Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ опыта ювенальной юстиции в зарубежных странах'

Сравнительно-правовой анализ опыта ювенальной юстиции в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Т. Сыздыкова

В данной статье автор проводит сравнительно-правовой анализ борьбы с преступностью несовершеннолетних в зарубежных странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given article author conducts relatively-legal analysis of the fight with criminality minor in foreign country

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ опыта ювенальной юстиции в зарубежных странах»

А.Т. СЫЗДЫКОВА,

старший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки проектов НПА в области судебной и правоохранительной систем, государственной безопасности, обороны и надзора Института законодательства РК,

магистрант 2-го курса КазГЮУ

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫГХ СТРАНАХ

Исследование богатого и весьма разнообразного исторического опыта формирования и совершенствования законодательства в сфере правонарушений несовершеннолетних дает возможность выявить наиболее эффективные профилактические меры, применяемые в зарубежных странах. Это позволит, с одной стороны, использовать исторически апробированные методы профилактики, а с другой - наиболее передовые разработки в исследуемой области для совершенствования отечественного законодательства в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних [1, с. 23].

В этой связи следует согласиться с мнением доктора юридических наук, профессора Мау-ленова Г.С., указывающего на то, что в мировой практике ювенальные суды функционируют во многих странах мира (Франция, Польша, Япония) [2, с. 56].

Таким образом, целесообразным представляется изучение зарубежного опыта в исследуемой области и проведение сравнительно-правового анализа борьбы с преступностью несовершеннолетних в зарубежных странах.

Важно отметить, что во многих зарубежных странах виды и сроки наказаний и профилактических мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним, варьируются в зависимости от их возраста.

Уголовног законодательство зарубежных стран в большинстве своем содержит нормы, устанавливающие возрастной порог, по преодолению которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Кроме того, в законодательстве указывается и предельный возраст лиц, привлекаемых к уголовной ответственности на специальных, более мягких, условиях - как правило, это связывается с достижением лицом совершеннолетия [3, с. 60].

Следует подчеркнуть, что вопрос о возможности привлечения лица к уголовной ответствен-

ности в зарубежном праве связан с понятием «невменяемость». Так, по английскому праву невменяемость может быть обусловлена душевной болезнью, опьянением и возрастом, и в работах английских юристов, посвященных уголовному праву, эти вопросы традиционно рассматриваются в разделе об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность. Французский Ордонанс о правонарушениях от 2 февраля 1945 г. также предусматривает возможность признания невменяемыми лиц моложе 18 лет [4, с. 27].

Устанавливая минимальный возраст, по достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, зарубежно законодательство предусматривает «многоступенчатую» систему, по которой для разных возрастных групп предусмотрены разные меры воздействия.

Так, английское уголовное законодательство различает три группы несовершеннолетних:

- малолетние дети в возрасте до 10 лет, в отношении которых существует неоспоримая презумпция невиновности об уголовной недееспособности;

- дети в возрасте от 10 до 14 лет. До издания Закона о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г. [5] по общему праву дети в возрасте от 10 до 14 лет также считались условно недееспособными, но эта презумпция не являлась неоспоримой: обвинение должно было доказывать наличие у ребенка «злонамеренности». Необходимость в особых доказательствах злонамеренности заключалась в том, что присяжные должны были задать несовершеннолетнему дополнительный вопрос относительно того, знает ли он, что поступает дурно;

- подростки в возрасте от 14 до 17 лет (при назначении наказаний к ним приравниваются молодые люди в возрасте от 17 до 21 года).

Закон об уголовной юстиции [6] в части 1 установил, какие именно наказания следует назна-

чать молодым преступникам. Согласно принципам, предусмотренным в Законе, суд не может вынести приговор о тюремном заключении лицу, не достигшему 21 года, или заключить в тюрьму такое лицо на каком-либо основании.

Закон об уголовной юстиции 1988 г. упростил систему наказаний, связанных с ограничением свободы несовершеннолетних. Ранее принимавшиеся виды наказания - лишение свободы молодежи и помещение в центр задержания - были заменены помещением в учреждение для молодых преступников.

