Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика влияния однократных статистических и динамических усилий с собственной массой тела на показатели вариационной пульсометрии у мальчиков 10-11 лет'

Сравнительная характеристика влияния однократных статистических и динамических усилий с собственной массой тела на показатели вариационной пульсометрии у мальчиков 10-11 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИЧЕСКИЕ / ДИНАМИЧЕСКИЕ / УСИЛИЯ / ВАРИАЦИОННАЯ / ПУЛЬСОМЕТРИЯ / МАЛЬЧИКИ / СТАТИЧНі / ДИНАМіЧНі / ЗУСИЛЛЯ / ВАРіАЦіЙНА / ПУЛЬСОМЕТРіЯ / ХЛОПЧИКИ / STATIC / DYNAMIC / EFFORTS / VARIATIONAL PULSE / PULSE / BOYS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Проскуров Евгений Михаилович

Изучены особенности ритма сердечных сокращений при выполнении однократных статических и динамических усилий с собственной массой тела у мальчиков. В исследовании участвовали 100 мальчиков (возраст 10 11 лет). Анализ функции сердца подростков проводился при помощи метода вариационной пульсометрии. В качестве статических упражнений использовались вис согнув руки на перекладине и удержание вертикального положения тела в упоре на брусьях. В качестве динамических бег на 30 метров и упражнение с резиновым амортизатором. Установлено, что достоверность различий от воздействия статической и динамической нагрузкой присутствует в десятилетнем возрасте, расхождение составляет 117% при выполнении динамических упражнений. Установлено, что показатель индекса напряжения после физических нагрузок отмечается достоверными изменениями степени напряжения механизмов регуляции сердечной деятельности. Во время восстановления этот показатель постепенно возвращается к своим исходным данным и ниже. Получена информация о состоянии нейрогуморальных механизмов регулирующих сердечную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Проскуров Евгений Михаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of rhythm of heart-throbs are studied at implementation of single static and dynamic efforts with the deadweight of body for boys. 100 boys participated in research (age 10 11 years). The analysis of function of heart of teenagers was conducted through the method of method variational pulse rate. As static exercises utillized bending hands on a cross-beam and withholding of vertical position of body in support on the squared beams. As dynamic at run on 30 meters and exercise with a rubber shock absorber. It is set that authenticity of distinctions from influence the static and dynamic loading is in ten year age, divergence is 117% at implementation of dynamic exercises. It is set that the index of index of tension after the physical loadings is marked reliable changes the degree of tension of mechanisms of adjusting of cardiac activity. During renewal this index gradually goes back to the basic data and below. State information is got нейрогуморальных mechanisms of regulative cardiac activity.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика влияния однократных статистических и динамических усилий с собственной массой тела на показатели вариационной пульсометрии у мальчиков 10-11 лет»

2013

Сравнительная характеристика влияния однократных

статистических и динамических усилий с собственной массой тела на показатели вариационной пульсометрии у мальчиков 10-11 лет

Проскуров Е. М.

Харьковская гимназия №14

Анотацп:

Изучены особенности ритма сердечных сокращений при выполнении однократных статических и динамических усилий с собственной массой тела у мальчиков. В исследовании участвовали 100 мальчиков (возраст 10 - 11 лет). Анализ функции сердца подростков проводился при помощи метода вариационной пульсометрии. В качестве статических упражнений использовались вис согнув руки на перекладине и удержание вертикального положения тела в упоре на брусьях. В качестве динамических - бег на 30 метров и упражнение с резиновым амортизатором. Установлено, что достоверность различий от воздействия статической и динамической нагрузкой присутствует в десятилетнем возрасте, расхождение составляет 117% при выполнении динамических упражнений. Установлено, что показатель индекса напряжения после физических нагрузок отмечается достоверными изменениями степени напряжения механизмов регуляции сердечной деятельности. Во время восстановления этот показатель постепенно возвращается к своим исходным данным и ниже. Получена информация о состоянии нейрогуморальных механизмов регулирующих сердечную деятельность.

Ключовi слова: статические, динамические, усилия, вариационная, пульсометрия, мальчики.

