ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНИЦИАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.И. Крупнов
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Э.И. Карамова
Факультет психологии Башкирский государственный университет Ул. К. Маркса, 3/4, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450006
В статье рассматриваются результаты исследования факторной структуры личности сотрудников ОВД с учетом опыта профессиональной деятельности на основе многомерно-функционального подхода к изучению инициативности.
Проблеме инициативности личности посвящено много работ. Однако все они связаны с анализом отдельных ее сторон и характеристик, которые изучаются вне их связей и соотношений. На наш взгляд, необходим целостный подход в изучении природы и психологической структуры инициативности как системного свойства личности. Методологической и теоретической основой нашего исследования явились принципы системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности (К. А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицьш, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейн и др.), а также концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности (А.И. Крупнов), реализованная в целом ряде исследований (О.Б Барабаш, М.И. Волк, С.М. Зиньковская, А.Э. Пятинин, Н.В. Тучак, Н.А. Фомина, И.К. Цхай и др.).
В исследовании участвовали сотрудники правоохранительных органов (п = = 287) с разным опытом профессиональной деятельности, в первую группу вошли сотрудники, имеющие стаж в ОВД до 5 лет, во вторую группу — до 10 лет службы и третью группу составили сотрудники с 15-летним стажем. С помощью «Бланкового теста» мы диагностировали следующие компоненты инициативности: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, результативный, динамический, эмоциональный, регулятивный и рефлексивно-оценочный (А.И. Крухшов). Для выяснения структуры инициативности был проведен корреляционный и факторный анализ (табл.).
Факторный анализ показателей инициативности личности сотрудников ОВД с разным стажем профессиональной деятельности1
Переменные Стаж до 5 Стаж до 10 Стаж до 15
фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 1 фактор 2 фактор 3
Общественные цели 0,49 -0,13 0,12 0,15 0,08 0,74 0,60 -0,34 0,13
Личностные цели 0,38 0,04 0,30 0,13 0,00 0,78 0,49 -0,30 0,23
Энергичность 0,61 -0,06 0,01 0,64 0,06 0,06 0,71 -0,20 -0,17
Аэнергичность -0,10 -0,01 0,78 -0,17 0,65 0,34 -0,08 0,46 0,66
Стеничность 0,56 0,37 0,02 0,56 0,31 0,01 0,72 0,07 0,08
Астеничность -0,01 0,48 0,63 -0,08 0,72 -0,23 0,21 0,29 0,44
Интернальность 0,61 -0,02 0,22 0,27 0,30 0,30 0,22 -0,15 0,51
Экстернальность 0,28 0,34 0,58 0,44 0,58 0,05 СМ т— о 0,67 0,44
Социоцентричность 0,75 -0,23 -0,03 0,72 -0,09 0,30 0,73 -0,14 0,16
Эгоцентричность 0,59 0,04 0,34 0,48 0,02 0,14 0,35 0,13 0,37
Осмысленность 0,59 0,29 0,05 0,76 0,08 0,01 0,69 0,31 -0,20
Осведомленность 0,13 0,03 0,65 0,14 0,36 0,26 0,39 0,26 0,55
Предметность 0,83 -0,16 -0,03 0,85 -0,13 0,13 0,88 -0,05 0,11
Субъекта ость 0,78 0,05 -0,02 0,76 -0,18 0,10 0,75 0,11 0,27
Операциональные трудности -0,06 0,73 0,38 -0,02 0,77 -0,07 -0,11 0,87 0,00
Личностные трудности -0,01 0,67 0,47 -0,10 0,81 0,06 -0,01 0,86 0,12
' Значимые показатели выделены.
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2007, № 3—4
В результате факторного анализа выделились три фактора. В первый фактор вошли результативные и мотивационные переменные, а также показатели энергичности и интернальности. Его можно назвать «продуктивно-мотивационным» фактором, который определяет мотивационную направленность, уровень и эффективность осуществления инициативного поведения. С качественной стороны переменные этого фактора указывают на регуляцию инициативности, которая исходит от самого субъекта. Такие сотрудники при освоении нового стараются не пользоваться штампами, а находить что-то свое; они ощущают потребность и склонны к инициированию даже при неблагоприятных обстоятельствах. Социоцентричность мотивации, возможно, объясняется характерной для этой птты сотпулников потребностью в самоутверждении в коллективе, желанием
X Ы А. * • Ж * * ■ •
внести свой вклад в общее дело, их инициативы побуждаются заботой об окружающих и повышенной ответственностью. Наряду с этим к проявлению инициативы их подталкивает личный интерес: желание зарекомендовать себя с лучшей стороны, повысить свой авторитет, намерение как можно больше взять от жизни и работы.
