УДК 373.612
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ
ВРЕМЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 12-14 ЛЕТ
Леонид Самойлович Дворкин, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Ивановна Дворкина, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Кошкарёв, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), Краснодар
Аннотация
В течение шести месяцев исследовались школьники (только мальчики), в возрасте 12-14 лет, занимающиеся три раза в неделю во внеурочное время атлетической гимнастикой (16 человек) и их сверстники из контрольной группы (24 человека), которые три раза в неделю занимались физической подготовкой на уроках по физической культуре. Во время выполнения статического напряжения (удержание сжатой кистью руки рукоятки динамометра в 1/3 от максимального), регистрировались: время статического напряжения, средняя частота пульса за весь период статического напряжения, время достижения максимального прироста частоты пульса, максимальный прирост частоты пульса, максимальная частота пульса, прирост частоты пульса в процентах к исходному фону. Физическая подготовленность оценивалась по тестам: сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 с, бег 30 и наклоны вперед из положения сидя. Было установлено, что занятия атлетической гимнастикой в подростковом возрасте во внеурочное время приводит к достоверному повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и развитию силовой (статической) выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и быстроты.
Ключевые слова: школьники, функциональные возможности, физические качества, атлетическая гимнастика.
INFLUENCE OF CLASSES OF ATHLETIC GYMNASTICS AT NON-SCHOOL TIME ON PHYSICAL STATE OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-14 YEARS
Leonid Samoilovich Dvorkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Ivanovna Dvorkina, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Sergey Sergeevich Koshkarev, the master student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The students (only boys), aged 12-14 years, have been studied for six months, being engaged three times a week during afterhours in athletic gymnastics (16 people), and their peers from the control group (24 people) who attend the physical training classes three times a week. During the performance of the static exercise (retention with the hand of the dynamometer handle of 1/3 from the maximum) there were registered: the static exercise time, the average heart rate during the entire period, the time of the maximum increase in the pulse rate, the maximum increase in heart rate, the maximum heart rate, the increase in heart rate as a percentage of the baseline background. Physical preparedness was assessed with the tests: the flexion and extension of the arms in upright position for 10 s, running 30 and tilting forward from the sitting position. It was established that the use of athletic gymnastics among the adolescence during after-hour time leads to the significant increase in the functional capabilities of the cardiovascular system and the development of power (static) endurance, speed-strength qualities, flexibility and speed.
Keywords: schoolchildren, functional capabilities, physical qualities, athletic gymnastics.
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране система физического воспитания школьников практически не меняется. Это вовсе не значит, что реформы не проводились. Изменения касались чаще всего содержания программ физического воспитания общеобразовательных школ [1]. Но, как показывает многолетний опыт работы учителей школ, а также научные исследования, эти реформы пока не могут оказать существенного влияния на сохранение такой ситуации,
когда для многих детей все еще остается нерешенной проблема хронического дефицита двигательной активности [3]. Что же современная школа может дать учащимся, чтобы избежать негативного влияния гиподинамии на их организм? Практически очень мало. В то же время остается мощный резерв - внеурочные формы занятий физической культурой и спортом. В настоящее время этими формами охвачено в разных регионах страны лишь от 10 до 30% школьников [3]. Более широкому охвату детей и подростков такими формами занятий мешают существенные изъяны в учебно-материальной базе: 40% школ страны не имеют простейших спортивных залов, примерно 50% сельских школ не располагают комплексными спортивными площадками [5]. В то же время важно отметить и тот факт, что школьники охотно идут заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, если они будут мотивированы и у них это вид двигательной деятельности будет связываться с личной заинтересованностью [4]. Таким видом двигательной деятельности школьников во внеурочное время могут стать занятий атлетической гимнастикой [2]. В этой связи, по нашему мнению, становится очевидной актуальность темы статьи, направленной на обоснование организационно-методических путей повышения эффективности физической подготовки школьников в условиях общеобразовательной школы на основе использования занятий атлетической гимнастикой во внеурочное время.
