Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Сергиенко Т.Е. Взаимодействие педагогов родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2007.
3. Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: учебное пособие. Москва, 2011.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
5. История развития дистанционного образования. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-obrazovaniya/viewer/
6. Лукиных Т.Н., Можаева Г.В. Информационные революции и их роль в развитии общества. Гуманитарная информатика. 2005; № 2: 5 - 14.
7. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. Available at: https://compress.ru/article.aspx?id=14659/
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
2. Sergienko T.E. Vzaimodejstvie pedagogov roditelej v formirovanii zdorovogo obraza zhizni doshkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2007.
3. Holostova E.I. Social'naya rabota s sem'ej: uchebnoe posobie. Moskva, 2011.
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskijslovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.
5. Istoriya razvitiya distancionnogo obrazovaniya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo-obrazovaniya/viewer/
6. Lukinyh T.N., Mozhaeva G.V. Informacionnye revolyucii i ih rol' v razvitii obschestva. Gumanitarnaya informatika. 2005; № 2: 5 - 14.
7. Shlyahtina S. Perspektivy razvitiya distancionnogo obucheniya v mire i v Rossii. Available at: https://compress.ru/article.aspx?id=14659/
Статья поступила в редакцию 17.11.20
УДК 371.3
Aliev Z.G., Master (Information Technology), senior teacher, Department of the English Language, Faculty of Foreign Languages, Dagestan State University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdulaeva R.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Faculty of Foreign Languages, Dagestan State University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Tetakayeva L.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Faculty of Foreign Languages, Dagestan State University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS OF FORMING LEXICAL SKILLS AT THE INITIAL STAGE OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE. The article is dedicated to the problem of studying the lexical material of a foreign language by primary school students. The authors focus on the stages of work on the vocabulary of the English language using poems and songs, as well as on the selection criteria for this material, strict adherence to certain patterns and principles that underlie the vocabulary learning process. The article provides examples of exercises and tasks that may be used at various stages of forming lexical skills, their main features goals and objectives. The authors conclude that poetic texts and songs are an excellent material for the rhythm, intonation of foreign language speech, help not only to improve the skills of pronunciation, but also to increase the vocabulary in a non-traditional environment. The way you work on this kind of material can be different and depend both on the stage of learning, and on the goal set by the teacher.
Key words: lexical skills, poems and songs, lexical exercises, game technologies, Internet resources.
З.Г. Алиев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.Н. Абдулаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Л.М. Тетакаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Данная статья посвящена проблеме изучения лексического материала иностранного языка учащимися младших классов. Основное внимание авторы акцентируют на этапах обучения лексике английского языка с использованием стихотворений и песен, а также на критериях отбора данного материала, строгом соблюдении определённых закономерностей и принципов, лежащих в основе данного процесса. В статье приведены примеры упражнений и заданий, использующихся на различных этапах и ступенях формирования лексических навыков, их характер цели и задачи. Авторы делают вывод о том, что поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, помогают не только совершенствовать навыки произношения, но и увеличить словарный запас в условиях неязыковой среды. Приёмы работы над материалом подобного рода могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель.
Ключевые слова: лексические навыки, стихотворения и песни, лексические упражнения, игровые технологии, интернет-ресурсы.
Формированию лексических навыков с использованием стихотворений и песен в процессе обучения иностранным языкам придаётся большое значение в современном отечественном и зарубежном образовании, но особенно актуальна эта проблема в начальной школе. С самого начала своего обучения учащиеся приобщаются к культуре и традициям страны изучаемого языка, так как люди в раннем возрасте, по мнению психологов, особенно восприимчивы к иноязычной культуре. Вместе с тем необходима общая, единая концепция их применения в учебном процессе, ведь цель обучения - не только приобретение знаний и формирование у учащихся навыков и умений, но и комплексное усвоение ими страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического материала, познание ценностей культуры другой страны через ее поэтическое и музыкальное творчество [1 - 7]. При изучении иностранного языка лексика выполняет одну из самых важных функций, так как именно с её помощью передаётся непосредственный предмет мысли, она функционирует во всех сферах жизни и даёт возможность отразить как реальную, так и воображаемую действительность. Создать прочный язы-
ковой фундамент у школьников без усвоения ими лексического материала невозможно [1, с. 46].