Помимо мер, связанных с ограничением свободы, к несовершеннолетним и молодым преступникам судья может применить иные меры. Одной из таких мер выступает издание приказа о надзоре.

Еще одной мерой, применяемой в последние годы к молодым преступникам и не связанной с ограничением свободы, является предоставление бесплатных услуг обществу, которое может быть применимо к лицам, достигшим 16-ти лет, и заключается в выполнении бесплатных работ в течение определенного времени. Кроме того, в отношении несовершеннолетних преступников суд может издать приказ об опеке, приказ об обязанности родителей и опекунов обеспечить хорошее поведение несовершеннолетнего, приказ о выплате штрафа, возмещении ущерба или судебных издержек.

В уголовном праве США нет единой, четко выраженной градации несовершеннолетних по возрасту, позволяющей применять к различным возрастным группам различные воспитательные меры и наказания. По общему праву лицо, не достигшее 7-летнего возраста, не несет уголовной ответственности за свое поведение. Лицо, достигшее 14-летнего возраста, является уголовно-ответственным за совершенное им деяние в полном объеме. В возрасте от 7 до 14-ти лет в отношении несовершеннолетних действует опровержимая презумпция «неспособности» совершить преступление.

И в США, и в Великобритании предпринимаются попытки свести к минимуму юридическое вмешательство посредством использования таких мер, как постановка на учет малолетних правонарушителей в полиции или направление их на перевоспитание по общественным программам без судебного разбирательства и вынесения приговора [7]. Законом о социальной деятель-

ности 1968 г. суды для несовершеннолетних заменены системой менее формального разбирательства, т.н. системой слушания по делам детей, исключая тяжкие преступления. Система слушаний по делам детей ставит своей целью вовлечение несовершеннолетнего и его семьи в процесс достижения согласованного решения, которое обеспечило бы соблюдение интересов ребенка, в первую очередь и наилучшим образом. В результате рассмотрения дела может быть назначено два вида воздействия: домашний надзор и внедомашний надзор. Это дает возможность составу непрофессионалов в области юриспруденции, но профессионалов в области детства, решить, как поступить, чтобы в наибольшей мере соблюсти интересы ребенка: оправдать его, поставить под надзор социальных служб или поместить в специальное учреждение [8, с. 64].

Исследуя германское законодательство, необходимо отметить, что возрастное начало уголовной ответственности содержится не в Уголовном кодексе ФРГ, а в Законе об отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних от 4 августа 1953 г. в редакции от 11 декабря 1974 г. При этом уголовное законодательство ФРГ различает в зависимости от возраста и связанной с ним возможности привлечения к уголовной ответственности три категории лиц:

- несовершеннолетние до 14 лет, привлечение к уголовной ответственности которых невозможно;

- несовершеннолетние от 14 до 17 лет, возможность привлечения которых зависит от того, находился ли несовершеннолетний в период совершения преступления в состоянии признания противоправности своего деяния в силу своей умственной и моральной зрелости либо нет;

- молодые люди от 18 до 20 лет, которые привлекаются к уголовной ответственности, но с учетом исключений, предусмотренных параграфом 105 раздела 1 Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1953 г.

В ФРГ в соответствии с указанным выше Законом применяются следующие санкции: воспитательные меры, исправительные меры и наказания для несовершеннолетних.

В научной литературе отмечается, что при применении любого вида санкций первостепенное значение имеет вопрос их воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя [9, с. 67].

Уголовным законодательством Германии устанавливается в качестве основополагающего принцип преимущественного воспитательного характера санкций, которые применяются с целью предотвращения дальнейшего негативного развития несовершеннолетнего. Санкции по отношению к несовершеннолетним применяются с учетом всех обстоятельств дела, а также личности преступника с целью обеспечения наибольшей вероятности перевоспитания.

Французский Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних от 2 февраля 1945 г. №45-174 устанавливает специальный правовой режим ответственности несовершеннолетних. В его основе лежит презумпция уголовной неответственности лиц, не достигших 18 лет, которая, однако, не является неоспоримой: в некоторых случаях несовершеннолетний может быть признан виновным в совершении преступного деяния и осужден. В случае привлечения к ответственности действуют нормы специального института уголовной ответственности несовершеннолетних.

