ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Л. П. Уфимцева
В статье рассматриваются вопросы влияния родительских отношений на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы. Выявлена зависимость родительских отношений к дошкольникам от тендерной принадлежности родителя и ребенка; установлено негативное влияние неблагоприятных родительских отношений на психическое развитие детей, а также зависимость между типом родительского отношения и отдельными показателями психического развития дошкольников.
Ключевые слова: психическое развитие дошкольника с перинатальным поражением ЦНС, родительские отношения к детям с ПП ЦНС.
The problems of influence of parental relations on psychological development of younger preschool children with perinatal affection of the central nervous system are considered in the article. The author reveals the dependence of parental attitudes to preschool children on sex of a parent and a child. The author determines the negative influence of ill parental relations on children's psychological development and also the dependence between the type of parental attitude and certain indices of preschool children's psychological development.
Key words: psychological development of a preschool child with perinatal affection of the central nervous system, parental attitudes to children with perinatal affection of the central nervous system.
Разнообразие вариантов психического развития ребенка-дошкольника зависит от ряда условий и причин, важнейшими из которых являются: состояние здоровья (соматического и нервно-психического) [2]; сформированность ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности [1]; социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок» в семье, обществе в целом) [3] .
Нарушение детско-родительских отношений (ДРО), неблагоприятный психологический климат в семье и другие патологические факторы негативным образом сказываются на психическом развитии ребенка. Особенно тяжелые последствия воздействия негативных факторов отмечаются в период возрастных кризисов на фоне существенных качественных и количественных изменений в психическом развитии ребенка.
В настоящее время в дошкольные учреждения поступает все больше детей, рожденных от патологических родов и имеющих диагноз «Перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС) в анамнезе. Устойчивая тенденция к увеличению численности таких детей, неизучен-ность проблемы ДРО в таких семьях послужили основанием для проведения нами под научным руководством доктора психологических наук, профессора Л. П. Уфимцевой исследований по изучению влияния различных типов родительских отношений на психическое развитие девочек и мальчиков 3-летнего возраста, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС.
Для изучения ДРО в семьях дошкольников с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС нами была использована методика «Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варги, В. В. Столина, а для изучения особенностей психического развития детей нами была разработана диагностическая программа. В процессе разработки
данной программы нами прежде всего были проанализированы и сопоставлены имеющиеся в литературе психодиагностические методики отечественных и зарубежных авторов, предназначенные для данной возрастной группы. Затем были отобраны, на наш взгляд, наиболее надежные и валидные методики и апробированы на контингенте детей соответствующего возраста. В процессе апробации отдельные методики были модифицированы (упрощена процедура обследования, подобран иной стимульный материал, предложены шкалы уровневой дифференциации развития детей по ключевым линиям с использованием строго однозначной системы качественно-количественной оценки). Мы провели апробацию данной психодиагностической программы на базе 12-ти дошкольных учреждений Центрального района города Красноярска, осуществляя оценку ее надежности и валидности, внося необходимые коррективы.
Психодиагностическое обследование детей проводилось в форме взаимодействия ребенка с предметами, в простейшей конструктивной и графической деятельности, организуемой в виде игры и обязательно включающей речевое общение. Обследование предполагало изучение основных линий психического развития ребенка (психомоторного,речевого, когнитивного, психосоциального: общения с взрослыми, сверстниками, произвольность поведения, Я-образ).
Для исследования были отобраны полные, материально обеспеченные семьи, имеющие одного ребенка в возрасте 3-х лет с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС. Образовательный ценз семей находился приблизительно на одинаковом уровне, каждый родитель имел среднеспециальное или высшее образование.
