УДК 349.2:331.538-057.34 (470+476)
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ И
БЕЛОРУССИИ
М.А. Берестнев, С.А. Сергеева
В статье рассматриваются основы законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, регламентирующего трудоустройство государственных гражданских и муниципальной служащих, а также существующие правовые пробелы в сфере регулирования указанных правоотношений.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственный
гражданский служащий, коррупция, трудоустройство, административная ответственность.
Законодательство, регулирующее государственную гражданскую службу, в разных странах всегда имеет свои особенности, детерминированные историческими, политическими и социально -экономическими причинами. Однако общий принцип регулирования государственной гражданской службы в большей степени схож, в особенности в развивающихся странах, где основной задачей правового регулирования государственной гражданской службы является противодействие коррупции. На примере Российской Федерации и Республики Беларусь можно подтвердить данный тезис.
Изменения в законодательстве в области противодействия коррупции, произошедшие в 2010 году в Российской Федерации, затронули также сферу государственной гражданской и муниципальной службы и привели к установлению административной ответственности за нарушения в сфере трудоустройства гражданских и муниципальных служащих.
В условиях постоянной миграции трудовых кадров от одного работодателя к другому, ни один из них не застрахован от совершения ошибок при приеме на работу как действующего, так и бывшего государственного гражданского или муниципального служащего. Такие ошибки могут привести к привлечению работодателя к административной ответственности, а также негативно сказаться на деловой репутации компании.
Правовой основой, регламентирующей трудоустройство государственных гражданских и муниципальных служащих в России, является: Конвенция от 27.01.1999 об уголовной ответственности за коррупцию [5, С.15-29], Конвенция ООН от 31.12.2003 «О противодействии коррупции» [6], Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [7], Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» [8], Трудовой Кодекс РФ [9], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [10], Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при
38
замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [11], Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [12], Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» [13] и другие нормативные правовые акты.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами на российских граждан возлагается обязанность при трудоустройстве сообщать о замещении ими ранее должностей государственной гражданской или муниципальной службы, а также в определенных случаях обязанность получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Согласно ч. 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №79-ФЗ), гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы на момент трудоустройства, вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов [7].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государственный гражданский служащий, замещающий должность на момент трудоустройства, вправе осуществлять трудовую деятельность в коммерческой организации, только если это не повлечет за собой конфликт интересов, и эта деятельность не связана с управлением коммерческой организацией. О подобном совместительстве государственный гражданский служащий предварительно должен уведомить представителя нанимателя.
Говоря же о работниках, ранее замещавших должности государственной гражданской службы, стоит отметить, что в соответствии со ст. 64.1 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ) граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов [9].
Кроме того, в отдельных случаях после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе замещать в течение двух лет должности в организациях, если отдельные функции управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности. Такое ограничение установлено Письмом Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 № 2796-17
[14].
Таким образом, можно отметить, что если права и обязанности государственных гражданских и муниципальных служащих, замещающих или замещавших должности государственной гражданской или муниципальной службы законодатель предельно ясно регламентировал, то права и обязанности работодателя остаются не совсем определены.
Статья 64.1 ТК РФ устанавливает особенности приема на работу бывшего государственного гражданского или муниципального служащего [2].
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной гражданской или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной гражданской или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанная обязанность работодателя закреплена также в ч. 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон) [8].
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона, неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе согласно ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [10, Ст.1]. Статья 19.29 КоАП РФ говорит о том, что привлечение работодателем, либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом -влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
Данная норма КоАП РФ на сегодняшний день широко применяется для привлечения работодателей к административной ответственности. Существует большое количество судебных актов, в соответствии с которыми работодатели были привлечены к административной ответственности.
Судебная практика в целом сводится к применению к работодателям санкции, закрепленной в ст. 19.29 КоАП РФ только за привлечения к трудовой
деятельности служащих, замещавших должности государственной гражданской или муниципальной службы ранее Постановление Верховного Суда РФ от 04.02.2014 N 45-АД14-3, о привлечении работодателя к ответственности в связи с неисполнением указанных в ст. 19.29 КоАП РФ требований [15].