Проскуров С.М. Пор1вняльна характеристика сприяння однократних статичних I динам1чних зусиль з влас-ною вагою тта на показники вар1а-цшноТ пульсометрм у хлопчимв 10 - 11 рок1в. Вивчен особливост ритму сердечних скорочень при виконанн однократних статичних i динамiчних зусиль з власною масою тта у хлопчиюв. У до-слщжены брали участь 100 хлопчиив (вк 10 - 11 роюв). Аналiз функцп серця пщл™в проводився за допомогою методу варiацiйноí пульсометрií. У якостi статичних вправ використовувалися вис з^нувши руки на щаблин i утримання вертикального положення тта в упорi на брусах. Як динамiчнi - б^ на 30 метрiв i вправу з гумовим амортизатором. Вста-новлено, що достовiрнiсть вiдмiнностей вiд дм статичним i динамiчним наванта-женням присутня в десятирiчному вiцi, розбiжнiсть складае 117% при виконаннi динамiчних вправ. Встановлено, що по-казник Ыдексу напруги пiсля фiзичних навантажень вщзначаеться дост^рни-ми змiнами ступеню напруги механiзмiв регуляцií сердечноí дiяльностi. Пiд час вiдновлення цей показник поступово по-вертаеться до сво'х початкових даних i нижче. Отримана шформа^я про стан нейрогуморальних механiзмiв регулюю-чих сердечну дiяльнiсть.

статичш, динам1чн1, зусилля, вар1ац/й-на, пульсометр':я, хлопчики.

Proskurov E.M. The comparative characteristic of influence of unitary static and dynamic efforts with own weight of a body on parameters variational pulse rate at the boys aged 10 - 1l years. The features of rhythm of heart-throbs are studied at implementation of single static and dynamic efforts with the deadweight of body for boys. 100 boys participated in research (age 10 - 11 years). The analysis of function of heart of teenagers was conducted through the method of method variational pulse rate. As static exercises utillized bending hands on a cross-beam and withholding of vertical position of body in support on the squared beams. As dynamic - at run on 30 meters and exercise with a rubber shock absorber. It is set that authenticity of distinctions from influence the static and dynamic loading is in ten year age, divergence is 117% at implementation of dynamic exercises. It is set that the index of index of tension after the physical loadings is marked reliable changes the degree of tension of mechanisms of adjusting of cardiac activity. During renewal this index gradually goes back to the basic data and below. State information is got neurohormonal mechanisms of regulative cardiac activity.

static, dynamic, efforts, variational pulse, pulse, boys.

Введение.

В современной концепции физического воспитания, направленной на улучшение здоровья и воспитание жизненно необходимых физических качеств находят своё место различные виды двигательной активности, которые проявляются в статических и динамических усилиях. На практике трудно определить, какой из данных видов усилия для школьника является более сложным, чем один вид усилия уступает, или превосходит другой, об этом можно только рассуждать. Однако воспользовавшись современным методам математического анализа ритма сердечных сокращений, который, по мнению [7] является наиболее надёжным критерием функционального состояния вегетативной нервной системы, можно получить общую информацию о состоянии здоровья и сравнить степень воздействия на организм одних двигательных актов с другими. Собственно подобные эксперименты уже проводились на практике не однократно, но они включали раздельные исследования по каждой группе усилий. Так Пановой Н.А, Бородиновым В.А, Олешкевич Т.Г. использовались динамические уси-

© Проскуров Е. М., 2013 doi: 10.6084/т9^Ь|аге.639190

лия - 140 приседаний в минуту [10]. Баевский Р.М., Клецкин С.З, Тазетдинов И.Г., Хамитов А.С., так же использовали динамику, бег на месте в течении 15 с. на максимальной скорости [3] Бабий В.Л. и Маликов М.В., включили в исследование систематические занятия большим теннисом [2]. В отличии от вышеизложенных авторов Алферова Г.В. и Колтышев В.А., исследовали статическое напряжение кисти [1] Худо-леем О.Н. давались ежедневные тренировочные нагрузки с юными гимнастами [12]. К данному числу научных статей можно добавить достаточно большой список научных рефератов, в которых рассматривается проблема изучения показателей вариабельности и структуры сердечного ритма, преимущественно при нагрузках динамической направленности [4;5;6;11], в меньшей степени статической.

