особенности государственного регулирования развития кинематографии в странах северной Америки
FEATURES OF STATE REGULATED CINEMATOGRAPHY IN NORTH AMERICA
УДК 338.24
ДАНИЛОВ Павел Вячеславович
доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
DANILOV, Pavel Vyacheslavovich
Associated Professor of the Producing Business of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Associated Professor, [email protected]
РТИщЕВА Татьяна Валерьевна
доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
RTISHCHEVA, Tatiyana Valerievna
Associate Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье представлен аналитический обзор методов государственного регулирования национальных кинематографий в США и Канаде. Исследуются основные тенденции развития киноотраслей в этих странах. Предлагаются направления использования их положительного опыта в практической деятельности организаций кинематографии в Российской Федерации.
Ключевые слова: кинематография, управление, отраслевое управление, государственное регулирование.
Abstract.
The article presents an analytical overview of the methods of state regulation of national cinematography in the United States and Canada. We study the main trends in the film industry in these countries. If offers the ways to use the positive experience in the practical activities of the organizations of cinematography in the Russian Federation.
Key words: cinematography, management, branch management, government regulation.
48
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2015
Несмотря на то, что большинство отраслевых бизнес составляющих современной сферы культуры, в том числе и кинематография, реализуют экономическую функцию и вносят свой вклад в ВВП стран, органы государственного управления играют важную роль в создании благоприятной среды для предпринимательской деятельности и в укреплении партнерских отношений между авторами и предпринимателями. Особое значение государственное регулирование развития сферы культуры имеет для киноиндустрии, так как кинопроизводство является достаточно фи-нансовоемкой и рискованной формой бизнеса. Кроме этого, проблема роста доходности кинопроизведений усугубляется постоянно растущим доминированием голливудских студий мэйджоров - крупнейших в мире экспортеров кино и развлечений. Несмотря на высокую доходность североамериканского кино, необходимость диверсификации кинопродуктов, развития киноязыка и национальной культуры в целом, а также для снижения рискованности отечественных кинопредпринимателей и развития территорий органы государственного управления США и Канады так же, как и ряд других стран мира, оказывают регулирующее воздействие на киноиндустрию. Исследование положительных результатов такого опыта, по нашему мнению, будет способствовать поиску рациональных решений, способствующих интенсификации развития кинематографии Российской Федерации.
Отметим, что кинорынок США и Канады рассматривается североамериканскими продюсерами для целей анализа эффективности собственной деятельности как единое целое, для чего он определяется как мировая кинематографическая зона NA - North America. Тем не менее в этих странах используются различные подходы к государственному регулированию национальных кинематографий. В этой связи в данной статье будет представлен аналитический обзор принципов государственной поддержки кинематографии отдельно по Канаде и США. КАНАДА
Для анализа особенностей и эффективности государственного регулирования развития кинематографии Канады целесообразно перво-
начально изучить основные показатели развития отрасли, представленные в таблице 1.
Отметим, что из таблицы 1 следует вывод о развитии ряда негативных тенденций в анализируемой отрасли. Так, в 2014 году произошло сокращение валовых кинотеатральных сборов на 7,55%, прямо связанное с уменьшением числа посещений зрителями на 4,58% и цены одного посещения на 2,88%. Данная тенденция, как нам представляется, прямым образом исходит из трансформации удельного веса потребления кинематографических продуктов в общей структуре расходов домашних хозяйств из-за снижения общего уровня их доходности. Действительно, при росте числа кинозалов в Канаде в 2014 году на 76 шт., то есть при расширении потенциальной возможности кинопросмотра, общее число посещений киносеансов на душу населения сократилось до 3,5 раз, что свидетельствует о снижении интереса аудитории к данному виду проведения досуга. Одновременно с этим в указанный период наблюдается и снижение такого показателя, как ВВП на душу населения, что также свидетельствует о развитии дефицита денежных средств, которые граждане могут потратить на развлечения и, следовательно, о начале периода экономии.
