УДК 151.8 ББК 88.56
С.В. Мерзлякова
индивидуально-динамические характеристики темперамента как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек
В статье описаны и проанализированы соотношения, существующие между содержательно-структурными компонентами семейного самоопределения и индивидуально-динамическими характеристиками темперамента юношей и девушек. Индивидуально-типологические особенности темперамента рассматриваются как существенный фактор, играющий важную роль при становлении семейного самоопределения в юношеском возрасте. При оценке связи индивидуально-динамических характеристик темперамента с компонентами семейного самоопределения у юношей и девушек наблюдаются как общие, так и специфические особенности.
Ключевые слова: семейное самоопределение, индивидуально-динамические характеристики темперамента, юношеский возраст.
S.V. Merzlyakova
individual dynamic characteristics of temperament as a factor of the family self-determination development of young men and women
The article gives a description and analysis of relations between the content-structural components of family self-determination and individual-dynamic characteristics of temperament of young men and women. Individually typological peculiarities of temperament are regarded as a significant factor that plays an important role in the formation of family self-determination in adolescence. In the assessment context of individual-dynamic characteristics of temperament with the components of family self-determination of young men and women, both common and specific features are observed.
Key words: family self-determination, individual-dynamic characteristics of temperament, youthful age.
Для современного общества является актуальной проблема исследования особенностей семейного самоопределения на юношеском этапе онтогенеза. Негативные явления в брачно-семейной сфере приводят к искажению представлений современной молодежи о значении и содержании семейной жизни, поэтому сегодня одной из основных проблем, которые стоят перед исследователями, является анализ факторов, детерминант формирования семейных ценностей в молодежной среде. Недостаточная изученность семейного самоопределения как психологического феномена
не позволяет разработать эффективные приемы, оптимизирующие процесс подготовки современной молодежи к браку и семейной жизни. Разрешение противоречия между потребностью современного российского общества в воспитании семейных ценностей, укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления социально-психологических детерминант семейного самоопределения определяет проблему исследования.
О.А. Карабанова, О.В. Трофимова изучили влияние родительской семьи на формирование представлений о будущей
семье у студенческой молодежи [4, с. 4047]. Е.Н. Алексеева определила роль детско-родительских отношений при формировании семейных ценностей в юношеском возрасте [1]. Исследования Д.С. Батарчука посвящены анализу ценностных ориентаций и внутрисемейных взаимоотношений, обусловленных национальными различиями [2]. Н.В. Бибар-сова предлагает пути оптимизации семейного самоопределения посредством развития эмоционального интеллекта юношей и девушек [3]. К.А. Муц выявила психолого-педагогические условия сопровождения процесса семейного самоопределения молодежи в условиях образовательной среды вуза [6].
Цель исследования - изучить особенности связи содержательно-структурных характеристик семейного самоопределения со свойствами темперамента современных юношей и девушек.
Для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих диагностических методик:
• для диагностики содержательно-структурных характеристик семейного самоопределения мы использовали метод семантического дифференциала, разработанный Ч. Осгудом, опросник «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективную методику «Незаконченные предложения», «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева;
• для диагностики свойств темперамента использовался опросник Д. Кейр-си, созданный на основе работ К.Г. Юнга, И. Майерс и К. Бриггс.
Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-
статистические
по-
методы, которые зволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21. В анализ включались описательные статистики, корреляция Спирмена.
В исследовании приняли участие 1081 студент Астраханского государственного университета, Астраханского
филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Астрахани, Астраханского государственного политехнического колледжа, Астраханского колледжа вычислительной техники. Из них 507 юношей и 574 девушки в возрасте 15-22 лет.
В ранее проведенном нами исследовании между юношами и девушками выявлены различия в показателях «думание», «чувствование» [5, с. 72]. В связи с этим мы изучили особенности связи семейного самоопределения со свойствами темперамента отдельно в группе юношей и девушек.
