К. А. Гулин
к. и. н., зам. директора В НКЦ ЦЭМИ РА Н
Д. Н. Кожин
аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшим залогом успешного развития того или иного общества является его образовательный потенциал. Поэтому во всем мире развитие образования - это приоритетное направление. От того, насколько хорошо функционирует и развивается образовательная система, зависит, будет развиваться или регрессировать общество.
Социально-экономический кризис 1990-х гг. в России вызвал ряд крайне негативных последствий для сохранения и развития образовательного потенциала: ухудшение финансовых и материально-технических условий функционирования системы образования, сокращение спроса на высококвалифицированные кадры в экономике, снижение престижа образования.
Экономическая стабилизация 2000-2001 гг., оживление работы народнохозяйственного комплекса обнажили проблему нехватки высококвалифицированных кадров, без привлечения которых в экономику говорить о ее поступательном развитии не представляется возможным. Восполнить их нехватку в современных условиях реально может только сфера образования - как подготавливающая специалистов, так и переобучающая их.
Не случайно в последние годы проблема развития образования в России становится все более актуальной. Свидетельством активизации деятельности в этом направлении являются такие официальные документы общенационального значения, как «Основные направления деятельности правительства до 2010 года», «Национальная доктрина образования до 2025 года», а также «Концепция модернизации российского образования до 2010 года».
В Вологодской области, в соответствии с федеральным законодательством, также идет работа по улучшению состояния сис-
темы образования, повышению его качества и доступности. Так, в 1999 г. Законодательное Собрание области приняло документ «Основные направления развития образования Вологодской области на 1999— 2003 гг.»1, где дается анализ состояния образования в области и направления дальнейшего пути его развития, включающие и развитие уже работающих механизмов, и внедрение новых. А в конце 2000 г. была утверждена «Программа развития образования Вологодской области», целью которой стало создание условий для сохранения, стабилизации и развития региональной системы образования2.
Таким образом, по словам министра образования РФ В. Филиппова, «государство возвращается в образование»3. Но если в предыдущие годы это внимание носило больше ведомственный характер, то в 2001 г. проблема образования приняла действительно «общегосударственный характер». Развитие образования как стратегическая цель было озвучено Президентом РФ В. Путиным еще в его Послании Федеральному Собранию РФ в начале 2001 г.4 В августе было проведено заседание Государст-венного совета РФ по образованию, на котором обсуждался широкий спектр вопросов: от экономических проблем образования до содержания школьных учебников.
' Основные направления развития образования Вологодской области на 1999-2003 гг. // Ведомости Законодательного собрания Вологодской области - Вологда, 1999. - С. 82-103.
2 Программа развития образования Вологодской области // Ведомости Законодательного собрания Вологодской области-Вологда, 2000. - С. 2-183; О внесении изменений и дополнений в Программу развития образования Вологодской области И Ведомости Законодательного собрания Вологодской области,- Вологда, 2001.-С. 118-133.
' В. Филиппов. Выносливости вам, коллеги! // Поиск -2001. - №52. - 28 декабря. - С. 4.
4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию - М.: Известия, 2001. - С. 36-38.
Исходя из актуальности поставленных проблем и необходимости всестороннего научного обеспечения развития образования, в 2001 г. ВНКЦ ЦЭМИ РАН приступил к исследованию образовательного потенциала региона. Его задачами являлись: определение и анализ образовательного уровня населения; изучение современного состояния образовательной системы региона; анализ и оценка государственной федеральной и региональной политики в сфере управления образовательным потенциалом; определение приоритетных направлений развития образовательного потенциала в экономике региона и разработка мер по повышению эффективности его использования.
Источником информации для исследования послужили данные Вологодского областного комитета статистики, материалы мониторингов общественного мнения и трудового потенциала региона, а также экспертных опросов руководителей системы образования, которые ВНКЦ ЦЭМИ РАН проводит на протяжении шести последних лет, начиная с 1996 г.
***
Основой образовательного потенциала общества является достигнутый уровень образования человека. Поскольку его статистический учет в необходимом нам виде отсутствует, рассмотрим этот показатель на материалах опросов общественного мнения. Как показывает сопоставление суммарных данных мониторинга общественного мнения ВНКЦ ЦЭМИ РАН5, в последние шесть лет структура населения Вологодской области в возрасте старше 16 лет по образовательному уровню достаточно стабильна (рис. 1).