А.А. Миролюбов отмечает, что чем больше словарный запас ученика, тем больше его речемыслительные возможности. Однако при усвоении лексики основные усилия учащихся должны быть направлены не на запоминание изолированных слов, не на количественное увеличение активной лексики, а на формирование умения использования уже усвоенной, причём педагогу следует выделять для обучающихся наиболее употребительные речевые ситуации. Также необходимо стимулировать употребление активной лексики за счёт речевых мотивов к ее использованию [6, с. 164].
Все выполняемые учащимися в классе задания должны их заинтересовывать: интересный увлекательный материал; занимательная содержательная сторона упражнений; личностно значимая проблема, интересная для обсуждения; увлекательная форма выполнения упражнения; привлекательные опоры и т.п. Весь предоставляемый набор упражнений должен включать широкий спектр заданий, что позволяет каждому учащемуся выбрать то, что соответствует его
способностям и интересам, дает возможность высказать собственное мнение, раскрыть свой потенциал, речевой и жизненный опыт Необходимое условие эффективности процесса обучения заключается в соблюдении определённых закономерностей и принципов, лежащих в основе работы над лексическим материалом, к которым относятся дидактические принципы - сознательность и активность (глубокие знания, приобретённые путём интенсивных мыслительных процессов, сознательное усвоение знаний), наглядность (видимое запоминается быстрее и легче), системность и последовательность (система взаимосвязанных понятий), прочность (зависит не только от содержания материала, но и от интереса к нему самого обучаемого), научность (соответствие учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса и реализация на практике), доступность (зависит от индивидуальных особенностей обучающихся, организации и методики обучения, условий процесса обучения, определённым образом организованного обучения), связь теории с практикой (проверка эффективности и качества обучения подтверждается практикой) [7, с. 283]; собственно, методические принципы - ситуативность (обучение при помощи ситуаций), коммуникативная направленность обучения (подразумевает активизацию речемыс-лительной деятельности обучающихся), коллективное взаимодействие (система взаимоотношений, взаимодействий), соответствие заданий речемыслительной деятельности (чем полнее в учебном процессе воплощаются особенности ре-чемыслительной деятельности обучающихся, тем успешнее обучение практическому общению); частные методические принципы - поэтапность формирования навыка, адекватность (соответствие) упражнений формируемым действиям, взаимодействие упражнений по формированию лексической, грамматической, фонетической сторон речи, учёт взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма, взаимодействие всех видов речевой деятельности.
РК. Миньяр-Белоручев характеризует этапы работы над лексическим материалом как «отрезки времени, которые отличаются друг от друга собственными задачами и способами обучения» [5, с. 56]: 1) ознакомление; 2) повторение; 3) повторение и поиск.
Н.И. Гез предлагает следующие этапы работы [2, с. 205]: 1) знакомство с новой лексикой (значением, функцией и формальными признаками); 2) первичное закрепление (тренировка в усвоении слов, упражнения); 3) использование новой лексики в различных видах речевой деятельности. Методисты среди нескольких вариантов этапизации формирования лексических навыков одним из ключевых в обучении называют именно первый этап - этап ознакомления и введения. На этом этапе основным объектом, над которым выполняется работа, является форма, написание и произношение слова, его грамматические и структурные особенности. Именно первым (ознакомительным) этапом, целью которого является развитие у учащихся рецептивных лексических навыков, во многом и предопределяется успешность усвоения лексики. Учащиеся должны уметь узнавать слово при написании, в процессе чтения, по звучанию в аудировании или по его форме. Изначально слово изучается как активное, а уже потом обучающимся сообщают все данные и сведения, которые необходимы для его узнавания при чтении и слушании. Необходимо выделить следующие критерии отбора стихотворений и песен:
- приятное, ритмичное, не слишком длинное произведение;
- рост мотивации, интереса обучающихся;
- соответствие возрасту и степени обученности учащихся;
- отражение страноведческой специфики.
Стихотворения и песни могут применяться на различных этапах урока, например, в начале урока для фонетической зарядки; на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексического и грамматического материала; на любом этапе урока для стимулирования развития речевых навыков и умений; в середине или в конце урока в качестве релаксации, когда учащимся требуется разрядка для снятия напряжения и восстановления их работоспособности.
