УДК 34.342 34.340
Дондоков Цырен Сономович Tsyren Dondokov
Кужиков Дмитрий Александрович Dmitry Kuzhikov
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF THE NATIONAL LEGISLATURES OF THE MEMBER STATES OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION ACTIVITIES
Анализируются национальные законы и иные нормативно-правовые акты государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, регулирующие правовое положение и полномочия представительных органов.
Показано значение национальных представительных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества при осуществлении деятельности Организации. На парламенты государств-членов ШОС возлагается особая обязанность по введению принятых ими положений в правовое поле государства и приведению национальной законодательной базы стандартам, соответствующим целям Шанхайской организации сотрудничества.
Рассматриваются полномочия палат представительных (законодательных) органов Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Республики Казахстан и Кыргызской Республики. В зависимости от места представительного (законодательного) органа в системе разделения властей полномочия палат парламента государств-членов Шанхайской организации сотрудничества могут варьироваться. Наблюдается делегирование государственных полномочий в сфере международного сотрудничества либо одной из палат парламента или наделения их равными полномочиями при осуществлении деятельности в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Исследуется установленный национальным законодательством порядок деятельности и вза-
The national laws and regulations of the Member States of the Shanghai Cooperation Organization (SCO), governing the legal status and powers of representative bodies are analyzed.
The inherent value of national representative bodies of the Member States of the SCO in the implementation of Organization's activities is shown. The parliaments of the SCO have special responsibility for the introduction of the provisions adopted at the legal state level. They are to bring the country's legal framework standards to the relevant objectives of the SCO.
The chambers' authorities of representative (legislative) bodies of the Russian Federation, the People's Republic of China, Uzbekistan, Tajikistan, Kazakhstan and the Kyrgyz Republic are observed. Depending on where the representative (legislative) body's place in the system of powers' separation is, the authorities of the Chambers of the SCO may vary. There is a delegation of state authorities in the sphere of international cooperation either by any Chamber of the parliament, or by giving to them equal authority in the implementation of activities in the framework of the SCO.
The order, established by national legislation, activities and the interaction of Chambers of legislative (representative) bodies of the Member States of the SCO are examined. Depending on the state system, form of government, national traditions and political culture, the role and authorities of the representative bodies of the SCO Member States are of particular importance.
The characteristic features of the rights and duties of the representative bodies of the Chambers of the
имодействия палат законодательных (представи- Russian Federation and the representative bodies of the тельных) органов государств-членов Шанхайс- Member States of the SCO are observed кой организации сотрудничества. В зависимости от государственного устройства, формы правления, национальных традиций и политической культуры роль и полномочия представительных органов государств-членов ШОС имеют особое значение.
Рассматриваются характерные особенности прав и обязанностей палат представительных органов Российской Федерации и представительных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества
Ключевые слова: ШОС, законодательный Key words: SCO, legislative (representative) organ, (представительный) орган, палаты парламен- Chamber of Parliament powers та, полномочия
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является международной организацией, основанной в 2001 г. главами стран-участниц «Шанхайской пятерки» (Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) и Республикой Узбекистан. Целями Шанхайской организации сотрудничества, согласно Декларации создания ШОС, являются: укрупнение между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального, политического и экономического международного порядка.
Роль национального законодательного органа в деятельности Шанхайской организации сотрудничества имеет особое значение. На него возлагается обязанность по ратификации положений, принятых на заседаниях Организации, а также законодательный орган выслушивает и дает оценку докладам главы государства и (или) Пра-
вительства о проведенных мероприятиях в сфере внешнеполитической деятельности и другие полномочия, согласно национальному законодательству государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
Законодательные (представительные) органы государственной власти стран-членов ШОС в рамках своей компетенции вырабатывают правовые нормы, подготавливают национальную правовую основу, приводят государственные положения к международным стандартам Организации для достижения совместных целей, для которых образована Шанхайская организация сотрудничества. Государственные представительные органы осуществляют деятельность по гармонизации национальных законодательств в вопросах обеспечения безопасности [7]; содействуют обеспечению прав и основных свобод человека и прав национальных меньшинств в соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством [8] и др.
