УДК 338.242:638
Рыкунова В.Л.
сравнительный анализ использования методик исчисления ндс и налога с продаж
Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. В октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации начало реализацию антикризисных мер, среди которых: оптимизация срока уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) по операциям, признаваемым объектами налогообложения данным налогом (начиная с налоговой отчетности за третий квартал 2008 года НДС уплачивается равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, а не единовременно по истечении налогового периода); освобождение от налогообложения НДС операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; отмена обязанности налогоплательщиков по перечислению НДС отдельными платежными поручениями при безденежных формах расчетов (возвращение ранее действовавшего порядка, согласно которому можно учитывать при исчислении налогов безденежные формы расчетов); предоставление права на вычет НДС по авансовым платежам; ускорение сроков возврата экспортного НДС [7].
Эти меры не решают главной проблемы НДС -проблемы его возмещения НДС из бюджета путем использования схем ухода от налогообложения. Как считают исследователи данной проблемы, использование налоговой системы для изъятия денежных средств из бюджета под видом возмещения налога опасно по своим последствиям, так как подрывает основы функционирования государства путем сокращения доходной части бюджета, ставит под угрозу выполнение мер социальной защиты, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, нарушает принципы, заложенные в основу функционирования отечественной налоговой системы. Потери бюджета Российской
Федерации в результате необоснованного возмещения из бюджета НДС за счет незаконных схем ухода от налогообложения по оценке экономистов Всемирного банка составляют до 2 % ВВП. Сегодня предлагаются следующие пути решения проблемы возмещения НДС [6, 7]:
изменение механизма исчисления и уплаты налога;
совершенствование методик налогового администрирования.
Однако существует и принципиально иная позиция в отношении реформирования НДС - замена его налогом с продаж.
Проблема выбора оптимального косвенного налога для российской налоговой системы является актуальной в настоящее время. Для решения существующей проблемы авторами статьи проведен сравнительный анализ действующих методик исчисления налога на добавленную стоимость и нового налога с продаж. Известно, что в налоговой системе России налог с продаж действовал как региональный налог с 1998 по 2004 годы. Объектом обложения налогом с продаж признавалась только стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога с продаж осуществлялись в соответствии с гл. 27 Налогового кодекса Российской Федерации. Налог с продаж был введен с единственной целью - увеличить доходы региональных бюджетов. Одновременное взимание НДС и налога с продаж приводило к значительному росту издержек на администрирование. С 1 января 2004 года налог с продаж был отменен [5].
Идея об отмене налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и введении вместо него налога с продаж (НсП) была озвучена в конце 2004 года. Бурные дебаты по этому вопросу велись в 2006-2007 годах. Сторонниками замены НДС налогом с продаж предлагалось с 2009 по 2011 год провести постепенное снижение НДС и такое же поэтапное введение вместо него налога с продаж. Основные положения одной из предлагаемых моделей нового налога с продаж [5] заключаются в следующем:
1. Плательщиками налога с продаж должны быть не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
2. Объектом налогообложения должна быть реализация товаров (работ, услуг) только физическим лицам, покупающим товары для личного (семейного) потребления вне зависимости от формы оплаты. К конечному потреблению не относятся государственные закупки и расходы организаций, не связанные с производством, а также покупки, оплачиваемые юридическими лицами в наличной форме.
3. Налоговый период - календарный год. Авансовые платежи могут уплачиваться ежемесячно.
4. Ставка налога - 15,25 %.
5. Налог с продаж должен быть федеральным, как и НДС, а не региональным, должен вводиться федеральным законом на всей территории РФ и взиматься по одной и той же ставке для одних и тех же групп товаров (работ, услуг).
6. Налогообложение экспорта и импорта должно регулироваться Таможенным кодексом с учетом политики протекционизма, проводимой Правительством РФ, и не должно являться предметом регламентации НК РФ.
