СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Л.И. Карташова
Кафедра информатики и прикладной математики Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, 129226 Москва, Россия
В статье обосновывается необходимость и раскрыты способы целенаправленного формирования познавательных интересов старшеклассников, в том числе в условиях информатизации образования.
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно школа, а затем и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества, поэтому способность образовательного учреждения гибко реагировать на актуальные запросы общества имеет важное значение. Развитие современного общества, внедрение научных идей в школьную практику требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания школьников, адекватной реакции учителя на происходящие изменения.
Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен не только быть хорошим исполнителем задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Реализовывать эту задачу необходимо в условиях стремительного «обновления» циркулирующей в обществе информации, когда одни данные устаревают и перестают использоваться, другие приходят им на смену и занимают прочное место как в различных профессиональных областях, так и в повседневной жизни человека.
Следовательно, актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в школе, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях идти в ногу со временем. «Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [4; 5]. В условиях обучения познавательный интерес выражен в расположенности школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов школьников должны быть тщательно изучены учителем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.
Основой познавательной мотивации является потребность в познании [1]. Познавательная потребность на протяжении всей жизни человека проходит различные стадии развития. Потребность во впечатлениях является первым (начальным) уровнем этой потребности, она ярко выражена у маленьких детей и заключается в реагировании на новизну стимула. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д. Здесь активность ребенка уже более направлена и познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. К самому высокому уровню развития познавательной потребности относятся устойчивые осознанные стремления к получению новых знаний, познавательная потребность здесь имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. В теоретическом плане предполагается, что устойчивые и осознанные стремления к получению знаний в большей степени свойственны школьникам старшего подросткового и юношеского возрастов, что познавательные интересы становятся в целом их доминирующими мотивами учения, школьников начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их. Но при экспериментальном изучении мотивации учебной деятельности школьников можно увидеть, что «ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх перед родителями и учителями, опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, «провалиться» на вступительных экзаменах, оказаться несостоятельными в глазах более успешных товарищей. Собственно познавательный мотив, как и мотивы, так или иначе связанные с самореализацией личности, занимали в ответах старшеклассников от 4 до 12%» [2]. Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что к концу обучения в школе учащиеся не достигают необходимого уровня развития познавательной потребности, который должен стать основой их взрослой жизни и, возможно, дальнейшего обучения. В связи с этим проблемы, связанные с целенаправленным формированием познавательных интересов старшеклассников, являются достаточно актуальными для современной школы.
Ведущей деятельностью для школьников всех возрастов является учение. Психологи определяют, кроме этого, и ведущую деятельность каждого школьного возраста в соответствии с тем, какие стороны действительности осваиваются школьниками в ходе учения. В 70-е гг. XX в. Д. Б. Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юношеский возраст) [6]. Таким образом, в старшем школьном возрасте (так называемая ранняя юность, которая охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10-11 классов общеобразовательной школы) учащиеся в той или иной степени включаются в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для большинства становится средством реализации жизненных планов будущего. Учение на этом этапе приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники, как правило, начинают отчетливо осознавать, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.
Обычно на этом фоне мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется все повышающимся уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты
и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. В числе главных новообразований раннего юношеского возраста познавательный интерес рассматривается в психолого-педагогических исследованиях (Г.И. Щукина, Ф.К. Савина) [3]. По мнению авторов, познавательный интерес имеет свою специфику на различных этапах возрастного развития школьников. Особое значение имеет исследование становления познавательного интереса в старшем школьном возрасте. В этот период происходит выбор учащимися будущей профессии и как следствие этого формирование интереса к тем предметам, которые связаны с этим выбором. Поэтому для старшеклассников характерна избирательность интересов. Старшие школьники чаще всего интересуются двумя-тремя предметами, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии, проявляя равнодушие и безразличие к остальным. Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес, используя различные педагогические средства.
К педагогическим средствам, оказывающим влияние на познавательные мотивы учащихся, можно отнести различные приемы, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами, личностью учителя, общественным мнением класса. Для формирования положительной мотивации учения и в том числе познавательного интереса необходимо рациональное использование таких средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный положительный результат в развитии мотивации. Все приемы, оказывающие влияние на учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы в частности, можно разделить на две составляющие: 1) мотивация содержанием, к которой отнесем все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; 2) мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности школьников.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников — это новые знания о мире. Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям — все это элементы занимательности. «Занимательность — это средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого» [4; 5]. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на учащихся и вызывающих чувство удивления, которое является началом всякого познания. Но, как всякое средство, занимательность может давать различный эффект в зависимости от многих условий своего применения. Поэтому познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к тому, что удивляет и поражает воображение. Так как это явления преходящие, неоправданно частое использование приемов, связанных с занимательной стороной изучаемого материала, может привести к совершенно противоположным результатам. Помимо занимательности, формированию интереса к познанию содействует также показ
новейших достижений науки, приближение содержания излагаемого материала к самым важным открытиям в науке и технике. Существуют различные методы и приемы, которые позволяют добиться того, чтобы содержание оказало влияние на формирование и развитие познавательных интересов учащихся. Выделим некоторые из них (табл. 1).
