ских и сибирских городах, где особенно остро стояли проблемы низкой грамотности населения, причем не только детей, но и взрослых, и первостепенной проблемой становилось не культурное и нравственное воспитание, а банальная нехватка учебных заведений даже начального типа, не говоря уже о развитии женского и высшего образования. И поэтому меценатская поддержка концентрировалась как раз на решении бытовых проблем, о которых было сказано выше. Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурно-просветительская инициатива в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. сыграла важную вспомогательную роль в ходе государственной образовательной реформы, не идя с ней в разрез и снимая конкретные финансовые трудности, решение которых на официальном уровне могло значительно осложнить и продлить процесс народного просвещения.
Литература
1. Бобровская Н.Н, Макальская М.Л. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я. М., 2003.
2. Богуславский М.В. Реформы российского образования Х1Х-ХХ вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. №3. С. 5-21.
3. Буланичев В.В. Галерея славных людей города Бийска. Бийск, 1999. Вып. 1.
4. Власенков А. Они жили для нас // Край Смоленский. 1993. №11-12. С. 144-153.
5. Государственный архив Пензенской области (ГА-ПО). Ф. 62. Оп. 2. Д. 19.
6. ГАПО. Ф. 62. Оп. 2. Д. 49.
7. Изоркин А. Таланцевы - предприниматели и меценаты // Исследования по истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1989. С. 144-171.
8. Псковский областной словарь с историческими данными. Л., 1973. Вып. 2. С. 35.
References
1. Bobrovskaya N.N, Makal'skaya M.L. Blagotvoriteli i mecenaty proshlogo i nastoyashchego: Slovar'-spravochnik ot A do YA [Benefactors and patrons of the past and the present: Dictionary-guide from A to Z]. Moscow, 2003.
2. Boguslavskii M.V. Reformy rossiiskogo obrazovaniya XIX-XX vv. kak global'nyi proekt [Reform of education in Russia XIX-XX centuries. as a global project]. Voprosy obrazovaniya [Education Matters], 2006, №3, pp. 5-21.
3. Bulanichev V.V. Galereya slavnyh lyudei goroda Bi-iska [Gallery of famous people of the city of Biysk]. Biisk, 1999, Vol. 1.
4. Vlasenkov A. Oni zhili dlya nas [They lived for us] Krai Smolenskii [The edge of Smolensk], 1993, №11-12, pp. 144-153.
5. Gosudarstvennyi arhiv Penzenskoi oblasti (GAPO) [State Archive of Penza Region]. F. 62. In. 2. Art. 19.
6. GAPO [State Archive of Penza Region]. F. 62. In. 2. Art. 49.
7. Izorkin A. Talancevy - predprinimateli i mecenaty [Ta-lantseva - entrepreneurs and philanthropists]. Issledovaniya po istorii dorevolyucionnoi Chuvashii [Studies in the history of pre-revolutionary Chuvashia]. Cheboksary, 1989. pp. 144-171.
8. Pskovskii oblastnoj slovar' s istoricheskimi dannymi [Pskov Oblast dictionary with historical data]. Leningrad, 1973, Vol. 2, pp. 35.
УДК 37.02
О.В. Петунин
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(г. Кемерово)
ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА И ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается одна из острых проблем современной школы - осуществление мотивации учащихся к учебной деятельности. Автор анализирует ряд понятий, связанных с рассматриваемой проблемой (мотивация, мотивы, мотивы учебной деятельности, познавательная деятельность, учебная деятельность, старшие школьники) и предлагает конкретные приемы мотивации школьников к учебной деятельности, связанные с отбором содержания изучаемого материала: апелляция к жизненному опыту детей, показ новизны учебного материала и др. Автор приходит к выводу о том, что отбор содержания учебного материала обладает большим потенциалом по мотивации школьников к учебной деятельности.
Мотивация, мотивы, познавательная деятельность, учебная деятельность, мотивы учебной деятельности, старшие школьники, педагогические условия и приемы мотивации.
The article considers one of the most acute problems of modern school - the motivation of students to educational activity. The author analyzes a number of concepts related to the problem (motivation, motives, motivation of educational activity, cognitive activity, learning activity, high school students) and offers specific methods to motivate students to educational activity related to the selection of the information to be studied: an appeal to the personal experience of children; demonstration of the novelty of information, etc. The author concludes that the selection of the information to be studied has great potential to motivate students to educational activity.