Организация понимает востребованность взаимодействия по линии парламентов и верховных судов государств-членов. Тем самым, признано целесообразным активизировать обмен информацией в законодательной сфере с целью совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы государств-членов ШОС
[9].
В зависимости от государственного устройства, формы правления и структуры законодательного ( представительного) органа государств-членов ШОС, число их полномочий отличается. В Основных законах государств-членов Организации закрепляется, что законодательные и представительные функции осуществляют парламенты: Федеральное Собрание на территории Российской Федерации, в КНР — Всекитайское собрание народных представителей, в Казахстане — парламент, который состоит из двух палат — сената и Мажилиса, на территории Республики Таджикистан — Маджлиси Оли, в Узбекистане — республиканский Олий Мажлис, в Республике Киргизия — Жогорку Кенеш. По внутренней организации парламенты стран-членов ШОС являются двухпалатными, за исключением представительного органа Китая и Киргизии.
Существует четырехзвенная схема, которая является перечислением минимальных возможностей и полномочий любого парламента [10]. К ним относятся законодательные полномочия, финансовые полномочия, полномочия по контролю над деятельностью правительства и полномочия, связанные с формированием других органов государства.
Структура и полномочия представительного органа КНР значительно отличаются от представительных органов государств — членов ШОС. Система разделения властей в Китае отсутствует и представительный орган КНР является высшим органом государственной власти. Тем самым, он имеет широкий перечень полномочий: законодательные, представительные, контрольные, организационные, а также оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Оправдана позиция Ю.А. Нискевича и В.М. Платонова, которые признают парламент как единственный орган общенародного представительства, что определяется как принципами формирования, так и принципами функционирования парламента.
Между сессиями ВСНП функции высшего органа государственной власти осу-
ществляет Постоянный комитет ВСНП. К его основным функциям относятся толкование Конституции и законов, а также контроль за их исполнением; принятие законов и внесение в них изменений ( за исключением законов, принимаемых ВСНП); контрольные полномочия в отношении других властных органов ( правительство, Центральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура); принятие решений о частичной и всеобщей мобилизации в стране; решение о введении военного положения по всей стране или в отдельных провинциях, автономных районах или городах центрального подчинения; регулирование внешней политики государства — ратификация и денонсация международных договоров Китая; принятие решения об объявлении войны, в случае вооруженного нападения на КНР; поощрительные полномочия — учреждение государственных орденов и награждение ими, введение государственных почетных званий и присвоение их; специальные полномочия — внесение поправок в законы социального, бюджетного и экономического развития КНР (законы принимаются ВСНП).
Постоянный комитет ВСНП принимает решения по ряду традиционных полномочий главы государства, но акты на основании этих решений издает Председатель КНР. В результате, многие функции главы государства в КНР выполняются, по существу, совместно Постоянным комитетом ВСНП и Председателем республики [11]. Тем самым подчеркивается «слабая роль» главы государства в управлении страной и в самостоятельности принятия государственных решений, поскольку Председатель КНР публикует законы, назначает высших должностных лиц, награждает государственными наградами и исполняет иные социальные, экономические и политические полномочия на основании решений ВСНП и ПК ВСНП.
Доминирующее положение в системе разделения властей занимает законодательная власть, выполняющая определенные функции и наделенная полномочиями по формированию правовой системы, обеспе-
чению нормативного правового регулирования общественных отношений. Каждая из палат обладает исключительными полномочиями, предусмотренными конституциями и иными нормативно-правовыми актами. Законодательную власть, контрольные функции, финансовые и социальные полномочия, организацию внешней политики, в рамках своей компетенции, в Республике Киргизия осуществляет однопалатный представительный орган — Жо-горку Кенеш.
Представительным и законодательным органом на территории Российской Федерации является Федеральное собрание РФ, которое состоит из двух палат — Государственной думы и Совета Федерации.