Основными тенденциями в период 1996-2001 гг. стало сокращение доли населения с неполным средним образованием (с 20 до 11%) и рост доли - со средним специальным (с 29 до 36%), высшим и незаконченным высшим (с 22 до 26%). Причиной
5 Объектом исследования является население Вологодской области в возрасте старше 16 лет, включая работающих пенсионеров. Опросы проходят шесть раз в год в городах Вологде и Череповце и восьми районах области. Объем выборки - 1500 человек; ошибка - не более 5%.
роста этих категорий послужил увеличившийся спрос на высокообразованных работников в экономике региона, причем востребован в большей степени «общий уровень образованности», нежели конкретные знания и умения.
Наибольшую долю, по состоянию на 2001 г., в образовательной структуре занимали лица со средним (27%) и средним специальным образованием (36%). Высшее образование имели 20%, незаконченное высшее - 6% жителей области в возрасте старше 16 лет.
Уровень образования заметно различается в городах и районах области, что подтверждает приведенное выше сопоставление показателей когнитивного потенциала. Основываясь на данных опросов общественного мнения за 2001 г., можно прийти к заключению, что доля населения с высшим образованием в Вологде и Череповце в 1,6 раза выше, а с неполным средним - в 2,2 раза ниже, чем в районах (рис. 2).
Фактический уровень образования ценен не сам по себе - важно то, в какой мере он используется человеком и востребован обществом. С этой целью рассмотрим состояние другого показателя - когнитивного (знаниевого) потенциала населения Вологодской области. Он измеряется уровнем общего и профессионального образования, а также квалификации человека. Учитывается и то, пополняет ли работник свои знания, заменяет ли устаревшие знания на более новые, повышает ли свою профессиональную квалификацию или ограничивается теми знаниями, которые получил в учебном заведении. Помогают в этом данные мониторинга трудового потенциала, который ВНКЦ ЦЭМИ РАН осуществляет с 1996 г.
Динамика и состояние уровня когнитивного потенциала6 в области отражены в табл.1.
0 Когнитивный потенциал (эрудиция), то есть сумма знаний
об окружающем мире, измеряется с помощью двух шкал Одна из них характеризует деятельность респондента, направленную на постоянное пополнение знаний во всех областях общественной жизни. (Зюзин Д.И. Измерение и оценка качественного состояния рабочей силы РФ.-Вологда, 1995,— С. 12,13).
•среднее специальное образование ••♦»среднее образование
"высшее образование незаконченное высшее образование
•неполное среднее образование •""^■•Линейный (среднее специальное образование)
•Линейный (среднее образование) —^"“Линейный (высшее образование)
•Линейный (неполное среднее образование) Линейный (незаконченное высшее образование)
Рис. 1. Распределение населения Вологодской области по уровню образования в 1996 - 2000 гг.
40 і
Неполное среднее Среднее Ср. специальное Высшее и
незаконченное высшее
■ Вологда и Череповец □ Районы
Рис. 2. Структура образовательного уровня населения в 2001 г.
(г. Вологда, г. Череповец, районы Вологодской области)
Таблица I
Динамика индекса когнитивного (знаниевого) потенциала (в ед.)
Место жительства 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Область 0,6548 0,6304 0,6278 0,6269 0,6368 0,6384
Вологда 0,6843 0,6514 0,6253 0,6326 0,6648 0,6510
Череповец 0,6687 0,6056 0,6421 0,6511 0,6480 0,6542
Районы н.Д. 0,6336 0,6137 0,6099 0,6138 0,6224
Источник: данные опросов общественного мнения.
На протяжении исследований уровень когнитивного потенциала населения Вологодской области колебался в диапазоне от 0,0279 ед. по шкале от 0 до 1, то есть был достаточно стабильным. В 2001 г. он оказался наиболее высоким за последние 5 лет и уступал лишь уровню 1996 г. Наиболее высокий уровень когнитивного потенциала отмечается среди населения Череповца, что обусловлено его более динамичным развитием на фоне остальных территорий региона. Самый низкий уровень когнитивного потенциала фиксируется в районах области, где в силу сложившейся специфики общий уровень образования населения и спрос на квалифицированную рабочую силу ниже, чем в городах.
