©Ярыгина З.А., 2014
УДК 811.161.1’42 ББК 81.411.2-51
СПОСОБЫ И СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МЕТАСТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ТЕКСТА
Ярыгина Зоя Александровна
Аспирант кафедры русского языка и документалистики Волгоградского государственного университета [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлены результаты исследования метаструктуры современных учебных текстов по дисциплинам социально-гуманитарного и естественно-научного циклов. Выявлены различные метатекстовые компоненты этих текстов, предложена типология эксплицитно выраженных метакомпонентов на основе установленных связей с текстовыми категориями. Определены имплицитные метамаркеры, дана дефиниция современного учебного текста с учетом прагматических особенностей его организации.
Ключевые слова: метаструктура текста, текстовые категории, прагматика, типы метатекста, эсплицитный и имплицитный способы развертывания метатекста.
Учебный текст является одним из ключевых элементов образовательного процесса. В вопросе о его дефиниции исследователи обычно исходят из констатации того, что это разновидность научных текстов. Возможно, данный факт связан с наличием ряда общих черт, к числу которых относятся целеу-становка на передачу объективной и точной информации, использование строго нормированных средств языка, жесткая регламентированность построения. Вместе с тем учебный текст обладает и специфическими чертами, поскольку предназначен не только для передачи научно достоверных фактов, но и для установления особого коммуникативного контакта с адресатом, для пробуждения и закрепления у обучающихся интереса к новой информации. Последнее часто достигается благодаря активизации образного мышления, что свойственно также научно-популярным текстам, однако их адресат существенно отличается от реципиента учебного текста уровнем готовности к восприятию речевых произведений.
Исходя из того, что учебный текст имеет общие черты как с собственно научным (академическим), так и с научно-популярным текстом, обладая при этом своей спецификой, в данном исследовании нами выделяются метатекстовые компоненты (метакомпоненты), на основе которых представляется возможным рассмотреть установление коммуникативного контакта автора учебного текста с адресатом. С учетом разных точек зрения [1; 3; 4; 7; и др.] метакомпонент трактуется как единица текста, репрезентированная вербально или невербально и содержащая определенный смысл, дополняющий основное содержание текста.
Метатекстовая составляющая текстов разных жанров и стилей, в частности научного, художественного и публицистического, анализировалась многими лингвистами [3; 4; 9; и др.], в то время как современный учебный текст в этом плане не подвергался изучению. Признавая важность названного феномена, исследователи предлагают его разные типологии и отмечают сложность и неразработан-
ность понятия «смысловая структура метатекста (метастуктура)», отсутствие связи с ним большинства существующих классификаций типов метатекста [4; 7; 9; и др.]. Соглашаясь с Н.В. Лукиной в том, что метатек-стовая структура представляет собой сложную иерархию смыслов, дополняющую семантику текста [3, с. 88], мы предлагаем анализировать ее через эксплицитно и имплицитно выраженные метакомпоненты в соотношении с текстовыми категориями информативности, интенциональности и интертекстуальности. Соответственно нами выделяется три основных типа метакомпонентов: собственно информативные, интенциональные и интертекстуальные.
В метаструктуре современного учебного текста участвуют эксплицитно выраженные с помощью слов, словосочетаний, предложений / высказываний, микротекстов метакомпоненты наряду с имплицитными компонентами, представленными метамаркерами [там же, с. 46]. Исследовательский материал показал, что разграничиваются не только типы метакомпонентов, но и их подтипы, каждый из которых обладает собственным набором признаков, выполняет в тексте определенную функцию и связан с целеустановками адресанта и адресата текста на информирование, оптимизацию процесса восприятия или сближение позиций автора и адресата текста. Выявление связей целеустановок с типами и подтипами в общей метатекстовой структуре учебного текста осуществляется на основании комплексной характеристики средств их репрезентации [6].