Указанная судебная практика согласуется с ч. 4 ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции», где регламентируется обязанность работодателя в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту службы только при заключении договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы ранее, в течение двух лет после его увольнения.
Однако ст. 19.29 КоАП предусматривает при определенных условиях ответственность работодателя за привлечение как бывшего государственного гражданского служащего, так и действующего, что противоречит Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции», где обязанность работодателя уведомлять о заключении договора с действующим государственным гражданским служащим отсутствует, и это, на наш взгляд, создает потенциально коррупционную ситуацию. В связи с этим считаем, что законодателем должен быть устранен указанный пробел в российском праве в части установления ответственности работодателя за несообщение о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с государственным или муниципальным служащим.
В Республике Беларусь к законодательству, устанавливающему и регулирующему права и обязанности государственных служащих и их работодателей, следует отнести Конвенцию ООН от 31.12.2003 «О противодействии коррупции» [6, Ст. 1231], Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств №31-20 «О новой редакции модельного закона «О противодействии коррупции» [16], Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З [17, Ст.432], Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. N 204-З [18, N 2/953], Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З [19, N 2/1262].
Белорусское законодательство дает следующее понятие государственной службы - это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. N 204-З государственный служащий помимо ограничения права заниматься предпринимательской деятельностью, не может также заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой
(деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом. Таким образом, если в РФ для государственных служащих допускается возможность работы по совместительству, то для граждан Беларуси такая возможность ограничена. Указанные ограничения регламентированы также в ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З.
Таким образом, граждане Беларуси, замещающие должности государственной гражданской службы, не могут заниматься иной совмещаемой с основной работой деятельностью, за исключением случаев указанных, в белорусском законодательстве.
Говоря о гражданах, ранее замещавших должности государственной службы, стоить отметить, что на сегодняшний момент в законодательстве республики Белоруссия, регулирующем порядок трудоустройства государственных гражданских служащих, не содержится норм, регламентирующих обязанность бывших государственных гражданских служащих, уведомлять своего прежнего работодателя о новом месте работы. Обязанность уведомлять о приеме на работу бывшего государственного служащего не установлена также и для работодателей.
В 2010 году Генеральная прокуратура Белоруссии выступила с инициативой внести изменение в национальное законодательство, регулирующее государственную службу. В Национальный центр законодательства и правовых исследований Генеральной прокуратурой Белоруссии было направленно письмо с предложением разработки поправок в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З.
Указанная инициатива Генеральной прокуратуры Белоруссии касалась трудоустройства бывших государственных служащих на должности в коммерческие и некоммерческие организации. Предлагалось внести изменения в части установления обязанности бывших государственных служащих при устройстве на новую работу получать согласие государственного органа по последнему месту службы. Также предлагалось установить ограничение согласно которому в течение двух лет после прекращения государственной службы, бывшему государственному служащему нельзя будет устроиться на работу в коммерческие или некоммерческие организации на должности, связанных с выполнением организационно-распорядительных,
административно-хозяйственных обязанностей и совершением юридически значимых действий, если в течение последнего года государственной службы, служебная деятельность была связанна с деятельностью данных организаций.
Указанное письмо Генеральной прокуратуры Белоруссии содержало предложение возложить на нанимателей, принимающих на работу бывшего государственного служащего, в течение двух лет после прекращения им
государственной службы, обязанность письменно сообщать об этом по его последнему месту государственной службы. За неисполнение этой обязанности предлагалось ввести административную ответственность.
Как можно заметить, предложенные Генеральной прокуратурой Белоруссии поправки в законодательство о коррупции, направленные на регулирование процесса трудоустройства государственных служащих, ранее замещавших должности государственной службы, схожи с аналогичными нормами, содержащимися в законодательстве РФ.
До настоящего времени указанные изменения в белорусское законодательство внесены не были. Правовое регулирование вопросов трудоустройства бывших государственных служащих с учетом необходимости совершенствования антикоррупционного законодательства отсутствует.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что законодательство и Российской Федерации и республики Белоруссия эволюционирует по схожему пути, что является вполне предсказуемым и ожидаемым в силу исторических особенностей развития культурных и экономических связей дружественных государств.
