4. Панов С.Ф., Плешаков А.А. Влияние парной бани на желудочную секрецию и некоторые эндокринные сдвиги у спортсменов-борцов // Физиология человека. М., 2011. Т. 37. № 2. С. 92-99.
5. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки в ДЮСШ и СДЮШОР / Российский футбольный союз. М.: Советский спорт, 2011. 160 с.
Панов Сергей Федорович, д-р биол. наук, проф., kafedrasportaamail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет,
Панова Ирина Петровна, канд. пед. наук, доц., kafedrasportaa mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет
STEAMBA TH EFFECT ON THE DYNAMICS AND PROCESSES OF RECOVERYSPEED SPEED-STRENGTH ABILITIES OF FOOTBALL PLAYERS
S.F. Panov, I.P. Panovа
The results of the study on the restoration of special working capacity of athletes. Experimentally proved high efficiency steam bath influence on the dynamics of the recovery of high-speed and power-speed abilities of the players.
Key words: training process of football players, recovery, strength and speed-strength ability, steam bath.
Panov Sergey Fedorovich, doctor of biological Sciences, professor, kafedrasportaa mail. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University,
Panovа Irina Petrovna, candidate of pedagogical Sciences, assistant professor, kafedrasporta@,mail. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University
УДК 796.052
КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
А.В. Родин, М.С. Леонтьева, Р.И. Якунин
Обобщен опыт многолетних исследований по проблеме повышения эффективности индивидуальных тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Представлены компоненты индивидуальных тактических действий в спортивных играх, которые определяют направленность тренировочного процесса спортсменов.
Ключевые слова: спортивные игры, тактика, индивидуальные тактические действия, компоненты подготовленности.
Анализ научного опыта ведущих отечественных специалистов [1-3] и соревновательной деятельности в спортивных играх (волейбол, баскетбол, футбол) свидетельствует о том, что в процессе тактической подготовки, основное внимание специалистов обращено на обучение и
совершенствование групповых и командных взаимодействий. В свою очередь индивидуальные тактические действия рассматриваются поверхностно, затруднено понимание их компонентной структуры, отсутствует их строгая классификация и методика тренировки на протяжении всей спортивной карьеры игрока [4-7].
Эффективность индивидуальных тактических действий в спортивных играх определяется, прежде всего, рациональной, экономичной и вариативной техникой выполнения игрового приема, тактическим мышлением, психофизиологическими способностями обеспечивающих быстрое восприятие и переработку информацию, а также контролем подготовленности спортсменов [8-11].
Представленные факты свидетельствуют об актуальности и необходимости проведения экспериментальных исследований по изучаемой проблеме.
Цель исследования - определить компонентную структуру индивидуальных тактических действий спортсменов игровых видов спорта для дальнейшей разработки системы подготовки в данном направлении.
Методы исследования: изучение и обобщение научно-методической литературы, документальных и архивных данных; педагогические наблюдения с элементами видеосъемки; биомеханический анализ (видеоциклография); психофизиологическая и функциональная диагностика; моделирование; методы математической статистики.
Исследование проводилось в период с 2005 по 2015 гг. В исследовании приняли участие 268 спортсменов в возрасте от 10 до 22 лет, специализирующиеся в волейболе и баскетболе. Квалификация спортсменов колебалась от II юношеского разряда до кандидата в мастера спорта (КМС). Исследования проводились на этапах начальной подготовки, спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства МБУДО СДЮСШОР №7 г. Смоленска. Также в исследовании приняли участие студенческая баскетбольная команда «Академспорт» и волейбольная команда «СГАФКСТ», участвующие в Чемпионате России по 1-й лиги, а также студенческих соревнованиях ассоциации студенческого баскетбола и студенческой волейбольной лиги России, а также всероссийской универсиаде.
Обучение рациональной технике в игровых видах спорта активно происходит на этапе начальной подготовки (10-12 лет). Для ее эффективного формирования необходимо учитывать пространственно-временные параметры движения.
