Научная статья на тему 'Сравнительно-возрастное исследование семейного самоопределения современной молодёжи'

Сравнительно-возрастное исследование семейного самоопределения современной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / СЕМЕЙНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / FAMILY SELF-DETERMINATION / ЮНОСТЬ / ADOLESCENCE / РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ / EARLY ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Бибарсова Надия Витальевна

Анализ проблемы семейного самоопределения современной молодёжи в рамках возрастно-психологического подхода. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения подготовки юношей и девушек к браку и семейной жизни, профилактики и коррекции негативных тенденций развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Бибарсова Надия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE-AGE STUDY OF FAMILY SELF-DETERMINATION OF MODERN YOUTH

Article is devoted to the analysis of a problem of family self-determination of modern youth within the age and psychological approach. Results of the research can be used for the development and implementation of programs of psychological and pedagogical support in the preparation of young men and girls for marriage and family life, prevention and correction of negative tendencies of development.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-возрастное исследование семейного самоопределения современной молодёжи»

УДК 159.9.075

СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ1

Мерзлякова Светлана Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, Астраханский государственный университет; ул. Татищева, 20а, Астрахань, Россия, 414056; e-mail svetym@yandex.ru

Бибарсова Надия Витальевна, старший лаборант кафедры общей психологии и психологии развития, Астраханский государственный университет; ул. Татищева, 20а, Астрахань, Россия, 414056.

АННОТАЦИЯ

Анализ проблемы семейного самоопределения современной молодёжи в рамках возра-стно-психологического подхода. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения подготовки юношей и девушек к браку и семейной жизни, профилактики и коррекции негативных тенденций развития.

Ключевые слова: самоопределение, идентичность, семейное самоопределение, юность, ранняя зрелость.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, обусловливают трансформацию, качественное преобразование семьи как социального института. Наряду с негативными проявлениями кризисного состояния семьи (нестабильность брака, возрастание числа альтернативных моногамии форм семьи и внебрачных рождений, намеренное нежелание супругов иметь детей — «child-free», «отложенное родительство», рост числа дисфункциональных семей, преступлений на семейно-бытовой почве и пр.) наблюдаются положительные тенденции развития семьи. Это переход от традиционного патриархального брака к «супружеской» модели партнёрства, эгалитарные семейные отношения, признание приоритетности ценностей личностного роста и самореализации каждого из членов семьи, рост уровня образования, интеграция успешной профессиональной карьеры и семейной жизни для женщин [12; 13; 18; 23].

Выявить оптимальные условия, необходимые для становления личности семьянина с учётом современной социокультурной ситуации в России, позволяет возрастной подход. В работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, О.А. Карабанова) дан глубокий анализ функционального развития психики в возрастном аспекте и социальной ситуации развития. При формировании мировоззрения, системы ценностных ориентаций, самоопределения личности общепризнано значение подросткового и юношеского возраста [6; 9; 20; 24]. Проблематика самоопределения связана с изучением и разработкой понятий «личностное самоопределение» [7], «профессиональное самоопределение» [8; 14; 15; 21], «семейное самоопределение» [16; 17; 19], «экономическое самоопределение» [10], «идентичность» [1; 22; 25], «гражданско-культурная идентичность» [3; 4], «поликультурная идентичность» [2; 5]. Сравнительный анализ особенностей семейного самоопределения в разных возрастах даёт возможность изучить динамику развития брачно-семейных представлений в онтогенезе, разработать

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 12-06-00020.

мероприятия, направленные к тому, чтобы воспитывать семейные ценности и психологическую культуру в сфере семейной жизни, культивировать семейный образ жизни среди молодёжи, предупреждать негативные тенденции развития. Этим определяется теоретическая и практическая актуальность данного исследования, а также необходимость изучения особенностей семейного самоопределения в возрастном аспекте.

Цель данного исследования — выявить возрастные особенности семейного самоопределения у современной молодёжи.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели мы были намерены решить следующие задачи:

1. Выявить изменения в показателях семейного самоопределения с возрастом юношей и девушек.

2. Провести сравнительный анализ особенностей семейного самоопределения молодёжи между следующими возрастными группами: юность (15-19 лет) и ранняя зрелость (20-22 года).

3. Оценить характер связи типа семейного самоопределения личности и стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону).