Во Франции, как и в большинстве других зарубежных стран, предпринимаются попытки отыскать способы избежать судебного разбирательства и вынесения приговора в отношении несовершеннолетнего. Альтернативные меры могут быть применимы прокурором, который в случае совершения правонарушения, не носящего тяжкого характера, не направляет дело на рассмотрение судье по делам несовершеннолетних. Одной из альтернативных мер является «ознакомление с законом», которге предусматривает официальную беседу с несовершеннолетним и его родителями.

Уголовное законодательство Швейцарии содержит в себе деление несовершеннолетних на следующие возрастные группы:

- несовершеннолетние в возрасте до 10 лет, не подлежащие уголовной ответственности;

- дети в возрасте от 10 до 15 лет, к которым могут применяться воспитательные меры в виде помощи в воспитании, помещении в подходящую семью или воспитательное учреждение, особое наблюдение либо дисциплинарные наказания в виде приговора, школьного ареста или возложения обязанности выполнить какую-либо работу;

- подростки от 15 до 18 лет, к которым могут быть применены аналогичные воспитательные меры, а также заключение под стражу на 14 дней, штраф;

- молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. В связи с тем, что эти лица являются совершеннолетними, в отношении их применяются общие положения УК Швейцарии. Все меры, применяемые к несовершеннолетним, могут быть подразделены на воспитательные и меры, носящие характер наказаний.

В Японии существуют семейные суды и пункты по руководству детьми, деятельность которых заключается в ранней профилактике преступности. Борьба с преступностью несовершеннолетних в Японии регламентируется рядом нормативных правовых актов, прежде всего, Законом о несовершеннолетних (1948) и Законом о благосостоянии детей (1947), провозглашающих приоритет воспитательно-исправительных мер: неуголовного характера, принцип исключительной юрисдикции семейного суда, помещение несовершеннолетних под надзор службы пробации, всеохватывающей системы статистического учета несовершеннолетних, склонных к делинквентному поведению, привлечение к работе «полуштатных» сотрудников, создание специальных общенациональных общественных организаций [3, с. 60].

В 2007 году в Закон о несовершеннолетних были внесены поправки, ужесточающие отношение к подросткам-делинквентам: установлены более суровые виды наказания для совершивших тяжкие преступления, возраст наступления уголовной ответственности в исключительных случаях за особо тяжкие преступления понижен до 12 лет, в случае рецидива направление правонарушителя в исправительное учреждение, а не в специальное учебное заведение, как было ранее, полиции предоставлено право проведения обысков и изъятия вещественных улик при расследовании уголовных дел, в которых замешаны дети моложе 14 лет.

При этом базовые подходы к преодолению преступности несовершеннолетних сохраняются. Так, в Законе о несовершеннолетних говорится, что определенная поверхностность правосознания, возрастные особенности психики, неоконченная социализация несовершеннолетних предопределяют специфику ответственности за правонарушения. При применении мер воспитательного характера или при назначении наказания судом в обязательном порядке исследуется прошлое несовершеннолетнего делинквента, его личность и окружение, обстоятельства его деяния. В уголов-

ном законодательстве Японии находит отражение разрабатываемая правовой доктриной данной страны концепция «возрастной невменяемости». Считается, что уголовную ответственность может нести только то лицо, которое способно отличить добро от зла. А если лицо не способно отличить добро от зла, то оно не должно нести уголовной ответственности, если же указанная способность понижена, то должна быть ограничена и уголовная ответственность. А раз лицо не может нести уголовной ответственности, то оно и не наказуемо. Следовательно, в отношении такого лица не имеет силы норма, содержащая уголовную санкцию (можно даже добавить, что такая норма не имеет смысла). Именно этим объясняется в отношении несовершеннолетних отсутствие уголовной ответственности до определенного возраста, приоритет воспитательных мер перед уголовным наказанием, широкое применение условного осуждения, если предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Важно отметить, что в Европе в целом наметился так называемый универсальный подход к решению социальных проблем, опирающийся на три классических метода (индивидуальный - работа с отдельным лицом в специализированном агентстве; групповой - работа с отдельными категориями социально незащищенных граждан; и собственно общинный). Наиболее показателен в реализации этого подхода опыт Голландии [10, с. 64].