Однако никому до настоящего времени не приходилось сравнивать статическое усилие и динамическое, искать таким способом их различие или общее сходство. Анализ научных источников располагаемой литературы, не обнаружил информации, о сравнении статических и динамических усилий по показателям вариационной пульсометрии.

IПЕДАГОГ1КА I та медико-бюлопчш

- - проблеми ф1зичного

ПСИХОЛОГ1Я

вихованняI спорту

Цель, задачи работы, материалы и методы.

свои новые требования, запрещалось: сильно разво-

а

Цель работы - определить особенности ритма ^ сердечных сокращений при выполнении статических и динамических упражнений у мальчиков в возрасте Н § 10 - 11лет. I Методы исследования - вариационная пульсоме- § трия, математическая статистика, педагогическое наблюдение, сравнительный анализ. Для обработки мате- Ь магических данных использовалась программа Excel. g Организация исследования. Исследование прово- |

н

дилось на мальчиках школьного возраста десяти и

одиннадцати лет, по состоянию здоровья относящих- и

ся к основной медицинской группе, два раза в неделю о

Ь Р

гимнастике. Общее число испытуемых составило сто s ■»,

посещающих факультативные занятия по спортивной

человек. Группы делились по возрастным категориям, а а 50 человек на каждый возраст. В ходе эксперимента

школьники выполняли статические усилия с собствен-

н

с

ной массой тела и динамические. Статические усилия £ « составили следующие упражнения: вис на согнутых ^ § руках на перекладине, удержание вертикального по- § ^

д

в

ложения тела в упоре на параллельных брусьях. Ди- о 0

намические упражнения: бег на 30м с максимальной § а

скоростью и сложно - координационное упражнение § |

с резиновым амортизатором, выполняемое на макси- ^ ^

мальное количество раз в одной попытки с предельной ^ ^

быстротой, имеющую скоростно - силовую направ- ^ §

е

ленность. Два, из выше перечисленных упражнений, § к

уже проходили испытательные пробы в предыдущих § §

«о ^

исследованиях, ими являлись, вис на согнутых руках ^ ^

[9] и упражнение с резиновом амортизаторе [8]. По- ¡^

этому выполнение этих упражнений для школьников ,.§ не было чем то необычным, так же, как и упражнение в беге на 30м. Однако удержание вертикального по-

ложения тела в упоре на параллельных брусьях имело ^ к

§

- ^

дить ноги и сгибать колени, если локти школьника | ^ начинали слегка вздрагивать, а тело отклонялось от ^ § вертикального положения вперед или назад, упраж- о

~ о

нение сразу прекращалось. В этом эксперименте не § ® учитывались такие показатели, как рост и масса тела, не фиксировалось время статических удержаний,

у

Я -

о

скорость пробегаемого отрезка, а так же быстрота и « ^ количество повторений упражнения на резиновом § ^

амортизаторе, просто все упражнения выполнялись однократно на пределе своих возможностей.

Регистрация сердечного ритма проводилась при §

помощи Heart Screen 80 GL синхронизированного s

12-ти канального ЭКГ прибора с 80-ти миллиметро- ^

вым трёхканальным Ж К дисплеем в НИИОЗДП. На s

первом этапе эксперимента были получены исходные |

данные по четырём статистическим показателям сер- ат

дечного ритма в состоянии относительного покоя, но- ст

вые данные этих показателей фиксировались уже по я

каждому упражнению отдельно в состояниях сразу ен

после нагрузки и через десять минут после нагрузки а данные таблицы 1.

