Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 445-456.
УДК 327.7 + 94(58) + 94(574) + 94(575.2) + 94(575.3) + 94(575.1) + 94(510) DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.445-456
К. Г. Муратшина
ПРИОРИТЕТЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ШОС В КОНТЕКСТЕ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КИТАЕМ
Посвящено выявлению основных задач и приоритетов политики постсоветских государств Центральной Азии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Рассмотрена политика следующих государств-членов ШОС: Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. Все эти государства находятся в состоянии интенсивного взаимодействия с Китайской Народной Республикой, чьё влияние в ШОС на современном этапе фактически стало преобладающим, и данный фактор также учитывается при анализе их внешнеполитических предпочтений.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества; Центральная Азия; Казахстан; Кыргызстан; Таджикистан; Узбекистан; Китай.
K. G. Muratshina
CENTRAL ASIAN STATE'S PRIORITIES IN SCO IN THE CONTEXT OF THEIR RELATIONS WITH CHINA
This paper is aimed at the analysis of the key priorities and objectives of the Central Asian states' policies in Shanghai Cooperation Organisation. The paper outlines the SCO policies of Kazakhstan, Kyr-gyzstan, Tajikistan and Uzbekistan. All above-mentioned states maintain intensive cooperation with the People's Republic of China, and, as China's impact in SCO has already become the most powerful, this factor is also taken into account in this research.
Keywords: Shanghai Cooperation Organisation; Central Asia; Kazakhstan; Kyrgyzstan; Tajikistan; Uzbekistan; China.
Шанхайская организация сотрудничества, действующая уже на протяжении более чем полутора десятилетий, является одним из наиболее крупных и разносторонних интеграционных объединений на евразийском пространстве и одним из главных многосторонних институтов, в которых состоят Россия и её ближайшие партнёры - страны Центральной Азии. Если учесть рост значимости ШОС для внешней политики РФ, продолжающееся расширение количественного состава организации и сфер её сотрудничества, представляет значительный интерес выявление того, какие задачи в рамках членства в ШОС бывшие советские центрально-азиатские республики - Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Узбеки-
© Муратшина К. Г., 2017
стан и Республика Таджикистан - считают на современном этапе приоритетными и какие сферы деятельности готовы развивать в первую очередь. При этом, поскольку у всех перечисленных государств постоянно расширяется взаимодействие с Китаем, данный фактор можно учитывать как один из определяющих в вопросе формирования их внешнеполитических предпочтений, что также рассмотрено в данном исследовании.
Казахстан
На участии в ШОС Республики Казахстан стоит остановиться особенно подробно, поскольку это государство является наиболее крупным партнёром России по Евразийскому экономическому союзу и одним из идеологов евразийской интеграции. Приоритеты в ШОС
для Казахстана можно выделить в первую очередь посредством анализа основных стратегических программ развития страны, действующих на современном этапе. Стратегия «Казахстан-2050» подчёркивает, что «возрастает роль механизмов региональной безопасности, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС, СВМДА и другие», однако далее в этом же разделе конкретно из организаций упомянуты лишь Организация исламского сотрудничества (ОИС) и ОДКБ. ШОС больше в документе не упоминается, за исключением периода председательства Казахстана в ней, что воспринимается как достижение внешней политики [1]. Не упоминается организация и в утверждённой в 2015 г. программе «Нурлы жол» («Светлый путь») [2].
Зато в Концепции внешней политики РК ШОС появляется в п. 4 раздела «Приоритеты и задачи внешней политики»: «Казахстан, являясь ответственным участником деятельности ООН, Содружества Независимых Государств, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других международных организаций и форумов, своими главными задачами в рамках их деятельности рассматривает: 1) обеспечение учёта национальных интересов в процессе выработки и принятия решений регионального и глобального характера в различных областях; 2) конструктивное участие и вклад в международные усилия по укреплению региональной и глобальной безопасности; 3) продвижение казахстанских внешнеполитических инициатив; 4) установление оптимальных и взаимоприемлемых форм сотрудничества между региональными и международными организациями и форумами в интересах обеспечения стабильности и безопасности в мире; 5) совершенствование политико-правовых и организационно-административных функций региональных и международных организаций в целях повышения эффективности их работы» [3].
Отметим, что евразийская интеграция и Евразийский экономический союз в этом
документе более приоритетны, им посвящён достаточно пространный п. 2, стоящий в Концепции выше посвящённого ШОС п. 4.
В своём выступлении на заседании Совета глав государств-членов ШОС на саммите 2017 г. Президент РК Н. А. Назарбаев обозначил видение приоритетов ШОС с точки зрения своей страны так: в первую очередь -вопросы безопасности (противодействие терроризму, экстремизму, антинаркотическая деятельность ШОС); далее - «работа по упрочению сотрудничества ШОС с международными организациями и объединениями» (ООН, Международным комитетом Красного Креста, ЕАЭС и ОИС). После этого Н. А. Назарбаев затронул вопросы экономической кооперации, отметив Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок и «перспективы регионального торгово-экономического сотрудничества с учётом состыковки проектов Евразийского экономического союза с инициативой «Один пояс, один путь» [4]. Ранее в интервью телеканалу «Россия 24» Президентом РК выделялась ещё и такая важная, с его точки зрения, для членов ШОС задача - «не превращать её в аморфную, "бумажную", бюрократическую организацию», а развивать сотрудничество как в сфере безопасности, так и в экономическом сегменте [5].