Работа с подростками, входящими в «группу риска», составляет в Голландии обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она осуществляется в общине, по месту жительства и учебы несовершеннолетнего.

Канада. Принятию отдельного Закона «Об уголовной ювенальной юстиции» в 2003 году предшествовала интенсивная проработка проблем, требующих решения на законодательном уровне, причем корректировка Закона путем принятия поправок, что было сделано в 1986, 1992 и 1995 годах, во второй половине 90-х годов XX века была признана недостаточной. В 1996 году был написан Отчет Рабочей группы по проблематике ювенальной юстиции, в 1997 году был представлен Доклад Постоянного комитета по делам правосудия и юриспруденции Палаты общин Парламента Канады. На базе этих наработок Министерство юстиции в 1998 году подготовило документ «Стратегия обнов-

ления ювенальной юстиции». Данный документ лег в основу разработки законопроекта. В период с 1998 по 2002 годы законопроект обсуждался с представителями различных заинтересованных ведомств и организаций и дорабатывался. В конце концов, Закон «Об уголовной ювенальной юстиции» был принят и вступил в силу 1 апреля 2003 года.

Принципы ювенальной юстиции, закрепленные в канадском законодательстве. Преемственность Закона 2003 года в отношении Закона 1984 года, сохранение и развитие в Законе 2003 года основных подходов, заложенных в Закон 1984 года, нашло свое проявление в провозглашенных обоими законами принципах. Закон 1984 года «О молодых правонарушителях» содержит следующие принципы:

- предотвращение преступлений — основное средство длительной защиты общества; для этого необходимо искоренять причины, лежащие в основе подростковой преступности, и выработать программу действий различных специалистов, позволяющую выявлять подростков и детей, склонных к совершению противоправных действий, и одновременно воздействовать на них соответствующим образом;

- подростки ни в коем случае не должны быть приравнены к взрослым в том, что касается уровня их ответственности и последствий их поступков; тем не менее, молодые правонарушители должны нести ответственность за свои правонарушения;

- хотя общество должно принимать разумные меры, чтобы предотвратить преступное поведение молодежи, оно должно быть в состоянии защитить себя от любого противоправного поведения;

- положение молодых правонарушителей требует надзора, дисциплины и заботы; при этом, учитывая зависимое состояние, в котором они находятся, а также степень их развития и зрелости, они испытывают специфические потребности и нуждаются в помощи и советах;

- всякий раз, когда это возможно, ресоциали-зация молодого правонарушителя должна быть направлена на защиту общества, что является одной из основных целей уголовного права применительно к молодежи; добиться ресоциализации можно только учитывая потребности молодого человека и обстоятельства, способные объяснить его поведение;

- если молодых правонарушителей решено привлечь к ответственности, следует рассматривать возможность замены судебной процедуры, предусмотренной настоящим законом в целях защиты общества, альтернативными мерами;

- отец и мать обеспечивают уход и присмотр за своими детьми; следовательно, подростки могут быть лишены родительской власти навсегда или временно только в тех случаях, когда принятие мер по сохранению этой власти противопоказано.

Задачи уголовной ювенальной юстиции и способы их решения до судебного разбирательства по канадскому законодательству. В Законе 2003 года «Об уголовной ювенальной юстиции» сформулированы две основные задачи: уменьшить долю несовершеннолетних, привлекаемых к суду, и уменьшить долю несовершеннолетних, приговариваемых к лишению свободы.

