УДК 37.078(470.12) М.А. Головчин
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА
В статье приводятся результаты исследования, посвященного вопросам организации и развития форм государственно-общественного управления в школах г. Вологды. Основой исследования послужили данные официальной статистики и экспертных опросов. Предлагаются меры по расширению общественного самоуправления в общеобразовательных учреждениях города.
Образование, образовательная политика, образовательные потребности, государственнообщественное управление, объекты управления, попечительство.
Развитие экономики муниципалитета в современных условиях во многом зависит от того, насколько подготовка кадров для предприятий и организаций народнохозяйственного комплекса соответствует требованиям времени. Чтобы это соответствие было оптимальным, необходима такая система управления муниципальным образовательным комплексом, которая могла бы обеспечить наивысшее качество предоставления образовательных услуг.
Вместе с тем эффективное управление образовательным учреждением невозможно без привлечения общественных институтов, представляющих интересы всех участников образовательного процесса. В связи с этим одним из приоритетов развития системы образования в Российской Федерации является совершенствование ее государственно-общественного управления. Так, в Концепции модернизации образования на период до 2010 г. говорится, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, в том
числе семья, родительская общественность и профессионально-педагогическое сообщество1. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 гг. принципом управления общим образованием признано развитие его общественно-гражданских форм2. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года поставлена задача обеспечения широкого внедрения общественно-государственных форм управления в систему общего образования3.
Государственно-общественным управлением образованием называют систему отношений между группами людей, государственными и общественными организациями по вопросам реализации и удовлетворения образовательных потребностей [4]. Организационно государственно-общественное управление образованием представляет собой систему,
ГОЛОВЧИН Максим Александрович младший научный сотрудник ВНКЦ ЦЭМИ РАН
1 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393.
2 Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 23. 12. 2003 № 803).
3 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).
основанную на добровольном принятии государством и гражданами определенных обязательств по обеспечению становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития образовательного учреждения.
Задачами государственно-общественного управления образованием являются:
• реализация прав субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, их родителей) в управлении образовательным учреждением;
• удовлетворение потребностей и интересов субъектов образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством [7].
Существуют две основные группы объектов, на развитие которых направлено функционирование государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении. К ним относятся:
1. Образовательный процесс.
2. Ресурсы образовательного учреждения:
■=> кадровые;
■=> финансовые;
■=> материально-технические;
■=> нормативно-правовые;
■=> информационные.
Организационная структура государственно-общественного управления общеобразовательной школой имеет четкую конструкцию, которая включает в себя три уровня:
1) администрацию школы;
2) педагогический коллектив;
3) родителей и учащихся.
Основным звеном системы государственно-общественного управления в школе являются общественные структуры, которые функционируют в соответствии суставом образовательного учреждения. К общешкольным органам управления относятся совет школы, попечительский совет, управляющий совет и др.
Вопросы организации и функционирования государственно-общественного управления в школах широко представлены в нормативно-правовых актах РФ. Так, общие аспекты деятельности, права и обязанности участников органов самоуправления школ обозначены в примерных положениях о Совете образовательного учреждения4, о педагогическом совете5, о родительском комитете6, о попечительском совете7.
Состав и функции этих структур представлены в таблице 1.
В настоящее время на территории г. Вологды по общеобразовательным программам работают 48 учреждений8. Из них: 4 начальные школы, 37 - средние, 1 - вечерняя, 3 -коррекционные, 3 школы-интерната.
Во II - III квартале 2008 г. специалистами ВНКЦ ЦЭМИ РАН был проведен опрос с целью изучения форм и особенностей функционирования государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях г. Вологды. В опросе приняли участие 35 из 38 руководителей школ.
В большей части общеобразовательных школ используются такие формы общественного самоуправления, как родительский комитет (91%), конференция (74%) и общее собрание родителей (60%; табл. 2). Лишь в 26% созданы попечительские советы.
4 Примерное положение о Совете образовательного учреждения (прил. № 3 к Методическим материалам Минобразования России).
5 Примерное положение о педагогическом совете образовательного учреждения (прил. №4 к Методическим материалам Минобразования России).
