СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДОШКОЛЬНИКАМ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НАЛИЧИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ В АНАМНЕЗЕ ДИАГНОЗА «ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС»
Дети с ПП ЦНС, характер детско-родительских отношений, гендерные различия.
На сегодняшний день остро встает вопрос о будущем общества в связи с увеличением числа больных детей, а также детей, имеющих неблагоприятный прогноз дальнейшего развития. Неуклонно растет число детей, имеющих высокую степень риска по возникновению отклонений в развитии, обусловленных, в частности, перинатальным поражением центральной нервной системы. Данная категория детей, как отмечается в медицинских и психологических исследованиях, является группой риска по возникновению психической и психосоматической патологии как в раннем детстве, так и в более поздние периоды жизни (Й. Лан-гмейер, З. Матейчек, Т.И. Покровская, P.M. Нарицина).
Повреждения нервной системы, вызванные внутриутробной патологией и родовыми травмами, в дальнейшем проявляются на разных возрастных этапах в виде различных сим-птомокомплексов, которые могут быть преходящими, иногда устойчивыми, и довольно часто с возрастом трансформируются из одного вида в другой (А.А. Волохов, Н.В. Кобозева, В.В. Ковалев, Т.И. Покровская, КС. Робсон, Н.П. Шабалов).
Однако перинатальное поражение ЦНС не исключает последующего нормального развития ребенка. Ведущая роль в динамике резидуального состояния принадлежит возрастной эволюции, компенсаторным механизмам; ранней диагностики, своевременности лечения, правильной организации внешней среды [Покровская, Нарицына, 1978].
Как показывает практика, дети, имеющие диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС), в возрасте одного года снимаются с медицинского учета и дальнейший путь их психического развития, по результатам анализа литературных источников, целенаправленно не отслеживается. В поле зрения медицинских работников эти дети попадают вновь уже в связи с проблемами школьной незрелости и дезадаптации в возрасте 6-8 лет
[Уфимцева и др, 1996].
Отсутствуют также сведения и об особенностях родительских отношений к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе. В то же время, по мнению многих авторов, неблагоприятные родительские отношения сказываются на психическом развитии и здоровье ребенка. Могут иметь место следующие виды нарушений: развитие личности по психопатическому типу; нарушение эмоционально-волевой сферы; отклонения в поведении, характере; низкое самоуважение; задержка интеллектуального, речевого развития; психосоматические расстройства (Н.Н. Авдеева, А.А. Бодалев, К. Бютнер, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Й. Лангмейер, З. Матейчек, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Л.А. Холева, К. Хорни, S. Brody и др.).
Таким образом, актуальность исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы и дефицитом психологических исследований по изучению родительских отношений к детям группы риска по возникновению отклонений в развитии. Что касается ранних этапов развития ребенка, то нами под научным руководством Л.П. Уфимце-
вой, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики ИСП КГПУ им. В.П. Астафьева проведено многолетнее экспериментальное исследование и опубликованы результаты по изучению характера родительских отношений к дошкольникам 3 лет [Уфимцева, Сырвачева, 2006].
В настоящее время целью поэтапного экспериментального исследования стали сравнительное изучение характера родительских отношений к детям-дошкольникам 7-летнего возраста с наличием и отсутствием ПП ЦНС в анамнезе и изучение родительских отношений в зависимости от гендерной принадлежности родителя и ребенка, имеющего в анамнезе диагноз ПП ЦНС.
Экспериментальное исследование под научным руководством Л.П. Уфимцевой проводилось нами на базе 14 дошкольных образовательных учреждений и Центра диагностики и консультирования № 9 Центрального района г. Красноярска.
В исследовании участвовали полные, материально обеспеченные семьи с достаточным образовательным цензом, имеющие одного ребенка в возрасте 7 лет. На основе анкетирования родителей, изучения медицинских карт дошкольников для дальнейшего изучения было отобрано 311 семей, из которых 281 семья с детьми, имеющими в анамнезе диагноз ПП ЦНС, и 30 семей с детьми, не имеющими в анамнезе данного диагноза.
Для изучения родительских отношений в семьях дошкольников с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС была использована методика «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина.
На I этапе исследования нами был проанализирован характер родительских отношений к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС (табл. 1).