Из полученных данных можно сделать заключение, что после выполнения физических нагрузок предло-

§ « § £

м - о п зк у 8 m m

ы ,0 ,0 ,0 ,0 2 ,0 ,0

в 0 угр а н 0, 0, 0, 0, 0, 0,

о -H -H -H -H CN -H -H

нм з 0 SO OS +1 +1

ио е SO 8 0 ,21 ,21

зр ео р е е л 0, 0, 0, 0, Ti 0, 0,

рот с а сз с

е и

ит е

нр л и 2 2 2 8 m 2

ео с о к ,0 ,0 ,0 ,0 ,1 ,0 ,0

нам а з у гр 0, 0, 0, 0, 1, 2, 0, 0,

-H HH -H -H HH -H -H -H

пра SO m 0 os^ OS

аз а н so ,2

р О 0, 0, 0, 0, ^ m 0, 0,

а н - о п и к з у гр а d m m so m m

е р о о ,0 0, ,0 0, ,0 0, ,0 0, 2, ,0 0, ,0 0,

а у в ^ -H -H -H -H HH -H -H -H

з 0 os 8 ,8 OS 0

е р е н е л ю 8, 2, ,1 ,2

вместе брусьях 0, 0, 0, 0, ^ 0 0,

с

е

л и 2 2 2 2 2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и с о ки ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0

ог а з у гр 0, 0, 0, 0, 1, ,1 0, 0,

и & а р -H -H -H HH -H rN -H -H -H

р о п os OS so

а н 0, ю 0, 0, t-^ 0, SO m ,2 0, ro 0,

£ и

- о п и к з у m m m m 2 m m

,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,0

© угр а 0, 0, 0, 0, 1, 2, 0, 0,

-H -H -H -H -H -H -H -H

з 1 1 8 ,8 0

м е р е н е л OS ,2

0 0, 0, 0, 0, 0, 0,

m с

а

н

г е

е л . 2 2 2 2 2 2

W с о ки ,0 ,0 ,0 ,0 ,1 ,0 ,0

а зк 0, 0, 0, 0, 1 2, 0, 0,

& а у -H -H -H -H -H -H -H -H

р m 0 m 0 8

аг ^ ,2

a н 0, 0, 0, 0, m 0, 0,

- о п зк у р m m m m so m m

х ,0 ,0 ,0 ,0 so ,1 ,0 ,0

§ © 0, 0, 0, 0, 1, 2 -H os^ 0, 0,

аг -H -H -H -H -H -H -H

р з 0 0 SO OS 1 1 8

х ы е р е н е л 0, 0, 0, 0, OS ,2 0, 0,

т с

нут

г о е

с л . 2 2 2 2 Os OS 2 2

а н с о в зк ,0 0, ,0 0, ,0 0, ,0 0, 2, ,0 0, ,0 0,

о fr а у -H -H -H -H -H -H -H -H

и р os 2 1 ,2 OS

m аг ю 1 SO ,2

с!? н 0, 0, 0, 0, m 0, 0,

е 2 2 2 2 m m 2 2

ня ,0 ,0 ,0 ,0 ,0 ,2 ,0 ,0

яо 0, 0, 0, 0, 2, 1, 0, 0,

ок HH -H -H -H -H -H -H -H

то SO OS

сп оп 0, 2 ,1 ,2

о 0, 0, 0, 0, 0 0,

■ 0-1 if Н л л л л л л л л

О о о о О

m а 4

■ g « н H о О о О о 0 О О

о Я 5 ич ич ич ич

е ¡г ч

По- каза-тель 2 МО О <c ВР

2013

и

женного характера, такие показатели сердечного ритма, как амплитуда моды АМО и вариационный размах ВР значительно возрастают по сравнению с другими показателями. Так же группа десятилетних школьников, по рангу вариационной длительности, после выполнения нагрузок в каждом упражнении соответствует умеренно выраженной синусовой аритмии (СА1), а группа одиннадцатилетних умеренно выраженной синусовой аритмии (СА2). Достаточно существенные различия между группами десяти и одиннадцати лет были обнаружены в состоянии относительного покоя, достоверность данных подтверждают статистические показатели сердечного ритма МО, АМО и ВР, исключение составил показатель математического ожидания (М), который не достоверен, данные таблицы 2.