В результате исследования биомеханической структуры прямого нападающего удара установлено, что уменьшение параметров длины 94,6±4,6 см и времени 0,209±0,045 с третьего шага разбега, являющегося основой для выполнения качественного отталкивания от поверхности с максимальной силой, ведет к снижению эффективности нападающего удара по ходу и линии до 34,6 % (г=0,789). Выявлено, что при выполнении
нападающего удара по ходу и по линии в процессе длительных розыгрышей к концу игры, угол сгибания ног в коленных суставах в момент отталкивания колеблется от 150 до 160 что не позволяет задействовать все рабочие мышцы для выполнения высокого прыжка, это приводит в снижение эффективности нападающего удара до 30,8 % (г=0,824). Характерно, что в начале игры и в коротких розыгрышах, данный параметр колеблется от 115 до 125 °, что обеспечивает включение всех мышц в работу и достижение максимальной высоты прыжка (г=0,825) при этом эффективность составляет 52,5 %.
Установлено, что время выполнения фазы отталкивания -0,267±0,032 м/с и полёта 0,685±0,074 м/с, в фазе прыжка ведет к снижению эффективности нападающего удара по ходу и линии до 38,4 % (г=0,763). Характерно, что в начале игры и при коротких розыгрышах эти показатели составляют в среднем 0,223±0,025 м/с и 0,592±0,063 м/с при необходимой эффективности 55,8 % (г=0,795).
Ухудшение параметров кинематической структуры нападающего удара по ходу и линии ведет к снижению эффективности его выполнения (нарушения оптимальных характеристик разбега, отталкивания и прыжка), что позволяет спортсменам выполнить высокий прыжок, тем самым, снижая разносторонность индивидуального тактического исполнения в ходе игры.
В процессе формирования специальных тактических знаний у юных баскетболистов и волейболистов на этапе начальной подготовки, спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства было предложено решить 26 схем начального расположения игроков для организации индивидуальных действий. Задания выводились на интерактивную доску. На решение одного задания отводилась одна минута. Решение игровой задачи выполнял каждый спортсмен, фиксируя свои действия на специально разработанной карточке-схеме. В рамках теоретической подготовки нами было организовано 12 аудиторных занятий направленных на решение тактических ситуаций.
Анализ результатов исследования свидетельствует, что при решении задач направленных на формирование индивидуальных тактических действий (34 %) баскетболистов и (36 %) волейболистов групп спортивной специализации, (32 %) баскетболистов и (30 %) волейболистов групп совершенствования спортивного мастерства, а также (24 %) баскетболистов и (25 %) волейболистов групп начальной подготовки дали правильное решение задач (р>0,05). Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе применения метода игровых задач в рамках оценки интеллектуальной подготовки у баскетболистов волейболистов на этапе спортивной специализации 13-15 лет существенно повышаются показатели технико-тактических действий игры в нападении и защите.
Диагностика психофизиологических способностей волейболистов 16-18 лет позволила установить, что у волейболистов победивших команд к концу матча показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) составили 186,8±10,6 м/с, а у проигравших команд показатели достоверно увеличились до 236,3±20,8 м/с, которые не соответствуют возрастным нормам (р<0,05; табл. 1).
Таблица 1
Показатели времени психофизиологических способностей у волейболистов 16-18 лет в состоянии покоя и после игровой деятельности победивших и проигравших команд (X ± 8)
Показатели После игры Р1-2
победа 3:0 проигрыш 0:3
1 2
Простая зрительно-моторная реакция, м/с 186,8±10,6 236,3±20,8 2,20 <0,05
Сложная зрительно-моторная реакция, м/с 201,9±12,9 248,0±24,9 2,19 <0,05
Реакция на движущийся объект, баллов 2,93±0,3 4,84±0,6 2,20 <0,05
Реакция различения, м/с 377,8±19,0 417,3±29,6 2,15 <0,05
Реакция выбора, м/с 298,6±15,1 351,7±31,7 2,19 <0,05
Внимание, м/с 208,7±12,7 236,2±14,6 2,16 <0,05
Помехоустойчивость, м/с 280,2±16,4 294,9±16,0 0,97 >0,05
Показатели сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) у волейболистов победивших команд снизились к концу матча до 201,9±12,9 м/с, по сравнению с показателями в покое, а у проигравших команд наоборот достоверно возросли к концу матча до 248,0±24,9 м/с (р<0,05).
