Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика инициативности до и после коррекционной работы'

Сравнительная характеристика инициативности до и после коррекционной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байков И. В.

Исследовалась инициативность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. Анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of initiative before and after the correction work

The article deals with initiative as the system property of the personality including its target, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory and reflexive-evaluative components. The statistical estimation of the importance of various characteristics of initiative before and after the correction work is analyzed.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика инициативности до и после коррекционной работы»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНИЦИАТИВНОСТИ ДО И ПОСЛЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В.И. БАЙКОВ

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Исследовалась инициативность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. Анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.

Изучалась группа менеджеров в возрасте 25-35 лет. При этом анализировались специфические особенности, показатели внутренней структуры инициативности, включающей в себя как признаки гармонических переменных - общественные цели, социоцентричность, осмысленность, предметность, энергичность, стеничность, интернальность, операциональные трудности, так и признаки агармонических переменных - личные цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектность, аэнергичность, астеничность, экстернальность, личностные трудности (С.М. Зиньковская, Н.З. Кезикова, А.И. Крупнов, А.Э. Пятинин, Н.В. Тучак и др.).

Рассмотрим, как данное свойство было представлено в группе до начала коррекционной программы. Выявлено, что в установочно-целевом компоненте до коррекции переменная «личностно-значимые цели» выражена более ярко, чем переменная «общественно-значимые цели». С качественной стороны это проявилось в большей нацеленности инициативности на обретение самостоятельности и независимости, поддержание своего здоровья, удовлетворение своих планов и желаний, достижение материального благополучия, совершенствование себя и своих навыков, устройство семейной жизни. Испытуемые инициируют в стремлении быть нужным, любимым человеком. Их инициативность в меньшей степени нацелена на получение знаний и другого опыта, обретение хороших и верных друзей, занятия предпринимательством, поиски интересной работы, достижение общественного признания в группе.

В мотивационном компоненте до коррекции переменная «социоцентричность» более выражена. Испытуемые указывают на то, что их инициа-

тивность чаще всего побуждается стремлением лучше устроить общее дело, заботой об окружающих и близких людях, стремлением помочь другим людям, намерением внести свой вклад в достижение общей цели, желанием помочь коллективному делу, сплотить идеей единомышленников, желанием инициативой воодушевить своих коллег. Значительно менее выраженная переменная эгоцентричности говорит о том, что намерение как можно больше взять от жизни и работы, личные интересы, желание зарекомендовать себя с лучшей стороны, стремление повысить свой авторитет, намерение улучшить свое материальное положение, стремление достичь своего превосходства над другими в меньшей степени побуждают представителей данной группы к проявлению инициативности.

Анализ когнитивного компонента показал существенно большую выраженность переменной осмысленности. Участники, входящие в эту группу, понимают инициативность как почин, или начинание, человека в чем-то, средство преодоления косности и шаблонности, творческое начало в поведении и деятельности человека, выход за пределы заданных условий, способность человека продуцировать новые идеи, склонность оригинально решать проблемы, свойство, которое можно формировать и развивать. Наряду с этим пониманием существует мнение о врожденности данного свойства, его зависимости от темперамента, о том, что его сложно развить и усовершенствовать, что оно не поддается изменению.

Последний компонент мотивационно-смыслового блока - это результативность. Две переменные результативности, предметности и субъектно-сти представлены одинаково. Как правило, испытуемые из этой группы, демонстрировали инициативное поведение, которое способствовало улучшению сотрудничества с другими людьми, усилению творческого климата в группе, более эффективному выполнению различных начинаний, укреплению самоуважения, чувства уверенности в себе, повышению самооценки, развитию интуиции и воображения, предприимчивости и самостоятельности, творческого отношения к делу.