МЕТОДИКА
В течение шести месяцев исследовались школьники (только мальчики) в возрасте 12-14 лет, занимающиеся во внеурочное время три раза в неделю атлетической гимнастикой (16 человек) и их сверстники из контрольной (24 человека), которые три раза в неделю занимались физической подготовкой только на уроках физической культуры. Исследования проводились на базе общеобразовательной школы № 15 и ДЮСШ им В.Н. Мачуги, станицы Переясловской, Брюховецкого района, Краснодарского края, в которой были организованы секционные занятия учебно-тренировочной группы по атлетической гимнастике. Исследование физического состояния включало в себя изучение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС) и общей физической подготовки (ОФП). Для этого была применена функциональная проба со статическим напряжением, заключавшееся в удержании кистью руки рукоятки динамометрического стенда с усилием в 1/3 от максимального результата до отказа. До начала эксперимента определялся максимальный результат силы кисти и предплечья. Длительность напряжения мышц в 1/3 от максимальной силы в большинстве случаев достаточна для того, чтобы зарегистрировать во время выполнения статического напряжения следующие физиологические показатели: время статического напряжения, средняя частота пульса за весь период статического напряжения, время достижения максимального прироста частоты пульса, максимальный прирост частоты пульса, максимальная частота пульса, прирост частоты пульса в процентах к исходному фону. Уровень общей физической подготовленности оценивался по данным контрольно-педагогических испытаний, проводимых через каждые 3 месяца. по следующие педагогическим тестам: сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 с; бег 30 и наклоны вперед из положения седа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первое педагогическое тестирование было проведено с группой юных атлетов-новичков 12 лет и со школьниками того же возраста контрольной группы (таблица 1). Эти испытания показали, что из четырех тестов в одном (вис на согнутых руках, касаясь подбородком перекладины, до отказа) школьники 12 лет из контрольной группы показали более высокие результаты в статической выносливости по сравнению с их сверстниками из экспериментальной юных атлетов (Р<0,05). В остальных трех тестах различия между сравниваемыми группами были недостоверными (Р>0,05).
Таблица 1 - Возрастная динамика результатов по ОФП
№ п/п Тесты Экспериментальная группа | Контрольная группа
Возраст, лет
12 13 14 12 13 14
1 Вис на согнутых руках, касаясь подбородком перекладины, до отказа 12,5±0,8 18,5*±0,7 22,5*±0,6 13,7*±0,7 14,9±0,5 16,2±0,8
2 Сгибание разгибание рук в упоре лежа за 10 с, кол раз 12,1±0,6 14,2*±0,5 17,2*±0,6 11,9±0,5 12,1±0,7 12,9±0,6
3 Бег 30 м, с 5,7±0,11 5,2±0,12 4,7 *±0,12 5,8±0,1 5,5±0,11 5,4±0,1
4 Наклон вперед из положения седа, см 13,9±0,14 16,6*±0,16 19,7*±0,18 14,1±0,16 15,9±0,17 16,5±0,15
Примечание: * - показатель достоверности (при Р<0,05) между показателями тестирования ОФП юных атлетов и их сверстниками из контрольной группы.
Через год, в 13-летнем возрасте, юные атлеты в трех случаях из четырех (кроме бега на 30 м) достоверно превзошли своих сверстников из контрольной группы - недостоверно. Наиболее выраженные различия между 13-летними школьниками экспериментальной и контрольной группами в пользу юных атлетов были отмечены при выполнении первого теста (вис на согнутых руках, касаясь подбородком перекладины, до отказа - 24%), во втором (сгибание разгибание рук в упоре лежа за 10 с - 11,7%) в третьем (бег 30 м - 5,7%) и в четвёртом тесте (наклон вперед из положения седа - 4,0%). Но наиболее выраженные изменения в уровне физической подготовленности у юных атлетов по отношению к своим сверстникам из контрольной группы произошли в 14-летнем возрасте. Во-первых, все случаях различия между ними оказались достоверными (при Р<0,01) и, во-вторых, все относительные показатели различий были значительно выше, чем в 13-летнем возрасте, соответственно по порядку тестовых упражнений: 38,8; 33,3; 14,8 и 19,3%.