Список литературы:
1. Куревина Л.В. Заключаем трудовой договор с бывшим служащим // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2013. N 11.
2. Ладнова Е.С. Прием и увольнение работников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013.
3. Попов А. Сообщение о приеме на работу экс-чиновника // Трудовые споры. 2013. №11
4. Сокрашкин Э.Г. Взаимодействие органов власти для эффективного исполнения требований ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции" // Законность. 2013. N 5.
5. Конвенция от 27.01.1999 об уголовной ответственности за коррупцию // Бюллетень международных договоров, N 9, 2009, С. 15 - 29
6. Конвенция ООН от 31.12.2003 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, N 12, ст. 1231.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 622 8.
9.Трудовой Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
11. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ, 25.05.2009, N 21, ст. 2542.
12. Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 26.07.2010, N 30, ст. 4070
13. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.09.2010, N 37, ст. 4712.
14. Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17 // СПС «Консультант плюс».
15. Постановление Верховного Суда РФ от 04.02.2014 N 45-АД14-3 // СПС «Консультант плюс».
16. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств -участников Содружества Независимых Государств N31-20 «О новой редакции модельного закона «О противодействии коррупции» // Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублт Беларусь, 25.11.2008.
17. Трудового Кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З // Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублт Беларусь, 1999 г., № 26-27, ст.432
18. Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. N 204-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 19 июня 2003 г. N 2/953.
19. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 26 июля 2006 г. N 2/1262.
Берестнев Михаил Александрович, канд. юрид. наук, заведующий кафедрой ГиЗП юридического факультета ТулГУ, тел. 8(4872)35-36-34, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
Сергеева Светлана Александровна, аспирант кафедры трудового права, юридического факультета АТиСО, тел. 8(499)432-33-68, [email protected] (Россия, Москва, АТиСО)
COMPARA TIVE LEGAL ANALYSIS OF LEGISLA TION ON THE STA TE CIVIL EMPLOYEES JOB PLACEMENT IN RUSSIA AND BELARUS M.A. Berestnev, S.A. Sergeeva
This article discusses the fundamentals legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus regulating job placement state and municipal civil employees, as well as the existing legal the gaps in regulating indicated law relations.
Keywords: civil service, state civil employee, corruption, employment, administrative responsibility.
Berestnev M.A., candidate jurid. Science, Head of Chair civil and land law of the Faculty of TSUbodies, 8(4872)35-36-34,[email protected] (Russia, Tula, Tula State University).
Sergeeva S.A., postgraduate of chair labour law of the EITU HPE ALSR tel. 8(499)432-33-68,[email protected] (Russia, Moscow, «Academy of Labor and Social Relations»).
УДК 343
О ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АУДИТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
А.А. Бибиков
В данной статье рассмотрены полномочия органов внешнего финансового контроля при осуществлении аудита в сфере закупок. Определен круг органов, уполномоченных на выполнение указанных функций, формы и способы осуществления контрольных мероприятий в данной сфере и их результаты. Проанализировано соотношение аудита закупок и эффективности бюджетных расходов.
Ключевые слова: органы внешнего финансового контроля, аудит закупок,
эффективность бюджетных расходов.
Как отметил немецкий писатель Бертольд Авербах: «Нажить много денег - храбрость, сохранить их - мудрость, а умело их расходовать - искусство». Искусство расходования бюджетных денег сегодня приобретает особую актуальность.
За прошлый год в России принят целый комплекс нормативных правовых актов в целях развития системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами. Среди таких актов - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», изменения в Бюджетный кодекс РФ, КоАП и другие.
Содержание данных нормативных документов соответствует духу сегодняшнего времени и полностью корреспондируется с основными направлениями бюджетной политики на 2013 - 2016 годы, изложенными Президентом России В.В. Путиным в своем Послании Федеральному Собранию в июне 2013 года [1]. Президент РФ отметил, что в условиях снижения темпов
45