Материалом для данного исследования послужили учебные тексты, предназначенные для обучения школьников среднего и старшего звена, 2000-х гг. издания по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (русскому языку, литературе, русской словесности, истории, обществознанию) и естественно-научного цикла (физике, географии, биологии). В ряде случаев для сопоставления привлекались учебники, опубликованные до 2000 года. Всего проанализировано около 4 000 единиц метатекстового уровня. Разграничение социально-гуманитарного и естественно-научного циклов имеет целью выявить сходства и различия в выборе средств
актуализации связей между целеустановка-ми автора и адресата.
В качестве предварительной гипотезы исследования выдвигается положение о том, что метаструктура современного учебного текста представляет собой сложное образование, которое формируется в результате взаимодействия эксплицитных языковых и контекстуальных репрезентантов типов и подтипов метакомпонентов, а также имплицитно выраженных метамаркеров.
Эксплицитный способ развертывания метатекста
I. Центральным понятием в характеристике текста выступает, как известно, категория информативности. Анализ собранного нами материала показал, что наряду с информативными компонентами, традиционно представленными терминологической лексикой, словами преимущественно в единственном предметно-логическом значении, определенными типами сложных предложений, статистическими данными, авторы учебных текстов активно используют метакомпоненты, содержащие в своей семантике элемент отношения к излагаемому материалу, также участвующие в реализации категории информативности. Они названы нами собственно информативными метатекстовыми компонентами, которые реализуются широким набором языковых и текстовых средств. В проанализированном материале зафиксировано более
1 600 таких единиц. Эти средства актуализируют определенные метасмыслы, объединенные общим значением в рамках каждого выделенного нами подтипа. К числу языковых средств относятся единицы определенных уровней языка (лексического, морфологического, синтаксического); текстовыми являются средства, которые порождаются собственно текстовыми категориями.
Лексикографический и контекстологический анализ репрезентантов метасмыслов показал, что в рамках типа «собственно информативные метакомпоненты» выделяется десять основных подтипов (см. таблицу). Самыми частотными в двух рассматриваемых циклах являются различные, в частности языковые, средства актуализации метасмыслов подтипа обобщение данной информации, объе-
Способы и средства репрезентации метаструктуры современных социально-гуманитарных и естественно-научных учебных текстов
Типы мета- компо- нентов Подтипы метакомпонентов Учебные циклы
Социально-гуманитарный Естественно-научный
Способы репрезентации метакомпонентов
Эксплицит- ный Имплицитный Всего Эксплицит- ный Имплицитный Всего
Средства репрезентации метакомпонентов Средства репрезентации метакомпонентов
& з и § 3 Собственно текстовые Пункту аци онн ые Графические Пространственно-ко мпозици онны е Языковые Собственно текстовые е ы н н о 1 ауткн н £ е и х се иф а -о е Я 3 и я “ о ё в аи рз то ё §
Собственно информативные 1) обобщение данной информации 5,5 2,1 - - - 7,6 7,6 1,6 - - - 9,2
2) пояснение данной информации 4,3 1,7 - - - 6,0 5,7 1,6 - - - 7,3
3) прогнозирование следования информации - 6,2 - - - 6,2 - 6,5 - - - 6,5
4) представление информации в определенной последовательности 4,3 1,2 - - 0,4 5,9 6,5 0,3 - - 0,3 7,1
5) уточнение информации 5,2 - - - - 5,2 4,6 - - - - 4,6
6) указание на связ ь между научными сведениями 2,8 1,2 - - - 4 4,2 - - - - 4,2
7) обращение к известной информации - 2,9 - - - 2,9 - 3,9 - - - 3,9
8) установление причинноследственной связи между научными сведениями 2,0 2,0 2,4 2,4
9) различение научных сведений по степени значимости 1,9 0,2 - - - 2,1 2,4 0,5 - - - 2,9
10) обращение внимания на особо значимые научные сведения 0,9 - 0,1 0,7 - 1,7 1,9 - 0,3 1,3 - 3,5
Всего 26,9 15,5 0,1 0,7 0,4 43,6 39,2 10,5 0,3 1,3 0,3 51,6
и й Л п сЗ н О & н & и к 1) выражение уверенности/ неуверенности в излагаемой информации 19,1 19,1 15,0 15,0