Инструментально-динамические переменные до коррекции распределились в группе следующим образом. В динамическом компоненте переменная энергичность выражена более ярко, что проявилось в более свободной демонстрации инициативного поведения. Исследуемые ощущают внутреннюю потребность сделать что-то новое, стремятся проявить инициативу даже в неблагоприятных условиях, они более естественны и спонтанны в этом, чаще оказываются инициаторами различных действий и дел, не пользуются штампами, стараются найти что-то новое, и воплощают это как в своей жизни, так и в работе. Есть присутствие переменной аэнергич-ность, так как участники программы отмечают, что не всегда склонны разнообразить свои действия, иногда предпочитают не выходить за рамки заданных инструкций, не могут проявлять инициативу в ситуации неопределенности.

В эмоциональном компоненте до коррекции переменная стеничности выражена в предпочтении испытуемыми радостных эмоций при проявлении

инициативы, чувства удовлетворения от самого процесса проявления инициативных действий, радостные переживания в случае поддержки, чувство признательности людям, которые положительно оценивают их инициативы. Однако сказывается присутствие переменной астеничности. Соответственно это выражено в страхе и волнении о возможном провале начинания, чувстве тревоги при реализации своих инициатив. Они отмечают, что испытывают состояние раздражения, смущения от неудачного проявления инициативы, и поэтому замирают в нерешительности при необходимости реализации инициативного поведения.

Переменная интернальность более ярко выражена в регуляторном компоненте. С качественной стороны это проявляется в том, что сотрудники из этой группы считают, что инициативность всегда зависит только от их возможностей, внутренняя активность составляет основу для данного вида поведения, негативное стечение обстоятельств не может серьезно помешать проявлению инициативы. Стремление к творчеству и уверенность в себе помогают реализовать инициативу, если этого не происходит, то винить необходимо только самого себя. В меньшей степени, но все же присутствует переменная экстернальности. Мнение о том, что инициатива может проявиться только при удачном стечение обстоятельств, многое зависит от везения, перекладывание ответственности за неудачу с самого себя на внешние обстоятельства, имеют место быть. Трудности в данной группе представлены почти одинаково, т. е. исследуемые из этой группы раздражаются, когда не удается проявить свою инициативу, испытывают чувство робости в процессе инициативных действий. Отсутствие должного внимания со стороны, чувство неуверенности, а также мнение о том, что инициатива наказуема, сдерживает проявление инициативного поведения. В ситуации неопределенности, чрезмерной регламентации, отсутствия ясной цели, умений и навыков данная категория с трудом заставляет себя проявлять инициативу.

После прохождения коррекционной программы произошли следующие изменения в степени выраженности инициативности. В установочно-целевом компоненте статистически значимое увеличение обеих переменных позволяет говорить о том, что у испытуемых произошло усиление влияния общественно-значимых и личностно-значимых целей. При этом, хотя влияние переменной личностно-значимые цели так и осталось более ярко выражено, стоит обратить внимание на то, что в ходе коррекционной работы значения переменной общественно-значимые цели выросли в большей степени, чем значения переменной личностно-значимые цели. Это позволяет говорить о том, что инициативность участников группы, хотя и нацелена в большей степени на совершенствование себя, удовлетворение своих желаний и планов, в то же время значительно усилилась ее нацеленность на достижение общественного признания в группе, в большей степени проявилось стремление быть уважаемым человеком.

В мотивационном компоненте так же осталось преобладание переменной социоцентричности. Произошло статистически значимое усиление обе-

их переменных, причем увеличение значения эгоцентричности более выражено, чем социоцентричности. Можно говорить о том, что в ходе коррекционной работы побуждения, связанные с желанием проявить себя, быть самостоятельным и независимым, намерение, как можно больше взять от жизни и работы стали достаточно важными для испытуемых.

В когнитивном компоненте произошло незначительное увеличение переменной осмысленности и снижение переменной осведомленности.

В результативном компоненте статистически значимые изменения произошли в переменной предметности. Показатель переменной субъектно-сти остался в прежнем значении. Сравнивая с первым замером, можно говорить о возросшей результативности инициативности представителей этой группы в ходе коррекционной работы. Она чаще способствовала достижению результатов в работе, учебе и взаимоотношениях с другими людьми.

