лучали первые конкретные знания об объектах природы; учились проявлять милосердие, доброжелательность по отношению к окружающим. Проводились и наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождались ведением календаря.
В Туве много зимующих птиц. Учитывая суровый климат, родители готовили со своими детьми кормушки и скворечники. В ходе исследования проводились беседы о необходимости оберегать и защищать как живую, так и неживую природу: насекомых, растений, животных, водоёмы, леса и т.д. Разыгрывались различные жизненные ситуации, чтобы вызвать у детей сочувствие и сопереживание, желание ухаживать за растениями, птицами и животными.
В конце беседы всегда подводились итоги, задавались вопросы, на которые дети с удовольствием отвечали.
- Что будет с растениями, если их своевременно не поливать?
- Как чувствуют себя птицы зимой в наших условиях?
- Расскажите о поведении домашних животных, если они голодны?
- Что надо сделать, чтобы птицы (собаки, домашние животные) чувствовали себя комфортно (уютно)?
- Для чего нужны деревья (леса)?
Библиографический список
Ухаживая за комнатными растениями, дети приобщаются к труду и получают практические навыки ухода за ними. Детям давалась возможность понаблюдать за изменениями поведения животных, происходящими в разную погоду и выяснить их причины, например, почему собаки прячут нос, а птицы летают низко. При использовании метода наблюдения, можно также выяснить и умение сочувствовать, управлять своим поведением и отзывчивость детей по отношению к объектам живой и неживой природы.
В результате проведённой работы, по отличительным особенностям внешнего вида дети определяли деревья, кустарники и комнатные растения; по описанию ситуаций (радостный лай, виляние хвостом, худоба, лежачий вид) определяли жизнь щенков; рассказывали также о возникших чувствах (радости, жалости, сочувствия, желания погладить, накормить).
Дети по отношению к больным, худым животным, проявляли сочувствие и сопереживание, предлагали варианты решений (накормить, лечить, погладить, привести домой, поселить в домике), аргументировали ответы.
Результаты проведенного исследования говорят о возможности и необходимости формирования основ экологической культуры, духовно-нравственного развития у детей дошкольного возраста.
1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: МГУ 2000.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Москва: УЦ Перспектива, 2014.
4. Самбу И.У Тувинские народные игры. Историко-этнографический очерк. Кызыл, 1978.
5. Ооржак Х. Д-Н. Тувинские народные подвижные игры. Кызыл, 1995.
6. Мендот Э.Э. Народные подвижные игры для детей 5 - 6 лет в сельских дошкольных образовательных учреждениях. Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. Улан-Удэ. 2008; Вып. 13: 115 - 118.
7. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на Дону: Феникс, 2006.
8. Козловская С.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Забайкальские Рождественские образовательные чтения, 2017.
9. Козловская С.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Забайкальские Рождественские образовательные чтения. Чита, 2017.
10. Лихачев Б.Т. Экология личности. Педагогика. 1993; № 2: 19 - 21.
11. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2001. References
1. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psihiki. Moskva: MGU, 2000.
2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2011.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: UC Perspektiva, 2014.
4. Sambu I.U. Tuvinskie narodnye igry. Istoriko-'etnograficheskijocherk. Kyzyl, 1978.
5. Oorzhak H. D-N. Tuvinskie narodnye podvizhnye igry. Kyzyl, 1995.
6. Mendot 'E.'E. Narodnye podvizhnye igry dlya detej 5 - 6 let v sel'skih doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura i sport. Ulan-Ud'e. 2008; Vyp. 13: 115 - 118.
7. Deryabo S.D. 'Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya. Rostov-na Donu: Feniks, 2006.
8. Kozlovskaya S.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS DO. Zabajkal'skie Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya, 2017.
9. Kozlovskaya S.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS DO. Zabajkal'skie Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya. Chita, 2017.
10. Lihachev B.T. 'Ekologiya lichnosti. Pedagogika. 1993; № 2: 19 - 21.
11. 'El'konin D.B. Psihologiya razvitiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2001.