2) использование оценочности в представлении факта 9,5 - - - - 9,5 7,9 - - - - 7,9
3) выполнение предлагаемых мыслительных операций в процессе совместного рассуждения 5,7 5,7 7,2 7,2
4) актуализация ценностных позиций в отношении к научной проблеме 1,4 1,9 0,6 - - 3,9 2,3 2,3 0,6 - - 5,2
5) активизация элементов образного восприятия 2,4 0,7 0,2 - - 3,3 1,9 0,3 0,1 - - 2,3
Всего 38,1 2,6 0,8 - - 41,5 34,3 2,6 0,7 - - 37,6
й Я ^ К о м & 1) использование иных мнений, утверждений, дополняющих, расширяющих мысль автора 8,2 4,8 0,9 13,9 5,9 4,0 0,4 10,3
2) раскрытие смысла термина/ понятия 1,0 - - - - 1,0 0,5 - - - - 0,5
Всего 9,2 4,8 0,9 - - 14,9 6,4 4 0,4 - - 10,8
Итого 74,2 22,9 1,8 0,7 0,4 100 79,9 17,1 1,4 1,3 0,3 100
Примечание. Данные приводятся в процентах.
диненные значением «обобщение» (5,5 % в социально-гуманитарном и 7,6 % в естественно-научном). На основе прямого значения используемых языковых единиц выявлены устойчивые в учебных текстах метасмыслы. Сравним, в тексте по всемирной истории: В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной
пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать
все более осмысленный характер. <... > Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого (Загладин, с. 33); в тексте по биологии: Биосфера - биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере, которая объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. Здесь происходят все вещественно-энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью живых организмов, обитающих на Земле. Таким образом, жизнь на нашей планете представлена саморегулирующимися и самовоспроизводящимися системами различного ранга, открытыми для вещества, энергии и информации (Си-воглазов, с. 18). Употребляемое вводное словосочетание таким образом характеризует сообщение «по разнообразным связям, отношениям и зависимостям, а также по месту в строе текста» [5, с. 229] и служит для актуализации метасмысла, определяемого как ‘обобщим сказанное, сделав вывод’. Вместе с тем в приведенных контекстах оно имеет разное смысловое наполнение. В первом микротексте автору важно не только, обобщив информацию, сделать вывод о развитии человеческого рода, но и показать логику этого процесса. Следовательно, в смысловой структуре данного вводного словосочетания появляется смысл ‘последовательность, логика развития свидетельствует о том, что’. В примере из текста по биологии таким образом, наряду с обобщением, поясняет сказанное ранее, актуализируя дополнительный смысл ‘сказанное значит’.
Информация может обобщаться и благодаря применению таких собственно текстовых средств, как обобщающе-заключитель-ные конструкции (они распределяются в рассматриваемых циклах в отношении соответственно 2,1 % и 1,6 %).
Анализ языкового и текстового материала показал, что в учебных текстах кроме названного подтипа частотными являются также средства актуализации метасмыслов в рамках подтипов пояснение данной информации, прогнозирование следования информации, представление информации в определенной последовательности. Это
свидетельствует о том, что для авторов текстов социально-гуманитарной и естественнонаучной тематики важными при передаче знаний являются, прежде всего, обобщение, пояснение, прогнозирование и соблюдение порядка следования информации. Средства выражения информативных метатекстовых компонентов помогают оптимальным образом представить научные сведения в современных учебных текстах.
II. Структурная и смысловая организация учебного текста в большой степени обусловлены категорией интенциональности, для объяснения некоторых черт которой мы выделяем интенциональные метатекстовые компоненты на основании потенциальных коннотаций в смысловой структуре слова и с учетом авторского замысла. Активное употребление средств их репрезентации объясняется не только главной целью адресанта передать читателям необходимую информацию, но и тем, что эта информация «осложняется добавочными смыслами, привносимыми автором» [2, с. 300]. В проанализированном материале зафиксировано более 1 400 единиц.
