УДК 377.5
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Светлана Юрьевна Хлопина, преподаватель,
Верхнепышминский филиал ГБОУ СПО СО «Уральский государственный колледж имени
И.И. Ползунова», Екатеринбург
Аннотация
Учебным заведениям профессионального образования необходимо учитывать потребности регионального рынка труда и занятости в подготовке востребованных молодых специалистов, умеющих применять свои знания, умения и навыки на рабочих местах, в условиях конкуренции. Система профессионального образования должна адекватно реагировать на меняющиеся требования регионального рынка труда. Трудоустроиться по выбранной профессии удается не всем выпускникам по ряду причин. В статье автор рассматривает сопоставление спроса и предложение на рынке труда Свердловской области, потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам, связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников 2009-2011 гг., востребованность ряда специальностей с высшим и средним профессиональным образованием. Работодатель должен быть заинтересован не только в личных качествах работника: компетентности, умение адаптироваться в рабочей среде, отходить от привычных стереотипов мышления, но и помочь неопытному специалисту направить на рациональную организацию самостоятельной деятельности, активизацию его психологических потенциалов. Маркетинг образовательных услуг способствует созданию положительной мотивации, содействующей эффективному взаимодействию молодого специалиста и работодателя во всех сферах деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование, региональный рынок труда, занятость населения, специалисты высшего, среднего уровня квалификации, маркетинг образовательных услуг.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p155-161
SUPPLY AND DEMAND IN THE LABOR MARKET OF SVERDLOVSK OF SPECIALISTS WITH PROFESSIONAL EDUCATION
Svetlana Yurievna Khlopina, the lecturer,
Verkhnepyshminsky branch of the Urals State College named after I.I. Polzunov, Yekaterinburg
Annotation
Vocational training institutions must take into account the needs of the regional labor market and employment in training the demanded young professionals who can apply their knowledge and skills in the workplace, in the competitive environment. The vocational training system should adequately respond to the changing needs of the regional labor market. Jobs by the chosen profession cannot all be graduated for a number of reasons. The author considers the comparison of supply and demand in the labor market of the Sverdlovsk region, the demand of organizations for employees to fill vacancies by occupational group, the main connection with the profession (specialty) of the graduates of 2009-2011, the demand for a number of specialties with higher and secondary vocational education. The employer should be interested not only in the personal qualities of the worker: competence, ability to adapt to the working environment, to move away from the usual stereotypes of thinking, but also helps to guide the inexperienced expert to the rational organization of independent activity, activation of its psychological capacities. Marketing of educational services helps to create positive motivation, facilitating effective collaboration of the young professionals and employers in all areas of the activity.
Keywords: professional education, regional labor market, employment, top experts, average skill level, marketing of educational services.
Неотъемлемой частью общей социально экономической системы региона является региональная система профессионального образования. Система непосредственно влияет
на рынок труда региона, развитие региональной экономики и области в целом. Определяя цель функционирования системы профессионального образования необходимо особо выделить спрос на образовательные услуги со стороны заказчиков и потребность в выпускниках со стороны регионального рынка труда.
Как показывает практика важнейший формой вложения в человеческий капитал является вклад в профессиональную подготовку работников, которая в свою очередь содержит затраты на повышение квалификации, получение знаний по новым перспективным направлениям, программы переподготовки кадров и дополнительное образование. В ходе профессиональной подготовки идет процесс накопления одного из элементов человеческого капитала - профессиональный опыт.
В теорию достойного труда изначально вложен ряд основных целей по исполнению основополагающих прав в сфере труда; развитие возможностей занятости и получение дохода.
Степень специфичности человеческого капитала во многом определяет направление инвестиций, осуществляемых индивидом. Инвестиции в профессиональный опыт осуществляется самим индивидом в основном в двух случаях: когда инвестиции осуществляются в общий человеческий капитал, а не в специфический, и в случае, когда индивид является безработным [2, С. 38].
Система профессионального образования должна адекватно и своевременно реагировать на меняющиеся требования регионального рынка труда, своевременно обеспечивать потребности экономики региона в обновлении и пополнении кадров, выпускать востребованных специалистов, способных плодотворно работать в условиях конкуренции на рынке труда.
Развитие профессионального образования необходимо рассматривать как неотъемлемое целое от экономико-социальной системы государства, дабы рынок профессионального образования должен быть в тесной связи и взаимодействии с рынком труда как на государственном уровне, так и на региональном.
Мы считаем, что региональную политику занятости молодежи необходимо согласовывать с разработками целевых программ, стратегией развития молодежи, регулировать с инвестиционной, финансовой, кредитной политикой государства и, безусловно, отраслевой политикой.
