Научная статья на тему 'Спрос и предложение в системе муниципального образования (на примере г. Вологды)'

Спрос и предложение в системе муниципального образования (на примере г. Вологды) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головчин Максим Александрович, Гулин Константин Анатольевич

В статье приведен проблемный анализ состояния спроса и предложения на услуги, предоставляемые системой муниципальных образовательных учреждений г. Вологды. Особое внимание уделено вопросу необходимости организации маркетинговой работы по учету потребностей домохозяйств в соответствующих услугах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головчин Максим Александрович, Гулин Константин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спрос и предложение в системе муниципального образования (на примере г. Вологды)»

Социальные аспекты регионального развитая

т

79

УДК37.01(470.12)

Максим Александрович Головчин Константин Анатольевич Гулин

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере г. Вологды)

В статье приведен проблемный анали3 состояния спроса и предложения на услуги, предоставляемые системой муниципальных образовательных учреждений г. Вологды. Особое внимание уделено вопросу необходимое^ организации маркетинговой работы по учету потребностей ДОМОХОЗЯЙСТВ В с00тветствуюи^их Учугах.

Ускорение темпов развития общб~ ства в условиях глобализации требует скорейшего разрешения противор^-чий между образовательными резул!Г татами и спросом, который предъя#' ляют потребители (в лице государств^/ частных лиц, предприятий). Одним и3 важных принципов глобализации в сфере образования является его о!” крытость, подразумевающая способ-ность образовательных систем гибк^ реагировать на изменения текущей ситуации, помогать решать глобаль-ные проблемы средствами образова-ния и таким образом развиваться сз~ мим. Б рамках Болонского процесс^ этот вопрос решается за счет формгГ рования единого образовательного пространства. Еще одна главная со' ставляющая современного развитаД образования в мире - процесс децей' трализации национальных образов#-тельных систем, основой которого слу-

жит передача полномочий, в том числе финансовых, нижестоящим уровням управления образованием. Децентрализация нашла свое проявление и в укреплении автономности образовательных учреждений, расширении их самостоятельности в выборе методов и технологий преподавания1.

С целью повышения конкурентоспособности российского образования на мировой арене государственными структурами проводится ряд мероприятий. В 2005 г. по инициативе Президента РФ В. Путина был развернут приоритетный национальный проект в области образования, целями которого являются введение и распространение новых финансовых механизмов, а также развитие общественного участия

'Доклад Центрального комитета Профсоюза «Участие Профсоюза в осуществление образовательной политики в контексте современных мировых тенденций». - М., 2006.

в управлении образовательной системой. Федеральный закон «Об автономных учреждениях», который был принят 3 ноября 2006 г., дает право заведениям образования принимать решение о переходе в статус автономных, что позволит им привлекать финансовые средства помимо тех, которые поступают из государственною и муниципальных бюджетов2. Наличие подобных изменений говорит о том, что процессы глобализации все сильнее воздействует на систему образования России. В целях соответствия функционирования образовательного комплекса международным стандартам необходим учет в текущей образовательной политике спроса потребителей услуг учебных заведений.

Анализ спроса и предложения на услуги муниципальных образовательных учреждений г. Вологды является одним из этапов научно-исследовательской работы ВНКЦ ЦЭМИ РАН «Совершенствование управления муниципальным образовательным комплексом», выполняемой по заказу администрации г. Вологды.

Для изучения спроса на услуги муниципальных учреждений образования в первом квартале 2006 г. специалистами ВНКЦ ЦЭМИ РАН был проведен опрос среди представителей домохозяйств в разрезе пяти следующих целевых групп: родители воспитанников детских садов, учащихся начальных, средних, старших классов общеобразовательных школ и родители, чьи дети посещают учреждения дополнительного образования (выборка составила 2000 человек). Для анализа предложения соответствующих услуг использовались данные долговременных экспертных опросов руководителей учебных заведений областного центра.

2 Федеральный закон №174-ФЗ «Об автоном-

ных учреждениях» от 3 ноября 2006 г.

