Научная статья на тему 'Теоретико-прикладные аспекты определения штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Теоретико-прикладные аспекты определения штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / РАБОТА С КАДРАМИ / WORK WITH THE STAFF / ПЕРСОНАЛ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL SYSTEM STAFF / ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ / STAFF NUMBER / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД / ADMINISTRATIVE WORK / ФОНД РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / FUND OF WORKING TIME / ТРУДОЗАТРАТЫ / ТРУДОЕМКОСТЬ / НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / REGULATION OF LABOR / ЭКСПЕРТНОЕ НОРМИРОВАНИЕ / EXPERT REGULATION / WORKING HOURS / LABOR COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долинин Александр Юрьевич

предмет статьи составляют теоретические и практические проблемы определения штатной численности персонала уголовно-исполнительной системы. Цель предложить методику расчета штатной численности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений, установление оптимальной нагрузки на работников является концептуальным направлением кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы. Штатная численность работников уголовно-исполнительной системы определяется на основе принятых норм и нормативов в зависимости от численности персонала учреждений и органов уголовноисполнительной системы; осужденных; персонала и осужденных. При этом не всегда учитывается сложившийся уровень служебной нагрузки персонала, современная специфика и условия функционирования уголовно-исполнительной системы. Разработка нормативов штатной численности сотрудников уголовноисполнительной системы должна базироваться на методологии нормирования управленческого труда. Предложена методика определения штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в основе которой лежит достижение баланса между затратами времени исправительного учреждения на выполнение всех возложенных законодательством функций и суммарным объемом годового фонда рабочего времени всего штатного персонала. Суммарные затраты времени могут быть получены методом экспертного нормирования, что соответствует современным подходам к определению численности государственных служащих. Годовой фонд рабочего времени определяется нормативным методом на основе анализа действующих в уголовно-исполнительной системе нормативных актов с учетом временных затрат, определяемых спецификой служебной деятельности персонала исправительных учреждений. Определить штатную численность персонала исправительного учреждения можно в результате осуществления следующих мероприятий: 1) составление списка функций, возложенных на учреждение; 2) составление перечня действий, необходимых для исполнения каждой функции; 3) установление трудоемкости и повторяемости этих действий; 4) определение индивидуальных фондов рабочего времени персонала; 5) нормирование численности персонала по каждой профессионально-квалификационной группе должностей; 6) определение численности персонала учреждения уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF DETERMINING THE STAFF NUMBER OF THE PENAL SYSTEM

the subject of the article is the theoretical and practical problems of determining the staff number of the correctional system. The aim is to offer a methodology for calculating staffing levels of correctional institutions and agencies. Specifying the standards of staff number of correctional institutions, establishing the optimal load on employees are the conceptual direction of staffing the penal system. The number of employees of the correctional system is determined on the basis of the accepted norms and standards calculated with the help of several methods: depending on the number of employees of institutions and agencies of the correctional system; depending on the number of convicts; depending on the number of the staff and convicts. At that, the current load level of personnel, the existing peculiarities, and operating conditions of the correctional system are often not taken into account. Developing the standards of the regular number of employees of the correctional system should be based on the methodology of norming the administrative work... the subject of the article is the theoretical and practical problems of determining the staff number of the correctional system. The aim is to offer a methodology for calculating staffing levels of correctional institutions and agencies. Specifying the standards of staff number of correctional institutions, establishing the optimal load on employees are the conceptual direction of staffing the penal system. The number of employees of the correctional system is determined on the basis of the accepted norms and standards calculated with the help of several methods: depending on the number of employees of institutions and agencies of the correctional system; depending on the number of convicts; depending on the number of the staff and convicts. At that, the current load level of personnel, the existing peculiarities, and operating conditions of the correctional system are often not taken into account. Developing the standards of the regular number of employees of the correctional system should be based on the methodology of norming the administrative work. A method for determining the staff number of the correctional system, based on achieving a balance between the amount of time spent by correctional facilities to perform all the functions assigned to it by the legislation and the total annual fund of operating time of all full-time employees. The total amount of time can be obtained by expert regulation, which corresponds to the modern approach to determining the number of civil servants. Annual fund of working time is calculated by analyzing the existing regulations in the penal system, taking into account time consumption, determined by the specific character of staff activities. It is possible to determine the staff number of the correctional institution by means of the following measures: 1) the list of functions assigned to the institution is specified; 2) the list of actions required to perform each function is compiled; 3) labor coefficient and frequency of occurrence of these actions are determined; 4) individual funds of staff working hours are defined; 5) the number of personnel in each skill-group position is determined; 6) the staff number of the correctional institution is calculated. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Теоретико-прикладные аспекты определения штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 343 .8 АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ ДОЛИНИН,