Таблица 1
Родительские отношения к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС (в %)
Тип отношений Отношение матерей Отношение отцов
ОД НД ОД НД
Принятие / отвержение 7,0 / 43,0 17,0 / 67,0 11,0 / 67,0 17,0 / 70,0
Кооперация / отсутствие кооперации 32,0 / 68,0 17,0 / 83,0 17,0 / 83,0 22,0 / 78,0
Симбиоз / дистанция 71,0 / 11,0 56,0 / 13,0 50,0 / 28,0 65,0 / 27,0
Авторитаризм / отсутствие авторитаризма 82,0 / 11,0 63,0 / 13,0 55,0 / 28,0 51,0 / 22,0
Маленький неудачник / отсутствие данного типа отношения 75,0 / 4,0 70,0 / 3,0 67,0 / 6,0 66,0 / 0
Примечание. ОД - дети с отсутствием диагноза ПП ЦНС; НД - дети с наличием диагноза ПП ЦНС.
Как следует из табличных данных, имеются особенности родительских отношений к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе: к ним чаще, чем к детям без данного диагноза, оба родителя проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения»; отцы чаще проявляют «симбиоз», а матери - отношение по типу «отвержение».
По-нашему мнению, более частое проявление симбиотических отношений отцов с детьми, имеющими в анамнезе диагноз ПП ЦНС, объясняется самим фактом наличия у ребенка данного диагноза, с одной стороны, и традиционными гендерными ролями - с другой.
Так, данный тип отношения по А.Я. Варге, В.В. Столину выражается в том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, неприятностей, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.
Не каждый мужчина может себе позволить проявление свойств, более характерных для женской гендерной роли, особенно в отношении здорового ребенка. По данным литератур-
ных источников, мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, потому что это не соответствует традиционной мужской гендерной роли.
По мнению ряда авторов, мужчины обладают тонкой чувствительностью к невербальным сигналам, не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они не заинтересованы в том, чтобы окружающие это заметили (И.Г. Малкина-Пых,
Э. Берн, C. Таvris). По результатам исследований, мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности, что объясняется различиями в нормах эмоциональной экспрессии, принятых в обществе.
У отцов ребенок с диагнозом ПП ЦНС вызывает тревогу, пониженный уровень требовательности к нему, стремление опекать и в то же время возможность проявлять вышеназванные чувства и поведение без риска получить общественное осуждение. Прежде всего сказанное относится к приверженцам традиционной гендерной роли мужчины.
Согласно фундаментальному положению гендерной теории, почти все традиционно считавшиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологическую, а социальную основу. Эти различия конструируются в обществе под воздействием социальных институтов.
Более частое же проявление матерями «отвержения» детей с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе объясняется, на наш взгляд, следующим. Матерям кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, они испытывают досаду, раздражение, обиду. Полученные нами результаты подтверждают имеющиеся в литературе сведения о том, что рождение ребенка с проблемами в развитии чаще у матерей порождает чувства горечи, гнева, вины, агрессии (E. Shuchardt, RM. Antley, F. Ferber). По данным О.Б. Чаро-вой, E.A. Савиной, матери испытывают меньше позитивных чувств по отношению к детям с проблемами в развитии по сравнению с матерями нормально развивающихся детей. Установлено также, что к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе оба родителя проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения» чаще, чем к детям без данного диагноза. Данный тип отношения по A^. Варге, В.В. Столину выражается в том, что родители невысоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, не испытывают чувства гордости за него, не поощряют инициативу и самостоятельность.
Таким образом, результаты нашей работы подтвердили данные исследований зарубежных и отечественных ученых о том, что рождение ребенка с проблемами в развитии неизбежно влияет на детско-родительские отношения, на восприятие ребенка родителями, на стремление родителей инфантилизировать или игнорировать ребенка; определяется психологическими особенностями личности родителей: способностью принять или не принять больного ребенка (L. Miller, J. Richmond, В. Гольдберг, G. Blacher, A. Fetherstone, Y Lauth, G. Seligman, В.В. Ткачева и др.).
На II этапе нами были изучены родительские отношения в семьях детей с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС в зависимости от гендерной принадлежности родителя и ребенка (табл. 2).
Таблица 2
Родительские отношения к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, в гендерном аспекте (в %)
Тип отношений Отношение матерей Отношение отцов
девочки мальчики девочки мальчики
Принятие / отвержение 28,0 / 50,0 23,0 / 57,0 19,0 / 57,0 16,0 / 65,0
Кооперация / отсутствие кооперации 25,0 / 75,0 30,0 / 70,0 28,0 / 72,0 21,0 / 79,0
Симбиоз / дистанция 61,0 / 17,0 68,0 / 15,0 72,0 / 12,0 61,0 / 19,0
Авторитаризм / отсутствие 59,0 / 24,0 59,0 / 17,0 66,0 / 13,0 68,0 / 13,0
авторитаризма
Маленький неудачник / отсутствие данного типа отношения 70,0 / 2,0 69,0 / 2,0 65,0 / 2,0 64,0 / 1,0
Примечание. ОД - дети с отсутствием диагноза 1111 ЦНС; НД - дети с наличием диагноза 1111 ЦНС.