6 Примерное положение о родительском комитете общеобразовательного учреждения (прил. №5 к Методическим материалам Минобразования России).
7 Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения (утв. постановлением Правительства РФ от 10.11.99 № 1379).
8 Образование в Вологодской области в 1997-2007 гг.: Стат. сб. - Вологда, 2008.
Таблица 1. Основные формы государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением (ОУ)
Формы Состав Функции
1. Совет учреждения Представители от педагогических работников Представители от обучающихся II и III ступеней Представители от родителей (законных представителей) Представители учредителя Согласование порядка и режима работы образовательного учреждения Утверждение правил внутреннего трудового распорядка Организация деятельности других органов самоуправления школы Согласование централизации и распределения средств ОУ, определение дополнительных источников финансирования Внесение предложений по совершенствованию работы администрации школы
2. Педагогический совет Руководитель ОУ Завучи Педагогические работники Обсуждение и утверждение планов работы ОУ Принятие решения о проведении промежуточной аттестации, о допуске обучающихся к итоговой аиестации, переводе обучающихся в следующий класс, выдаче документов об образовании, награждении грамотами, похвальными листами, медалями
3. Родительский комитет Представители от родителей (законных представителей) Координация деятельности классных родительских комитетов Содействие в проведение общешкольных мероприятий Контроль за организацией качества питания и медицинского обслуживания Организация безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм Взаимодействие с общественными организациями и педагогическим коллективом по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и пропаганды школьных традиций
4. Попечительский совет Ответственные лица учредителей Глава администрации муниципалитета (или его заместитель) Ответственные лица организаций Формирование заказа на виды и уровни образовательных услуг Проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников Формирование устойчивого финансового фонда образовательного учреждения Финансирование работы по совершенствованию материально-технической базы ОУ Установление стипендии для обучающихся Выделение средств для международного культурного обмена
5. Профсоюзный комитет Преподаватели Юридическая и материальная помощь членам профсоюза Осуществление общественного контроля за соблюдением трудового законодательства в ОУ Участие в урегулировании коллективных трудовых споров
Источник: Дик Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением. - Ростов-на-Дону, 2006.
Следствием незначительного распространения попечительских советов являются ограниченные возможности использования внебюджетных фондов для
Таблица 2. Использование форм государственнообщественного управления в общеобразовательных учреждениях (в % от числа опрошенных)
Форма Всего в исследовании
Родительский комитет 91,4
Конференция родителей 74,3
Общее собрание родителей 60,0
Попечительский совет 25,7
Общественный совет 17,1
Другое 20,0
*При ответе на вопрос предполагалась возможность выбора нескольких вариантов ответа. Источник: данные опроса руководителей общеобразовательных учреждений г. Вологды.
развития материальной базы образовательных учреждений. Так, среди школ, которые применяют данную форму управления, 56% используют внебюджетные источники; среди школ, которые не применяют данную форму управления, - 37%.
Несмотря на недостаточный уровень распространения в практике управления школами города попечительских советов, эффективность их использования оценивается высоко - 3,7 балла из 5-ти, что превышает оценки эффективности конференции родителей (3,5 балла) и общего собрания родителей (3,4 балла; табл. 3).
Данные опроса также показывают, что функционирование попечительских советов способствует более эффектив-
Таблица 3. Оценка эффективности форм государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях
(5 - очень эффективно, 1 - наименее эффективно)
ному использованию новых форм привлечения внебюджетных средств в фонды общеобразовательных учреждений. Одним из результатов деятельности попечительских советов является получение возможности для укрепления материальной базы: например, в школах, в которых действует эта форма самоуправления, обеспеченность мебелью и инвентарем составляет 80% от необходимого уровня, а в тех, в которых не действует, - 50%.
Неразработанность нормативно-правовой базы по вопросам организации данной формы общественного самоуправления подтверждается недостаточно высокими оценками возможностей влияния родительской общественности на управление школами города. Так, только 26% их директоров высоко оценивают возможности влияния родительского самоуправления на функционирование общеобразовательных учреждений. В то же время удельный вес высоких оценок влияния администрации школы составляет 86%, учредителя - 51%, преподавательского состава - 34%.
