14
Общетехнические и социальные проблемы
Заключение
Научно-исследовательские работы кафедры ПТПиСМ позволили создать основы методологии проектирования объектов техники - нового научного направления в области теории машин и механизмов. Основными чертами методологии являются системный подход, оптимизация и автоматизация. Использование методологии в дисциплинах «Технические основы создания машин» и «Основы автоматизированного проектирования» приводит в систему знания о процессе проектирования и создаёт необходимую базу для будущей профессиональной деятельности выпускников Университета в области создания новой техники транспортных систем.
УДК 378:331:65.01
К. С. Дрезинский
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА КАФЕДР ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ)
Разработаны и предложены два способа определения численности учебновспомогательного персонала 111'УПС, проведен анализ полученных результатов на предмет отклонений от существующей численности. В результате одна из методик рекомендована и принята к использованию при определении и корректировке штатов.
учебно-вспомогательный персонал, УВП, методика определения численности, штат вуза, персонал высшей школы.
Введение
В последние десятилетия произошли существенные изменения в обеспечении учебного процесса вузов, которые обусловлены разными причинами. К их числу следует отнести и нарушения связей с внешними организациями, оказывавшими существенную помощь в обеспечении учебного процесса. Это привело к тому, что проведение многих видов практик перенесено в учебные лаборатории, особенно в технических высших учебных заведениях. Ввиду большой нагрузки учебных лабораторий, а также в связи с необходимостью определения численности вспомогательного персонала на создаваемых кафедрах, на который практически
2006/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические и социальные проблемы
15
полностью возложены функции по обеспечению учебного процесса, возникла необходимость уточнения внутренней штатной структуры кафедр.
Цель работы: провести анализ штатной структуры существующих лабораторий, установить факторы, определившие количество сотрудников лабораторий, смоделировать зависимости между количеством сотрудников лабораторий и определяющими факторами, разработать методику по определению численности УВП (учебно-вспомогательного персонала).
1 Описание и оценка разработанных методик определения численности УВП
На первом этапе надлежало провести анализ штатной структуры существующих лабораторий и установить факторы, определившие количество сотрудников лабораторий.
Известно, что на количество штатных сотрудников учебных лабораторий влияет большое число факторов. Из их числа руководители кафедр и преподаватели выделили прежде всего следующие: суммарную нагрузку кафедры; стоимость материальной базы кафедры; количество лабораторий на кафедре; трудозатраты на проведение лабораторных работ в часах; трудозатраты на проведение расчетно-графических работ в часах; трудозатраты на проведение курсового и дипломного проектирования (курсовых и дипломных работ) в часах; общий объем занятий, проводимых кафедрой, в часах; объем производственной практики в часах.
Затем был произведен сбор перечисленных данных для последующего анализа.
При определении численности штатов необходимо руководствоваться номенклатурой должностей УВП по следующим категориям: заведующий лабораторией, инженер, программист, старший лаборант, лаборант, учебный мастер.
Первый способ определения численности УВП кафедры любого типа -суммирование отдельных значений численности, полученных нормированием указанных факторов. В этом случае при определении структуры и численности штатов учитывают содержание и объем работ, выполняемых УВП в зависимости от квалификации, а также влияние факторов, не связанных с учебной нагрузкой, на фактическую численность УВП кафедр. Руководствуются также номенклатурой должностей УВП.
В случае значительных расхождений расчетной и фактической численности УВП необходима оценка численности по данному положению в целом по Университету с последующей корректировкой полученных значений.
Второй способ определения численности УВП основан на корреляционно-регрессионном и дисперсионном анализе. В качестве математических моделей, определяющих зависимость количества сотрудников лаборатории
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/1
16
Общетехнические и социальные проблемы
от факторов учебного процесса, рассматривались линейные функции множественной регрессии с различным числом факторов.
