УДК 93
Личман Б.В.
СПРОСИ СЕБЯ: ЗАЧЕМ ЖИВЕШЬ?
ЦЕЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЙ УПРАВЛЯЮТ ЧЕЛОВЕКОМ И РОССИЕЙ, ОБЪЯСНЯЮТ ПРОШЛОЕ
В государстве мировоззрение (идеология) одно, а в гражданском обществе мировоззрения разные, каждый человек определяет для себя свое место (цель) в мире, зачем он живет. Мысль рождает движение. По мировоззренческой цели жизни людей и цели идеологии государства строится жизнь, объясняется прошлое.
Ключевые слова: мировоззрение, наука, типология, объект, субъект, концепция, государство, гражданское общество.
* * *
Lichman B.V.
ASK YOURSELF WHY YOU LIVE. THE PURPOSE OF WORLD
VIEWS CONTROL A PERSON AND RUSSIA, EXPLAIN THE PAST
In the state's worldview (ideology) is one, and in civil society, the worldview is different, each person defines for themselves their place (purpose) in the world why does he live? Life is built according to the worldview goal of people's life and the goal of the ideology of the state, the past is explained.
Keywords: worldview, science, typology, object, subject, concept, state, civil society.
*
1. Цель твоего мировоззрения.
Спроси себя: зачем живешь?
Сегодня вопросы мировоззрения для людей - что-то непонятное. Опрос автором статьи студентов вузов об их мировоззрении вводит студентов в ступор. На вопрос, заданный студенту: "какое ваше мировоззрение, ваша цель жизни?" следует необычная реакция. Вначале продолжительное молчание, а потом стандартный ответ: «Посадить дерево». У студентов проблема с пониманием их мировоззрения. Вопрос: почему? Быть может, цель жизни студента - что-то сокровенное, и он о ней не говорит? Может быть, в школе их не научили, что мировоззрение индивидуально, а не коллективно? Спроси себя: зачем живешь? Мировоззрение рождает движение.
* *
2. По цели мировоззрения живет человек, строится жизнь в обществе
Мировоззрение это система взглядов человека на мир и его место (цель) в нем. Мировоззрение всегда нравственное, оценочное: хорошо или плохо. По цели жизни человека (места в мире) возникает система взглядов - познание мира, живет человек и строится жизнь в обществе. По критерию «мировоззренческая цель жизни отдельного человека» выявляется типология: религиозная, рациональная, локальная. Так, у одного человека мировоззренческая цель в жизни - это спасти Душу на пути движения к Богу, у другого мировоззренческая цель в жизни - это постоянное получение материальных благ в процессе своей деятельности. Мировоззренческая цель в жизни у третьего человека - гармония с окружающей Природой, прежде все-
ОБЩЕСТВО
го здоровье свое и своих близких, продление жизни.
Цели мировоззрений (истины) недосягаемы и представляют вектор - путь вечного движения человека к ним. У человека три мировоззренческие цели-пути вечные, а другие цели человека не вечные, не постоянные, а временные. Исполнимые, временно желаемые, - это не мировоззренческие цели, а ложно мировоззренческие. Три мировоззренческие цели человека вечны, присущи ему (homo sapiens) изначально и пронизывают все эпохи: прошлое, настоящее, будущее.
3. Цели мировоззрений и наука
Система взглядов на мир с определением места (цели) человека в нем - это познание или наука о мире. В мировоззрении цель первична, а наука (познание цели) -вторична. Наука в цели мировоззрения: рождена целью, для познания цели.
4. По целям мировоззрений объясняют прошлое
Прошлое и человека связывает рассказ о прошлом, который включает четыре научные категории:
1) объективная категория исторический факт;
2) объективная категория историческое время;
3) объективная категория историческое пространство;
4) субьективная категория - объяснение человеком объективных категорий в логике одной из субъективных мировоззренческих целей.