В подвыборке юношей связь на уровне статистической значимости выявлена между характеристиками семейного самоопределения и такими типологическими факторами темперамента, как экстраверсия-интровер-сия, здравомыслие-интуиция, думание-чувствование, рассудительность-импульсивность. Фактор «экстраверсия-интроверсия» связан с элементами ценностно-эмоционального (процесс жизни: г = 0,256 при 0,05 < р < 0,1), мо-тивационного (секс: г = 0,25 при 0,05 < р < 0,1; достижение успеха: г = 0,229 при 0,05 < р < 0,1), рефлексивного (Я - образ: г = 0,238 при 0,05 < р < 0,1, локус контроля - Я: г = 0,36 при р < 0,01) компонентами семейного самоопределения юношей. Положительная корреляция свидетельствует о том, что для юношей-экстравертов важными брачными мотивами являются достижение успеха, гармоничные сексуальные отношения. Они воспринимают процесс жизни как эмоционально насыщенный, наполненный смыслом, представления о себя отличаются позитивным отношением, верой в собственные силы, убежденностью в способности контролировать события собственной жизни. Напротив, юноши-интроверты не удовлетворены своей жизнью в настоящем, не способны ею управлять, отличаются негативным самовосприятием.
Фактор «здравомыслие-интуиция» коррелирует с элементами регулятивно-
0
Ё го
го
ГО IX
ф Ü ф
Го 3
ф ш с Ф ч
р I
1 ф
ü о. 2
£ к ^ ?
го £ а"
го ^
X
«и 5
* с ü
-1
0 >5
1 Ф
ГО о
ii
а н
ст m 1 го
т
о
поведенческого (доступность творчества) и рефлексивного (уверенность в себе) компонентами семейного самоопределения. Юноши сенсорного типа свободны от внутренних противоречий, сомнений, уверены в себе (г = 0,347 при р < 0,01), низко оценивают возможность творческой деятельности (г = -0,393 при р < 0,01). Юноши интуитивного типа отличаются неуверенностью в себе (г = -0,353 при р < 0,01), склонностью к творчеству (г = 0,395 при р < 0,01).
Фактор «думание-чувствования» оказывает влияние на развитие элементов когнитивного (Я - будущий папа), ценностно-эмоционального (брак, моя будущая семья, ценность счастливой семейной жизни, процесс жизни, результативность жизни, осмысленность жизни), регулятивно-поведенческого (мое будущее), мотивационного (долг, любовь, признание окружающими), рефлексивного (локус контроля - жизнь) компонентов семейного самоопределения. Отрицательная корреляция означает, что юноши, имеющие высокие баллы по шкале думания, то есть относящиеся к мыслительному типу, низко ценят семейные ценности (брак: г = -0,31 при р < 0,05; моя будущая семья: г = -0,259 при 0,05 < р < 0,1; ценность счастливой семейной жизни: г = -0,287 при р < 0,05), малопривлекательной является функциональная роль отца (Я - будущий папа: г = -0,281 при р < 0,05), малозначимыми являются такие мотивы вступления в брак, как признание окружающими (г = -0,254 при 0,05 < р < 0,1), любовь (г = -0,239 при 0,05 < р < 0,1), долг (г = -0,235 при 0,05 < р < 0,1). Для них характерны неудовлетворённость прожитой частью жизни (г = -0,263 при 0,05 < р < 0,1) и самореализацией (г = -0,318 при р < 0,05), а также своей жизнью в настоящем, собственное будущее не обладает значимой ценностью (г = -0,227 при 0,05 < р < 0,1). Они убеждены в том, что человек не может контролировать жизненные события (г = -0,292 при р < 0,05). Юноши чувствующего типа, ориентированные на социальные ценности и оценку общества, гуманные при взаимодействии с окружающими, высоко ценят брачно-семейные отношения (брак: г =
0,322 при р < 0,05; моя будущая семья: г = 0,243 при 0,05 < р < 0,1; ценность счастливой семейной жизни: г = 0,305 при р < 0,05; Я - будущий папа: г = 0,275 при р < 0,05), важными мотивами заключения брака являются признание окружающими (г = 0,242 при 0,05 < р < 0,1), любовь (г = 0,231 при 0,05 < р < 0,1), долг (г = 0,231 при 0,05 < р < 0,1). Они удовлетворены самореализацией в прошлом (г = 0,301 при р < 0,05), воспринимают процесс жизни (г = 0,261 при 0,05 < р < 0,1) как интересный, осмысленный, убеждены в том, что можно управлять собственной судьбой (г = 0,278 при р < 0,05).