В ходе наблюдения, так же было выяснено, что сравнивая показатели сердечного ритма по каждому отдельно взятому упражнению внутри групп и между возрастами, после выполнения усилий или в процессе восстановления, к сожалению нельзя получить необходимую информацию о том, насколько выражены изменения между статической и динамической нагрузкой. Большей частью данные получались, не достоверны. Собственно это были не данные о различиях между нагрузками, а скорее данные о различиях между показателями, что в принципе совсем другое. Поэтому, для определения изменений, возникающих от воздействия однократной статической и динамической нагрузкой, использовался индекс напряжения (ИН) по Парину - Баевскому, производный интегральный показатель, который вычислялся по формуле:

ИН = АМО / 2 х МО х ВР

В связи с этим на втором этапе предстояла работа по обработки полученных результатов заново, способствующих выявлению достоверных различий между нагрузками. Из базы данных выбирались числовые ряды соответствующих вариационных показателей и вычислялись по данной формуле. После этого шла дальнейшая обработка по математической статистике на предмет достоверности. Полученные результаты индекса напряжения (ИН) сравнивались с индивидуальными показателями сердечного ритма у лиц с различной степенью функционального состояния согласно таблицы (Парышкина Ю.А. и Аксенова В.В. 1987 ), где показатели (ИН) 8,6 - высокий, 78,2 - средний, 275 - низкий.

Из полученных данных следует, что дети одиннадцати летнего возраста обладают более высоким уровнем функциональных возможностей, чем десятилетние.

Полученные данные свидетельствуют о том, что между возрастом десяти и одиннадцати лет, сразу после выполнения однократной статической и динамической нагрузок, отмечаются достоверные изменения, степени напряжения механизмов регуляции сердечной деятельности у десятилетних школьников.

В результате сравнения статического упражнения с динамическим упражнением, внутри каждой из групп, была обнаружена существенная достоверность в группе десятилетних школьников, в группе одиннадцатилетних изменения не достоверны.

Исходные данные индексов напряжения подтверждают наличие достоверности между возрас-

Таблица 2

Достоверность между группами в состоянии относительного покоя

Кол. чел. Возраст М МО АМО % ВР

50 10 лет 0,71±0,02 t = 1,8 Р > 0,05 0,67±0,02 t = 2,5 Р < 0,05 50,6±2,03 t = 3,6 Р < 0,001 0,19±0,02 t = 2,1 Р < 0,05

50 11 лет 0,76±0,02 0,74±0,02 42 ± 1,23 0,25±0,02

Таблица 3

Данные индекса напряжения (ИН) по Парину - Баевскому, после воздействия статической и динамической нагрузок

Кол. чел. Возраст Вис на согнутых руках Бег 30 м. Упор на брусьях Упражнение с резиновым амортизатором

50 10 лет 103,6 ± 3,3 116,5 ± 5,1 102,3 ± 3,3 125,3 ± 7,8

50 11 лет 72,1 ± 2 70,3 ± 1,2 68,6 ± 1,2 72,5 ± 2,3

Таблица 4

Достоверность изменений (ИН) после статической и динамической нагрузок между возрастами

Название упражнения Кол. чел. Возраст Индекс напряжения (ИН)

Вис на согнутых руках. 50 10 лет 103,6 ± 3,3 t = 8,2

50 11 лет 72,1 ± 2 Р <0,001

Бег на 30 м 50 10 лет 116,5 ± 5,1 t = 8,8

50 11 лет 70,3 ± 1,2 Р <0,001

Упор на брусьях 50 10 лет 102,3 ± 3,3 t = 9,6

50 11 лет 68,6 ± 1,2 Р <0,001

Упражнение с рез. амортизатором. 50 10 лет 125,3 ± 7,8 t = 6,5

50 11 лет 72,5 ± 2,3 Р <0,001

IПЕДАГОГ1КА I та медико-бюлопчш

- - проблеми ф1зичного

ПСИХОЛОГ1Я

вихованняI спорту

Таблица 5

Достоверность различий (ИН) под воздействием статической и динамической нагрузок внутри групп

Название упражнения Кол. Чел. Возраст Индекс напряжения (ИН)

Вис на согнутых руках. Бег на 30 м 50 10 лет 103 6 ± 3 3 t = 2,1 Р < 0 05

50 116,5 ± 5,1

Вис на согнутых руках. Упр. с рез. амортизатором 50 10 лет 103 6 ± 3 3 t = 2,6 Р < 0 05