В подтверждение преимуществ нового налога с продаж по сравнению с действующим НДС было проведено сравнительное исследование [4, 5], на основе которого сделан вывод о том, что "действующий в настоящее время НДС в том виде, как он описан в гл. 21 НК РФ, - это и есть налог с продаж, взимаемый с каждой реализации товаров (работ, услуг) физическому лицу для личного (семейного) потребления и не взимаемый при реализации товаров (работ, услуг) одной организацией другой" [4, N° 8]. В ходе исследования рассмотрена деятельность четырех предприятий: А, Б, В и Г - плательщиков НДС и выпускающих продукцию, реализация которой облагается НДС по ставке 18 %. Предприятие А выпускает продукцию только производственного назначения, ее используют предприятия Б, В и Г при производстве своей продукции; предприятие Б выпускает продукцию преимущественно производственного назначения, которую частично, в небольших количествах потребляет население - физические лица; предприятие В выпускает продукцию широкого потребления только для физических лиц; предприятие Г выпускает продукцию широкого потребления, которую частично потребляют предприятия А, Б и В. При этом выбран достаточно большой промежуток времени, в течение которого товары производственного назначения, закупленные
одними предприятиями у других, были использованы полностью, т. е. их стоимость перешла на продукцию, выпускаемую каждым из предприятий. При построении модели взаимоотношений между рассматриваемыми предприятиями не учитывались переходящие остатки закупленных, но еще не полностью израсходованных товаров и амортизационные отчисления, так как предполагалось, что "рассмотрение переходящих остатков и амортизации усложнит исследование, но ничего не добавит к выводам, полученным на основе исследования более простой модели" [4, № 7].
В табл. 1 представлено движение товаров, произведенных одними и закупленных другими предприятиями и физическими лицами. Определена добавленная стоимость, созданная каждым предприятием, и исчислен НДС как доля от добавленной стоимости, соответствующая ставке налога 18 %.
По результатам проведенного исследования обязанностей по уплате НДС каждого предприятия при использовании счетов-фактур сделан вывод о том, что НДС, исчисленный с их использованием, равен налогу, исчисленному по расчетной ставке от суммы добавленной стоимости, которая, в свою очередь, равна сумме реализации физическим лицам [4, № 7]. В представленной модели добавленная стоимость определена как разница между стоимостью изготовленной и реализованной с учетом НДС продукции (177000 р.) и стоимостью закупленных товароматериальных ценностей с учетом НДС (101480 р.), которые были приобретены у организаций, входивших в число исследуемых, т. е. добавленная стоимость, отраженная в графе 8 табл. 1, включает в себя НДС. Реализация осуществлялась как юридическим, так и физическим лицам. У физических лиц товароматериальные ценности не закупались. Так как материальные затраты на приобретение ценностей одних организаций (покупателей) равны стоимости продукции, реализованной другими организациями (продавцами), то реализация физическим лицам в данном случае будет представлять собой добавленную стоимость с учетом НДС, что подтверждается следующими формулами:
ДС = РП - МЗ; если РП = РЮ + РФ, то ДС = РЮ + РФ - МЗ; если РЮ = МЗ, то ДС = РФ, где ДС - добавленная стоимость; РП - реализация продукции; МЗ - материальные затраты; РЮ - реализация юридическим лицам; РФ - реализация физическим лицам.
Таблица 1
Формирование добавленной стоимости при производстве и реализации товаров (руб.)
Продавец А Б В Г Физическое лицо Изготовлено и реализовано на сумму Всего закуплено на сумму Добавленная стоимость, с НДС (гр. 6, 7) НДС (18 %: 118 %) (гр. 8)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А - 12 980 17 700 14 160 - 44 840 9 440 35 400 5 400
Б 5 900 - 16 520 15 340 4 720 42 480 20 060 22 420 3 420
В - - - - 51 920 51 920 42 480 9 440 1 440
Г 3 540 7 080 8 260 - 18 880 37 760 29 500 8 260 1 260
Всего закуплено на сумму 9 440 20 060 42 480 29 500 75 520 177000 101480 75 520 11 520
Проведем анализ ситуации, представленной в данной модели, с фискальной и экономической точек зрения при применении НДС и при замене его налогом с продаж (табл. 2).
По данному условию (см. табл. 2) все денежные средства (75520 р.) находятся у населения -физических лиц, оплата производится не частями, а одним платежом.
1. При применении действующего порядка расчета налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, и при выполнении всех условий, указанных в законодательстве, для включения НДС в налоговые вычеты расчеты с бюджетом будут выглядеть следующим образом.
На первом этапе при реализации товаров населению и при получении денежных средств организации Б, В, Г исчисляют НДС, подлежащий уплате, в бюджет, который составляет соответственно 3420, 1440 и 1260 р.
