команды). Затем команды соревнуются в исправлении допущенных в текстовом варианте песни ошибок. Необходимо найти все ошибки. Обсуждение наиболее сложных слов с точки зрения фонетики и лексики и финальное воспроизведение песни являются заключительными заданиями.
Стихотворение «A Book» (by Adelaide Love) также предлагается для заучивания в основном учебнике класса. Рассмотрим следующие этапы работы над ним: 1) снятие лексико-грамматических трудностей: на доске записывается проблемная лексика; 2) интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем, где учащиеся правильно и выразительно читают стихотворение; 3) проверка понимания текста через вопросы; 4) интонационно-фонетическая проработка стихотворения: учитель и учащиеся по очереди читают строчки произведения; 5) индивидуальное и хоровое чтение; 6) задание на заучивание текста: на доске написано стихотворение и пропущены слова в каждой строчке; 7) итоговое задание: несколько учащихся воспроизводят стихотворение самостоятельно.
В ходе презентации стихотворения "Hobbies at different seasons" учитель знакомит учащихся с его лексикой, выделяя ключевые фразы; выполняются задания на заполнение пропущенных в словах букв, назначаются роли для чтения, озвучиваются вопросы по предпочтениям и увлечениям учащихся по всем временам года, ответы на которые формируются ими в стихотворной форме с подбором созвучной лексики. Данный вид работы формирует у учащихся не только лексический, но и коммуникативный навык.
Использование игр и загадок является одним из эффективных способов мотивации обучающихся, а их применение в стихотворной или песенной форме лишь усиливает эффект Например, игра «Угадай пропущенное слово», в ходе которой одна команда учащихся озвучивает загадки, а вторая разгадывает недостающее слово в каждом конкретном четверостишье.
Больше всего учащихся привлекают различные инсценировки с репликами участников в песенном формате. Учитель предварительно знакомит учащихся с лексикой: ответственный за данное задание ученик называет глагол и изображает его действие (учащиеся должны угадать значение глагола), например, ученик изображает приготовление пищи на кухне, принятие пищи или плавание и т.д. Данный тип задания также можно проводить с использованием наглядности, прибегая к изображениям подобных действий на слайдах презентации. После разучивания стихотворения учащиеся выполняют задание на заполнение недостающих глаголов в форме «-ing».
Например, на начальном этапе работы с песней «Over the mountains» учитель рассказывает о различных способах отдыха: в горах или на природе, путешествия в различные города и страны. Озвучиваются способы путешествия (транспорт) и природа. В ходе презентации песни используются наглядные пособия с заданиями на определение соответствий (изображений и понятий), на
Библиографический список
восстановление порядка слов, выделение правильного варианта из перечня слов. Помимо воспроизведения песен всем классом также предлагается написать, нарисовать или описать предпочтительный каждому учащемуся способ путешествия.
Поскольку одним из увлечений детей является приготовление вкусной еды, то при изучении темы «Hobbies» не останется без внимания материал по данной тематике. Например, в процессе работы над стихотворением «Cooking Poem» одним из интересных заданий является нахождение русского эквивалента слов в параллельном столбце после прослушивания текста.
На заключительном этапе урока предлагаются к использованию стихи с целью подведения итогов занятия, сообщающих, например, о его окончании и времени прощаться.
В рамках предлагаемых учащимся тем недостаточно песен и стихотворений в основном учебнике и целесообразно их расширять и дополнять, используя электронные образовательные ресурсы: British Council (https://learnenglishkids. britishcouncil.org/ru), видеохостинг YouTube (https://www.youtube.com/) и др. Озвучивание песен в вышеуказанных ресурсах сопровождается субтитрами, что дает возможность учащимся не только слышать, но и видеть текст.
Таким образом, тщательный отбор и грамотное использование стихов и песен на любом этапе урока иностранного языка позволяет не только повысить интерес к приобретению знаний, качество изучаемого языка, но и развить творческий потенциал и кругозор учащихся. Предлагаемые упражнения могут быть с успехом использованы учителями при обучении детей английскому языку, где результат будут зависеть не только от качества занятий в классе, но и от самостоятельной работы учащихся в свободное от занятий в школе время. Причина того, что работа со стихотворениями и песнями является одним из весьма действенных способов повторения языкового материала, в том, что многократное их воспроизведение не воспринимается как искусственное, и они являются также превосходным средством самовыражения и творческого развития учащихся. И это почти идеальный методический материал с точки зрения методики обучения. На основе содержания песен и стихов возможна работа над всеми аспектами языка и видами речевой деятельности. А ведь возможно и просто наслаждаться звучанием иностранной речи и музыки, получая с их помощью необходимый фон и настроение урока, не придавая особого значения содержанию.
Поэтические тексты и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, помогают не только совершенствовать навыки произношения, но и увеличить словарный запас в условиях неязыковой среды. Приёмы работы над материалом подобного рода могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель.