Существующий образовательный уровень населения является результатом функционирования системы образования. Она же определяет будущее состояние и развитие образовательного потенциала общества.
К концу XX века система образования Вологодской области представляла собой масштабную, качественную и разнообразную сеть образовательных учреждений. По состоянию на начало 2001 г. в области работали: 4 государственных вуза; более 20
частных учебных заведений; 8 учебно-воспитательных комплексов; 811 общеобразовательных школ; 53 учреждения начального профессионального образования; 26 средних специальных учебных заведений; 31 детский дом; 24 вспомогательные школы; 6 школ-интернатов; 83 учреждения дополнительного образования (частично динамика данных по этим показателям представлена в табл. 2). Кроме того, функционировали 683 детских дошкольных учреждения, из них 43% - в городской и 57% - в сельской местности, а также 43 дошкольные группы, входящие в состав средних общеобразовательных учреждений.
Во второй половине 1990-х гг. нагрузка на систему образования региона возросла. Высокими темпами нарастал выпуск школьников (с 7,9 до 11,9 тыс. чел.), специалистов - выпускников средних специальных (с 3,8 до 5,2 тыс. чел.) и высших учебных заведений (с 2,6 до 3,8 тыс. чел.). Как можно заметить, динамика выпуска специалистов по категориям образования соответствует отмеченным ранее (см. рис. 1) тенденциям в образовательном уровне населения.
Таблица 2
Основные показатели развития сферы образования Вологодской области
Показатели Годы
1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Число постоянных дошкольных учреждений 1181 858 815 776 760 737 683
Число дневных школ 831 854 850 830 824 814 811
-всего учащихся 186,2 200,1 201,3 200,5 197,5 191,5 182,3
-окончили полную среднюю школу, тыс. чел. 8,1 7,9 8,8 9,5 10,2 11,0 11,9
Число средних специальных учебных заведений 26 25 25 24 24 24 26
- всего учащихся 18,3 16,4 17,1 16,5 17,3 18,0 20,5
- выпущено специалистов, тыс. чел. 5,0 3,8 4,4 4,6 4,3 4,8 5,2
Число профессионально-технических учебных заведений 52 53 52 53 53 53 53
- всего учащихся: 18,5 19,8 19,8 19,8 20,0 19,8 19,8
-выпущено специалистов, тыс. чел. 12,4 8,1 8,6 8,2 8,0 7,8 7,9
Число вузов (государственных) 4 5 4 4 4 4 4
- всего студентов, тыс. чел. 16,5 18,9 19,8 21,3 23,0 25,8 30,2
- выпущено специалистов, тыс. чел. 2,5 2,6 2,9 3,1 3,4 3,5 3,8
Источник: Вологодская область в 2000 году. - Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики Госкомстата России, 2001. - С. 86-90.
Рост выпуска специалистов является прежде всего следствием благоприятной демографической ситуации 1980-х гг. Так, численность учащихся школ в Вологодской области с 1991/92 по 1996/97 учебные годы возросла с 186 тыс. до 201 тыс. чел. (табл. 2). С конца 1990-х гг. в школьный возраст начали вступать дети, родившиеся в период демографического «провала» (1990 и последующие годы). Из-за его последствий контингент учащихся постепенно уменьшался и на начало 2001/2002 гг. составил 182 тыс. чел., что на 19 тыс. меньше, чем 4 года назад. Перспективы демографической ситуации таковы, что в ближайшие годы должно произойти дальнейшее сокращение контингента учащихся общеобразовательных школ, а затем и других звеньев образовательной цепи. В этих условиях перед системой образования стоит серьезная задача максимального использования всех резервов для расширенной подготовки высококвалифицированных специалистов, поскольку именно на те поколения, которые через 5-6 лет начнут вступать во взрослую жизнь, ляжет нагрузка по обеспечению нетрудоспособного населения.
Годы экономических реформ характеризовались существенным ухудшением условий функционирования сферы образования, оказавшейся, как и вся социальная сфера, «на задворках реформ». Как показывают экспертные опросы руководителей системы образования, которые на протяжении нескольких лет проводит ВНКЦ ЦЭМИ РАН7, в начале 1999 г. (то есть спустя полгода после финансово-экономического кризиса в августе 1998 г.) лишь 2% экспертов оценивали условия функционирования сферы как хорошие, а как удовлетворительные - 31% (табл. 3). Улучшение общеэкономической ситуации в стране и регионе с середины 1999 г. расширило возможности для финансовой поддержки образовательных учреждений и программ. В 2000 г. доля положительных оценок оп-
7 Ежегодно методом анкетирования опрашиваются около 60 руководителей и специалистов сферы образования регионального и местного уровня.