Что такое научный рассказ о прошлом? Это особое логическое изложение событий прошлого, где по цели мировоззрения подбираются исторические факты в историческом времени и историческом пространстве, а затем фактам по цели мировоззрения дается оценка. Настоящее человека основывается на опыте человека в прошлом (извлекается мировоззренческий опыт [1].
5. По цели мировоззрения управляет государство
У государства мировоззренческая цель (идеология) всегда официально закреплена в его конституции как высшая цель государства или, иначе, национальная идея государства. В ХХ веке в России цели мировоззрений у государства менялись трижды.
1. Государственное религиозно-монархическое мировоззрение было до революции 1917 года. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея - это православная держава (православие, самодержавие, народность). В своей деятельности государство через мировоззрение своих подданных воплощало в жизнь религиозные идеи.
2. Государственное марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР 1977 года: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Цель, высшая ценность и национальная идея - это Коммунистическое общество. В своей деятельности государство воплощало рационально-общинные идеи в жизнь.
3. Государственное либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея - «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Цель, высшая ценность и национальная идея - это Человек с юридическими правами, защита индивида и его собственности. Согласно высшей конституционной ценности государство воплощает сегодня рационально-индивидуальные (собственнические) идеи в жизнь.
Любому государству (вчера, сегодня, завтра) нужно единомыслие граждан, единение граждан на платформе его конституции. Государственную историю с переносом государственной, конституционной цели на другое, прошлое, время, историю заказывает власть, а государственную исто-
рию пишут специалисты-историки. Мировоззрение для своей жизни люди получают через опыт - историю. Государство и сегодня через государственную общеобязательную историю (стандарт) и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) формирует, управляет мировоззрением своих граждан.
Пока будет существовать человек, будет существовать и цель жизни человека, определяемая его мировоззрением. Государственное мировоззрение, воплощенное в государственную историю, существует до тех пор, пока существует само государство. Проходит время, меняются государства с их мировоззрением и историей, приходит другое государство, другое государственное мировоззрение и другая государственная история [2].
6. Цели мировоззрений и естественное право
Согласно естественному праву человек имеет право на свое мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем. Люди разные, и у них разные мировоззренческие цели в жизни. Из целей мировоззрений вытекают и их мировоззренческие ценности.
Первая цель - движение человека к своему создателю и создателю мира Богу (религиозная).
Вторая цель - это польза для человека (рациональная). В христианстве первая и вторая цели представлены как Бог (Духовность) и мамона (богатство).
Третья цель - это жизнь в гармонии человека, его родных на территории проживания (локально-патриотическая).
Подробно о последней цели. Третья цель существовала всегда, но полно раскрылась и оформилась в российской исторической литературе (славянофилы, народники, евразийцы, этногенез) рубежа XIX- XX веков, вобрав в себя две цели: религиозную цель и рациональную (полезную) цель с приоритетом цели духовно-мыслительной (как было в глубокой древности).
Третья мировоззренческая цель - духовная и мыслительная, энергия и человек на территории. В отличие от господствующего сегодня рационализма это другой уровень мышления (мыслительная способность и мозг - РАЗУМ вместо деловой полезности и работы). Наука в мировоззренческой цели - это не познание полезного для человека, а познание человека в Природе. Цель мировоззрения связана с космосом и территорией - это движение Природы, которая включает долголетие и счастье всех людей на территории проживания народа, самого человека на этой территории. Сегодня объясняет место человека в Природе (биосфера, ноосфера, пассионарность) локальный исторический процесс в фундаментальных трудах академика, биогеохимика В.И. Вернадского и в научных трудах, учебнике географа и историка Л.Н. Гумилева.
7. Отношение целей мировоззрений друг к другу
По цели мировоззрения разные. Каждая мировоззренческая цель (точка зрения): религиозная, рациональная, локальная - исключает другую мировоззренческую цель, считая ее ложной по цели и ее научным объяснениям.