Для решения первой задачи важно уменьшить долю несовершеннолетних, привлекаемых к суду -разработана новая система альтернативных мер, не связанных со стандартным судопроизводством, в рамках «Программы внесудебных мер». По сути, в данном случае речь идет о внесудебном порядке разрешения уголовного дела несовершеннолетнего — это несудебные действия, которые направлены на привлечение несовершеннолетнего к ответственности без применения официального судопроизводства, судов и судей. Указанный Закон потребовал от полиции (канадская полиция имеет право предъявлять обвинение и инициировать судебное производство) до начала судопроизводства рассматривать следующие альтернативные варианты внесудебных мер:

- не предпринимать последующие действия по инициированию уголовного дела (т. е. фактически не начинать уголовного дела);

- вынести предупреждение;

- вынести официальное предупреждение;

- направить несовершеннолетнего (с его согласия) для участия в социальной программе или в социальную службу по месту жительства, в результате чего несовершеннолетнему будет оказана помощь, чтобы он смог воздерживаться от совершения преступлений в дальнейшем.

Внесудебные меры определяются в Законе 2003 года как меры, не входящие в рамки судопроизводства, которые используются для работы с несовершеннолетним, обвиняемым в совершении преступления.

Если указанные меры недостаточны, следующим шагом является переход к внесудебным санкциям, которые носят более формализованный характер по сравнению с внесудебными мерами. Внесудебные санкции — это несудебные действия, которые направлены на привлечение несовершеннолетнего к ответственности без применения официального судопроизводства, судов и судей. Применение внесудебных санкций возможно только в случае, если характер и количество противоправных деяний, совершенных ранее подростком, степень тяжести преступления, инкриминируемого подростку в настоящее время, или любое другое отягчающее обстоятельство не позволяют прибегнуть к предупреждению, помещению под надзор или направлению в реабилитационную программу. Внесудебные санкции предполагают более серьезное воздействие, чем другие меры, принимаемые во внесудебном порядке. В Законе 2003 года ничего не говорится о содержании внесудебных санкций. Это решается на уровне каждой провинции. Вместе с тем определены условия и ограничения, при соблюдении которых возможно назначение и исполнение внесудебных санкций: внесудебная санкция должна учитывать потребности несовершеннолетнего и интересы общества;

- подросток должен дать добровольное согласие на применение к нему внесудебной санкции;

- до выражения добровольного согласия на применение к нему внесудебной санкции несовершеннолетний должен быть предупрежден о своем праве на услуги адвоката, и ему должна быть предоставлена возможность проконсультироваться с ним;

- подросток должен признать свою ответственность за совершенное деяние или за бездействие, послужившее причиной совершения противоправного деяния, которое ему инкриминируется;

- прокурор должен быть уверен, что имеется достаточное количество улик, необходимых для привлечения несовершеннолетнего к ответственности;

- никакое положение закона не препятствует применению внесудебной санкции;

- несовершеннолетний не может отрицать свое участие в инкриминируемом ему противоправном деянии;

- несовершеннолетний не может выражать свое желание предстать перед судом для взрослых;

- признание несовершеннолетним своей вины, сделанное, чтобы подвергнуться «внесудебным санкциям», ни в коем случае не может иметь силу доказательств ни в гражданском, ни в уголовном процессе, начатом против него;

- применение внесудебных санкций не является препятствием для возбуждения преследования в отношении подростка, кроме тех случаев, когда он полностью выполнил все условия, предписанные данной санкцией.

Закон 2003 года предусматривает, что юве-нальный суд принимает Правила, применяемые именно в данном ювенальном суде. Некоторые судьи назначаются к ведению дел как несовершеннолетних, так и совершеннолетних преступников; в этом случае дела несовершеннолетних выделяются в отдельное производство. Закон 2003 года включает также положение, по которому определенные функции, связанные с ювеналь-ной юстицией, выполняют комитеты правосудия для молодежи.

Комитеты правосудия для молодежи, согласно Закону 2003 года «Об уголовной ювенальной юстиции», могут осуществлять следующие функции:

- рекомендовать полицейскому или прокурору меры, назначаемые во внесудебном порядке, которые следует принять в отношении данного подростка;

- встречаться с потерпевшим, чтобы узнать о том, что его волнует, и побуждать к примирению с подростком;

- следить за тем, чтобы местная община поддерживала подростка;

- добиваться координации усилий любого органа, занимающегося защитой молодежи, или представителей местной общины с системой уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних;

- сообщать федеральным, провинциальным и местным органам власти о необходимости соблюдать положения настоящего закона, который предоставляет подростку соответствующие права или меры защиты;

- вносить в федеральные, провинциальные и местные органы власти предложения, касающиеся новых направлений работы в рамках системы уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних;

- информировать граждан о положениях настоящего закона и о системе уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних в целом;

- выступать в роли консультативной группы;

- осуществлять другие функции, определенные генеральным федеральным или провинциальным прокурором.