ББК 67.409.022 кандидат юридических наук, доцент,

Д64 начальник кафедры управления и организации деятельности УИС

(Академия ФСИН России), е-шай: aleksander.dolinin@yandex.ru

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Реферат: предмет статьи составляют теоретические и практические проблемы определения штатной численности персонала уголовно-исполнительной системы. Цель - предложить методику расчета штатной численности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений, установление оптимальной нагрузки на работников является концептуальным направлением кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы.

Штатная численность работников уголовно-исполнительной системы определяется на основе принятых норм и нормативов в зависимости от численности персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осужденных; персонала и осужденных. При этом не всегда учитывается сложившийся уровень служебной нагрузки персонала, современная специфика и условия функционирования уголовно-исполнительной системы. Разработка нормативов штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной системы должна базироваться на методологии нормирования управленческого труда.

Предложена методика определения штатной численности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в основе которой лежит достижение баланса между затратами времени исправительного учреждения на выполнение всех возложенных законодательством функций и суммарным объемом годового фонда рабочего времени всего штатного персонала. Суммарные затраты времени могут быть получены методом экспертного нормирования, что соответствует современным подходам к определению численности государственных служащих. Годовой фонд рабочего времени определяется нормативным методом на основе анализа действующих в уголовно-исполнительной системе нормативных актов с учетом временных затрат, определяемых спецификой служебной деятельности персонала исправительных учреждений.

Определить штатную численность персонала исправительного учреждения можно в результате осуществления следующих мероприятий:

1) составление списка функций, возложенных на учреждение;

2) составление перечня действий, необходимых для исполнения каждой функции;

3) установление трудоемкости и повторяемости этих действий;

4) определение индивидуальных фондов рабочего времени персонала;

5) нормирование численности персонала по каждой профессионально-квалификационной группе должностей;

6) определение численности персонала учреждения уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, работа с кадрами, персонал уголовно-исполнительной системы, штатная численность, управленческий труд, фонд рабочего времени, трудозатраты, трудоемкость, нормирование труда, экспертное нормирование.

Стратегия развития уголовно-исполнительной системы (УИС) направлена на повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривается решение комплекса мер по совершенствованию работы с кадрами, в частности: определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следст-

венных изоляторов на основе принятых норм законодательства России и международной практики, установление оптимальной нагрузки на персонал УИС, работающий в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

В результате реализации кадровых направлений Концепции в настоящее время осуществлено поэтапное сокращение штатной численности сотрудников УИС; существенно увеличилось денежное

содержание сотрудников УИС; совершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая прохождение службы сотрудниками УИС, их социальное обеспечение и социальные гарантии.

Вместе с тем многие проблемы работы с кадрами УИС не решены до сих пор, что негативно отражается на деятельности учреждений и органов УИС. В частности, на фоне увеличения денежного содержания сотрудников и сокращения численности персонала значительно увеличилась нагрузка на сотрудников УИС, особенно на персонал исправительных учреждений. Это свидетельствует о том, что оптимальные нормативы штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов до сих пор не выработаны. В связи с этим вопросы определения штатной численности сотрудников УИС остаются актуальными. Решить эти задачи возможно только на основе применения современных достижений науки управления, изучения и использования положительного опыта деятельности исправительных учреждений.

