Научная статья на тему 'Структура способности учителя ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве'

Структура способности учителя ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MATH TEACHER / INFORMATICS TEACHER / INFORMATION-DIGITAL SPACE / STRUCTURE / COMPONENT / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денилханова Х. Я.

В статье изучена структура способности учителя ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве, в данной структуре выявлены следующие компоненты: информационно-цифровая грамотность; ответственность за использование технологий; способность к созданию мультимедийных продуктов; устремлённость к постоянному и непрерывному обучению в области информационно-цифрового пространства. Одно из главных условий, обеспечивающих эффективное формирование у будущего учителя математики и информатики умения ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве, является способность проектировать информационно-цифровую среду в учебном заведении. Сделан вывод о том, что способность учителя математики и информатики ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве как результат его профессионализации представляет собой личностную характеристику, которая отражает его способность к успешной информационно-цифровой деятельности в качестве субъекта образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денилханова Х. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF TEACHER’S ABILITY TO ORIENT IN MODERN INFORMATION-DIGITAL SPACE

The article examines the structure of the teacher’s ability to navigate in the modern information-digital space, and revealed the following components: information-digital literacy; responsibility for the use of technology; ability to create multimedia products; striving for continuous and continuous learning in the field of information-digital space. One of the main conditions for effective development of future teachers of mathematics and computer science skills to navigate in today’s information-digital space is an ability to design information and digital environment in educational institution. It is concluded that an ability of mathematics and computer science teachers to orient in modern information-digital space, as a result of their professionalism, is a personal characteristic that reflects an ability to successfully information-digital activities as a subject of the educational process.

Текст научной работы на тему «Структура способности учителя ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве»

Опираясь на данные, полученные в ходе реализации опытно-экспериментальной части исследования и отображённые в виде кривой прогрессирующего роста динамики функциональных компетенций, можно сделать заключение о высокой степени эффективности (3% - 0,1 балла) предложенной нами системы. Таким образом, студенты вуза - будущие учителя физической культуры, посредством предложенной нами функциональной модели формирования функ-

Библиографический список

циональных компетентностей, достигают традиционно установленного уровня проектировочной функциональной компетентности существенно раньше и имеют её на более качественном уровне, что в свою очередь демонстрирует высокую степень её эффективности. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в практике организации образовательной деятельности вуза, ориентированного на подготовку будущих учителей физического воспитания.

1. Воробьева Е.В. Учебные задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта. Учёные записки университета имени П.Ф. Песгафта. 2008; 4 (38): 25 - 28.

2. Введенский В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога. Педагогика. 2003; 10: 51 - 55.

3. Гаджимурадова РТ. Педагогические условия проектирования и реализации здоровьеформирующей технологии физического воспитания младших школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2012.

4. Имашев А.М. и др. Деловая игра «Открытый урок»: метод. Рекомендации. Набережные Челны, 1999.

5. Имашев А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры: монография. Набережные Челны, 2008.

6. Кузнецов А.С. и др. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в проектировочной педагогической функции. Учёные записки университета имени П. Ф. Песгафта. 2008; 10 (44): 55 - 59.

7. Кулибаба С.В., Хлопова Т.П., Романов Д.А., Романова М.Л. Квалиметрическая оценка деятельности педагога. Учёные записки университета имени П.Ф. Песгафта. 2010; 12 (70): 79 - 83.

8. Лукьяненко Е.Ю. Формирование социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры. Учёные записки университета имени П.Ф. Песгафта. 2010; 4 (62): 49 - 55.

9. Митин А.Е. Овладение гуманитарными технологиями специалистом по физической культуре как новой профессиональной компетенцией. Учёные записки университета имени П. Ф. Песгафта. 2010; 12 (70): 83 - 87.

10. Прохорова И.В. и др. Сравнительный анализ сформированное™ педагогических умений у студентов физкультурных вузов в процессе педагогической практики по результатам самооценки и оценки экспертов. Учёные записки университета имени П.Ф. Песгафта. 2010; 9 (67): 88 - 92.

11. Хлопова Т.П., Шапошникова Т.Л., Романова М.Л., Ушаков А.Р Математические модели дидактического процесса. Учёные записки университета имени П.Ф. Песгафта. 2010; 6 (64): 107 - 112.

References

1. Vorob'eva E.V. Uchebnye zadachi kak sredstva formirovaniya tvorcheskogo myshleniya i voobrazheniya specialistov v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2008; 4 (38): 25 - 28.