Motivation, motives, cognitive activity, learning activity, the motives of learning activity, high school students, pedagogical conditions and motivation techniques.
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего общего образования важное внимание в образовательном процессе следует уделять мотивации учения школьников. Обучение должно протекать с интересом [5]. Проблема формирования интереса учащихся к учению напрямую связана с мотивацией к учебной деятельности. Поиск учителем мотиваторов на том или ином уроке существенно облегчает отбор содержания учебного материала. Проблеме мотивации к учебной деятельности старших школьников посредством отбора содержания учебного материала посвящена настоящая статья.
Основная часть
Прежде, чем перейти к описанию приемов мотивации к учебной деятельности старших школьников через отбор учебного материала, остановимся на ряде ключевых понятий, напрямую связанных с рассматриваемой проблемой.
Первая научная категория, важная в контексте рассматриваемой нами проблемы - мотивация. Мотивация - это широкий круг предметов, явлений, процессов, побуждающих человека к той или иной деятельности. Само слово твувв в переводе с латинского языка означает «двигаю». Термин «мотивация» был введен Артуром Шопенгауэром в начале XX в. [6].
В самом широком смысле мотивация большинством ученых рассматривается как:
- потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы, вызывающие активность человека;
- способность человека деятельно удовлетворять свои потребности;
- психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, его направленность и активность [1], [2], [3], [7].
Научная категория «мотивация» по смыслу является более широким понятием, чем термин мотив. Мотив - это второе ключевое понятие рассматриваемой нами проблемы. Под мотивом понимается осознаваемая причина, опредмеченная потребность, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [1], [2].
Мотив познавательный направлен на получение новых знаний. Это познавательные интересы личности, ее потребность в интеллектуальной активности и усвоении новых знаний, умений и навыков. Он может иметь разные характеристики, что определяется направленностью познавательного интереса человека. Предметом познавательного отношения могут быть новые знания, факты, явления, закономерности, способы добывания знаний, приемы самостоятельного приобретения знаний и др. [7].
Далее перейдем к понятию «учебная деятельность». Учебная деятельность - достаточно широко трактуемое в педагогике понятие. В «классической» советской педагогике учебная деятельность рассматривалась как особая форма социальной активности личности, которая проявляется с помощью определенных предметных и познавательных действий. В
понимании основателей развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова учебная деятельность -это один из видов деятельности школьников, который направлен на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий тех или иных теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков [8].
Исходя из всего выше сказанного, мотивацию учебной деятельности мы рассматриваем как процесс формирования и закрепления положительных мотивов учебной деятельности школьников, а мотивами учебной деятельности могут быть любые факторы, которые способствуют проявлению учебной активности детей. Так, мотивами могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания - словом, все то, в чем нашла воплощение потребность человека [1].
Далее обратимся к анализу понятия «старший школьник». Старший школьный возраст охватывает период онтогенеза человека от 14 до 17 лет (911 классы, ранний юношеский возраст) и характеризуется целым рядом объективных изменений в жизни школьника:
- близость завершения обучения в школе и скорая необходимость выбора будущей сферы профессиональной деятельности;
- формальные свидетельства взросления - получение в 14 лет паспорта и в 18 лет гражданских прав;
- позиция самих учащихся в школе как старших;
- освоение новых формам обучения (лекций, семинаров, практикумов, зачетов и др.);
- усложнение характера учебной деятельности и активное самообразование.
Как показывает наш педагогический опыт, положительное влияние на формирование мотивации старшеклассников к учебной деятельности оказывает реализация следующих педагогических условий:
- осуществление педагогом грамотного отбора содержания изучаемого на уроке учебного материала;
- организация на уроке субъектно-согласова-нного педагогического взаимодействия;
- последовательная реализация учителем в учебной деятельности четырех основных этапов: мотива-ционного, операционно-деятельностного, рефлексивного и контрольно-оценочного;
- использование групповых, коллективных и клубных форм учебной деятельности;
- реализация в учебной деятельности методов и приемов саморефлексии и самооценки учащихся и
др. [4].
Остановимся детальней на одном из педагогических условий положительной мотивации старших школьников к учебной деятельности - осуществлении педагогом грамотного отбора содержания изучаемого на уроке учебного материала. Охарактеризуем ряд дидактических приемов, способствующих практической реализации данного условия.