Так же как комитеты правосудия для молодежи, консультативные группы создаются, чтобы дать возможность людям, далеким от судебной системы, участвовать в деятельности ювенального суда, предлагая меры общественного воздействия, более эффективные для пресечения преступности несовершеннолетних. Но в отличие от комитетов правосудия для молодежи, консультативные группы собираются на свои заседания для обсуждения в неформальной обстановке конкретного дела. Как правило, члены группы приглашают на свои заседания подростка, совершившего правонарушение, членов его семьи, потерпевшего и тех, кто его поддерживает, чтобы откровенно поговорить о правонарушении и его последствиях и найти решение конфликта: это может быть принесение извинений, возмещение вреда или общественно-полезная деятельность. Изначально, концепция консультативных групп создавалась под влиянием «семейных конференций», распространенных в других странах, например в Новой Зеландии и Австралии, а также на основе аналогичного положительного опыта, полученного в некоторых отдаленных общинах Канады, а впоследствии авторы концепции взяли за основу местную модель, называемую «круг определения меры воздействия».

Польша. Правосудие в отношении несовершеннолетних в Польше осуществляется на основе законов, в которых учтены международные нормы, касающиеся прав ребенка (в частности, имеются ссылки на Пекинские правила). Основными законодательными актами, относящимися к ювенальной юстиции, являются:

1. Закон о процедуре рассмотрения дел несовершеннолетних (Juvenile Procédures Act) 1982 г.

2. Закон об уголовных преступлениях и мелких правонарушениях (Criminal Law and Petit Offences Act).

3. Совершеннолетие, предоставляющее избирательное право, наступает в 18 лет; уголовная ответственность - в 13.

В области уголовного права подростки 13-17 лет, совершившие правонарушение, считаются несовершеннолетними и могут быть привлечены к суду, однако формально они не могут быть названы преступниками. Подростки совершают не преступления, а «действия, влекущие за собой наказание».

Статус несовершеннолетнего в системе правосудия продлевается до 18 лет, если действия подростка связаны с так называемой «деморализацией» (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение, отказ от посещения школы), либо до 21 года, если молодой человек был осужден как несовершеннолетний и находится в соответствии с приговором суда в исправительном учреждении.

В уголовном суде общей юрисдикции дело рассматривается, если подростку исполнилось 15 лет, и он совершил тяжкое преступление (убийство, насилие, террористический акт). В ходе рассмотрения каждого дела учитываются индивидуальные качества личности подростка и степень его зрелости.

Все остальные дела несовершеннолетних рассматриваются семейными судами, введенными в 1978 г. Они рассматривают вопросы, связанные с отношениями между родителями и ребенком и супругами между собой, принудительным лечением лиц с психическими отклонениями и дела несовершеннолетних правонарушителей. Такие суды представлены на местном уровне в каждом районе; например, в Варшаве и пригородах - 10 семейных судов.

Суд может назначить следующие меры воздействия на подростка:

- выговор;

- ограничения разного рода;

- компенсацию ущерба;

- контроль со стороны родителей, которые обязаны регулярно информировать суд о поведении ребенка (на практике оказалось, что подобная мера неэффективна);

- контроль со стороны организации, работающей с детьми, или ответственного лица;

- контроль со стороны куратора - сотрудника семейного суда по работе с несовершеннолетними;

- посещение «кураторского центра». Такие центры существуют не во всех городах, всего в Польше их 300; это нечто вроде дневного приюта, в котором дети проводят несколько часов после школы.