О создании зоны свободной торговли (ЗСТ) в ШОС (идея, предложенная и активно продвигаемая Китаем [6]) Президент Казахстана высказался осторожно, предположив лишь, что она «в перспективе может способствовать росту взаимной торговли» [4]. Отметим, что позиция РК по этому вопросу носит несколько противоречивый характер. Ранее, в 2015 г., Н. А. Назарбаев заявлял, что на практике создание ЗСТ между ШОС и ЕАЭС может занять длительное время [7]. Первый вице-премьер РК Б. Сагинтаев в 2016 г. настаивал на том, что «ЕАЭС намерен создать ЗСТ с Китаем» [7], хотя главный партнёр РК по ЕАЭС - Россия заняла более осторожную позицию [8]. Наконец, на проходившем в мае 2017 г. в Пекине форуме «Один пояс, один путь» Президент РК сформулировал позицию Казахстана достаточно общими словами, но уже в русле проекта КНР: «Новым
смыслом наполняется идея создания единого экономического пространства "Большой Евразии". Экономический пояс Шёлкового пути может выгодно связать платформы ШОС, ЕАЭС и Европейского Союза в единую региональную территорию процветания». «Для эффективного освоения растущего транзитного потенциала Экономического пояса Шёлкового пути, - добавил Н. А. Назарбаев, - необходимо последовательное облегчение прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров» [9].
Стоит отметить, что Казахстан сейчас -это один из мировых лидеров по росту качества логистической инфраструктуры [10, с. 100], также он принял решение о сопряжении программы «Нурлы жол» с китайской инициативой «Один пояс, один путь» [11], и сферы его сотрудничества с КНР расширяются, причём дело доходит даже до налоговых преференций (освобождения от налогообложения отдельных видов дохода Фонда Шёлкового пути) [Там же], расширения связей в кибербезопасности, в том числе договорённостей о предоставлении Китаем РК суперкомпьютера [12], и интенсивных контактов военного руководства двух стран [13]. В ШОС Казахстан участвует во всех форматах работы: от консультаций министров обороны [14] до форума молодых лидеров [15, с. 146].
Более заметно выделяет экономические аспекты в деятельности ШОС казахстанское научное сообщество. По мнению Ж. Закие-вой (Казахстанский Институт стратегических исследований (КИСИ)), ШОС содержит «новый импульс для развития, стабильности и возможностей» государств-членов в условиях большого числа современных вызовов экономического характера, например финансовых кризисов, и актуальным является усиление торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках организации [16, р. 47-49]. Вопросы безопасности, таким образом, выступают в данном случае лишь на втором плане. Аналитик "РоП1;-Л81а.к2" К. Омиров отмечает, что «энергетический клуб ШОС может заняться поиском инвестиций для развития нефтехимического сектора» [17]. Расчёт РК на инвестиции в этой сфере понятен, более того, можно предположить, что Казах-
стан теоретически даже мог бы быть заинтересован в диверсификации (в целях сохранения многовекторности своей политики) инвестиционных потоков, которые в настоящее время идут в регион в основном из Китая и по большей части в добычу и транспортировку углеводородов [18, с. 12].
В понимании одного из ведущих казахстанских экспертов-международников М. Ши-бутова, главная проблема организации в том, что экономическая интеграция в ШОС стаг-нирует, так как не работает зона свободной торговли, Банк или Фонд развития, а транспортное сотрудничество работает лишь частично. По его мнению, необходимо интенсифицировать приграничное сотрудничество государств-членов посредством создания особых экономических зон и упрощения режима перемещения грузов [19].
С точки зрения известного казахстанского политолога Р. Изимова, «военно-политическое взаимодействие не является приоритетной сферой для ШОС», хотя «вопрос об обеспечении коллективной безопасности актуализируется в силу внешних обстоятельств... В последние 2-3 года отдельные страны придают особое значение военным контактам. При этом каждая из этих стран преследует собственные цели. В данном случае речь идёт о Китае и России». В этой ситуации «для Казахстана практический интерес представляет сама возможность постоянно взаимодействовать с соседними странами по линии военных и оборонных ведомств, чтобы подробно изучать эволюцию военной стратегии, технического и тактического потенциала России и Китая» [20].
Кстати, что касается роли в ШОС России и Китая, то, по мнению члена казахстанской делегации на международном форуме «На втором треке. Роль гражданского общества и общественной дипломатии в дальнейшем развитии и расширении Шанхайской организации сотрудничества» 2016 г. Дж. Сулеева, «Россия, безусловно, паровоз шосовской интеграции, но он, образно говоря, до сих пор под парами и не думает, чтобы куда-то серьёзно двигать, не говоря уже о том, чтобы потащить за собой вагончики...» [19].
Ведущий казахстанский синолог К. Л. Сыроежкин в оценке сотрудничества с соседями в ШОС настроен более осто-
рожно. «Китайцы не альтруисты, и они просто так деньги никогда давать не будут», -отмечает он, рассуждая о восторгах чиновников, общественных деятелей и блогеров РК по поводу «Экономического пояса Шёлкового пути» [21]. А Т. В. Мармонтова (Евразийский университет им. Л. Н. Гумилёва) справедливо отмечает, что ШОС сегодня -это в первую очередь «гарант экономического доминирования» КНР и инструмент китайской стратегии [22, с. 36].
Киргизия
Как отмечает МИД КР, «сотрудничество в рамках ШОС является одним из приоритетных направлений многосторонней дипломатии Кыргызской Республики и отвечает национальным интересам страны». Приоритеты называются достаточно чётко: «Согласно директивным установкам для кыргызской стороны одним из приоритетных направлений сотрудничества ШОС является экономическая составляющая. Ведущим органом в данной области является Совещание министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность». В то же время подчёркивается инициативная роль КР на более раннем этапе развития организации: «Идея о создании в ШОС Региональной антитеррористической структуры принадлежит Кыргызской Республике». Из приоритетов же вслед за экономической сферой указываются «сотрудничество в области противодействия незаконному обороту наркотиков» и «углубление и расширение многостороннего сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере, которая прежде всего призвана укреплять отношения добрососедства и дружбы в рамках ШОС». В качестве «перспективного направления» называется «взаимодействие по совместному предупреждению чрезвычайных ситуаций. При этом приоритетными задачами взаимодействия в этой сфере определены своевременное оповещение о чрезвычайных ситуациях, упрощённое пересечение госграницы и отлаженный механизм ликвидации катастроф трансграничного характера» [23].
