ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕДЛОЩАДКИ_________________
Т. С. Ячменникова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: В статье показано как здоровьесберегающие технологии способствуют развитию творческой индивидуальности младших школьников и почему одновременно являются способом реализации личностно ориентированного обучения.
Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, навыки управления своим здоровьем, культура межличностных отношений, стратегии и технологии саморазвития, повышение интереса к здоровому питанию.
«Забота о здоровье ребёнка -это не просто комплекс санитар-но- гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
- имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);
- честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- коммуникабелен (социальное здоровье);
- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). К здоровьесберегающим технологиям, которые применяю в процессе обучения, прежде всего, относятся: игровая технология обучения, технология дифференцированного обучения, технология коллективного взаимообучения.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяю две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70% детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80% детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Система работы по использованию здоровьесберегающих технологий
Цель здоровьесберегающих технологий обучения -обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые универсальные действия по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В моём классе - это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. Привитие детям элементарных гигиенических навыков, правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения. Использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; в работе с семьёй (родительский лекторий).
Первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составлен-
66
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве способа оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).
Шкала трудности предметов для младших классов
Предмет Балл
Математика 7
Русский язык 6
Окружающий мир 5
Литературное чтение 4
Рисование и музыка 3
Технология 2
Физкультура 1
Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планирую как облегчённый день.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
5. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
6. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
9.Формирование практически необходимых универсально-учебных действий
10.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
11. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю:
• упражнения для формирования правильной осанки;
• упражнения для укрепления зрения;
• упражнения для укрепления мышц кистей рук;
• упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
• релаксационные упражнения для мимики лица (И. В. Чупаха);
• упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
• упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В. Ф. Базарным.
Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время уроков находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребёнок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого я использую в 1 классе стандартную разрезную кассу букв и слогов. А во 2-3 классах таблицы из набора «Демонстрационный материал по русскому языку для начальной школы» (Айрис-Ди-дактика, 2003), которые содержат не только буквы, но и слова, фразы.
Использую электронные физкультминутки для глаз (офтальмотренажёры). Такие физкультминутки могут быть проведены на любом уроке с применением компьютера с целью сохранения зрения, снятия усталости с глаз, повышение работоспособности и настроения.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся во внеурочной работе. Семья ребенка должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.
Работа с семьей:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проект «Паспорт моего здоровья»)
5. Организация досуга учащихся. Проведение совместных праздников
Главное в формировании здорового образа жизни, это практический результат. Повышение уровня культуры здоровья ребят и их родителей я вижу в развитии у них универсальных практических умении:
1) пользование измерительными приборами (ростомер, весы, тонометр);
2) сравнение полученных показаний с нормативными показателями;
3) составление рационального режима дня;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
67
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
4) организация здорового питания;
5) выполнение утренней зарядки;
6) проведение профилактических мероприятий.
Ребенку нужно предоставить возможность широкого
практикования самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.
Практически это может это может выглядеть так:
1. Исследования на уроках окружающего мира.
Мини - исследования в разделе «Здоровое питание»: Составление меню ужина, в которое включались бы все необходимые организму вещества. Наблюдение за частотой дыхания до и после физической нагрузки. Определение частоты пульса.
2. Изготовление дидактических пособий и моделей на уроках технологии.
3. Выпуск буклетов о правильном питании на уроках с применением компьютера
4. Участие в проектной деятельности во внеурочное время.
Постепенное увеличение степени проявления детской самостоятельности, инициативы и активности в использовании средств и способов взаимодействия с миром здоровья приведёт к увеличению знаний детей о способах сохранения своего здоровья и здоровья других людей.
Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.
Можно выделить основные составляющие, которые характеризуют психическое (и психологическое) здоровье личности:
• самосознание, образ «Я», адекватный полу и возрасту, позитивное самоотношение; самооценка, соответствующая возрасту;
• принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь;
• психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие;
• адекватная ориентировка в настоящем (во времени и месте), осознание своих эмоций, чувств, мыслей;
• способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться;
• адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность (воображение, внимание, память, мышление).
Основная задача внеурочных занятий состоит в том, чтобы помочь ученикам к окончанию начальной школы повысить коммуникативную компетентность, оптимизировать отношение к себе и другим людям, освоить элементарные навыки саморегуляции, самоконтроля.
№ п/п Тема классного часа Сроки проведения
1. Как помочь себе быть здоровым? сентябрь
2. Режим дня октябрь
3. Учись управлять своими эмоциями ноябрь
4. Витамины. декабрь
5. От чего мы болеем январь
6. Расскажи, что ты делаешь для сохранения здоровья март
7. Здоровое питание. Мифы и реальность апрель
Внедрение опыта на уровне школы
В течение четырех последних лет я работала над темой «Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников».