Таким образом, школы города в одинаковой степени активно применяют формы управления, основанные на участии представителей педагогического коллектива и родительской общественности. Тем не менее развитию государственно-общественного управления препятствует наличие следующих проблем:
о неразработанность нормативноправового обеспечения деятельности общественных органов самоуправления;
^ недостаточная активность администрации школ в создании новых управленческих структур;
■=> незначительное распространение новых форм общественного самоуправления (попечительских советов) в общеобразовательных учреждениях.
Развитию государственно-общественного управления может способствовать применение мер по расширению системы общественного попечительства.
Реализация подобных мер позволит также добиться оптимизации ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений города.
Достижение этих целей возможно за счет решения таких задач, как:
> формирование пакета нормативных документов и методических материалов для деятельности советов;
> определение уровня готовности образовательных учреждений к деятельности попечительских советов;
> отработка механизма родительского заказа образовательным учреждениям города;
> обеспечение методической, технологической, образовательной и информационной поддержки попечительства;
> привлечение представителей предприятий и организаций для работы в советах;
> построение взаимовыгодного взаимодействия попечительских советов с социально значимым окружением.
Мероприятия по расширению общественного попечительства в школах г. Вологды представлены в таблице 4.
В перспективе расширение попечительской деятельности в сфере общего образования г. Вологды позволит реализовывать следующие преимущества:
Форма Всего в исследовании
Родительский комитет 3,8
Общественный совет 3,7
Попечительский совет 3,7
Конференция родителей 3,5
Общее собрание родителей 3,4
Источник: данные опроса руководителей общеобразовательных учреждений г. Вологды.
Таблица 4. Мероприятия по расширению общественного попечительства в школах г. Вологды
Задачи Меры достижения
7 этап. Формирование организационных основ государственно-общественного управления образованием
Формирование пакета нормативных документов и методических материалов для деятельности советов Разработка концепции развития попечительства в учреждениях образования г. Вологды
Создание органа, координирующего деятельность школьного самоуправления в г. Вологде Формирование общественной городской комиссии по вопросам развития образования
2 этап. Создание благоприятной среды распространения попечительства
Определение уровня готовности образовательных учреждений к деятельности попечительских советов Проведение пилотного исследования в школах города
Отработка механизма родительского заказа образовательным учреждениям города
Обеспечение методической, технологической, образовательной и информационной поддержки попечительства Создание и развитие информационно-методической и ресурсной службы поддержки попечительства в г. Вологде
Привлечение представителей предприятий и организаций для работы в советах Предоставление налоговых и иных льгот юридическим лицам, осуществляющим попечительскую деятельность Проведение конкурсов «Меценаты образования» и «Попечитель года»
3 этап. Интеграция управляющих структур в городскую сеть попечительских советов
Построение взаимовыгодного взаимодействия попечительских советов с социально значимым окружением Создание совета попечителей г. Вологды
^ укрепление материально-технической базы школ в соответствии с потребностями образовательных учреждений;
о развитие системы общественного контроля за качеством образования в школах;
■=> пополнение кадрового состава школ города высококвалифицированными специалистами;
■=> создание финансовой основы для улучшения организации внеклассных мероприятий, досуга школьников, а также сотрудничества с организациями и
предприятиями различных отраслей экономики и социальной сферы.
Реализация этих мероприятий будет способствовать формированию в городе образовательной среды, функционирующей на принципах непрерывного образования и обеспечивающей подготовку контингентов выпускников учреждений профессионального образования по профессионально-квалификационной структуре и качеству, максимально соответствующим потребностям муниципалитета и его экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1.0 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393.
2.Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 23. 12. 2003 №803).
3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1663-р).
4. Акинфеева, Н.В. Государственно-общественное управление образовательными системами / Н.В. Акинфеева, А.П. Владимирова. - Саратов, 2001.
5. Вифлеемский, А.Б. От народного образования к платному обучению / А.Б. Вифлеемский. -М., 2008.
6. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М., 2008.
7. Дик, Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением / Н.Ф. Дик. - Ростов-на-Дону, 2006.
8. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами / Д.А. Новиков, Н.П. Глотова. - М., 2004.
9. Ягофаров, Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования / Д.А. Ягофаров. - М., 2008.