ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
УДК 159.922.77: 616
Ж. Г. ДУСКАЗИЕВА
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
ОСОБЕННОСТИ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ К ЧАСТО БОЛЕЮЩИМ МАЛЬЧИКАМ И ДЕВОЧКАМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА________________________________
Целью представленного в данной статье исследования стало определение родительского отношения матерей и отцов к детям старшего дошкольного возраста в зависимости от их гендерной принадлежности и соматического статуса. В исследовании приняли участие 120 семей с детьми старшего дошкольного возраста. Данные, полученные в результате исследования, подтверждают, что нарушение гомеостаза в семейной системе, проявляющееся в неэффективном родительском отношении, негативно отражается на соматическом статусе ребенка, способствуя развитию и подкреплению заболевания.
Семья — это система, имеющая собственные правила, нормы, ценности, механизмы регуляции. Для ребенка старшего дошкольного возраста семья является будущей моделью его взаимоотношения с миром. Ребенок в семье находится в составе триад (родители — ребенок) и/или диад (например, мать — сын, отец — сын), каждая из которых имеет свои особенности. Отношения «мать — сын», «мать — дочь», «отец — сын», «отец — дочь», как правило, различаются, что обусловлено различными социальными и биологическими факторами (интериоризированные родителем требования общества к ребенку того или иного пола, тип воспитания в прародительской семье, идентификация ребенка с родителем собственного пола, Эдипов комплекс и пр.) [2; 8; 9]. Некоторые ученые (А.И. Захаров, В.Е. Каган, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман и др.) выявили особенности детско-родительских отношений в зависимости от пола ребенка. Исследователи отмечают, что в современном обществе отмечается тенденция к усилению симбиотической связи «мать — сын» и увеличению дистанции в диаде «отец — сын». При фемининно-ориентированном воспитании (мать, педагоги женского пола) к мальчикам предъявляются маскулинно-ориентированные требования в социуме, в результате этого противоречия создается неблагоприятная почва для их эмоционального развития [3; 4; 6].
Особое внимание современными исследователями уделяется изучению особенностей семей с часто болеющими детьми. Анализ результатов ряда исследований (А.Я. Варга, Е.В. Котова, А.А. Лифинцева, Н.А. Писаренко, О.Л. Романова, Н.А.Урядницкая, Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко, В.А. Ковалевский, Е.Ю. Дубовик) родительского отношения к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста позволил выделить некоторые общие характеристики детско-родительских отношений в таких семьях. Родительское отношение к данной категории детей
характеризуется следующими особенностями: стремлением к симбиотическим отношениям с ребенком, страхом потери ребенка, гиперпротекцией, недостаточностью (или полным отсутствием) требований-обязанностей, имеющихся у ребенка в семье, чрезмерностью требований-запретов, авторитаризмом, неустойчивостью стиля воспитания и стремлением инфантилизировать часто болеющего ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Наряду с инфантилизацией, авторитарной гиперпротекцией и, как следствие, психологической инвалидизацией ребенка, нередко наблюдается внешне парадоксальное явление: с одной стороны, матери эмоционально не принимают больного ребенка, но в то же время они стремятся к симбиотическим отношениям с ним. Сочетание таких тенденций в родительском отношении способствует развертыванию целостной психосоматической картины заболевания по типу «замкнутого круга», когда ребенок постепенно начинает извлекать «психологические выгоды» от собственного заболевания («не нужно взрослеть», повышенное внимание, снижение требований). Таким образом, происходит изменение в психической сфере ребенка (его восприятие болезни, снижение мотивации к выздоровлению и пр.), что, в свою очередь, отражается на течении заболевания [1; 5; 7; 8].
Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Отцы, как правило, не склонны драматизировать ситуацию (Graham 1991), в то время как матери часто впадают в депрессию, испытывают чувство вины (Eiser 1990). Заболевание ребенка, в большинстве случаев, переживается как исключительное событие. В настоящее время семьи, как правило, малодетные, в связи с чем болезнь единственного или даже одного из двух — трех детей превращается в трагедию. Особенно если ребенок — мальчик, родители видят в нем не только продолжателя рода, но и того, кто исполнит
Ош&ввкп рдрклихишшиювва] шпсрса ■«так» кшсгобоквор! ■ адррошн#гпиа%
Г руппи ДСП Г': И чцд Эдсцхшыв
СУГШДр-ЖСЙ1-1 ИЕЙ кежзпй рации симбиоз гипвр- о::< Пий лили ц ш инфанти- ЛИ Л1311 и н ОТ№£ф-жсй 1-шсй коогегра- 3-| ИИ с: и >тйиш гипар-сацидли-заы и п инфанти- ЛИЗЫ МИН
М9Л1.Ч ПК И матери 27 Д 3,7 7 26 ДО .1.4 за Л
ДШЛПЧКИ 0 47 10 Ю 0 40 3,7 13, 10
УПЛ1.Ч ПК. и схгци 4 Д4 4£5 12 0 за 24 44 0
А*3 ночки 0 4 42 23 25 0 3,4 24 ЗА 3,
их несбывшиеся мечты, оправдает их ожидания, кто поддержит их в старости.
Основываясь на анализе вышеуказанных исследований, можно предположить, что нарушение родительского отношения негативно отражается на соматическом статусе ребенка в зависимости от гендерной принадлежности последнего. Соматический статус ребенка, в свою очередь, также оказывает влияние на родительское отношение. Формируется замкнутый «психосоматический круг», когда семья способствует развитию и подкреплению заболевания ребенка. Причем родительское отношение к часто болеющим детям зависит от пола не только ребенка, но и родителя.
Нами было проведено исследование на базе ДОУ № 176, 177, 250 г. Красноярска с целью выявить особенности родительского отношения матерей и отцов к часто болеющим мальчикам и девочкам. В исследовании приняло участие 120 семей с детьми старшего дошкольного возраста (90% полных семей): 30 матерей и 26 отцов часто болеющих мальчиков, 30 матерей и 28 отцов часто болеющих девочек, 30 матерей и 25 отцов здоровых мальчиков, 30 матерей и 29 отцов здоровых девочек. Результаты, полученные в семьях с часто болеющими детьми, сравнивались с результатами в семьях со здоровыми детьми.
Для достижения цели исследования использовался тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), позволяющий определить родительское отношение к ребенку по 5 параметрам (шкалам): отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Для выявления достоверности различий в родительском отношении матерей и отцов к часто болеющим и здоровым детям обоего пола был использован Х2-критерий Пирсона.
Полученная обобщенная характеристика родительского отношения к часто болеющим и здоровым мальчиками и девочками представлена в табл. 1.
Таким образом, доминирующими типами родительского отношения к часто болеющим мальчикам является отвержение, симбиоз и инфантилизация со стороны матерей; симбиоз и авторитарная гиперсоциализация — со стороны отцов. В отношении часто болеющих девочек доминируют симбиоз и инфанти-лизация со стороны матерей; симбиоз, инфантилиза-ция и авторитарная гиперсоциализация со стороны отцов.
Доминирующими типами родительского отношения со стороны отцов к здоровым детям обоего пола, а также со стороны матерей к мальчикам является кооперация, симбиоз и авторитарная гиперсоци-
ализация. В отношении же здоровых девочек со стороны матерей доминируют симбиоз и кооперация.
С помощью метода математической статистики (подсчет Х2-критерия Пирсона) в особенностях родительского отношения матерей и отцов к исследуемым группам детей была определена достоверность отличия (табл. 2, 3).
При сравнении результатов, выявлены достоверные различия между родительским отношением к часто болеющим и здоровым мальчикам у матерей (Х= 26,558; р<0,01) и отцов (Х= 10,088; р<0,05), а также к часто болеющим и здоровым девочкам у матерей (Х= 19,502; р<0,01) и отцов (Х= 13,654; р<0,01). Причем в семьях с часто болеющими детьми (независимо от их пола) у отцов усиливается симбиоз с ребенком и его инфантилизация, а у матерей родительское отношение различается в зависимости от пола ребенка — по отношению к девочкам усиливается симбиоз и инфантилизация, а по отношению к мальчикам — на фоне инфантилизации появляется отвержение. Следовательно, часто болеющих девочек принимают оба родителя, в то время как в отношении часто болеющих мальчиков у матери возникает отвержение (возможно, на бессознательном уровне).