Как следует из приведенных данных, имеются следующие гендерные особенности родительских отношений: отцы чаще, чем матери, проявляют к детям «авторитаризм», матери чаще отцов проявляют отношение по типу «маленький неудачник». Родители проявляют «отвержение» чаще к мальчикам; причем оба родителя проявляют «симбиоз» к детям противоположного с ними пола чаще, а «социально нежелательный образ родительского отношения» - чаще к детям одного с ними пола. По-нашему мнению, более частое проявление отцами «авторитаризма», а матерями отношения к детям по типу «маленький неудачник» объясняется фактом наличия у ребенка данного диагноза, о чем мы писали выше, и гендерными стереотипами. Данные типы отношений по А.Я. Варге, В.В. Столину выражаются в том, что авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Матери же представляют ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом, неприспособленным, открытым для дурных влияний, в связи с этим стараются оградить его от трудностей жизни и контролировать его действия.
То, что отцы склонны проявлять «авторитаризм» чаще, чем матери, а матери чаще отцов проявляют отношения к детям по типу «маленький неудачник», мы объясняем тем, что в детстве к этим мужчинам и женщинам, скорее всего, проявляли данные типы отношений, что было усвоено и перенесено ими на отношение к собственным детям. Ведь стили отношений усваиваются в родительских семьях и переносятся в собственную семью.
Это нашло подтверждение и в нашем исследовании при изучении родительских отношений к детям трехлетнего возраста: оба родителя (отцы и матери) проявляли к девочкам отношения по типу «маленький неудачник» и матери чаще отцов проявляют именно этот тип отношения к своим детям.
По мнению Э. Аронсона (1998), гендерные стереотипы - это глубоко укоренившиеся представления, часто неосознаваемые, передаются из поколения в поколение. Почему же именно отцы чаще, чем матери, проявляют к детям «авторитаризм»? Согласно М. Мид, А. Адлеру, Н.Н. Авдеевой, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Э. Фромм называет отцовскую любовь «требовательной», условной, любовь, которую ребенок должен заслужить своими успехами и хорошим поведением.
Также установлено, что оба родителя проявляют «отвержение» чаще к мальчикам, что объясняется, с нашей точки зрения, характером социальной ситуации развития дошкольников 7 лет и фактом опережающего развития девочек по сравнению с мальчиками.
Как отмечают отечественные и зарубежные авторы, у матерей и отцов меняются отношения к детям - будущим первоклассникам, повышаются требования к ним. Эти изменения можно объяснить тем, что ребенок скоро пойдет в школу; родители обеспокоены, насколько он будет там успешен; начинают интересоваться уровнем его развития у специалистов, водить на подготовительные курсы типа «Дошколенок»; начинают предъявлять ему требования хорошо читать, считать, писать, быть усидчивым, старательным и послушным.
Как правило, девочки показывают готовность к школьному обучению намного выше по сравнению с мальчиками. У них высокая мотивация к обучению в школе. Они умеют читать, считать, некоторые писать печатными буквами, более успешны и в плане социализа-
ции: стремятся выполнять требования взрослых, завоевать их симпатию, быть успешными в занятиях музыкой, языками, танцами, чем вызывают гордость у родителей. Мальчики 7 лет менее послушны и организованны, чем сверстницы. Среди них менее выражены конкуренция, желание выступать на утренниках, быть внимательными и усидчивыми на занятиях, на них жалуются воспитатели и педагоги, что очень редко случается в отношении девочек. Мальчики, как правило, не хотят идти в школу, объясняя это нежеланием заниматься, страхом быть наказанными: «Папа сказал, будет бить за двойки...» Учитывая вышесказанное, а также данные литературных источников о том, что девочки опережают мальчиков в своем развитии (Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Г. Крайг, А.И. Захаров), о чем свидетельствуют и результаты наших исследований, можно объяснить проявление родителями досады, раздражения, обиды чаще именно в отношении мальчиков, нежели девочек. Родители считают, что сын не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, не доверяют ему.
По результатам исследований, оба родителя чаще проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения» к детям одного с ними пола, а «симбиоз» - к детям противоположного пола. Данные типы родительских отношений по А.Я. Варге, В.В. Столину были описаны нами выше.