50 125,3 ± 7,8

Упор на брусьях Бег на 30 м 50 10 лет 102 3 ± 3 3 t = 2,3 Р < 0 05

50 116,5 ± 5,1

Упор на брусьях Упр. с рез. амортизатором 50 10 лет 102 3 ± 3 3 t = 2,7 Р < 0 05

50 125,3 ± 7,8

Вис на согнутых руках. Бег на 30 м 50 11 лет 72 1 ± 2 t = 0,8 Р > 0 05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 70,3 ± 1,2

Вис на согнутых руках. Упр. с рез. амортизатором 50 11 лет 72 1 ± 2 t = 0,1 Р > 0 05

50 72,5 ± 2,3

Упор на брусьях Бег на 30 м 50 11 лет 68 6 ± 12 t = 1 Р > 0 05

50 70,3 ± 1,2

Упор на брусьях Упр. с рез. амортизатором 50 11 лет 68,6 ± 1,2 t = 1,5 Р > 0,05

50 72,5 ± 2,3

Таблица 6

Достоверность между возрастами по исходным данным индекса напряжения

Количество человек Возраст Индекс напряжения (ИН)

50 10 лет 248,8 ± 15,4 t = 7,3 Р < 0,001

50 11 лет 129,3 ± 5,5

Таблица 7

Достоверность изменения (ИН) после 10 минутного восстановления внутри групп

Название упражнения Кол. Чел. Возраст Состояние Индекс напряжения (ИН)

Вис на согнутых руках. 50 10 лет Исход. 248 8 ± 15 4 t = 0,1 Р > 0 05

50 Вост. 251,3 ± 15,9

Бег 30 м 50 10 лет Исход 248 8 ± 15 4 t = 1 Р > 0 05

50 Вост. 271,5 ± 16,9

Упор на брусьях 50 10 лет Исход. 248 8 ± 15 4 t = 2,7 Р < 0 05

50 Вост. 368,5 ± 41,5

Упражнение с резиновым амортиз2ЮВД^_ 50 10 лет Исход. 248 8 ± 15 4 t = 2,3 Р < 0,05

50 Вост. 328,9 ± 30,6

Вис на согнутых руках. 50 11 лет Исход. 129.3 ± 5.5 t = 6,8 Р < 0 001

50 Вост. 481,2 ± 51,3

Бег 30 м 50 11 лет Исход 129 3 ± 5 5 t = • 6 Р < 0 001

50 Вост. 630,7 ± 83,1

Упор на брусьях 50 11 лет Исход 129 3 ± 5 5 t = 6,4 Р < 0 001

50 Вост. 317,1 ± 28,6

Упражнение с резиновым амортизатором 50 11 лет Исход. 129,3 ± 5,5 t = 6,7 Р < 0,001

50 Вост. 302,5 ± 25,4

тами, как данные таблицы 2 (достоверность между группами в состоянии относительного покоя). Несмотря на большую достоверность исходные показатели индексов напряжения (ИН) двух групп в состоянии относительного покоя соответствуют среднему уровню выносливости.

Из таблицы видно, что восстановление в полном покое в группах происходит не одинаково. Кроме этого группа одиннадцатилетних школьников находится на более низком уровне функциональных возможностей сердечного ритма, чем группа десятилетних. Следовательно, период восстановления, после воздействия неадекватных условий однократной статической и динамической нагрузок, может различно сказываться на процессе напряжения регуляторных звеньев сердечно

- сосудистой системы в возрастном аспекте.

Выводы

1. В десятилетнем возрасте после однократного воздействия каждой из нагрузок, происходит незначительное увеличение показателей индекса напряжения, а в процессе восстановления его показатели становятся близки к исходным данным. В одиннадцатилетнем возрасте, от характерной нагрузки показатели индекса значительно возрастают, что приводит к изменению достоверности между статическим и динамическим упражнением, однако за период после выполнения нагрузки, индекс напряжения в этом возрасте постепенно восстанавливается.

