Особенности использования силовых упражнений, как средства улучшения физического развития мальчиков 5 - 6х классов, в процессе факультативных занятий по спортивной гимнастике
Проскуров Е.М.
Анотации:
Любая двигательная активность связана с проявлением мышечных усилий непосредственно участвующих в движении. Особое значение это имеет при выполнении двигательных действий на гимнастических снарядах. Рассматривается проблема использования наиболее эффективной методики, способствующей развитию общих и специальных силовых способностей, при освоении модуля «гимнастика» школьной программы физического воспитания. В качестве сравнения выступают: традиционная методика развития силовых качеств и методика, включающая принцип структурного сходства, обязывающая прикладывать строго определённые мышечные усилия, развивающиеся в точно заданные отрезки времени.
Ключевые слова:
двигательная активность, физическое воспитание, сходная форма, модельные условия, школьная программа, направленность, модуль «гимнастика», силовые способности.
Харьковская гимназия № 14
Проскуров Є.М. Особливості використання силових вправ як засобу поліпшення фізичного розвитку хлопчиків 5-6х класів в процесі факультативних занять зі спортивної гімнастики. Кожна рухова активність має зв'язок з проявом м'язових зусиль які приймають участь в русі. Особливо це має значення під час виконання рухових дій на гімнастичних снарядах. Розглянута проблема використання найбільш ефективної методики, яка сприяє розвитку загальних і спеціальних м'язових здібностей для модуля «гімнастика» шкільної програми фізичного виховання. За якістю порівняння висувається: традиційна методика розвитку силових якостей і методика, що містить принцип структурного походження, яка зобов'язує прикладати необхідні м'язові зусилля, які розвиваються в точно встановлені відрізки часу.
рухова активність, фізичне виховання, схожа форма, модельні умови, шкільна програма, спрямованість, модуль «гімнастика», м'язові зусилля.
Proskurov E.M. Peculiarities of using force efforts as method of getting better of physical development of boys of 5-6 classes in the process of faculties of sport gymnastics. Any impellent activity is connected with display force efforts directly participating in movement, from that on how many these efforts are correct, depends its result. The special value it has at performance of impellent actions on gymnastic shells. Clause considers a problem of use of the most effective technique promoting to development of general and special force abilities, for the module “gymnastics” from the school program of physical education. As comparison act: a traditional technique of development of force qualities and technique including a principle of structural similarity specific requirements.
impellent activity, physical education, similar form, modelling conditions, school program, orientation, module “gymnastics”, force abilities.
Введение.
Развитие силовых качеств в физическом воспитании рассматривается, как один из видов двигательной активности, от которых зависит здоровье подростка, его внешний вид, физическая и умственная работоспособность. В руководящих документах школьной программы они нашли своё место в разделах общей и специальной физической подготовки [8]. Стилистика изучения каждого из модулей программы, представленного отдельным видом спорта, может использовать соответствующую методику, для развития не только общих, но и специальных силовых, качеств. Научно методическая литература, содержит немало публикаций касающейся силовой подготовки детей школьного возраста. В научных пособиях: Б.М. Шия-на (2001), подробно раскрыты основы методики развития силы, у Л.В. Волкова (2005), О.В. Оноприенко (2008), определены ведущие компоненты тренировочного воздействия, так же дана характеристика средств и методов воспитания силовых способностей; П.К. Петровым (2003), большое внимание уделено технике упражнений атлетической гимнастики. О.М. Худолей (2004), рассматривает силовые качества относительно возрастных и половых особенностей. В.С.Кузнецов (2003), В.Н.Курысь (2004) заостряют своё внимание на адаптацию организма при долгосрочных и кратковременных нагрузках [14,2,3,4,10,11,13]. Авторы Ю.В. Менхин, А.В. Волков (1980), ориентируют на
© Проскуров Е.М., 2011
выполнение силовых упражнений в таких формах, которые сходны с формами гимнастических движений на видах многоборья или отдельными элементами этих движений. В полной мере последнее относится к модулю спортивной гимнастики. Одновременное её использование для улучшения физического состояния школьников возможно лишь при условии если методика развития силовых качеств, станет базовой в освоении упражнений на гимнастических снарядах. Отдельные исследовательские работы, освещают вопросы: возрастной динамики изменения тонуса мышц [1] и влияние персональных программ аэробной и силовой направленности на возраст 10 - 12 лет [6], так же как в ряде научно исследовательских публикаций ведётся поиск механизма приспособления детского организма данного возраста к нагрузкам общей силовой направленности [5,12]. В той или иной мере все выше перечисленные работы относятся к развитию силовых способностей. Однако работ посвященных проблеме использования эффективной методики развития специальных силовых качеств, любого из стилистических модулей школьной программы по физическому воспитанию, не найдено.
