ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ТРЕНИНГА
Е.В. ОСТАПЕЦ
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
Исследовалась организованность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. В статье анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.
В современных условиях необходимо обеспечить качественно новый уровень организации процессов взаимодействия и управления, как в государственном секторе экономики, так и в сфере бизнеса. Когда необходимо планомерно и динамично повышать эффективность и производительность труда, особенно остро встает вопрос повышения уровня развития организованности собственно субъекта деятельности. Организованность существенно влияет на особенности становления личности в целом, сообразуя и координируя работу системы личностных качеств, а также способствует упорядочению процессов саморазвития и самосовершенствования. Как профессионально значимая черта, организованность может быть включена в систему общепрофессиональных качеств, которые во многом определяют успешность различных видов деятельности (Р.В. Ершова, А.И. Крупнов, A.B. Кудинов, Е.В. Остапец, С.Г. Якобсон и др.).
В ходе исследования организованности, как системного свойства личности, а также операциональные и личностные трудности реализации, была проведена статистическая оценка значимости и анализ различных переменных организованности до и после проведения тренинга. Группы составляли менеджеры 25-35 лет, измерения проводились до и после проведения коррекционных воздействий. При этом анализировались специфические особенности, показатели внутренней структуры организованности, а именно, гармонические переменные - общественные цели, социоцентричность, осмысленность, предметность, энергичность, стеничность, интернальность, операциональные трудности, так и агармонические переменные - личные цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектность, аэнергичность, ас-
теничность, экстернальность, личностные трудности. До проведения тренинга, мотивационно-смысловые и инструментально-динамические компоненты организованности и составляющие их гармонические и агармониче-ские переменные имели ряд особенностей.
Рассмотрим динамику развития переменных организованности.
До проведения тренинга в сфере мотивационно-смысловых компонентов анализировались установочно-целевой, мотивационный, когнитивный и результативный компоненты. Так, установочно-целевой компонент характеризуется средней степенью выраженности переменной - общественно значимые цели и более высоким показателем личностно значимых целей. Стремление к признанию профессиональных заслуг, уважению коллег не является приоритетным. Цели, направленные на воплощение своих личных планов и желаний, поддержание здоровья, стремление вести полноценную личную жизнь и достигнуть благополучия преобладают над общественно значимыми целями, но не значительно. Это позволяет говорить о положительной динамике обеих переменных. Один из наиболее важных составляющих организованного поведения - мотивационный компонент исследуемой группы, представлен средней степенью выраженности переменной социоцентричности и более низким значением переменной эгоцентричности. Для работы в коллективе социоцентрическая переменная отражающая, направленность организованности на поддержание хороших отношений в коллективе, достижение совместных целей и коллективных планов является важной, но при низких значениях эгоцентрической переменной наблюдается общее снижение мотивации. Недостаточное внимание к своим потребностям, отсутствие желания полнее реализовать свои возможности влияет также и на уровень активности в реализации рабочих задач коллектива. Таким образом, мотивационный компонент в этой группе нуждается в коррекции обеих переменных. В структуре когнитивного компонента наблюдается более яркая выраженность переменной - осмысленность. Высокое значение этой переменной говорит о большой значимости порядка во всем, пунктуальности, умении управлять эмоциями и подчинять их плану. Переменная осведомленность имеет низкий показатель. Стало быть, когнитивный компонент может быть откорректирован в сторону небольшого увеличения переменной осмысленности и значительного увеличения переменной осведомленности.
Продуктивный компонент, отражающий характер использования организованности в жизни и деятельности, по переменным предметности - субъ-ектности, имеет высокую степень выраженности предметности. Доминируют направленность на создание и поддержание успешной деятельности коллектива, расширение профессиональных компетенций и возможностей. Переменная субъектность имеет низкое значение. Такой показатель по этой переменной может создавать предпосылки для формирования заниженной самооценки, неверия в собственные силы, невнимания к личной жизни и как следствия - снижению активности в деятельности.
Инструментально-динамические компоненты данной группы имеют следующие показатели: динамический компонент характеризуется невысо-
ким показателем переменной энергичности и более высоким показателем переменной аэнергичности, что отражает недостаточное умение расставлять приоритеты, рационально использовать время, оптимизировать и инициировать новые процессы, что значительно снижает уровень организованности. Эмоциональный компонент характеризуется более высоким значением переменной стеничности и низким значением переменной астеничности. Показатель стеничности свидетельствует о преобладании позитивных эмоций уверенности в возможности реализации намеченных планов, удовольствия от выполненных задач. Данная переменная может быть откорректирована в сторону увеличения показателя для более высокой степени активности и включенности в деятельность. Значение переменной астеничности может быть изменено в сторону уменьшения для снятия тревожности, чувства неуверенности в результатах.
Регуляторный компонент и его переменные имеют следующие значения: показатель интернальности и экстернальности очень близки по значениям, т. е. способность к саморегуляции организованности носит нестабильный, иногда спонтанный характер, сопровождается перепадами состояния активности. Способность проявлять волевые усилия в достижении целей (интернальность) может смениться неверием в свои возможности и зависимостью от внешних факторов (экстернальность). В этом случае регуляторный компонент необходимо корректировать в сторону уменьшения значения показателя экстернальности и увеличения значения переменной интернальности.
Трудности, представленные переменными операциональными и личностными трудностями, имеет низкие значения по обеим переменным. Однако воздействие на этот компонент, даже при невысоких показателях, необходимо планировать и осуществлять, так как постоянные изменения в профессиональной сфере требуют коррекции в структуре организованности, что может вызывать новые трудности операционального и личного плана.
Предварительные результаты позволили сформулировать основные направления коррекционной работы.
