Научная статья на тему 'Мировоззрение. Интерпретация истории по цели жизни'

Мировоззрение. Интерпретация истории по цели жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
431
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕЛЬ / НАУКА / ТИПОЛОГИЯ / ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Личман Борис Васильевич, Камынин Владимир Дмитриевич, Коноплева Лариса Александровна

В государстве мировоззрение (идеология) одно, а в гражданском обществе мировоззрение разное, каждый человек определяет для себя свое место (цель) в мире зачем он живет. По мировоззренческой цели жизни людей и цели идеологии государства строится жизнь, объясняется прошлое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLDVIEW IS THE INTERPRETATION OF HISTORY BY YOUR PURPOSE OF LIFE

In the state's worldview (ideology) is one, and in civil society, the worldview is different, each person defines for themselves their place (purpose) in the world why does he live? Thought breeds movement. According to the worldview of the purpose of life and the purpose of the ideology of the state life is built, explains the past.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение. Интерпретация истории по цели жизни»

Личман Б. В., Камынин В. Д., Коноплева Л. А.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ ПО ЦЕЛИ ЖИЗНИ

III. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 07.00.00)

14. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

14.1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ ПО ЦЕЛИ ЖИЗНИ

Личман Борис Васильевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Заслуженный работник высшей школы РФ

Место работы: Уральский федеральный университет им. Первого президента РФ Б. Н. Ельцина, город Екатеринбург; Уральский государственный экономический университет, город Екатеринбург

Камынин Владимир Дмитриевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. Первого президента РФ Б. Н. Ельцина, Заслуженный работник высшей школы РФ

Место работы: Уральский федеральный университет им. Первого президента РФ Б. Н. Ельцина, город Екатеринбург

Коноплева Лариса Александровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Уральского государственного экономического университета

Место работы: Уральский государственный экономический университет, город Екатеринбург

Аннотация: в государстве мировоззрение (идеология) одно, а в гражданском обществе мировоззрение разное, каждый человек определяет для себя свое место (цель) в мире - зачем он живет. По мировоззренческой цели жизни людей и цели идеологии государства строится жизнь, объясняется прошлое.

Ключевые слова: мировоззрение, цель, наука, типология, объект, субъект, история, государство, гражданское общество.

WORLDVIEW IS THE INTERPRETATION OF HISTORY BY YOUR PURPOSE OF LIFE

Lichman Boris V., doctor of historical Sciences, Professor, Professor of the Department of theory and history of international relations of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Honored worker of higher school of Russia

Place of employment: Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg; Ural State University of Economics, Ekaterinburg

Kamynin Vladimir D., doctor of historical sciences, professor, professor department of theory and history of international relations, Honored worker of higher school of Russia

Place of employment: Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

Konopleva Larisa A., PhD in historical Sciences, associate Professor, associate Professor of history and philosophy

Place of employment: Ural State University of Economics, Ekaterinburg

Abstract: in the state's worldview (ideology) is one, and in civil society, the worldview is different, each person defines for themselves their place (purpose) in the world - why does he live? Thought breeds movement. According to the worldview of the purpose of life and the purpose of the ideology of the state life is built, explains the past.

Keywords: worldview, science, typology, object, subject, history, state, civil society.

1. Цель твоего мировоззрения.

Сегодня вопросы мировоззрения для людей, что-то непонятное. Опрос студентов об их мировоззрении вводит их в ступор. На вопрос, заданный студенту, какое Ваше мировоззрение, Ваша цель жизни, следует необычная реакция. Вначале продолжительное молчание, а потом стандартный ответ: «посадить дерево». У студентов проблема с пониманием их мировоззрения. Вопрос, почему? Быть может, цель жизни студента что-то сокровенное, и он о ней не говорит? Может

быть, в школе их не научили, что мировоззрение индивидуально, а не коллективное.

Спроси себя, в чем цель - смысл твоей жизни.

2. По цели мировоззрения живет человек.

Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место (цель жизни) в нем. Мировоззрение всегда нравственное, оценочное: хорошо или плохо. По цели жизни человека (места в мире) возникает система взглядов: познание мира, жизнь человека и общества. По основанию «мировоззренческая цель жиз-

Социально-политические науки

5'2018

ни отдельного человека» выявляется типология: религиозная, рациональная, локальная. Так, у одного человека мировоззренческая цель жизни - это спасти Душу на пути движения к Богу, у другого человека мировоззренческая цель жизни - это постоянное получение материальных благ в процессе своей деятельности. Мировоззренческая цель жизни у третьего человека -гармония с окружающей Природой, и прежде всего, здоровье своих близких и себя, продление жизни.