Говоря об экономических приоритетах в ШОС Кыргызской Республики, следует в первую очередь отметить, что на современном этапе именно это государство наиболее активно и последовательно поддерживает
выдвинутую Китаем идею о создании Банка ШОС. И. о. премьер-министра КР С. Жээн-беков на 15-м юбилейном заседании Совета глав правительств стран-участниц ШОС заявил, что «одним из ключевых вопросов продвижения проектов сотрудничества является обеспечение их финансирования. Кыргызская сторона выступает за скорейшее согласование вопросов создания и запуска Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счёта) ШОС. Данные структуры должны стать эффективным инструментом финансового сопровождения совместных экономических проектов». Также и. о. министра отметил, что «значительную роль в расширении связей между предпринимателями и инвесторами государств-членов ШОС, а также государств-наблюдателей и партнёров по диалогу должны сыграть Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС» и заверил, что его государство, как член Евразийского экономического союза, выступает в поддержку инициативы о сопряжении проектной деятельности в рамках ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь» [24].
Примерно в этом же ключе высказался Президент КР А. Атамбаев на саммите ШОС 2017 г. «Кыргызстан, - заявил А. Атамбаев, -был одним из создателей ШОС, и приоритетом для нас остаётся создание банка организации». «Мы настаиваем на том, чтобы он был создан и головной его офис располагался в Бишкеке», - добавил он [25]. Правда, не совсем понятно, почему КР столь заинтересована в возможном механизме получения новых кредитов, здесь уместным будет вспомнить, сколько это государство уже должно Китаю, который потенциально станет главным игроком в Банке ШОС. Китайский Экспортно-импортный банк уже стал крупнейшим кредитором Кыргызстана [26], причём всего за годы независимости эта страна получила от него в долг ни много ни мало более 2 млрд долл. [27], и рано или поздно все долги придётся отдать. И надо ли говорить о том, что с расположением штаб-квартиры возможного финансового института где-либо за пределами КНР тот же Пекин вряд ли может согласиться?
Ожидания у кыргызстанской стороны от развития финансового сотрудничества в ШОС, таким образом, более чем велики
и, как представляется, несколько завышены. По мнению того же С. Жээнбекова, «главным принципом выбора инвестиционных проектов» должно стать «развитие всего региона», а сферами сотрудничества - энергетические проекты с использованием альтернативных и возобновляемых источников энергии, «проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг» [28].
Как отмечает политолог М. Сариев, сейчас в рамках ШОС «государства пытаются найти экономические, политические и, возможно, военные точки соприкосновения». Важным, с его точки зрения, является «создание континентальной логистики», которая поспособствует решению региональных конфликтов. При этом, «кто будет главным в ШОС, в Центрально-Азиатском регионе -Россия или Китай, - станет ясно исходя из их модераторских способностей» [29]. Экономист Ж. Акенеев говорит о значимости роли Китая, но тоже в контексте «кто будет главным - Россия или Китай»: «Кыргызстан сегодня стал как никогда важным для многих стран, и этим нужно пользоваться. Мы являемся стратегическим партнёром для Китая по осуществлению дипломатии. Потому как через нашу территорию лежит Шёлковый путь. В нас заинтересованы. Нам выгоднее реа-лизовывать товар в Китай, а не в ту же Россию» [Там же]. Эксперт по пограничному урегулированию С. Асакеев и вовсе заявляет, что «сегодня ШОС преимущественно экономическое объединение», хотя при этом она и должна «обеспечить безопасность стран-партнёров региона» [Там же].
Отметим, что в кыргызстано-китайском взаимодействии сейчас ключевым для Бишкека является развитие транспортного сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» [30]. И это при том, что экономика Кыргызстана объективно стагни-рует, продолжая держаться на кредитах, переводах мигрантов, экспорте природных ресурсов и реэкспорте китайского ширпотреба
[31]. Но с КНР власти КР готовы развивать даже военно-техническое сотрудничество
[32], а встречи в формате ШОС часто используются киргизской стороной, как и другими странами, для обсуждения с Китаем двусторонних вопросов и подписания двусторонних соглашений [33].
В то же время в республике присутствует и другая позиция. Так, например, председатель комитета Торгово-промышленной палаты Киргизии по промышленной политике, содействию экспорту, развитию инфраструктуры и государственно-частному партнёрству, известный на постсоветском пространстве эксперт-международник К. Рахимов справедливо отмечает, что «ШОС превратилась в китайский инструмент продвижения интересов», последовательно решив сначала задачу «демонтажа советской военной машины» на границах (иными словами, снижения посредством заключения соглашений о доверии в военной области Шанхайской пятёркой обороноспособности России и стран Центральной Азии на их границах с КНР), а в дальнейшем - «экономической экспансии». При этом она «не стала заметным игроком на социогуманитарном уровне в регионе» и превратилась в «один из инструментов китайского проекта Экономического пояса Шёлкового пути». В случае же создания Банка ШОС, столь желанного для отдельных наблюдателей, «мы будем видеть многие реалии уже через призму юаня». «Странам ШОС, - добавляет эксперт, - следует осторожничать в экономическом плане, оценивая интересы на двустороннем и трёхстороннем уровнях» [34].