1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка. Иностранный язык в школе. 1987; № 4: 45 - 47.
2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, 1982.
3. Миньяр-Белоручев РК. Теория и методы перевода. Москва, 1996.
4. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск, 2010.
5. Подласый И.П. Педагогика. Москва, 2007.
6. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, 1991.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва, 2005. References
1. Alesina E.V. Uchebnye igry na urokah anglijskogo yazyka. Inostrannyj yazyk v shkole. 1987; № 4: 45 - 47.
2. Gez N.I., Lyahovickij M.V., Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednejshkole. Moskva, 1982.
3. Min'yar-Beloruchev R.K. Teoriya imetody perevoda. Moskva, 1996.
4. Mirolyubov A.A. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: tradicii i sovremennost'. Obninsk, 2010.
5. Podlasyj I.P. Pedagogika. Moskva, 2007.
6. Rogova G.V. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole. Moskva, 1991.
7. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs lekcij. Posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 15.11.20
УДК 378.2
Idrisova F.A., senior teacher, Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship, Grozny State Oil Technical University n.a. M.D. Millionshchikov
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Khankarova Z.A., senior teacher, Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship of the Grozny State Oil Technical University
n.a. M.D. Millionshchikov (Grozny Russia), E-mail: [email protected]
CREATION AND MAINTENANCE OF A DIGITAL PORTFOLIO OF A FUTURE CUSTOMS SPECIALIST. The article examines some of the features of the transition to the digital economy and the digitalization of education, which require new approaches, means in the system of training specialists, including in customs. One of these means is tools and portals for creating a digital portfolio of a future customs specialist, which act as a separate and independent direction of digital technologies. The article discusses some aspects of using tools and portals to create a digital portfolio, which are included as components of the digital educational environment of a university. Modern digital portfolio is not only a piggy bank of achievements in all activities, but also a tool for reflection, building an individual educational trajectory, as well as a means for communication and interaction. The technology of creating and maintaining a digital portfolio on the 4portfolio.ru portal of a future customs specialist at the Institute of Digital Economy and Technological Entrepreneurship of the Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikov.
Key words: creation and maintenance, digital educational environment, digital portfolio, future specialist, customs, tools and portals.
Ф.А. Идрисоеа, ст. преп., Институт цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
З.А. Ханкароеа, ст. преп., Институт цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова, г. Грозный, Е-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ЦИФРОВОГО ПОРТФОЛИО БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В статье рассматриваются некоторые особенности перехода к цифровой экономике и цифровизации образования, которые требуют новых подходов, средств в системе подготовки специалистов, в том числе в таможенном деле. Одним из таких средств являются инструменты и порталы для создания цифрового портфолио будущего специалиста таможенного дела, которые выступают отдельным и самостоятельным направлением цифровых технологий. В статье показаны возможности использования инструментов и порталов для создания цифрового портфолио как части цифровой образовательной среды вуза. Современное цифровое портфолио является не только копилкой достижений во всех видах деятельности, но и инструментом для рефлексии, построения индивидуальной образовательной траектории, а также средством для общения и взаимодействия. Предлагается технология создания и ведения цифрового портфолио на портале 4portfolio.ru будущего специалиста таможенного дела при Институте цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова.
Ключевые слова: создание и ведение, цифровая образовательная среда, цифровое портфолио, будущий специалист, таможенное дело, инструменты и порталы.
В современных условиях основными целями профессионального образования, как отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», выступают подготовка специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей специальностью и ориентирующегося в смежных областях деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета) базируется на компетентност-ном подходе, который ориентирован на творческую инициативу студентов, а также на их самостоятельность и мобильность, где создание и ведение цифрового портфолио студента актуальны в условиях реализации федеральной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Вопросами использования возможностей цифровой образовательной среды вуза, в том числе процессом создания и ведения цифрового портфолио студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий, занимались следующие ученые: С.А. Бешенков [1], Т.Г Везиров [2], М.К. Мана-фова [3], О.В. Михалева [4], С.В. Панюкова [5; 6], Е.С. Полат [7], И.В. Роберт [8] и другие.
Одним из общепрофессиональных компетенций выпускника-будущего специалиста таможенного дела является способность владеть методами и средствами получения, хранения, обработки информации, а также навыками использования компьютерной техники, информационных систем и глобальной сети Интернет [9 - 13]
В информационно-аналитической деятельности будущий специалист таможенного дела должен владеть навыками применения средств информационных и коммуникационных технологий в целях информационного сопровождения профессиональной деятельности, а также владеть навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами.