В исследовании приняли участие 240 семей. При этом нами условно были выделены две разновидности семей:
• с неблагоприятным типом родительского отношения (отвержение, авторита-
ризм, симбиоз, «маленький неудачник», социально нежелательный образ родительского отношения), когда к ребенку отмечалось 3 и более типа таких отношений со стороны каждого родителя (всего 60 семей девочек и 59 семей мальчиков);
• с благоприятным типом родительского отношения (принятие ребенка, социально желательный образ родительского отношения к нему, отсутствие авторитаризма,
симбиоза, отношений по типу «маленький неудачник»), когда к ребенку отмечалось 3 и более типа таких отношений со стороны каждого родителя (всего 60 семей девочек и 61 семья мальчиков).
На рис. 1 представлены результаты сравнительного анализа влияния различных типов родительских отношений на частоту встречаемости низкого уровня психического развития девочек.
Рис. 1. Частота встречаемости низкого уровня психического развития у девочек 3-х лет, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, при различном типе родительских отношений (неблагоприятном и благоприятном)
Показатели: 1 - когнитивное развитие, 2 - психомоторное развитие, 3 - речевое развитие, 4 -психосоциальное развитие: 4.1. - общение со взрослым, 4.2. - общение со сверстниками, 4.3. - произвольность поведения, 4.4. - Я-образ.
Установлено, что у девочек из семей с неблагоприятным типом родительских отношений отмечается низкий уровень психомоторного, речевого, психосоциального развития, произвольности поведения,сфор-мированности Я-образа, в сравнении с девочками, воспитывающимися в семьях с благоприятным типом отношений.
На рис. 2 представлены результаты сравнительного анализа влияния различных типов родительских отношений на частоту встречаемости низкого уровня психического развития мальчиков.
Как и в семьях девочек, у мальчиков из семей с неблагоприятным типом родительских отношений чаще отмечается низкий уровень психического развития по всем изучаемым показателям по сравне-
нию с мальчиками, воспитывающимися в семьях с благоприятным типом отношений. При этом в семьях с благоприятным типом родительских отношений не выявлены мальчики с низким уровнем психосоциального развития.
Кроме того, сравнительный анализ влияния неблагоприятных типов родительских отношений на частоту встречаемости низкого уровня психического развития детей 3-летнего возраста, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, выявил, что неблагоприятные родительские отношения оказывают негативное воздействие на показатели психического развитие мальчиков чаще, чем девочек. Как видно из рис. 1 и 2, у мальчиков, по сравнению с девочками, чаще проявляется низкий уровень психического
; 1 2 3 4 5 6 7 8 |
: .^неблагоприятный (благоприятный показатели развития[
Рис. 2. Частота встречаемости низкого уровня психического развития у мальчиков 3-х лет, имеющих в анамнезе диагноз ПП ЦНС, при различном типе родительских отношений
(неблагоприятном и благоприятном)
Показатели: I - когнитивное развитие, 2 - психомоторное развитие, 3 - речевое развитие, 4 -психосоциальное развитие: 4.1. - общение со взрослым, 4.2. - общение со сверстниками, 4.3. - произвольность поведения, 4.4. - Я-образ.
развития по всем изучаемым показателям, а именно:когнитивного развития - на 20%, сформированности навыков общения с взрослыми - на 15%, со сверстниками - на 10%, психомоторного развития - на 9%, речи - на 8%, произвольности поведения -на 7%, Я-образа - на 3%.
Кроме того, выявлено влияние определенных типов неблагоприятных родительских отношений на конкретные показатели психического развития. При этом мы рассматривали психосоциальное развитие в отношении четырех его составляющих: общение со взрослыми, сверстниками, произвольность поведения и «Я-образа» ребенка. Таким образом, всего 7 показателей: 4 вышеназванных, а также показатели когнитивного, психомоторного и речевого развития. Так, отношения со стороны матерей к девочкам по типу «симбиоз» и «маленький неудачник» негативно влияют на 4 (57%) из 7 показателей психического развития, а именно на все показатели психосоциального развития девочек, и, больше всего, на сформированность навыков общения с взрослыми; отношения по типу «авторитаризм» и «отвержение» негативно влияют на 29% показателей психического развития,
а именно: «авторитаризм» - на сформированность общения с взрослыми и произвольности поведения, «отвержение» - на сформированность навыков общения со сверстниками и «Я-образа» девочек. «Социально нежелательный образ родительского отношения» к девочкам: со стороны матерей негативно влияет на 43% показателей: психомоторное развитие, сформированность навыков общения с взрослыми и «Я-образа», со стороны отцов - на 29% показателей: сформированность навыков общения с взрослыми, «Я-образа». «Авторитаризм» отцов оказывает негативное воздействие на когнитивную сферу девочек.
