лаборант, лаборант, учебный мастер.

Первый способ определения численности УВП кафедры любого типа -суммирование отдельных значений численности, полученных нормированием указанных факторов. В этом случае при определении структуры и численности штатов учитывают содержание и объем работ, выполняемых УВП в зависимости от квалификации, а также влияние факторов, не связанных с учебной нагрузкой, на фактическую численность УВП кафедр. Руководствуются также номенклатурой должностей УВП.

В случае значительных расхождений расчетной и фактической численности УВП необходима оценка численности по данному положению в целом по Университету с последующей корректировкой полученных значений.

Второй способ определения численности УВП основан на корреляционно-регрессионном и дисперсионном анализе. В качестве математических моделей, определяющих зависимость количества сотрудников лаборатории

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

16

Общетехнические и социальные проблемы

от факторов учебного процесса, рассматривались линейные функции множественной регрессии с различным числом факторов.

Наиболее качественной из построенных линейных многофакторных и однофакторных моделей является зависимость численности УВП от количества лабораторий на кафедре, трудозатрат на проведение лабораторных работ, объемов производственной практики и от численности преподавательского состава.

Определено, какой метод в большей степени удовлетворяет требованиям определения численности УВП. Для этого полученные результаты подвергались анализу на предмет отклонений от существующей численности.

Первый способ выявил значительные расхождения расчетной и фактической численности (т. е. более 20%) у 34% кафедр. Второй - у гораздо большего количества кафедр (59%). В результате первая методика рекомендована для пробной обкатки в Университете с последующей корректировкой по результатам применения.

2 Алгоритм определения численности УВП на кафедре

Алгоритм - методологическое понятие; он является собирательным названием отдельных правил определенного вида, точно сформулированным правилом, назначение которого - быть руководством для достижения необходимого результата. Алгоритм - это пошаговый (дискретный) процесс решения определенного типа задач; правило, указывающее действия, в результате выполнения которых от исходных данных приходят к искомому результату.

1. Для упрощения формирования штатной структуры УВП и создания нормативной базы расчета его численности объем работ, выполняемых УВП, выражается через структуру его занятости в соответствии со следующими функциями:

• инженерное, программное и организационно-техническое обеспечение научно-педагогической деятельности кафедры (1-я функция);

• ведение делопроизводства по кафедре для обеспечения учебного процесса: оформление конспектов, лекций, методических материалов, слайдов, плакатов, пособий, экзаменационных билетов и т. д. (2-я функция);

• непосредственное участие в проведении лабораторных и расчетнографических работ (3-я функция);

• участие в обеспечении заданиями на курсовые и дипломные работы и проекты, производственную практику (4-я функция);

• работа по учету, обслуживанию и ремонту оборудования и инвентаря кафедры (5-я функция).

2. Предполагаемые соотношения между категориями УВП в соответствии с выполняемыми функциями (без учета руководителей подразделений и, соответственно, 1-й функции) представлены в таблице 1.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы 17

ТАБЛИЦА 1. Соотношение между категориями УВП по кафедрам

Индекс кафед- ры Тип кафедр Занятость УВП выполнением функции (в процентах к суммарному бюджетному времени)

2-й 3-й 4-й 5-й Итого

1 Выпускающие 33 14 28 25 100

2 Естественно-научные и общепрофессиональные 13 32 11 44 100

3 Гуманитарные 80 0 5 15 100

3. Исходными данными для расчета численности УВП кафедры являются:

• количество структурных подразделений (лаборатория, кабинет и т. д.), требующих самостоятельного органа управления (ед.);

• плановые объемы учебной нагрузки по отдельным видам работ на кафедре (ч/уч. год), в том числе объемы лабораторных, расчетнографических работ, курсового и дипломного проектирования, производственной практики;

• нормативы соотношений между численностью УВП и ППС (чел/чел.);

• нормативы занятости УВП по отдельным видам плановой учебной нагрузки (ч/уч. год на 1 чел.);

• балансовая стоимость учебного оборудования, оснащения и инвентаря (тыс. руб.);

• нормативы обслуживания учебного оборудования, оснащения и инвентаря (тыс. руб/чел.).