Условное наказание, с отсрочкой исполнения приговора на определенный срок (например, на 2 года). По закону молодой человек не может содержаться в исправительном учреждении для несовершеннолетних после достижения возраста 21 года, т.е., теоретически максимальный срок содержания в исправительном учреждении - 8 лет.

Кураторы при судах. Должность куратора (помощника судьи) была введена в Польше в 1920 г. Затем эта служба была отменена и восстановлена в 1959 г. В настоящее время деятельность кураторов определяется Законом 1986 г. «О кураторах по семейным и уголовным делам» [12, С. 24]. Разрабатываются новые законодательные акты, в которых обязанности кураторов будут разделены по специализации: кураторы по семейным делам и кураторы по уголовным делам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа куратора включает:

1. Составление отчета о личности подростка и ситуации в семье по поручению судьи. Для этого куратор посещает семью подростка и беседует с подростком и членами семьи. Отчет содержит анализ ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера. В 90% случаев судья следует рекомендациям куратора.

2. Осуществление контроля за поведением ребенка по решению суда. Куратор посещает семью, школу, место работы подростка и регулярно представляет отчеты судье (в приговоре указывается, как часто должны составляться подобные отчеты; например, каждые две недели или раз в два месяца). Иногда судья поручает куратору осуществлять такой контроль до суда, на этапе следствия. Куратор может вызывать подростка для беседы в суд, вести переговоры с родственниками, чтобы совместно найти пути решения проблем.

Кураторы осуществляют координационную связь между различными структурами: школой, семьей, социальной службой, полицией, медицинскими учреждениями. Например, куратор может направить ребенка в центр психологической диагностики. Были случаи, когда сексуальное насилие в семье выявлялось только после проведения профессиональных психологических тестов.

Тем не менее, использование кураторов в помощь суду оказалось менее дорогостоящим и более эффективным средством решения проблемы подростковой преступности.

В настоящее время в Польше развивается сеть социальных служб, финансируемых из местных бюджетов и частично церковью и общественными организациями.

Исправительные учреждения. В Польше 34 изолятора и исправительных учреждения в ведении Министерства юстиции для содержания несовершеннолетних, на 1750 мест. Из них специа-

лизированных: 3 для девочек; 3 для умственно отсталых мальчиков; 1 для наркоманов; 1 для инвалидов детства; 3 центра строгого режима (охраняемые спальные помещения, специально обученный персонал).

Служба Уполномоченного по правам человека. Институт польского омбудсмена учрежден на основании закона «О Представителе по правам граждан» 1987 г. Это государственное учреждение, которое, не обладая властными функциями и пользуясь атрибутом независимости, стоит на страже гражданских прав и свобод и имеет возможность действовать гибко, быстро и без лишних формальностей. Уполномоченный по правам человека назначается Сеймом с согласия Сената. Срок действия полномочий Уполномоченного составляет 5 лет; человек может быть вновь назначен на этот пост только на один дополнительный срок.

Основным источником информации для независимого расследования, проводимого Уполномоченным, являются письма граждан, организаций, органов самоуправления, беседы с лицами, обращающимися в бюро, и факты, выявленные Уполномоченным в результате контроля на местах (в пенитенциарных учреждениях, детских домах, психиатрических больницах и т.п.). После возбуждения дела Уполномоченный либо сам ведет расследование, либо направляет дело на рассмотрение компетентным органам, в частности, в прокуратуру.

В настоящее время Комиссией по правосудию и правам человека Сената Польши совместно с Институтом омбудсмана рассматривается вопрос об учреждении поста Уполномоченного по правам ребенка.

Следует согласиться с мнением кандидата юридических наук, доцента Коноваловой И.А., считающей, что предупреждение преступности несовершеннолетних, основным принципом которого провозглашается максимальная конкретность реабилитационной деятельности, имеет целью помочь подросткам самим осознать трудности и противоречия жизни, с которыми они должны уметь справляться, осознав ограниченность и нелепость аморального, асоциального и противоправного поведения. Это обусловливает приоритетность воспитательных методов воздействия над исправительными.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее.

1. Ювенальная юстиция - это институт международного права, который характеризуется

международными правовыми нормами и принципами.