Тип «интенциональные метакомпоненты» представлен, как установлено, пятью подтипами (см. таблицу). Наиболее употребительными в разных циклах являются языковые средства актуализации метасмыслов с общим значением «степень уверенности», представляющие подтип выражение уверенности / неуверенности в излагаемой информации (19,1 % и 15 % соответственно). Так, вводное слово конечно, которое служит для выражения «оценки сообщаемого с точки зрения достоверности» [5, с. 229], является средством подчеркивания абсолютной уверенности автора в аксиоматичности положения: В Америке есть город Москва. Его основали, конечно, переселенцы из России (Альбеткова, с. 32). Метасмысл ‘мы абсолютно уверены в том, что город Москву основали в Америке переселенцы из России, акцентируя внимание на достоверности данной информации’ позволяет автору внести субъективный элемент в структуру высказывания.
Как показывают результаты проведенного анализа, за счет актуализации интенцио-нальных метатекстовых компонентов в учебных текстах реализуется установка авторов
на оптимизацию процесса обучения. Эти метакомпоненты не только позволяют вносить субъективные смыслы в излагаемый материал, но и помогают усваивать и интерпретировать получаемую информацию, делая ученика все более активным участником коммуникативной ситуации.
III. Структурно-функциональные свойства учебного текста обусловлены и такой важной категорией, как интертекстуальность. В современном учебном тексте интертекстуальность, как представляется, заключается в его структурно-смысловом взаимодействии с другими речевыми произведениями. Выделение интертекстуальных метатекстовых компонентов в структуре учебного текста необходимо, по нашему мнению, для определения основных условий его формирования. В процессе анализа языковых и текстовых средств выявлено два подтипа (см. таблицу). Их репрезентация представлена в исследовательском материале массивом более 450 единиц.
Наиболее часто реализуется подтип использование иных мнений, утверждений, дополняющих, расширяющих мысль автора, который объединяет метасмыслы с общим значением «обращение к чужим словам, мнению, суждению и т. п.». Языковые средства его выражения служат для указания на то, что приведенные слова следует воспринимать как принадлежащие иному лицу или лицам, стилю, языку, и используются с целью подтвердить, дополнить, уточнить идеи автора. Примером использования интертекстуальных метакомпонентов в учебном тексте по всеобщей истории могут служить вводные слова: По мнению французского историка Р. Амбелена, Жанна, скорее всего, была незаконнорожденной сестрой принца Карла. Трудно поверить, чтобы претендент на французский трон доверил командование армией девушке из народа или низших слоев знати (Загладин, с. 167). Вводные слова соотносят сообщение по источнику с автором речи [5, с. 230]. Вносимый выделенной конструкцией смысл можно определить следующим образом: ‘приводим чужое мнение для придания большей объективности нашей версии’. Контекст помогает создать этот смысл, поскольку эксплицирует позицию автора по данному вопросу с помощью предположения о
знатном происхождении упоминаемой исторической личности.
Данный подтип также может быть представлен таким текстовым средством, как цитирование (прямое или в пересказе). Эксплицитные средства, репрезентирующие рассматриваемый подтип, широко представлены в учебных текстах и социально-гуманитарной (13 %), и естественно-научной тематики (9,9 %), поскольку они являются необходимым элементом научного и учебного аппарата. В то же время отмечено значительное преобладание последних в учебниках по истории.
Актуализация метасмыслов подтипа раскрытие смысла термина / понятия с помощью различных языковых средств (маркированных единиц, вводных конструкций) зафиксирована нами в текстах учебников по истории, обществознанию, русской словесности, а также географии, что подтверждает тенденцию к активному стремлению авторов вовлечь читателей в диалог, установить с ними тесный контакт. В целом процесс реализации контакта между автором и читателем, в том числе средствами выражения интертекстуальных компонентов, гораздо заметнее в текстах учебников социально-гуманитарного цикла (см. таблицу), в первую очередь по истории. При сопоставлении учебников, изданных до и после 2000 г., выявлено, что в текстах естественно-научного цикла, особенно по географии, наблюдается расширение набора репрезентантов интертекстуальных метакомпонентов. Это можно объяснить развивающейся тенденцией к активизации коммуникативной направленности учебного текста.