В связи с тем, что организация А не реализовала продукцию населению и ей не поступили денежные средства от организаций, она не имеет возможности рассчитаться с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в сумме 5400 р. Задолженность организаций перед бюджетом составляет 5400 р., что составляет 46,9 % суммы налога, причитающегося в бюджет. При этом организацией А создана наибольшая добавленная стоимость (включая НДС) из рассматриваемых организаций - 35400 р. (см. графу 8 табл.1), что
составляет 46,9 % от общего объема добавленной стоимости.
На втором этапе денежные средства от организаций В и Г поступили в организацию А за полученные товароматериальные ценности.
На третьем этапе организация А расплатится с бюджетом по НДС в полном объеме.
2. При осуществлении расчетов между хозяйствующими субъектами и населением основная масса расчетов приходится на первые два этапа: из суммы произведенной и реализованной продукции без НДС, подлежащего уплате в бюджет (165480 р.), 126040 р., или 76,2 % средств, участвовали в обороте; на третьем этапе - 29500 р., или 17,8 %; на четвертом - 15340 р., или 9,3 %.
На основе имеющихся данных о стоимости произведенной и реализованной продукции проведем анализ влияния налога с продаж на наполнение бюджета и на деятельность хозяйствующих субъектов в случае, если НДС будет заменен налогом с продаж. По условию примера оплата производится не частями, а одним платежом; вся денежная масса в сумме 75520 р. находится у населения - физических лиц.
В случае замены НДС налогом с продаж исходные данные выглядят следующим образом (табл. 3).
Проанализируем движение денежных средств при осуществлении расчетов между организациями и бюджетом при введении налога с продаж, которое представлено в табл. 4.
Таблица 2
Движение денежных средств между организациями и бюджетом при применении существующей методики расчета НДС (руб.)
Продавец Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Всего
Поступило от населения Оплачено в бюджет Денежные средства в наличии на начало Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях Денежные средства в бюджете Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях поступило оплачено
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
А - - - 17700 14160 - 31860 12980 5400- бюд- жет 5900 3540 30000 5400 - - 30000 44840 14840
Б 4720 3420 1300 16520 - 17820 5900 12980 7080 3660 3420 15340 - 19000 42480 23480
В 51920 1440 50480 - 17700 16520 8260 8000 - - 8000 1440 - - 8000 51920 43920
Г 18880 1260 17620 8260 14160 11720 7080 3540 - 22340 1260 - 15 340 7000 37760 30760
Всего 75 520 6120 69400 56640 56640 69400 29500 34900 64000 11520 15340 15340 64000 177000 113000
Таблица 3
Формирование налоговой базы и суммы налога с продаж, подлежащего уплате в бюджет
Продавец Покупатель Бюджет (сумма налога с продаж -гр.5 15,25 % : 100 %)
А Б В Г Физическое лицо
1 2 3 4 5
А 1 X 11 000 15 000 12 000 - -
Б 2 5 000 X 14 000 13 000 4 720 720
Окончание табл. 3
Покупатель Бюджет (сумма налога с продаж -гр.5 15,25 % : 100 %)
Продавец А Б в Г Физическое лицо
1 2 3 4 5
В 3 - - X - 51 920 7920
Г 4 3 ООО 6 000 7 000 X 18 880 2880
Денежные средства в наличии 5 - - - - 75 520 11520
Таблица 4
Движение денежных средств между организациями и бюджетом при применении новой модели налога с продаж
Продавец Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Всего
Поступило от населения Оплачено в бюджет Денежные средства в наличии на начало Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях Денежные средства в бюджете Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях поступило оплачено
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
А - - - 15 000 - 15000 11000 5000 3000 18000 - 12000 - 30000 38000 8000
Б 4720 720 4000 14 000 13 000 - 31000 5 000 11000 6000 19000 720 - - 19000 36720 17720
В 51920 7920 44000 15 000 14 000 7 000 8000 - - 8000 7920 - - 8000 51920 43920
Г 18880 2880 16000 7 000 13 000 10000 3000 6000 19000 2880 - 12000 7000 34880 27880
Всего 75 520 11520 64000 49000 49000 64000 25000 25000 64000 11520 12000 12000 64000 161520 97520
1. По данным табл. 4 налог с продаж в полном объеме (11520 р.) на первом этапе уплачивается в бюджет организациями, реализовавшими товаро-материальные ценности населению по расчетной ставке 15,25 % (18 % : 118 %) от общего объема реализации.