Мировоззрение и желание разное. Цели мировоззрений (истины) недосягаемые и представляют вектор - путь движения человека к ним. У человека три мировоззренческие цели жизни вечные, а желания человека не вечные и в его жизни исполнимы. Три мировоззренческие цели человека жизни присущи ему (homo sapiens) изначально и пронизывают все эпохи: прошлое, настоящее и будущее.

3. По цели мировоззрения существует познание -наука.

Система взглядов на мир с определением места (цели жизни) человека в нем - это познание человеком мира или наука в мировоззренческом представлении человека о мире. В мировоззрении цель первична, а наука (познание цели) вторична. Наука в цели мировоззрения: рождена целью, для познания цели.

4. По цели мировоззрения объясняют прошлое.

Прошлое и человека связывает рассказ о прошлом,

который включает 4 научные категории.

1. Объективная категория - исторический факт.

2. Объективная категория - историческое время.

3. Объективная категория - историческое пространство.

4. Субъективная категория - объяснение человеком объективных категорий истории в логике одной из субъективных мировоззренческих целей.

Что такое научный рассказ о прошлом? Это особое логическое изложение событий прошлого, где по цели мировоззрения (движение к Богу, богатство, Природа-патриотизм) подбираются исторические факты в историческом времени и историческом пространстве, а затем фактам по цели мировоззрения (цели жизни автора труда) дается оценка и извлекается исторический опыт. [1]

5. По цели мировоззрения (идеологии) государство управляет обществом.

У государства мировоззренческая цель (идеология) всегда официально закреплена в его Конституции, как высшая цель государства, или иначе национальная идея государства.

В ХХ веке у государства в России три раза менялись цели мировоззрений.

1. Государственное религиозно - монархическое мировоззрение было до революции 1917 года. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея -это Православная Держава (Православие, Самодержавие, Народность). В своей деятельности государство через мировоззрение своих подданных воплощало религиозные идеи в жизнь.

2. Государственное марксистское мировоззрение закреплено в Конституции СССР 1977 года: «Высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества». Цель, высшая ценность и национальная идея, - это Коммунистическое общество. В своей деятельности государство воплощало рационально - общинные идеи в жизнь.

3. Государственное либеральное мировоззрение за-

креплено в Конституции Российской Федерации 1993г. В государстве цель, высшая ценность и национальная идея: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Цель, высшая ценность и национальная идея - это Человек с юридическими правами, защита индивида с собственностью. Согласно высшей Конституционной ценности государство воплощает сегодня рационально - индивидуальные (собственнические) идеи в жизнь.

Любому государству (вчера, сегодня, завтра) нужно единомыслие граждан, единение граждан на платформе ее Конституции. Государственную историю с переносом государственной, Конституционной цели на другое, прошлое время, историю заказывает власть, а государственную историю пишут специалисты - историки. Мировоззрение для своей жизни люди получают через опыт - историю. Государство и сегодня через государственную общеобязательную историю (стандарт) и единый государственный экзамен (ЕГЭ) формирует, управляет мировоззрением своих граждан.

Пока будет существовать человек, будет существовать и цель жизни человека, определяемая его мировоззрением. Государственное мировоззрение (идеология), воплощенное в государственную историю, существует до тех пор, пока существует само государство. Проходит время, меняются государства с их мировоззрением и историей, приходит другое государство, другое государственное мировоззрение и другая государственная история. [2]

6. Цели мировоззрений и естественное право.

Человек имеет естественное право на свое мировоззрение. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и его место в нем. Люди разные и у них разные мировоззренческие цели жизни. Из целей мировоззрений вытекают и их мировоззренческие ценности.

Первая цель - движение человека к своему создателю и создателю мира Богу (религиозная).

Вторая цель - это польза для человека (рациональная). В христианстве первая и вторая цели представлены как Бог (Духовность) и мамона (богатство).

Третья цель - это жизнь в гармонии человека, его родных на территории проживания (локально - патриотическая).

Подробно о последней цели. Третья цель существовала всегда, но полно раскрылась и оформилась в Российской исторической литературе (славянофилы, народники, евразийцы, этногенез) рубежа XIX- XX веков, вобрав в себя две цели: религиозную цель и рациональную (полезную) цель с приоритетом цели Духовно - мыслительной (как было в глубокой Древности).