Для диагностики содержательно-структурных характеристик семейного самоопределения применялись модифицированный вариант методики семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективная методика «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Анализ полученных данных осуществлялся методами математической статистики. Применялись следующие статистические критерии проверки гипотез: критерий Колмогорова — Смирнова для одной выборки, ранговая корреляция Спирмена, критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий Манна — Уитни, критерий хи-квадрат. Для проведения статистического анализа использовалась компьютерная программа IBM SPSS Statistics 21.

В исследовании приняли участие 367 студентов Астраханского государственного университета и Астраханского государственного политехнического колледжа. Из них 161 юноша и 206 девушек в возрасте 15-22 лет. Для проведения возрастных сравнений респонденты были разделены на две подгруппы: юношеский возраст (15 лет — 11 чел., 16 лет — 45, 17 лет — 50, 18 лет — 106, 19 лет — 77 чел.) и ранняя зрелость (20 лет — 38 чел., 21 год — 24 чел., 22 года — 16 чел.). Возрастные группы выделялись в соответствии с эпигенетическим принципом созревания, предложенным Э. Эриксоном [25, с. 220].

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе обработки результатов психодиагностических методик были получены количественные показатели компонент семейного самоопределения, включающие в себя несколько параметров, которые представлены в табл.1. С помощью критерия Колмогорова — Смирнова для одной выборки установлено, что распределение количественной переменной «возраст» значимо отличается от нормального закона: значение критерия Z = 2,945, уровень значимости р < 0,0001. Для выявления возрастных особенностей семейного самоопределения мы использовали ранговую корреляцию Спирмена. Из табл. 1 видно, что возраст респондентов положительно коррелирует с такими компонентами семейного самоопределения, как ценности брачно-семейных отношений (моя будущая семья, счастливая семейная жизнь, отношение к семье, положение личности в структуре семьи, отношение к отдыху, досугу, отношение к родительской семье), составляющие образа Я — семьянина (Я — будущий муж/жена, Я — будущий отец/мать), мотивация заключения брака (личная независимость, любовь, безопасность, счастье), представления о перспективе (моё будущее). Это означает, что с возрастом происходит постепенное увеличение значимости указанных признаков. С возрастом усугубляется негативное от-

ношение к конфликтам, становится маловероятным мотивом вступления в брак чувство мести бывшему возлюбленному или родителям, о чём свидетельствуют отрицательные коэффициенты корреляции на уровне статистической значимости.

В проведённых нами ранее исследованиях были выявлены достоверные различия в компонентах семейного самоопределения между юношами и девушками [19; 16], поэтому далее при выявлении изменений в показателях семейного самоопределения, обусловленных возрастом респондентов, мы рассматривали отдельно мужскую и женскую части выборки. Для юношей с возрастом приобретают большую значимость такие брачные мотивы, как личная независимость («бегство от родителей»), любовь, безопасность, счастье. Чем старше молодой человек, тем больше у него желание управлять своей жизнью, свободно воплощать принятые решения. Отрицательная корреляция возраста и переменной «права и обязанности супругов» означает, что у юношей с возрастом проявляются близкие к отрицательным установки, ожидания в отношении прав и обязанностей мужа и жены.

У девушек возраст определяет динамику такого компонента семейного самоопределения, как ценности брачно-семейных отношений. Чем старше девушка, тем важнее для неё становится ценность свободы как независимости в суждениях и поступках. У девушек с возрастом происходит постепенное увеличение позитивного отношения к семье в целом, родительской семье и собственной семье, наблюдаются положительные установки в отношении будущих детей, прав и обязанностей супругов, совместного семейного отдыха и досуга.