Фактор «рассудительность-импульсивность» обуславливает изменчивость таких компонент семейного самоопределения, как когнитивный (Я - будущий муж), ценностно-эмоциональный (брак, моя будущая семья, цели в жизни, осмысленность жизни), мотивационный (секс, любовь, счастье), рефлексивный (Я-образ, уверенность в себе, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь, самооценка). Юноши решающего типа, которые предпочитают упорядоченный и распланированный образ жизни, стремятся структурировать все вокруг себя, высоко ценят брак (г = 0,247 при 0,05 < р < 0,1), будущую семейную жизнь (г = 0,302 при р < 0,05), важными брачными мотивами для них являются любовь (г = 0,263 при 0,05 < р < 0,1), удовлетворение сексуальных потребностей (г = 0,313 при р < 0,05). Для них характерны уверенность в себе (г = 0,416 при р < 0,01), целеустремленность (г = 0,252 при 0,05 < р < 0,1), желание управлять и контролировать свою жизнь (г = 0,323 при р < 0,05), высокий уровень осмысленности жизни (г = 0,287 при р < 0,05). Юноши воспринимающего типа, предпочитающие спонтанный и гибкий образ жизни, открытые всему новому и любым переменам, низко ценят будущую семейную жизнь (г =-0,336 при р < 0,05), семейную роль мужа (г = -0,228 при 0,05 < р < 0,1). Для них любовь (г = -0,246 при 0,05 < р < 0,1), счастье (г = -0,243 при 0,05 < р < 0,1), стабильные сексуальные отношения (г = -0,294 при 0,05 < р < 0,1) не являются важными обстоятельствами заключения брака. Самовосприятие от-
личается низкой ценностью (г = -0,249 при 0,05 < р < 0,1), неуверенностью в себе (г = -0,475 при р < 0,01), заниженной самооценкой (г = -0,279 при р < 0,05). Отсутствие целей (г = -0,262 при 0,05 < р < 0,1) не придают жизни осмысленности (г = -0,267 при 0,05 < р < 0,1), способности контролировать и управлять собственной судьбой (г = -0,295 при р < 0,05).
Исходя из структуры и характера анализируемых взаимосвязей у девушек можно сделать вывод о том, что такие типологические факторы темперамента, как экстраверсия-интроверсия, здравомыслие-интуиция, думание-чув-ствование, рассудительностьмимпульсив-ность, определяют значимость брачно-семейных ценностей, составляющих образа Я-семьянина, мотивы заключения брака, представления о временной перспективе и смысложизненные ориентации. Девушки-экстраверты высоко ценят отношения с мамой (г = 0,207 при р < 0,05), эмоциональной привлекательностью для них обладают семейные роли жены (г = 0,169 при 0,05 < р < 0,1) и дочери (г = 0,162 при 0,05 < р < 0,1). Если достижение успеха (г = 0,202 при р < 0,05) является для них важным брачным мотивом, то вступление в брак из чувства долга - маловероятным (г = -0,217 при р < 0,05). Они удовлетворены самореализацией в прошлом (г = 0,242 при р < 0,05), настоящее обладает ценностью (г = 0,349 при р < 0,01) и воспринимается как наполненное смыслом (г = 0,203 при р < 0,05), строят свою жизнь в соответствии со своими целями (г = 0,196 при р < 0,05). Для них характерно позитивное самовосприятие (г = 0,31 при р < 0,01). При выраженной интроверсии у девушек наблюдается низкая ценность отношений с мамой (г = -0,194 при 0,05 < р < 0,1), важным мотивом вступления в брак является долг (г = 0,22 при 0,05 < р < 0,1), при этом достижение успеха не имеет значения (г = -0,21 при 0,05 < р < 0,1). Девушки-интроверты не удовлетворены прожитой частью жизни (г = -0,237 при р < 0,05), настоящее воспринимается как малоинтересное (г = -0,205 при р < 0,05), незначимое (г = -0,328 при р < 0,01), бессмысленное (г = -0,196 при р < 0,05), они низко оценивают собствен-
ный Я-образ (г = -0,312 при р < 0,01), не способны контролировать жизненные события (г = -0,188 при 0,05 < р < 0,1).