2. При осуществлении расчетов между хозяйствующими субъектами и населением основная масса расчетов приходится на первые два этапа: из суммы произведенной и реализованной продукции без налога с продаж (150000 р.), 113000 р., или 75,3 %, средств участвовали в обороте; на третьем этапе - 25000 р., или 16,7 %; на четвертом - 12000 р., или 8 %.
Анализируя произведенные расчеты, установлено, что период, в течение которого они производятся между организациями, не станет короче при замене налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Сравнительный анализ действующего НДС и нового налога с продаж позволяет сделать выводы о преимуществах налога на добавленную стоимость при применении различных методик расчета НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Рассмотрим движение денежных средств при расчетах с бюджетом по налогу на добавленную стоимость и между организациями А, Б, В, Г при применении ими учетной политики в целях исчисления НДС "по оплате" на основе данных табл. 1.
Для наглядности представим полученные результаты в табл. 5.
Анализируя порядок уплаты НДС по вышеуказанной методике, следует обратить внимание на налоговый период, в течение которого осуществлялись расчеты с поставщиками продукции, так как большое значение для предприятий имел период, в котором производилась оплата поставщикам.
Если полученные от покупателей денежные средства перечислены поставщикам в следующем налоговом периоде, то предприятию приходилось заплатить налог в полном объеме в том периоде, когда фактически получена выручка, а заявлять к возмещению из бюджета - в следующем налоговом периоде. Однако получить денежные средства из бюджета на расчетный счет предприятия могли лишь после проведения камеральной проверки, срок проведения которой - в течение трех месяцев с даты представления декларации. Предположим, что в рассматриваемом примере организации успевали осуществить оплату полученной от поставщиков продукции в течение налогового периода, в котором покупателями продукции была произведена оплата в их адрес.
1.Согласно данным, отраженным в табл. 5, сумма НДС, уплаченная в бюджет организациями на первом этапе в полном объеме, исходя из суммы полученных денежных средств, в течение трех последующих этапов перераспределялась между организациями и к окончанию четвертого этапа сложилась именно в тех объемах, которые рассчитываются по установленной ставке от суммы добавленной стоимости, произведенной каждой организацией.
2. При осуществлении расчетов между хозяйствующими субъектами и населением основная масса расчетов приходится на первые два этапа: из суммы произведенной и реализованной продукции без НДС, подлежащего уплате в бюджет (165480 р.), 121820 р., или 73,5 %, средств участвовали в обороте; на третьем этапе - 29500 р., или 17,8 %; на четвертом - 14160 р., или 8,6 %.
В обоснование недостатков налога на добавленную стоимость, в исследовании поступлений НДС в бюджет при использовании счетов-фактур на примере представленной модели взаимоотношений организаций [5] акцентируется внимание на том, что «платежи в бюджет каждое предприятие будет производить только после завершения всех своих продаж и закупок, так как до этого предприятие полностью еще "не знает" ни своих обязательств по уплате НДС, ни какую сумму можно возместить из бюджета на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков». Данное утверждение может быть отнесено к методике исчисления НДС прямым методом вычитания, при которой сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется по формуле
НДС = Ст (РТ - МЗ), где Ст - ставка налога; РТ - реализация товаров, работ, услуг, оплаченная покупателями; МЗ - оплаченные материальные затраты, произведенные в связи с производством и реализацией товаров, работ, услуг .
Движение денежных средств при применении данного метода расчета НДС представим в табл. 6.
1. Согласно исходным данным, приведенным в табл. 1, и с учетом первоначального условия уплата НДС в бюджет осуществляется организациями В, Б, Г лишь на втором, третьем и четвертом этапах соответственно в суммах 1440, 8820, 1260 р.