Занятость, с точки зрения экономической категории олицетворяет собой совокупность отношений участия населения в трудовой деятельности, проявляющую меру его включения в труд, уровень удовлетворения общественных и личностных потребностей, получение трудового дохода.
В законе "О занятости населения Российской Федерации" занятость определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [4].
Согласно Общероссийского классификатора занятости (ОКЗ) в Свердловской области рынок занятости, по исследуемым видам экономической деятельности количество работников списочного состава составляла 1023,9 тыс. человек.
Расположение трудящихся на профессиональные группы свидетельствует о том, что многочисленными являлись группы занятий, объединяющие: квалифицированных рабочих промышленных организаций, строительства, транспорта, связи геологии и разведки недр - 19,8% к итогу на конец 2012 года. Специалисты высшего уровня квалификации - 19,2%; среднего уровня квалификации - 15,7%; операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин - 11,6%; неквалифицированные рабочие - 13,1%; [6, С. 6].
Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест на конец 2012 года составила 28 560 человек, по сравнению на 2010 годом потребность в работниках увеличилась в 1,8 раза.
Наибольшее количество вакантных мест образовалось в государственных и муниципальных организациях. Более востребованы специалисты среднего уровня квалификации 84,9% к итогу, специалисты высшего уровня квалификации - 78,1%. По профессиональным группам большее количество востребовано в сферах: подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживания - 618 человек; обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, торговли 3918 работника; на транспорте и связи - 5 559 рабочих, исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1
Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест,
человек [6, С. 12]
Вакантные должности Потребность в работниках для замещения вакантных рабочих мест, человек
Руководители учреждений, организаций и их структурных подразделений (служб) 1 093
Специалисты высшего уровня квалификации 5 501
Специалисты среднего уровня квалификации 4 494
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 618
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 3 918
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 322
Квалифицированные рабочие промышленных организаций. художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 5 559
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 3 313
Неквалифицированные специалисты 3 743
Общая потребность в специалистах высшего уровня квалификации возросла на 8,5% (период 31.10.2010-31.10.2012 гг.), в том числе в области естественных и инженерных наук - в 1,1 раза; специалистах в области здравоохранения - в 1,8 раза; специалистах в области образования - в 0,9 раза; прочих специалистах высшего уровня квалификации
- в 1,6 раза.
Потребность в специалистах среднего уровня квалификации увеличилась на 6,7%. Наибольшая востребованность отмечалась среди персонала в области здравоохранения составила 71,3% и в сфере образования - 43,3%, (таблица 2).
В организациях государственной и муниципальной форм собственности большую часть потребности в работниках составляли специалисты среднего - 84,9% и высшего -78,1% уровня квалификации и работники сферы обслуживания, жилищнокоммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности. В организациях негосударственного форм собственности 83,5% потребности в рабочих приходилась на квалифицированных работниках сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыболовства, 21,9% - на специалистов высшего и 15,1% - среднего уровня квалификации.
Вакантные рабочие места из группы специалистов среднего уровня квалификации, составляющих 4 494 человека (на конец 2012 года), наиболее востребованными были медицинский персонал по уходу, персонал дошкольного воспитания и обучения (воспитатели, преподаватели в системе дошкольного воспитания и обучения), фельдшеры, социальные работники, агенты по продаже.
Молодежный рынок труда в Свердловской области является взаимосвязанным единством разнообразных структур, которые в свою очередь создают специфическую целостность молодежного рынка труда.
Таблица 2
Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по _____профессиональным группам, человек. Составлен автором [6, С. 8;7, С. 12]__
Вакантные должности Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по профессиональным группам, человек
на 31.10.2008 г. на 31.10.2010 г. на 31.10.2012 г.
Специалисты высшего уровня квалификации 5 969 3 309 5 501
Квалифицированные рабочие промышленных организаций, строительства, транспорта, связи, геологии и разведок недр 9 747 3 213 5 559
Специалисты среднего уровня квалификации 4 193 2 157 4 494
Работники сферы обслуживания, жилищнокоммунального хозяйства, торговли 3 249 2 593 3 918
Неквалифицированные специалисты 5 108 1 956 3 743
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 3 902 1 433 3 313
Руководители учреждений, организаций и их структурных подразделений (служб) 1 163 715 1 098
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 713 228 618
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 508 150 322
Уникальность молодежного рынка труда заключается в специфике людей, впервые выходящих на рынок труда, где во многом уступают наиболее опытным работникам в конкуренции за рабочие места, поскольку у молодых людей нет:
- опыта поведения на рынке;
- требуемого квалификационного уровня;
- достаточно четких представлений о закономерностях, происходящих на рынке
труда.
