Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования на региональном рынке труда'

Повышение конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1332
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ / REGIONAL LABOR MARKET / COMPETITIVENESS / SKILLED WORKERS / VOCATIONAL EDUCATION / TEACHING METHODS / VISUALIZATION OF INFORMATION / GOVERNMENT SUPPORT TO EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Инна Александровна, Лукина Лилия Александровна

Рассмотрены особенности положения выпускников среднего профессионального образования на рынке труда. Профессиональные ориентации современной молодежи определяются потребностями рыночной экономики, которые связаны со стремлением к профессиям, обеспечивающим быструю финансовую самостоятельность и материальное благосостояние, продвижение и карьеру. Сложившаяся специфическая ситуация отразилась и на профильной структуре подготовки специалистов учреждениями профессионального образования: увеличился прием студентов на экономические и правовые специальности, а на инженерные и сельскохозяйственные сократился. Профессионально-квалификационная диспропорция спроса и предложения приводит не только к появлению невостребованных работников на рынке труда, но и вызывает кадровый дефицит на квалифицированных рабочих и служащих, создает предпосылки для нарушения обеспечения преемственности кадров главным образом в отраслях материального производства. Проведен анализ ситуации на рынке труда Алтайского края, который является типичным агропромышленным регионом России. Происходит обновление кадрового состава с высшим образованием значительно быстрее, чем обновление кадров, имеющих среднее профессиональное образование и квалифицированных рабочих. Система профессионального образования Алтайского края готовит специалистов высшего образования в таком количестве, которое превышает потребности экономики региона, при этом остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих и служащих по программе среднего профессионального образования. Для повышения конкурентоспособности и востребованности профессиональных рабочих и служащих на современном рынке труда в процессе профессиональной подготовки необходимо развивать способности: адаптироваться в коллективе, обладать высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и самостоятельности. Для соблюдения баланса спроса и предложения на региональном рынке труда, сфере профессионального образования требуется учитывать прогнозируемые показатели, характеризующие изменение ситуации на рынке труда. Выявление и прогнозирование потребностей в кадрах, определение перечня наиболее востребованных профессий для работодателей должно входить в компетенцию государственных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ON THE REGIONAL LABOR MARKET

The article considers the peculiarities of the position of graduates of secondary vocational education on the labor market. Professional orientations of modern youth are determined by the needs of the market economy, which are associated with the desire for professions providing rapid financial independence and material well-being, advancement and career. The specific situation that has developed has also affected the profile structure of training specialists by vocational education institutions: the enrollment of students in economic and legal specialties has increased, in engineering and agricultural specialties it has declined. The professional and qualitative disproportion of supply and demand leads not only to the emergence of unclaimed workers in the labor market, but also causes a shortage of skilled workers and employees and creates the prerequisites for disrupting the continuity of personnel, mainly in the branches of material production. The analysis of the situation on the labor market of the Altai region, which is a typical agro-industrial region of Russia, was carried out. The staff with higher education updates much faster than one with vocational secondary education and skilled workers. The system of professional education in Altai region prepares specialists of higher education in an amount which exceeds the needs of the regional economy, with acute shortage of skilled workers and employees within the program of secondary vocational education. In order to improve competitiveness and the demand for professional workers and employees in the modern labor market, in the process of professional training it is necessary to develop the ability to adapt to the team, have a high level of mobility, intellectual activity and independence. In order to balance supply and demand at the regional labor market, vocational education and training should take into account the projected indicators of the changing situation on the labor market. Identification of staffing needs, their forecasting, as well as definition of the list of most popular professions for employers should be the responsibility of public authorities.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности выпускников среднего профессионального образования на региональном рынке труда»