Наряду с этим выявлено влияние определенных типов родительских отношений на показатели психического развития мальчиков. Так, отношения со стороны матерей по типу «авторитаризм» и «маленький неудачник» негативно влияют на 57% показателей, а именно: «маленький неудачник» -на все показатели психосоциального развития мальчиков, и, больше всего, на сформированность навыков общения с взрослыми; «авторитаризм» - на речевое развитие, сформированность навыков общения с взрослыми, произвольности поведения, «Я-образа»;
отношения по типу «отвержение» и «симбиоз» негативно влияют на 29% показателей психического развития, а именно «отвержение» - на сформированность навыков общения со сверстниками и «Я -образа»; «симбиоз» на сформированность навыков общения с взрослыми и «Я-образа»; социально нежелательный образ материнского отношения на сформированность «Я-образа».
Так же выявлено, что отношения со стороны отцов по типу «авторитаризм» и «маленький неудачник» негативно влияют на 57% показателей, а именно: сформированность навыков общения с взрослыми, сверстниками, «Я-образа», кроме того «авторитаризм» - на речевое развитие, а «маленький неудачник» - на когнитивное развитие; «симбиоз» и социально нежелательный образ отцовского отношения негативно влияют на 43% показателей развития, а именно «симбиоз» на сформированность навыков общения с взрослыми и сверстниками, психомоторное развитие, «социально-нежелательное отношение» - на сформированность произвольности поведения, навыков общения со сверстниками, «Я-образа»; «отвержение» - на сформированность произвольности поведения.
Таким образом, анализ полученных данных по изучению влияния различных типов родительских отношений на психическое развитие детей показал: неблагоприятные родительские отношения оказывают негативное воздействие на психическое развитие детей, причем большее негативное воздействие оказывают на психическое развитие мальчиков, нежели девочек; неблаго-
приятные отношения отцов оказывают негативное воздействие в основном на психическое развитие мальчиков, а не девочек. Кроме того: выявлен характер влияния определенных типов неблагоприятных родительских отношений на конкретные показатели психического развития детей:
• отношения родителей к мальчикам по типу «авторитаризм» и «маленький неудачник» негативно влияют на большее количество показателей развития;
• неблагоприятные отношения родителей к мальчикам оказывают негативное воздействие, чаще всего, на сформированность навыков общения с взрослыми и «Я-образ» мальчиков;
• отношения матерей к девочкам по типу «симбиоз» и «маленький неудачник» негативно влияют на большее количество показателей развития;
• неблагоприятные отношения матерей к девочкам оказывают негативное воздействие, чаще всего, на сформированность навыков общения с взрослыми и «Я-образ» девочек;
• неблагоприятные отношения родителей оказывают негативное воздействие, чаще всего, на показатели психосоциального развития дошкольников.
Выявленные закономерности требуют, на наш взгляд, обязательного учета при проведении коррекционной работы с семьями, имеющими дошкольников младшего возраста с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС, что поможет устранить факторы, препятствующие полноценному психическому и личностному развитию таких детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Левченко И. Ю Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. М.: Коррекционная педагогика, 2005. 79 с.
2. Покровская Т. И. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода/Т. И. Покровская, Р. М. Нарицына. М.: Медицина, 1978. 176 с.
3. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.