Подтверждением развития кризисных тенденций канадской кинематографии выступает также сокращение производимых в этой стране кинофильмов, общее число которых сократилось с 116 шт. в 2010 году до 84 шт. в 2013. В то же время существенный рост удельной доли национального кино в кинотеатральном прокате обусловлен значительными валовыми сборами кинофильма «Железный человек 3» [3], совместного производства США и Канады, классифицируемого статистическими службами как национальная канадская кинопродукция. При этом даже удельную долю национального кинематографа в общей структуре кинопроката в 2014 году следует признать ничтожной. Так, в Российской Федерации в аналогичном периоде времени значение данного показателя находилось на уровне 18,4% [3], что было признано Минкультуры РФ, специалистами Фонда кино и практикующими продюсерами, как неудовлетворительный результат.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2015
49
Таблица 1
Основные показатели развития кинематографии Канады
Наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014
Население (млн чел.) 34,1 34,4 34,8 35,2 35,5
рост(%) 0,88 1,16 1,15 0,85
ВВП на душу населения (амер. долл.) 45 888 51 147 50 826 51 871 50 576
рост(%) 11,46 -0,63 2,06 -2,50
Валовые кинотеатральные сборы (млн амер. долл) 884 1000 990 1 092 1 009,6
рост(%) 13,12 -1,00 10,30 -7,55
Посещения (млн зр.) 108 105 105 131 125
рост(%) -2,78 0,00 24,76 -4,58
Средняя стоимость кинобилета (амер. долл.) 7,92 9,5 9,5 8,34 8,1
рост(%) 19,95 0,00 -12,21 -2,88
Число посещений на душу населения 3,21 3,1 3,1 3,8 3,5
рост(%) -3,43 0,00 22,58 -7,89
Количество экранов 2833 2 749 2 885 3 031 3 107
рост(%) -2,97 4,95 5,06 2,51
Произведено полнометражных игровых фильмов 116 100 99 84 н/д
рост(%) -13,79 -1,00 -15,15 -
Доля национальных фильмов в прокате (%) 1,3 0,4 0,1 0,1 1,2
рост(%) -69,23 -75,00 0,00 1100,00
Примечание: таблица составлена авторским коллективом по данным [1-3].
По нашему мнению, указанные тенденции обусловливаются развитием общемирового экономического кризиса. В то же время нельзя утверждать о необходимости фундаментальной трансформации системы государственного регулирования кинематографии Канады, так как по ряду параметров (валовые кинотеатральные сборы, общее число посещений, число посещений на душу населения и число кинозалов) она входит в десятку наиболее развитых [3].
В целом государственное регулирование кинематографии в Канаде основывается на действующей системе государственного устройства страны и разделяется на два уровня: федеральный и региональный. Потому
для целей настоящего исследования важным является деление Канады на 10 провинций и три территории, так как в каждой из них существует собственное законодательство, в рамках которого предоставляются широкие протекционистские меры кинематографистам. Кроме того, в каждой провинции функционируют агентства или фонды, оказывающие поддержку кинопроизводителям, в том числе и иностранным.
В рамках выстроенной системы можно выделить следующие основные направления государственная поддержки национальной кинематографии Канады:
1. Прямая финансовая поддержка в виде выделения финансовых ресурсов (субсидий и
50
петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2015
инвестиций) через специализированные федеральные и провинциальные фонды в рамках реализуемых ими программ.
2. Косвенная поддержка в виде выделения налоговых кредитов на федеральном и региональном уровнях.
3. Квотирование иностранного контента в сетке телевизионного вещания канадских телеканалов, как важнейшего элемента сбыта национальной кинопродукции.
На федеральном уровне следует выделить две основные программы государственной поддержки кинематографистов [4]:
• Canadian Film or Video Production Tax Credit - CPTC;
• Film or Video Production Services Tax Credit - PSTC.