УДК 331.526

И.А. Корчагина, Л.А. Лукина

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

Рассмотрены особенности положения выпускников среднего профессионального образования на рынке труда. Профессиональные ориентации современной молодежи определяются потребностями рыночной экономики, которые связаны со стремлением к профессиям, обеспечивающим быструю финансовую самостоятельность и материальное благосостояние, продвижение и карьеру. Сложившаяся специфическая ситуация отразилась и на профильной структуре подготовки специалистов учреждениями профессионального образования: увеличился прием студентов на экономические и правовые специальности, а на инженерные и сельскохозяйственные сократился. Профессионально-квалификационная диспропорция спроса и предложения приводит не только к появлению невостребованных работников на рынке труда, но и вызывает кадровый дефицит на квалифицированных рабочих и служащих, создает предпосылки для нарушения обеспечения преемственности кадров главным образом в отраслях материального производства. Проведен анализ ситуации на рынке труда Алтайского края, который является типичным агропромышленным регионом России. Происходит обновление кадрового состава с высшим образованием значительно быстрее, чем обновление кадров, имеющих среднее профессиональное образование и квалифицированных рабочих. Система профессионального образования Алтайского края готовит специалистов высшего образования в таком количестве, которое превышает потребности экономики региона, при этом остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих и служащих по программе среднего профессионального образования. Для повышения конкурентоспособности и востребованности профессиональных рабочих и служащих на современном рынке труда в процессе профессиональной подготовки необходимо развивать способности: адаптироваться в коллективе, обладать высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и самостоятельности. Для соблюдения баланса спроса и предложения на региональном рынке труда, сфере профессионального образования требуется учитывать прогнозируемые показатели, характеризующие изменение ситуации на рынке труда. Выявление и прогнозирование потребностей в кадрах, определение перечня наиболее востребованных профессий для работодателей должно входить в компетенцию государственных органов власти.

Ключевые слова: региональный рынок труда, конкурентоспособность, квалифицированные рабочие, среднее профессиональное образование, методы обучения, визуализация информации, государственная поддержка сферы занятости.

Сложившаяся ситуация на современном рынке труда создает проблему занятости молодых специалистов, выпускников среднего профессионального образования, которые впервые попадают на рынок труда и оказываются в положении одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения.

Вопросы занятости молодых специалистов в нашей стране и за рубежом отражены в работах Р.И. Капелюшникова, А.Н. Сорочайкина, Г. Беккера и других авторов [1-3]. Вопросы конкуренции на рынке труда изучаются в работах таких экономистов, как А.Я. Кибанов, Д. Маслоу, П. Ватсон, И.А. Фирсова, М. Альберт и другие.

Российское государство в 1991 г. отказалось от конституционных гарантий права на труд и требований его обязательности, что дало молодому специалисту больше возможностей в предложении трудоустройства. Профессиональные ориентации современной молодежи отвечают ценностям рыночной экономики, которые выражаются в стремлении к тем видам трудовой деятельности, которые быстро предоставляют финансовую независимость и материальную обеспеченность, а также продвижение и карьеру.

Данная ситуация отразилась и на профильной структуре подготовки специалистов организациями профессионального образования: произошел рост приема студентов на экономические и правовые специальности, а на инженерные и сельскохозяйственные сократился. Кроме того, возросло число учреждений среднего профессионального образования многопрофильного направления, традиционно являющихся узкопрофильными (машиностроение, сельское хозяйство и др.).

На фоне резкого увеличения абсолютной численности выпускников высшей школы и некотором росте контингентов выпускников системы среднего профессионального образования отмечается снижение числа выпускников в учреждениях начального профессионального образования.

При этом лица с начальным профессиональным образованием в наибольшей степени оказываются в категории безработных. Предельно высокий уровень образования рано выходящих на рынок труда молодых людей оказывается одной из причин их попадания на вторичный рынок труда, отличающийся малоквалифицированной, нестабильной, низкооплачиваемой работой.

30 25 20 15 10 5 0

15-19 лет 20-24 лет 25-29 лет 30- 34 35- 39 40-44 45-49 50- 54 55- 59 60- 72

лет лет лет лет лет лет лет

■ ВО

■ СПО по програм\леподготош<и специалистов среднего звена СПО по программе подготовим квалифицированных рабочих

Рис. 1. Уровень безработицы населения России по отдельным возрастным группам по уровню профессионального образования в 2013 г., % (составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата))

Согласно данным, представленным Росстатом, уровень безработицы в молодежных группах, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, составляет порядка 20 % в группе до 20 лет, 10 % в группе от 20 до 24 лет и около 6 % в возрастной группе от 25 до 29 лет. Подобная ситуация обусловлена тем, что работодатели сами предпочитают не принимать выпускников, имеющих начальный уровень профессионального образования, зачастую намеренно завышая требования к соискателям рабочих мест. Данное обстоятельство делает среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих еще менее привлекательным для абитуриентов.