В целевой программе "Молодежь Свердловской области. Развитие 2011-2015 года" установлены задачи направлены на:
- формирование механизмов ориентирования молодых граждан на востребованные социально-экономической сферой профессии, на занятие предпринимательством;
- выявление и поддержка талантливых молодых граждан, создание и распространение эффективных моделей и форм включения молодых граждан в инновационную и научную деятельность [8].
Ситуация на рынке труда и трудоустройство профессиональных кадров Свердловской области складывается следующим образом: на период 2009-2011 гг. получили среднее профессиональное образование 20 124 студента, из них 11,3 тыс. человек по специальностям экономики и управления, металлургия, машиностроение и металлообработка -4,5 тыс.; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника - 4,1 тыс.; транспортные средства - 3,6 тыс.; здравоохранение - 3,5 тыс. учащихся; образование и педагогика - 2,9 тыс. студента.
В последующем свою профессиональную деятельность связали специалисты естественных наук, работники по безопасности жизнедеятельности, природообустройство и защиты окружающей среды, также сельского и рыбного хозяйства - 100%; работники сферы обслуживания - 76,8%; здравоохранения - 76,3%; образование и педагогика всего 46,7% (таблица 3).
Таблица 3
Связь основной работы с полученной профессией (специальностью) у выпускников 2009-2011 гг., получивших среднее профессиональное образование ___________________(в среднем за 2012 год), тыс. человек [3,С. 26] ____________
Всего, тыс. человек Тыс. человек В процентах
связана не связана связана не связана
Естественные науки 0,2 0,2 - 100 -
Гуманитарные науки 2,0 1,2 0,8 56, 40,4
Образование и педагогика 2,9 1,4 1,6 46,7 53,3
Здравоохранение 3,5 2,7 0,8 76,3 23,7
Культура и искусство 1,4 1,0 0,4 70,4 29,6
Экономика и управление 11,3 6,5 4,8 57,4 42,6
Сфера обслуживание 1,4 1,1 0,3 76,8 23,2
Сельское и рыбное хозяйство 0,4 0,4 - 100 -
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 1,3 0,4 1,0 29,2 70,8
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 4,1 2,2 1,9 54,3 45,7
Металлургия, машиностроение и металлообработка 4,5 2,0 2,5 45,1 54,9
Транспортные средства 3,6 1,4 2,2 38,0 62,0
Информатика и вычислительная техника 0,8 0,4 0,4 50,6 49,4
Химическая и биотехнологии 0,3 0,2 0,1 65,1 34,9
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 0,8 0,4 0,4 48,9 51,1
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 0,6 0,4 0,2 66,3 33,7
Строительство и архитектура 1,4 0,5 0,9 38,7 61,3
Безопасность жизнедеятельности, приро-дообустройство и защита окружающей среды 0,2 0,2 10
Одной из проблем профессионального образования, связанной с трудоустройством выпускников называет Капустина Л.М. и Жадько Е.А. - недостаточно активное участие объединений работодателей в создании и общественно-профессиональной экспертизе Федерального образовательного стандарта начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования нового поколения и разработке на их основе новых модульных образовательных программ^, С. 10].
Приходится с сожалением констатировать, что существующая ныне система профессионального образования продолжает поставлять на рынок труда невостребованных специалистов [2 ,С. 43].
Маркетинг образовательных услуг направлен на исследование рынка образовательных услуг и труда, потому взаимовыгодное взаимодействие сторон: работодателя-заказчика образовательных услуг и молодого специалиста - выпускника образовательного учреждения, вступающих в трудовые отношения друг с другом приведут к более эффективным результатам. Предприятия охотно соглашаются на тесное сотрудничество с профессиональными учебными заведениями с целью пополнения и повышения квалификации кадров предприятия. Данная необходимость продиктована недостаточной удовлетворенностью профессиональной подготовки молодых специалистов и умение применять знания и навыки в различных ситуациях.
Выпускникам, кроме профильных, необходимых специфические "рыночные" компетенции (управленческие, маркетинговые, логистические и т.д.), а также умение: сво-
бодно работать с различными компьютерными программами; совмещать профессии; активно самостоятельно обрабатывать информацию и принимать новые решения в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств и предприимчивость [5, С. 64].
Молодой специалист, попадая в рабочую среду, осознает нехватку определенных знаний, умений и навыков. Работодателям следует учитывать этот факт, разработать методы адаптации направленных на рациональную организацию самостоятельной деятельности сотрудника, его активизацию психологических потенциалов. В свою очередь неопытный специалист осознает возможные результаты от освоения тех или иных навыков.
Один из принципов маркетинга образовательных услуг является создание положительной мотивации, содействующий более эффективному взаимодействию молодого специалиста и работодателя во всех сферах деятельности, любых предприятиях: от малых до крупных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капустина, Л.М. Особенности позиционирования на рынке образовательных услуг на примере вузов Екатеринбурга / Л.М. Капустина, Е.А. Жадько // Управленец. -2011. - № 9/10. - С. 10-17.