Согласно действующему законодательству, парламент Российской Федерации осуществляет две главные функции: законодательную и представительную, но это не говорит об отсутствии остальных функций.
Законодательная функция выражается в принятии, в установленном законом порядке и форме, федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе развития общества и государства. Федеральное собрание РФ, в соответствии с российским законодательством, принимает федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. В области внешней политики Федеральное собрание исполняет обязанности по ратификации международных договоров Российской Федерации, которая осуществляется в форме федерального закона и в порядке, предусмотренном законодательством РФ [12].
Парламент целиком или одна из его палат формируется при непосредственном участии всех граждан страны, на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании, что и определяет его функционирование как механизм представительства интересов всего народа [13]. Согласно Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ (ч.1 ст. 3). В том числе, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Таким образом, Федеральное собрание РФ призвано осуществлять волю народа, в чем и заключается представительная функция законодательного органа.
Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он может устанавливать материальные обременения государства (в частности, принимать решение о государственных займах, о займах у иностранных государств и международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства.
Парламентский контроль как одно из направлений деятельности законодательного органа, прямо не закреплен в Конституции Российской Федерации. Однако, основываясь на системе разделения властей, палаты Федерального собрания РФ имеют ограниченный объем контрольных полномочий в отношении других органов государственной власти. Совет Федерации и Государственная дума для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, образуют Счетную палату (ч. 5 ст. 101 Конституции РФ); Совет Федерации назначает выборы Президента РФ и отрешает его от должности, утверждает указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений (п. б, в, д, е ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).
Государственная дума решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации и заслушивает ежегодные отчеты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленных Государственной думой (п. б, в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ); назначает на должности и освобождает от должностей Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека (п. г, д ч.1 ст. 103 Конституции РФ) и др.
К контрольным полномочиям представительного органа Республики Казахстан
относится заслушивание ежегодных посланий Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в республике, образование совместных комиссий палат парламента, избрание и освобождение от должности их председателей, заслушивание отчетов о деятельности комиссий.
Полномочия палат представительных органов государств-членов ШОС, согласно действующим конституциям, делятся на полномочия, осуществляемые на совместных заседаниях палат парламента, исключительные полномочия каждой из палат парламента и специальные —реализуются без участия другой палаты парламента. Данная классификация не относится к представительным органам КНР и Республики Киргизия.
Ряд конституций закрепляет широкий перечень вопросов, которые решаются на совместных заседаниях палат парламента. Конституция Республики Узбекистан устанавливает перечень полномочий, осуществляемых на совместных заседаниях палат парламента. Помимо основных законодательных, представительных, контрольных и финансовых функций на парламент Республики Узбекистан возлагаются обязанности по определению основных направлений внутренней и внешней политики республики и принятие стратегических государственных программ, ратификация и денонсация международных договоров. На совместных заседаниях палат парламента Республики Казахстан, сенат и Мажилис осуществляют функции: законодательные ( по предложению президента Республики вносят изменения и дополнения в конституцию); финансово-контрольные (утверждают отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Не утверждение парламентом отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение парламентом вотума недоверия Правительству); специальные (2/3 голосов от общего числа депутатов каждая из палат, по инициативе президента, вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного
года) . Перечень совместных полномочий палат парламента, согласно действующей конституции республики, не является исчерпывающим, что в значительной мере расширяет деятельность парламента в государственных делах Казахстана.
Конституция Республики Таджикистан устанавливает широкий перечень контрольных полномочий Маджилиси мили и Маджилиси намояндагон в отношении президента. К ним относятся утверждение указов Президента о назначении и освобождении премьер-министра и членов Правительства, рассмотрение посланий Президента об основах направления внутренней и внешней политики государства без принятия постановления, установление заработной платы президенту республики, рассмотрение вопроса о неприкосновенности президента.