При отборе данного материала необходимо придерживаться следующих принципов: аутентичность, воздействие на эмоциональную и мотивационную сферу личности с учётом интересов и возрастных особенностей учащихся (отбираются песни с яркой, запоминающейся мелодией), наличие проблематики, методическая ценность для формирования и совершенствования базовых и речевых навыков и умений учащихся.
При формировании речевых лексических навыков принято соблюдать три основных этапов работы с текстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.
Дотекстовый этап включает обязательную короткую вступительную речь об авторе и о произведении (информация такого рода вызывает интерес у учащихся и желание ознакомиться с творчеством автора и другими его произведениями), снятие трудностей, связанных с фонетикой, лексическим минимумом и грамматическими конструкциями, которые содержатся в предъявляемом учителем материале. Предпочтительным на данном этапе является использование упражнений и заданий, устанавливающих речевую задачу перед первым прослушиванием или чтением текста.
Фонетические трудности снимаются хоровым и индивидуальным исполнением произведения, грамматические - объяснением учителя с активизацией ранее изученных грамматических структур или правил, а лексические - разграничением лексических единиц, входящих в активный и в пассивный словари об-
учающихся. Лексика, входящая в пассивный словарный запас и, тем самым, не имеющая отношения непосредственно к теме урока, не подлежит активизации в речи на этом этапе обучения, следовательно, переводной способ семантизации для таких слов является наиболее оптимальным.
Наибольшее внимание уделяется активной лексике, которая семантизируется при помощи наглядностей, синонимов, антонимов и дефиниций на иностранном языке, так как соотнести новые лексические единицы с уже изученным материалом позволяет именно беспереводной способ раскрытия значения и вместе с тем требует активной работы на уроке. Задания на прогнозирование - следующая ступень первого этапа, которые включает работу с заголовком, использование ассоциаций, связанных с именем автора, новой лексикой или представленными иллюстрациями. Данный вид работы не требует от учащихся развёрнутых ответов.
Основная задача текстового этапа заключается в извлечении общей информации о главной идее, персонажах, месте происходящего действия, предмете разговора из текста и в контроле степени понимания, так как от этого зависит эффективность выполнения учащимися последующей работы. Количество прослушиваний и объём извлекаемой информации устанавливается в соответствии с уровнем обученности учащихся. При прослушивании текста учащимся предлагаются задания на заполнение пропущенных лексических единиц. В данном случае у детей формируется рецептивный лексический навык. После воспроизведения учащимися стихотворения или песни вполголоса вместе с диктором, текст воспроизводится хором и индивидуально (без диктора), и только после этого учащимся задаются вопросы с использованием нового лексического материала на извлечение более конкретной информации с опорой на текст.
Следующая ступень текстового этапа - упражнения для формирования лексических навыков: имитация, подстановка, трансформация (в том числе и в игровой форме). Переходя к более сложным заданиям и упражнениям (условно-речевым), учитель может расширить ситуативные возможности употребления изучаемой лексики, а также с целью более прочного усвоения знаний учащимися в системе включать ранее изученный языковой материал.
На послетекстовом этапе работа с новым языковым материалом осуществляется с помощью различных речевых упражнений, учитывающих содержание стихотворения или песни и стимулирующих учащихся к собственным высказываниям на основе нового материала: обсуждение в классе актуальной темы и т.п.
Завершающим заданием в работе со стихотворением выступает заучивание наизусть и декламация его перед всем классом, а в работе над песней -повторное прослушивание и пение вместе с исполнителем. Повысить эмоциональную атмосферу и интерес учащихся к занятиям подобного рода позволяет совместное пение в классе, задание на разыгрывание текста по ролям, отгадывание слов в конце каждого куплета в песнях / стихах-загадках и др.
Рассмотрим различные этапы и ступени использования стихотворений и песен на уроках английского языка для формирования лексических навыков у учащихся младших классов по популярным темам (интересы, увлечения и пристрастия учащихся: спорт, чтение книг, любовь к природе и животным, путешествия и т.д.).
На организационном этапе урока целесообразно использовать вводные, короткие стихотворения, стихотворения-приветствия, которые позволяют настроиться на работу в классе и установить с детьми индивидуальный контакт. Подобные стихотворения помогают учащимся сосредоточиться на уроке и приступить к повторению лексики по ранее изученным темам как в год обучения, так и ранее, например, повторяется такая лексика, как времена суток, правильные глаголы английского языка и т.п.