Таблица 1

Связь возраста и семейного самоопределения молодёжи

Компоненты семейного самоопределения Юноши Девушки Вся выборка

Ценности брачно-семейных отношений

Родительская семья - 0,052 -0,111 - 0,043

Брак 0,065 - 0,073 0,087

Моя мама - 0,027 -0,092 - 0,043

Мой отец 0,142 0,035 0,103

Моя будущая семья 0,099 0,055 0,144**

Ценность счастливой семейной жизни 0,048 0,097 0,137*

Ценность любви - 0,064 0,015 0,038

Ценность свободы как независимости - 0,011 0,185** 0,098

Отношение к семье 0,172 0,272* 0,260**

Мы — семья (отношение к собственной семье) - 0,056 0,225* 0,068

Положение личности в структуре семьи 0,202 0,025 0,166*

Отношение к будущему брачному партнёру - 0,047 0,040 0,067

Отношение к себе 0,112 - 0,144 0,020

Отношение к будущим детям - 0,058 0,364** 0,107

Отношение к любви романтического типа - 0,186 - 0,032 0,046

Отношение к сексу - 0,205 0,089 - 0,067

Отношение к разводу 0,011 - 0,194 - 0,116

Отношение к конфликтам - 0,188 - 0,151 - 0,206*

Главенство и ответственность в семье - 0,125 0,205 0,011

Права и обязанности супругов - 0,277* 0,455** 0,080

Отношение к отдыху, досугу 0,127 0,252* 0,263**

Отношение к родительской семье 0,045 0,293** 0,180*

Отношение к матери - 0,171 - 0,176 - 0,122

Отношение к отцу 0,092 0,073 0,103

Составляющие образа Я — семьянина

Образ Я - 0,085 - 0,120 - 0,065

Я — будущий муж / жена 0,108 0,049 0,155**

Я — будущий отец / мать 0,063 0,085 0,135*

Я — хозяин / хозяйка 0,008 0,005 0,058

Я — сын / дочь - 0,041 0,049 0,053

Мотивы вступления в брак

Достижение успеха 0,092 - 0,050 0,067

Общение с людьми - 0,105 - 0,103 - 0,061

Самоактуализация 0,110 - 0,050 0,104

Признание окружающими 0,042 - 0,020 0,067

Материальное благополучие 0,116 - 0,011 0,102

Личная независимость («бегство от родителей») 0,187* - 0,059 0,147**

Любовь 0,176* 0,101 0,177**

Безопасность 0,204* 0,016 0,151**

Счастье 0,241** 0,007 0,191**

Долг - 0,009 0,094 0,098

Гармоничные сексуальные отношения 0,013 0,097 0,050

Месть -,038 0,013 - 0,257**

Компенсация чувства одиночества 0,074 - 0,062 - 0,112

Представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации

Моё прошлое - 0,034 - 0,090 - 0,056

Моё настоящее 0,140 - 0,113 0,026

Моё будущее 0,105 0,002 0,134*

Цели в жизни 0,059 0,029 0,074

Процесс жизни 0,073 - 0,125 - 0,020

Результативность жизни 0,052 - 0,061 0,011

Локус контроля — Я 0,151 - 0,031 0,067

Локус контроля — жизнь 0,200* - 0,123 0,075

Общий показатель осмысленности жизни 0,152 - 0,064 0,058

Примечания:

* — корреляция значима на уровне 0,05; ** — корреляция значима на уровне 0,01.

При оценке достоверности различий в показателях семейного самоопределения в зависимости от стадии психосоциального развития для количественных переменных, распределение которых соответствует нормальному закону, мы использовали критерий Стьюдента для независимых выборок (1:), для признаков, распределение которых значимо отличается от нормального, — непараметрический критерий Манна-Уитни (и). В подвы-борке юношей достоверные различия выявлены для шкал «права и обязанности супругов» (1 = 2,185 и р = 0,033), «общение с людьми» (1 = 2,075 и р = 0,040), «счастье» (и = 1373 и р = 0,042). Из рис. 1 видно, что юноши 15-19 лет более положительно оценивают права и обязанности супругов по сравнению с другой возрастной группой. В ранней зрелости (20-22 года) брачный мотив «общение с людьми» становится менее значимым, но актуализируется мотив, выполняющий фелицитивную (от лат. felicio — счастье) функцию.

Рис. 1. Значимые различия средних показателей семейного самоопределения у юношей в зависимости от стадии психосоциального развития (р < 0,05)

У девушек достоверные различия в зависимости от возрастной группы обнаружены для следующих переменных:

— родительская семья» (и = 2960,5 и р = 0,024);

— ценность свободы как независимости (и = 2643, р = 0,013);

— отношение к семье (1 = — 3,463, р = 0,001);

— отношение к будущим детям (1 = — 3,804, р < 0,0001);

— отношение к разводу (1 =2,445, р = 0,017);

— главенство и ответственность в семье (и = 435, р = 0,002);

— права и обязанности супругов (и = 281, р < 0,0001);

— отношение к отдыху, досугу (и = 475, р = 0,009);

— общение с людьми, любовь (и = 2979,5, р = 0,045).