Под исключительными полномочиями понимается исключительная прерогатива, осуществление которой принадлежит соответствующей палате представительного органа государства. Исключительные полномочия Мажилиса (нижняя палата парламента республики Казахстан) заключаются в принятии к рассмотрению внесенных в парламент проектов конституционных законов и обычных законов, и рассмотрение этих проектов, дача согласия президенту республики на назначение премьер-министра республики, объявление очередных выборов президента республики. Однако стоит отметить важную конституционную оговорку — сенат и Мажилис осуществляют иные полномочия, только в случаях, предусмотренных конституцией республики.
Исключительные конституционные полномочия сената в значительной степени заключаются в формировании других органов государственной власти страны. Так, например, они связаны с избранием и освобождением от должности, по представлению Президента Республики Казахстан, Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда республики, а также принятием их присяги, с дачей согласия на назначение президентом республики Председателя Национального Банка, Генераль-
ного прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности республики; лишением неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда республики. В том числе, выполнение функций парламента республики по принятию конституционных законов и законов, в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.
Маджлиси мили (верхняя палата парламента), согласно Конституции Республики Таджикистан, осуществляет ряд полномочий по избранию и отзыву председателя, заместителей и судей Конституционного суда, Верховного суда и высшего экономического суда по представлению президента, самостоятельно решает вопрос о лишении их неприкосновенности, дает согласие на назначение и освобождение от должности Генерального прокурора и его заместителей.
Ряд верхних палат парламентов мира обладает полномочиями по внешнеполитическим вопросам, в полной мере равным законодательным полномочиям нижних палат. К примеру, в Японии, Боливии, Бразилии, Колумбии, Румынии, Швейцарии, Италии и США законодательные полномочия двух палат по внешнеполитической сфере идентичны [14].
Стоит отметить Конституцию Республики Узбекистан, которая закрепляет за нижней палатой парламента лишь решение вопросов внутренней организации и ее деятельности, однако устанавливает норму расширительного содержания полномочий палаты парламента, путем принятия постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства. А назначение или утверждение должностных лиц, формирование государственных органов республики возлагается на верхнюю палату парламента: избрание Председателя сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, председа-тел ей комитетов и их заместителей; избрание по представлению Президента Рес-
публики Узбекистан Конституционного суда Республики Узбекистан; избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Верховного суда Республики Узбекистан; избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы; утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и др.
Существуют характерные особенности полномочий палат представительных органов Российской Федерации и представительных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
1. В Республике Казахстан законодатель представляет верхней палате Парламента право на решение вопросов государственного устройства республики, а именно образование, упразднение и изменение административно-территориальных единиц. Конституция Российской Федерации не закрепляет за палатами парламента права образования, изменения и, тем более, упразднения административно-территориальных единиц. Однако, согласно действующим конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, регионы имеют возможность установления и изменения административно-территориального устройства на территории данного субъекта.
2. Республиканская Конституция Таджикистана закрепляет исключительные полномочия Маджилиси намояндагон (нижняя палата парламента) во внешней политике государства: дача разрешения на выдачу и получение государственного кредита, ратификация и денонсация международных договоров. Тем самым, законодательством республики представляются реальные полномочия нижней палате парламента по распоряжению бюджетными средствами без участия верхней палаты. Другим образом формируется бюджет в Российской
Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного регулирования, ратификация международных договоров РФ и др.
3. Конституция Республики Казахстан устанавливает равноправные, самостоятельные и независимые права для обеих палат, которые носят организационно-внутренний характер (избирают половину членов совместных комиссий, координирует и формирует рабочие органы палат и др.). При этом республиканская конституция содержит законодательную новеллу, позволяющая палатам парламента назначать, в равной мере, членов Конституционного Суда, членов ЦИК, членов Счетного Комитета. Данные положения позволяют юридически уровнять полномочия палат парламента по однородным государственным вопросам, что на практике повлечет противоречия и конфликт интересов, в рамках их компетенций. В Основных законах Российской Федерации республики Узбекистан, Таджикистан и Киргизии не содержатся данные полномочия.