На этапе физкультминутки рекомендуется использование песен или стихотворений для снятия напряжения и усталости у детей. Дети, выполняя ритмичные движения, произносят строки стихотворения на английском языке. При их многократном повторении дети не только развивают произносительный навык, но и закрепляют изученную ранее лексику, а выполнение физических упражнений в начальной школе является обязательным элементом - здоровьесберегающий аспект обучения. Например, учащиеся создают робота для полёта на далёкую планету, для этого они изучают стихотворение, содержащее названия всех частей тела робота. Слаженные, организованные движения детей помогают им также учиться работать в коллективе, т.е. выполняют некую социальную функцию.
В ходе основной части урока могут использоваться как различные песни и стихотворения по изучаемой теме, так и разнообразные упражнения, задания на закрепление лексики одного или нескольких уроков раздела. Например, в учебнике «Английский язык» для 4-х классов Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В. по теме «Hobbies» учащимся предлагается песня «Mr. Crocodile». Перед прослушиванием данного произведения осуществляется беседа с учащимися об их отношении к животным, любви к домашним питомцам. Учащимся дается установка на определение упоминающегося в произведении животного, предлагаются карточки и слайды с изображением животных и краткой информацией о них, которую воспроизводит класс. При этом учитель контролирует правильность произносимых слов.
На завершающем этапе разучивания песни учащиеся делятся на команды, и после повторного ее прослушивания каждый участник пишет запомнившуюся строчку из произведения на доске. Альтернативным вариантом здесь служит воспроизведение какой-либо строчки учителем, а следующей - учеником (от каждой
команды). Затем команды соревнуются в исправлении допущенных в текстовом варианте песни ошибок. Необходимо найти все ошибки. Обсуждение наиболее сложных слов с точки зрения фонетики и лексики и финальное воспроизведение песни являются заключительными заданиями.
Стихотворение «A Book» (by Adelaide Love) также предлагается для заучивания в основном учебнике класса. Рассмотрим следующие этапы работы над ним: 1) снятие лексико-грамматических трудностей: на доске записывается проблемная лексика; 2) интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем, где учащиеся правильно и выразительно читают стихотворение; 3) проверка понимания текста через вопросы; 4) интонационно-фонетическая проработка стихотворения: учитель и учащиеся по очереди читают строчки произведения; 5) индивидуальное и хоровое чтение; 6) задание на заучивание текста: на доске написано стихотворение и пропущены слова в каждой строчке; 7) итоговое задание: несколько учащихся воспроизводят стихотворение самостоятельно.
В ходе презентации стихотворения "Hobbies at different seasons" учитель знакомит учащихся с его лексикой, выделяя ключевые фразы; выполняются задания на заполнение пропущенных в словах букв, назначаются роли для чтения, озвучиваются вопросы по предпочтениям и увлечениям учащихся по всем временам года, ответы на которые формируются ими в стихотворной форме с подбором созвучной лексики. Данный вид работы формирует у учащихся не только лексический, но и коммуникативный навык.
Использование игр и загадок является одним из эффективных способов мотивации обучающихся, а их применение в стихотворной или песенной форме лишь усиливает эффект Например, игра «Угадай пропущенное слово», в ходе которой одна команда учащихся озвучивает загадки, а вторая разгадывает недостающее слово в каждом конкретном четверостишье.
Больше всего учащихся привлекают различные инсценировки с репликами участников в песенном формате. Учитель предварительно знакомит учащихся с лексикой: ответственный за данное задание ученик называет глагол и изображает его действие (учащиеся должны угадать значение глагола), например, ученик изображает приготовление пищи на кухне, принятие пищи или плавание и т.д. Данный тип задания также можно проводить с использованием наглядности, прибегая к изображениям подобных действий на слайдах презентации. После разучивания стихотворения учащиеся выполняют задание на заполнение недостающих глаголов в форме «-ing».
Например, на начальном этапе работы с песней «Over the mountains» учитель рассказывает о различных способах отдыха: в горах или на природе, путешествия в различные города и страны. Озвучиваются способы путешествия (транспорт) и природа. В ходе презентации песни используются наглядные пособия с заданиями на определение соответствий (изображений и понятий), на
Библиографический список
восстановление порядка слов, выделение правильного варианта из перечня слов. Помимо воспроизведения песен всем классом также предлагается написать, нарисовать или описать предпочтительный каждому учащемуся способ путешествия.