1. Апелляция к жизненному опыту детей, заключающаяся в том, что педагог рассматривает со школьниками хорошо знакомые ситуации. Но понимание сути данных ситуаций возможно лишь при
изучении предлагаемого на уроке материала. Учителю необходимо помнить, что ситуация должна быть действительно жизненной и интересной для старшеклассников, а не искусственно надуманной им.
2. Показ новизны учебного материала является важным мотивом, вызывающим интерес старшеклассников к освоению новых знаний и приобретению новых умений. На уроках изучения нового материала школьники знакомятся с новыми понятиями, выявляют новые свойства и закономерности изучаемых процессов и явлений, находят новые способы решения тех или иных познавательных задач. У части учащихся сам факт познания неизвестного и нового вызывает определенный интерес. Для большинства же учащихся, как показывает практика, изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их удивить и вызвать интеллектуальное затруднение. Поэтому раскрытие новизны содержания учебного материала, сопровождающееся проведением опыта или эксперимента, показом кинофильма, демонстрацией оригинальных пособий в большей степени способны привлечь внимание учащихся и сформировать у них мотивы учения.
Часто новая тема сама по себе может и не вызвать интерес старшеклассников к уроку, поскольку ее название им мало о чем говорит. Более устойчивым будет внимание учащихся, если учитель раскроет важность изучаемой темы или сообщит новое, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся, углубляя их, перенося в новые условия или ситуации. Поэтому расширение и углубление знаний учащихся, рассмотрение уже известного материала несколько с иной точки зрения, осуществление внутрипредмет-ных и межпредметных связей представляет несомненный интерес для учащихся.
3. Историзм рассматриваемых на уроке знаний выступает важным приемом мотивации, связанным с отбором содержанием изучаемого материала. Учителя хорошо знают, что всякое обучение становится ярче, богаче, если оно сопряжено с историей изучаемого предмета.
Чтобы у учащихся не возникло представление, что знания, изучаемые в школе, безымянные, необходимо знакомить их с именами ученых, создававших науку, с интересными фактами из их жизни. Часто в этом могут помочь сами школьники, подготавливая доклады, сообщения и презентации и жизни и деятельности выдающихся ученых.
Через рассмотрение интересных событий из частной жизни и научной деятельности великих ученых можно приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Школьникам необходимо рассказывать о разностороннем развитии многих творцов науки.
Историзм на уроках проявляется не только в знакомстве с биографическими данными из жизни ученых, но и в изучении школьниками фактов из истории науки. Ознакомление с историей научных открытий, созданием тех или иных концепций, теорий и законов науки способствует осознанию огромных трудностей, с которыми сопряжен научный поиск. Знание истории научных открытий поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует исключи-
тельно уважительное отношение к труду ученых и к установленным ими научным истинам.
Включение в урок элементов истории науки, как показывает наш опыт, способствует укреплению мотивов учения, углублению и пониманию изучаемого на уроке материала, расширению кругозора старшеклассников и приводит к повышению их общей культуры.
4. Прием внешней занимательности проявляется в необычной форме преподнесения материала, занимательности его изложения, а также в использовании приема «Удивляй». Занимательность часто способствует созданию положительного настроя к учению и к активной мыслительной деятельности всех учащихся, независимо от их интересов, способностей и уровня сформированности предметных знаний. Учащиеся живо откликаются на занимательные факты, на что-то неординарное, часто курьезное. Эффектные демонстрационные опыты и эксперименты, красочные наглядные пособия создают положительный эмоциональный настрой для осуществления учебной деятельности. Занимательность окрашивает учебный материал, создает своеобразную психологическую ситуацию ожидания, делает процесс овладения знаниями более привлекательным. Занимательный материал учитель может подобрать как для фронтальных, так и индивидуальных заданий. Как показывают наши наблюдения, наиболее часто занимательность используется педагогами при объяснении учебного материала.
Однако учителю следует помнить, что занимательность - не самоцель. Она должна побуждать устремления учащихся изучить суть того или иного вопроса. Важно дидактически грамотно определить место занимательности в учебном материале и структуре определенного урока. Таким образом, занимательность - это лишь средство для формирования мотивации школьников. Занимательность не должна подменять творческое овладение учащимися знаниями, умениями и навыками на основе разносторонней познавательной, в том числе самостоятельной деятельности школьников.