Выявленные различия в уровне безработицы молодежи разного возраста прямо коррелируют с уровнем образования этих групп. Наиболее значимые коэффициенты корреляции в пределах от 0,89 до 0,95 получены в возрастных группах от 20 лет и старше у лиц, имеющих профессиональное образование. В отношении начального профессионального образования складывается обратная тенденция: чем старше возраст абитуриента, тем значения коэффициентов становятся меньше (от 0,6 в самой младшей группе до 0,12 в самой старшей возрастной группе от 60 до 72 лет) [4].

О невысокой эффективности деятельности организаций среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, которая приводит к снижению мотивации учащихся к учебе и получению востребованной профессии, свидетельствуют ответы респондентов, полученные в результате проведённого авторами опроса студентов выпускных курсов среднего профессионального образования (рис. 2). Около 70 % учащихся среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих хотели бы продолжить обучение, причем 40% из них - в системе высшего образования, остальные - в системе среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.

Профессионально-квалификационная диспропорция спроса и предложения приводит не только к появлению невостребованных работников на рынке труда, но и вызывает кадровый дефицит на квалифицированных рабочих и служащих, создает предпосылки для нарушения обеспечения преемственности кадров главным образом в отраслях материального производства.

■ < Нет

■ - Да 13 системе среднего профессионального образования

■ ■ Да 13 системе высшего образования

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Собираетесь ли Вы продолжить профессиональное

обучение?», %

В советский период государство предоставляло рабочие места выпускникам всех видов образовательных учреждений. Профессиональное становление молодежи происходило, как правило, в секторе малоквалифицированного труда и сфере материального производства, тем самым покрывало потребности экономики в востребованных, дефицитных, массовых кадрах.

Подобная картина складывается и на региональных рынках труда. Проанализируем ситуацию на рынке труда Алтайского края, который является типичным агропромышленным регионом России с высокой долей занятости в сельском хозяйстве - 19,2 % от общей численности занятых в экономике (по России этот показатель составляет 9,2 %, по Сибирскому Федеральному округу - 10,2 %). В связи с этим требуется обеспечение необходимыми рабочими профессиями всего агропромышленного сектора экономики как одного из ведущих направлений в крае. Кроме того, в условиях сокращения объема экспорта в крае и увеличения дефицита на внутреннем рынке страны для алтайских товаропроизводителей появляются новые возможности расширения ассортимента пищевых продуктов для поставки в другие регионы страны.

Активное развитие туризма как одного из стратегически важных направлений развития современной экономики региона требует подготовки большой численности специалистов среднего звена по гостеприимству, а также медицинского, сервисного, обслуживающего персонала.

Низкий уровень заработной платы работников сельскохозяйственной отрасли делает данную сферу экономики не привлекательной для молодежи, приводит к активному оттоку сельского населения в города и сокращению его численности и обострению проблемы «старения» кадров и тем самым формирует недостаток спроса на рабочие специальности.

Существенное влияние на развитие рынка труда оказывает сфера профессионального образования Алтайского края, которая претерпела значительные изменения.

В настоящее время система профессионального образования Алтайского края представлена 106 образовательными учреждениями, в том числе 41 организацией среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее начальное профессиональное образование); 37 организациями среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена и 28 вузами и филиалами, что в процентном соотношении выглядит следующим образом: организации среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 39 %, организации среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена - 35 % и организации высшего образования - 26 % [5].

По данным Управления федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (Алтайкрайстата) в 2015 г. доля выпускников образовательных организаций высшего образования составила 55,5 % (15,1 тыс. чел.) в общем числе выпускников организаций системы профессионального образования. Вместе с тем на рынке труда в структуре спроса преобладают работники со средним профессиональным образованием, в том числе по рабочим профессиям -48,4 % (515 тыс. чел.), с высшим образованием - 26,2 % (278 тыс. чел.), без требований к профессиональному образованию - 25,4 % (270 тыс. чел.).

Таким образом, происходит обновление кадрового состава с высшим образованием значительно быстрее, чем обновление кадров, имеющих среднее профессиональное образование и квалифицированных рабочих. Согласно данным Управления по труду и занятости Алтайского края порядка 7080 % заявленных вакансий на рынке труда относятся именно к рабочим профессиям. В рейтинге вакансий рабочих профессий: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (коэффициент напряженности - 0,39); оператор машинного доения (коэффициент напряженности - 0,37); электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (коэффициент напряженности - 0,49); токарь (коэффициент напряженности - 0,42); слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования (коэффициент напряженности - 0,21).