Имплицитный способ развертывания метатекста
Наблюдения показывают, что в современных учебных текстах могут выделяться не только эксплицитные, но и имплицитные средства выражения метатекста - метамаркеры. Вслед за Н.П. Перфильевой и Н.В. Лукиной [3; 4] мы относим к ним пунктуационные средства (включают кавычки, а также особую пунктуацию: пуктуационную вставку, многоточие, восклицательный знак, знак вопроса и восклицания), графические (особый тип шрифта, измененный размер (или кегль), раз-
рядку, цветообозначение) и пространственнокомпозиционные (абзацный отступ).
В массиве фактов выделено около 80 случаев их употребления. Представляя собой невербальное выражение целеустановки автора, эти средства являются многозначными. Материал свидетельствует о том, что большинство метамаркеров в учебных текстах актуализируют те же смыслы, что и языковые, текстовые средства, поэтому они могут быть соотнесены с вербальными средствами репрезентации выделенных типов и подтипов метакомпонентов (см. таблицу).
Так, при анализе контекстов установлено, что, например, в рамках типа «интертекстуальные метакомпоненты» в реализации подтипа использование иных мнений, утверждений, дополняющих, расширяющих мысль автора участвуют пунктуационные средства, а именно кавычки. Они актуализируют те же метасмыслы: ‘как говорит, пишет, учит, думает и т. п. кто-либо’, ‘как сообщают, показывают лица, бывшие очевидцами чего-либо / как сказано в книгах, документах и т. д.’ и др., что и вербальные языковые средства: по словам., по сообщению., по мысли., по выражению., по замечанию., по учению., по описаниям., по признанию., по воспоминаниям., по свидетельству. и др. Приведем пример из текста учебника по литературе: Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины (Коровина, с. 43) (ср.: Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было, по его словам, «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины). Таким образом, в данном случае кавычки вносят в высказывание метасмысл ‘как говорил / писал’. Чаще кавычки выражают подобные смыслы в текстах социально-гуманитарного (0,9 %), чем естественно-научного цикла (0,4 %).
Результаты проведенного исследования позволяют выявить специфику репрезентации метатекста в современных учебных текстах по дисциплинам социально-гуманитарного и естественно-научного циклов. Стержневой частью их метаструктуры являются эксплицитно выраженные собственно ин-
формативные компоненты, представленные 10 подтипами с помощью широкого набора языковых, а также текстовых средств (соответственно 43,6 % и 51,6 %), которые преобладают в достаточно строго организованных естественно-научных текстах по физике и биологии. Репрезентация интенциональ-ных метакомпонентов, включающих 5 подтипов, составляет 41,5 % в социально-гуманитарных и 37,6 % в естественно-научных учебных текстах. Эти подтипы выражаются в основном с помощью языковых средств, чаще используемых в текстах социально-гуманитарной тематики (38,1 %), в первую очередь по истории. Интертекстуальные метакомпоненты, объединяющие
2 подтипа, также чаще реализуются языковыми средствами (9,2 % в социально-гуманитарном цикле и 6,4 % в естественно-научном), нежели текстовыми (соответственно 4,8 % и 4 %), что в большей мере представлено в текстах по истории, обществоз-нанию, литературе. Эксплицитно выраженные метакомпоненты не только позволяют автору учебного текста вносить субъективные смыслы в излагаемый материал, но и дают адресату возможность легче усваивать и интерпретировать получаемую информацию, способствуя установлению тесного контакта автора и адресата и сближению их позиций. Оптимизация восприятия научных сведений осуществляется с помощью различных средств в двух рассматриваемых учебных циклах: если в естественно-научных текстах для этих целей используются в большей мере языковые средства репрезентации собственно информативных метакомпонентов (вводные слова и словосочетания со значением обобщения, пояснения, порядка следования, вставные конструкции, глагольные формы 1 л. мн. ч.), то в социально-гуманитарных привлекается более широкий набор языковых и текстовых средств выражения интенциональных и интертекстуальных метакомпонентов (вводные слова со значением персуазивности, оценочные и образные единицы, вводные словосочетания и предложения, указывающие на источник сообщения). Метамаркеры (пунктуационные, графические, пространственно-композиционные средства), представляя имплицитные
метакомпоненты (2,9 % в социально-гуманитарном и 3 % в естественно-научном циклах), дополняют вербальные репрезентанты и помогают автору передавать адресату информацию, которая нацеливает его на решение непростых интеллектуальных задач в определенных контекстах; этим ученик не просто получает научные сведения, но и вовлекается в процесс их интерпретации. В целом анализ материала показывает, что тексты учебников социально-гуманитарного цикла (особенно по истории) характеризуются более широким набором эксплицитных и имплицитных репрезентантов метатекста и, соответственно, более разветвленной ме-татекстовой структурой по сравнению с учебниками естественно-научного цикла. Исключение составляют тексты по географии, метастуктура которых также достаточно сложна.