Для определения штатной численности работников УИС в настоящее время применяются нормы управляемости, соотношений, численности, а также нормативы штатной численности и типовые штатные расписания. Указанные нормы и нормативы приводятся в нормативных актах ФСИН России, регламентирующих организацию и порядок осуществления организационно-штатной работы. Согласно действующим нормативам в процессе определения штатной численности персонала учреждений и органов УИС используются несколько способов расчета в зависимости:

- от численности персонала учреждений и органов УИС. Этот способ применим для расчета численности работников УИС, служебная деятельность которых имеет обслуживающий характер в отношении персонала учреждений и органов УИС;

- от численности осужденных. Данный способ применим для расчета численности той категории персонала учреждений и органов УИС, которые по своим служебным обязанностям непосредственно работают с осужденными и объем служебной деятельности которых напрямую зависит от количества осужденных;

- от численности персонала и осужденных. Таким способом определяется численность преимущественно той категории работников учреждений и органов УИС, которые осуществляют обслуживающие функции в отношении как персонала, так и осужденных [1], [2, с. 17].

Однако практика деятельности исправительных учреждений показывает, что установленные в УИС нормативные материалы утверждены достаточно давно и часто не учитывают сложившийся уровень

служебной нагрузки персонала, современную специфику и условия функционирования УИС. В связи с этим постановка вопроса об определении научно обоснованной штатной численности сотрудников УИС представляется актуальной.

Разработка нормативов штатной численности органов и учреждений УИС базируется на нормировании труда. Трудовая деятельность персонала УИС имеет особенности. УИС является важным составным звеном системы исполнительных органов государственного управления, поэтому деятельность подавляющего большинства сотрудников УИС связана с реализацией процессов социального и государственного управления. Несмотря на различие в должностном положении сотрудников УИС, специфические особенности деятельности, в целом их труд является управленческим. Это проявляется в том, что основным направлением функционирования исправительных учреждений, его сущностью является организация исправления и ресоциализации осужденных [5, с. 15-18]. Этим обстоятельством определяются содержание и основные методы нормирования труда персонала УИС.

Нормирование и расчеты численности управленческого труда, к которому относится труд сотрудников УИС, представляют особую сложность, поскольку для него характерны: большой удельный вес творческого труда, разнообразие выполняемых работ, неравномерная нагрузка в течение рабочего дня, субъективные особенности мышления при работе с информацией и принятии решений, отсутствие многократно повторяемых работ и операций и другие факторы, усложняющие процесс нормирования. Все это обусловливает применение различных методик нормирования [4, с. 151-152].

Анализ методологических подходов к нормированию численности служащих позволяет сделать вывод о том, что отсутствие единого методического подхода к решению этой задачи приводит к разнообразию методов расчета численности служащих, использование большинства из которых не только не обеспечивает необходимой точности, но и затруднено или в принципе невозможно в силу объективных обстоятельств [2, с. 22].

Все методы нормирования делят на аналитические (аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский) и суммарные (опытно-статистические). При этом для различных категорий служащих применяются как различные нормы, так и различные методы нормирования. Несмотря на большую точность получаемых норм и отсутствие субъективности при использовании аналитических методов нормирования, их применение наиболее уместно для нормирования труда технических исполнителей. Нормирование труда руководителей и специалистов в меньшей степени

поддается хронометражным наблюдениям и требует применения иной методологии. Для нормирования труда этой категории служащих специалистами обосновывается возможность использования такой разновидности суммарных методов, как метод экспертного нормирования, который предполагает, что установление нормативов осуществляется группой экспертов, оценивающих количество и качество труда работника.

Считается, что данный метод нормирования управленческого труда имеет следующие преимущества по сравнению с аналитическими методами нормирования:

- незначительные затраты на разработку нормативов компенсируют снижение их точности;

- обеспечение единообразия в нормировании труда руководителей и специалистов;

- снижение психологического барьера к последующему применению нормативов [2, с. 14-15].

Считается, что для руководителей экспертное нормирование является единственно приемлемым методом, а для специалистов оно может быть основным методом. Для нормирования труда служащих (технических специалистов) более точными являются аналитические методы.

В теории нормирования труда основной экономической категорией, всеобщим объективным измерителем затрат труда является рабочее время. Оно служит главным производственным ресурсом, важнейшим организационным фактором и универсальным критерием рациональности всех действующих и проектируемых производственных и организационных систем [3, с. 19]. В связи с этим в основу методики определения штатной численности сотрудников УИС должна быть положена необходимость достижения баланса между трудозатратами учреждения УИС по выполнению всех возложенных законодательством функций и суммарного объема годового фонда рабочего времени всех работников, находящихся в штате. При этом штатную численность работников учреждения УИС необходимо устанавливать по структурным подразделениям раздельно для различных категорий персонала.