2. Манец, Т.В. Особенности развития системы профессионального образования в российской экономике // Вестник Южно-Уральского гос. университета. - 2007. - № 10 (82). - С. 38-46.
3. Профессиональное образование в Свердловской области, 2012 : статистический сборник. - Екатеринбург : Изд-во Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, 2013. - 104 с.
4. Федеральный закон от 19.04.1991 №1032-1 "Закон о занятости населения" с
изм. на 23.02.2013 [электронный ресурс] // URL:
http://www.lawbase.ru/content/view/8329/43/. - Дата обращения 30.07.2013.
5. Чеснокова, М.С. Компетентностный подход к анализу рынка труда как элемент маркетинга персонал / М.С. Чеснокова // Управленец. - 2011. - № 5-6. - С. 62-66.
6. Численность и потребность организаций в работниках по профессиональным группам на 31.10.2012 года в Свердловской области : статистический бюллетень. - Екатеринбург : Изд-во Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, 2013. - 35 с.
7. Численность и потребность организаций в работниках по профессиональным группам на 31.10.2010 года в Свердловской области : статистический бюллетень. - Екатеринбург : Изд-во Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, 2011. - 17 с.
8. Постановление целевой программы от 11.10.2010 г. №1480-1III "Молодежь
Свердловской области. Развитие 2011-2015 года" [электронный ресурс] //
URL:/http://sverdlovobl.allbusiness.ru/content/document_r_25D5E003-6B4B-481E-9027-D740F6237A9E.html. - Дата обращения 30.07.2013.
REFERENCES
1. Kapustina, L.M. and Zhadko, E.A. (2011), “Features positioning in the market of educational services by the example of universities in Yekaterinburg”, Manager, No. 9/10, pp. 10-17.
2. Manets, T.V. (2007), “Features of the development of vocational education in the Russian economy”, Bulletin ofSUSU, Vol. 82, No. 10, pp. 38-46.
3. Vocational education in the Sverdlovsk region, 2012: The statistical compilation (2013), publishing house Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Sverdlovsk region, Yekaterinburg.
4. The Federal Law of 19.04.1991 № 1032-1, available at:
http:IIwww.lawbase.ruIcontent/viewI8329I43I (accessed 30 July 2013)
5. Chesnokova, M.S. (2011), "Competence-based approach to the analysis of the labor market as an element of marketing staff", Manager, No. 5-б, pp. б2-бб.
6. The number of organizations and the need for workers by occupational group on 31.10.2012, in the Sverdlovsk region: statistical bulletin (2013), publishing house Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Sverdlovsk region, Yekaterinburg.
7. The number of organizations and the need for workers by occupational group on 31.10.2010, in the Sverdlovsk region: statistical bulletin (2011), publishing house Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Sverdlovsk region, Yekaterinburg.
8. Resolution of the target program from 11.10.2010 № 1480-PP "Youth of the Sverdlovsk region. Development 2011-2015, available at:
http:IIsverdlovobl.allbusiness.ruIcontent/document_r_25D5E003-бB4B-481E-9027-D740F6237A9E.html (accessed 30 July 2013)
Контактная информация: hlopina.svetlana@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 14.07.2013.
УДК 796.012.116
ГИМНАСТИКА «ЦИГУН» КАК ФАКТОР ВОССТАНОВЛЕНИЯ В СКОРОСТНОСИЛОВОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач России,
Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения (ИрГУПС), Людмила Викторовна Косыгина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Александр Геннадьевич Демидов, старший преподаватель,
Ирина Мунировна Утяшева, аспирант,
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет
Аннотация
В статье показана роль гимнастики «цигун» в восстановлении организма нри скоростносиловой нагрузке. На основе личного тренерского опыта авторами составлен оптимальный комплекс упражнений, являющийся универсальным средством восстановления после утомительной нагрузки в процессе тренировочного процесса. На основании выбранных критериев утомления нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной системы продемонстрирован процесс восстановления посредством предложенного комплекса упражнений. Суть эксперимента, длящегося в течение года, заключалась в наблюдении за тренировочным процессом, экспериментальной группы, состоящей из 12 спортсменов высшей квалификации (от кандидатов в мастера снорта до мастера спорта международного класса) в скоростно-силовом микроцикле тренировочного процесса. Гимнастика «цигун» включалась в разминку и в заключительную часть тренировки. Контрольную группу составляли также 12 спортсменов такой же квалификации без применения гимнастики «цигун».
Ключевые слова: гимнастика «цигун», нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая, мышечная система.