Также спортивная квалификация спортсменов позитивно связана с оценками реализации планов спортивной карьеры - в смысле, как достигнутых спортивных результатов, так и самосовершенствования.
Из интегральных показателей адаптированности к спортивной карьере спортивная квалификация спортсменов положительно связана с 4-мя оценками: приобретений благодаря спортивной карьере, реализации планов в спортивной карьере, успешности спортивной карьеры и удовлетворенности ею.
Не обнаружено связей только с общим показателем адаптированности к спортивной карьере, возможно, за счет того, что 4 показателя имеют отрицательный вес.
Таким образом, спортивная квалификация является фактором, который оказывает позитивное влияние на адаптированность к спортивной карьере у спортсменов даже на заключительном ее этапе. Это противоречит мнению, согласно которому высококвалифицированные спортсмены более тяжело переносят завершение спортивной карьеры. Возможно, это объясняется тем, что спортсмены ощущают, что затраты (потраченные на занятия спортом силы и время) были не напрасными. Они понимают, что спортивная карьера завершается, но у них присутствует ощущение собственной само-реализованности в ней, их амбиции удовлетворены. Кроме того, более успешные спортсмены имеют более широкие возможности для трудоустройства за счет связей, известности и т. п.
Таким образом, в наиболее пристальном внимании со стороны специалистов, принимающих участие в психологическом сопровождении спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, нуждаются спортсмены «возрастные» и с большим стажем спортивной деятельности. Также психологическая помощь спортсменам должна оказываться с учетом фактора их половой принадлежности.
Контактная информация: roza.2906@mail.ru
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА
Станислав Владимирович Юров, соискатель,
Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
В статье анализируются тренировочные и соревновательные нагрузки юных баскетболистов различного игрового амплуа, даются рекомендации по повышению интенсивности тренировочных нагрузок
Ключевые слова: интенсивность нагрузки, юные баскетболисты игровое амплуа, тренировка, соревновательная деятельность.
COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF PARAMETERS OF INTENSITY OF TRAINING AND COMPETITIVE LOADS OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS
WITH VARIOUS GAME ROLES
Stanislav Vladimirovich Yurov, the competitor,
Volgograd State Academy of Physical Education
Annotation
The article analyzes the training and competitive loads of young basketball players with various game roles; recommendations on increase of intensity of training loads has been given.
Keywords: intensity of load, young basketball players, game role, training, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивность соревновательной деятельности юных баскетболистов в конце игры заметно снижается, существенно увеличивается количество ошибок при передачах,
резко снижается эффективность защитных и атакующих технико-тактических двигательных действий [2, 3, 4, 6]. В этой связи тренеры вынуждены делать замены игроков, брать минутные перерывы в игре, акцентировать педагогические установки на поддержание темпа игры, но часто эти меры не приносят желаемого результата [1, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе функциональной активности сердечно-сосудистой системы 16-17летних баскетболистов фиксировались следующие показатели: 1) текущее время тренировки и игры; 2) время выполнения двигательных заданий; 3) ЧСС в покое; 4) максимальная ЧСС; 5) минимальная ЧСС; 6) средняя ЧСС; 7) сумма показателей ЧСС; 8) объем работы в зонах относительной мощности. На основе экспериментальных данных определялись показатели «пульсового напряжения двигательных заданий» (сумма показателей ЧСС двигательного задания ко времени задания; «пульсового прироста покоя двигательных заданий»; отношение пульсового напряжения к значению ЧСС покоя), функциональной нагрузки двигательного задания (произведение пульсового прироста покоя на суммарное время двигательного задания).
Нами сопоставлялись результаты пульсовой напряженности двигательных заданий тренировочного процесса юных баскетболистов различного игрового амплуа. Базовыми характеристиками были приняты показатели ЧСС в покое. Построение и постановка задач тренировки продолжалась в среднем 2 минуты 36 секунд. Средние показатели ЧСС в это время отличались от соответствующих характеристик в покое: пульсовой прирост покоя у защитников составил 18,3%, нападающих - 13,7%, центровых - 15,4%.