Наиболее качественной из построенных линейных многофакторных и однофакторных моделей является зависимость численности УВП от количества лабораторий на кафедре, трудозатрат на проведение лабораторных работ, объемов производственной практики и от численности преподавательского состава.
Определено, какой метод в большей степени удовлетворяет требованиям определения численности УВП. Для этого полученные результаты подвергались анализу на предмет отклонений от существующей численности.
Первый способ выявил значительные расхождения расчетной и фактической численности (т. е. более 20%) у 34% кафедр. Второй - у гораздо большего количества кафедр (59%). В результате первая методика рекомендована для пробной обкатки в Университете с последующей корректировкой по результатам применения.
2 Алгоритм определения численности УВП на кафедре
Алгоритм - методологическое понятие; он является собирательным названием отдельных правил определенного вида, точно сформулированным правилом, назначение которого - быть руководством для достижения необходимого результата. Алгоритм - это пошаговый (дискретный) процесс решения определенного типа задач; правило, указывающее действия, в результате выполнения которых от исходных данных приходят к искомому результату.
1. Для упрощения формирования штатной структуры УВП и создания нормативной базы расчета его численности объем работ, выполняемых УВП, выражается через структуру его занятости в соответствии со следующими функциями:
• инженерное, программное и организационно-техническое обеспечение научно-педагогической деятельности кафедры (1-я функция);
• ведение делопроизводства по кафедре для обеспечения учебного процесса: оформление конспектов, лекций, методических материалов, слайдов, плакатов, пособий, экзаменационных билетов и т. д. (2-я функция);
• непосредственное участие в проведении лабораторных и расчетнографических работ (3-я функция);
• участие в обеспечении заданиями на курсовые и дипломные работы и проекты, производственную практику (4-я функция);
• работа по учету, обслуживанию и ремонту оборудования и инвентаря кафедры (5-я функция).
2. Предполагаемые соотношения между категориями УВП в соответствии с выполняемыми функциями (без учета руководителей подразделений и, соответственно, 1-й функции) представлены в таблице 1.
2006/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические и социальные проблемы 17
ТАБЛИЦА 1. Соотношение между категориями УВП по кафедрам
Индекс кафед- ры Тип кафедр Занятость УВП выполнением функции (в процентах к суммарному бюджетному времени)
2-й 3-й 4-й 5-й Итого
1 Выпускающие 33 14 28 25 100
2 Естественно-научные и общепрофессиональные 13 32 11 44 100
3 Гуманитарные 80 0 5 15 100
3. Исходными данными для расчета численности УВП кафедры являются:
• количество структурных подразделений (лаборатория, кабинет и т. д.), требующих самостоятельного органа управления (ед.);
• плановые объемы учебной нагрузки по отдельным видам работ на кафедре (ч/уч. год), в том числе объемы лабораторных, расчетнографических работ, курсового и дипломного проектирования, производственной практики;
• нормативы соотношений между численностью УВП и ППС (чел/чел.);
• нормативы занятости УВП по отдельным видам плановой учебной нагрузки (ч/уч. год на 1 чел.);
• балансовая стоимость учебного оборудования, оснащения и инвентаря (тыс. руб.);
• нормативы обслуживания учебного оборудования, оснащения и инвентаря (тыс. руб/чел.).
4. Численность УВП кафедры любого типа определяется суммированием отдельных расчетных значений, полученных по каждому слагаемому формулы:
Ч = Л +
^УВП JLi ~
П
Н
Кд + 5^ • К+^ • К0р,
Н общ Hc
где Чувп - искомая численность УВП для 1-й кафедры;
Лi - число структурных подразделений (лабораторий, кабинетов и т. д.), требующих самостоятельного органа управления;
П - численность профессорско-преподавательского состава i-й кафедры;
Нп - норматив численности ППС, приходящихся на одного учебно-вспомагательного работника (без руководителей подразделений) по 2-й функции - работы общего характера по обслуживанию ППС;
Кд, К, Кор - коэффициенты занятости УВП по типу кафедры (2-, 3-, 4-, 5-я функции, К = Клр + Ккдп;
Тобщ - общая учебная нагрузка i-й кафедры;
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/1
18
Общетехнические и социальные проблемы
Нобщ - общая нормативная нагрузка по типу кафедры;
Сбг - стоимость материальной базы;
Нс - норматив стоимости материальной базы на одного вспомогательного работника.