Таблица 1
Мотивация содержанием
Прием Причина
Элементы занимательности Использование различных приемов, ситуаций, ярких фактов, которые вызывают положительное эмоциональное состояние
Анализ жизненных ситуаций Старшеклассникам важно знать причины, по которым им предлагают решить ту или иную задачу, изучить конкретную тему. Эти причины должны быть для них значимыми, и поэтому важно при изучении определенной темы подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью и с которыми могут столкнуться многие учащиеся, причем это должны быть не просто бытовые, а близкие к увлечениям, жизненным проблемам старшеклассников ситуации. Важно показать возможность разрешения описанной жизненной проблемы путем использования знаний, умений и навыков, полученных на уроке
Личностная значимость изучаемого материала Многие старшеклассники стремятся как можно раньше сделать профессиональный выбор. И если такой выбор уже осуществлен, то они полностью сосредотачивают свое внимание только на тех учебных предметах, которые имеют непосредственное отношение к их будущей профессии. На остальные же учебные предметы учащиеся оставляют меньше времени и прикладывают меньше усилий для их изучения. Поэтому важно при изложении учебного материала обращать внимание на возможность применения полученных знаний в той или иной профессиональной области. Для тех учащихся, которые еще не выбрали профессию, интересное изложение учебного материала с демонстрацией возможностей его применения и актуальности в современном мире поможет сделать такой выбор
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса — сам процесс деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Мотивация процессом
Прием Причина
Создание проблемных ситуаций Учебный материал намного лучше усваивается в том случае, когда для его получения была проделана определенная работа, были преодолены какие-то трудности. Поэтому для организации такой работы можно использовать противоречия между имеющимися знаниями и возможностями решения конкретных задач
Ролевой подход Возможность выступить в роли другого человека или предмета позволяет учащемуся проявить свои творческие способности, выйти из жестких рамок, взглянуть на ситуацию с другой стороны и тем самым лучше понять и усвоить материал
Игры, конкурсы, кроссворды, ребусы и т.п. Для учащихся любого возраста трудно долго удерживать внимание на определенном материале или же заниматься однотипной деятельностью, поэтому использование на уроках различных игровых моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям, которые испытывают учащиеся в игровых ситуациях
Вследствие информатизации и в том числе компьютеризации общества и образования появляются новые, нетрадиционные формы образования — дистанционное обучение, когда учитель и учащиеся разделены пространством. Обучение в дидактике понимается как взаимодействие учителя и учащихся. Это двуединый процесс. Следовательно, когда речь идет о дистанционном обучении, предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение. При дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, причем не только между учителем и учащимися, но и между самими учащимися. Взаимодействие осуществляется на основе компьютерных телекоммуникаций. Некоторые модели дистанционного обучения, например интеграция очных и дистанционных форм обучения, в настоящее время широко применяется и в школьном образовании (профильные курсы, использование курсов для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях).
Если говорить о целях дистанционного школьного обучения, то можно выделить несколько групп таких целей:
- подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
- подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
- базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то времени;
- дополнительное образование по интересам.
Также как и при очном обучении, на ученика, выбирающего тот или иной дистанционный курс, действуют разнообразные мотивы. Это может быть желание получить информацию по определенным, интересующим учащегося вопросам, которые могут быть или не затронуты в школьной программе вообще, или не освещены в полном объеме на уроках. Чаще всего на учащихся оказывают влияние социальные Мотивы: выбор курса, который поможет подготовиться к сдаче экзаменов в школе, к поступлению в вуз, причем в большинстве случаев учащиеся руководствуются мнением и выбором родителей. В такой ситуации, когда влияние на учащегося происходит извне, есть большая вероятность того, что результат обучения не будет соответствовать необходимому уровню. Таким образом, при дистанционном обучении проблема мотивации, формирования познавательных мотивов учащихся стоит не менее остро, чем при традиционном обучении в школе.
В данной ситуации важно также использовать различные способы, методы и формы, которые бы стали залогом того, что учащиеся сами захотят либо продолжить обучение, либо ликвидировать пробелы в своих знаниях, либо получить более подробную информацию по определенным вопросам, а также гарантией того, что отвечать на тесты, выполнять контрольные и проверочные работы, изучать учебные материалы будет сам учащийся, а не кто-либо другой. Поэтому учебный материал, его изложение, формулировка и смысл заданий обязательно должны быть различными: по интересам, по профессиональной ориентации, для «продвинутых» (одаренных) учащихся. Эти различия могут заключаться в количестве иллюстраций, поясняющих сказанное, в сложности заданий на осмысление и применение усвоенного материала и т.д. Разумеется, необходимо также принимать во внимание возрастные особенности обучаемых.
Учитывая темпы информатизации образования и общества, выпускникам школ необходимо соответствовать многим требованиям для успешного и комфортного вступления во взрослую жизнь. К таким требованиям относятся: умение учиться, самостоятельно ставить и достигать цели, добывать новые знания, ориентироваться в быстро меняющихся условиях окружающей социальной среды, грамотно работать с информацией, умение адекватно выбирать средства для решения поставленных задач. Учителю же необходимо знать, с помощью каких способов, методов, средств можно оказать влияние на формирование у школьников стойких познавательных мотивов учения, в том числе и познавательного интереса как высшего уровня развития познавательной потребности, четко понимать механизм формирования познавательного интереса школьника, а также оптимально использовать различные методы в различных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1995.
2. Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. — 2000. — № 126. — С. 242-249.
3. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.
4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.
5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
6. Элькони, Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
WAYS OF FORMING COGNITIVE INTERESTS AMONG SENIOR PUPILS
L.I. Kartashova
The Department of Informatics and Applied Mathematicians Moscow City Pedagogical University 2nd Selskohozyayistvennyi St., 4, 129226 Moscow, Russia
This article proves the necessity to form cognitive interests among senior pupils in conditions of information of education, and illustrates methods of cognitive interests forming.