Авторитарная гиперсоциализация наблюдается в основном со стороны отцов (только в отношении здоровых мальчиков со стороны матерей проявляется этот тип родительского отношения). Кооперация является доминирующим типом родительского отношения только в группах здоровых детей, у родителей часто болеющих детей низкие показатели кооперации.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что симбиоз как тип родительского отношения преобладает как в семьях со здоровыми детьми старшего дошкольного возраста, так и с часто болеющими. Тем не менее в семьях с часто болеющими детьми симбиоз, как правило, сочетается с инфантилизацией ребенка, и это ставит ребенка в позицию слабого, независимо от пола. Если девочкам и позволено быть слабыми (показатели по шкале «отвержение» со стороны обоих родителей незначительные), то «слабых» мальчиков матери не принимают полностью (высокие показатели по шкале «отвержение» у часто болеющих мальчиков со стороны матерей). Если учитывать, что старший дошкольный возраст приходится на Эдипову стадию, когда признание (одобрение) родителем противоположного пола особенно важно, то мальчики здесь находятся в наиболее дефицитарной позиции, что может оказывать негативное влияние на их эмоциональное развитие, социализацию. В отношении же часто болеющих девочек со стороны отцов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (74) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (74) 2008
Групп ы Ч ГзД |мальч и ни] чвд | мылами к.и) чвд (днпчки) Здр рО№Ы£2 (мальчики)
чцд | допочки) Здарапией | мылами к.и) Здрршша (лавочки) Здр рО№Ы£2 | допоч к и)
Дпс то №£ р и сх: ть различий [X ) 2 £154 26,ЖЙ 1 £3,302 4,400
- рй],ш рй],ш -
Тобляца 3
Г руппы 1 1Г1Д (МДЛЬЧ и ки) ЧЕД (мальчики) ЧЕД 'Ч ки) 3,ЙррЗПЫ£2 (мальчики)
ЧЕД (деиюч ки) Здэ|жжы^ (мальчики) ЗдррОПЫ£Э (деиюч ки) 3,аррш1Ы£э (Аяючки)
^^ри'юпййр 1ССГГ1« различий 1.К.ИИЮ) 10Ш 1Д.Б54 1,21»
- Г1±1,05 -
не выявлено отвержения, более того, отцы (как и матери) инфантилизируют девочек, позволяя им быть в позиции «слабой».
Таким образом, особое внимание заслуживает социальная ситуация развития часто болеющего мальчика, которая может спровоцировать развитие негативных тенденций в развитии его личности (инфантильность, неадекватная самооценка, повышенная тревожность и т.п.). Данные, полученные в ходе исследования, являются значимыми для теории и практики медицинской и общей психологии, так как позволяют специалистам в области образования, психологической службы и медицины понять истинную причину часто повторяющихся заболеваний у детей 5 — 7 лет, кроющуюся в нарушенном (неэффективном) родительском отношении, и, в соответствии с этим, подобрать оптимальные способы психокоррекции.
Библиографический список
1. Антропов, Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. — СПб. : Речь, 2002. — 560с.
2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций / А.Я. Варга. — СПб. : Речь, 2001.
3. Еремеева, В.Д. Девочки и мальчики — два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. — М. : Линка-Пресс, 1998. — 184 с.
4. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
5. Исаев, Д.Н. Отношение родителей и болезнь ребенка // Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие : хрестоматия / Д.Н. Исаев ; сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2007. - 400 с.
6. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е.Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65-69.
7. Ковалевский, В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В.А. Ковалевский. — Красноярск : КГПУ, 1997. — 124 с.
8. Оудсхорн, Д.Н. Семья ребенка-пациента // Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие : хрестоматия / Д.Н. Оудсхорн ; сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. — СПб.: Речь, 2007. — 400 с.
9. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. — СПб., 1999.
ДУСКАЗИЕВА Жанна Геннадьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры психологии детства.
Статья поступила в редакцию 08.09.08 г.
© Ж. Г. Дусказиева