2. Достоверность различий от воздействия статической и динамической нагрузкой присутствует в де-

сятилетнем возрасте, расхождение составляет 117% при выполнении динамических упражнений.

3. Показатель индекса напряжения, после физических нагрузок, отмечается достоверными изменениями степени напряжения механизмов регуляции сердечной деятельности, а во время восстановления по-

Литература:

1. Алферова Т. В. Особенности адаптации гемодинамики к локальным нагрузкам у детей 10 - 12 лет: мажвуз. сб. науч. статей / Т.В. Алферова, В.А. Колтышев // Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к физическим нагрузкам. - Челябинск, 1988. - 86 с.

2. Бабш В.Л. Змша адаптацшних можливостей оргашзму д™й се-реднього шкшьного вжу шд впливом систематичних занять великим тешсом/ В. Л. Бабш, М. В. Малжов // Спортивний вкник Придншров'я. - Дншропетровськ, 2010. - №1. - С. 33 - 35.

3. Баевский Р. М. Особенности динамики текущих значений параметров распределения RR - интервалов в пределе восстановления после физической нагрузки: сб. науч. статей / Р.М. Баевский, С.З. Клецкий, И.Г. Тазетдинов, И.С. Хамитов // Возрастные функциональные особенности сердца при физических нагрузках. - Ставрополь, 1979. - 161 с.

4. Земцова В.И. Факторний аналiз серцевого ритму у спортсменов: автореф. дис. канд. наук з фiз. виховання i спорту НУФВС / В. И. Земцова. - К., 2001 - 20 с.

5. Кудряшова Т. I. Комплексний контроль шдготовки юних штовхателiв ядра на еташ спортивно!' спецiалiзацiï: автореф. дис. канд. наук ХДАФК/ Т. I. Кудряшова. -Х., 2007. - 19 с.

6. Лаврикова О. В. Вжова динамжа особливостей функцюнування серцево - судинноï системи людини при щ кличних фiзичних навантаженнях: автореф. дис. канд. бюл. наук КНУ iм. Т. Шев-ченка/ О. В. Лаврикова. - К., 2005. - 20с.

7. Макарова Г. А. Спортивная медицина: учебник для вузов/ Г. А. Макарова. - 2003. - 473 с.

8. Проскуров Е. М. Индивидуализация нагрузки при развитии скоростно-силовых способностей юношей 10 - 11лет / Е.М. Проскуров, О.И. Камаев // Слобожанський науково - спортивний вкник, 2011. -№4. - С. 102 - 107.

9. Проскуров Е. М. Функциональное состояние сердечно - сосудистой системы у мальчиков 10 - 11лет после статических упражнений с собственной массой тела/ Е. М. Проскуров // Педагопка психолопя та медико - бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту, 2012. - №11. - С. 45-50.

10. Панова Н. А. Возрастные особенности статических характеристик сердечного ритма/ Н. А. Панова, В. А. Бородинов, Т. Г. Олешкевич// Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. - Ставрополь, 1975. - №1.

- С. 150.

11. Сгтшкова Н. С. Шдвищення ефективност навчально-тренувального процесу легкоатлетов 10 - 16 роюв у шдготовчому перiодi на основi комплексноï програми вщновну вальних заходiв: автореф. дис. канд. наук з фiз. виховання i спорту/ Н. С. Сгтшкова. - Дншропетровськ, 2009 - 20 с.

12. Худолей О. Н. Изменение ритма сердечних сокращений у 8 - 11 летних детей под влиянием занятий физическими упражнениями/ О. Н. Худолей //Теория и практика физ. культуры. - 1984.

- №9. - С. 29.

13. Williams C.A., Lopes P. The influence of ventilatory control on heart rate variability in children // Journal of Sports Sciences. - 2002. -vol.20(5). -pp. 407-415.

14. Moritz A. Cheerleading: not just for the sidelines anymore // Sport in Society. -2011. -vol.5(14). - pp. 660-669.

32013

ц

степенно возвращается к своим исходным данным и ниже.

Перспективы дальнейших исследований. Предполагается провести изучение реакции сердечно - сосудистой системы при выполнении дозированных статических упражнений с собственной массой тела.