Построение балансовой модели определения штатной численности учреждения УИС может осуществляться в результате следующих мероприятий:

1) определение списка функций, возложенных на учреждение;

2) составление перечня действий, осуществление которых необходимо для исполнения каждой функции;

3) установление трудоемкости и повторяемости действий, осуществление которых необходимо для исполнения каждой функции. Трудоемкость действий устанавливается экспертами на основании изучения работы персонала. При этом следует вы-

брать передовое по уровню деятельности учреждение, где штат укомплектован квалифицированными специалистами и широко используются современные технические средства и информационные технологии управления. Повторяемость действий прямо связана со спецификой работы различных категорий персонала и устанавливается на основе учета данных о работе учреждения в предшествующий период.

Общие трудозатраты учреждения определяются путем составления таблиц трудозатрат. Таким образом, для каждой должности необходимо составить обобщенную таблицу трудозатрат выполненных работ, в которой отражаются все действия, осуществление которых необходимо для исполнения каждой функции, предусмотренной должностной инструкцией;

4) определение индивидуальных фондов рабочего времени путем изучения планов и графиков работы и через опросы. При этом необходимо исключить из годового фонда рабочего времени: время отпуска; время болезни; время профессиональной подготовки и повышения квалификации; время служебных командировок; время участия в совещаниях, приема граждан и т. п. Перечень этих временных затрат определяется спецификой служебной деятельности конкретного работника;

5) нормирование численности персонала по каждой профессионально-квалификационной группе должностей;

6) определение численности персонала учреждения УИС.

Исходной базой для расчета нормативной нагрузки и среднесписочной численности работников УИС является трудоемкость выполняемых ими функций. Под нормой нагрузки работника УИС необходимо понимать определенный должностной инструкцией перечень функций, выполненных в единицу рабочего времени.

Для определения трудоемкости по каждому из предусмотренных должностной инструкцией видов работ может быть применен метод экспертного нормирования. Экспертные оценки легко получить путем заполнения специально разработанной анкеты, в которой эксперты определяют затраты времени на выполнение различных видов работ. В результате анализа результатов можно определить усредненные затраты времени на выполнение отдельных видов работ сотрудником. Таким образом, можно установить время, которое затрачивает в среднем один работник определенной профессионально-должностной категории в единицу времени на выполнение функций, предусмотренных должностными обязанностями.

Расчет среднесписочной численности работников УИС целесообразно производить на основе установления соотношения (сравнения) суммы затрат времени на выполнение работником всех работ, предусмотренных должностной инструкцией (нагрузки работника), к годовому фонду рабочего времени. Первая из сравниваемых величин (нагрузка работника) может быть получена экспертным методом в результате проведенного социологического исследования. Вторая составляющая (годовой фонд рабочего времени) может быть получена нормативным методом на основе анализа действующих в УИС или применимых для УИС нормативных актов.

Плановый годовой фонд рабочего времени соответствует так называемому годовому производственному календарю. Помимо расчетной годовой нормы рабочего времени, применяется эффективный годовой фонд рабочего времени одного работника, в котором учитывается длительность предоставляемых отпусков [3, с. 23-24].

Для расчета среднесписочной численности работников УИС необходимо определить эффективный годовой фонд рабочего времени одного работника. При этом помимо длительности ежегодного отпуска необходимо учитывать специфику оперативно-служебной деятельности сотрудников УИС, которая предусматривает наличие в структуре затрат рабочего времени сотрудника УИС таких составляющих, как обучение в процессе служебной дея-

тельности и плановое повышение квалификации. Время обучения в процессе служебной деятельности и плановое повышение квалификации четко регламентированы Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169.

Следует обратить внимание на то, что по общему правилу нормирования при расчете штатной численности персонала в расчет берутся только производительные затраты (время работы по выполнению производственного задания и время регламентированных перерывов). Однако в окончательных расчетах целесообразно учесть такие непроизводительные затраты сотрудника, как нахождение на больничном. Кроме того, сотрудники исправительных учреждений часто привлекаются к выполнению служебных обязанностей не свойственных профессиональной деятельности. Несмотря на то что эти затраты времени не используются при нормировании, их учет поможет определить максимальное значение численности работников УИС, поскольку они фактически уменьшают эффективный годовой фонд рабочего времени, увеличивая общую служебную нагрузку.