Таким образом, учитывая традиционный подход к структурным и содержательным характеристикам учебного текста и условия оптимизации коммуникативного контакта с адресатом, современный учебный текст можно определить как особый тип текста, сочетающий в своей структуре и семантике организованные с помощью собственно информативных метатекстовых компонентов признаки точности, логичности, максимальной объективности, обеспечивающие продуктивный процесс передачи научно достоверных фактов, с признаками образности, эмоциональности, оценочности, наглядности, реализацию которых определяют интенциональ-ные и интертекстуальные метатекстовые компоненты.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Вежбицка, А. Метатекст в тексте / А. Веж-бицка // Новое в зарубежной лингвистике. - М : Прогресс, 1978. - Вып. 8. - С. 402-421.
2. Всеволодова, М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М. В. Всеволодова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 502 с.
3. Лукина, Н. В. Смысловая структура метатекста (на материале творчества Т. Толстой) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Лукина Наталья Владимировна. - Астрахань, 2011. - 177 с.
4. Перфильева, Н. П. Метатекст: текстоцентрический и лексикографический аспекты : дис. ...
д-ра филол. наук : 10.02.01 / Перфильева Наталия Петровна. - Новосибирск, 2006. - 436 с.
5. Русская грамматика. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. Н. Ю. Шведова. - М. : Изд-во ИРЯ РАН, 1980. - 711 с.
6. Тупикова, Н. А. Выражение ин-персональ-ности в языке произведений волгоградского писателя Е.А. Кулькина / Н. А. Тупикова // Стрежень. -Волгоград : Издатель, 2001. - Вып. 2. - С. 331-333.
7. Турунен, Н. Метатекст как глобальная система и вопросы конструирования текста в пособиях по развитию речи / Н. Турунен // Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1999. - С. 310-319.
8. Чернявская, В. Е. Интерпретация научного текста / В. Е. Чернявская. - СПб. : Наука, 2004. - 127 с.
9. Шаймиев, В. А. Метадискурсивность научного текста (на материале лингвистических произведений) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Шаймиев Вадим Аухатович. - СПб., 1999. - 46 с.
ИСТОЧНИКИ
Альбеткова - Альбеткова, Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Р. И. Альбеткова. - 5-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2006. - 220 с.
Загладин - Загладин, Н. В. Всемирная история России и мира с древнейших времен до конца XIX века : учебник для 10 кл. / Н. В. Загладин. -7-е изд. - М. : Рус. слово, 2007. - 400 с.
Коровина - Литература : учебник-хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В. Я. Коровина. - 15-е изд., доп. - М. : Просвещение, 2008. - 399 с.
Сивоглазов - Сивоглазов, В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. - 6-е изд., доп. - М. : Дрофа, 2010. - 381 с.
REFERENCES
1. Vezhbitska A. Metatekst v tekste [The Metatext in the Text]. Novoe v zarubezhnoy lingvistike. Moscow, Progress Publ., 1978, iss. 8, pp. 402-421.