рошенных возросла до 8%, а доля неудовлетворительных сократилась до 11%. В то же время рост негативных ответов в 2001 г. показывает, что условия функционирования сферы образования в регионе пока еще далеки от действительно стабильных.
В 2001 г., как и в 2000 г., главной помехой для функционирования социальной сферы, по данным экспертных оценок, продолжает оставаться достаточно низкое финансирование: актуальность этой проблемы была оценена в 4,3 балла по 10-балльной шкале. Помимо этого, руководителями также отмечается неудовлетворительное материально-техническое обеспечение (4,2 балла), высокие цены на материально-технические ресурсы (4,1 балла) и коммунальные услуги (4 балла).
Ключевым вопросом функционирования сферы образования, по мнению опрошенных, является финансовое состояние данных учреждений этой сферы. Более половины (56%) руководителей оценивают финансовое состояние учреждений в 2001 г. как удовлетворительное. Противоположной позиции («неудовлетворительное») придерживаются 43% руководителей. Однако в своих прогнозах руководители учреждений менее оптимистичны. Так, 45% из них считают, что условия будут удовлетворительными, а 50% полагают, что они ухудшатся. Такая ситуация, по всей видимости, связана с проблемами бюджетного обеспечения социальной сферы в целом и сферы образования в частности в 2001 г.
Данные опроса руководителей сферы образования в 2000 г. свидетельствуют в основном о сохранении уровня финансирования (из всех источников) 1999 г. Так, увеличение объема бюджетных поступлений по итогам 2000 г. отметили 22%, увеличение собственных средств организаций, спонсоров - 15%, платных услуг - 15%, других источников - 5% опрошенных.
Таблица 3
Динамика оценок условий функционирования учреждений сферы образования
(в % к числу ответивших)
Варианты ответов Годы опросов
1998 1999 2000 2001
Хорошие, способствуют нормальному функционированию и развитию 8,5 1,5 7,7 6,7
Удовлетворительные, скорее удовлетворительные, чем неудовлетворительные 47,4 55,4 78,5 71,7
Скорее неудовлетворительные, чем удовлетворительные 33,9 21,5 9,2 16,7
Крайне неудовлетворительные 5,1 9,2 1,5 3,3
Затрудняюсь ответить 5,1 10,8 3,1 1,7
Источник: данные опросов общественного мнения.
Как подтверждает анализ расходов консолидированного бюджета Вологодской области, объем бюджетных ассигнований в сферу образования за период с 1998 г. rio
2000 г. увеличился в 1,6 раза. Однако сопоставление с уровнем 1997 г. показывает существенное их уменьшение (на 18%). В январе-ноябре 2001 г. объем расходов на образование увеличился по отношению к соответствующему периоду 2000 г. на 1,3%
в сопоставимой оценке и составил 2485 тыс. руб. (в ценах 2001 г.). Удельный вес расходов на образование в структуре бюджета постоянно сокращается, составив в 2000 г. 23% (табл. 4). Более того, как показывают итоги исполнения бюджета в январе-ноябре 2001 г., на поддержание отрасли образования было направлено только 19% от общей суммы расходов консолидированного бюджета за этот период.
Исполнение консолидированного бюджета Вологодской области по отдельным направлениям за 1997 -2000 гг. (тыс. руб., в ценах 2000 г.)
Таблица 4
Показатель 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Расходы - всего: 11264,8 6421,1 8122,8 10575,1
в том числе на образование 2863,9 1560,9 1865,4 2431,2
Доля в структуре расходов (в %) 25,4 24,3 23,0 23,0
Источник: Вологодская область в 2000 году. - С. 260.; О положении в экономике и социальной сфере в январе 2001 года. -С. 107; О положении в экономике и социальной сфере в январе 2000 года. - С. 110; О положении в экономике и социальной сфере, январь 1998 года. - С. 54.