Планировалось повысить показатель переменной общественные цели установочно-целевого компонента. В структуре мотивационного компонента повысить значение как социоцентрической, так и эгоцентрической переменной, как фактора влияющего на самоактуализацию и профессиональный рост. В продуктивном компоненте увеличить показатели переменных предметности - субъектности как факторов, влияющих на проявление организованности не только в коллективных делах, но и в отношении собственного развития, интеллектуального роста, повышения самоуважения и чувства уверенности.
В структуре инструментально-динамических компонентов необходимо снизить показатели переменной аэнергичности (динамический компонент) как фактора, снижающего способность проявлять активность и организованность. Эмоциональный компонент можно откорректировать по переменной стеничности, увеличив этот показатель. Переменную интернальность,
регуляторного компонента необходимо увеличить, а показатель экстернальности снизить. Компонент трудности имеет невыраженные показатели переменных личностные и операциональные трудности. Необходима коррекция компонента трудностей в сторону уменьшения показателей, чтобы повысит эффективность реализации организованности в целом.
После проведения тренинговой работы статистически значимые различия выявлены по переменным: общественные цели (установочно-целевой компонент), социоцентричности-эгоцентричности (мотивационный компонент), осведомленности (когнитивный компонент), предметности-субъект-ности (продуктивный компонент), энергичности-аэнергичности (динамический компонент), стеничности (эмоциональный компонент), экстернальности (регуляторный компонент) и по переменным операциональные-личност-ные трудности (рефлексивно-оценочный).
После тренинга увеличились показатели переменных - общественые и личностные цели установочно-целевого компонента.
Динамику развития мотивационного компонента отражают увеличение значений переменных социоцентричности-эгоцентричности. Значительные изменения заметны в переменной эгоцентричности. В целом, можно говорить о формировании более сбалансированного соотношения социоцентри-ческих и эгоцентрических мотивов после проведения коррекции. Чувство долга, желание приносить пользу коллективу, близким людям уравновешено признанием важности личных мотивов, связанных с желанием самоактуали-зироваться, стремлением улучшить качество личной жизни.
Когнитивный компонент и его переменные - осмысленность, осведомленность также изменились. Относительно высокий показатель переменной «осмысленность» увеличился.
Продуктивный компонент и переменные предметность субъектность характеризовались изначально более высоким показателем переменной предметности и низким показателем переменной субъектности. После тренинга показатели изменились. Статистически значимым явилось увеличение значений обеих переменных. Такие изменения влекут за собой более сбалансированный подход в планировании и организованной реализации поставленных задач.
Динамический компонент характеризуется статистически значимыми изменениями переменных. Причем уровень энергичности повысился, а уровень аэнергичности снизился. В результате чего наблюдается повышение общего уровня активности в планировании, организации, контроля исполнения производственных задач и личных планов.
По эмоциональному компоненту и переменным стеничности-астенич-ности статистически значимые изменения наблюдаются по переменной сте-ничность. Уровень этой переменной возрос, что делает эмоциональный фон организованного поведения более позитивным и благоприятным.
Регуляторный компонент и переменные интернальность-экстерналь-ность изменились таким образом: переменная интернальность практически не изменила своего значения, статистически значимое понижение выявлено
только по переменной экстернальность, т. е. наблюдается преобладание активной саморегуляции. Выявлено уменьшение показателей личностных и операциональных трудностей. Эти изменения способствуют повышению чувства уверенности в своих силах, устойчивости к критике, и более динамичному развитию организованности.
Таким образом, анализ данных до и после тренинговых воздействий позволяет говорить, что изменения произошли не только в степени выраженности различных переменных организованности, но также и в психологической структуре организованности. Иными словами наблюдается не только увеличение степени выраженности организованности, но и происходит перестройка взаимосвязей различных переменных, что делает данное свойство более гармоничным и сбалансированным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лнцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. - М.: ИП АН СССР, 1982, с. 140-147.
2. Гольнева В.А. Психологический анализ организованности старших школьников в использовании внеурочного времени: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1966.
3. Джамша-Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол, наук. - М., 2004.
4. Ершова Р В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей: Автореф. Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1999.
5. Крутов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: УДН, 1988, с. 28-39.
6. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994, с. 9-23.
7. Кудинов A.B. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2005.
8. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: ЛГУ, 1989. - 191 с.
9. Николенко Д. Ф. Самооценка и самовоспитание студентами пединститута личностных качеств // Личность и деятельность. - М.: АПН, 1978.
10. Остапец Е.В. Индивидуально- психологическое консультирование мотивационного и когнитивного компонентов организованности личности // Проблемы современного образования. - М.: РУДН, 2005, с. 81-82.
М. Остапец Е.В. Психологические особенности организованности менеджеров // Индивидуальные различия и проблемы индивидуальности. - М. 2004, с. 17-1 А.
12. Промашкова И.А. Об ответственности как системном качестве личности студента // Студент на пороге XXI века. - М.: УДН, 1990, с. 42-47.
13. Судаков К.В. Мотивация как ведущий фактор системной организации целенаправ-
ленной деятельности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. -1976.-Вып. 4, с. 694-704.
14. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников,- М.: Просвещение, 1967. - 175 с.
15.Якобсон С.Г. Анализ психологической природы организованности как качества психологов // Материалы ¡1 Всесоюзного съезда общества психологов. - Вып. 5. -М.: АПН РСФСР, 1963, с. 34-37.
DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF DIFFERENT VARIABLES OF ORGANIZATION OF THE PERSONALITY DURING THE TRAINING PROCEDURE
E.V. OSTAPETS
The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University
6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia
The article deals with organization as the system property of the personality including its target, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory and reflexive-evaluative components. In the article the statistical estimation of the importance of different variables of organization before and after the correctional influences is analyzed.