Изучила методические рекомендации по организации мониторинга охраны здоровья школьников, по рациональной организации урока; особенности работы с детьми различных групп здоровья; познакомилась с методикой проведения факультативных занятий «Основы здорового образа жизни», собрала библиотечку методической литературы.
Изучение теоретического материала чередовала с практической работой:
- разработала и утвердила комплекс утренней зарядки для учащихся начальных классов;
- ежемесячно проводила уроки здоровья;
- разработала и утвердила программу «Класс здорового питания», комплексно - целевую программу «Здоровый класс»
В условиях педагогики здоровьесбережения я использую следующие приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:
- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации)
- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
- информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использую следующие принципы здоровьесберегающих технологий:
«Не навреди!». Учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, в конкретных условиях.
Принцип сознательности. Нацеливаю на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовленных и подводящих действии позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
68
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Предполагает преемственность ступеней обучения.
Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, я всесторонне развиваю каждого ребенка, планирую и прогнозирую его развитие.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип активности - предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников подразумевает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Изучив и проанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решила использовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий и принципы которые направлены на организацию здорового образа жизни. Убеждена в том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.
В педагогической практике здоровьесбережения необходимо использовать демократический стиль общения. Этот стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей.
При использовании методов, приёмов, способов, форм занятий и принципов, направленных на организацию здорового образа жизни, здоровьесберегающих программ и демократического стиля руководства возможно эффективное осуществление идей педагогики здоровьесбережения.
Передо мною встаёт трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой обеспечить усвоение необходимых знаний, но, не допустив перегрузок и не навредить здоровью детей.
Для решения этих проблем мною разработана и реализуется экспериментальная комплексно-целевая программа «Здоровый класс».
Цели программы:
1. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые универсальные действия по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
2. Создать в классе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения.
3. Организовать комплексную диагностику состояния здоровья обучающихся с целью динамического наблюдения за их развитием.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
2. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.
4. Развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся.
5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
6. Ведение валеологического паспорта класса, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся; ведение учащимися со 2 класса «Дневников здоровья».
По экспериментальной комплексно-целевой программе «Здоровый класс» мы работали четыре года по следующим направлениям:
• санитарно-гигиеническое;
• физкультурно-оздоровительное;
• физкультурно-спортивное;
• информационно-обучающее;
• психологическое.
Начали свою работу с того, что провели исследование в 1 «Г» классе, целью которого явилась оценка показателей заболеваемости обучающихся по данной программе. Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Поэтому на первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий.
Учебный день в нашем классе начинается с организованной зарядки. Ежедневно проводятся динамические перемены. На уроках используем физкультминутки для кистей рук, упражнения для коррекции осанки. Для улучшения зрения регулярно на 2, 4 уроках проводится зарядка для глаз. Все учащиеся посещают ГПД и обеспечены двухразовым горячим питанием. После обеда прогулка на свежем воздухе в течение 20-30 минут.
Обучающиеся класса 3 раза в неделю посещают уроки физкультуры. Два из которых проводятся в бассейне. Для учащихся, с 1 класса, учителем физкультуры организована секция плавания, которую посещают все ребята. У
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
69
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
школьников, постепенно, интерес с подвижных игр стал, переключатся на спорт. Их увлекают лыжи, плавание, футбол, волейбол, легкая атлетика. Любой вид спорта, закаляя, укрепляя здоровье детей, помогает им совершенствовать свою личность. В результате уже в 3 классе в спортивных секциях стал заниматься весь класс- 30 человек (футбол - 7 человек, волейбол - 7 человек, карате-6 человек, плавание -10 человек).
Включаю оздоровительный компонент в содержание всех учебных предметов. Необходим комплексный подход, т. е. обучать здоровью детей надо на каждом уроке. На всех уроках использую дидактический материал, связанный с оздоровительной тематикой. Создание такой системы работы благотворно влияет на формирование здорового образа жизни.
Использую различные формы оздоровительной работы во внеурочное время. Девиз нашего класса: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». В классе оформлен стенд «Здоровый класс». Материалы на стенде периодически меняются, к его оформлению привлекаются и дети, и родители. Ведется валеологический паспорт класса. В нем фиксируется все, что касается здоровья учащихся. Учащиеся ведут «Дневники здоровья», в которых отмечают различную информацию по теме «Наше здоровье». Два раза в неделю на занятиях в ГПД воспитателем проводится факультативное занятие «Уроки здоровья». Занятия разработаны в форме классных часов, праздников, КВН, театральных постановок, подвижных игр в зале или на свежем воздухе. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Изучая себя, особенности своего организма, ребёнок психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после учебы, а также сблизить учащихся, раскрепостить их, преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности, почувствовать радость пребывания в школе, классе.