В динамическом компоненте после коррекции произошли статистически значимые изменения. Так, переменная энергичности стала значительно более выражена. Произошло усиление внутренней потребности сделать что-то новое, увеличилось количество дел, в которых они являлись инициаторами. Влияние переменной аэнергичности снизилось. Испытуемые отмечают, что все чаще и чаще стараются взять на себя контроль в ситуациях неопределенности, проще стало проявлять инициативу даже при неблагоприятных обстоятельствах.

В эмоциональном компоненте тоже произошли статистически значимые изменения. Влияние переменной стеничности стало более выраженным. Испытуемые говорят о значительно возросшем доминировании эмоций радости, гордости, оптимизма. Усилилось предвосхищение положительного исхода проявленной инициативы. Снизилось значение переменной астенич-ности. Участники эксперимента отмечают снижение роли эмоций тревоги, страха и пессимизма.

В регуляторном компоненте произошли изменения в сторону снижения переменной экстернальности и статистически значимое увеличение переменной интернальности. Испытуемые отмечают серьезные изменения своих убеждений относительно зависимости проявления инициативы и получения положительного результата в ходе ее реализации от внешних обстоятельств. Они все чаще и чаще считают, что успехи зависят только от их усилий.

В данной группе произошло статистически значимое снижение трудностей в реализации инициативности. Можно говорить о том, что появилась большая уверенность в себе, стало легче действовать в ситуациях неопределенности, инициатива стала более целенаправленной. Испытуемые отмечают возросшее ощущение силы воли, что проявилось в более легком доведении инициативных действий до конца. Мнение окружающих стало оказывать меньшее влияние на инициативу.

Итак, проанализировав полученные данные, можно утверждать о том, что в результате коррекционной работы произошли статистические значимые изменения в большинстве компонентов инициативности личности.

Испытуемые стали лучше осознавать, регулировать свои инициативные действия. Усилилась мотивация инициативного поведения и ее результативность.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Байков В.И. Индивидуально-психологическое консультирование эмоционального и регуляторного компонентов инициативности личности // Проблемы современного образования. - М.: Изд-во РУДН, 2005, с. 82-83.

2. Байков В. И. Психологические особенности инициативности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности. - М.: Уникум-Центр, 2004, с. 75-77.

3. Высоцкий А.И. К вопросу развития инициативности у школьников // Вопросы психологии личности / Под ред. В.И. Селиванова. - Рязань. - 1975. -№ 2, с. 64-75.

4. Говоров М. С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: Дисс.... канд. психол. наук. - М., 1962. - 261 с.

5. Зинъковская С.М. Факторная структура инициативности личности // Практическая психология - 98: Материалы научно-практической конференции. 31 марта - 3 апреля 1998 г. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998.

6. Зинъковская С.М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1999. -25 с.

7. Зиньковский A.B. Педагогические условия формирования инициативности студентов вуза в процессе их профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 24 с.

8. Игнатенко Т.Ф. Формирование инициативности старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. - Брянск: Брян. гос. пед. ун-т, 1996. - 194 с.

9. Кезикова ИЗ. Сравнительный анализ инициативности и любознательности старшеклассников из чистых и зараженных радиацией районов: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2002. - 25 с.

10.Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. - М.: Институт молодежи, 1995, с. 5-12.

11. Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 19 с.

12. Новикова Л.С. Особенности инициативы старшеклассников в общественно-полезной деятельности: Дисс.... канд. пед. наук. - Киев, 1967. - 230 с.

13. Плотниек И.Э. Формирование инициативности как черты личности старшего школьника: Дисс. ... канд. пед. наук. - Рига, 1967.

14. Пятинин А.Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического вуза и опытных учителей: Дисс. ... канд. психол. Наук. - М.: Институт Молодежи, 1993. - 130 с.

15. Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Дисс.... канд. психол. Наук. - М., 1993. - 152 с.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF INITIATIVE BEFORE AND AFTER THE CORRECTION WORK

V.l. BAYKOV

The Chair of Social and Differentia! Psychology Russian Peoples’ Friendship University

6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article deals with initiative as the system property of the personality including its target, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory and reflexive-evaluative components. The statistical estimation of the importance of various characteristics of initiative before and after the correction work is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.