Выявленные тенденции позволяют сделать вывод о том, что система профессионального образования Алтайского края ведёт подготовку специалистов высшего образования, значительно превышающие потребности экономики региона, и наоборот остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих и служащих.

Реальное соотношение спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда отражает коэффициент напряженности, который выражает соотношение численности незанятого населения к числу имеющихся вакансий. Чем ближе данный коэффициент к единице, тем больше баланс спроса и предложения.

По данным Главного управления по труду и социальной защите Алтайского края авторами составлен прогноз кадровых потребностей рынка труда Алтайского края по основным видам экономической деятельности до 2020 г., результаты которого отражены на рис. 3.

кл.....!■■■■

э =

£ X

СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕХОЗЯЙСТВО

о 5

о

гт; О

- т

'V X

3 Я

X V

X р.

в =г

® г

Э =

£ X

ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА

I а

Г <и

X й.

т; О

« 3

Э =

£ X

СТРОИТЕЛЬСТВО

л а

X <и X й.

СС О

э =

£ I

ГОСТИНИЦЫ И

л а

X <и X

СС О

э =

£ 1

ОБРАЗОВАНИЕ

л а

х <и

X й.

сс о

э =

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

а X э ;

л £ х

X Ф * (О

X Р. Ж ш

1- щ - о

ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ,РЕМОНТ БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ

■ 2017 ■ 2018 ■ 2019 И 2020

Рис. 3. Прогноз потребностей рынка труда Алтайского края в квалифицированных кадрах с учетом

уровней образования в разрез основных видов экономической деятельности до 2020 г., тыс. чел. (составлено автором по данным Главного управления по труду и социальной защите Алтайского края)

На рынке труда Алтайского края около половины рабочих мест предназначены для работников со средним профессиональным образованием, включая квалифицированных рабочих. Основными сферами занятости специалистов среднего звена и рабочих, где доля занятых превышает средние показатели по краю, являются: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, предоставление прочих коммунальных услуг, операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг, здравоохра-

нение, гостиницы и рестораны, торговля. При этом в целом потребность экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах, имеющих среднее профессиональное образование, только возрастает.

Для повышения конкурентоспособности и востребованности профессиональных рабочих на современном рынке труда их подготовку необходимо осуществлять в направлении развития способности адаптироваться в коллективе, обладать высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и самостоятельности.

В силу ограниченности времени на профессиональную подготовку в организациях среднего профессионального образования создаётся проблема выбора средств, необходимых для подготовки конкурентоспособных специалистов. В связи с этим возникает потребность в применении более эффективных методов и средств обучения на всех уровнях образовательного процесса, при котором все участники в равной мере были бы задействованы во всех этапах этого процесса и заинтересованы в получении высоких результатов.

В результате ряда исследований, проведенных со студентами среднего профессионального образования, было установлено, что эффективность обучения напрямую зависит от степени привлечения органов чувств обучающихся. В связи с этим при организации учебного процесса необходимым, на наш взгляд, является использование таких методов, которые будут свойственны как природе человека, так и особенностям его психических процессов.

Одним из наиболее эффективных методов совершенствования процесса обучения профессиональных образовательных организаций мы считаем использование моделей когнитивной визуализации как на занятиях, так и при самостоятельной работе. Данный метод позволит в короткие сроки усвоить необходимые объемы учебной информации, в результате чего повысится качество образования и будет достигнута основная его цель - подготовка высококвалифицированных рабочих и служащих, способных гибко и оперативно оперировать всей необходимой для профессионального развития и роста информацией.

В.Э. Штейнберг [6] называет средства (модели) когнитивной визуализации дидактическими инструментами поддержки познавательной деятельности и выделяет у них целый ряд функций, которые:

- служат «удлинителями, манипуляторами» мозга, его продолжением во внешнем плане;

- повышают произвольность и степень управления процессами переработки и усвоения знаний;

- дают возможность представить и проанализировать знания в форме, удобной для последующей работы мышления;

- способствуют обнаружению существенных связей и отношений в процессе познания мира.

