Научная статья на тему 'Цели мировоззрений и история. Цель государства (национальная идея) в современной России и "Переписывание истории", "трудные вопросы истории". Общество мировоззренческой толерантности'

Цели мировоззрений и история. Цель государства (национальная идея) в современной России и "Переписывание истории", "трудные вопросы истории". Общество мировоззренческой толерантности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2076
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / HISTORICAL PROCESSES / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕЛЬ / PURPOSE / ГОСУДАРСТВО / INTERPRETATION OF STATE / ИНТЕРПРЕТАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / VISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Личман Б. В.

Мировоззрение это система взглядов человека на мир и его место в нем. Мировоззрение большинства граждан заключено в Конституции как цель государства или, иначе как национальная идея. Мировоззрение государства (любой организации), в отличие от мировоззрения одного человека, называют идеологией. По мировоззренческой цели жизни человека и государства формируется система взглядов, существует и развивается наука, строится жизнь в обществе, объясняется история. Мировоззрения по цели классифицируются на: религиозные, рационалистические (марксистское и либеральное), локальные. При смене государством цели своего мировоззрения «переписывается» Конституция государства и его история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GOAL OF IDEOLOGIES AND HISTORY. THE PURPOSE OF THE STATE (THE NATIONAL IDEA) IN MODERN RUSSIA AND “REWRITING, DIFFICULT QUESTIONS OF HISTORY.” PHILOSOPHICAL SOCIETY OF TOLERANCE

Worldview a system of human views on the world and its place in it. The world view of the majority of citizens is contained in the Constitution as the goal of the state otherwise national idea. The worldview of the state (any organization), unlike the worldview of one person, is called ideology. According to the ideological goal of human life and the state formed a system of views, there is and develops science, built life in society, explains the history. Worldview according to their purpose are classified into three types: religious, rationalist (Marxist and liberal), local. When changing government targets Outlook for new goals worldview “rewritten” history.

Текст научной работы на тему «Цели мировоззрений и история. Цель государства (национальная идея) в современной России и "Переписывание истории", "трудные вопросы истории". Общество мировоззренческой толерантности»

УДК 93

Личман Б.В.

ЦЕЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЙ И ИСТОРИЯ. ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВА (НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ) В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И «ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ», «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ». ОБЩЕСТВО МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем. Мировоззрение большинства граждан заключено в Конституции как цель государства или, иначе как национальная идея. Мировоззрение государства (любой организации), в отличие от мировоззрения одного человека, называют идеологией. По мировоззренческой цели жизни человека и государства формируется система взглядов, существует и развивается наука, строится жизнь в обществе, объясняется история. Мировоззрения по цели классифицируются на: религиозные, рационалистические (марксистское и либеральное), локальные. При смене государством цели своего мировоззрения «переписывается» Конституция государства и его история

Ключевые слова: исторические процессы, мировоззрение, цель, государство, интерпретации, гражданское общество.

л л л

Lichman B.V.

THE GOAL OF IDEOLOGIES AND HISTORY. THE PURPOSE OF

THE STATE (THE NATIONAL IDEA) IN MODERN RUSSIA AND "REWRITING, DIFFICULT QUESTIONS OF HISTORY". PHILOSOPHICAL SOCIETY OF TOLERANCE.

Worldview - a system of human views on the world and its place in it. The world view of the majority of citizens is contained in the Constitution as the goal of the state otherwise national idea. The worldview of the state (any organization), unlike the worldview of one person, is called ideology. According to the ideological goal of human life and the state formed a system of views, there is and develops science, built life in society, explains the history. Worldview according to their purposeare classified into three types: religious, rationalist (Marxist and liberal), local. When changing government targets Outlook for new goals worldview "rewritten" history.