Таджикистан
В Концепции внешней политики Республики Таджикистан ШОС в ряду международных организаций упоминается на четвёртом месте после ООН, ОБСЕ и СНГ, при этом уточняется, что региональную интеграцию РТ рассматривает как «важнейший механизм решения экономических, социальных, экологических вопросов и обеспечения мира и стабильности в Центральной Азии» [35, с. 232].
По мнению Президента РТ Э. Рахмона, для ШОС важно развивать «проекты возобновляемых источников энергии, в частности в гидроэнергетике», поскольку они «вносят значительный вклад в экономическое развитие ШОС, а также являются составной частью проектов инициативы экономического пояса Шёлкового пути». Действующий транспортный коридор Таджикистан - Китай, с точки зрения главы РТ, является «вкладом в развитие потенциала ШОС» [36].
Поскольку к политическому сообществу РТ можно отнести и генерального секретаря ШОС Р. Алимова [37], имеет смысл привести его видение современных приоритетов ШОС. И здесь в первую очередь нужно отметить последовательную поддержку им в период работы на посту генерального секретаря проекта Банка ШОС [38]. Кроме того, Р. Алимовым указывалось на большое значение такого формата, как Конференция по вопросам торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС. По его словам, именно она «призвана стать важной интеллектуальной площадкой ШОС для обсуждения актуальных вопросов регионального экономического взаимодействия, выработки научно-обоснованных предложений и рекомендаций для его развития и углубления» [39]. Таким образом, можно сказать, что для Таджикистана абсолютным приоритетом ШОС является экономическая сфера. Возможно, акцент на экономику связан с тем, что Таджикистан, по оценкам экспертов, в ряду центрально-азиатских стран обладает далеко не самой привлекательной с точки зрения инвестирования экономикой [40], а значит, всё ещё лелеет надежды решить с помощью ШОС свои внутренние проблемы.
Об экономических задачах в рамках организации говорит и доктор экономических наук, академик, бывший министр иностранных дел РТ Т. Назаров: «Потенциал дееспособности ШОС охватывает широкий круг проблем торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия в области науки, образования, здравоохранения, культуры. Важным направлением работы организации сейчас и в перспективе является создание благоприятных условий для инвестиций, совместных производств на базе лучшего использования природно-экономических и других ресурсов стран-членов организации... Таджикистан и в дальнейшем намерен принимать меры по расширению и углублению своего экономического, политического и военного сотрудничества со странами ШОС. Полагаю, что Таджикистан и ШОС имеют все возможности продолжить интенсификацию сотрудничества не только в области экономического развития, что очень важно, но и в борьбе против терроризма, незаконного оборота наркотиков, обеспечения мира
и безопасности в регионе». Нынешний этап деятельности организации, по мнению эксперта, должен стать «периодом реализации новых и более грандиозных проектов экономического, научно-технического, гуманитарного и другого характера» [41]. Ещё один приоритет находим в статье другого эксперта - Ф. Салимова. По его мнению, для Таджикистана в рамках ШОС, как и других региональных организаций, важно развивать сотрудничество с Исламской Республикой Иран [42]. Наконец, глава исполкома Национальной ассоциации политологов РТ А. Ма-мадазимов считает, что важной задачей является использование ШОС для улучшения отношений Таджикистана с Узбекистаном [43].
Узбекистан
В ряду международных организаций, в которых состоит республика, МИД Узбекистана определяет ШОС так: «ШОС является механизмом многостороннего сотрудничества по укреплению стабильности и безопасности, развитию экономического взаимодействия в Центральной Азии, площадкой для открытого и конструктивного диалога, а также инструментом развития партнёрства на различных направлениях». При этом отмечается, что «Ташкент считает необходимой концентрацию усилий в рамках Организации на таких направлениях, как поддержание региональной стабильности и развитие экономического и инвестиционного сотрудничества» [44], т. е. сфера безопасности, которая изначально определяла специализацию ШОС, да и сейчас остаётся основным аспектом, в котором проходит реальное многостороннее взаимодействие и координация, не является для Узбекистана главным приоритетом.
В релизе МИД по случаю переговоров министра А. Камилова с генеральным секретарём ШОС Р. Алимовым в январе 2016 г. отмечалось, что «Шанхайская организация с момента её создания в 2001 г. превратилась во влиятельную международную структуру, играющую заметную роль в мировой политике. Совместными усилиями государств-членов осуществляется многоплановое сотрудничество в политической, торгово-экономической, инвестиционной, транспорт-но-коммуникационной и культурно-гуманитарной областях» [45]. Про сотрудничество в сфере безопасности, как видим, не сказано
ни слова, приоритеты совершенно иные. При этом интересно, что для Ташкента бывает даже важным лишний раз подчеркнуть, как это было на встрече Совета глав государств в июле 2015 г., «сохранение и дальнейшее укрепление. закреплённого в Хартии, а также во всех основополагающих документах ШОС неизменного курса, который обеспечивает ненаправленность деятельности ШОС против других стран. Иначе говоря, исключить всякое блоковое мышление, а также превращение ШОС в военно-политический альянс» [46]. Объяснить такое рьяное отстаивание внеблокового статуса можно разве что абсолютной многовекторностью, сохраняющейся в качестве главной черты внешнеполитического курса страны.