2. Vvedenskij V.P. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Pedagogika. 2003; 10: 51 - 55.

3. Gadzhimuradova R.T. Pedagogicheskie usloviya proekíirovaniya irealizaciizdorov'eformiruyuschej tehnologiifizicheskogo vospitaniya mladshih Shkolnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2012.

4. Imashev A.M. i dr. Delovaya igra «Otkrytyj urok»: metod. Rekomendacii. Naberezhnye Chelny, 1999.

5. Imashev A.M. Funkcional'naya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury: monografiya. Naberezhnye Chelny, 2008.

6. Kuznecov A.S. i dr. Dinamika izmeneniya sostoyaniya i struktura funkcional'noj kompetentnosti buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury v proektirovochnoj pedagogicheskoj funkcii. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2008; 10 (44): 55 - 59.

7. Kulibaba S.V., Hlopova T.P., Romanov D.A., Romanova M.L. Kvalimetricheskaya ocenka deyatel'nosti pedagoga. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010; 12 (70): 79 - 83.

8. Luk'yanenko E.Yu. Formirovanie social'no-professional'noj kompetentnosti studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010; 4 (62): 49 - 55.

9. Mitin A.E. Ovladenie gumanitarnymi tehnologiyami specialistom po fizicheskoj kul'ture kak novoj professional'noj kompetenciej. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2010; 12 (70): 83 - 87.

10. Prohorova I.V. i dr. Sravnitel'nyj analiz sformirovannosti pedagogicheskih umenij u studentov fizkul'turnyh vuzov v processe pedagogicheskoj praktiki po rezul'tatam samoocenki i ocenki 'ekspertov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010; 9 (67): 88 - 92.

11. Hlopova T.P., Shaposhnikova T.L., Romanova M.L., Ushakov A.R. Matematicheskie modeli didakticheskogo processa. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010; 6 (64): 107 - 112.

Статья поступила в редакцию 29.04.19

УДК 378

Denilkhanova Kh.Ya., teacher, Department of Information Technologies and Methods of Informatics Teaching, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: Hadi-1970@mail.ru

STRUCTURE OF TEACHER'S ABILITY TO ORIENT IN MODERN INFORMATION-DIGITAL SPACE. The article examines the structure of the teacher's ability to navigate in the modern information-digital space, and revealed the following components: information-digital literacy; responsibility for the use of technology; ability to create multimedia products; striving for continuous and continuous learning in the field of information-digital space. One of the main conditions for effective development of future teachers of mathematics and computer science skills to navigate in today's information-digital space is an ability to design information and digital environment in educational institution. It is concluded that an ability of mathematics and computer science teachers to orient in modern information-digital space, as a result of their professionalism, is a personal characteristic that reflects an ability to successfully information-digital activities as a subject of the educational process.

Key words: math teacher, informatics teacher, information-digital space, structure, component.

Х.Я. Денилханова, преп. каф. информационных технологий и методики преподавания информатики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

педагогический университет», г. Грозный, E-mail: Hadi-1970@mail.ru

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье изучена структура способности учителя ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве, в данной структуре выявлены следующие компоненты: информационно-цифровая грамотность; ответственность за использование технологий; способность к созданию мультимедийных продуктов; устремлённость к постоянному и непрерывному обучению в области информационно-цифрового пространства. Одно из главных условий, обеспечивающих эффективное формирование у будущего учителя математики и информатики умения ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве, является способность проектировать информационно-цифровую среду в учебном заведении. Сделан вывод о том, что способность учителя математики и информатики ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве как результат его профессионализации представляет собой личностную характеристику, которая отражает его способность к успешной информационно-цифровой деятельности в качестве субъекта образовательного процесса.

Ключевые слова: учитель математики, учитель информатики, информационно-цифровое пространство, структура, компонент.

Способность учителя математики и информатики ориентироваться в современном информационно-цифровом пространстве как результат его профессионализации представляет собой личностную характеристику, которая отражает его способность к успешной информационно-цифровой деятельности в качестве субъекта образовательного процесса. Умение самостоятельно ориентироваться в информационно-цифровом пространстве предполагает также способность студента находить необходимую информацию и оценивать её качество, достоверность и валидность, уметь хранить и извлекать информацию, а также осуществлять эффективное и этичное её использование.