Одной из основных предпосылок укрепления финансового положения учреждений сферы образования остается придание ей большей экономической самостоятельности, в том числе за счет развития платных услуг, которые обеспечивают уровень обслуживания сверх установленного государством минимума. Эта плата осуществ-
ляется населением или поступает из иных негосударственных источников финансирования. Объем платных услуг предоставляемых жителям Вологодской области в сфере образования, с 1995 г. по 2000 г. возрос в два раза и составил 136,6 руб. на душу населения (табл. 5).
Таблица 5
Структура и динамика объема платных услуг населению (руб., в ценах 2000 г.)
По отраслям 1995 г.* 1996 г.* 1997 г.* 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Всего оказано платных услуг 2486,3 2599,3 2729,6 2632,1 2851,2 2876,4
В том числе в системе образования 69,7 73,2 72.2 99,7 110,6 136,3
Источник: Вологодская область в 2000 году. - Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики Гос' комстата России, 2000. - С. 216.
* В тысячах рублей.
Несмотря на это, объем финансовых поступлений, по данным экспертных оценок, в целом характеризуется как недостаточный для текущей деятельности учреждений социальной сферы, не говоря уже о их развитии. Согласно данным опроса
2001 г., финансовые средства, имеющиеся у учреждений образования, полностью не обеспечивают затрат ни на оплату труда (финансируются только на 69% от необходимой суммы), ни на текущую деятельность (на 37%), ни на развитие материально-технической базы (на 29%).
На фоне ограниченного финансирования сферы образования основной болевой точкой продолжает оставаться проблема
низкой оплаты труда занятых в ней категорий населения. Среднемесячная заработная плата работников образования значительно ниже, чем в среднем по области, и вдвое ниже, чем в промышленности (табл. 6). Она едва обеспечивает официально установленный прожиточный минимум, который представляет собой границу бедности и недостаточен для расширенного физического и духовного воспроизводства работников. Говорить в этих условиях о повышении престижа педагогического труда не представляется возможным. Качество образования ставится в прямую зависимость от энтузиазма педагогов, который не безграничен.
Таблица 6
Среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики и прожиточный минимум на
душу трудоспособного населения (руб., в ценах 2000 г.)
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Образование 1180,2 1694,5 1722,8 1119,2 1205,4 1509
Для справки:
Всего по отраслям экономики 2003,8 2635,9 2810,5 1945,1 2002,6 2562
Промышленность 2456,6 3168,4 3450,9 2423,6 2583,1 3372
Зарплата в образовании в % к зарплате по отраслям экономики 58,9 64,3 61,3 57,5 60,2 58,9
Прож. минимум на душу трудоспособного населения 270 365 403 475 949 997
Источник: Вологодская область в 2000 году. - Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики Госкомстата России, 2001. - С. 65, 72.
Актуальной в настоящее время является проблема состояния образовательного уровня населения, а значит, и производительности труда будущих работников. В последнее время Правительство РФ наме-
тило и постепенно проводит в жизнь ряд мер, направленных на различные изменения в системе образования. Возможные перемены носят разноплановый характер и должны, по мнению реформаторов, качест-
0енно улучшить функционирование и развитие сферы образования. Однако новшества не всегда и не у всех встречают поддержку. Как же относятся к таким изменениям руководители учреждений и организаций отрасли образования Вологодской области?
Одной из наиболее важных основ развития сферы образования выступает повышение экономической самостоятельности функционирующих в ней учреждений. Расчет прежде всего делается на привлечение частных средств населения путем расширения сферы платных услуг. Как показал опрос 2001 г., большая часть руководителей сферы образования (55%) считает, что расширение спектра платных услуг населению может положительно сказаться на функционировании образовательных учреждений. Пессимистично настроенными в этом отношении оказались 37% экспертов.
Очевидно, что существенным ограничителем в привлечении частных средств является (и, по-видимому, будет являться в ближайшей перспективе) низкая покупательная способность населения. Как показывают данные мониторинга трудового потенциала, возможности населения в получении высшего образования с каждым годом уменьшаются (табл. 7), что вызвано, с одной стороны, расширением платного обучения, а с другой - низким уровнем материального положения. Даже в 2000-2001 годах, достаточно благоприятных с точки зрения экономических условий в стране в последнее десятилетие, около 60% населения области, по данным мониторинга общественного мнения, проводимого ВНКЦ, относило себя к низкодоходным («денег хватает в лучшем случае на еду») категориям.