Целью программы CPTC является стимулирование создания канадских кинофильмов и телевизионных программ. Для того, чтобы воспользоваться предоставляемыми налоговыми льготами, кинопроизводители должны обратиться в Департамент культурного наследия Канады с соответствующей заявкой, а также в Канадскую службу аудио-видеосертификации (Canadian Audio-Visual Certification Office - CAVCO), чтобы получить сертификат «канадского фильма и видеопродукции» (аналогично удостоверению национального фильма в России). Этот документ дает оценку трудовым затратам для расчета налогового кредита. После чего появляется возможность оформления налогового кредита в Канадском агентстве по доходам (Canada Revenue Agency -CRA) [5].
В рамках выделяемого налогового кредита по программе CPTC доступно возмещение 25% расходов на оплату труда канадских кинематографистов, осуществлявших свои трудовые функции на территории Канады. При этом общий объем возмещения не может превышать 60% от стоимости производства за вычетом помощи. Таким образом, налоговый кредит не может превышать 15% от производственного бюджета любой канадской кинокартины. Также укажем, что не менее 75% от общей суммы всех расходов на кинопроизводство (в разрезе съемочного и монтажно-тонировочного периодов) должны быть осуществлены на территории Канады.
В соответствии с разработанными правилами участвовать в программе CPTC могут только предприятия, которые в течение налогового года имели постоянное представительство в Канаде и осуществляли деятельность в сфере киновидеопроизводства, так называемые -«квалифицированные корпорации». Кроме этого, чтобы претендовать на CPTC, про-дюсерская или дистрибьюторская компании должны находиться в собственности или быть аффилированы с гражданами или постоянными жителями Канады.
Следующая программа федерального уровня - PSTC - предназначена для повышения привлекательности Канады в качестве места локаций (съемочных объектов) для кинопроизводителей и, как следствие, для обеспечения роста занятости канадцев в кинопроизводстве. Ее суть сводится к зачету налогов, необходимых к уплате в Канаде в процессе фильмопроизводства. Объем такого зачета в рамках PSTC составляет 16% расходов на оплату труда канадцев, понесенных продюсерами на территории Канады на производство канадских фильмов. При этом ограничений по суммам нет. Однако общий уровень совершенных затрат должен быть не менее 1 млн амер. долл. при создании полнометражного игрового фильма и 100-200 тыс. амер. долл. за эпизод - для производства сериалов [4].
Программа PSTC также находится в совместном ведении Департамента наследия Канады, Канадской службы аудиовидеосерти-фикации (Canadian Audio-Visual Certification Office - CAVCO) и Канадского агентства по доходам (Canada Revenue Agency - CRA). PSTC не может использоваться кинопродюсерами, если они уже участвуют в программе CPTC. По сути лица, принимающие решения по вопросам выбора мест киносъемок, должны определиться с выбором - в какой из указанным программ им выгоднее принять участие.
Еще одним важным органом регулирования развития киноиндустрии выступает Национальный совет по кинематографии Канады (National Film Board of Canada, NFB). Изначально он создавался в 1939 году как общественная организация «Национальная комиссия по кино», а в настоящее время он входит в состав Департамента канадского наследия.
Миссией Национального совета по кинематографии Канады является создание и распространение аудиовизуальных произведений, которые затрагивают темы, интересующие канадскую аудиторию и международную общественность, развивают язык аудиовизуальных медиа [6].
На практике NFB выполняет продюсерские и дистрибьюторские функции, в частности выделяет гранты, субсидии, инвестиционные ресурсы на создание социально ориентированных документальных фильмов, авторской анимации и цифрового контента, реализует кроссплатформенные проекты, программы для начинающих кинематографистов и др.
Следующим инструментом поддержки аудиовизуальной промышленности Канады на федеральном уровне является Canada Telefilm, основной целью которого является финансирование проектов, способствующих продвижению Канады за рубежом. Для этого данной структурой реализуются специализированные программы международной копродукции и дистрибьюции в рамках заключенных межправительственных договоров, которые подписаны канадским правительством с 54 странами, в том числе и с Российской Федерацией [4].