2. При осуществлении расчетов между хозяйствующими субъектами и населением основная масса расчетов приходится на первые два этапа: из суммы произведенной и реализованной продукции без налога, подлежащего уплате в бюджет (165480 р.), 133340 р., или 80,6 %, средств участ-
Таблица 5
Движение денежных средств между организациями и бюджетом при применении учетной политики в целях исчисления НДС "по оплате"
Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап
Продавец Поступило от населения Платежи в бюджет Денежные средства в наличии на начало Поступило Оплачено организациям Платежи в бюджет Остаток денежных средств в организациях Поступило Оплачено организациям Оплачено в бюджет Остаток денежных средств в организациях Поступило Оплачено организациям Оплачено в бюджет Остаток денежных средств в организациях Платежи в бюджет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
А - - - 17700 - +2700 15000 12980 5900 3540 -1440 +1980 18000 14160 - +2160 30000 5400
Б 4720 720 4000 16520 15340 - +4860 31000 5900 12980 7080 -3060 +900 19000 - - 19000 3420
В 51920 7920 44000 - 17700 16520 8260 -2700 -2520 -1260 8000 - - - 8000 - - 8000 1440
Г 18880 2880 16000 8260 15 340 -2340 +1260 10000 3540 7080 - +1620 19000 - 14160 -2160 7000 1260
Всего 75 520 11520 64000 57820 57820 - 64000 29500 29500 - 64000 14160 14160 - 64000 11520
Таблица 6
Движение денежных средств между организациями и бюджетом при определении НДС прямым методом вычитания
Продавец Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Всего
Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях Поступило Оплачено Остаток денежных средств в организациях Поступило Оплачено
Поступило от населения Денежные средства в наличии на начало организациям в бюджет организациям в бюджет организациям в бюджет поступило оплачено
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
А - - 17700 - - 17700 12980 5900 3540 5400 15840 14160 - - 44840 14840
Б 4720 4720 16520 15340 - - 36580 5900 12980 7080 3420 19000 - - - 42480 23480
В 51920 51920 - 17700 16520 8260 1440 8000 - - - 8000 - - - 51920 43920
Г 18880 18880 8260 15 340 - 11800 3540 7080 - - 22420 - 14160 1260 37760 30760
Всего 75 520 75 520 57820 57820 1440 74080 29500 29500 8820 65260 14160 14160 1260 177000 113000
вовали в обороте, что объясняется использованием организациями денежных средств, подлежащих уплате в бюджет; на третьем этапе - 29500 р., или 17,8 %; на четвертом - 14160 р., или 8,6 %.
На основе проведенного сравнительного анализа различных методов исчисления НДС и нового налога с продаж можно сделать вывод, что налог с продаж ни с фискальной, ни с экономической сторон не является более выгодным по сравнению с НДС.
Из рассмотренных методик расчета НДС с точки зрения наполнения бюджета наиболее предпочтительна та из них, которая применяется при учетной политике для целей исчисления НДС "по оплате", а с точки зрения использования хозяйствующими субъектами денежных средств в обороте предпочтительнее выглядит третья из рассмотренных методик, при которой НДС рассчитывается прямым методом вычитания. Несмотря на признанность косвенного метода вычитания, применяемого в России, в последнее время среди российских ученых все больше находится сторонников прямого метода. Предлагается исчислять НДС, уплачиваемый предприятием в бюджет, путем умножения добавленной стоимости, созданной налогоплательщиком и входящей в состав реализованной продукции, на ставку налога, установленную НК РФ для данного вида продукции [1, 2].
Предложения по реформированию НДС сводятся к следующему:
включить в число отчетных показателей предприятия показатель "добавленная стоимость", или "ВВП предприятия", равный добавленной стоимости по определению;
добавленную стоимость (или ВВП) в составе реализованной продукции определять прямым счетом из данных бухгалтерского учета как разность стоимости (без налога) реализованных товаров (работ, услуг) и стоимости (без налога) товаров (работ, услуг), приобретенных у сторонних организаций, или, что то же самое, как сумму фонда оплаты труда (ФОТ), прибыли, налогов (без НДС, НДФЛ, входящего в ФОТ, и налога на прибыль, входящего в прибыль) и амортизации;
для продукции, не имеющей льгот по НДС, налог, подлежащий уплате в бюджет, исчислять путем умножения добавленной стоимости в составе реализованной продукции на установленную ставку налога;
при расчете НДС, подлежащего уплате в бюджет за реализованную продукцию, не имеющую льгот по НДС, счета-фактуры и журналы их учета использовать не следует; взимать НДС с авансов не следует, так как авансы добавленной стоимостью не являются;
при реализации продукции, имеющей льготы по уплате НДС (экспорт и др.), сохраняется прежний порядок исчисления, уплаты и возмещения налога, входящего в стоимость покупных товаров, с использованием счетов-фактур;
Таблица 7
Расчет налога на добавленную стоимость прямым методом (млрд.руб.)