Столбиковые диаграммы (рис. 2) демонстрируют, что родительская семья и такой брачный мотив, как общение с людьми, имеют значение для девушек в юношеском возрасте (15-19 лет) более, чем в другой возрастной группе. На стадии ранней зрелости (20-22 года) у девушек повышается ценность свободы, более позитивными становятся отношения к семье, будущим детям, семейному отдыху и досугу, повышается положительное восприятие главенства и ответственности в семье, прав и обязанностей супругов, возрастает роль любви как мотива заключения брака. Негативное отношение к разводу значимо возрастает при переходе на новую стадию психосоциального развития в схеме жизненного цикла Э. Эриксона.

П юность (15-19 лет) □ ранняя зрелость (20-22 года)

-2

-4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6,49

5,3

5,9

6,13

6,38 6,44

4,44

5,3

5,35

3,9

ая

ак с ь

ель

т

и

д

о Р

а д

о б о в

и

к е и н

е ше

о н т О

у

б к е и н

е ше

о н т

О

-4,41-5,57

мм

^ О

уд д

4Д8

5,84

5.22

4,25

,62-

е и

ь т

м с

е о

с н

в н а

ь з

т я

с б

о о

н н и

е а

в в

т а

с р

т е Пр

в

т

о

и

в

овг у

р

п

у

* ^

ы

дт о к е и н

е ше

о н т

О

ь дью

л с е и н

е ще

б О

ь в о б ю

8

6

4

4

2

0

Рис. 2. Значимые различия средних показателей семейного самоопределения у девушек в зависимости от стадии психосоциального развития (р < 0,05)

Анализ распределения типов семейного самоопределения в изучаемых возрастных группах свидетельствует о зависимости проявления типа семейного самоопределения от возраста (табл.2). В юношеском возрасте (15-19 лет) процент респондентов, имеющих декларируемое семейное самоопределение, значимо выше, чем в старшей возрастной группе. Для ранней зрелости (20-22 года) более выражен предрешённый тип семейного самоопределения.

Таблица 2

Исследование связи типа семейного самоопределения в зависимости от возраста респондентов

Тип семейного самоопределения Возрастные группы Значение критерия X2 Уровень значимости

Юность (15-19 лет) Ранняя зрелость (20-22 года)

Предрешённое семейное самоопределение 44 чел. (15,2%) 25 чел. (32%) 11,39 0,0007

Декларируемое семейное самоопределение 86 чел. (29,8%) 8 чел. (10,3%) 12,26 0,0005

Диффузное семейное самоопределение 64 чел. (22,1%) 15 чел. (19,2%) 0,31 0,5784

Реализуемое и достигнутое семейное самоопределение 95 чел. (32,9%) 30 чел. (38,5%) 0,85 0,3553

Итак, при анализе результатов эмпирического исследования нами были выявлены особенности семейного самоопределения молодёжи в зависимости от возраста респондентов.

ВЫВОДЫ

1. Семейное самоопределение молодёжи — трансформирующееся динамичное личностное образование. Взросление характеризуется активным самоопределением в сфере семейных отношений: возрастает ценность представлений о будущем, о семье в целом, о родительской и будущей собственной семье, усиливается эмоциональная привлекательность семейных функциональных ролей супруга (Я — будущий муж / жена) и родителя (Я — будущий отец / мать), повышается положительное отношение к положению личности в структуре семьи и совместному семейному отдыху, досугу. С возрастом увеличивается значимость таких мотивов вступления в брак, как счастье, любовь, безопасность, личная независимость («бегство от родителей»). Чем старше респондент, тем больше проявляется негативное отношение к конфликтам, маловероятным мотивом заключения брака становится чувство мести. Для юношей характерно формирование убеждённости в том, что человек может сознательно контролировать собственную жизнь, свободно принимать и выполнять решения. С возрастом у юношей наблюдается негативная тенденция, находящая отражение в том, что проявляется отрицательное восприятие прав и обязанностей супругов. Характерная особенность динамики ценностей брачно-семейных отношений у девушек — рост значимости свободы как независимости в суждениях и поступках, увеличивается позитивное отношение к будущим детям, супружеским правам и обязанностям.

2. Установлены достоверные различия в показателях семейного самоопределения молодёжи в зависимости от стадии психосоциального развития личности (по Э. Эриксону). Динамика семейного самоопределения у юношей и девушек неравномерна. Сравнительный анализ особенностей семейного самоопределения в зависимости от возраста юношей свидетельствует о том, что на стадии ранней зрелости (20-22 года) возрастает значимость такого мотива вступления в брак, как счастье, но при этом снижается роль брачного мотива «общение с людьми», супружеские права и обязанности воспринимаются менее положительно, по сравнению с другой возрастной группой (15-19 лет). У девушек происходят более интенсивные изменения в компонентах семейного самоопределения, чем у юношей. Для девушек на юношеской стадии (15-19 лет) большей ценностью обладают родительская семья, общение с людьми как мотив заключения брака, чем на стадии ранней зрелости (20-22 года). Для девушек возрастной группы 20-22 года более характерны позитивное отношение к семье, будущим детям, семейному отдыху и досугу, положительные установки в отношении главенства и ответственности в семье, распределения прав и обязанностей супругов, повышается ценность свободы, значимость любви при заключении брака. Отношение к разводу у девушек 20-22 лет более негативное по сравнению с 15-19-летними.