Поскольку одним из увлечений детей является приготовление вкусной еды, то при изучении темы «Hobbies» не останется без внимания материал по данной тематике. Например, в процессе работы над стихотворением «Cooking Poem» одним из интересных заданий является нахождение русского эквивалента слов в параллельном столбце после прослушивания текста.
На заключительном этапе урока предлагаются к использованию стихи с целью подведения итогов занятия, сообщающих, например, о его окончании и времени прощаться.
В рамках предлагаемых учащимся тем недостаточно песен и стихотворений в основном учебнике и целесообразно их расширять и дополнять, используя электронные образовательные ресурсы: British Council (https://learnenglishkids. britishcouncil.org/ru), видеохостинг YouTube (https://www.youtube.com/) и др. Озвучивание песен в вышеуказанных ресурсах сопровождается субтитрами, что дает возможность учащимся не только слышать, но и видеть текст.
Таким образом, тщательный отбор и грамотное использование стихов и песен на любом этапе урока иностранного языка позволяет не только повысить интерес к приобретению знаний, качество изучаемого языка, но и развить творческий потенциал и кругозор учащихся. Предлагаемые упражнения могут быть с успехом использованы учителями при обучении детей английскому языку, где результат будут зависеть не только от качества занятий в классе, но и от самостоятельной работы учащихся в свободное от занятий в школе время. Причина того, что работа со стихотворениями и песнями является одним из весьма действенных способов повторения языкового материала, в том, что многократное их воспроизведение не воспринимается как искусственное, и они являются также превосходным средством самовыражения и творческого развития учащихся. И это почти идеальный методический материал с точки зрения методики обучения. На основе содержания песен и стихов возможна работа над всеми аспектами языка и видами речевой деятельности. А ведь возможно и просто наслаждаться звучанием иностранной речи и музыки, получая с их помощью необходимый фон и настроение урока, не придавая особого значения содержанию.
Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, помогают не только совершенствовать навыки произношения, но и увеличить словарный запас в условиях неязыковой среды. Приёмы работы над материалом подобного рода могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель.
1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка. Иностранный язык в школе. 1987; № 4: 45 - 47.
2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, 1982.
3. Миньяр-Белоручев РК. Теория и методы перевода. Москва, 1996.
4. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск, 2010.
5. Подласый И.П. Педагогика. Москва, 2007.
6. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, 1991.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва, 2005. References
1. Alesina E.V. Uchebnye igry na urokah anglijskogo yazyka. Inostrannyj yazyk v shkole. 1987; № 4: 45 - 47.
2. Gez N.I., Lyahovickij M.V., Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednejshkole. Moskva, 1982.
3. Min'yar-Beloruchev R.K. Teoriya i metody perevoda. Moskva, 1996.
4. Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii i sovremennost. Obninsk, 2010.
5. Podlasyj I.P. Pedagogika. Moskva, 2007.
6. Rogova G.V. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva, 1991.
7. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs lekcij. Posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 15.11.20
УДК 378.2
Idrisova F.A., senior teacher, Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship, Grozny State Oil Technical University n.a. M.D. Millionshchikov
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Khankarova Z.A., senior teacher, Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship of the Grozny State Oil Technical University
n.a. M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
CREATION AND MAINTENANCE OF A DIGITAL PORTFOLIO OF A FUTURE CUSTOMS SPECIALIST. The article examines some of the features of the transition to the digital economy and the digitalization of education, which require new approaches, means in the system of training specialists, including in customs. One of these means is tools and portals for creating a digital portfolio of a future customs specialist, which act as a separate and independent direction of digital technologies. The article discusses some aspects of using tools and portals to create a digital portfolio, which are included as components of the digital educational environment of a university. Modern digital portfolio is not only a piggy bank of achievements in all activities, but also a tool for reflection, building an individual educational trajectory, as well as a means for communication and interaction. The technology of creating and maintaining a digital portfolio on the 4portfolio.ru portal of a future customs specialist at the Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship of the Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikov.
Key words: creation and maintenance, digital educational environment, digital portfolio, future specialist, customs, tools and portals.