4. В социалистических странах законодательную власть осуществляют органы неЛитература_
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Конституция Китайской Народной Республики: принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва, обнародована и официально введена в действие Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря, 1982 г., с поправками, принятыми 12 апреля, 1988 г. на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва, и 29 марта, 1993 г. на первой сессий Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыв. [Электронный ресурс] URL.: http://www. asia-business.ru/law/law1/pravo/constitution/#1 (дата обращения:18.05. 2014).
парламентского типа, которые по существу являются эпизодически действующим органом, которым формально принадлежит вся полнота государственной власти. КНР по форме правления является социалистической республикой, в которой государственная ведущая партия имеет в ней неограниченное влияние. Таким образом, зачастую ВСНП принимает решения, которые ранее были утверждены Коммунистической партией Китая в соответствии с принципами ее руководящей роли.
Место представительных органов во внешнеполитических отношениях, в том числе в деятельности ШОС, зависит от закрепленных национальным законодательством полномочий. Конституции и законы устанавливают определенный перечень вопросов совместного и исключительного ведения палат парламента, в зависимости от государственного устройства, формы правления и иных факторов. Первоочередная обязанность представительных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества является реальное воплощение положений, принятых на заседаниях Организации, на территории соответствующих государств, в порядке и форме, согласно национальному законодательству.
_References
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [Constitution of the Russian Federation] adopted by popular vote 12.12.1993 (including the amendments to the Law on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6 -FKZ , from 30.12.2008 № 7 - ERPs, from 05.02.2014 № 2 - ERPs).
2. Konstitutsiya Kitayskoy Narodnoy Respubliki [Constitution of the People's Republic of China] adopted at the fifth session of the National People's Congress of the fifth convocation, released and formally launched at National People's Congress on December 4, 1982, as amended on April 12, 1988 at the first session of the National People's Congress representatives of the seventh convocation , and March 29, 1993 at the first session of the National People's Congress of the seventh convocation. Available at: Http://www.asia-business. ru/law/law1/pravo/constitution/ # 1 (date of access: 18.05. 2014).
3. Конституция Республики Казахстан: принята всенародным голосованием 30 августа 1995 г. (внесены изменения и дополнения 7 октября 1998 г., 21 мая 2007 г., 2 февраля 2011 г.) [Электронный ресурс] URL.: http://www.constitution.kz/ (дата обращения:18.05. 2014).
4. Конституция Республики Узбекистан: принята 8 декабря 1992 г. на 11-й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва [Электронный ресурс] URL.: http://www.pravo. uz/resources/z_konst.php (дата обращения: 18.05. 2014).
5. Конституция Республики Таджикистан: принята всенародным голосованием 6 ноября 1994 г. [Электронный ресурс] URL.: http://www. president.tj/ru/taxonomy/term/5/112 (дата обра-щения:18.05. 2014).
6. Конституция Кыргызской Республики: принята всенародным голосованием в 2010 г. [Электронный ресурс] URL.: http://www.rb.ru/ inform/142807.html (дата обращения:18.05. 2014).
7. Декларация глав государств членов Шанхайской организации сотрудничества, принятая 5 июля 2005 г. [Электронный ресурс ] URL: http: / / www.infoshos.ru/ru/?id=97 (дата обращения 17.05.2014).
8. Душанбинская декларация, принятая 28.08.2008 г., Душанбе, Таджикистан [Электронный ресурс] URL: http://www.infoshos.ru/ru/ ?id=39 (дата обращения 17.05.2014).
9. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС, принятая 16.08.2007 г. [Электронный ресурс] URL: http:// www.infoshos.ru/ ru/?id=15 (дата обращения 17.05.2014).
10. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. Мн.: Харвест, 1998. С. 478.
11. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 491.
12. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012) // СПС: Консультант-Плюс.
13. Нисневич Ю.А. Государственная власть современной России [Электронный ресурс. М.: Аспект Пресс, 2008. 494 c. Режим доступа: http:// www.iprbookshop.ru/8915.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. С. 110.
14. Покровский Д.С. Внешнеполитические полномочия верхних Палат Парламентов зарубежных стран. Власть. № 5. 2009. С. 137.