Работа выполнена в соответствии с практическими задачами физического воспитания школьников.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы: Определить методику развития силовых качеств, с использованием модуля «гимнастика» из школьной программы физического воспитания
для мальчиков среднего школьного возраста.
В исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение данных научно - методической литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, математическая статистика.
Результаты исследований.
Исследование проводилось в группах мальчиков, среднего школьного возраста 10 - 12лет, обучающихся в параллелях 5 - 6х классов и посещающих факультативные занятия по спортивной гимнастике на базе ХГ №14. Количество испытуемых составило 100 человек (2 группы по 50 человек). Занятия проводились 2 раза в неделю с продолжительностью 60 минут. Следует отметить, что факультативные занятия в условиях общешкольного учебного процесса выполняют функцию дополнения основных и являются обязательными. Отвечая нормам учебного времени на них отводится по 2,5 часа в неделю на выбранный предмет, после стационарных занятий [9]. Одна из групп, в состав которой входили мальчики возраста 10 - 12лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, была определена как экспериментальная. Экспериментальная группа занималась по предварительно разработанной программе, содержание которой составляли силовые упражнения, выполняемые в естественных - модельных условиях в таких формах, которые сходны с формами упражнений на гимнастическом снаряде. Создавались модельные формы движений из элементов школьной программы, а так же из отдельных частей этих элементов, которые необходимо было выполнять, стоя возле гимнастической стенки, сидя на полу, лёжа на гимнастической скамейке, пользуясь резиновым амортизатором в качестве дополнительного сопротивления. Необходимым условием этих движений, выступали технические требования данного элемента, то есть выполнение движений под необходимым углом при заданной амплитуде и быстроте. Для определения нужной скорости по секундомеру сначала, устанавливалась общая скорость двигательного действия на снаряде. После этого путём арифметического деления определялась быстрота выполнения каждой из частей элемента, а быстрота усилия отдельного движения находилась от быстроты части, в которой данное движение находится. В качестве примера: подъём переворотом в упор на перекладине. Приблизительно, общая быстрота этого элемента равна 0,15 с. Следовательно, время первой половины двигательного действия, состоящая из двух движений, в данном случае, быстрое сгибание локтей на угол 90’ с последующим броском ног к перекладине, равняется 0,075 секунды. Таким образом, ориентировочная быстрота модельных усилий, которую необходимо достичь при выполнении каждого из отдельных движений, данной половины элемента в естественных условиях, должна равняться 0,03 секунды. В результате такого воздействия роль модельных движений обеспечивает соответствие форм основного и подготовительного усилий, способствуя непосредственному переносу развиваемых качеств на формирование двигательного навыка. Применение
таких упражнений не требовало специального оборудования, различных приспособлений и в то же время давало широкое воздействие на разные группы мышц, позволяя работать над развитием именно силовых качеств. Вторая группа, в которую входили мальчики, средний возраст которых 10 - 12лет, отнесённых по состоянию здоровья к основной медицинской группе, была определена как контрольная. Группа занималась по стандартной методике развития силовых способностей детей школьного возраста. В своём объёме выполняла значительное число несложных, вполне доступных упражнений для развития силы и силовых способностей, для коррекции недостатков телосложения и увеличения мышечной массы. В качестве учебного инвентаря использовалось все стандартное и не стандартное спортивное оборудование школьной базы: тренажеры для развития силы, различные отягощения (штанга, гири, гантели, набивные мячи, резиновые амортизаторы). В процессе занятий были задействованы игровые упражнения силовой направленности, такие как, противодействие партнёру, эстафеты с перемещением собственного тела. Поскольку основу начальной физической подготовки в 5-6х классах по гимнастике составляют упражнения для развития силы разных групп мышц. Силовые упражнения выполнялись в динамическом, статическом и скоростном режимах. Наиболее часто используемые среди них, были упражнения связанные с совместным напряжением мышц антагонистов. К ним относились: упражнения для сгибателей и разгибателей рук, сгибателей и разгибателей туловища, упражнения для сгибателей и разгибателей бедра, сгибателей и разгибателей стопы. Чередуя различные режимы силовой работы, постепенно добивались выполнения упражнения, как в совместном напряжении мышц передней поверхности туловища, рук и ног, так и задней поверхности. В календарном планировании факультативных занятий начальная физическая подготовка занимает 19 часов, из которых, 13 часов проводится в первом семестре и 6 часов во втором, сразу после зимних каникул, дальнейшее использование силовых упражнений в каждой из групп, проходило в течении 15 минут на каждом занятии. Упражнения подбирались соответственно возрасту школьников с систематизацией по принципу индивидуального увеличения сложности.
Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности мальчиков 5 - 6х классов контрольной и экспериментальной групп, последовательного эксперимента, исходных данных и после года обучения, представлена в таблицах 1; 2; 3.
В результате проведенного эксперимента, полученные данные, показали, что произошло значительное улучшение силовых способностей каждой из групп, по сравнению с исходными показателями. Особенно это видно по результатам, зафиксировавшим развитие мышц плечевого пояса и статической силы брюшного пресса. Специальной тренировки гибкости, не отводилось отдельных занятий, однако упражнения на растягивание выполнялись в качестве разгрузочных,
Таблица 1
Динамика уровня физического развития учащихся контрольной группы (п = 50).
Показатели Исходные После года обучения t Р
х1 ± т1 х2 ± т2
Рост (см) 141 ± 0,93 149 ± 1,132 5,46 Р < 0,001
Вес (кг) 37 ± 0,86 41 ± 1,009 3,01 Р < 0,001
Прыжок в длину с места (см) 140 ± 2,14 161 ± 2,81 5,94 Р < 0,001
Подтягивание в висе (раз) 2 ± 0,244 11 ± 1,093 8,03 Р < 0,001
Наклон сидя (см) 1 ± 0,583 11 ± 1,039 8,39 Р < 0,001
Поднимание ног в висе (раз) 6 ± 0,824 20 ± 1,029 10,6 Р < 0,001
Отжимание в упоре на брусьях (раз) 2 ± 0,29 12 ± 1,009 9,5 Р < 0,001
Угол в упоре (с) 3,52 ± 0,447 16,76 ± 1,058 11,62 Р < 0,001
Бег 20м (с) 4,6 ± 0,66 3,1 ± 0,0902 2,25 Р < 0,05
Таблица 2
Динамика уровня физической подготовленности учащихся экспериментальной группы (п = 50).
Показатели Исходные После года обучения t Р
х, ± т, х2 ± т2
Рост (см) 144 ± 0,959 147 ± 1,02 2,14 Р < 0,05
Вес (кг) 40 ± 1,341 44 ± 1,476 2,006 Р > 0,05
Прыжок в длину с места (см) 143 ± 2,87 174 ± 2,97 7,5 Р < 0,001
Подтягивание в висе (раз) 5 ± 0,54 14 ± 1,134 7,17 Р < 0,001
Наклон сидя (см) 0 ± 0,72 9 ± 1,356 5,86 Р < 0.001
Поднимание ног в висе (раз) 10 ± 1,05 15 ± 1,166 3,18 Р < 0,01
Отжимание в упоре на брусьях (раз) 3 ± 0,48 11 ± 1,174 6,3 Р < 0,001
Угол в упоре (с) 3,18 ± 0,31 12,66 ± 1,019 8,9 Р < 0,001
Бег 20м (с) 4,5 ± 0,063 3,8 ± 0,079 6,9 Р < 0.001
Таблица 3
Показатели уровня физического развития контрольной и экспериментальной группы
после года обучения (п = 50).
Показатели Контрольная группа. Экспериментальная группа. t Р
Рост (см) 149 ± 1,132 147 ± 1,02 1,31 Р > 0,05
Вес (кг) 41 ± 1,009 44 ± 1,476 1,68 Р > 0,05
Прыжок в длину с места (см) 161 ± 2,81 174 ± 2,97 3,18 *Р < 0,01
Подтягивание в висе (раз) 11 ± 1,093 14 ± 1,134 1,91 Р > 0,05
Наклон сидя (см) 11 ± 1,039 9 ± 1,356 1,17 Р > 0,05
Поднимание ног в висе (раз) 20 ± 1,029 15 ± 1,166 3,22 *Р < 0,01
Отжимание в упоре на брусьях (раз) 12 ± 1,009 11 ± 1,174 0,51 Р > 0,05
Угол в упоре (с) 16,76 ± 1,048 12,66 ± 1,019 2,39 *Р < 0,05
Бег 20м (с) 3,1 ± 0,092 3,8 ± 0,079 0,08 Р > 0.05
* Достоверность изменений произошла по трём показателям: прыжок в длину с места, поднимание ног в висе (Р<0,01) и угол в упоре (Р<0,05). По остальным тестовым показателям существенных различий между группами не установлено (Р>0,05). Это говорит о том, что развитие силовых способностей каждой из групп прошло на равных. Единственным основным различием между группами, стали положительные изменения, связанные с освоением упражнений на гимнастических снарядах, возникшие в экспериментальной группе, в то время, как в контрольной группе таких изменений не произошло.
что привело к улучшению этого качества.