Одним из требований к условиям реализации программы специалитета таможенного дела является обеспечение индивидуальным неограниченным доступом к электронным библиотекам и использование возможностей цифровой образовательной среды вуза. Такая среда должна обеспечить формирование цифрового портфолио студентов - будущих специалистов таможенного дела, которое очень актуально в нынешних условиях цифровизации образования, где важное место занимает потенциал цифровой образовательной среды вуза.
Работая в социальной информационно-образовательной сети 4portfolio.ru студенты - будущие специалисты таможенного дела получают умения по использованию современных средств разработки электронных учебных материалов и онлайн-курсов с помощью новых цифровых инструментов и сервисов.
Имеется проблема несоответствия существующих теоретических и методических подходов к формированию у будущих специалистов таможенного дела в области межкультурной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды, о которых требуются ФГОС ВО и работодатели в профессиональной сфере.
В профессиональной подготовке специалистов недостаточно проработана технология цифрового портфолио, хотя она используется в некоторых вузах, но не имеет массового характера.
В последнее время распространение получает портфолио в социальной сети, выступающей как современный инструмент информационного взаимодействия в сетевом сообществе. Он обеспечивает доступ к персональной информации студента - будущего специалиста, и все это связано с появлением портфо-лио на основе технологий веб 2.0.
Современные сервисы веб 2.0 поддерживают групповые информационные взаимодействия, включающие персональные действия участников образовательного процесса и коммуникацию участников между собой.
При ведении цифрового портфолио студента нами предлагается будущим специалистам таможенного дела использовать следующие Интернет-ресурсы:
МоеМесто.ш; сервис Р^а\«еЬ; сервис Googledocs; Youtube; Скринкаст, Вики и другие.
При работе с данными сервисами веб 2.0 у студентов формируется ответственность за опубликованные материалы, кроме умения анализировать и синтезировать учебную информацию.
Современное цифровое портфолио является не только копилкой достижений во всех видах деятельности, но и инструментом для рефлексии, построения индивидуальной образовательной траектории, а также средством для общения и взаимодействия.
Существуют множество информационных систем для автоматизации различных видов деятельности и заполнения информационно-образовательного пространства вуза, которые позволяют собирать данные об учебных достижениях студентов, тем самым облегчают контролирующие и регуляторные функции со стороны администрации вуза.
Из множества инструментов и порталов (www.uchmet.ru;www.proshkolu.ru; nsportal.ru; netfolio.ru; portfolios.ru) для создания цифрового портфолио будущего специалиста таможенного дела при Институте цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова нами выбран портал 4portfolio. ш, позволяющий решать проблему создания и ведения непрерывного интерактивного цифрового портфолио студента.
Формированию профессиональных компетенций будущих специалистов таможенного дела с использованием веб-портфолио оказывает влияние курс «Веб-тьютор», помогающий студенческой группе организовать их проектную и исследовательскую деятельности. Для этого портал 4portfolio.ru имеет возможность создавать студенческое сообщество и организовать совместную работу. Технология реализации такого процесса представляет собой следующий алгоритм:
1. Создание студенческого сообщества в портале 4portfolio.ru.
2. Создание в сообществе несколько веб-страниц.
3. Приглашение студентов группы в сообщество.
4. Организация совместной работы, включающая создание и совместное заполнение веб-страниц, а также собственных веб-страниц с размещением в них выполненных заданий, рефератов и т.д.
Такое сообщество мы используем при организации дистанционного и смешанного обучения, а также в создании сетевых учебных проектов по конкретным дисциплинам.
Будущим специалистам таможенного дела создание и ведение цифрового портфолио помогает презентовать работодателям достоверные, подтвержденные преподавателями достижения и компетенции в целях эффективного устройства.
Веб-инструменты данного портала предназначены для общения в сообществах, обучения и представления своих творческих работ для обсуждения, а также выполнения совместных учебных проектов и сохранения образовательных результатов каждого студента.
Анализ информационных систем и облачных решений для создания и ведения цифрового портфолио позволил сделать вывод о необходимости ведения непрерывного портфолио, которое не зависит от места учебы или работы его владельца.
Создание и ведение цифрового портфолио будущего специалиста по направлению подготовки 38.05.02 Таможенное дело при Институте цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова осуществляется для организации исследовательской деятельности и рассматривается как средство целостного отражения личностных характеристик студента, его компе-тентностей, интересов и демонстрации динамики индивидуальной образовательной траектории, где формирование исследовательской компетентности студен-
тов осуществляется через организацию межсетевого взаимодействия и создание цифрового портфолио.
Каждое цифровое портфолио оценивается по рейтинговой модели и существенным образом влияет на группу отзывов исследовательских работ Тем самым создание и ведение цифрового портфолио позволяет стимулировать студента, являясь качественной оценкой его достижений.