Разработка научно обоснованной штатной численности сотрудников ФСИН России является важной задачей ее кадрового обеспечения и будет способствовать реализации концептуальных направлений развития УИС.

Список литературы

1. Структура управления в тюрьмах нового типа с учетом зарубежного опыта: теоретический проект. Рязань, 2012. 71 с.

2. Митрофанова Е., Захаров А. Методические аспекты нормирования труда служащих // Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2011. № 8. С. 14-22.

3. Бухалков М. И. Рабочее время как объект организации и нормирования труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2012. № 2. С. 19-25.

4. Огородников В. И., Долинин А. Ю. К вопросу о разработке методики определения штатной численности постоянного состава учебного центра (пункта) территориального органа уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 151-152.

5. Терехин В. И., Харюшин Д. В. О системной оценке результативности и эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 15-18.

ALEXANDER YURYEVICH DOLININ,

PhD in law, associate professor, head of the department of management and organization of the penal system

(Academy of the FPS of Russia), е-mail: aleksander.dolinin@yandex.ru

THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF DETERMINING THE STAFF NUMBER OF THE PENAL SYSTEM

Annotation: the subject of the article is the theoretical and practical problems of determining the staff number of the correctional system. The aim is to offer a methodology for calculating staffing levels of correctional institutions and agencies.

Specifying the standards of staff number of correctional institutions, establishing the optimal load on employees are the conceptual direction of staffing the penal system.

The number of employees of the correctional system is determined on the basis of the accepted norms and standards calculated with the help of several methods:

- depending on the number of employees of institutions and agencies of the correctional system;

- depending on the number of convicts;

- depending on the number of the staff and convicts.

At that, the current load level of personnel, the existing peculiarities, and operating conditions of the correctional system are often not taken into account. Developing the standards of the regular number of employees of the correctional system should be based on the methodology of norming the administrative work.

A method for determining the staff number of the correctional system, based on achieving a balance between the amount of time spent by correctional facilities to perform all the functions assigned to it by the legislation and the total annual fund of operating time of all full-time employees. The total amount of time can be obtained by expert regulation, which corresponds to the modern approach to determining the number of civil servants. Annual fund of working time is calculated by analyzing the existing regulations in the penal system, taking into account time consumption, determined by the specific character of staff activities.

It is possible to determine the staff number of the correctional institution by means of the following measures:

1) the list of functions assigned to the institution is specified;

2) the list of actions required to perform each function is compiled;

3) labor coefficient and frequency of occurrence of these actions are determined;

4) individual funds of staff working hours are defined;

5) the number of personnel in each skill-group position is determined;

6) the staff number of the correctional institution is calculated.

Key words: penal system, work with the staff, penal system staff, staff number, administrative work, fund of working time, working hours, labor coefficient, regulation of labor, expert regulation.

References

1. Struktura upravlenija v tjur'mah novogo tipa s uchetom zarubezhnogo opyta: teoreticheskij proekt [The management structure of a new type of prison, taking into account international experience: a theoretical project]. Rjazan, 2012, 71 р.

2. Mitrofanova E., Zaharov A. Metodicheskie aspekty normirovanija truda sluzhashhih [Methodological aspects of labour regulation of employees]. Normirovanie i oplata truda na avtomobil'nom transporte -Regulation and compensation on automobile transport, 2011, no. 8, рр. 14-22.

3. Buhalkov M. I. Rabochee vremja kak ob'ekt organizacii i normirovanija truda [Working time as an object of organization and regulation of labor]. Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti - Rationing and compensation in industrial, 2012, no. 2, рр. 19-25.

4. Ogorodnikov V. I., Dolinin A. Ju. K voprosu o razrabotke metodiki opredelenija shtatnoj chislennosti postojannogo sostava uchebnogo centra (punkta) territorial'nogo organa ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the question of the development of methods for determining staffing levels of permanent staff of the training center of the territorial body of the correctional system]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2009, no. 1, рр. 151-152.

5. Teryohin V. I., Kharyushin D. V. O sistemnoj ocenke rezul'tativnosti i jeffektivnosti funkcionirovanija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [System of assessment of efficiency of the Penal system]. Chelovek: prestuple-nie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2013. No. 1, рр. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.