Таблица 7
Распределение ответов респондентов на вопрос: «В какой мере Вам доступно дать детям
высшее образование в дневном вузе?»
Варианты ответов Годы
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Доступно и вполне доступно 71,6 63,8 64,4 51,8 59,2 54,6
Совсем недоступно, малодоступно 27,7 35,8 35,6 48,2 40,0 43,6
Источник: данные мониторинга трудового потенциала.
Финансовая проблема сегодня не единственная для учреждений сферы образования. Так, данные опросов показывают, что около половины (47%) руководителей считают, что работники сферы образования не обладают необходимой квалификацией для работы в рыночных условиях (табл. 8).
Таблица 8
Как Вы считаете, обладает ли работник Вашей сферы необходимой квалификацией для работы в рыночных условиях?
(в % к числу опрошенных)_______
Варианты отве- Отрасль об- Социальная
тов разования сфера в цепом
Да 35,1 42,2
Нет 46,7 35,8
Затрудняюсь 29,0 28,3
Источник: данные опросов общественного мнения.
Лишь около трети респондентов (35%) придерживаются противоположного мнения. В данном случае ответы руководителей сферы образования расходятся с мнением руководителей социальной сферы в целом (включая здравоохранение и культуру)-
Отрасль образования стоит на пороге реформ. Одной из существенных перемен может стать введение 12-летнего школьного образования. Однако, как полагают руководители отрасли, грядущие изменения не являются необходимыми и, возможно, могут иметь в будущем негативные последствия. По мнению 43% руководителей, наилучшим вариантом школьного образования остается 10-летняя школа, а 28%
респондентов отмечают, что переход на 12-летнее обучение не принесет пользы. При этом только 8% руководителей считают такое изменение необходимым.
Другим качественным изменением в системе школьного образования может стать введение единого общенационального экзамена, апробированного в 2001 г. в нескольких регионах страны. Мнения о том, как скажется нововведение на качестве школьного образования в целом, разделились. Так, 32% руководителей считают введение такого экзамена положительным моментом, позволяющим улучшить качество образования. Тем не менее 27% руководителей думают иначе и настроены по отношению к данной новации негативно.
В настоящее время при обучении старших классов все больше специализируются на преподавании гуманитарных или естественных наук, то есть заранее определяются направления дальнейшего обучения учеников. Такое обучение можно назвать «целевым». Как же относятся руководители образовательных учреждений к идее целевого обучения, когда учеников старших классов готовят к поступлению в определенный вуз? Согласно данным опроса, положительно воспринимают эту идею 77% опрошенных, отрицательно - только 17%.
Подобные тенденции прослеживаются и в отношении респондентов к подготовке учеников для дальнейшего овладения какой-либо специальностью. Большинство руководителей учреждений образования считают, что в старших классах средней школы необходимо поддерживать специализацию в подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности. Так, одобрили эту идею 82% респондентов, а отвергли - лишь 12%. Понимание этой идеи и правильный подход к ее реализации помогли бы в решении проблем нехватки
рабочих мест и необходимости пополнения отраслей народного хозяйства квалифицированными кадрами.
Таким образом, Вологодская область обладает развитой сетью образовательных учреждений различных уровней, в которых сосредоточены высокопрофессиональные кадры. Их потенциал, несмотря на все финансовые и материальные проблемы, в целом достаточен для решения задач, обеспечивающих текущие запросы населения в получении всех направлений образования. В то же время изменения, происходящие в демографической структуре общества (низкий уровень рождаемости), а также новые требования экономического развития (приоритетное развитие высокотехнологичного сектора и сферы услуг), вызываемые все большей глобализацией экономики, требуют новых подходов к управлению образовательным потенциалом и его развитию. Многое здесь будет зависеть от политики, проводимой федеральными и региональными органами власти, в том числе и органами управления образованием.
В ближайшем будущем в ВНКЦ ЦЭМИ РАН планируется продолжить изучение образовательного потенциала региона. Прежде всего, предполагается обратить внимание на следующие вопросы: подготовка высококвалифицированных кадров как первоочередная задача образовательной системы на современном этапе; эффективность функционирования образовательных учреждений; наличие реальной доступной базы для подготовки специалистов необходимого количества и качества; соответствие спроса и предложения специалистов на рынке труда; причины недостаточной квалификации работников или производства низкокачественной продукции; уровень организации управления кадрами в области в современных условиях.