Статья поступила в редакцию 31.01.19
УДК 378
Dzhovtkhanova Kh.Kh., Manager of Faculty of Mathematics and Computer Science, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: Sapna1992@mail.ru
THE USE OF THE EFFECTIVE PRINCIPLES AND TECHNIQUES TO ENHANCE INFORMATION LITERACY OF ELDERLY PEOPLE. In recent years foreign European gerontopsihologii more and more often used concept called "successful aging", "happy ageing." using the latest actual achievements and discoveries in medical science, psychologists-gerontologists have fixed those spheres of an elderly person, that can greatly push the approach of old age, make a full and interesting life of an elderly person. The article studies the use of effective forms of principles and methods to improve information literacy of elderly people. It is concluded that the increase of information literacy is still among the most popular educational programs. Because familiarity with the computer significantly changes the life of a pensioner for the better, allows them to navigate in the modern world, to open new areas and areas for communication and technological opportunities that facilitate life.
Key words: forms, principles, methods, information literacy, elderly people.
Х.Х. Джоетханоеа, диспетчер факультета математики и компьютерных технологий, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
г. Грозный, E-mail: Sapna1992@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в зарубежной европейской геронтопсихологии всё больше и чаще используется концепция под названием «успешное старение», «счастливое старение». Используя последние актуальные достижения и открытия в медицинской науке, психологи-геронтологи зафиксировали те сферы жизнедеятельности пожилого человека, воздействуя на которые можно значительно отодвинуть приближение старости, сделать полнокровной и интересной жизнь пожилого человека. В статье изучено использование эффективных форм принципов и методов повышения информационной грамотности людей пожилого возраста. Сделан вывод о том, что повышение информационной грамотности до сих пор является среди самых востребованных образовательных программ. Потому что, знакомство с компьютером существенно меняет жизнь пенсионера к лучшему, позволяет ориентироваться им в современном мире, открывать новые области и сферы для общения и технологические возможности, которые облегчающие быт.
Ключевые слова: формы, принципы, методы, информационная грамотность, люди пожилого возраста.
Интернет стал неотъемлемой частью жизни пенсионеров и средством коммуникации. Но все еще не все могут использовать преимущества ИКТ технологий, а организованные курсы, в большей степени, осуществляются спонтанно, бессистемно, хаотично, без специально спланированных рабочих программ. Все еще большинство пенсионеров и граждан пожилого возраста в ЧР не знакомы с социальными сетями, Интернетом, возможностями электронной почты, хотя огромное количество чеченцев проживает за рубежом. Электронная почта могла бы помочь более тесной коммуникации с родственниками, живущими в отдалении, с внуками, детьми. И даже «молодым» пенсионерам часто бывает сложно перестроиться и приспособиться к новому ритму ежедневной жизни. С целью узнать мнение пенсионеров об образовательной программе, специалисты Центра социального обслуживания населения вместе со специалистами Центра социальной защиты 24 июля 2018 года организовали мероприятие, где неработающие пенсионеры, прошедшие обучение по программе «Компьютерная грамотность для неработающих пенсионеров» в 2017 году, отвечали на вопросы. Приглашенные пожилые люди с удовольствием рассказывали, как компьютерная грамотность позволила им пользоваться Госуслугами, Сбербанк-Онлайн, общаться с родственниками, вести активную переписку с друзьями.
Анализируя отечественный и зарубежный опыт реализации программ повышения информационной грамотности пенсионного населения через эффективные формы, принципы и методы, мы пришли к выводу, что данный перечень в европейской системе непрерывного образования и в российской системе достаточно идентичен. Активно в рамках образования пенсионеров используется форма диалога - один из важнейших инструментов в работе со взрослыми. Из опыта преподавания людям пенсионного, преклонного возраста, известно, что не стоит в ходе занятия использовать нудные доклады, диктовать длинные тексты, а также излагать информацию назидательным тоном.
Говоря об общности в методах и формах преподавания, нужно сказать, что и европейские и российские педагоги обязательно придерживаются важного принципа обучения - постановка ясной цели и роли обучения или целеполагания (goalsetting). Целеполагание в процессе обучения означает вполне сознательный процесс выявления и постановки целей и задач, выявление роли получаемых знаний людьми пенсионного возраста. В случае, если роль получаемых знаний будет востребована в будущей деятельности пенсионеров, если поставленная цель приведет к тому, что пенсионер станет востребован на рынке вакансий педагогической деятельности, то цель оправдывает затраченные интеллектуальные и физические силы человека, может принести только радость и удовлетворение в будущем.