Увеличение к концу матча у игроков проигравших команд показателей ПЗМР и СЗМР свидетельствует о том, что у волейболистов отмечается утомление зрительного анализатора и двигательного аппарата, тем самым снижается эффективность тактического исполнения технического приема.
У волейболистов 16-18 лет выигравших команд показатели реакции на движущийся объект (РДО) и реакции выбора (РВ) к концу матча незначительно увеличились до 2,93±0,3 и 298,6±15,1м/с, соответственно, а реакции различения (РР) снизились до 377,8±19,0 м/с, по сравнению с показателями в состоянии покоя (р>0,05; см. табл. 1).
У волейболистов проигравших команд к концу матча показатели РДО, РР и РВ ухудшились, при этом достоверно увеличиваясь до 4,84±0,6; 417,3±29,6 и 351,7±31,7 м/с, соответственно, по сравнению с показателями в состоянии покоя (р<0,05).
Показатели внимания у игроков победивших команд в матче к его окончанию достоверно снизились до 208,7±12,7м/с (р<0,05), а у проигравших - незначительно возросли до 236,2±14,6м/с (р>0,05), по сравнению с показателями в покое. В свою очередь, показатели помехоустойчивости как у выигравших, так и проигравших команд к концу игры незначительно увеличились (р>0,05).
Среди наиболее значимых показателей индивидуальной технико-тактической подготовленности для баскетболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства (18-22 года) являются: точность 2-х очкового броска с игры; точность штрафных бросков; количество бросков с игры; количество голевых передач; количество ошибок при ведении; количество ошибок при передаче; количество перехватов; овладение мячом в борьбе за отскок под своим щитом; овладение мячом в борьбе за отскок под чужим щитом.
Установлено, что точность двухочковых бросков (ТБ2) с игры у квалифицированных баскетболистов, выполняющих на площадке функции центровых, нападающих и защитников на специально-подготовительном этапе годичного тренировочного цикла имеет тенденцию к достоверному увеличению показателей к концу этапа (р<0,05). Выявлено, что у квалифицированных центровых игроков в начале этапа показатели составляли 7,9±1,9 раз, а концу - 9,3±2,0 раз, у нападающих - 8,7±1,7 и 11,6±2,2 раз, защитников - 3,8±0,5 и 5,9±0,7 раз, соответственно (р<0,05). Следует отметить, что наибольшие показатели точности бросков отмечаются у квалифицированных баскетболистов выполняющих функции нападающих. Точность штрафных бросков (ТШБ) имеет тенденцию увеличения показателей к концу этапа у игроков всех амплуа, однако эти изменения не достоверны (р>0,05).
Полученные данные свидетельствуют, что наиболее прогрессивное увеличение показателей индивидуальных технико-тактических действий в процессе специально-подготовительного этапа происходит у квалифицированных баскетболистов, выполняющих на площадке функции нападающих, что обусловлено большим объемом игровых действий, выполняемых игроками данного амплуа, как в нападении, так и в защите.
На предсоревновательном этапе соревновательного периода годичного тренировочного цикла у квалифицированных баскетболистов, выполняющих функции центровых, нападающих и защитников происходит незначительное снижение показателей ТБ2 (р>0,05), что на наш взгляд, связано со снижением на данном периоде объема средств технической подготовки.
Результаты исследования показывают, что у центровых, нападающих и защитников к концу предсоревновательного этапа происходит снижение показателей количества бросков с игры (КБи) и количества голевых передач (КГП) (р>0,05), что на наш взгляд обусловлено увеличением соревновательной нагрузки.