Возможности когнитивной визуализации рассмотрены в работах ряда исследователей. Е.Е. Са-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

погова отмечает способность когнитивной визуализации в помощи воображению осуществлять операции моделирования как познавательные операции. Э.В. Ильенков указывает на свойство когнитивной визуализации в поддержании действий воображения при охвате целого ряда частей при построении целостных образов на основе отдельного намека, элемента, тенденции. По мнению М.А. Лифши-ца, применение когнитивной визуализации способствует познанию обобщенных связей и закономерностей действительности, их выражению в специфических символических формах во внутреннем плане деятельности.

Под когнитивной визуализацией мы понимаем создание графических учебных элементов, помогающих совершенствовать учебно-познавательную деятельность.

«Сжатие» и визуализация учебной информации технологически может быть достигнута разными методическими приемами, и, соответственно этому, известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний [7].

Выбор моделей зависит от уровня развитости познавательной деятельности обучающихся, специфики преподаваемого предмета и степени абстрактности учебного материала.

Для эффективного использования моделей когнитивной визуализации учебной информации необходимо систематизированное их использование.

Рассмотрим применение моделей когнитивной визуализации при построении урока комбинированного типа по изучению одного из классов органических соединений.

Использование ЛСМ на этапе целеполагания позволяет развивать у обучающихся навыки формулирования цели и задач урока, устанавливать связи между знаниями и умениями.

Преподавателю использование ЛСМ дает возможность наглядно показать этапы обучения и целесообразно использовать время на каждом уроке. На этапе «актуализации знаний», «изучение но-

вого материала» используется ЛСМ, включающая в себя содержание темы в виде отдельных блоков информации, располагающихся в определенной последовательности, что позволяет установить логические связи между ними. Главным же достоинством ЛСМ является систематизация и обобщение больших объемов учебной информации.

При изучении нового учебного материала студентам предоставляется готовая ЛСМ, которая выполняет роль плана на этапе планирования, помогает акцентировать внимание студентов на ключевых понятиях в течение всего занятия. Одна из таких ЛСМ «Характеристика класса органических соединений», представлена на рис. 4.

Совместное создание ЛСМ в процессе изучения темы со студентами предполагает не только обсуждение основных вопросов, но и возможности применения материала в практической деятельности и определение межпредметных связей.

Корректное и целесообразное использование моделей когнитивной визуализации, в частности ЛСМ способствует повышению уровня учебно-познавательной деятельности и ведет к формированию в будущем конкурентоспособного специалиста.

Для соблюдения баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона подготовку специалистов среднего профессионального образования необходимо осуществлять на основе прогноза изменений ситуации в сфере занятости. Организации профессионального образования должны располагать информацией о потребностях рынка труда в тех или иных специалистах, о наличии у выпускников необходимых профессиональных компетенций для повышения их конкурентоспособности.

Определять и прогнозировать потребности в кадрах, вырабатывать перечень востребованных специальностей и компетенций с точки зрения работодателей должны государственные органы власти. В этом направлении реализуется комплексная методика, в задачи которой входит получение оперативных и достоверных показателей, характеризующих степень трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций. Данная методика позволяет определить эффективность трудоустройства и установить прогнозные параметры занятости с учетом темпов развития экономики.

Биды изомерии Физические свойства

Практическое эначенийимические свойства

Рис. 4. ЛСМ «Характеристика класса органических соединений»

Регулирование процессов, происходящих в системе профессиональной подготовки кадров, с целью оптимизации рынка труда может осуществляться посредством создания спроса на образовательные услуги со стороны хозяйствующих субъектов посредством государственного заказа на подготовку специалистов для государственных предприятий, со стороны коммерческих организаций - в форме договоров с профессиональными учебными заведениями. Следует вспомнить советскую практику обязательного распределения выпускников, согласно которой студенты учились по направлению предприятия и после завершения обучения должны были два или три года отработать на данном предприятии. Такая система распределения решала проблему трудоустройства молодых специалистов и регулировала ситуацию на рынке труда [8].

В рамках повышения востребованности выпускников на рынке труда требуется налаживание связей между рынком труда и профессиональным образованием, отсутствие которых сказывается негативно на занятости молодежи. В этом направлении перспективным является развитие процессов интеграции деятельности между институтом профессионального образования и предприятиями - потенциальными работодателями, которые могут предоставлять базы для практик и тем самым готовить для себя нужных специалистов, не затрачивая своих собственных ресурсов. Это выгодно для работодателей, потому как решает их проблему необходимости переучивания молодых специалистов для собственных нужд.