Например, возьмем ныне господствующее в мире рациональное мировоззрение (либерализм + марксизм). Здесь цель человека в жизни - это постоянное получение материальных благ в процессе его деятельности. Исходя из своей цели, рациональное мировоззрение вводит типологию полезности, которая классифицирует мировоззрения на научные (полезные) и ненаучные (неполезные). Научное - это только рационально полезное для получения материальных благ сегодня и завтра, а ненаучные мировоззрения - рационально не полезные: религиозное, локальное.
8. Цели мировоззрений в правовом государстве и гражданском обществе
Правовое государство и гражданское общество соотносятся как форма и содержание с разными целями. Государство по сво-
ОБЩЕСТВО
ему назначению - властная политическая организация (регулирует общественные отношения), тоталитарное в реализации своей воли (одномировоззренческое - правовое), а гражданское общество по своему назначению создает блага в правовом поле государства и демократическое в мышлении (многомировоззренческое) [3]. По действующей либеральной Конституции Российской Федерации 1993г. гражданское общество первично, а государство - вторично. Государство - производное от гражданского общества и служит ему. Общество ставит задачи, а государство, организация, их выполняет. Условием существования и развития гражданского общества является мировоззренческая толерантность. Гражданское общество - это общество толерантности целей мировоззрений, где по мировоззрению большинства людей в государстве демократически решаются проблемы.
Вывод
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место (точка зрения -цель) в нем. По мировоззренческой цели формируется система взглядов, существует и развивается наука, создаются государства, строится жизнь в обществе, интерпретируется настоящее и прошлое, прогнозируется будущее. По мировоззренческой цели классифицируются три типологии мировоззрения: религиозное, рациональное, локальное. Три мировоззрения вечные, а вот носители
мировоззрений разные. Они временны, непостоянны, могут менять цели. По мировоззренческой цели существовали и существуют государства: религиозные, рациональные (марксистские и либеральные), локальные.
Три цели мировоззрений охватывают настоящее и прошлое, и каждая цель «предлагает» свои мировоззренческие проекции из настоящего в будущее.
Предлагаю проекцию из прошлого и настоящего в будущее по цели мировоззрения автора. Можно предположить, что в мире меняется господство рационального мировоззрения на господство локального мировоззрения. Возможно, в сторону господства локального мировоззрения в мире дрейфуют сегодня великие державы: Индия, Китай, США, Россия. Возможно, эра глобально - рационального мировоззрения заканчивается. Человек в результате процесса бесконечного механически полезного не захочет стать бездуховным, роботом - стать не человеком. Можно допустить, что бездумная гонка в прогрессе и борьба за накопление материальных благ ведет к гибели человека в Природе.
Исходя из целей мировоззрений людей, можно предположить и другие проекции из прошлого и настоящего в будущее.
Главное в понимании человеком, что цели мировоззрений правят людьми и миром, объясняют прошлое. Прав О. Конт, утверждая: «Идеи управляют миром и вертят им, мысли рождают движение!»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. История России. Теории изучения. Учебное пособие // Под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург. Изд-во «СВ-96», 2001.
2. Личман Б.В. Цель государства - цель государственного мировоззрения в истории России: вчера, сегодня, завтра // Социально-политические науки. 2017. №6.
3. Руденкин В.Н. Гражданское общество в России: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.
REFERENCES
1. Istoriya Rossii. Teorii izucheniya: Uchebnoye posobiye // Pod red. prof. B.V. Lichmana. Yekaterinburg. Izd-vo «SV-96», 2001.
2. Lichman B.V. Tsel' gosudarstva tsel' gosudarstvennogo mirovozzreniya v istorii Rossii: vchera, segodnya, zavtra // Sotsial'no-politicheskiye nauki. 2017. №26.
3. Rudenkin V.N. Grazhdanskoye obshchestvo v Rossii: istoriya i sovremennost'. Yekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2002.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ЛИЧМАН Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой исторических дисциплин Уральского университета - института экономики, управления и права (УУИЭУиП), Заслуженный работник высшей школы РФ, член Научно-методического совета по истории при Министерстве образования и науки РФ, г. Екатеринбург.
E-mail: [email protected]