4. Численность УВП кафедры любого типа определяется суммированием отдельных расчетных значений, полученных по каждому слагаемому формулы:

Ч = Л +

^УВП JLi ~

П

Н

Кд + 5^ • К+^ • К0р,

Н общ Hc

где Чувп - искомая численность УВП для 1-й кафедры;

Лi - число структурных подразделений (лабораторий, кабинетов и т. д.), требующих самостоятельного органа управления;

П - численность профессорско-преподавательского состава i-й кафедры;

Нп - норматив численности ППС, приходящихся на одного учебно-вспомагательного работника (без руководителей подразделений) по 2-й функции - работы общего характера по обслуживанию ППС;

Кд, К, Кор - коэффициенты занятости УВП по типу кафедры (2-, 3-, 4-, 5-я функции, К = Клр + Ккдп;

Тобщ - общая учебная нагрузка i-й кафедры;

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

18

Общетехнические и социальные проблемы

Нобщ - общая нормативная нагрузка по типу кафедры;

Сбг - стоимость материальной базы;

Нс - норматив стоимости материальной базы на одного вспомогательного работника.

5. Нормативы, рекомендуемые для расчета численности УВП i-й кафедры любого типа, представлены в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2. Коэффициенты и нормативы загрузки УВП

Тип кафедр Кд Клр Ккдп Кор Ни (чел/чел.) Нобщ (ч/чел.) Нс (тыс. руб/чел.)

Выпускающие 0,33 0,14 0,28 0,25 6 3600 800

Естественно-научные 0,13 0,32 0,11 0,44 6 2700 400

Г уманитарные 0,8 0 0,05 0,15 6 3200 500

Примечание. Нормативы и коэффициенты получены расчетным путем по реально действующим учебным планам.

Если стоимость оборудования на кафедре превышает 5 млн. рублей при наличии дорогостоящего неделимого оборудования, вводится понижающий коэффициент 2.

6. В случае значительных расхождений расчетной и фактической численности (более 20%) УВП необходима оценка численности УВП данной кафедры с последующей корректировкой значений.

7. Численность руководителей подразделений (заведующих лабораториями, кабинетами и т. д.), а также лиц, выполняющих функцию организационного и инженерного обеспечения научно-педагогической деятельности кафедры, определяется соответствующей числу Л формулой, т. е. целиком зависит от наличия структурных подразделений, включенных в состав кафедры.

Заключение

Проведен анализ штатной структуры существующих лабораторий.

Установлены факторы, существенно влияющие на количество сотрудников лабораторий.

Разработана методика по определению штатов и расчету численности учебно-вспомогательного персонала кафедр Петербургского государственного университета путей сообщения.

Библиографический список

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Проблемы кадрового потенциала вузов и некоторые пути их решения // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. - Вып. 8. - М., 2005. - 44 с.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

19

2. Романкова Л.И., Селянская Г.Н. Мониторинг кадрового потенциала вуза // Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. - Вып. 3. - М., 2004. -56 с.

3. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук В.В. Глухова. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Лань, 2001. - 544 с.

УДК 539.4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. С. Доев, Ф. А. Доронин

РЕЗОНАНСНЫЕ РЕЖИМЫ В ЛИНЕЙНЫХ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ С КРАТНЫМИ ЧАСТОТАМИ

Наличие кратных собственных частот в динамической системе с s степенями свободы приводит к появлению ряда особенностей в протекании резонансных режимов. Эти особенности связаны как со структурой собственных чисел динамической матрицы системы, так и с видом резонансного воздействия на нее. Упомянутые особенности отчетливо проявляются при изучении процессов, протекающих в динамических системах типа генератор-осциллятор, работающих в резонансных режимах.

кратные собственные числа, алгебраическая кратность, геометрическая кратность, жорданова форма матрицы.

Введение

Известно, что для матриц простой структуры канонической формой для вещественных собственных чисел является диагональная, для комплексных - блочно-диагональная. Если матрица имеет кратные собственные числа, то вид канонической формы такой матрицы зависит от того, к какому типу относится кратность собственных чисел этой матрицы - к алгебраическому или геометрическому.

При исследовании резонансных режимов в динамических системах весьма важным является вопрос о приведении системы дифференциальных уравнений к главным координатам, так как динамическая система реагирует на воздействия именно по ним. В зависимости от вида этого воздействия и структуры собственных частот системы возможны резонансные режимы, имеющие ряд особенностей.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.