Keywords: historical processes, vision, purpose, interpretation of State, civil society

А

Теоретические и методологические основы цели мировоззрений и истории

Что такое мировоззрение и псевдомировоззрение? Смысл жизни человека определяет его мировоззрение. Мировоззрение -это система взглядов человека на мир и его место в нем. Псевдомировоззрение - это

А *

временное и достижимое желание человека, которое определяет его сущность. В рамках мировоззрения, смысла жизни человека возникает система взглядов, существует и развивается наука, строится жизнь в обществе. В мире согласно мировоззренческой цели человека существуют три мировоз-

зрения. У одного человека мировоззренческая цель в жизни - это спасти Душу на пути движения к Богу. У другого человека мировоззренческая цель в жизни - это постоянное получение материальных благ в процессе деятельности. Мировоззренческая цель в жизни у третьего человека гармония в окружающей Природе, и прежде всего гармония, здоровье своих близких и себя. Эти три мировоззренческие цели вбирают в себя все кратковременные желания человека, или псевдомировоззрения. Мировоззренческие цели недосягаемы и представляют вектор вечного движения человека к ним. Три мировоззренческие цели вечны, другие цели человека не постоянные, а временные и исполнимы - временно желаемые, псевдомировоззренческие цели. Вечные мировоззренческие цели (три) были, есть и будут пронизывать исторические эпохи. По вечным целям и классифицируются мировоззрения

Что такое история и наука? Под историей понимается прошлое, рассказанное человеком Прошлое и человека связывает рассказ о прошлом или познание и интерпретация прошлого человеком. Прошлое - объект, познаваемый субъектом. Прошлое как познаваемый объект имеет три научные категории: историческое время, историческое пространство, исторический факт (событие). Человек, руководствуясь своим мировоззрением, научно познает объект и научно объясняет объект. Познание мира происходит в рамках субъективного мировоззрения человека. История познается и объясняется через цель жизни человека и последующие дела в достижении этой цели. Цель, перенесенная на прошлое, определяет вектор движения к ней или процесс. Исторический процесс - логика движения в причинно-следственной связи фактов (событий) к мировоззренческой цели. Прошлое по разной мировоззренческой цели человека имеет три исторических процесса: религиозный, рационалистический (глобально прогрессивный), локальный

Наука - это вид, область человеческой деятельности, которая направлена на получение знаний о мире. Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Мировоззрение первично, а наука вторична. Наука - это познание на пути к мировоззренческой цели человека Наука как познание мира действует и развивается в пути к недосягаемой цели каждого из трех мировоззрений. В государстве и обществе господствующее мировоззрение объявляется единственно научным, при этом мировоззренческое, научное и объективное становятся словами-синонимами.

Что такое методология истории? Методология истории это мировоззренческая цель жизни человека в прошлом и пути ее познания. У разных людей мировоззренческие цели в жизни разные. Отсюда, каждый исторический процесс (религиозный, рациональный, иначе глобально прогрессивный и локальный) имеет свою методологию истории.

Мировоззрение определяет методологию, так как в методологии мировоззрение первично, а научные методы познания вторичны и подчинены первому

В чем первично? Отличаются методологии исторических процессов по мировоззренческой цели и по пути познания этой цели. По мировоззренческой цели: или а) Душа и Бог, или б) материальные блага, или в) долголетие в гармонии По пути познания цели: мировоззренческой логики объяснения исторических фактов (причинно-следственной связи), понятийному аппарату, согласно цели определения этапов истории, мировоззренческим оценкам фактов, опытом пути движения к цели, мировоззренческим выводам.

В чем вторично? Общим для всех методологий исторических процессов являются методы познания объекта, которые присущи всем наукам: дедукции, индукции, абстрагирования, моделирования, статистики, причинно-следственный (исторический), классификации и другие [1].

Методологии исторических процессов называют еще концепциями истории Почему? В энциклопедиях понятие «концепция» определяется как «система взглядов человека на что-нибудь», а понятие «мировоззрение» определяется как «система взглядов человека на мир и свое место в нем»». В понятии «концепция» меняем неопределенное слово «что-нибудь» на конкретные слова «мировоззренческая цель жизни» Получаем: если в системе взглядов - концепции цель познания - смысл жизни человека (спасение Души, получение материальных благ, долголетие), то эта концепция является мировоззренческой. Мировоззренческая концепция истории является мировоззренческим историческим процессом, или методологией конкретного исторического процесса

«Переписывание истории». Мировоззренческие концепции в конституции государства

«Переписывание истории» - это смена одной государственной мировоззренческой концепции (она же является государственной мировоззренческой концепцией истории) на другую государственную мировоззренческую концепцию. У нас в стране на протяжении XX века три раза менялась государственная концепция истории, три раза государством «переписывалась история». Государственная концепция истории всегда официально закреплена в конституции государства как высшая цель государства или, иначе, его национальная идея.