Девушки сенсорного типа, отличающиеся реалистичностью, практичностью, здравым смыслом, высоко ценят родительскую семью (г = 0,171 при 0,05 < р < 0,1), функциональные роли мамы (г = 0,193 при р < 0,05) и хозяйки (г = 0,262 при р < 0,01). Они отличаются позитивным самоотношением (г = 0,192 при р < 0,05), склонностью завышать свои возможности и переоценивать себя (г = 0,296 при р < 0,05). Для них маловероятно использование творчества в деятельности (г = -0,182 при 0,05 < р < 0,1). Для девушек интуитивного типа малопривлекательными являются роли Я - будущая мама (г = -0,186 при 0,05 < р < 0,1), Я - хозяйка (г = -0,265 при р < 0,05). Они отличаются заниженной самооценкой (г = -0,297 при р < 0,01), склонностью к творчеству (г = 0,181 при 0,05 < р < 0,1).
Девушки мыслительного типа, предпочитающие опираться в своих суждениях на логику, анализ, учитывать причинно-следственные связи, высоко ценят такую семейную ценность, как свобода (г = 0,175 при 0,05 < р < 0,1), но при этом у них отмечается понижение значимости любви (г = -0,36 при р < 0,01), настоящее становится малопривлекательным (г = -0,162 при 0,05 < р < 0,1). Актуализируется такой брачный мотив, как родительство (г = 0,199 при р < 0,05). Их отличает уверенность в себе и своих силах (г = 0,175 при 0,05 < р < 0,1). У девушек чувствующего типа, которые делают заключение на основе ценностных суждений, а не логического анализа, при принятии решений стараются учитывать все симпатии и антипатии окружающих, ценят личные взаимоотношения, возрастает значимость ценности любви (г = 0,355 при р < 0,01), снижается важность свободы как независимости в поступках и действиях (г = -0,173 при 0,05 < р < 0,1). Для них родительство не является важным брачным мотивом (г = -0,195 при р < 0,05). Они отличаются неуверенностью в себе (г = -0,177 при 0,05 < р < 0,1).
Девушки решающего типа, организованные, любящие принимать решения
0
Ё го
го ¡£
ГО IX
ф ^
ф
Го 3 ^^
Ф ш С ф
ч
1 ф н
£ к ^ ?
го £ а"
го ^
х ф £
* с
и
-1
0 >2
1 Ф
ГО о ||
СО н
ст ш 1 го
т
о
и доводить начатое дело до конца, ориентированные на результат, в меньшей степени склонны вступать в брак с целью достижения личной независимости, «бегства от родителей» (г = -0,166 при 0,05 < р < 0,1), положительно оценивают прожитую часть жизни, удовлетворены своей самореализацией (г = 0,241 при р < 0,05), склонны завышать свои возможности и переоценивать себя (г = 0,285 при р < 0,01). Девушки воспринимающего типа, отличающиеся мобильностью, спонтанностью, адаптированностью к изменяющейся ситуации, для обретения личной независимости от родителей могут заключить брак (г = 0,165 при 0,05 < р < 0,1). Для них характерны неудовлетворенность прожитой частью жизни (г = -0,235 при р < 0,05) и заниженная самооценка (г = -0,282 при р < 0,01).