В настоящее время многие организации начинают вести для себя подготовку специалистов. Они выражают желание брать студентов и выпускников образовательных учреждений на стажировку и платить им за то, чтобы ликвидировать разрыв в фундаментальном, но оторванном от действительности образовании.

Эффективное решение задач, направленных на обеспечение потребностей рынка труда в конкурентоспособных выпускниках среднего профессионального образования, невозможно без соответствующей государственной поддержки. Содействие занятости выпускников, прежде всего в рамках экономической политики российского государства, должно кардинальным образом изменить сложившийся дисбаланс спроса и предложения на современном рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капелюшников Р.И., Ощепков А.Ю. Российский рынок труда: парадоксы посткризисного развития // Вопр. экономики. 2014. № 7. С. 66-92.

2. Сорочайкин А.Н., Сорочайкин И. А. Теоретические основы исследования занятости населения в современной России // Экономика и управление в XXI веке. Т. 10. Управление персоналом: коллективная монография / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара: Изд-во « Самарский ун-т», 2012. С. 161-180.

3. Becker G. Investment in human capital: A theoretical analysis // The Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70, N. 5, Pt. 2. P .9-49.

4. Корчагина И. А. Проблемы функционирования молодежного рынка труда в России // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8, № 5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/18EVN516.pdf.

5. Колмакова Л. А., Корчагина И. А. Актуальные проблемы профессионального образования и пути их решения. Уникальные исследования в 21 веке / под общ. ред. С.В. Кузьмина. Казань, 2015. № 7 (7). С. 392-414.

6. Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология + дидактический дизайн (поисковые исследования): монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 136 с.

7. Неудахина Н.А. О возможностях практического внедрения технологии визуализации учебной информации в вузе. // Изв. Алтайского гос. ун-та. Барнаул, 2013. Вып. 2 (78). С. 35-38.

8. Корчагина И.А. Проблемы занятости молодежи на региональном рынке труда // Изв. Алтайского гос. ун-та: Журнал теоретических и практических исследований 2/2, 2014. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. С. 320-323.

Поступила в редакцию 17.03.17

I.A. Korchagina, L.A. Lukina

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ON THE REGIONAL LABOR MARKET

The article considers the peculiarities of the position of graduates of secondary vocational education on the labor market. Professional orientations of modern youth are determined by the needs of the market economy, which are associated with the desire for professions providing rapid financial independence and material well-being, advancement and career. The specific situation that has developed has also affected the profile structure of training specialists by vocational education

institutions: the enrollment of students in economic and legal specialties has increased, in engineering and agricultural specialties it has declined. The professional and qualitative disproportion of supply and demand leads not only to the emergence of unclaimed workers in the labor market, but also causes a shortage of skilled workers and employees and creates the prerequisites for disrupting the continuity of personnel, mainly in the branches of material production. The analysis of the situation on the labor market of the Altai region, which is a typical agro-industrial region of Russia, was carried out. The staff with higher education updates much faster than one with vocational secondary education and skilled workers. The system of professional education in Altai region prepares specialists of higher education in an amount which exceeds the needs of the regional economy, with acute shortage of skilled workers and employees within the program of secondary vocational education. In order to improve competitiveness and the demand for professional workers and employees in the modern labor market, in the process of professional training it is necessary to develop the ability to adapt to the team, have a high level of mobility, intellectual activity and independence. In order to balance supply and demand at the regional labor market, vocational education and training should take into account the projected indicators of the changing situation on the labor market. Identification of staffing needs, their forecasting, as well as definition of the list of most popular professions for employers should be the responsibility of public authorities.

Ключевые слова: regional labor market, competitiveness, skilled workers, vocational education, teaching methods, visualization of information, government support to employment.

Корчагина Инна Александровна,

кандидат географических наук, доцент

базовой кафедры государственного и муниципального

управления

Лукина Лилия Александровна, преподаватель Рубцовский институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» 658220, Россия, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, 200 б

E-mail: kolmakova@rb.asu.ru

Korchagina I.A.,

Candidate of Geography, Associate Professor Lukina L.A., lecturer

Rubtsovsk institute (branch of) Altai State University

Lenina st., 200b, Rubtsovsk, Russia, 658220 E-mail: kolmakova@rb.asu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.