К ведению управления образования администрации г. Вологды в настоящее время относятся 150 муниципальных образовательных учреждений. По итогам аттестации семи из 73 дошкольных образовательных учреждений была присвоена высшая категория, 53 - вторая и 12 - третья. На их содержании находится 13 309 воспитанников. Общее количество учащихся в 39 средних образовательных школах г. Вологды составляет 29 476 человек, в трех коррекционных школах - 415 человек, в общеобразовательной школе-интернате №2 - 444 человека. 10 000 детей посещают 34 учреждения дополнительного образования (УДО).

По данным экспертных опросов, преобладающая часть руководителей (около 60%) оценивали финансовое состояние учреждений сферы образования города в 2004 - 2005 гг. как удовлетворительное (в 2002 г. - 34%). На этом фоне все более заметным становится снижение доли отрицательных оценок, которая по итогам 2005 г. составляла менее трети от общего их числа (в 2002 г. - 59%). Свидетельством улучшения финансового состояния муниципальных образовательных учреждений является рост бюджетных расходов на их содержание в период 2000 - 2005 гг. (табл. 1). В пересчете на одного воспитанника (учащегося) в 2005 г. приходилось на 80% средств городской казны больше, чем в 2000 г.

Современного качества образования невозможно достичь, не обеспечив учебные заведения кадрами, материально-техническими и информационными ресурсами. Несмотря на некоторое улучшение финансовых условий функционирования образовательного комплекса города, состояние финансово-материальной базы учебных заведений выступает сдерживающим

Таблица 1. Динамика расходов муниципального бюджета на учреждения образования г. Вологды

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Расходы в ценах текущего года (млн. руб. в год) 258,6 335,1 446,7 516,4 644,4 801,1

В % к 2000 г., в сопоставимой оценке 100 112 132 135 152 180

Расходы в ценах текущего года (на 1 учащегося руб./чел. в год) 4 888,5 6 519,5 9 042,5 10848,7 14 069,9 18 717,3

В % к 2000 г., в сопоставимой оценке 100 116 142 151 176 223

Источник: Районы Вологодской области. - Вологда, 2005.

фактором в развитии их услуг. Так, эксперты считают, что обеспеченность муниципальных образовательных учреждений оборудованием и инвентарем, средствами для стимулирования труда преподавателей и компьютерными технологиями не достигает и половины от необходимого уровня. По данным официальной статистики, в 2003/ 2004 учебном году в Вологодской области стоимость основных фондов учебных заведений составляла 13105 млн. руб., а их износ - 24%, в г. Вологде в 2005 г.

1610 млн. руб. и 37% соответственно3.

Объем дополнительных платных услуг, оказываемых учебными заведениями, является важным параметром оценки экономической активности образовательной отрасли в целом. В среднем по России в 2004 г. он был равен 122,1 млрд. рублей или 6,8% в общем

Анализ результатов опроса показывает, что на укрепление финансового состояния учреждения за счет расширения платных услуг рассчитывает четверть руководителей учебных заведений города. Еще 15% респондентов

3 Основные фонды организаций области. -Вологда, 2004.

весе платных услуг населению, в Вологодской области - соответственно 675,5 млн. руб. (на 33,9 млн. руб. меньше, чем в 2000 г.) и 5,9% (меньше на 12,8%)4.

О значимости дополнительных услуг говорит тот факт, что, по данным опроса родителей, в той или иной форме их получают более 70% воспитанников детских садов и учащихся школ на каждой ступени образования (табл. 2). При этом большая часть услуг (50% в ДО У, от 67 до 86% в школах) включена в систему дополнительного образования вне основных учебных заведений. Это указывает на возможность расширения системы предоставления образовательных услуг в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и необходимость координации их деятельности с учреждениями дополнительного образования.

считает, что значение этого источника будет одинаковым с другими источниками, и треть руководителей полагают, что влияние данной тенденции на финансовое состояние отрасли окажется несущественным. Эти данные

4 Статистический ежегодник Вологодской области. 2004 - Вологда, 2005.

