4.19. К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
Коваль Е. Н., соискатель РАП
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем на 100 тыс. из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний нарушитель нигде не учится и не работает1. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз. Сотрудниками органов внутренних дел выявляются и помещаются в центры временной изоляции для несовершеннолетних до 60 тыс. детей и подростков. Свыше 11 тыс. подростков содержатся за различные правонарушения в воспитательных колониях2.
Как правило, у подростка, совершившего преступление и попавшего в суд, два выхода: условный, но все же срок, либо лишение свободы. Условно осужденные подростки составляют 70-75%, а лишенные свободы 23-25%. В итоге Россия, как это ни горько, находится среди лидеров по числу несовершеннолетних заключенных в мире: 17 человек на 100 тыс. населения3.
Да, сегодня особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только зако-ном4. Этот же Закон не признает молодежными организациями объединения молодых граждан созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках установленных задач и на основе решений их руководящих органов (п. 3 ст. 14) и тем самым лишает участия управлением государством, хотя права несовершеннолетних затрагиваются государственной политикой не в меньшей мере, чем скажем малочисленных народов.
По нашему мнению, внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уго-
1 Трунов И. Л., Айвар Л. К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Журнал российского права. № 10, 2005 г.
2 Данные ГИЦ МВД РФ за 2003-2006гг.
3 Российская газета, 15.10.2004г.
4 Пункт 2 статьи 5 Закона СССР «Об общих началах госу-
дарственной молодежной политики в СССР».
ловного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. В соответствии с законодательством к несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим). Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии с частью 1 статьи 88 УК РФ:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
Так, штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Имущество должно ему принадлежать на праве собственности , то есть должно быть приобретено несовершеннолетним правомерно . Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Определяя размер штрафа, суд должен учитывать, что это наказание не должно лишать осужденного необходимых для нормальной жизни материальных благ.
В соответствии с часть 3 статьи 88 УК РФ обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказаний лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день. «Свободное от учебы время» не включает в себя время, необходимое несовершеннолетнему для самоподготовки, выполнения домашних заданий, при этом учитывается время дополнительного обучения несовершеннолетнего: музыкальные школы, спортивные секции и т.д. Обязательные работы работающему несовершеннолетнему назначается с учетом характера и тяжести труда его по месту основной работы.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ). Наказание это применяется только к работающим несовершеннолетним. Данное наказание по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например: поступление в учебное заведение.
В соответствии с частью 6 статьи 88 УК гласит, что арест назначается несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет к моменту вынесения приговора, на срок от 1 до 6 месяцев. Назначая несовершеннолетнему арест, суд должен учитывать то обстоятельство,
Коваль Е. Н.
О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
что данная мера по возможности не должна вредить учебе несовершеннолетнего.
Такой вид наказания как лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, - в колониях усиленного режима.
Ко всему прочему, при совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена административным законодательством, к несовершеннолетнему могут применяться административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права и др. (ст. 3.2. КоАП РФ).
Действующее законодательство предусматривает также, что за совершение административных правонарушений к несовершеннолетним могут применяться меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.- 27.15): доставление, административное задержание, личный досмотр и др. В отличие от административных взысканий, меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Для их применения не требуется вынесения специальных постановлений и получения особых санкций.
Сейчас все больше специалистов, занимающихся проблемами профилактики правонарушений несовершеннолетних, правового обеспечения защиты их прав и свобод, приходят к выводу о необходимости создания системы ювенальной юстиции. Разработано несколько проектов Закона, регламентирующего основы ее функционирования. При этом наметились разные подходы к кругу вопросов, которые попадают в сферу действия ювенальной юстиции.
Так, Э. Б. Мельникова, Г. Н. Ветрова в разработанном ими законопроекте предлагают следующее определение: «Ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолет-них»5. То есть речь идет только о реформировании судебной системы, создании отдельной ее ветви, осуществляющей ювенальное правосудие.
Более широкое толкование дают В. Д. Ермаков, Е. А. Абросимова, М. З. Ильченко, а вслед за ними Н. П. Мелешко. «Ювенальная юстиция - это совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психологопедагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой
5 Мельникова Э. Б., Ветрова Г. Н. Закон о ювенальной юстиции в Российской Федерации. Проект // Правозащитник, 1996. № 2. С. 42-58.
государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций6.
Основными принципами построения и функционирования системы ювенального правосудия, по мнению Н. П. Мелешко должны стать: верховенство интересов несовершеннолетнего; приоритет восстановительного (не карательного) подхода в осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних; равенство внимания системы правосудия к интересам несовершеннолетнего в опасности, несовершеннолетнего-жертвы и несовер-шеннолетнего-правонарушителя, признание государством семьи в качестве наиболее приемлемой и естественной среды для проживания несовершеннолетнего; постоянство усилий государства по поиску и внедрению перспективных социально-правовых технологий и методов защиты и охраны прав несовершеннолетних7.
Следовательно, здесь ювенальная юстиция понимается как деятельность не только по осуществлению правосудия по делам несовершеннолетних, но и по защите и укреплению семьи, а также по охране прав несовершеннолетнего.
Первым шагом на пути к ней, который можно сделать уже сегодня, должно стать, по нашему мнению, назначение специального судьи для решения дел несовершеннолетних правонарушителей, а в перспективе создание специального суда для несовершеннолетних. В настоящее время в Ростовской области проводится эксперимент по созданию ювенальных судов. Такие суды функционируют в городах: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Егорлык.
Мы полагаем, что каждый судебный процесс должен выявить причины формирования ложных нравственных ценностей, которые привели подростка к совершению преступления, стать началом коррекции личности правонарушителя. Как справедливо отмечается в литературе, в полной мере нравственно-психологические и возрастные особенности подростков-право-нарушителей смогут учитываться судами лишь в том случае, если для рассмотрения их дел будет создана принципиально новая юстиция8.
Международный Пакт о гражданских и политических правах справедливо отметил, что процесс в отношении несовершеннолетних должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и желательность содействия их перевоспитанию. По нашему мнению, осуществлению данного положения будет способствовать реорганизация судебной деятельности по делам несовершеннолетних, построение ее на качественно новых принципах. Ее началом должно стать образование семейных судов по делам несовершеннолетних. Наряду с районными (городскими) судами общей юрисдикции они должны действовать в каждом районе (городе). Прежде всего, к компетенции новых звеньев судебной системы следует отнести рассмотрение всех уголовных дел в отношении лиц, не достигших 18летнего возраста. Кроме того, данными судами должны рассматриваться все гражданские дела, так или
6 Ермаков В. Д., Абросимова Е. А., Ильченко М. З. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации». Авторский проект. М., 1999.
7 Мелешко Н. П. Проблемы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации. Ростов н/Д, 2000. С. 53.
8 Хисматулин Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 3. С. 37.
иначе затрагивающие, интересы несовершеннолетних (например, о расторжении брака родителей, имеющих несовершеннолетних детей; о лишении родительских прав и т.п.), а также дела об административных правонарушениях, совершаемых липами, не достигшими 18 лет.
Думается, что судьями семейного суда по делам несовершеннолетних должны назначаться лица, ранее проработавшие не менее пяти лет судьями районных (городских) судов и специализировавшиеся по делам несовершеннолетних (последнее возможно на начальном этапе их организации). Данное требование обусловливается тем, что дела несовершеннолетних отличаются значительной качественной спецификой и, как правило, особой сложностью. Их рассмотрение требует от судьи определенного опыта и высокого профессионального уровня. Целесообразным представляется повышение возрастного ценза для этой категории судей - до 30 лет.
Другой особенностью семейного суда по делам несовершеннолетних должна являться более широкая диффиренцированность его решений в зависимости от содеянного, личности подростка, его индивидуальных психологических особенностей, причин совершения правонарушения и т.п. (например, «ограничиться судебным рассмотрением», «направить в воспитательную школу, училище»).
Кроме того, считаем целесообразным по опыту многих зарубежных стран организовать психодиагностические центры (например, при комиссиях по делам несовершеннолетних в крупных городах), которые будут обеспечивать социально-психологическую диагностику личности подростков, совершивших преступления, и давать органам предварительного следствия и судам прогноз ресоциализации.
По нашему мнению, создание ювенальной юстиции позволит в более полном объеме защищать права несовершеннолетних.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