Для формирования предметной цифровой образовательной среды посредством цифрового портфолио студента нами выделены следующие основные блоки, которые могут составить структуру цифрового портфолио студента при изучении дисциплины «Гражданское право»:
- блок предметных знаний и основ дисциплины;
- нормативный блок;
- блок методических ресурсов;
- блок активных методов обучения дисциплине;
Библиографический список
- блок учебных сетевых проектов;
- блок информационно-предметных ресурсов по правовым дисциплинам;
- интерактивный блок.
Важное место при создании и ведении цифрового портфолио студента занимает интерактивный блок, включающий материалы обсуждения в студенческом сообществе в информационной образовательной сети 4portfolio.ru, а также в социальных сетях (Moodle, медиа-платформы SlideShare, интернет-площадки Mendeley и др.).
Практика организации учебного процесса в Институте цифровой экономики и технологического предпринимательства Грозненского государственного нефтяного технического университета имени М.Д. Миллионщикова показала эффективность использования возможностей предметной цифровой образовательной среды вуза при создании и ведении цифрового портфолио студента.
1. Бешенков С.А. и др. От информационных к конвергентным технологиям: образовательные аспекты. Преподаватель XXI век. 2016; № 4: 86 - 93.
2. Везиров Т.Г. Электронные учебные материалы в составе цифровой образовательной среды. Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы XXII международной научно-практической конференции. NorthCharleston, USA, 2020: 60 - 63.
3. Манафова М.К. Формирование профессиональных компетенций будущих магистров педагогического образования с использованием веб-портфолио. Автореферат ... диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2020.
4. Михалева О.В. Формирование компетентности в области межкультурной коммуникации у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2000.
6. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. Москва: Издательство «Про-Пресс», 2020.
7. Панюкова С.В. Цели создания и использования веб-портфолио студента. Методы обучения и организация учебного процесса в вузе: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. 2015: 372 - 374.
8. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
9. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва: Эксмо, 2014.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета). Available at: consultant.ru
11. Федеральная программа «Цифровая экономика в Российской Федерации». Available at: consultant.ru
12. Везиров Т.Г., Богатырева Ж.В. Учет репрезентативной системы при организации информационно-коммуникационной среды вуза в подготовке специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 6 (55): 69 - 70.
13. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Beshenkov S.A. i dr. Ot informacionnyh k konvergentnym tehnologiyam: obrazovatel'nye aspekty. Prepodavatel'XXI vek. 2016; № 4: 86 - 93.
2. Vezirov T.G. 'Elektronnye uchebnye materialy v sostave cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnya: materialy XXII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. NorthCharleston, USA, 2020: 60 - 63.
3. Manafova M.K. Formirovanie professional'nyh kompetencij buduschih magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya s ispol'zovaniem veb-portfolio. Avtoreferat ... dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2020.
4. Mihaleva O.V. Formirovanie kompetentnosti v oblasti mezhkul'turnoj kommunikacii u buduschih bakalavrov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.
5. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2000.
6. Panyukova S.V. Cifrovye instrumenty i servisy v rabote pedagoga: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Pro-Press», 2020.
7. Panyukova S.V. Celi sozdaniya i ispol'zovaniya veb-portfolio studenta. Metody obucheniya i organizaciya uchebnogo processa v vuze: materialy IV Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2015: 372 - 374.
8. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizaciiobrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskijaspekty). Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014.
9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva: 'Eksmo, 2014.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 38.05.02 Tamozhennoe delo (uroven' specialiteta). Available at: consultant.ru
11. Federal'naya programma «Cifrovaya 'ekonomika v Rossijskoj Federacii». Available at: consultant.ru
12. Vezirov T.G., Bogatyreva Zh.V. Uchet reprezentativnoj sistemy pri organizacii informacionno-kommunikacionnoj sredy vuza v podgotovke specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015; № 6 (55): 69 - 70.
13. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 15.11.20
УДК 371
Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Russian State University of Justice of Ministry of Justice of the RF (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Kurbanova Z.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Russian State University of Justice of Ministry of Justice of the RF (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF INFORMATION GLOBALIZATION. Over the past decades, the world has undergone global changes associated with the digitalization of society, which have an impact on the economy, politics, science, culture, education and other areas of society development. Information and telecommunication technologies are a significant component that gives a vector to accelerate social and economic transformations today. In the information society, humanity, for the first time, faced the problem of global techno-design of a person through the influence of network communications on him. The virtual world, into which a modern person is immersed with the help of communication systems, has a formative influence on users and, indirectly, on the transformation of the social nature of society and civilization. Network communications, embedding in the integration processes taking place in modern society, transform them in accordance with their characteristics.
Key words: information society, informatization, digital transformation of education, digital educational technologies, information globalization, information and telecommunication technologies, information infrastructure, "clip thinking".
Н.П. Исмаилова, канд. физ.-мат. наук, доц., Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.С. Курбанова, канд. психол. наук, доц., Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Махачкала, E-mail: [email protected]