Значимым аспектом наших исследований было не только попытка выявить преимущества занятий атлетической гимнастикой во внеурочное время для процесса ОФП по отношению к урочной формой физического воспитания, но и оценить - с какой функциональной стоимостью это преимущество достигается в сравниваемых группах школьников в 12-14-летнем возрасте. На таблицах 2 и 3 отражены результаты регистрации различных показателей функционирования ССС во время выполнения функциональной пробы со статическим напряжением в 1/3 усилия до отказа.
Таблица 2 - Возрастные особенности изменений функционального состояния ССС юных атлетов
Показатели* Возраст, лет Достоверность
12 М1±т 13 М2±т 14 М3±т Р,М2-М1 р М3-М2
^н, с 282±8,4 298±6,3 344±7,5* >0,05 <0,01
ХЧП, уд. /мин 82,2±4,7 78,4±3,5 72,5±3,2 >0,05 >0,05
tмпчп, с 116,4±4,8 112,3±3,9 107,2±3,7 >0,05 >0,05
МАПЧП, уд./мин 15,3±1,2 14,2±1,1 12,1±1,1 >0,05 >0,05
МЧП, уд./мин 112,6±6,9 99,8±5,4 89,7±7,2 <0,05 <0,05
ПЧП в % к ИФ 46,8±3,5 35,3±4,1 27,9±2,8 <0,05 <0,05
Примечание:* 1СН, с — время статического напряжения, с; ХЧП, уд./мин — средняя частота пульса за весь период статического напряжения, уд./мин; 1МПЧП, с — время достижения максимального прироста частоты пульса, с; МАПЧП, уд./мин — максимальный прирост частоты пульса, уд./мин; МЧП, уд./мин — Максимальная частота пульса, уд./мин; ПЧП в % к ИФ — прирост частоты пульса в % к исходному фону
Исследования показали, что в группе юных атлетов в период с 12 до 14 лет происходят заметные изменения в их функциональном состоянии в лучшую сторону (таблица 2). Так, уже в 13 лет юные атлеты показали позитивный рост функциональных возможностей по сравнению с 12-летним возрастом (хотя в пяти случаях из шести эти изменения оказались не достоверными). В то же время юные атлеты в 14 лет по сравнению с 13 годами во всех случаях достоверно улучши свои функциональные возможности ССС. За это же время (шестимесячный период) функциональные возможности школьников из контрольной группы в целом также повышались (таблица 3), но во всех случаях недостоверно
(при Р>0,05).
Таблица 3 - Возрастные особенности изменений функционального состояния ССС школьников контрольной группы_
Возраст, лет Достоверность
Показатели 12 13 14 Р, М2-М1 Р, М3-М2
М1±т М2±т М3±т
Ъсн с 241±9,3 268±10,5 310±12,4 >0,05 <0,05
Хчп, уд./мин 84,7±3,1 82,5±4,2 81,2±2,5 >0,05 >0,05
tмпчп, с 115,2±3,6 110,6±4.7 107,8±5,4 >0,05 >0,05
МАПЧП, уд./мин 15,9±1,3 15,2±1,5 14,4±1,4 >0,05 >0,05
Мчп, уд./мин 109,7±5,7 106,3±6,3 100,3±5,4 >0,05 >0,05
ПЧП в % к ИФ 43,2±3,8 39,8±32 33,7±2,9 >0,05 >0,05
Отсюда следует, что об этих изменениях можно говорить, только как о положительной тенденции в развитии функциональных возможностей ССС в связи с использованием только урочной формы физического воспитания в отличии от юных атлетов, занимающиеся атлетической гимнастикой во внеурочное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было выявлено, что занятия атлетической гимнастикой во внеурочное время:
- в возрасте от 12 до 13 лет приводит к достоверному повышению силовой (статической) выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и к недостоверному улучшению быстроты;
- от 13 до 14 лет наблюдается выраженное ускорение в развитии всех вышеперечисленных качеств, но в особенности силовой (статической) выносливости и скоростно-силовых качеств.
В контрольной группе школьников от 12 до 13 и от 13 до 14 лет достоверные изменения были зафиксированы только в тестировании гибкости.