3. На рассматриваемом этапе онтогенеза обнаружена связь возраста и типа семейного самоопределения. В юности (15-19 лет) чаще, по сравнению с другой возрастной группой, проявляется декларируемое семейное самоопределение. Предрешённое семейное самоопределение характерно для ранней зрелости (20-22 года), нежели для юности.

Итак, семейное самоопределение не задано, оно преобразуется, трансформируется, поэтому можно говорить о его становлении в рамках исследуемого возраста. Выявленные особенности семейного самоопределения молодёжи, обусловленные возрастом респондентов, открывают возможности для проектирования программ психолого-педагогического сопровождения подготовки юношей и девушек к браку и семейной жизни, профилактики и коррекции негативных тенденций развития.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. БатарчукД.С. Личность: от идентичности к поликультурности // Акмеология. 2013. № 3 (специальный выпуск). С. 118-119.

[2]. Батарчук Д.С. Модель развития поликультурной идентичности личности в многонациональной образовательной среде // Мир психологии. 2012. № 1. С. 93-104.

[3]. Батарчук Д.С. Специфика формирования российской гражданско-культурной идентичности студенческой молодёжи // Акмеология. 2014. № 2 (50). С. 60-69.

[4]. Батарчук Д.С. Формирование гражданско-культурной идентичности студенческой молодёжи в условиях многонациональной России // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 28-34.

[5]. Батарчук Д.С., Батарчук Е.А. Психолого-педагогическая модель развития поликультурной идентичности личности // Акмеология. 2012. № 4. С. 49-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6]. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология развития. — СПб: Питер, 2001.

[7]. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

[8]. Деркач А.А. Актуальные проблемы акмеологии развития // Акмеология. 2009. № 3. С. 10-16.

[9] Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. — М.: Академия, 2003.

[10]. Журавлёв А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодёжи: структура и детерминация // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1(10). С. 50-55.

[11]. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребёнка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 73-82.

[12]. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учёб. пособие / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2006.

[13]. Карабанова О.А. Семейное психологическое консультирование — теория, практика, образование // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 104-107.

[14]. Катаева Л.И. Акмеологические детерминанты профессионального самоопределения субъекта труда // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 23-26.

[15]. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М., 1996.

[16]. Мерзлякова С.В. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодёжи // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 114-119.

[17]. Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодёжи: понятие, типологизация, механизмы формирования // Акмеология. 2013. № 4 (48). С. 85-91.

[18]. Мерзлякова С.В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодёжи: монография. — Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2011.

[19]. Мерзлякова С.В. Эмоционально-волевые особенности личности как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 144-155.

[20]. Миронова Г.В. Сущность и содержание развития личности в период ранней юности (15-20 лет) // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 51-55.

[21]. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. № 1.

[22]. Савина О.О. Психологический анализ трансформации идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 118-128.

[23]. Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. — Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013.

[24]. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М., 2004.

[25]. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2003.

COMPARATIVE-AGE STUDY OF FAMILY SELF-DETERMINATION

OF MODERN YOUTH

The publication is prepared within supported RHSF scientific project № 12-06-00020.

Svetlana V. Merzljakova, Ph.D. in Psychology, assistant professor, assistant professor of the chair of general psychology and psychology of development, Astrakhan State University; bld. 20a, Tatishchev Street, Astrakhan, 414056, Russia; e-mail svetym@yandex.ru Nadiya V. Bibarsova, senior laboratory assistant of the chair of general psychology and psychology of development, Astrakhan State University; bld. 20a, Tatishchev Street, Astrakhan, 414056, Russia

ABSTRACT

Article is devoted to the analysis of a problem of family self-determination of modern youth within the age and psychological approach. Results of the research can be used for the development and implementation of programs of psychological and pedagogical support in the preparation of young men and girls for marriage and family life, prevention and correction of negative tendencies of development.

Key words: self-determination, identity, family self-determination, adolescence, early adulthood.