Второй фактор у группы с 5-летним стажем включает в себя переменные рефлексивно-оценочного компонента и астеничности. Его условно можно назвать «рефлексивно-астеничным фактором». Наличие комплекса трудностей выражается во множестве имеющихся служебно-бытовых проблем; в неумении планировать работу; в чувстве тревожности по поводу несбыточности замыслов; в переживании страха о возможном провале инициатив. С психологической стороны наличие таких астенических эмоций, вероятно, можно объяснить тем, что на сотрудников этой группы оказывает влияние чрезмерная регламентация деятельности, повышенная ответственность сотрудника за законность и правомерность своих действий в рамках соблюдения законности и правопорядка среди населения. Все это в конечном итоге накладывает на них двойную психологическую нагрузку и сковывает инициативу.
Третий фактор включает в себя показатели аэнергичности, астеничности, экстернальности, осведомленности. Это «инструментально-осведомленный фактор», он свидетельствует о наличии агармонических переменных динамического, эмоционального, регуляторного компонентов, тормозящих реализацию инициативности. Так, отсутствие намерений в риске при реализации своих начинаний, неумение проявлять инициативу в ситуации неопределенности (аэнер-гичность), переживание негативных эмоций — тревоги, неуверенности — при проявлении инициативности (астеничность) и регуляция инициативности, которая исходит из внешних обстоятельств и оценки других людей (экстерналь-ность) сочетаются с ошибочным мнением сотрудников, что инициативность — наследственно обусловленное, врожденное качество и его нельзя развивать (когнитивная осведомленность).
Итак, факторная структура инициативности сотрудников с 5-летним стажем состоит из продужтивно-мотивационого, астенично-рефлексивного и инструментально-осведомленного факторов. Полученные данные свидетельствуют
о том, что первый фактор составляют как инструментальные, так и смысловые переменные, во втором и третьем случае наблюдается набор признаков, интегрирующий в себе в основном переменные инструментального блока. Если говорить о психологическом смысле указанных факторов, то наблюдается процесс разведения признаков инициативности по полюсам: гармоническому — (данные первого фактора) и агармоническому, затрудняющему инициативное поведение (содержание второго и третьего факторов).
У сотрудников с 10-летним опытом работы первый фактор составили переменные продуктивного компонента, осмысленности, социоцентричности, показателей энергичности и стеничности. Этот «продуктивно-осмыленный фактор» указывает на успешность в начинаниях и эффективное и творческое выполнение дела (предметность), на стремление к саморазвитию (субъектность), на понимание инициативности как свойства, которое можно формировать и развивать (осмысленность), на умение планировать свою деятельность, выделять главное (энергичность), на стремление помочь другам людям и коллективному делу (социоцентричность).
Наибольшие нагрузки по второму фактору набрали показатели операциональных и эмоционально-личностных трудностей, астеничности, ^энергичности и экстернальности. Данный фактор можно условно назвать «фактором трудностей». Переживание страха и волнения о возможном провале инициатив, отсутствие потребности в инициации, упование на судьбу и обстоятельства создают трудности в реализации инициативности.
Третий фактор составили переменные установочно-целевого компонента (общественно-значимые цели — личностно-значимые цели). Показатели уста-новочно-целевых переменных демонстрируют установку на достижение общественного признания в группе и получение профессионального опыта, поиск интересной работы и верных друзей, а также достижение материального благополучия, поддержание своего здоровья и устройство в семейной жизни. Данный фактор можно назвать «ценностно-целевым фактором». С содержательной стороны он представляет собой совокупность признаков, которые способствуют реализации инициативности с учетом целей и планов сотрудников как социального, так и личностного характера.