References:

1. Alferova T. V., Koltyshev V. A. Aktual'nye problemy adaptacii detej shkol'nogo vozrasta kfizicheskim nagruzkam [Actual problems of adaptation of school age children to physical activities], Chelyabinsk, 1988, 86 p.

2. Babij V. L., Malikov M. V. Sportivnij visnik Pridniprov'ia [Dnipro Sports Bulletin], 2010, vol. 1, pp.33 - 35.

3. Baevskij R. M., Kleckij P. Z., Tazetdinov I. G., Khamitov I. P. Vozrastnye funkcional'nye osobennosti serdca pri fizicheskikh nagruzkakh [Age-functional features of the heart during exercise], Stavropol, 1979, 161 p.

4. Zemcova V. J. Faktornij analiz sercevogo ritmu u sportsmeniv [Factorial analysis of heart rhythm of sportsmen], Cand. Diss., Kiev, 2001, p. 20.

5. Kudrjashova T. I. Kompleksnij kontrol' pidgotovki junikh shtovkhateliv jadra na etapi sportivnoyi specializaciyi [Integrated control of young throwers core training at the sport specialization stage], Cand. Diss., Kharkiv, 2007, p.19.

6. Lavrikova O. V. Vikova dinamika osoblivostej funkcionuvannja sercevo — sudinnoyi sistemi ljudini pri ci klichnikh fizichnikh navantazhennjakh [Age dynamics of the functioning of cardio -vascular system of humans in these vocative physical activities], Cand. Diss., Kiev, 2005, 20 p.

7. Makarova G. A. Sportivnaja medicina [Sports medicine], 2003, 473 p.

8. Proskurov E. M., Kamaev O. I. Slobozhans'kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky scientific and sport bulletin], 2011, vol. 4, pp. 102-107.

9. Proskurov E. M. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol. 11, pp. 45-50.

10. Panova N. A., Borodinov V. A., Oleshkevich T. G. Funkcional'nye osobennosti serdca pri fizicheskikh nagruzkakh v vozrastnom aspekte [Functional features of the heart during exercise in the age aspect], Stavropol, 1975, vol. 1, p. 150.

11. Sitnikova N. P. Pidvishchennja efektivnosti navchal'no — trenuval'nogo procesu legkoatletiv 10 — 16 rokiv u pidgotovchomu periodi na osnovi kompleksnoyi programi vidnovnu val'nikh zakhodiv [Improving educational - training process of athletes aged 10 - 16 years in the preparatory period on the basis of complex restorative measures vibrational], Cand. Diss., Dnipropetrovsk, 2009, p. 20.

12. Khudolej O. N. Teoriia i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 1984, vol. 9, p. 29.

13. Williams C.A., Lopes P. The influence of ventilatory control on heart rate variability in children. Journal of Sports Sciences, 2002, vol.20(5), pp. 407-415.

14. Moritz A. Cheerleading: not just for the sidelines anymore. Sport in Society, 2011, vol. 5(14), pp. 660-669.

Цитируйте эту статью как: Проскуров Е. М. Сравнительная Л характеристика влияния однократных статистических и динамических усилий с собственной массой тела на показатели вариационной пульсометрии у мальчиков 10-11 лет // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2013. V- № 2. - С. 61-65. doi:10.6084/m9.figshare.639190_У

Cite this article as Proskurov E.M. The comparative ^ characteristic of influence of unitary static and dynamic efforts with own weight of a body on parameters variational pulse rate at the boys aged 10 - 11 years. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.2, pp. 61-65. doi:10.6084/ m9.figshare.639190

Информация об авторе Проскуров Евгений Михаилович: [email protected]; Харьковская гимназия №14; Ул. Корчагинцев, 20, г.Харьков, 61171,Украина. Information about the author Proskurov E.M.: [email protected]; Kharkiv gymnasium 14; Str. Korchagintsev, 20, Kharkov, 61171, Ukraine.

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

Дата поступления в редакцию: 21.01.2013 г. Опубликовано: 28.02.2013 г. Received: 21.01.2013 Published: 28.02.2013

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru). This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.