2. Vsevolodova M.V. Teoriya funktsionalno-kommunikativnogo sintaksisa [Theory of Functional and Communicative Syntax]. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta, 2000. 502 p.
3. Lukina N.V. Smyslovaya struktura metateksta (na materiale tvorchestva T. Tolstoy). Dis. ... kand. filol. nauk [Semantic Structure of Metatext (on the Material of T. Tolstaya’s Novels). Cand. philol. sci. diss.]. Volgograd, 2012. 177 p.
4. Perfilyeva N.P. Metatekst: tekstotsen-tricheskiy i leksikograficheskiy aspekty. Dis. ... d-ra filol. nauk [Metatext: Texto-Centric and Lexicographic Aspects. Dr. philol. sci. diss.]. Novosibirsk, 2006. 436 p.
5. Shvedova N.Yu., ed. Russkaya grammatika. V 21. T. 2. [Russian grammar. In 2 vols. Vol. 2.]. Moscow, Izd-vo IRYa RAN, 1980. 711 p.
6. Tupikova N.A. Vyrazhenie in-personalnosti v yazyke proizvedeniy volgogradskogo pisatelya E.A. Kulkina [Impersonality Expression in the Works of Volgograd Writer E.A. Kulkin]. Strezhen. Volgograd, Izdatel Publ., 2001, iss. 2, pp. 331-333.
7. Turunen N. Metatekst kak globalnaya sistema i voprosy konstruirovaniya teksta v posobiyakh po razvitiyu rechi [Metatext as a Global System and Problems of Designing Text in Guides on Speech Development]. Stereotipnost i tvorchestvo v tekste [Stereotypes and Creativity in the Text]. Perm, Izd-vo Perm. un-ta, 1999, pp. 310-319.
8. Chernyavskaya V.E. Interpretatsiya nauchnogo teksta [Interpretation of Scientific Text]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2004. 127 p.
9. Shaymiev V.A. Metadiskursivnost nauchnogo teksta (na materiale lingvisticheskikh proizvedeniy).
Avtoref dis.... d-ra filol. nauk [Meta-Diskursiveness of Scientific Text (on the Material of Linguistic Works). Dr. philol. sci. diss. abs.]. Saint Petersburg, 1999. 46 p.
SOURCES
Albetkova R.I. Russkaya slovesnost. Ot slova k slovesnosti. 6 kl. [Russian Literature. From Word to literature. 6th grade]. 5th ed., ster. Moscow, Drofa Publ., 2006. 220 p.
Zagladin N.V. Vsemirnaya istoriya Rossii i mira s drevneyshikh vremen do kontsa XIX veka. 10 kl. [World History of Russia and the World since the Ancient Times till the End of the 19th Century. 10th grade]. Moscow, Rus. Slovo Publ., 2007. 400 p.
Korovina VYa., ed. Literatura. 9 kl. V 2 ch. Ch. 1. [Literature. 9th grade. In 2 parts. Part 1]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. 399 p.
Sivoglazov V.I., Agafonova I.B., Zakharova E.T. Biologiya. Obshchaya biologiya. Bazovyy uroven 10-11 kl. [Biology. General biology. Basic level. 10-11* grades]. Moscow, Drofa Publ., 2010. 381 p.
METHODS AND MEANS OF MEGASTRUCTURE REPRESENTATION IN MODERN EDUCATIONAL TEXT
Yarygina Zoya Aleksandrovna
Postgraduate Student, Department of Russian Language and Documentation,
Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article represents the results of the research of metastructures in modern educational texts on disciplines of social, humanitarian and natural sciences. The author reveals different metatext components of these texts and suggests the typology of explicitly expressed metacomponents, based on the relations established with text categories. As a result the article identifies implicit text markers, gives the definition of modern educational text, taking into account pragmatic characteristics of its organization.
Key words: metastructure of text, text categories, pragmatics, metatext types, explicit and implicit methods of text expansion.