Итак, представленные факторные структуры у сотрудников с 10-летним стажем имеют свои специфические черты. В первый фактор вошли как содержательные переменные, так и инструментальные, в основном факторную нагрузку получили гармонические составляющие продуктивного, когнитивного, мотивационного, динамического и эмоционального компонентов, которые способствуют реализации инициативности. «Фактор трудностей» вобрал в себя агармонические переменные регуляторно-динамического блока инициативности, отвечающего за постоянство стремлений к процессу инициации. Третий фактор вобрал содержательные переменные установочно-целевого компонента, помогающего обеспечить состояние готовности к инициативности.
В группе с 15-летним опытом работы первый фактор объединил переменные результативности, социоцентричности, стеничности, энергичности, осмысленности и общественно-значимых целей, его можно назвать «результативно-социо-стеничный фактор». Высокая социальная направленность сотрудников, радость и хорошее настроение от проводимых инициатив, разнообразие приемов и устойчивость процесса инициации, точность понимания смысла инициативности оказывают влияние на эффектность результатов деятельности сотрудников.
Второй фактор включает рефлексивно-оценочные переменные и экстер-нальность, он свидетельствует о наличии трудностей как в самореализации своего творческого потенциала, так и получении эффективных результатов при пассивности регуляции инициативности. Этот фактор назовем «фактор рефлек-сивно-экстернальный».
Третий фактор включил нагрузку переменных аэнергичности, осведомленности, интернальности. «Фактор аэнергично-регуляторный» свидетельствует о неустойчивом и слабом процессе инициации (аэнергичность), о неверном понимании инициативности как природно-заданного свойства (осведомленность), и все же при этом при этом инициативность исходит от самого субъекта (активность регуляции).
Таким образом, факторная структура инициативности у сотрудников с 15-летним стажем также имеет свою специфику. В первый фактор со значимыми весами вошли позитивные составляющие содержательного и инструментального аспектов инициативности: мотивационный, когнитивный и устано-вочно-целевой компоненты, переменные эмоционального и динамического компонентов, а также показатели продуктивной результативности. Второй фактор содержит в себе в основном негативные признаки обеих видов трудностей и пассивность регуляции инициативности, затрудняющих реализации данного свойства. В третьем случае больше представлены инструментальные составляющие, а именно — агармоническая переменная динамического компонента (аэнергичность) и гармонический признак регуляторного компонентов (интер-нальность), а также агармоническая когнитивно-смысловая составляющая (осведомленность) .
Факторизация матрицы интеркорреляций показателей инициативности у сотрудников с разным стажем практической деятельности выявила свою специфику факторной структуры у трех сравнительных групп. В целом факторная структура инициативности сотрудников с разным стажем практической деятельности по каждой группе состоит из трех основных факторов. Однако содержание этих факторов отличается по своей структуре и взаимосвязи переменных.
Первый фактор у трех групп сотрудников представлен как инструментальными (энергичность, стеничность), так и смысловыми (социоцентричности, осмысленность) характеристиками инициативности, при этом наиболее значимые веса получили показатели предметности и субъектности. Различия
в первом факторе обнаружены у группы с 5-летним стажем, который включил в себя регуляторный (интернальность) и мотивационный (эгоцентричность) признак инициативности, в группе с 15-летним стажем — установочноцелевой компонент (общественные цели). Иными словами, высокие результаты в предметной и субъектной сфере у всех групп сотрудников обусловлены частотой и постоянством проявления признаков инициативности, положительными переживаниями в ходе осуществления инициативного поведения, стремлением лучше устроить общее дело и помочь другим людям, точным пониманием инициативности и ее смысловых трактовок. При этом для группы с 5-летним стажем значимыми явились активность саморегуляции инициативности и желание отстоять себя; проявить свои способности; улучшить свое материальное положение; желание самоутвердиться среди коллег, а для группы с 15-летним стажем — достижение общественного признания; стремление быть уважаемым человеком; желание обрести надежных и верных друзей; получение знаний и другого опыта.