К сожалению, анализируя опыт педагогов, преподающих группам пенсионеров, не всегда используют индивидуальный подход, не стараются позволить индивидуальное высказывание, не доверяя людям с опытом. Человек преклонного возраста в какой-то момент обнаруживает, что в ходе занятия он не может высказаться по какому-либо поводу, не может выразить собственное мнение, что в дальнейшем может нарушить диалогическую культуру пенсионера, которая складывалась годами. Поэтому, европейские педагоги, в отличие от российских педагогов в практике работы с пенсионерами используют гуманистический подход, разработанный К. Ноулзом (K. Knowles), который именуется подходом «Хором разговоров» (chorus), что позволяет каждому члену группы право высказываться и каждый имеет право на ошибку, в том числе, сам педагог. Не менее интересным в рамках обучения людей третьего возраста является использование педагогами принципа организованного обучения, когда сами обучаемые избирают индивидуальную или групповую форму, форму работы всего коллектива или в паре. Деление на малые группы может быть использовано в ходе организации какой-либо игры или в работе в парах, если обучающим дано очень сложное задание.
В последние годы в зарубежной европейской геронтопсихологии все больше и чаще используется концепция под названием «успешное старение», «счастливое старение» - «Happyaging», автором которой является Р. Хэвайюрс. Суть концепции состоит в раскрытии факторов, влияющих на процессы старения, механизмов протекания старости человека. Используя последние актуальные достижения и открытия в медицинской науке, психологи-геронтологи зафиксировали те сферы жизнедеятельности пожилого человека, воздействуя на которые
Библиографический список
можно значительно отодвинуть приближение старости, сделать полнокровной и интересной жизнь пожилого человека.
Количество существующих разработанных и разрабатываемых образовательных программ для людей пенсионного возраста с целью повысить их информационную грамотность, а значит увеличить их шансы на продление трудоспособного периода, не быть уваленным с должности, приобрести новую профессию и новые компетенции, отражают разные пути и условия достижения поставленных целей. В России и за рубежом действуют сотни тысяч образовательных программ, использующих эффективные формы, методы повышения информационной грамотности.
Программа имеет научно-техническую направленность и представляет собой модифицированную и адаптированную модель ранее разработанных образовательных материалов. Автор в Пояснительной записке указывает на то, что «пожилые люди и инвалиды - самые незащищенные слои населения, которые требуют особого внимания общества. ...Всеобщая компьютеризация приводит к тому, что пенсионерам, которые могли бы продолжать трудовую деятельность, приходится уходить на пенсию из-за неумения пользоваться компьютером» [1, с. 52].
В рамках целеполагания автор формирует цель - предоставление возможности людям пожилого возраста и инвалидам дополнительного общения, социальной адаптации, реализации творческих планов с помощью современных информационных технологий и Интернета. Задачи, заявленные для решения поставленных целей: ознакомить с ПК; сформировать навыки управлением ПК; обучить пенсионеров приемам с известными компьютерными ИКТ; дать представление о возможностях получения некоторых государственных и муниципальных услуг через Интернет и т.д. Количество часов, выделяемых для реализации таких программ варьируется от 18 до 64 часов, в зависимости от уровня подготовки слушателей, поставленных целей и задач, а также интересов пенсионеров и их потребностей.
Формы таких занятий могут быть самыми разными. Это решает индивидуально каждый учитель информатики: они могут быть комплексными или интегрированными, лекционными или практическими. Но что важно помнить при организации занятий с людьми пожилого возраста - это высокий уровень наглядности на занятиях. Ввиду того, что многие образовательные программы для пенсионеров преследуют, как правило, одну важную цель - подготовить элементарно пенсионера в техническом плане к продлению своей трудоспособности, то обучение людей пожилого возраста предполагает: ознакомление пенсионеров со всеми составляющими элементами компьютера и их главное предназначение, знать управляющие элементы - меню пуска, саму панель управления, как работать с Интернетом, что такое социальные сети и приложения, которые встроены в операционную систему. Разнообразны также базы организации и проведения подобных курсов повышения компьютерной и информационной грамотности. Это могут быть общеобразовательные школы, предоставляющие в выходные дни компьютерные классы пенсионерам; это могут быть библиотечные залы и их компьютерные помещения; это могут быть отдельные образовательные центры и вузы, предоставляющие собственную базу.