В процессе ходьбы показатели ЧСС увеличились и составили в среднем у защитников 93,8 уд/мин, нападающих - 93,2 уд/мин, центровых - 91,9 уд/мин. Прибавочная функциональная нагрузка несущественно различалась у данных испытуемых: защитники - 0,66 усл.ед., нападающие - 0,61 усл.ед., центровые - 0,64 усл.ед. Анализ результатов ЧСС в медленном беге показывает, что данные характеристики увеличились и варьировали в диапазоне 124-128 уд/мин, а показатели прибавочной функциональной нагрузки изменялись в коридоре 4,36-4,55 усл.ед.
В ходе выполнения общеразвивающих упражнений постепенно увеличиваются показатели ЧСС: у защитников они колеблются от 137 до 145 уд/мин, нападающих -от 135 до 142 уд/мин, центровых - от 133 до 140 уд/мин. Характеристики прибавочной функциональной нагрузки в процессе выполнения общеразвивающих упражнений у защитников в среднем составили 16,31 усл.ед., нападающих - 15,43 усл.ед., центровых
- 15,80 усл.ед.
В основной части тренировочного занятия показатели ЧСС изменялись специфически у игроков различного амплуа. В процессе выполнения защитного квадрата (145,4 уд/мин) и серийных прыжков на высоту, равную 95% от максимальной (148,8 уд/мин), наибольшие результаты ЧСС были у защитников, а бросков в кольцо в прыжке (155,6 уд/мин) и «слалома» с ведением мяча (155,4 уд/мин) - у нападающих. В процессе выполнения этих специальных упражнений показатели прибавочной функциональной нагрузки были приблизительно одинаковы: у защитников - 36,01 усл.ед., нападающих - 35,72 усл.ед., центровых - 35,31 усл.ед.
В двухсторонней игре средние показатели ЧСС заметно различались у баскетболистов различного игрового амплуа: защитники - 162,0 уд/мин, нападающие - 158,1 уд/мин, центровые - 152,2 уд/мин. В дальнейшем эти характеристики постепенно снижались и достигли в конце тренировки величин 91-98 уд/мин. По результатам обследования за тренировочное занятие суммарная величина ЧСС у защитников в среднем составила 12399,1 уд/мин (средняя ЧСС - 137,8 уд/мин), нападающих - 12372,3 уд/мин (средняя - 137,5 уд/мин), центровых - 12066,4 уд/мин (средняя - 134,1 уд/мин). Показатели прибавочной функциональной нагрузки за период тренировки у защитников равны 97,91 усл.ед (за одну минуту - 1,09 усл.ед.), нападающих - 94,58 усл.ед. (за
одну минуту - 1,05 усл.ед.), центровых - 95,62 усл.ед (за одну минуту - 1,06 усл.ед.).
Анализ результатов ЧСС у данного контингента баскетболистов в процессе соревновательной деятельности показывает, что на третьей минуте игры первой четверти наибольшие данные показатели выявлены у нападающих (157,3 уд/мин), а наименьшие - у центровых (141,4 уд/мин). По мере продолжения игры у обследуемых баскетболистов характеристики ЧСС постепенно увеличиваются и достигают следующих величин: защитники - 174,0 уд/мин, нападающие - 179,2 уд/мин, центровые -159,1 уд/мин.
Привнесенная функциональная нагрузка у данной категории игроков также изменялась по возрастающей тенденции. В первой четверти игры эти показатели у защитников составили 17,06 усл.ед., нападающих - 18,68 усд.ед., центровых - 15,27 усл.ед. На третьей минуте второй четверти показатели ЧСС были выше (сравнение с соответствующими показателями первой четверти), особенно у центровых игроков (7,1%, р<0,05). В дальнейшем результаты ЧСС стабильно повышаются: защитники -14,6% (р<0,01), нападающие - 13,8% (р<0,01), центровые - 7,9% (р<0,05).
Привнесенная функциональная нагрузка во второй четверти у защитников составила 18,40 усл.ед., нападающих - 18,91 усл.ед., центровых - 16,58 усл.ед. Сопоставление данных показателей с аналогичными характеристиками первой четверти указывает на увеличение: защитники - 7,9% (р<0,05), нападающие - 1,2% (р>0,05), центровые - 8,6% (р<0,05).