То, что оба родителя (отцы и матери) проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения» чаще к детям одного с ними пола, мы объясняем, с одной стороны, завышенными требованиями, ожиданиями: «ты должен быть, как я (лучше, чем я)!», желанием в ребенке реализовать то, что не удалось в свое время родителю. С другой - в обществе бытует мнение, что за воспитание дочери несет ответственность мать, за воспитание сына - отец, в связи с чем родители обращаются с детьми таким образом, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Так, от дочерей гораздо чаще, чем от сыновей, требуют помощи по дому, то есть девочек учат вести себя, «как мама», мальчиков - «как папа» [Тартаковская, 1997].
По данным литературных источников, каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола, поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери - дочерям [Малкина-Пых, 2006]. Каждый родитель заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам и «магии» собственного пола, и болезненно реагирует на такие поступки ребенка, которые кажутся необычными для пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна). Согласно A.N. Eagly, W. Wood; E.E. Maccoby, C.N. Jacklin, мальчиков поощряют за энергию, соревнование, демонстрацию силы - независимость, уверенность в себе, а девочек - за послушание, заботливость о других, дружелюбие.
То, что оба родителя (отцы и матери) чаще проявляют «симбиоз» к детям противоположного с ними пола объясняется, с нашей точки зрения, рождением ребенка с травмой (стремлением опекать, контролировать, удовлетворять все потребности, ограждать от трудностей, ребенок кажется им маленьким и беззащитным) и конструированием гендерной роли.
Почему же данный тип отношений родители проявляют чаще именно к детям противоположного с ними пола? Женщина в системе традиционных взглядов - нежная, ранимая, покорная, нуждающаяся в покровительстве и защите. Мужчина же представляется как сильный, мужественный, защитник слабых, однако не приученный к быту, выполнению домашних обязанностей. Этим, с нашей точки зрения, и объясняются желание отца ухаживать за дочерью, опекать ее, ограждать от трудностей, удовлетворять ее потребности и, в свою очередь, стремление матери опекать сына, ухаживать за ним, не предоставлять ему возможности проявлять самостоятельности даже в том, что ребенок уже может делать и сам (самообслуживание, помощь по хозяйству, выполнение домашних заданий воспитателя, логопеда и др.).
На детей нередко переносятся привычные стереотипы господства-подчинения. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа, обслуживать его, проявит такую установку
скорее по отношению к сыну, нежели к дочери (E.E. Maccoby, C.N. Jacklin, И.Г. Малкина-Пых). Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. По мнению Игли с соавт., женщины в целом имеют пониженный социальный статус и дома, и на работе, поэтому вынуждены во многом уступать влиянию тех, кто по статусу выше. А поскольку роли с высоким статусом принадлежат мужчинам чаще, женщины чаще оказываются в подчиненных ролях (A.N. Eagly, W.Wood, 1985).
Согласно теории социализации Э. Берн, традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что мальчики и девочки стремятся овладевать умениями и навыками, соответствующими полу, и не приобретают другие умения, такой опыт не позволяет мужчинам овладевать навыками, необходимыми для выполнения домашних дел.
Таким образом, выявленные в исследовании закономерности, их анализ требуют, на наш взгляд, обязательного учета при проведении коррекционной работы с семьями, имеющими дошкольников семилетнего возраста с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, что поможет создать благоприятный психологический климат в семье и устранить факторы, препятствующие полноценному психическому и личностному развитию таких детей.
Библиографический список
1. Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание. 2005. № 3. С. 101-108; № 7. С. 117-122.
2. Василенко И.В., Коваленко Н.В. Нравственные координаты внутрисемейного сознания // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы. М., 1999. Т. 1. С. 141-145.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 112 с.
4. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
7. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. М.: Эксмо, 2006. 928 с.
8. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 320 с.
9. Покровская Т.И., Нарицына Р.М. Соматопсихическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. М.: Медицина, 1978. 176 с.
10.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
11.Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 184 с.
12.Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи / Международный институт «Открытое общество», Самарский филиал. Самара, 1997.
13.Уфимцева Л.П., Симаева В.А., Симонова Н.А., Окладникова Т.К. Роль ранней диагностики в оптимизации психического развития детей, перенесших родовую травму // Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании: сб. ст. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 1996. С. 52-57.
14.Уфимцева Л.П., Сырвачева Л.А. Диагностическая программа оценки уровня психического развития детей дошкольного возраста: метод. пособие для педагогов-психологов. Красноярск, 2006. 31 с.