Таблица 2. Где Ваш ребенок получает дополнительные образовательные услуги? (в % от числа опрошенных)

Вариант ответа Детские сады Начальные классы Средние классы Старшие классы

Не занимается нигде 24,6 20,9 26,7 28,8

В своем учреждении 28,4 24,1 18,3 19,3

Занимается с репетитором 9,2 16,7 28,1 48,5

В спортивной школе 8,2 11,5 10,8 6,3

В музыкальной школе 8,5 8,6 10,0 3,5

В кружке, секции 23,7 31,7 36,7 28,0

свидетельствуют о предрасположенности руководителей учреждений к организации и проведению подобной работы.

Основными факторами, сдерживающими развитие дополнительных образовательных услуг, наряду со слабой материально-технической базой (31%), руководители считают отсутствие соответствующих потребностей (19%) и низкую платежеспособность населения (63%). На наш взгляд, дело тут не столько в недостаточности спроса, сколько в недостаточности у руководителей учреждений информации о потребностях различных социальных групп в платных услугах, а у персонала - знаний и навыков их учета.

Судя по данным опроса, проведенного среди родителей воспитанников детских садов и учащихся школ, большинство потребителей образовательных услуг дают преимущественно позитивные оценки по следующим показателям: уровень профессионализма педагогов (от 80 до 98%), их отношение к ребенку (от 97 до 99%), микроклимат в детском коллективе (от 75 до 94%).

Заметную роль в структуре потребностей родителей старшеклассников в последнее время начинает играть качество подготовки к поступлению в учебное заведение профессионального образования. Так, по итогам исследования, проведенного ГУ-ВШЭ в

Неоднозначно оценивается качество питания и медицинского обслуживания. Если родители воспитанников дошкольных учреждений в основном высказывают позитивные суждения (от 76 до 88%), то в общеобразовательных школах доля положительных характеристик заметно меньше (от 48 до 54%). Это говорит о необходимости совершенствования работы медицинских кабинетов и пищеблоков в учебных заведениях города.

Наиболее острым вопросом функционирования учебных заведений, по мнению опрошенных, является уровень их материальных фондов. В целом около 40% родителей дошкольников считают недостаточной обеспеченность детских садов мягким инвентарем, около половины - предметами длительного пользования (табл. 3). Значительная доля (более 50%) родителей школьников считают недостаточной обеспеченность общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем и оборудованием. На первом месте среди потребностей в обновлении материальных фондов в учреждениях дополнительного образования стоит обеспеченность компьютерной техникой и Интернет-ресурсами.

2004 г., более 80% российских семей были ориентированы на получение детьми высшего образования 5. Тем не

5 Давыдова Е. А. Анализ рынка образовательных услуг в современной России // Экономика образования. - М., 2004. - № 5.

Таблица 3. Оценка родителями обеспеченности материальных фондов образовательных учреждений

(позиция «недостаточно обеспечены», в % от числа опрошенных)

Материальные фонды Детские сады Начальные классы Средние классы Старшие классы УДО

Спортивный инвентарь 25,1 51,8 54,8 55,5 44,7

Мягкий инвентарь 38,3 0,0 0,0 0,0 0,0

Предметы длительного пользования 47,4 0,0 0,0 0,0 0,0

Компьютерная техника 0,0 27,3 45,7 49,0 56,2

Библиотечные фонды 0,0 29,2 42,5 49,0 0,0

Музыкальные инструменты 0,0 0,0 0,0 0.0 43,5

менее в среднем и старшем звене общеобразовательных заведений г. Вологды преобладает доля родителей, которые лишь отчасти уверены в том, что их школа сможет надлежащим образом подготовить детей к поступлению в вуз. Удельный вес отрицательных оценок не превышает 10%.