Перечисленные способности в комплексе с опытом информационной деятельности составляют, на наш взгляд, его умение самостоятельно ориентироваться в информационно-цифровом пространстве, привлекая на практике многочисленные информационные ресурсы. В сложной информационно-цифровой среде будущий учитель может быть успешен, если у него сформированы навыки самостоятельной деятельности, интерес и мотивация к использованию этих навыков, а также чувство ответственности за будущую свою профессиональную деятельность. Следовательно, умение самостоятельно ориентироваться в информационно-цифровом пространстве будущего учителя становится условием его профессиональной активности в современном информационном пространстве.

Проанализировав составляющие одной из главных компетенций будущего учителя математики и информатики - умение самостоятельно ориентироваться в информационно-цифровом пространстве, мы пришли к выводу, что компонентный состав данной компетенции может включать следующие его части: информационно-цифровая грамотность; ответственность за использование технологий (этикет сетевого общения, цифровые права и обязанности в условиях смешанного и онлайн-обучения); способность к созданию мультимедийных продуктов; устремлённость к постоянному и непрерывному обучению в области информационно-цифрового пространства.

1. Цифровая грамотность.

Цифровая грамотность предполагает: приобретение будущими учителями математики и информатики отдельных технических навыков; развитие у студентов глубокого понимания цифровых сред, создание нового контента в вузе. Технические навыки программиста предполагают владение студентами следующими операционными системами: Windows 95/98, UNIX от SunSPARC и MS-DOS и др. Сюда же относятся языки программирования: C, C++, HTML и JavaScript, а также Программное обеспечение - MicrosoftFrontPage, ImageComposerandWord; Lotus 1-2-3 andmSQL. К цифровой грамотности также относится понятие, осознание студентами цифровой среды, которая во многом идентична мировому пониманию информационного пространства. Информационное пространство определяется как совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, использование средств взаимодействия представленных субъектов. Как было отмечено раннее, в каждой стране существуют собственные дефиниции понятия «информационная инфраструктура».

Создание нового электронного образовательного контента вуза (JR), по мнению М.В. Котиковой, представляет собой «построение информационного образовательного пространства высшей школы на основе электронных информо-тек, предусматривает коллективный процесс формирования единой базы ЭОК и обеспечение открытого доступа к ним всех заинтересованных лиц, имеющих доступ в Интернет» [1, с. 88 - 90]. Поскольку цифровая грамотность имеет в своём составе много элементов, то руководству вуза важно иметь активную поддержку вуза и стремиться развивать компетенции у всех заинтересованных сторон. Другими словами, цифровая грамотность - это совокупность набора знаний и умений, которые имеют важное значение для безопасного и эффективного использования цифровых технологий, ресурсов интернета, выражающаяся в цифровом потреблении, цифровых компетенциях и цифровой безопасности.

Обращаясь к анализу чаще всего встречающихся профессий европейских вузов, мы обнаружили, что когда-то (в нулевые годы) существующий ажиотаж вокруг профессии IT-технологий, сегодня - прошел. Н.Д. Берман отмечает, что «к примеру, в 2013 году число выпускников вузов с дипломами IT-специальностей уменьшилось, если сравнить цифры с 2006 годом на 13% - 15%» [2, с. 23 - 33]. Но самое невероятное, что данная цифра и интерес к профессии - продолжает снижаться. Выпускники школ и колледжей всё больше выбирают искусствоведческие, медицинские, экономические профили своей будущей профессиональной деятельности. Европейское сообщество негативно и с тревогой откликнулось на снижение интереса к новейшим технологиям и сегодня ставится вопрос, что цифровая грамотность, цифровая компетентность должны присутствовать для студенческой аудитории на всех направлениях - от археологов до актёров. В связи с этим можно прийти к заключению, что европейские образовательные стандарты высшего образования в ближайшем будущем будут изменены с уклоном в «цифровой» вопрос. Запрос в Европе на IT-специалистов всех профессиональных областей и сфер оправдан, поскольку данные по экономически-активному европейскому населению в среднем - 25-68 лет. Внедряемые цифровые технологии и их популяризация создадут новые рабочие места, новые специальности с уклоном в «цифру», поменяют требования к функционалу управленцев и т. д. Спрос на цифровизацию подтверждается и созданными движениями и компаниями. К примеру, «Большая Коалиция за Цифровые Рабочие Места» (GrandCoalition for DigitalJobs) подсчитала и дала такую корреляцию: 1: 3. То есть одна новая