Школьный психолог ежегодно проводит диагностики. Обследования психолога показали, что количество учащихся с адекватной самооценкой возросло, а с заниженной уменьшилось; обучающихся с нормальной мотивацией стало больше, а с положительной и низкой стало меньше.
Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволили сократить количество учебных дней, пропущенных по болезни с 2007-2010 гг. на 2,1 дня (в расчете на одного ученика). У учащихся отмечено снижение пропусков учебных занятий по болезни и произошел переход из специальной в подготовительную (4%) и из подготовительной (4%) в основную медицинских групп за период 2007-2010 годов. Произошел переход 4 учащихся (16%) из второй группы здоровья в первую группу здоровья за период 2007-2010 гг.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей
с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно,но и физически.
Результаты
Для более глубокого понимания влияния образовательного процесса на показатели здоровья учащихся изучала данные состояния здоровья школьников своего класса на протяжении последних трёх лет.
Таблица 1
Показатели состояния здоровья учащихся
№ Критерии оценки Классы
I II III
1 Пропуски по болезни (в днях 3,8 5,8 3,4
на 1 чел.).
2 Распределение по группам здоровья:
I группа,% 0 0 20
II группа,% 100 100 80
III группа,% 0 0 0
IV группа,% 0 0 0
3 Часто и длительно болеющие дети,% 20 12,5 10
4 Дети с хроническими заболеваниями, 0% 0% 0%
Таблица 2
Распределение показателей физического развития
Критерии оценки Классы
I II III
1 Дети, имеющие отклонения антропометрических данных,% 0 0 0
2 Распределение по физкультурным группам Основная,% 70 75 80
Подготовительная,% 30 25 20
Специальная,% 0 0 0
Освобождение,% 0 0 0
Анализ динамики снижения зрения показал, что показатель зрительной рабочей дистанции в 1 и 2 классах оставался неизменным, а к концу 3-го класса увеличился (рис. 1).
Анализ уровня дезадаптации учащихся выявил, что процент детей, не испытывающих какого-либо неблагополучия, снизился во 2 классе более чем на 20%, а затем стал увеличиваться (рис. 2). Количество детей со средней степенью дезадаптации тоже увеличилось во 2 классе, а затем снизилось. По времени это совпало с введением отметочного обучения во 2 полугодии 2 класса, к чему дети привыкали тяжело.
Анализ карт наблюдения за состоянием ребёнка (заполнялись родителями) показал, что на протяжении 3-х лет обучения состояние детей не вызывало тревоги (рис. 3). Все ученики, по мнению родителей, справлялись с учебной нагрузкой и не испытывали перенапряжения
Анализ карт наблюдения за поведением ребёнка в школе (заполнялись учителем)показал, что преобладает суммарный балл до 7, т. е. состояние ребёнка не вызывает тревоги (рис. 4). Количество детей, на-
70
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
3 класс
2 класс
1 класс
I 6 м I 5-6 м I 4-5 м 3-4 м
0 10 20 30 40 50 60
Рис.1
3 кл асс
2 кл асс
1 кл асс
Свы ше 40% Вы ше 30% 15-30%
До 14%
0 20 40 60 80
Рис. 2
Рис. 3
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
1 класс 2 класс 3 класс
До 7 б от 7 до 14 14-21 б
Рис. 4
бравших от 7 до 14 баллов медленно, но верно снижается. С родителями этих учеников проведены инструктажи о соблюдении режима дня, совместно проанализированы проблемы детей и испытываемые трудности.
Таким образом, можно сделать вывод, что экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года) позволяют сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся, вовремя заметить отклонения в показателях здоровья и адаптации учащихся и своевременно предпринять необходимые шаги для их ликвидации или коррекции. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей.
Литература
1. Материалы Областной научнопрактической конференции. «Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения: перспективы, состояние, проблемы» г. Пенза, 2010 г
2. Жирова Т. М. Твоя жизнь - твой выбор//Развитие ценностей здорового образа жизни школьников - Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 160 с.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник
и компьютер - Москва: Вако, 2007. - 302 с.
4. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 285 с.
5. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе - Волгоград: Учитель, 2008. - 172 с.
6. Киселёва Г. Г., Ковалёв В. А. Как изучить состояние здоровья школьника? / Начальная школа, 2007. - № 2. - с. 58-61.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2011
71