Анализ табл. 2 свидетельствует, что у игроков всех амплуа, к концу соревновательного этапа происходит снижение показателей ТБ2 и ТШБ и лишь у центровых они достоверны и снижаются с 8,0±1,4 до 5,9±1,2 раз и 4,9±1,1 до 3,7±0,7 раз, соответственно (р<0,05).
Таблица 2
Показатели этапного контроля индивидуальной технико-тактической подготовленности на соревновательном этапе годичного тренировочного цикла квалифицированных баскетболистов
Показатели Центровые Нападающие Защитники
Н К Н К Н К
ТБ2 8,0±1,4 5,9±1,2 9,0±1,7 8,1±1,5 4,1±0,7 3,2±0,3
<0,05 >0,05 >0,05
ТШБ 4,9±1,1 2,8±0,7 8,8±1,4 7,9±1,4 9,0±1,5 8,0±1,5
<0,05 >0,05 >0,05
КБи 15,5±2,2 12,5±1,8 19,5±2,5 15,8±2,9 13,0±2,0 10,2±1,7
<0,05 <0,05 <0,05
КГП 5,7±1,1 3,6±0,8 6,0±1,0 4,1±0,7 3,0±0,7 2,2±0,6
<0,05 <0,05 >0,05
КОв 5,8±0,8 8,1±1,4 6,1±0,9 8,2±1,3 3,7±0,4 5,9±0,7
<0,05 <0,05 <0,05
КОп 4,8±1,0 6,9±1,2 6,7±1,5 9,0±1,6 6,5±1,2 8,9±1,8
<0,05 <0,05 <0,05
КП 2,0±0,4 1,1±0,3 5,7±1,0 4,4±0,8 4,0±0,6 3,0±0,3
>0,05 >0,05 >0,05
ОМсщ 13,3±2,2 10,1±1,9 8,2±1,2 6,0±0,9 4,1±0,8 2,1±0,5
<0,05 <0,05 <0,05
ОМЧЩ 6,7±1,0 4,0±0,7 8,2±1,3 6,1±0,8 2,3±0,4 1,0±0,1
<0,05 <0,05 <0,05
Примечание: Н - в начале этапа; К - в конце этапа
Характерно, что у центровых, нападающих и защитников к концу соревновательного этапа происходит снижение показателей КБи с 15,5±2,2 до 12,5±1,8; 19,5±2,5 до 15,8±2,9 и 13,0±2,0 до 10,2±1,7 раз, соответственно (р<0,05), при этом данные показатели значительно ниже, чем на предсоревновательном этапе, что может объясняться накапливающимся утомлением к концу соревновательного периода у квалифицированных баскетболистов и не внесением своевременных корректив в тренировочный процесс.
Количество голевых передач снижается к концу соревновательного этапа у квалифицированных баскетболистов, выполняющих на площадке функции центровых и нападающих с 5,7±1,1 до 3,6±0,8 и с 6,0±1,0 до 4,1±0,7 раз, соответственно (р<0,05).
Количество ошибок при ведении (КОв) и передачах мяча у всех игроков, имеет тенденцию к достоверному увеличению показателей, что негативно отражается на эффективности атакующих действий баскетболистов (р<0,05; см. табл. 2).
Характерно, что к концу соревновательного периода у квалифицированных баскетболистов выполняющих функции центровых, нападающих и защитников достоверно снижаются показатели овладения мячом, как у своего, так и у чужого щита, что сказывается отрицательно на эффективности игровых действий.
Полученные результаты исследования позволяют констатировать, что для эффективного построения подготовки спортсменов в игровых видах спорта требуется идентификация компонентов индивидуальных тактических действий и определение наиболее оптимальных периодов их совершенствования.