Европейская ассоциация образования взрослых (пенсионеров, инвалидов) представляет собой зонтичную структуру, которая включает все неправительственные организации, работающие в неформальном образовании и обучении. В странах Европы уровень образования компьютерной грамотности у пенсионеров неоднородный в разных странах: в Скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования людей пенсионного возраста хорошо и систематически финансируется, то других странах Европы данная система практически отсутствует [2, с. 6].
Проанализировав опыт разработки образовательных программ для пенсионеров и взрослого населения в рамках формирования их информационной грамотности, использования учителями форм и методов обучения, мы пришли к выводу, что повышение информационной грамотности до сих пор является среди самых востребованных образовательных программ. Потому, что знакомство с компьютером существенно меняет жизнь пенсионера к лучшему, позволяет ориентироваться им в современном мире, открывать новые области и сферы для общения и технологические возможности, которые облегчают быт.
1. Варданян К.К. Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности». Для подготовки людей старшего поколения по программе «Город долголетия». Москва, 2018.
2. Uwe Gartenschlaeger, Eeva-Inkeri Sirelius. Обучение на протяжении всей жизни для всей Европы: почему обучение взрослых является важным для стран-соседей ЕС. Образование взрослых в Юго-Восточной Европе. Минск, 2010.
References
1. Vardanyan K.K. Obrazovatel'naya programma "Osnovy komp'yuternoj gramotnosti". Dlya podgotovki lyudej starshego pokoleniya po programme "Gorod dolgoletiya". Moskva, 2018.
2. Uwe Gartenschlaeger, Eeva-Inkeri Sirelius. Obuchenie na protyazhenii vseï zhizni dlya vseï Evropy: pochemu obuchenie vzroslyh yavlyaetsya vazhnym dlya stran-sosedeï ES. Obrazovanie vzroslyh v Yugo-Vostochnoj Evrope. Minsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 27.01.19
УДК 378
Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru Evdoshenko V.V., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru Shumakova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Administrative Law and Administrative, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE LISTENER OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MIA OF RUSSIA. The article is dedicated to the influence of motivation on the process of professional training of students of the Ministry of internal Affairs of Russia. An integral condition for the successful study of the program by students of the faculty of vocational training and additional professional education is a competent and carefully organized motivation to learn. The process of vocational training should be organized in such a way as to awaken in the listeners the craving for knowledge and self-improvement. The authors conclude that the motivation of educational and self-educational activities plays a leading role in the educational process. Motivation is interconnected with activity, interest, independence of students. The quality of learning is influenced by numerous motives, knowledge and use of which can be considered as appropriate levers to improve the effectiveness of educational activities of students.
Key words: vocational training, motivation, vocational training, professional self-determination, self-realization.
A.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц. каф. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru
B.В. Евдошенко, канд. экон. наук, начальник каф. административного права и административной деятельности ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru
Е.В. Шумкова, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru
ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Данная статья посвящена влиянию мотивации на процесс профессионального обучения слушателей ВУЗов МВД России. Неотъемлемым условием успешного изучения программы слушателями факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является грамотная и тщательно организованная мотивация к обучению. Процесс профессионального обучения следует организовать так, чтобы пробудить в слушателях тягу к знаниям и самосовершенствованию. Авторы делают вывод о том, что в учебном процессе ведущую роль играет мотивация образовательной и самообразовательной деятельности. Мотивация взаимосвязана с активностью, интересом, самостоятельностью обучающихся. На качество усвоения учебного материала влияют многочисленные мотивы, знание и использование которых можно считать соответствующими рычагами повышения эффективности учебной деятельности обучаемых.
Ключевые слова: профессиональное обучение, мотивация, профессиональная подготовка, профессиональное самоопределение, самореализация.