позиция в цифровой сфере может создать три новых рабочих места в других сферах производства, экономики и хозяйства. Вместе с тем, цифровой технологический прогресс формирует новые компетенции для рабочих специальностей. То есть современный специалист, рабочий должны иметь более высокий, чем прежде, уровень цифровой грамотности и компетентности. Сегодня, по данным Еврокомиссии, более 32,2% активного населения демонстрируют низкий уровень цифровой компетентности, 15% служащих не знают Интернет, что даёт явное противоречие - высокая безработица и дефицит специалистов с цифровыми навыками, цифровой грамотностью. Выход - важно изменить направление профессиональной переподготовки с безработными, вводя в программу переподготовки элементы цифровой грамотности.

Итак, цифровая грамотность - незаменимая составляющая любой профессиональной подготовки, любых профессий, это готовность и способность личности понимать и применять цифровые технологии на практике во всех сферах жизнедеятельности. Если для повышения качества языковой подготовки и языковой грамотности в вузе создают особые условия для практической коммуникации с носителями языка (желательно), чтения книг просмотр и анализ фильмов, видеоматериалов, то можно утверждать, что для развития цифровой грамотности будущего учителя особое значение имеет практика использования всевозможных программ, серверов и коммуникаций цифровой среды, а также современных гаджетов. Учителю сегодня важно владеть современным языком коммуникации, чтобы передавать собственные знания ученикам и студентам. Если этого не произойдет, то цифровая безграмотность станет непреодолимым барьером между поколениями.

Таким образом, цифровая грамотность - это способность будущего учителя использовать созданные возможности, предлагаемые современными специалистами, владеющими инновационными технологиями, это также умение вступать в контакт с людьми в новом социальном формате, проявлять этику и внимательность друг к другу.

2. Ответственность за использование технологий (этикет сетевого общения, цифровые права и обязанности в условиях смешанного и онлайн-обучения).

Этикет сетевого общения. Возникнув как новая культура человека, как новая реальность, Интернет, как зеркальное отражение, включает в себя позитивные и негативные его стороны. Бесконечный ежедневный поток навязывания чужих идей, товаров и услуг, служб электронной рассылки и других элементов сети, рассылка скандальных и оскорбительных посланий, составляет, к сожалению, одну из сторон коммуникаций в сети. «Сетевой этикет - это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через Интернет. Он нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом. Эти правила - всего лишь пожелания. Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение всех этих правил поднимает Ваш авторитет, и Вы привлечёте к себе внимание как приятный и интересный собеседник». [3, с. 53 - 64].

Цифровые права и обязанности в условиях смешанного и онлайн-обуче-ния предполагают права любого человека, отражающие право людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств.

3. Способность к созданию мультимедийных продуктов.

Способности учителя к созданию мультимедийных продуктов в научной

литературе уделяется недостаточное внимание, если сравнить ситуацию с научными работами, которые посвящены профессионалам и специалистам, создающим такого рода продукты. Особым образом и очень активно идёт разработка мультимедийных продуктов, отражающих создание компьютерных энциклопедий, электронных учебных материалов, электронных учебников, пособий, а также развлекательных и познавательных программ. Мультимедийный продукт представляет собой, с одной стороны, программный продукт, дающий пользователю интерактивный, обязательно диалоговый режим и способ работы, предполагающий диалог командами и ответами между пользователем и компьютером; с другой - мультимедийный продукт представляет собой среду, аспект, где используются разнообразные видео- и аудио-эффекты. Что ещё важно понять в анализе мультимедийного продукта, это то, что благодаря развитию подобных мультимедийных программных технологий появилась возможность связать многоэлементную среду (тексты, звуки, графика, видео, фотоматериалы) в одно единое цифровое представление, а также надежно, достоверно и достаточно долго хранить большие объёмы информации. Важно сказать о том, какие основные черты и особенности наделяют мультимедийные программные технологии. К ним относят: единство текстов, звуков, графики, видео, фотоматериалов; надёжное хранение больших объёмов информации (надёжное представляет собой отсутствие искажений при копировании, а хранение отвечает за более, чем 10 лет); данные технологии достаточно просты в переработке информации.

4. Привычка и интерес к постоянному и непрерывному обучению в области информационно-цифрового пространства.

Проявление пытливости, любознательности, готовности к познавательной деятельности, проявление «жажды знаний», демонстрация человеком склон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.