Государственное религиозно-монар-хическое мировоззрение было до революции 1917 года. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея - это Божественная держава (православие, самодержавие, народность). Государство через религиозно-монархичес-кое мировоззрение интерпретировало историю России и прививало, формировало религиозное мировоззрение подданных.

Государственное марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР 1977 года: «Высшая цель Советского государства построение бесклассового коммунистического общества». Цель, высшая ценность и национальная идея - это коммунистическое общество. Государство через марксистское мировоззрение интерпретировало историю России и прививало, формировало марксистское мировоззрение граждан.

Государственное либеральное мировоззрение закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г В государстве цель, высшая ценность и национальная идея: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства». Цель, высшая ценность и национальная идея это Человек с юридическими правами, защита индивида и его собственности. Государство через либеральное мировоззрение сегодня интерпретирует историю России и сегодня прививает, формирует либеральное мировоззрение своих граждан.

Любому государству (вчера, сегодня, завтра) нужно единомыслие граждан, их единение на платформе конституции. Государственную историю с переносом государственной, конституционной, цели на другое, прошлое время, историю заказывает власть, а государственную историю пишут специалисты-историки. Государство через государственную общеобязательную историю управляет мировоззрением своих граждан.

Пока будет существовать человек, будет существовать и цель его жизни, определяющая его мировоззрение. Государственное мировоззрение, государственная история существуют до тех пор, пока существует само государство. Проходит время, меняются государства с их мировоззрением и историей, приходит другое государство, другое государственное мировоззрение и другая государственная история [2]

Фальсификация и «трудные вопросы». Проблема современной концепции истории России

В конце XX века смена марксистского мировоззрения либеральным закреплено в Конституции Российской Федерации 1993 г Так, в статье 2 главы I «Основы конституционного строя» говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Все последующие статьи Конституции подчинены второй статье. В ст 13 говорится: «1 В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». (Считаем, что понятие «политическое мировоззрение государства», в действии равно понятию «идеология» )

Если выстроим по подчиненности стьи 2 и 13, то увидим, что идеологическое многообразие и далее политическое многообразие, многопартийность ст 13 основывается на либеральном мировоззрении (человек - высшая ценность государства) ст. 2. Все статьи Конституции РФ подчинены или вытекают из смыслового содержания ст. 2, определяющую либеральную цель, либеральную национальную идею государства.

Во времена перестройки (1987-1993 гг.) отказ от марксистской мировоззренческой цели сопровождался поиском новой мировоззренческой цели. Очень популярной стала демократическая идея о гражданском обществе с «деидеологизации государства и общества». Эта идея была воплощена в ст. 13 Конституции РФ 1993 года С середины 1990 годов Министерство образования РФ в соответствии с Конституцией государства стало давать свой гриф на (государственном уровне рекомендовало учебным заведениям) учебники с разной мировоззренческой целью, объясняющих историю России.