В настоящее время процесс обучения полицейских в подавляющем большинстве регионов возложен на профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, поэтому вопрос качественного профессионального обучения впервые принятых на службу сотрудников заслуживает особого внимания. В результате осуществления процесса подготовки территориальный орган внутренних дел должен получить квалифицированного специалиста. Следует отметить, что краеугольным камнем в процессе подготовки впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел выступает необходимость полноценного освоения слушателями изучаемого материала и способность в дальнейшем применять полученные знания и умения на практике.
Слушатели факультета профессиональной подготовки, заочного обучения и дополнительного профессионального образования в отличие от курсантов характеризуются следующими особенностями:
- это сотрудники полиции, пришедшие в органы внутренних дел с осознанным желанием работать в практической сфере и с некоторым практическим опытом работы по замещаемой должности;
- в силу особенностей обучения в гражданских ВУЗах или перерыва с момента последнего получения образования навыки освоения и запоминания информации существенно снижены;
- базовый уровень подготовки у большей половины обучаемых - среднее полное или среднее профессиональное образование, у среднего начальствующего состава и незначительной части рядового и младшего начальствующего состава - высшее неюридическое образование или неполное высшее образование;
- все слушатели значительно старше по возрасту, чем курсанты, у них за плечами армия и трудовой опыт, которые определяют их ценностные ориентиры и мировоззрение [1].
Для решения проблемы подготовки квалифицированных кадров МВД России в процессе профессионального обучения лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел необходимо применять комплексный подход к процессу обучения слушателей. В этой связи предлагаем рассмотреть в качестве эффективного механизма, влияющего на качество подготовки слушателей, - процесс мотивации к обучению.
Одной из наиболее сложных педагогических проблем является проблема формирования мотивации обучения. Безусловно, необходимо организовать управление мотивационными процессами в обучении. Как надо побудить слушателя к получению необходимых знаний, чтобы при этом его обучение принесло ожидаемые положительные результаты не только ему, но и обществу? Одним
из способов является создание необходимых условия для формирования внутренних мотивов, стимулировать обучаемых. К мотивам относятся определенные поводы, приводящие конкретного индивида к совершению осознанных действий, отношение обучаемого к учебной дисциплине, желание заниматься определенным видом деятельности. В основе мотивов лежат потребности идеалы, устремления, эмоции, установки, интересы. Мотивы имеют сложную структуру, являют собой активно развивающиеся и взаимодействующие сложные взаимосвязи, внутри которых происходит разделение и оценка вариантов поведения, происходит выбор и принятие решений [2].
Неотъемлемым условием успешного изучения программы слушателями факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является грамотная и тщательно организованная мотивация к обучению. Процесс профессионального обучения следует организовать так, чтобы пробудить в слушателях тягу к знаниям и самосовершенствованию. Мотивация обучения является собирательным понятием, объединяющим всю совокупность производимых действия, приемов, способов вовлечения слушателей к результативным действиям по освоению будущей профессии и получению профессиональных навыков, т.е. основы побуждения к обучению заложены как в усилиях профессорско-преподавательского состава (например, мотивация к учебе, освоение профессиональных навыков) и самими слушателями (внутренние стимулы к обучению, самоорганизация). Поэтому мотивация выступает ключевым явлением, контролирующим любую деятельность, отношение, поведение индивида. Каждое усилие преподавателя в отношении слушателей будет результативным исключительно с учётом его внутренних побудительных мотивов. Может стать, что в основе идентичных устремлений, обучающихся лежат кардинально противоположные поводы, зачастую, совершенно несовместимые [3; 4].
Результативность работы преподавателя обусловлена взаимодействием социально-психологических и социально-педагогических факторов.
Когда для индивида значение имеет собственно деятельность (получение новых знаний), её можно назвать внутренней мотивацией.
В случае, когда для индивида основополагающими выступают общественные стимулы (уважение, высокий уровень дохода, пр.), имеет место внешняя мотивация. Причем данный вид мотивации носит, как позитивную составляющую (мотивы достижения, успеха), так и негативную (мотивы защиты, избегания). Всем известно, что внешние позитивные мотивы в своей основе являют лучший результат, чем негативные, независимо от их силы воздействия. Следует