Третья мировоззренческая цель - Духовно - мыслительная, Энергия и человек на территории. В отличие от господствующего с 18 века рационализма - это другой уровень мышления (мыслительная способность вместо деловой полезности). Наука в Духовно - мыслительной мировоззренческой цели - это не познание полезного для человека, а познание человека в Природе. Цель мировоззрения связана с Космосом и территорией - это движение Природы, которая включает долголетие и счастье всех людей на территории проживания народа, самого человека на этой территории. Сегодня объясняет место человека в Природе (биосфера, ноосфера, пассионарность) локальный исторический процесс в фундаментальных трудах академика,

Личман Б. В., Камынин В. Д., Коноплева Л. А.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ ПО ЦЕЛИ ЖИЗНИ

биогеохимика В.И. Вернадского и в научных трудах, учебнике географа и историка Л.Н.Гумилева.

7. Отношение целей мировоззрений друг к другу.

По цели мировоззрения разные. Каждая мировоззренческая цель: религиозная, рациональная, локальная исключает другую мировоззренческую цель, считая ее ложной по цели и ложной по ее научным объяснениям.

Например, возьмем ныне господствующее в мире рациональное мировоззрение (либерализм + марксизм). Здесь цель жизни - это постоянное получение материальных благ в процессе человеческой деятельности. Исходя из цели, рациональное мировоззрение вводит типологию полезности, которая классифицирует мировоззрения научные (полезные) и ненаучные (неполезные). Научное - это все то, что полезно для получения материальных благ сегодня и завтра. С позиций рационального мировоззрения (прогресса) не научными являются религиозное и локальное мировоззрения.

8. Цели мировоззрений в правовом государстве и в гражданском обществе.

Правовое государство и гражданское общество соотносятся как форма и содержание с разными целями. Государство, по своему назначению, - властная политическая организация (регулирует общественные отношения), тоталитарное в реализации своей воли (одно мировоззренческое - правовое), а гражданское общество, по своему назначению, создает блага в правовом поле государства и демократическое в мышлении (много мировоззренческое). [3] По действующей либеральной Конституции Российской Федерации 1993г., гражданское общество первично, а государство - вторично. Государство - производное от гражданского общества и служит ему. Общество ставит задачи, а государство -организация, их выполняет. Условием существования и развития гражданского общества является мировоззренческая толерантность. Гражданское общество -это общество толерантности целей жизни, где по мировоззрению большинства людей демократически решаются проблемы.

По мировоззренческой цели (цели жизни человека) формируется система взглядов, существует и развивается наука, создаются государства, строится жизнь в обществе, интерпретируется прошлое.

Список литературы:

1. История России. Теории изучения. Учебное посо-бие./Под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург. Изд-во «СВ-96»,2001.

2.Личман Б.В. Теория изучения истории России по мировоззрениям. // Социально-политические науки. 2018.№4.

3. Руденкин В.Н. Гражданское общество в России: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью д.и.н., проф. Личмана Б.В., д.и.н., проф. Камынина В.Д., к.и.н., доц. Коноплевой Л.А. «Мировоззрение. Интерпретация истории по цели жизни» Статья написана на актуальную тему. В статье поясняется, что не прогресс определяет жизнь человека и объясняет его прошлое, а разум. В нашей стране «гимн» прогрессу человечества заложен трудами: Ч. Дарвина «Происхождение видов» и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». С признания этих работ на государственном уровне история в нашей стране стала историей прогресса. Но наступил 21 век и стало очевидно, что механический прогресс человечества может привести к его гибели. А люди, определяя свою жизненную цель, не всегда мыслили категориями прогресса и распространяли их на прошлое.

Авторы считают, что во все века отношение к истории основано на мировоззрении людей. В познании истории человечества главное сам познаватель - человек. По мировоззренческой цели homo sapiens формируется система взглядов, существует и развивается наука, создаются государства, строится жизнь в обществе, интерпретируется настоящее и прошлое, прогнозируется будущее. Мировоззрения интерпретируют прошлое и разные цели жизни людей - это разные интерпретации прошлого. Рекомендую статью к печати.

Рецензент:

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры экономики связи, Уральского технического института связи и информатики (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникации и информатики

Мартюшов Л. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.