Договор совместного аудиовизуального производства распространяется на кинофильмы или телевизионную продукцию (как правило, сериалы), которые создаются путем объединения творческих, технических и финансовых ресурсов канадских и зарубежных производителей. Руководствуясь условиями межправительственных договоров, этим произведениям предоставляется национальный статус, и, таким образом, канадские продюсеры получают право на федеральные и провинциальные налоговые кредиты и финансирование из специализированных фондов Канады (Канадский медиа фонд и др.). Кроме того, совместно созданные аудиовизуальные произведения не попадают под систему квотирования иностранного контента в сетке телевизионного вещания канадских телеканалов, что в конечном итоге позволяет их транслировать в прайм-тайм и повышает их прибыльность.
На региональном уровне в Канаде продюсерские предприятия могут получить прямую
финансовую поддержку в агентствах по развитию медиаиндустрии в провинциях Онтарио (Ontario Media Development Corporition), Квебек (Societe de development des enterpises culturelles), Новая Колумбия, Альберта, Ман-титоба, Саскачеван, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Ньюфауленд, Остров принца Эдуарда, Северо-Западных территорий и Юкон. Отметим, что деятельность указанных организаций осуществляется в рамках программ регионального развития кинематографии на территории этих регионов.
Базовым принципом получения региональной поддержки кинопроизводителями является их взаимодействие с региональными кинокомиссиями, которых в Канаде насчитывается около 30. Все они финансируются из бюджетов органов власти и решают задачу помощи кинематографистам в процессе освоения последними местных инфраструктурных мощностей и объектов съемки, оказывают ряд специализированных услуг и контролируют расходы кинопродюсеров.
В общем виде региональная государственная поддержка так же, как и на федеральном уровне, сводится к предоставлению налоговых кредитов и возврату совершенных на территории провинции части затрат. При этом помощь оказывается при производстве «канадского кино и телепродукции» (преимущественным правом при этом пользуются производители киноконтента провинциальной принадлежности) как национальным продюсерам (в соответствии с требованиями федерального законодательства), так и сторонним субъектам кинопроизводства (канадским нерезидентам региона или иностранным). В отдельных провинциях (например, Онтарио, Квебек) требуется постоянное представительство кинокомпании в данной провинции.
В разных административно-территориальных образованиях Канады используются различные методики определения суммы возврата, а также перечень затрат, совершаемых на различных территориях. К статьям затрат, учитываемых при расчете сумм возврата, выступают расходы на: оплату труда резидентов региона; совокупные производственные затраты; компьютерную анимацию и спецэффекты; озвучивание и дублирование; ряд других рас-
ходов, совершенных в конкретной провинции. Ставки для определения суммы возврата колеблются в разных регионах от 12,5 до 60%. США
В настоящее время США является лидером мировой киноиндустрии с центром в Голливуде, в то же время из-за высоких ставок по аренде недвижимости в этом административно-территориальном образовании, а также благодаря сформированной поддержке национальной кинематографии и научно-техническому прогрессу в настоящее время наблюдается рассредоточение кинопроизводства по различным регионам страны - штатам (досл. перевод государствам), обладающим собственными системами государственного управления.
Основные показатели развития кинематографии США представлены в таблице 2.
Данные таблицы 2 свидетельствуют о существовании в киноиндустрии США ряда положительных тенденций, но в сочетании со снижением темпов их роста отдельных показателей. Наиболее выраженная стагнация североамериканской индустрии по ряду показателей наблюдалась в 2012 году и была связана, как нам представляется, с общемировыми кризисными тенденциями. Вместе с тем отчетливо прослеживается устойчивое сокращение уровня потребления кинопродукции зрителями в кинотеатрах, что соответствует общемировому процессу перехода потребителя на просмотр аудиовизуальной продукции с помощью альтернативных средств индивидуального просмотра, прежде всего в сети Интернет с использованием технологий БшайТУ и планшетных компьютеров/смартфонов. Однако в абсолютных единицах измерения число посещений кинотеатров остается на наиболее высоком в мире уровне [3].