REFERENCES

[1]. Batarchuk D.S. Lichnost': ot identichnosti k polikul'tumosti // Akmeologija. 2013. № 3 (special'nyj vypusk). S. 118-119.

[2]. Batarchuk D.S. Model' razvitija polikul'tumoj identichnosti lichnosti v mnogonacional'noj obrazovatel'noj srede // Mir psihologii. 2012. № 1. S. 93-104.

[3]. Batarchuk D.S. Specifika formirovanija rossijskoj grazhdansko-kul'turnoj identichnosti stu-dencheskoj molodjozhi // Akmeologija. 2014. № 2 (50). S. 60-69.

[4]. Batarchuk D.S. Formirovanie grazhdansko-kul'turnoj identichnosti studencheskoj molodezhi v uslovijah mnogonacional'noj Rossii // Akmeologija. 2013. № 4 (48). S. 28-34.

[5]. Batarchuk D.S., Batarchuk E.A. Psihologo-pedagogicheskaja model' razvitija polikul'turnoj identichnosti lichnosti // Akmeologija. № 4. 2012. S. 49-55.

[6]. Bozhovich L.I. Jetapy formirovanija lichnosti v ontogeneze / Psihologija razvitija. — SPb.: Piter, 2001.

[7]. Ginzburg M.R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psihologicheskaja problema // Voprosy psihologii. 1988. № 2. S. 19-26.

[8]. Derkach A.A. Aktual'nye problemy akmeologii razvitija // Akmeologija. 2009. № 3. S. 10-16.

[9] Dubrovina I. V. Vozrastnaja i pedagogicheskaja psihologija: Hrestomatija / I.V. Dubrovina, A.M. Prihozhan. — M.: Akademija, 2003.

[10]. ZhuravljovA.L., Kuprejchenko A.. Jekonomicheskoe samoopredelenie molodjozhi: struktura i determinacija // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2007. № 1(10). S. 50-55.

[11]. Karabanova O.A. Orientirujushhij obraz v strukture social'noj situacii razvitija rebjonka: ot L.S. Vygotskogo k P.Ja. Gal'perinu // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 2012. № 4. S. 73-82.

[12]. Karabanova O.A. Psihologija semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovanija: ucheb. posobie / O.A. Karabanova. — M.: Gardariki, 2006.

[13]. Karabanova O.A. Semejnoe psihologicheskoe konsul'tirovanie — teorija, praktika, obrazo-vanie // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2010. № 1 (3). S. 104-107.

[14]. Kataeva L.I. Akmeologicheskie determinanty professional'nogo samoopredelenija sub#ekta truda // Akmeologija. 2012. № 4 (44). S. 23-26.

[15]. KlimovE.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. — M., 1996.

[16]. Merzljakova S.V. Roditel'skaja sem'ja kak orientirujushhij obraz semejnogo samoopredelenija molodjozhi // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. № 2. S. 114-119.

[17]. Merzljakova S.V. Semejnoe samoopredelenie molodjozhi: ponjatie, tipologizacija, mehanizmy formirovanija // Akmeologija. 2013. № 4 (48). S. 85-91.

[18]. Merzljakova S.V. Sem'ja v sisteme cennostnyh orientacij sovremennoj molodezhi: monografi-ja. — Astrahan': ID «Astrahanskij universitet», 2011.

[19]. Merzljakova S.V. Jemocional'no-volevye osobennosti lichnosti kak faktor razvitija semejnogo samoopredelenija junoshej i devushek// Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 4. S. 144-155.

[20]. Mironova G.V. Sushhnost' i soderzhanie razvitija lichnosti v period rannej junosti (15-20 let) // Akmeologija. 2014. № 1 (49). S. 51-55.

[21]. Prjazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie v kul'turno-istoricheskoj perspektive // Voprosy psihologii. 1996. № 1.

[22]. Savina O.O. Psihologicheskij analiz transformacii identichnosti lichnosti v podrostko-vom i junosheskom vozraste // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 2011. № 4. S. 118-128.

[23]. Sovremennaja rossijskaja sem'ja: psihologicheskie problemy i puti ih reshenija: monografi-ja. — Astrahan': ID «Astrahanskij universitet», 2013.

[24]. Fel'dshtejn D.I. Psihologija vzroslenija: strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki processa razvitija lichnosti: Izbrannye trudy. — M., 2004.

[25]. H'ellL., Zigler D. Teorii lichnosti. — SPb.: Piter, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.