5. Нормативы, рекомендуемые для расчета численности УВП i-й кафедры любого типа, представлены в таблице 2.
ТАБЛИЦА 2. Коэффициенты и нормативы загрузки УВП
Тип кафедр Кд Клр Ккдп Кор Ни (чел/чел.) Нобщ (ч/чел.) Нс (тыс. руб/чел.)
Выпускающие 0,33 0,14 0,28 0,25 6 3600 800
Естественно-научные 0,13 0,32 0,11 0,44 6 2700 400
Г уманитарные 0,8 0 0,05 0,15 6 3200 500
Примечание. Нормативы и коэффициенты получены расчетным путем по реально действующим учебным планам.
Если стоимость оборудования на кафедре превышает 5 млн. рублей при наличии дорогостоящего неделимого оборудования, вводится понижающий коэффициент 2.
6. В случае значительных расхождений расчетной и фактической численности (более 20%) УВП необходима оценка численности УВП данной кафедры с последующей корректировкой значений.
7. Численность руководителей подразделений (заведующих лабораториями, кабинетами и т. д.), а также лиц, выполняющих функцию организационного и инженерного обеспечения научно-педагогической деятельности кафедры, определяется соответствующей числу Л формулой, т. е. целиком зависит от наличия структурных подразделений, включенных в состав кафедры.
Заключение
Проведен анализ штатной структуры существующих лабораторий.
Установлены факторы, существенно влияющие на количество сотрудников лабораторий.
Разработана методика по определению штатов и расчету численности учебно-вспомогательного персонала кафедр Петербургского государственного университета путей сообщения.
Библиографический список
1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Проблемы кадрового потенциала вузов и некоторые пути их решения // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. - Вып. 8. - М., 2005. - 44 с.
2006/1
Proceedings of Petersburg Transport University
Общетехнические и социальные проблемы
19
2. Романкова Л.И., Селянская Г.Н. Мониторинг кадрового потенциала вуза // Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. - Вып. 3. - М., 2004. -56 с.
3. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук В.В. Глухова. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Лань, 2001. - 544 с.
УДК 539.4
В. С. Доев, Ф. А. Доронин
РЕЗОНАНСНЫЕ РЕЖИМЫ В ЛИНЕЙНЫХ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ С КРАТНЫМИ ЧАСТОТАМИ
Наличие кратных собственных частот в динамической системе с s степенями свободы приводит к появлению ряда особенностей в протекании резонансных режимов. Эти особенности связаны как со структурой собственных чисел динамической матрицы системы, так и с видом резонансного воздействия на нее. Упомянутые особенности отчетливо проявляются при изучении процессов, протекающих в динамических системах типа генератор-осциллятор, работающих в резонансных режимах.
кратные собственные числа, алгебраическая кратность, геометрическая кратность, жорданова форма матрицы.
Введение
Известно, что для матриц простой структуры канонической формой для вещественных собственных чисел является диагональная, для комплексных - блочно-диагональная. Если матрица имеет кратные собственные числа, то вид канонической формы такой матрицы зависит от того, к какому типу относится кратность собственных чисел этой матрицы - к алгебраическому или геометрическому.
При исследовании резонансных режимов в динамических системах весьма важным является вопрос о приведении системы дифференциальных уравнений к главным координатам, так как динамическая система реагирует на воздействия именно по ним. В зависимости от вида этого воздействия и структуры собственных частот системы возможны резонансные режимы, имеющие ряд особенностей.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/1