В то же время международная обстановка, а именно рост террористической угрозы в регионе, вынуждает Узбекистан уделять сфере безопасности и сотрудничеству в этой области с членами ШОС всё больше внимания. Из выступления Президента И. А. Каримова на упомянутой встрече Совета глав государств следовало, что Узбекистан крайне обеспокоен ситуацией в Афганистане, особенно после вывода оттуда значительного международного контингента, и из контекста можно было понять, что эта проблема, по его мнению, должна занимать более важное место в повестке дня ШОС [Там же]. Кроме того, Узбекистан выступил за то, чтобы как можно скорее согласовать проекты Антинаркотической стратегии ШОС и программу действий по её реализации [47].
Правда, по мнению политолога Ф. То-липова, такая угроза безопасности, как, например, террористическое вторжение извне в Центральную Азию, выглядит маловероятной, но Узбекистан всё равно должен уделять внимание региональной интеграции и стать «лидером Центральной Азии» [48]. С точки зрения другого известного узбекского эксперта - Б. Эргашева, РУз в ШОС следует двигаться по пути «инициирования совместных экономических проектов». Другим приоритетом является участие в процессах восстановления инфраструктуры в Афганистане и дальнейшем урегулировании ситуации в нём [49]. Один из известнейших экспертов-международников на постсоветском пространстве - В. В. Парамонов («Центральная
Евразия», Ташкент) считает, что в ШОС важно развивать «Энергетический клуб» и взаимодействие в рамках него с Ираном [50].
В целом приоритетные экономические задачи для Ташкента в ШОС достаточно просты. В ноябре 2016 г. первый заместитель премьер-министра Р. Азимов официально заявил, что «Узбекистан поддерживает создание Банка развития ШОС. При этом должны быть соблюдены следующие принципы: банк должен создаваться в качестве абсолютно нового самостоятельного финансового института, его деятельность должна сосредоточиться исключительно на реализации инвестиционных проектов стран-участниц ШОС». Ожидания от Банка ШОС здесь не столь велики, как у КР, в частности, Ташкент признал, что «штаб-квартира Банка развития ШОС должна размещаться в стране, которая будет являться крупнейшим донором указанного финансового института» [51]. Также РУз рассчитывает на помощь ШОС в решении экологических проблем Арала и борьбе с вредными саранчовыми [52], хотя, надо признать, в координации в решении экологических проблем (как, кстати, и проблем эксплуатации трансграничных рек [53]) ШОС не проявляет активности в принципе, и эту задачу Ташкенту, скорее всего, придётся решать своими силами.
Наконец, иногда РУз обсуждает в рамках ШОС (а конкретнее, отчитывается на заседании, где присутствуют генсек ШОС, «постоянные представители государств-членов, ответственные работники МИД и Министерства коммерции КНР, общественно-политических, экспертно-аналитических, деловых кругов и СМИ Китая») и такие, в общем-то, внутренние вопросы, как подготовка к президентским выборам, параллельно отмечая «перспективы дальнейшего развития узбекско-китайских отношений и сотрудничества в рамках Шанхайской организации» [54]. Объясняет такую картину приоритетов страны более чем интенсивное сотрудничество с КНР, вследствие чего Президент И. А. Каримов декларировал, что Китай для его государства - «самый надёжный партнёр» [55], Узбекистан вступил в созданный Пекином Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, а новый Президент Ш. Мирзиё-ев вскоре после своего избрания нанёс визит
в мае 2017 г. в Пекин, где было подписано большое количество соглашений во всех основных отраслях двустороннего сотрудничества [56].
Выводы
На основании проведённого анализа можно вывести ряд общих тенденций в определении странами Центральной Азии своих приоритетов в ШОС. Главными в этом отношении являются: расширение экономического сотрудничества, надежды на создание в рамках организации многостороннего финансового института, способного решить их социально-экономические проблемы, и использование ШОС как дополнительной площадки для обсуждения прежде всего с Китаем новых проектов сотрудничества. При этом все республики пристально следят за политической конъюнктурой в ШОС и задаются вопросом, кто будет в ней «главным» - Россия или Китай. Последнее заставляет предположить, что их приоритеты могут меняться в зависимости от этого. Пока же, говоря об отдельных нюансах, можно отметить, что Казахстан и Киргизия воспринимают ШОС в связке с проектом «Один пояс, один путь» и считают особенно важным развитие сотрудничества в сфере транспорта; КР также заинтересована в расширении сотрудничества в области преодоления чрезвычайных ситуаций; для Таджикистана в рамках ШОС особый интерес представляет сотрудничество с Ираном; кроме того, в интересах РТ - использование потенциала ШОС для развития альтернативной энергетики, а Узбекистан хотел бы попробовать решить за счёт организации свои экологические проблемы. Казахстан, пожалуй, единственное центрально-азиатское государство, которое ещё продолжает ставить на первое место сотрудничество в ШОС в сфере безопасности, а членство в этой организации в целом - на ступень ниже интеграции в ЕАЭС. Узбекистан, напротив, предпочёл бы дистанцироваться от военно-политического взаимодействия, однако вынужден участвовать в нём, как и другие государства региона, в силу роста угроз региональной безопасности.
В политическом и научном сообществе центрально-азиатских государств, наравне с серьёзными ожиданиями от членства в организации, складывается и понимание рисков
сложившейся в ШОС конфигурации. Часть экспертов выражает определённую обеспокоенность активизацией стратегии КНР и зависимостью государств региона от финансовых инструментов Пекина.
В декларации саммита ШОС 2017 г. в Астане сотрудничество в экономической сфере поставлено на второе место после сферы безопасности: «Шанхайская организация сотрудничества утвердилась в качестве общепризнанного и авторитетного многостороннего объединения, деятельность которого направлена на поддержание безопасности и стабильности на пространстве, объединяющем государств-участников, совместное противостояние новым вызовам и угрозам, укрепление торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, раскрытие огромного потенциала добрососедства и взаимодействия между государствами ШОС и их народами». Экономическая тематика начинается лишь с 4-го раздела, который, однако, при этом является очень объёмным, упоминая в том числе межрегиональное сотрудничество, взаимодействие в сфере транспорта, инициативу «Один пояс, один путь» и «продолжение консультаций на экспертном уровне по обсуждению вопроса о создании Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счёта) ШОС» [57]. Поскольку под данным документом стоят подписи всех членов организации, он отвечает в основном, надо думать, и восприятию будущего ШОС странами Центральной Азии.