Достаточно ощутимой также является доля родителей, которые считают уровень организации мероприятий в общеобразовательных школах города недостаточно высоким. Например, подобные характеристики приводит более трети родителей учащихся старших классов. На наш взгляд, активизация и совершенствование работы

Во мнениях родителей по вопросу о суммах, которые они готовы заплатить за дополнительные услуги специалистов, наметилось заметное различие. Так, например, родители дошкольников готовы платить воспитателю за дополнительные занятия 80 руб. (одно занятие), что составляет наибольшую сумму в сравнении с предполагаемой оплатой дополнительных услуг логопеда (66 руб.), психолога (65 руб.) и социального педагога (59 руб.; табл. 5). Причиной этого различия может быть

в этом направлении могло бы стать одной из возможностей привлечения дополнительных финансовых ресурсов в бюджеты школ.

В то же время анкетирование выявило значительную потребность в получении дополнительных образовательных услуг специалистов: логопеда и психолога - более 60% родителей воспитанников детских садов; преподавателей по отдельным предметам -более 50% родителей школьников (табл. 4). Заметно меньше потребность в дополнительных услугах психоневролога и социального педагога во всех типах образовательных учреждений.

то, что со служебными обязанностями и размерами заработной платы воспитателей родители знакомы в большей степени. Уровень оплаты, который могут предложить родители за дополнительные услуги педагога в школе, колеблется от 77 руб. в начальных классах до 123 руб. в старшем звене.

Таким образом, данные государственной статистики и проведенных опросов свидетельствуют о том, что в настоящее время сеть муниципальных образовательных учреждений позволя-

Таблица 4. Услуги какого специалист Вы согласились бы оплачивать дополнительно?

_________ (в % от числа опрошенных)

Специальность Детские сады Начальные классы Средние классы Старшие классы

Логопед 35,9 - - -

Психолог 26,5 16,0 13,4 14,0

Воспитатель 8,2 0,0 0,0 0,0

Преподаватель - 58,2 50,1 45,5

Психоневролог 7,5 6,9 4,2 4,0

Социальный педагог 6,6 2,0 2,4 3,5

Таблица 5. За какую сумму Вы согласились бы оплачивать дополнительные услуги специалистов? (в руб.)

Специальность Детские сады Начальные классы Средние классы Старшие классы

Логопед 66 0 0 0

Психолог 65 64 74 85

Педагог 80 77 88 123

Психоневролог 57 Н 66 68 84

Социальный педагог 59 53 59 66

ет формировать на рынке услуг дошкольного, среднего и дополнительного образования предложение, ориентируясь на потребности населения. Однако факторами, сдерживающими этот процесс, являются недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений, низкий уровень оплаты труда педагогов, неразвитость системы предоставления дополнительных образовательных услуг в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Вместе с тем именно платные услуги могут стать потенциальным источником для привлечения дополнительных средств в фонды учебных заведений.

В целях повышения качества образования в соответствии с запросами домохозяйств необходима организация муниципальным органом управления образованием маркетинговой работы, направленной на исследование потребностей различных социальных групп в соответствующих услугах и выработку научно обоснованных мер по оптимизации работы учебных заведений. Анализ результатов данной работы может стать основой для формирования целевого заказа на подготовку педагогических кадров учреждениями профессионального образования.

УДК 371.3(470.12)

Галина Валентиновна Леонидова Олеся Геннадьевна Воронович

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ (на примере школьников, обучающихся в НОЦ ВНКЦ ЦЭМИ РАН и ДЮЦ «Единство»)

В статье представлены результаты опроса школьников, обучающихся в Научно-образовательном центре ВНКЦ ЦЭМИ РАН и детско-юношеском центре «Единство», проведенного с целью выявления мотивации профессионального выбора старшеклассников и выбора учебного заведения, в котором они планируют продолжить обучение после окончания школы. Определены основные проблемы в исследуемом вопросе, предложены варианты их решения.

Каждый год миллионы выпускников школ выбирают профессию. Задача эта непростая: приходится соизмерять субъективную ценность будущей специ-

альности (что может значить эта работа, насколько она интересна) и ее доступность. Однако для того, чтобы стать высококвалифицированным специа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.