Также явно прослеживается тенденция сокращения числа производимых в США киноработ, что связано, прежде всего, со стратегическое ориентацией студий-мейджоров, которые для максимизации их доходности увеличивают совокупные бюджеты кинофильмов, прежде всего, в области продвижения и маркетинга. В условиях ограниченных ресурсов это приводит к перераспределению финансовых средств и уменьшению числа наименований снимаемых
кинофильмов. Укажем, что это не означает сокращения объемов производства, так как в такой ситуации, напротив, сложность производства каждого кинофильма возрастает.
Анализируя систему государственного регулирования киноиндустрии, отметим, что самыми распространенными мерами поддержки кино в США являются следующие [7, 8]:
• частичное освобождение от уплаты налога на прибыль (tax credit), предусматривающее снижение в среднем на 20-30% налога на прибыль, киностудий и продюсерских компаний, осуществляющих кинопроизводство;
• возмещение наличными (cash rebates), то есть организуемый правительством штата возврат киностудиям части затрат (из законодательно закрепленного перечня статей) на производство фильма, при условии их совершения на территории данного административно-территориального образования, как правило, в процентном выражении;
• выделение грантов (grants) специализированными организациями, как правило, фондами, обеспечивающими финансирование независимого от студий-мейджоров кинопроизводства (Independent production), тематика которого способствует формированию благоприятного имиджа штата;
• освобождение от уплаты налога с продаж (sales tax exemption);
• беспошлинное предоставление объектов съемки - локаций (fee-free locations), находящихся на территории штата.
Отметим, что в основном налоговые льготы и возвраты реализуются на региональном уровне управления и направлены, прежде всего, на развитие штатов, так как киносъемки на их территории для муниципальных властей формируют доходы, схожие по структуре и объему с туризмом, а также обеспечивают рекламу городов, их достопримечательностей. Кроме этого, повышается уровень занятости населения, проживающего в регионе, и предпринимательская активность малых и средних предприятий - резидентов штата, обслуживающих кинопроизводство (аренда автомобилей, оборудования, гостиницы, рестораны, кейтеринг и др.).
Первым штатом, предоставившим существенные преференции кинематографистам,
Таблица 2
Основные показатели развития кинематографии США
Наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014
Население (млн чел.) 310,3 312,9 314,3 316,5 318,5
рост (%) - 0,84 0,45 0,70 0,63
ВВП на душу населения (амер. долл.) 47 132 48 147 49 802 52 839 54 678
рост (%) - 2,15 3,44 6,10 3,48
Валовые кинотеатральные сборы (млн амер. долл.) 9 740 9 610 9 210 9 782 9 877
рост (%) - -1,33 -4,16 6,21 0,97
Посещения (млн зрителей) 1 307 1 237 1 237 1 229 1 215
рост (%) - -5,36 0,00 -0,65 -1,14
Средняя стоимость кинобилета (амер. долл.) 7,5 7,8 7,8 8 8,1
рост (%) - 4,00 0,00 2,56 1,25
Число посещений на душу населения 4,25 4 4 3,9 3,8
рост (%) - -5,88 0,00 -2,50 -2,56
Количество экранов (шт.) 39 547 39 641 39 918 39 783 40 158
рост (%) - 0,24 0,70 -0,34 0,94
Произведено полнометражных игровых фильмов (шт.) 795 818 728 738 707
рост (%) - 2,89 -11,00 1,37 -4,20
Доля национальных фильмов в прокате (%) 92 91,4 91,1 94,6 95
рост (%) - -0,65 -0,33 3,84 0,42
Примечание: таблица составлена авторским коллективом по данным [1-3].
стала Луизиана. Сегодня предоставляемые ею налоговые льготы достигают 30 процентов от суммы потраченного на месте съемок бюджета. Финансовый кризис заставил и другие регионы вводить стимулы для кинопроизводителей, и на сегодняшний день они предоставляются в 44 американских штатах.