Таким образом, установлено, что индивидуально-типологические особенности темперамента определяются полом респондента. Юноши, принимая решения, основываются на логике, учитывают причинно-следственные связи, в то время как девушки опираются на субъективные убеждения, ценности и морально-этические нормы поведения. Как у юношей, так и у девушек выраженность экстраверсии способствует формированию восприятия жизни как интересной, эмоционально насыщенной, наполненной смыслом, представления о себе как о сильной личности, актуализирует брачный мотив достижения успеха. Для юношей-экстравертов важным мотивом вступления в брак являются стабильные и гармоничные сексуальные отношения. Для девушек-экстравертов важными являются взаимоотношения с мамой, семейные роли жены и дочери, маловероятным мотивом заключения брака становится чувство долга. Они удовлетворены прожитой частью жизни, ценят настоящее, обрели смысл существования. При выраженности интроверсии у молодых людей наблюдается неудовлетворенность жизнью в настоящем, убежденность в том, что невозможно управлять собственной судьбой, негативное самовосприятие. Для девушек-интровертов отношения с мамой малозначимы, долг
становится важным брачным мотивом, для них характерны неудовлетворенность самореализацией, малая ценность настоящего, низкий уровень осмысленности жизни.
Такой типологический фактор темперамента, как здравомыслие - интуиция обуславливает особенности семейного самоопределения в большей степени у девушек, чем у юношей. Юноши сенсорного типа свободны от внутренних противоречий, сомнений, уверены в себе, низко оценивают возможность творческой деятельности. Юноши интуитивного типа отличаются неуверенностью в себе, склонностью к творчеству. Если для девушек сенсорного типа родительская семья, функциональные семейные роли мамы и хозяйки имеют важную ценность, то для их сверстниц интуитивного типа мало привлекательными являются такие составляющие образа Я-семьянина, как Я - будущая мама, Я-хозяйка.
Типологические факторы темперамента думание-чувствование и рассудительность-импульсивность оказывают различное влияние на содержательно-структурные характеристики семейного самоопределения юношей и девушек. У юношей фактор думание-чувствование определяет значимость ценностей брачно-семейных отношений, составляющих образа Я-семьянина, мотивов заключения брака, представлений о временной перспективе и смысложизненные ориентации. Для юношей мыслительного типа характерны низкая ценность брака, счастливой семейной жизни, будущей собственной семьи, семейной роли отца, своего будущего, неудовлетворенность прожитой частью жизни и жизнью в настоящем, неверие в возможность управлять своей жизнью, маловажными брачными мотивами являются признание окружающими, любовь, долг. Напротив, юноши чувствующего типа высоко ценят брачно-семейные отношения, удовлетворены самореализацией в прошлом, своей жизнью в настоящем, способны контролировать события собственной жизни, любовь, долг, признание окружающими выступают для них важными мотивами
заключения брака. У девушек такой фактор, как думание-чувствование, определяет значимость семейных ценностей, брачных мотивов и представлений о настоящем. Девушки мыслительного типа высоко ценят свободу как независимость в поступках и действиях, малопривлекательными являются любовь и ценность настоящего, важным брачным мотивом становится материнство. У девушек чувствующего типа наблюдается высокая ценность любви, низкая значимость свободы, снижается роль такого брачного мотива, как родительство.
Фактор рассудительность-
импульсивность в большей степени обуславливает изменения в содержательно-структурных характеристиках семейного самоопределения у юношей по сравнению с девушками. Юноши решающего типа отличаются высокой значимостью семейных ценностей (брак, моя будущая семья), целеустремленностью, уверенностью в себе, желанием управлять собственной жизнью, высоким уровнем осмысленности жизни. Важными брачными мотивами для них являются любовь, гармоничные сексуальные отно-
шения. Для юношей воспринимающего типа малопривлекательными являются будущая семейная жизнь, функциональная роль мужа, такие брачные мотивы, как любовь, счастье, секс. Отсутствие жизненных целей не придает ей осмысленности, не формирует уверенности в себе и способности управлять своей жизнью. Девушки решающего типа не склонны вступать в брак с целью достижения личной независимости («бегство от родителей»), удовлетворены прожитой частью жизни и самореализацией, могут завышать свои возможности. У девушек воспринимающего типа высока вероятность заключения брака для обретения личной независимости от родителей, наблюдается низкая оценка пройденного отрезка жизни, склонность недооценивать себя.
Итак, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что индивидуально-типологические особенности темперамента обуславливают особенности развития структурно-содержательных характеристик семейного самоопределения юношей и девушек.