№ п/п Показатели Расчетные данные
1 Фонд оплаты труда 9458,4
2 Сумма прибыли 9221,4
3 Сумма начисленных налогов, не включая НДС, налог на прибыль, ЕСН 2668,2
4 Итого сумма добавленной стоимости (п. 1 + п. 2 + п. 3) 21348,0
5 Поступило НДС, всего 2132,2
6 В т.ч. НДС на товары, реализуемые на территории России 998,4
7 НДС на товары, ввозимые на территорию России 1133,8
8 Сумма исчисленного НДС при собираемости внутреннего НДС 60% (п. 6 х 100 % : 60 % + п. 7) 2797,8
9 Единая ставка налога (%), необходимая для исчисления НДС (п. 8 : п.4 х 100%) 13,1
10 Сумма НДС, исчисленного прямым методом при применении ставки 18 % (п. 4 х 18 % : 100 %) 3842,6
Примечание. Суммы ФОТ, прибыли, суммы налогов представлены согласно данным налоговых отчетов 5-ЕСН, 5-П, 5-НДПИ и др. за 2008 год. Источник - www.nalog.ru.
для продукции, реализация которой облагается НДС по разным ставкам, необходимо вести раздельный учет. Кроме того, при расчетах льготного НДС следует применять счета-фактуры, а при расчетах налога без льгот - прямой метод.
Авторы данного метода считают, что реализация предлагаемого варианта существенно повысит поступления НДС в бюджет, упростит проверку правильности начисления и уплаты налога, исключит проблемы уплаты НДС с авансов и незаконных возмещений, сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам и т. д. Кроме того, наличие среди обязательных отчетных показателей предприятия добавленной стоимости (или ВВП предприятия) позволит более точно оценить эффективность предприятия и упростить расчет ВВП России [1].
На наш взгляд, вышеприведенная методика расчета НДС позволит снизить ставку налога на добавленную стоимость до 13,1 % с одновременной отменой пониженных ставок. Кроме того, применение прямого метода расчета НДС снижает издержки налогоплательщиков и государства по его администрированию. На примере показателей 2008 года, отраженных в статистической отчетности ФНС России, рассчитана сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет с применением прямого метода расчета. Результаты расчетов отражены в табл. 7.
По расчетам специалистов поступления доходов от введения нового налога с прибыли в условиях 2007 года в зависимости от ставки и уровня расчетной собираемости варьировались бы от 0,7 до 2,5 % ВВП [9]. Если данные показатели применить к 2008 году (в 2008 году ВВП России составил 35000 млрд р.), то сумма нового налога с продаж могла составить 875 млрд р. при установлении ставки 10 %. Введение ставки налога с продажи в размере 15,25 % позволило бы увеличить сумму налога до 1334,4 млрд р., но не решило бы проблемы наполнения бюджета (сумма выпадающих доходов составила бы 797,8 млрд р.).
Таким образом, замена налога на добавленную стоимость налогом с продаж не решает проблемы возмещения НДС, так как ведет к потерям доходов бюджета в больших размерах, чем потери от использования схем ухода от налогообложения. Альтернативой столь кардинальных изменений косвенного налогообложения, как отмена НДС и замена его другим налогом, может служить изменение методики его расчета - переход от косвенного метода вычитания к прямому методу расчета, что позволит:
решить проблему возмещения НДС из бюджета по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке;
не допустить потерь бюджета; снизить налоговую ставку НДС и установить на начальном этапе перехода к новому методу расчета единую ставку в размере 13 %.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов М.Д., Кашин В.А., Машков С.А. Об
исчислении НДС прямым способом // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 2.
2. Абрамов М.Д Улучшенный НДС - альтернатива налогу с продаж // Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 10.
3. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 9.
4. Машков С.А. НДС - завуалированный налог с продаж? // Налоговые споры: теория и практика. 2006. №7. С.39-45; № 8. С. 19-25.
5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2006. 656 с.
6. Налоговое администрирование: Учеб. пособие / Кол. авторов; Под ред. Л.И. Гончаренко. М.: КНОРУС, 2009. 448 с.
7. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Интернет-портал Правительства Российской Федерации // http://www. government.ru
8. Росса А.А. Незаконное возмещение НДС как хищение бюджетных средств // Налоги. 2007. № 8.
10. Трунин И.В. Нужна ли отмена НДС в России? // Вопросы экономики. 2008. № 9.