Укажем, что предоставление налоговых и других льгот возможно только при условии взаимодействия кинопроизводственных предприятий с региональными кинокомиссиями, которые контролируют финансовые расходы на организацию киносъемочного процесса и осуществляют первичный подбор продюсерам локаций, реестра потенциальных контрагентов (физических и юридических лиц), а
также плана организации работ по переезду, размещению съемочной группы, освоению утвержденных съемочных объектов. При этом кинокомиссиями устанавливаются минимальный уровень расходов, которые кинопродюсеры должны совершить на территории штата.
Достаточно интересным является тот факт, что право получения налоговых льгот (освобождение от уплаты налога на прибыли и налога с продаж) может быть передано кинопроизводителями другим заинтересованным хозяйствующим субъектам, в том числе не связанными с кинопроизводством, которые, в свою очередь, могут уменьшить или устранить свои собственные налоговые обязательства [9]. Такая форма поддержки реализуется в 26 штатах.
Достаточно важным обстоятельством, способствующим поддержанию высокого уровня удельной доли национального кино в кинотеатральном прокате в США, выступает также обязательное субтитрирование фильмов, сделанных на не английском языках, что снижает их зрительский потенциал. Отметим, что в России абсолютное большинство фильмов дублируется.
В целом, основные меры государственной поддержки национальных кинематографий в странах Северной Америки сосредоточены на региональном уровне и выражаются в разнородных налоговых послаблениях, возврате части затрат, совершенных на этой территории и предоставлении специализированных услуг на безвозмездной основе. Основным инструментом реализации таких форм государственной поддержки выступают кинокомиссии, а также местное законодательство.
В настоящее время в Российской Федерации подобные подходы по поддержке национальных кинопроизводителей не используются, несмотря на существование достаточно большого пласта регионального законодательства в области кинематографии (более 4500 нормативно-правовых актов) и номинальное функционирование кинокомиссий.
В соответствии с авторскими представлениями для интенсификации развития отечественной кинематографии в настоящее существует настоятельная необходимость разработки и совершенствования регионального законодательства, в частности формирования системы
возврата части затрат, совершаемых кинематографистами в конкретном субъекте Федерации. При этом представляется целесообразным осуществлять гармонизацию местного законодательства в два этапа. На первом необходимо предусмотреть обеспечение возврата расходов на кинопроизводство для всех заинтересованных лиц, прежде всего зарубежных кинопродюсеров, в сочетании с выделением финансовых ресурсов на модернизацию материально-технической базы региональных киностудий. Цель данного процесса - формирование необходимой инфраструктуры кинопроизводства. Тогда на втором этапе рациональным будет введение ряда дополнительных ограничений, которые бы ориентировали иностранных контрагентов на взаимодействия с российскими кинопродюсерами.
Особо отметим, что использование административно-территориальных образований субъектов Федерации в качестве элемента кинофильма (например, указание на то, что действие происходит в конкретном городе, регионе) в перспективе должно способствовать увеличению туристических потоков. Поэтому данное обстоятельство может являться основанием для повышения возвращаемой кинопроизводителю суммы.
При этом нам представляется рациональным обязательный контроль расходов кинопроизводства с помощью региональных кинокомиссий или специализированных некоммерческих организаций (фондов), учрежденных местными органами исполнительной власти.
Список литературы
1. Focus 2015. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2015.
2. Focus 2014. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2014.
3. Focus 2013. World Film Market Trends. Marché du film. Festival de Cannes, 2013.
4. Рехман П. Добежать до канадской границы // Менеджер. Кино. 2010. № 8(70). С. 22-32.
5. Положения о налоге на прибыль. URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/regulations/ c.r.c.,_c._945/page-52.html#docCont (дата обращения 10.07.2015).
6. Canada Film Capital. Retrieved 20 March 2011.
7. A Report on the Massachusetts Film Industry Tax Incentives (PDF). Massachusetts Department of Revenue. 2011. Retrieved 8 August 2013.
8. An Unexpected Bright Spot For Unions, May 21, 2013
9. Luther, William (January 2010). «Movie Production Incentives: Blockbuster Support for Lackluster Policy», Special Report (Tax Foundation) (173): 4-20.
петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2015
55