Если данные роста и веса, можно отнести к естественному развитию, то по данным развития динамической силы брюшного пресса, имеется преимущество в сторону контрольной группы, но среди данных развития статической силы тех же мышц, разницы между группами нет. Так же прослеживаются различия в беге на 20м, с преимуществом экспериментальной группы. Видимо здесь играют роль возрастные особенности, связанные с замедленным приростом скелетных мышц нижних конечностей, в частности четырёхглавой мышцы бедра и трёхглавой мышцы голени [1]. Это не помешало улучшить показатель скоростной силы, прыжка в длину с места.
Выводы.
1. В результате проведенного эксперимента установлен факт отсутствия разницы между используемой методикой в развитии собственно силовых качеств у мальчиков среднего школьного возраста 10 - 12лет. Однако, одна из предложенных методик включающая принцип структурного сходства с основными двигательными действиями на гимнастических снарядах дала не только положительные результаты в развитии силовых качеств, но и явилась доступной в обеспечении понимания дальнейших двигательных задач, связанных с выполнением упражнений на гимнастических снарядах.
2. Экспериментально проверенная методика физического развития, включающая принцип структурного сходства с основными двигательными действиями на гимнастических снарядах, с их модельным исполнением в естественных условиях, рекомендуется для развития специальных физических качеств модуля школьной программы «спортивная гимнастика».
Дальнейшие исследования будут направлены на индивидуализацию методики физического развития учащихся.
Литература:
1. Бичук Олександр. Вікова динаміка зміни тонусу скелетних м^язів у хлопчиків шкільного віку / О. Бичук //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання. - 2002. -№ 27. - С. 26-28.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник [для студ. и препод. вузов физ. восп. и спорта] / Л.В. Волков. - К.: Олімп л-ра, 2005. - 296 с.
3. Кузнецов В.С. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие / В.С. Кузнецов, ГА. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2003 - 196 с.
4. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей: Методическое пособие / В.Н. Курысь. - М.: Советский спорт, 2004
- 264 с.
5. Кузнецов А.А. Физиологические механизмы приспособления организма мальчиков 10-16лет к систематическим циклическим нагрузкам: Дис. на соискание уч. степ. канд. биолог. наук. по специальности 03.00.13. 2007 - физиология человека и животных / А.А. Кузнецов. - Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2007.
6. Кокарев Б.В. Некоторые аспекты влияния персональных программ аэробной и силовой направленности на увеличение силовых показателей мальчиков и девочек 10-12лет / Б.В. Кокарев, С.Н. Кокарева //Теорія і практика фізичного виховання. - 2007.
- №1-2. - С. 58-60.
7. Менхин Ю.В. Начала гимнастики:[рассчитана на тренеров, специалистов по гимнастике] / Ю.В. Менхин, А.В. Волков. - Киев: Здоров’я, 1980. - 272 с.
8. Навчальна програма з фізичної культури для загальноосвітніх навчальних закладів 5-9 класи. Рекомендовано Міністерством освіти і науки України (лист МОН України № 1/ 11- 4630 від 01.07.09.) // Фізичне виховання в школі. - № 4. - 2009. - С. 4-49.
9. Наказ. №66. 05.02.09. Про внесення змін до наказу МОН України від 23.02.2004р. №132 «Про затвердження Типових навчальних планів загальноосвітніх навчальних закладів 12-річної школи». Міністерство освіти і науки України. м. Київ.
10. Онопрієнко О.В. Теорія і методика розвитку рухових якостей школярів. [Текст]: [навчально - мет. посіб. для студ. вищ. нав. закл.] / О.В. Онопрієнко: Ін-т педагогіки і психології проф. освіти ЛПН України, Черкас. нац. ун-т ім.Б. Хмельницького. -Черкаси: ЧНУ, 2008. - 88 с.
11. Петров П.К. Методика проведения гимнастики в школе: [учеб. для студ. высш. учеб. заведений] / П.К. Петров. - К.: ВЛАДОС, 2003. - 447 с.
12. Собянина ГН. Влияние динамических режимов поз на психо-самотические характеристики адаптационных возможностей организма подростков. Дис. на соискание уч. степ. канд. биолог. наук по специальности 03.00.13. 2007 - физиология человека и животных / Г.Н. Собянина. - Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского: Симферополь, 2007.
13. Худолей О.М. Основи методики викладання гімнастики. Навч. посвбник. У 2-х частинах. - 3-є вид., випр. і доп. / О.М. Худолей.
- Харків: «ОВС», 2004. - Ч. 1. - 414 с.
14. Шиян Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів: [навч. посібн.] / Б.М. Шиян. - Ч. 1. - Тернопіль: Навчальна книга-Богдан, 2001. - 272 с.
Поступила в редакцию 10.04.2011г.
Проскуров Евгений Михайлович [email protected]