Во второй фактор у сотрудников с 5-летним стажем вошли рефлексивнооценочные и астеничные переменные, в группе с 10-летним стажем — показатели операциональных и эмоционально-личностных трудностей, астеничности, аэнергичности и экстернальности, в группе с 15-летним — рефлексивнооценочные переменные и экстернальность. Данный набор показателей фиксирует преимущественно негативную часть инструментального аспекта инициативности, который в большей мере, затрудняет ее реализацию. Существенные различия факторной структуре отмечаются у группы с 10-летним стажем, ее наполняют динамические и регуляторные агармонические признаки, у группы с 15-летним стажем не вошли показатели эмоциональной астеничности. Таким образом, чрезмерная регламентация деятельности и ситуации неопределенности, отсутствие ясной цели, с одной стороны, и принцип «не высовываться», мнение о том, что инициатива наказуема, и боязнь, что «неправильно поймут», с другой стороны, являются серьезным препятствием для проявления инициативных действий у всех групп сотрудников. При этом у группы с 5-летним стажем это сопровождается переживаниями тревоги и неуверенности, чувством несостоятельности своих начинаний; в группе с 10-летним стажем сотрудники не идут на риск при реализации своих начинаний, а предпочитают идти по изведанному и проторенному пути, не выходя за рамки заданных инструкций; группа с 15-летним стажем считает возможным проявление инициативы только при удачном стечении обстоятельств и поддержке других людей.
Третий фактор у сотрудников с 5-летним стажем объединил показатели аэнергичности, астеничности, экстернальности, осведомленности; у группы с 10-летним стажем — общественно-значимые цели и личностно-значимые цели; у группы с 15-летним стажем — аэнергичности, осведомленности, интер-нальности. Он характеризуется в частности тем, что сотрудники группы с 5-летним и 15-летним стажем признаются в неспособности проявлять инициативу в ситуации неопределенности и не испытывают потребности в инициатив-
ности, считая ее природно-заданной характеристикой активности человека. При этом в группе с 5-летним стажем характерно проявление чувства страха и опасения перед началом нового дела и регуляция инициативности в зависимости от внешних условий, а в группе с 15-летним стажем активность регуляция инициативности исходит от самих сотрудников. Также с качественной стороны данный фактор у группы с 10-летним стажем характеризуется общественноличностной направленностью исходных целей инициативного поведения: достижением общественного признания; стремлением быть уважаемым человеком; получением знаний и другого опыта, а также на реализацию своих планов; достижения материального благополучия; устройство семейной жизни и поддержания своего здоровья.
Итак, сравнение факторных структур инициативности личности показало, большую интегрированность ее у сотрудников с 10-летним и 15-летним стажем и некоторую дифферинцированность у группы с 5-летним стажем. Это нашло свое выражение в количестве факторов, а также в значимости продуктивных и рефлексивно-оценочных характеристик у сотрудников разных групп. Приведенные данные наглядно свидетельствуют о влиянии профессиональнодеятельностного фактора на специфику регуляции и структурные особенности инициативности личности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абулъханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990.
[2] Анциферова Л.И Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. — М.: ИП АН СССР, 1982.
[3] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. — М.: РУДН, 2002. — С. 3—5.
[4] Крупнов А.И., Кезикова И.З. Особенности психологической структуры инициативности старшеклассников, находящихся в разных экологических условиях // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции, 16—18 октября 2003 г. — М.: Уникум-Центр, 2003. -— С. 205—207.
[5] Зинъковская С.М. Факторная структура инициативности личности // Практическая психология — 98: Материалы научно-практической конференции, 31 марта — 3 апреля / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998.
[6] Зинъковская С.М. Психологический анализ трудностей в проявлении инициативности курсантов пожарных // Сб. тезисов участников региональных семинаров практических психологов. — М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. — С. 255—256.
[7] Пятинин А.Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического ВУЗа и опытных учителей: Дисс.... канд. психол. наук. — М.: Институт Молодежи, 1993.
[8] Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности предпринимателя: Автореф. дисс.... канд. псих. наук. — М., 1993.
FACTOR STRUCTURE OF INITIATIVE OF THE PERSONALITY OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES WITH THE DIFFERENT EXPERIENCE IN PROFESSIONAL WORK
A.I. Krupnov
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198
E.I. Karamova
The Department of Psychology Bashkir State University K. Marksa St.,3/4, Ufa, Republic Bashkortostan, 450006
The article deals with the results of the research of the factor structure of the personality of employees of the District Department of Internal Affairs in view of their experience in professional work on the basis of the multidimensional-functional approach to studying initiative.