5. Ссылка на практическую значимость учебного материала в будущей жизни подразумевает подчеркивание практической необходимости материала для дальнейшего обучения и его ценность для интеллектуального развития учащегося. Благодаря этому старшеклассники осознают, зачем им нужен изучаемый материал, да и предмет в целом. Этот прием требует от педагога раскрытия прикладного применения тех или иных знаний. Интерес к предмету во многом зависит от убежденности учащегося в необходимости его изучения. При рассмотрении нового материала учителю необходимо раскрывать его практическую значимость. Чтобы у учащихся не возникало представление о формализме того или иного предмета, оторванности его от жизни, следует показывать взаимосвязь предметных знаний с другими областями научного познания и окружающим миром. Показ связи изучаемого материала с данными других школьных предметов активизируют внимание детей, расширяют их интеллектуальный кругозор.
6. Реализация межпредметных связей часто служит опорой, фундаментом для полноценного изучения и понимания нового теоретического материла, формирования практических умений и развития навыков школьников. Целостность представлений учащегося об окружающем мире - необходимый и закономерный результат познавательного процесса. Межпредметные связи позволяют использовать содержание всех учебных предметов, привлекать информацию из разных областей науки, культуры и искусства. Обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни, педагог способствует формированию мотивации школьников к учебной деятельности на уроке.
Выводы
Таким образом, мы считаем, что отбор содержания учебного материала обладает большим потенциалом по мотивации старшеклассников к учебной деятельности. Методически неграмотный отбор педагогом содержания учебного материала, невладение учителем активными методами обучения, нерациональное сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся на уроке, неумение строить отношения с учащимися и организовывать их взаимодействие друг с другом, отсутствие понимания связи учебного материала с возможностью использования его в будущем могут оказать отрицательное влияние на мотивацию школьников.
Литература
1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 7-44.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
4. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углублен-
ного изучения предметов естественнонаучного цикла. Кемерово, 2003.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: http:// standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408.
6. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
7. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.
8. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
References
1. Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivacionnoi sfery rebenka [The problem of development of motivational sphere of the child]. Izuchenie motivaciipovedeniya detei ipodrostkov [Study of the motivation of behavior of children and adolescents]. Moscow, 1972, pp. 7-44.
2. Il'in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St-Peterburg, 2006.
3. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formirovanie motivacii ucheniya [Formation of motivation of the doctrine]. Moscow, 1990.
4. Petunin O.V. Formirovanie poznavatel'noi samostoya-tel'nosti starshih shkol'nikov v processe uglublennogo izuche-niya predmetov estestvennonauchnogo cikla [Formation of informative independence of senior pupils in the process of in-depth study of natural science subjects cycle]. Kemerovo, 2003.
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary education]. URL: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408.
6. Shopengauehr A. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. M., 1992.
7. Schukina G.I. Rol' deyatel'nosti v uchebnom processe [The role of the activities in the learning process]. Moscow, 1986.
8. Ehl'konin D.B., Davydov V.V. Voprosy psihologii uchebnoi deyatel'nosti mladshih shkol'nikov [Questions psychology of educational activity of younger schoolboys]. Moscow, 1962.
УДК 378.147
Л. Урекешова
средняя школа №38, г. Актобе, Республика Казахстан
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ РЕЛЕВАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
На сегодняшний день большинство экономически развитых стран мира в качестве приоритетных направлений инвестиций видят экологические исследования и проекты. Тем не менее, у большинства граждан данных стран отмечается все еще невысокая экологическая активность. Во многих государствах отмечается отчужденность глобальной экологической политики и прилагаемых усилий в процессе решения экологических проблем, что, в свою очередь, способствует безответственному экологическому поведению человека, а также его халатному отношению к имеющимся экологическим угрозам. Исходя из этого, в качестве основы экологически релевантного поведения человека выступает задача по формированию его экологической культуры. Рефлексивная и ответственная позиция личности в процессе ее взаимоотношения с окружающей природной средой обеспечивается благодаря экологической культуре, которая основывается на саморегуляции экологического поведения, эмоциональном отношении и рациональном знании. Двойственности в поведении человека по отношению к окружающей природной среде способствует диалектическое единство механизмов идентификации и обособленностью лежащих в основе экологической культуры внутренних субъективных ценностей и убеждений и внешних знаний социальных образцов, норм и предписаний. Благодаря пониманию форм поведения человеком происходит выбор экологически релевантных форм деятельности и поведения при формировании его экологической культуры.