3. Konstitutsiya Respubliki Kazahstan [Constitution of the Republic of Kazakhstan] adopted by popular vote on August 30, 1995 (amended on October 7, 1998, May 21, 2007, February 2, 2011 ) Available at: Http://www.constitution.kz/ (date of access: 18.05. 2014).
4. Konstitutsiya Respubliki Uzbekistan [Constitution of the Republic of Uzbekistan] adopted on 8 December 1992 at the 11th session of the Supreme Council of the Republic of Uzbekistan of the twelfth convocation. Available at: Http://www.pravo.uz/ resources/z_konst.php (date of access : 18.05. 2014).
5. Konstitutsiya Respubliki Tadzhikistan [Constitution of the Republic of Tajikistan] adopted by popular vote on November 6, 1994. Available at: Http:// www.president.tj/ru/taxonomy/term/5/112 (date of access: 18.05. 2014).
6. Konstitutsiya Kyrgyzskoy Respubliki [Constitution of the Kyrgyz Republic] adopted by popular vote in 2010. Available at: Http://www.rb.ru/in-form/142807.html (date of access: 18.05. 2014).
7. Deklaratsiya glav gosudarstv chlenov Shan-hayskoy organizatsii sotrudnichestva [Declaration of the Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization ] adopted July 5, 2005. Available at: http://www.infoshos.ru/ru/?id=97 (date accessed 05.17.2014).
8. Dushanbinskaya deklaratsi [Dushanbe Declaration] adopted 28.08.2008 , Dushanbe , Tajikistan. Available at: http://www.infoshos.ru/ru/? Id = 39 (date accessed 17.05.2014).
9. Sovmestnoe kommyunike po itogam zase-daniya Soveta glav gosudarstv-chlenov ShOS [Joint Communique of the Council of Heads of ShOC Member States] adopted 16.08.2007 Available at: http:// www.infoshos.ru/ ru /? Id = 15 (date accessed 05.17.2014).
10. Chudakov M.F. Konstitutsionnoe gosudarst-vennoe pravo zarubezhnyh stran [Constitutional state law of foreign countries] Mn.: Harvest, 1998. P. 478.
11. Chirkin V.E. Konstitutsionnoe pravo zarube-zhnyh stran [Constitutional law of foreign countries ]. 2nd ed ., Rev . and add. M.: Yurist 2001. P. 491.
12. O mezhdunarodnyh dogovorah Rossiyskoy Federatsi [On international treaties of the Russian Federation]: Federal Law of 15.07.1995 № 101 -03 (as amended on 25.12.2012). ATP : Consultant .
13. Nisnevich Y.A. Gosudarstvennaja vlast sovremennoy Rossii [State power of modern Russia] [electronic resource]: tutorial / YA Nisnevich - Electron . text data. Moscow: Aspect Press, 2008. 494 c. Available at: http://www.iprbookshop.ru/8915. FBS «IPRbooks», with a password. P. 110.
14. Pokrovsky D.S. Vneshnepoliticheskie pol-nomochiya verhnih Palat Parlamentov zarubezhnyh stran [Foreign powers of the upper house of parliament in foreign countries]. Power. No 5. 2009. P. 137.
Коротко об авторах_
Дондоков Ц. С., канд. юрид. наук, профессор каф. «Административное право и таможенное дело», Забайкальский государственный университет, г.Чита, Россия
Раб. тел.: 8 (3022) 35-24-05
Научные интересы: государственное управление, государственная политика, уголовное право, криминология, уголовная политика
Кужиков Д.А., аспирант, Забайкальский государственный университет, г.Чита, Россия Kuzhikov2014@ya.ru
Научные интересы: теория государства и права, конституционное право, разделение властей в Российской Федерации и зарубежных странах
_Briefly about the authors
Ts. Dondokov, candidate of law sciences, professor, Administrative Law and Customs department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: public administration, public policy, criminal law, criminology, criminal policy.
D. Kuzhikov, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: theory of state and law, constitutional law, separation of powers in the Russian Federation and foreign countries