С большой долей вероятности можно прогнозировать, что Китай, объективно заинтересованный в создании новых инструментов для распространения своего влияния, проведения финансовой дипломатии и прокручивания больших денежных средств на пространстве Центральной Азии, продолжит отстаивать идеи зоны свободной торговли и Банка ШОС. Можно вспомнить о том, что продвижение Пекином кредитного сегмента сотрудничества с центрально-азиатскими республиками ШОС началось гораздо раньше, например в 2010 г. Экспортно-импортный банк КНР открыл для стран-участниц ШОС специальную кредитную линию [58, с. 108]. Сейчас тенденция значительных финансовых вложений в ШОС сохраняется: например, буквально в начале июня 2017 г.
стало известно о том, что КНР по случаю своего председательства в ШОС выделит секретариату организации 1,4 млн долл. [59].
Что означает вся эта ситуация для России? Представляется, что в условиях всё большей переориентации стран Центральной Азии на двустороннее и многостороннее взаимодействие прежде всего с Китаем важной является более серьёзная проработка конкурентных инвестиционных стратегий, приоритетное развитие институтов ЕАЭС и Евразийского банка развития, а также целенаправленная работа по совершенствованию механизмов «мягкой силы» в условиях конкуренции [60] с другими акторами в регионе. Только в этом случае мы можем рассчитывать на подобие баланса сил в Центральной Азии и сохранение устойчивого партнёрства со странами этого региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия «Казахстан-2050» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: http://www.akorda.kz/ru/official_documents/str ategies_and_programs (дата обращения: 20.05.2017).
2. Государственная программа «Нурлы жол» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: http://www.akorda.kz/ru /official_documents/strategies_and_programs
( дата обращения : 20.05.2017).
3. Концепция внешней политики РК на 20142020 гг. // Министерство иностранных дел Республики Казахстан. - URL: http://mfa. gov.kz/ru/content-view/kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014-2020-gg (дата обращения: 20.05.2017).
4. Участие в заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в расширенном формате // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. -URL: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_ kazakhstan/participation_in_events/uchastie-v-zasedanii-soveta-glav-gosudarstv-chlenov-shanhaiskoi-organizacii-sotrudnichestva-v-rasshirennom-formate (дата обращения: 12.06.2017).
5. Не превращать ШОС в аморфную организацию призвал Президент Казахстана // Kazinform: Международное информационное агентство. - URL: http://www.inform.kz /rus/article/2917764 (дата обращения: 27.06.2016).
6. Китай выступил за создание зоны свободной торговли в рамках ШОС // Вечерний Бишкек. -URL: http://www.vb.kg/doc/330981_kitay_vystypil _za_sozdanie_zony_svobodnoy_torgovli_v_ ramkah _shos.html (дата обращения: 20.02.2016).
7. Free Trade Zone Between EAEU and China Can Boost Regional Economic Cooperation // The Astana Times. - URL: http://astanatimes.com
/2016/07/free-trade-zone-between-eaeu-and-china-can-boost-regional-economic-cooperation/ (дата обращения: 28.07.2016).
8. Габуев А. Правила игры // Коммерсант. -2016. - 7 окт. - URL: http://www.kommersant.ru /doc/3108520 (дата обращения: 07.10.2016).
9. Участие в Форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. -URL: http://www.akorda.kz/ru/events/international _community/foreign_visits/uchastie-v-forume-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 11.06.2017).
10. Бурнасов А. С. Логистическая инфраструктура на пространстве России, Казахстана и Центральной Азии как фактор конкурентоспособности // Научный диалог. - 2015. - № 5 (41). -С. 94-112.
11. Переговоры с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином в расширенном составе // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: http:// www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/meetings _and_receptions/peregovory-s-predsedatelem-kitaiskoi-narodnoi-respubliki-si-czinpinom-v-rasshirennom-sostave (дата обращения: 12.06.2017).
12. Китай предоставит Казахстану суперкомпьютер и поможет с кибербезопасностью. - URL: http://kaznews.kz/news/148185 (дата обращения: 12.06.2017).
13. Ramani S. The Emerging China-Kazakhstan Defense Relationship // The Diplomat. - URL: http://thediplomat.com/2015/12/the-emerging-china-kazakhstan-defense-relationship/ (дата обращения: 19.02.2016).
14. Встреча с министрами обороны государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: http://www.akorda.kz /ru/events/akorda_news/meetings_and_receptio ns/vstrecha-s-ministrami-oborony-gosudarstv-chlenov-shanhaiskoi-organizacii-sotrudnichestva (дата обращения: 11.06.2017).
15. Айтжанова Д. Н., Ветренко И. А. Общественная дипломатия России и Казахстана как инструмент формирования государственной молодёжной политики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 : История. Регионоведение. Международные отношения. - 2017. - Т. 22, № 1. - С. 143-148.
16. Zakieva Zh. The Role of the SCO in Eurasian Integration // Central Asia's Affairs. - 2016. -№ 2. - Р. 44-55.
17. Омиров К. Индия в Центральной Азии. Начало // Polit-Asia.kz. - URL: http://polit-asia.kz /index.php/materials/analytics/1816 (дата обращения: 20.05.2017).
18. ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций. - Доклад № 34. - СПб. : Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития, 2015. - 72 с.
19. Чулков А. ШОС накануне... Чего? Джанибек Сулеев о сочинском форуме, который проходил под эгидой ШОС и Общественной палаты
РФ // Zonakz: интернет-газета. - URL: https: // zonakz.net/2016/04/28/shos-nakanune-chego/ (дата обращения: 07.05.2016).
20. Изимов Р. Проблемы военного сотрудничества в ШОС - экспертный разбор «Радиоточки» // Радиоточка. - URL: http://radiotochka.kz /3635-.html (дата обращения: 05.02.2015).
21. Сыроежкин К. Китайцы не альтруисты - просто так деньги давать не будут! // Ratel.kz: аналитический интернет-портал. - URL: http:// www.ratel.kz/raw/sergey_syiroejkin_kitaytsyi_ ne_altruistyi_-_prosto_tak_dengi_davat_ne_ budut/ (дата обращения: 20.02.2015).
22. Мармонтова Т. В. Современная геополитическая ситуация в Евразии - взгляд из Казахстана // Современные евразийские исследования. - 2015. - Т. 1. - С. 33-38.
23. Кыргызстан - ШОС // Министерство иностранных дел Кыргызской Республики. - URL: http://www.mfa.gov.kg/contents/view/id/95 (дата обращения: 12.06.2017).
24. С вхождением в ШОС Индии и Пакистана усилится экономический потенциал организации -Жээнбеков // Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики. -URL: http://www.nisi.kg/component/content /article/114-mir-indiya/314-s-vkhozhdeniem-v-shos-indii-i-pakistana-usilitsya-ekonomicheskij-potentsial-organizatsii-zheenbekov.html (дата обращения: 20.05.2017).
25. Атамбаев настаивает на создании Банка ШОС с офисом в Бишкеке // Sputnik News. - URL: https://ru.sputnik.kg/economy/20170609/1033 764509/atambaev-o-banke-shos.html (дата обращения: 12.06.2017).
26. Минфин: Китайский Эксимбанк - крупнейший кредитор Кыргызстана // Вечерний Бишкек. -URL: http://www.vb.kg/doc/309981_minfin: _kitayskiy_eksimbank_krypneyshiy_kreditor_kyr gyzstana.html (дата обращения: 06.03.2016).
27. Долги Кыргызстана: все дороги ведут в Китай // 24: информационное агентство. - URL: https://24.kg/ekonomika/40710_dolgi_kyirgyizs tana_vse_dorogi_vedut_v_kitay/ (дата обращения: 12.06.2017).
28. Жээнбеков: надо укреплять сотрудничество стран ШОС в культурной сфере // Sputnik News. - URL: http://ru.sputniknews-uz.com /politics/20161103/4042503/jeenbekov-shos-sotrudnichestvo-kultura.html (дата обращения: 12.06.2017).
29. Какие задачи решает ШОС? Клуб региональных экспертов Кыргызстана «Пикир» обсудил итоги ташкентского саммита // Region.kg: в центре Азии - в центре событий! - URL: http://www.region.kg/index.php?option=com_c ontent&view=article&id = 1993:2016-07-01-19-43-57&catid=39:2013-03-01-13-06-27&Itemid =48 (дата обращения: 26.07.2016).
30. Interview: B&R Initiative to Boost Kyrgyzstan's Development: Minister // Xinhua. - URL: http://news.xinhuanet.com/english/2017-04/20 /c_136223416.htm (дата обращения: 26.04.2017).
31. Михайлов Г. Бишкек продолжает жить за счёт золотодобычи и мигрантов // Независимая га-
зета. - 2017. - 2 окт. - URL: http://www.ng.ru /cis/2017-02-01/7_6917_bishkek.html (дата обращения: 05.02.2017).
32. Военно-техническое сотрудничество КНР и Кыргызстана - ширма китайских геополитических интересов // Polit-Asia.kz. - URL: http://www.polit-asia.kz/index.php/analytics /arkhiv-materialovpl/2015/1396-voenno-tekhni cheskoe-sotrudnichestvo-knr-i-kyrgyzstana-shirma-kitajskikh-geopoliticheskikh-interesov
( дата обращения : 11.06.2017).
33. Премьер-министр Киргизии подпишет двусторонние соглашения с Китаем на заседании ШОС // Интернет-портал ШОС. - URL: http://www.infoshos.ru/ru/7idn = 14996 (дата обращения: 09.11.2016).
34. Чем грозит Кыргызстану расширение ШОС на юго-восток и на запад? // Слово Кыргызстана. - URL: http://slovo.kg/?p=45546 (дата обращения: 20.05.2017).
35. Тулаев Ф. Р. Доктринальные основы внешней политики современного Таджикистана // 70 лет Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции : материалы Международной научной конференции. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 230-233.
36. Проекты по возобновляемым источникам энергии важны для ШОС - Президент Таджикистана // CA-News. - URL: http://ca-news.org /news:1191567 (дата обращения: 27.06.2016).
37. Секретариат // Шанхайская организация сотрудничества. - URL: http://rus.sectsco.org /secretariat/ (дата обращения: 11.06.2017).
38. ШОС успешно решает целый комплекс региональных проблем - Алимов // Пульс планеты -Азия ИТАР-ТАСС. - 2016. - 3 нояб.
39. В Пекине прошла Конференция по вопросам торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС // Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики. - URL: http://www.nisi.kg /component/content/article/111-novosti-nisi-na-glavnuyu/308-v-pekine-proshla-konferentsiya-po-voprosam-torgovo-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-na-prostranstve-shos.html (дата обращения: 20.05.2017).