Появились первые учебники, которые по мировоззренческой цели своих авторов интерпретировали историю России и давали разные мировоззренческие оценки событиям. Это были интерпретации с разными мировоззренческими целями: интерпретации с позиций цели локального мировоззрения (учебник для школ 8-11 класс Л.Н. Гумилева) [3]; интерпретации с позиций цели либерального мировоззрения (учебник для вузов Н. Верта [4] и учебник для школ И.Н. Ионова) [5]; интерпретации с позиций цели марксистского мировоззрения (учебник для вузов Ш.М Мунчаева) [6] Учебники с разными мировоззренческими интерпретациями истории России, в том числе и религиозными, наполнили страну Процесс создания учебников целенаправленно регулировался государством. Разномиро-воззренческое обучение истории проводилось Министерством образования в соответствии со ст. 13 Конституции РФ. Так, в середине 1990 годов обучение истории в школах страны было разбито на два уровня или на два концентра. Была введена двухуровневая концентрическая система изучения истории в школе Первый концентр (5 -9 класс) изучал событийную историю России, а второй концентр (10 - 11 класс) раз-нотеоретическую, аналитическую, основанную на событиях, фактах, изученных в млад-ших классах. Следующий этап двухуровневого обучения истории в школе - это создание сводного мировоззренческого учебника. Министерство образования РФ на Всероссийском конкурсе учебников по истории в 2000 году дало призовое место первому разномировоззренческому (аналитическому) учебнику для вузов «Многоконцептуальная история России» [7] По условиям Всероссийского конкурса учебник получил гриф Министерства образования, а затем был переиздан в 2001 году массовым тиражом [8].

На рубеже XX - XXI веков у государства «при переписывании истории» ВОЗНИКЛИ две проблемы с ее интерпретацией

Первая проблема - псевдо миро воззрение, псевдонаука и фальсификация истории.

Многомировоззренческое реформирование государством изучения истории в стране проходило на основе конституционной (ст. 13) деидеологизации истории, и тогда в процессе деидеологизации «вместе с водой выплеснули и ребенка». Выразилось это в ТОМ, что из методологии истории убрали главное - мировоззрение и ее цель. Методология без мировоззрения или с объединенным (философским) мировоззрением стала называться «философской интеграционной формой». Тогда в истории начался период псевдомировоззрения и псевдонауки, фальсификации истории. Главным в истории стал факт, а не его интерпретация. Факт «голый» и он себя не интерпретирует А интерпретация - это объяснение факта в логике одной из мировоззренческих цели. Без мировоззренческой цели в ее причинно- следственной, интерпретационной связи фактов история стала необъяснима. Вне исторического времени с мировоззренческими целями возникло великое множество непонятно как интерпретируемых фактов. История стала состоять из мини-историй с многочисленными целями. Множились фальсификации в исторических трудах, не имеющих мировоззренческих целей с псевдонаучным содержанием, нелогичные во времени исторические фантазии и политические конструкции с встроенными в них фактами ИЛИ придуманными фактами истории.

Вторая проблема - национальная идентичность и эклектика. Любое мировоззрение имеет крайности. А грубая, крайняя проекция пришедшего с Запада мировоззренческого либерального исторического процесса на прошлое России вызвало неприятие либеральной истории в обществе. Пример этому статья «Фальсификация истории как мировоззрение Запада» [9]. В контексте крайности мирового либерального исторического процесса России отводилась незавидная роль в мире.Государство вынуждено обратить внимание на враждебные, оценочные интерпретации истории России. Для Российского государства в ли-

беральном объяснении недалекого прошлого со стороны Запада возникла угроза пересмотра итогов Второй мировой войны Государство риняло меры против враждебной интерпретации истории России Указом президента России Д. Медведева в 2009 году была создана комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России.

Президент России В. Путин в 2013 году поручил написать учебник по истории России в единой оценочной логике преподавания истории на всех ее этапах Концепция истории России стала создаваться при прямом участии высшего руководства страны. В. Путин в 2014 году провел совещание с разработчиками единой концепции учебника по истории. Руководитель группы разработчиков концепции истории Председатель Государственной Думы С. Нарышкин на совещании рассказал о проблемах, решаемых разработчиками концепции. Он выделил ключевую проблему: «Впервые удалось составить перечень так называемых трудных вопросов, связанных с различным восприятием, различной трактовкой различных фактов и событий нашей истории И само существование этих трудных вопросов явилось, пожалуй, самой большой преградой и барьером к подготовке условно единого учебника». С. Нарышкин акцентировал: «Повторяю, условно единого учебника, и по большинству так называемых трудных вопросов удалось найти компромиссные формулировки» [10]. Председатель Государственной Думы сравнил создаваемую концепцию с «общественным договором» [10]. Возникает вопрос: что С. Нарышкин понимал под «общественным договором» с «компромиссными формулировками»»? Возможно, что общественный договор - это договорная эклектика мировоззренческих интерпретаций (с разных сторон), понимаемая как «трудные вопросы»? Вскоре Министерство образования и науки утвердило Концепцию нового учебного методического комплекса по Отечественной истории с включением в него Историко-