В связи с проведенными исследованиями можно сделать следующие выводы:
• индивидуальные тактические действия состоят из биомеханического, интеллектуального, психофизиологического и контрольного компонентов подготовки;
• на этапе начальной подготовки (10-12 лет) для формирования рациональной, экономичной, вариативной, разносторонней и эффективной структуры технического приема ведущее значение должен занимать биомеханический компонент индивидуальных тактических действий;
• на этапе спортивной специализации (13-15 лет) ведущее значение должно отводиться интеллектуальному, а в 16-18 лет психофизиологическому компоненту, которые позволяют сформировать знания об индивидуальных тактических действиях и развивать специфические способности, связанные с восприятием, переработкой игровой информации и принятии рационального и эффективного решения с помощью двигательных действий;
• на этапе совершенствования спортивного мастерства (18-22 года) ведущее значение должно отводиться контролю формированию индивидуальных тактических действий и внесению оперативных корректив в детализацию и усовершенствование тренировочного процесса на основе разнообразного методического комплекса воздействий.
Представленные заключения дают основания для разработки индивидуальной тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта с учетом компонентной структуры, которые позволят эффективно подготавливать спортсменов, обладающих высоким индивидуальным тактическим мастерством, тем самым внося существенный вклад в победу команды.
Список литературы
1. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М., 1981. 48 с.
2. Портнов Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1989. 51 с.
3. Макаров Ю.М., Чуркин А. А. Дидактические аспекты начальной тактической подготовки в спортивных играх: учеб. пособие. СПб.: Олимп. 2008. 120 с.
4. Губа В.П., Родин А.В. Модернизация теории и методики спортивных игр // Теория и практика физической культуры. 2010. № 4. С. 16-19.
5. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова,
B.Г. Луничкин. М.: Советский спорт, 2012. 100 с.
6. Волейбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительной начальной подготовки, учебно-тренировочный) / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин. М.: Советский спорт, 2005. 112 с.
7. Губа В.П., Хрусталев Г.А. Концепция управления соревновательной деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх // Теория и практика физической культуры. 2015. № 6.
C.101-104.
8. Родин А.В., Погорелый М.В. Влияние биомеханических параметров нападающего удара у волейболистов на эффективность его тактического выполнения // Теория и практика физической культуры. 2014. № 5. С. 15.
9. Родин А.В. Особенности подготовки спортсменов различной квалификации в спортивных играх (психофизиологический аспект) // Теория и практика физической культуры. 2010. №3. С. 78-83.
10. Родин А.В. Особенности этапного контроля индивидуальных технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта // Вестник спортивной науки. 2014. № 3. С. 9-12.
11. Родин А.В., Германов Г.Н., Павлов Е.А. Применение метода игровых задач в процессе индивидуальной технико-тактической подготовки юных баскетболистов // Культура физическая и здоровье. 2014. № 3 (50). С. 46-47.
Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта,
Леонтьева Мария Сергеевна, д-р пед. наук., доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Якунин Руслан Иванович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
COMPONENT STRUCTURE OF INDIVIDUAL TACTICAL ACTIONS IN GAME SPORTS
A.V. Rodin, M.S. Leontieva, R.I. Yakunin
In article experience of long-term researches on a problem of increase of efficiency of individual tactical actions of athletes in game sports is generalized. Components of individual tactical actions in sports which define an orientation of training process of athletes are presented.
Key words: sports, tactics, individual tactical actions, readiness components.
Rodin Andrey Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, department chair, rodin67@ bk, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sport,
Leontieva Maria Sergeevna, doctor of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva 72@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Yakunin Ruslan Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, leontyeva 72@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.814
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БРОСКОВ В СТОЙКЕ В ЛЕВУЮ СТОРОНУ У САМБИСТОВ 12-14 ЛЕТ
Е.А. Симонова
Рассмотрена проблема совершенствования техники бросков в стойке в левую сторону у самбистов 12-14 лет. Представлена программа совершенствования техники бросков в стойке в левую сторону для самбистов 12-14 лет. Применение предложенных комплексов упражнений в тренировочном процессе существенно повышает качество техники выполнения приемов в стойке в левую сторону, которые могут быть использованы специалистами в сфере дополнительного образования детей.
Ключевые слова: единоборства, совершенствование техники, программа совершенствования техники в самбо.
Достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в условиях все возрастающей конкуренции требует постоянного поиска все более эффективных средств и методов подготовки спортсменов на всех этапах спортивного совершенствования, начиная с юношеского возраста.