Библиографический список
1. Алексеева, Е.Н. Роль детско-родительских отношений при формировании семейных ценностей современной молодежи [Текст] / Е.Н. Алексеева // В мире научных открытий. - 2014. -№ 11.1 (59). - С. 628-648.
2. Батарчук, Д.С. Проблема внутрисемейных отношений в межнациональных браках: социально-психологические и психолого-акмеологические особенности [Текст] / Д.С. Батарчук // Акмеоло-гия. - 2014. - № 3 (51). - С. 113-120.
3. Бибарсова, Н.В. Оптимизация семейного самоопределения посредством развития эмоционального интеллекта юношей и девушек [Текст] / Н.В. Бибарсова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 7. - С. 34-40.
4. Карабанова, О.А. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи [Текст] / О.А. Карабанова, О.В. Трофимова // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. - 110 с.
5. Мерзлякова, С.В. Сравнительное исследование особенностей связи семейных ценностей со свойствами темперамента юношей и девушек [Текст] / С.В. Мерзлякова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 7. - С. 71-75.
6. Муц, К.А. Психолого-педагогическое сопровождение активизации семейного самоопределения молодежи [Текст] / К.А. Муц // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 11 (67). - С. 177-191.
Referencеs
1. Alekseeva E. N. Role of children-parents relations in forming family values of modern youth. V mire nauchnykh otkrytii, 2014. № 11.1 (59). P. 628-648. [in Russian].
0
го -&
го
ГО IX
ф Ü ф
Го 3
ф ш с <и
ч р *
>s
и
о. 2
£ к £ ?
го £ а"
го ^
X
«и 5
* с
ü S Го го °
1 о
-1
0 >5
1 Ф
ГО о
iü
а н
CT m
1 го
2. Batarchuk D.S. The problem of family relations in inter-ethnic marriages: social-psychological and psycho-acmeological features. Akmeologiia, 2014. № 3 (51). P. 113-120. [in Russian].
3. Bibarsova N.V. Optimization of family self-determination by means of emotional intelligence development of young men and girls. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015. № 5. P. 90-95. [in Russian].
4. Karabanova O.A., Trofimova O.V. Role of Parental Family in Formation of Image of Future Family. Modern Russian Family: Psychological Problems and Ways of Their Solutions. Astrakhan: Izd-vo 'Astrakhan University", 2013. P. 110. [in Russian].
5. Merzlyakova S.V. Comparative research of connection between family values and temperament features of young men and women. Theoria ipractika obshchestvennogo razvitia, 2012. № 7. P. 71-75. [in Russian].
6. Muts C. A. Research of psychology and pedagogical conditions of family self-determination of student's youth. Sovremennyie issledovania sotsialnuykh problem, 2016. № 11 (67). P. 177-191. [in Russian].
сведения об авторах: мерзлякова светлана васильевна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет,
г. Астрахань, Российская Федерация. E-mail: svetym@yandex.ru
Information about the authors: Merzlyakova svetlana vasilyevna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of General and Cognitive Psychology Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation. E-mail: svetym@yandex.ru
УДК 151.8:36 ББК88.48:60.550.35
М.М. Орлова, Н.М. Новикова
влияние созависимости и алекситимии на степень готовности к материнству у матерей детей от года до трех
Исследование готовности к материнству как проявления адаптивности личности женщины расширяет спектр психокоррекционных задач, необходимых в психопрофилактической работе по предупреждению проблем материнства. Авторы доказывают существование связи нарушений готовности к материнству с проявлениями созависимости и алекситимии. Механизм созависимости у женщин направлен на поддержание своего проблемного Я, выраженности эгоцентризма, что препятствует реализации себя в материнстве.
Ключевые слова: созависимость, алекситимия, готовность к материнству, самоотношение, психологические защиты.
MM. Orlova, N.M. Novikova
influence of co-dependence and alexitimy on the readiness for motherhood degree of one to three year aged children mothers
The study of readiness for motherhood as a manifestation of the adaptability of a woman's personality expands the range of psycho-corrective tasks needed in psycho-preventive work to prevent maternity problems. The authors prove the existence of a connection between readiness for maternity