культурного стандарта с приоритетом в стандарте человека. А приоритет человека, индивида с собственностью - это либеральное мировоззрение. Затем в мировоззренческой оценочной логике (с национальной идентичностью) были составлены вопросы по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) для выпускников школ История в преподавании и оценка ее фактов стала единомировоззренческой в государстве. История России сегодня преподается согласно ст. 2 Конституции РФ с позиций единого мирового либерального исторического процесса с национальной идентичностью В школах страны двухуровневое изучение истории (два концентра: один, для младших классов, событийный, второй, для старших классов, аналитический, мировоззренческий) было упразднено. Была введена линейная одномировоззрен-ческая система преподавания истории (5 -11 классы) с «трудными вопросами».

Подведем итог Ныне историю России государство интерпретирует в единой логике «либерально-национальной идентичности» с «трудными вопросами». А «трудные вопросы» - это интерпретации разных мировоззрений, «встроенные» в либеральное мировоззрение, либеральный исторический процесс.

Мировоззрения и общество мировоззренческой толерантности

Согласно естественному праву человек имеет право на свое мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем. Люди разные, и у них разные мировоззренческие цели в жизни. Из целей мировоззрений вытекают их мировоззренческие ценности.

Первая цель - движение человека к своему создателю и создателю мира Богу (религиозная).

Вторая цель - это польза для человека (рациональная). В христианстве первая и вторая цели представлены как Бог и мамона.

Третья цель - это жизнь в гармонии человека, его родных на территории проживания (локально-патриотическая).

Подробно о последней цели. Она существовала всегда, но полно раскрылась и оформилась в исторической литературе (славянофилы, народники, евразийцы, этногенез) на рубеже XIX- XX веков, вобрав в себя религиозную и рационалистическую цели с приоритетом духовной (как было в глубокой древности).

Третья мировоззренческая цель наверное, цель энергетическая (другой уровень мышления - мыслительная способность вместо деловой полезности), тесно связана с Космосом и территорией - это движение к Природе, которая включает долголетие и счастье всех людей на территории проживания народа, самого человека на этой территории, движение человека на территории к Богу и или к мадоне. Сегодня объясняет цель и движение человека к Природе локальный мировоззренческий процесс в фундаментальных трудах академика, биогеохимика В.И. Вернадского и в научных труцах, учебнике географа и историка Л.Н Гумилева.

По цели мировоззрения разные Их три. Каждая мировоззренческая цель исключает другую, считая ее ложной, псевдоцелью со своим псевдонаучным объяснением

По действующей либеральной Конституции Российской Федерации 1993 г, гражданское общество первично, а государство вторично Государство - производное от общества и служит ему. Общество ставит задачи, а государство - организация - их выполняет. Условием существования и развития гражданского общества является мировоззренческая толерантность. Гражданское общество - это общество мировоззренческой толерантности Наряду с официальной государственной историей в гражданском обществе существует и развивается многомировоззренческая (многоконцептуальная) история.

Вывод

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем. По мировоззренческой цели формируется система взглядов, существует и развивается наука, создаются государства, строится жизнь

в обществе, объясняется прошлое. В мировоззрении главное - ее цель. По мировоззренческой цели классифицируются три мировоззрения: религиозное, рационалистическое, локальное. Три мировоззрения вечные, а вот носители мировоззрений разные Они временно непостоянны, могут менять цели По мировоззренческой цели существовали и существуют государства: религиозные, рационалистические (марксистские и либеральные), локальные.