40. Притчин С. Центральная Азия и глобальный международный контекст // Международный дискуссионный клуб «Валдай». - URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights /tsentralnaya-aziya-mezhdunarodnyy-kontekst/ (дата обращения: 12.06.2017).
41. Назаров Т. ШОС оказалась живым организмом // ТАСС. - URL: http://tass.ru/opinions/interviews /3365155 (дата обращения: 12.06.2017).
42. Салимов Ф. Таджикистан в региональной политике // Международные процессы. - 2015. -Т. 13, № 1. - URL: http://www.intertrends.ru /eleventh/011. htm (дата обращения: 12.06.2017).
43. Мамадазимов: Страны ШОС должны способствовать потеплению таджикско-узбекских отношений // ASIA-Plus: Media Group / Tagikistan. -URL: http://asiaplus.tj/ru/news/tajikistan/politics /20140911/194746 (дата обращения: 12.06.2017).
44. Участие Республики Узбекистан в деятельности Шанхайской организации сотрудничества // МИД Республики Узбекистан. - URL: http://www.mfa.uz/ru/cooperation/international /81/с (дата обращения: 12.06.2017).
45. Камилов обсудил с Генсеком ШОС ход подготовки к саммиту в Ташкенте // Sputnik News. -URL: http://ru.sputniknews-uz.com/politics /20160128/1651676.html (дата обращения:
15.05.2016).
46. Стенограмма заседания Совета глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества в расширенном составе // Официальный сайт Президента России. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts /49908 (дата обращения: 09.01.2016).
47. Узбекистан призвал ШОС скорее принять Антинаркотическую стратегию // Sputnik News. -URL: http://ru.sputniknews-uz.com/politics /20170511/5384708/SH0S-Uzbekistan-narkotiki-forum.html (дата обращения:
20.05.2017).
48. Узбекский политолог: Узбекистан призван быть локомотивом регионального сотрудничества в ЦА // Подробно.uz. - URL: http:// podrobno.uz/cat/economic/uzbekskiy-politolog-uzbekistan-prizvan-byt-lokomotivom-regionalnogo-sotrudnichestva-v-tsa/ (дата обращения: 12.06.2017).
49. Проблематика урегулирования в Афганистане будет центральным пунктом повестки дня председательства Узбекистана в ШОС - эксперт // Press.uz: пресса узнета. - URL: http ://press.uz/article.php?article= 5225 (дата обращения: 12.06.2017).
50. Узбекский эксперт предлагает использовать потенциал Ирана в рамках Энергетического клуба ШОС // REX: информационное агентство. - URL: http://www.iarex.ru/news/522.html ( дата обращения : 12.06.2017).
51. Азимов: Узбекистан поддерживает создание Банка развития ШОС // Sputnik News. - URL: http://ru.sputniknews-uz.com/politics/20161103
Информация о статье
Дата поступления 30 июня 2017 г.
Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.
Сведения об авторе
Муратшина Ксения Геннадьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)
Адрес для корреспонденции: 620000, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51 E-mail: ksenia-kgm@mail.ru; ksenia.muratshina@urfu.ru
/4046459/uzbekistan-shos-bishkek.html (дата обращения: 12.06.2017).
52. Узбекистан предлагает странам ШОС сотрудничать по проблеме Арала // Sputnik News. -URL: http://ru.sputniknews-uz.com/politics /20151112/1020879.html (дата обращения: 15.05.2016).
53. Политолог рассказал о проблеме расширения ШОС // Вечерний Бишкек. - 2013. - 18 сент. -URL: http://www.vb.kg/doc/243843_politolog_ rasskazal_o_probleme_rasshireniia_shos.html (дата обращения: 02.12.2015).
54. В штаб-квартире ШОС обсудили ход подготовки к президентским выборам в Узбекистане // Интернет-портал ШОС. - URL: http:// www.infoshos.ru/ru/?idn = 16161 (дата обращения: 09.11.2016).
55. Визит Президента Узбекистана // Вестник -Азия ИТАР-ТАСС. - 2014.
56. Притчин С. Долгая дорога в Пекин // Независимая газета. - 2017. - 15 мая. - URL: http:// www.ng.ru/dipkurer/2017-05-15/11_6987_ uzbekistan.html (дата обращения: 16.05.2017).
57. Астанинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт Президента России. -URL: http://kremlin.ru/supplement/5206 (дата обращения: 11.06.2017).
58. Савкович Е. В. Развитие сотрудничества КНР с государствами Центральной Азии в 2000-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Серия «История». - 2011. - № 4. -С. 107-112.
59. Китай выделит ШОС 1,4 млн долларов // Kazinform: Международное информационное агентство. - URL: http://www.inform.kz/ru /kitay-vydelit-shos-1-4-mln-dollarov_a3034579
( дата обращения : 11.06.2017).
60. Лебедева М. М. «Мягкая сила» в отношении Центральной Азии: участники и их действия // Вестник МГИМО Университета. - 2014. -№ 2 (35). - С. 47-55.
Article info
Received June 30, 2017
Accepted July 12, 2017
About the author
Muratshina Ksenia Gennadyevna - Candidate of Historical sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations of the First President of Russia Yeltsin Ural Federal University (Ekaterinburg, Russia)
Postal address: 51, Lenina ul., Ekaterinburg, 620000, Russia
E-mail: ksenia-kgm@mail.ru; ksenia.muratshina@urfu.ru
Для цитирования
Муратшина К. Г. Приоритеты стран Центральной Азии в ШОС в контексте их взаимоотношений с Китаем // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 445-456.
For citations
Muratshina K. G. Central Asian State's Priorities in SCO in the Context of Their Relations with China. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 445-456. (in Russian).