Было также установлено, что в группе юных атлетов:
- в возрасте от 12 до 13-летнего возраста, хотя и происходят позитивные изменения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, но в целом эти изменения были недостоверными (при Р>0,05);
- в возрасте от 13 до 14 лет юные атлеты во всех случаях достоверно повысили свои функциональные возможности ССС.
У школьников контрольной группы как с 12 до 13, так и с 13 до 14 лет за шесть месяцев изменения в функциональном состоянии ССС во всех случаях были положительные, но недостоверными.
В итоге результаты педагогического эксперимента позволяют с высокой степени достоверности оценить положительное влияние занятий атлетической гимнастикой во внеурочное время в течение шести месяцев на уровень физической и функциональной подготовленности школьников в 12-14-летнем возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры и с порта, 2006. - 112 с.
2. Дворкин, Л.С. Атлетизм в системе физического воспитания и спорта (история, теория, методика и технология) : монография / Л.С. Дворкин, С.М. Ахметов. -Краснодар : Неоглори,.2012. - 688 с.
3. Коновалова, Ю.Б Актуальность исследования физической подготовленности и функционального состояния организма школьников младшего возраста с повышенной массой тела / Ю.Б. Коновалова, И.Н. Калинина // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. -Краснодар : [б.и.], 2017. - Т. 1. - № 1-1. - С. 76-79.
4. Романенко, Н.И. Методика физического воспитания старшеклассниц с использованием средств оздоровительной физической культуры / Н.И. Романенко // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3. - № 10. - С. 188-190.
5. Трофимова, О.С. Современные тенденции влияния оздоровительных видов гимнастики на повышение адаптационных возможностей детей младшего школьного / О.С. Трофимова, А.В. Ма-хонина, А.О. Богатырева // Единый всероссийский научный вестник. - 2016. - № 4-1. - С. 103-107.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (2006), Sports vector of physical education in the Russian school, Theory and practice of physical culture and sport, Moscow.
2. Dvorkin, L.S. and Akhmetov, S.M. (2012), Athleticism in the system of physical education and sport (history, theory, methodology and technology): monograph, publishing house Neoglory, Krasnodar.
3. Konovalova, Yu.B and Kalinina, I.N. (2017), "The relevance of the study of physical preparedness and functional state of the organism of schoolchildren of younger age with an increased body weight", Materials of the annual report scientific conference of graduate students and applicants of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Vol. 1, No. 1-1, pp. 76-79.
4. Romanenko, N.I. (2016), "Methodology of physical education of senior pupils with the use of means of improving physical culture", Advances in modern science and education, Vol. 3, No. 10, pp. 188190.
5. Trofimova, O.S., Makhonina, A.V. and Bogatyreva, A.O. (2016), "Modern trends in the influence of health-improving types of gymnastics on improving the adaptive capabilities of children in primary school", The United All-Russian Scientific Herald, No. № 4-1, pp. 103-107.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2018
УДК 796.83
ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
БОКСОМ
Валерий Сергеевич Домащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Вадим Петрович
Чичерин, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет управления, Москва; Владимир Сергеевич Харатов, мастер спорта СССР по боксу, старший преподаватель, Роман Зуферович Хусяйнов, соискатель, МИРЭА - Российский технологический университет, Москва
Аннотация
По разработанной авторским коллективом экспериментальной методике к отобранным упражнениям техники основных положений боксера были добавлены упражнения, формирующие умения своевременно напрягать работающие мышцы и расслаблять неработающие, дыхательная гимнастика и упражнения для совершенствования технико-тактической подготовленности боксеров. В начале и в конце эксперимента испытуемые были обследованы по 8 тестам и 13 контрольным упражнениям, исключающим элемент упражняемости. Полученные данные обработаны методами математической статистики и сгруппированы по уровню подготовленности студентов.
Мы предположили, что экспериментально разработанные, специальные комплексы упражнений, направленные на быстрое и рациональное овладение техники боевой стойки и передвижения, существенно повысят эффективность обучения студентов боксу.
Ключевые слова: физическое развитие, двигательно-функциональная подготовленность, боевая стойка.