Возможны мировоззренческие проекции из настоящего в будущее. Можно предположить, что по меняющейся ми-

ровоззренческой цели в сторону локального мировоззрения дрейфуют сегодня великие державы мира: США, Китай и Россия. Возможно, эра глобально-раци-онального (полезное = марксизм + либерализм) мировоззрения заканчивается. Но возможно предположить и другое. Главное в понимании - что цели мировоззрений правят миром. Что делать людям с разными мировоззрениями в этой ситуации? Тупик? Нет Выход в создании общества мировоззренческой толерантности, в демократическом решении возникающих вопросов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Личман Б В Современная история: теория и методология многоконцептуальной истории России // Социально-политические науки. 2017. №5.

2 Личман Б В Цель государства цель государственного мировоззрения в истории России: вчера, сегодня, завтра// Социально-политические науки. 2017. №6.

3 Гумилев Л.H От Руси до России Очерки по русской истории. 8 -11 кл. : Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. A M. Панченко. M : Дрофа; Наталис, 1996

4. Верт H История Советского государства 1990 - 1991гг. / Пер с фр. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.

5 Ионов И Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в : Учебн. кн для 10-11 кл общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 1995.

6 Мунчаев Ш.М , Устинов В.M История России: Учебник для вузов M , 1998

7. Много концептуальная история России Книга I С древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие/Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Пзд-во «СВ-96», 2000.

8. История России Теории изучения: Учебное пособие / Под ред проф. Б.В. Личмана Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001.

9. Понамарева Е. Фальсификация истории как мировоззрение Запада, https:// www.fondsk.ru/news/2015/06/24/falsifikacia-istorii-kak-niirovozzrenie-zapada-3 3 981. html

10 Выступление С. Нарышкина // Стенограмма встречи Президента РФ В. Путина С разработчиками Концепции нового учебника истории, 16 января 2014 года, https://ria.ru/ society/20140116/989591544.html

REFERENCES

1. Lichman В. V. Sovremennaya istoriya: teoriya i metodologiya mnogokontseptual'noy istorii Rossii. // Sotsial'no-politicheskiye nauki. 2017. № 5.

2. Lichman В V. Tsel' gosudarstva - tseP gosudarstvennogo mirovozzreniya v istorii Rossii: vchera, segodnya, zavtra// Sotsial'no-politicheskiye nauki. 2017. №6.

3 Gumilev L.N. Ot Rusi do Rossii. Ocherki po russkoy istorii. 8 - 11 kl : Posobiye dlya obshcheobrazov. uchebn. zavedeniy /Pod red. A.M. Panchenko. M : Drofa; Natalis, 1996.

4. Vert N. Istoriya Sovetskogo gosudarstva 1990 - 1991 / Per. s fr. M.: Progress: Progress-Akademiya, 1992.

5 Ionov I N. Rossiyskaya tsivilizatsiya, IX - nachalo XX v.: Uchebn. kn. dlya 10-11 kl. obshcheobrazov. uchrezhdeniya M.: Prosveshcheniye, 1995

6 Munchayev SH. M.( Ustinov V. M Istoriya RossiiAUchebnikdlyavuzov M1998.

7. MnogokontseptuaPnaya istoriya Rossii. Kniga I. S drevneyshikh vremen do kontsa XIX veka Uchebnoyeposobiye/Pod red. B.V. Lichmana. Yekaterinburg: Izd-vo «SV-96», 2000.

8 Istoriya Rossii. Teorii izucheniya. Uchebnoye posobiye / Pod red prof B.V. Lichmana. Yekaterinburg: Izd-vo «SV-96», 2001.

9. Ponamareva Ye. Fal'sifikatsiya istorii как mirovozzreniyeZapada. https://www.fondsk.ru/news/ 2015/06/24/falsifikacia-istorii-kak-mirovozzrenie-zapada-33981 .html

10. Vystupleniye S Naryshkina // Stenogramma vstrechi Prezidenta RF V. Putina s razrabotchikami Kontseptsii novogo uchebnika istorii? 16 yanvarya 2014 goda. https://ria.ru/society/20140116/ 989591544. html

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЛИЧМАН Борис Васильевич, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования. Уральский государственный экономический университет, город Екатеринбург.

E-mail: [email protected]

Рецензент:

Заслуженный работник высшей школы РФ,

доктор исторических наук, профессор В.Д Камынин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.