В третьей и четвертой четвертях игры продолжается дальнейший рост показателей ЧСС у юных баскетболистов различного игрового амплуа. У нападающих и защитников приблизительно одинаково изменяются данные характеристики в ходе игровой деятельности, а центровые имеют более низкие показатели ЧСС. Суммарная привнесенная функциональная нагрузка за всю игру у защитников составила 74,00 усл.ед. (1,54 усл.ед. за одну минуту), нападающих - 77,75 усл.ед. (1,62 усл.ед. за одну минуту), центровых - 67,74 усл.ед. (1,41 усл.ед. за одну минуту).
Сравнение относительных показателей привнесения функциональной нагрузки в условиях тренировочной и соревновательной деятельности у юных баскетболистов различного игрового амплуа указывает на существенные различия: защитники (тренировочная - 1,09 усл.ед., соревновательная - 1,54 усл.ед.), нападающие (тренировочная
- 1,05 усл.ед., соревновательная - 1,62 усл.ед.), центровые (тренировочная - 1,06 усл.ед., соревновательная - 1,41 усл.ед.).
Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что юные баскетболисты тренируются в одних режимах интенсивности физических нагрузок, а выступают на соревнованиях - в других.
ВЫВОД
Большую часть тренировочных упражнений необходимо выполнять на основе моделирования условий и ситуаций соревновательной деятельности: технико-
тактические двигательные действия осуществлять с активным сопротивлением соперника, сокращать паузы отдыха, осуществлять броски по кольцу на фоне утомления, повышать уровень двигательной активности, акцентировать средства восстановления, рационально структурировать физические нагрузки, осуществлять оперативный контроль физического состояния и технико-тактического мастерства, специфицировать тренировочные средства и физические нагрузки по игровым амплуа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власов, А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофункционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Власов А.М. - М., 2004. - 20 с.
2. Гомельский, Е. Баскетбол : разминочные упражнения перед выходом на площадку // Спорт в школе. - 2008. - № 7. - С. 18-20.
3. Корягин, В.М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Корягин В.М. - М., 1994. - 102 с.
4. Лисица, А. В. Характеристика соревновательной деятельности юных баскетболистов различных игровых амплуа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2008. - № 11. - С. 52-55.
5. Пономарев, П.Л. Педагогическое воздействие тренера на баскетболистов высокой квалификации в тренировочной и соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пономарев П.Л. ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2008. - 23 с.
6. Портнов, Ю.М. Спортивные игры / Ю.М. Портнов, Ю.К. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 412 с.
Контактная информация: stasyurov@hotmail.ru
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СПОРТЕ
Татьяна Вячеславовна Якунина, соискатель, Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПбГПУ)
Аннотация
В статье представлена методика формирования профессиональных навыков владения китайским языком, разработанная для студентов, обучающихся по специальности «Регионоведе-ние: Регион: Китай», и адаптированная для использования в образовательном процессе студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения в спорте»
Ключевые слова: профессионально ориентированные коммуникации, речевые умения и навыки, ситуативные упражнения.
THE METHODOLOGY OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF INTERNATIONAL RELATIONS IN
SPORT
Tatiana Vyacheslavovna Yakunina, the competitor,
Saint Petersburg State Polytechnical University
Annotation
The article presents a method of forming the professional skills of mastering the Chinese language, designed for students studying under specialization «Regional Studies: Region: China" and adapted for use in the educational process for students studying under specialization «International Relations in Sport».
Keywords: professionally-oriented communication, verbal skills, situational exercises.
Методика обучения иностранному языку «Бизнес китайский, базовый уровень», разработанная для студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение. Регион: Китай» на кафедре «Международные отношения» СПбГПУ, является педагогической технологией, реализующей коммуникативный подход в обучении, при котором процесс обучения рассматривается как модель профессионально-ориентированной коммуникации. Ее адаптированный вариант может быть использован в образовательном процессе студентов физкультурных вузов, обучающихся по специальности «Международные отношения в спорте». В процессе исследований нами был определен методический термин коммуникативного поля, понимаемый как слияние строго отобранных, определенных речевых умений и навыков, которые формируются на протяжении всего процесса обучения на основе реальных потребностей студентов, ориентированных на профессиональную деятельность.
Профессионально ориентированной коммуникации подчинены как структура и