2. В целях более тщательного подхода к рассмотрению дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, учета специфики субъекта при выборе профилактических мер и решении вопроса о назначении наказания в большинстве зарубежных стран созданы и функционируют специальные суды - ювенальные суды.

3. Особенностью функционирования ювеналь-ных судов выступает соединение функций осуждения несовершеннолетних за совершение преступлений, изучения личности несовершеннолетнего в целях избрания наиболее эффективной воспитательной меры и профилактического воздействия на несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению.

4. Законодательство зарубежных стран выделяет несколько групп несовершеннолетних в зависимости от возраста, к каждой из которых могут быть применены самостоятельные воспитательные меры и меры наказания. При этом устанавливается приоритет воспитательных мер над наказанием, поскольку основной целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних является их воспитание и предупреждение дальнейшего противоправного поведения.

5. Широкие полномочия в области применения воспитательных мер к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести, отдаются в зарубежных странах несудебным органам - прокуратуре, полиции.

6. Особое внимание в изучении судом генезиса преступного поведения несовершеннолетнего уделяется родителям (опекунам). В большинстве стран судебное разбирательство осуществляется с обязательным участием родителей (опекунов), которым разъясняется противоправность поведения несовершеннолетнего и возможные последствия такого поведения. Устанавливается ответственность родителей и опекунов за нарушение обязанности обеспечить хорошее поведение несовершеннолетнего в случае назначения, связанного с подобным обязательством наказания либо воспитательной меры.

7. Уголовное законодательство зарубежных стран, в котором невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших определенного возраста, основывается на теории невменяемости, не исключает возможности применения к несовершеннолетним мер воспитатель-

ного характера без судебного разбирательства и привлечения к уголовной ответственности.

8. Значительное участие негосударственных учреждений, фондов, общин, добровольных организаций в процессе профилактики преступности несовершеннолетних и существенная поддержка такого участия со стороны государства, как на федеральном, так и на региональном уровнях (финансирование, создание специальных программ) позволяют привлечь большее количество граж-

дан к проблеме преступности несовершеннолетних и ее профилактики.

Представляется, что использование подобных позитивных тенденций развития уголовного зарубежного законодательства и практики профилактического воспитательного воздействия на несовершеннолетних в казахстанской законотворческой и правоприменительной деятельности позволило бы повысить ее эффективность в области предупреждения преступлений несовершеннолетних.

Использованная литература

1. Коновалова И. А. Опыт борьбы с преступностью несовершеннолетних в Европе и США // «Международное уголовное право и международная юстиция» №2 - 2007. - С. 23-25.

2. Мауленов Г.С. Ювенальная юстиция: опыт зарубежных стран // Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства Республики Казахстан». №1(17) - 2010 г. - С. 56-59

3. Шер Р.П. Ювенальная юстиция: международный опыт // Научно-правовой журнал «Предупреждение преступности» №2 (4) - 2002. - С. 60.

4. Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // «Журнал российского права». - №3 - 2005. - С. 27-33.

5. Crime and Disorder Act 1998. Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании - The UK Statute Law Database: // http://www. statutelaw.gov.uk/

6. Crime and Disorder Act 1982. Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании - The UK Statute Law Database: //http: //www. statutelaw.gov.uk/

7. Луис Дж. Перес. Суды по делам несовершеннолетних в США // http://www.juvenilejustice.ru/

8. Савина Н.Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // «Законы России: опыт, анализ и практика». №11 - 2006. - С. 64.

9. Соколов А., Предеина И. Ювенальног уголовное судопроизводство Германии // «Российская юстиция». - №3. - 2004. - С. 67-69.

10. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // «Социс». - №12. -2006. - С. 64-66.

Осы мацалада автор шет мемлекеттердегг кэмелетке толмагандарды цылмысымен куре-суге салыстырмалы цщыцтыц талдау жург1зед1.

В данной статье автор проводит сравнительно-правовой анализ борьбы с преступностью несовершеннолетних в зарубежных странах.

In given article author conducts relatively-legal analysis of the fight with criminality minor in foreign country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.