УДК 796.011.1 СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Виталий Викторович Дорошенко, соискатель,
Кубанский государственный университет (КубГУ), г. Краснодар
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по проверке эффективности спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов с использованием средств футбола.
Ключевые слова: спортивно-ориентированное физическое воспитание, футбол, учебная программа, модульное обучение, рейтинговый контроль.
SPORTS-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS ON THE BASIS OF MODULE-RATING TRAINING
Vitaliy Viktorovich Doroshenko, the competitor,
Kuban State University,
Krasnodar
Annotation
This paper presents some results of the research on testing the effectiveness of sports-oriented physical education of the students with application of football means.
Keywords: sports-oriented physical education, football, education program, module studying, rating control.
ВВЕДЕНИЕ
В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года определены цели, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта, в том числе и для системы высшего профессионального образования. В этой связи одним из направлений в развитии системы физического воспитания в вузе является пополнение спортивного резерва из числа студентов для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене. В настоящее время существуют противоречия между системой физического воспитания в непрофильных вузах и перспективами развития студенческого спорта в частности. Понятие «студенческий спорт» это массовый спорт молодежи с одной стороны, а с другой - спорт высших достижений. Проблема состоит в том, что сохранена система, содержание и программное обеспечение по прежним стандартам, включая организацию учебного процесса и формы физического воспитания. Вместе с развитием основных физических качеств: выносливости, быстроты, ловкости, силы, посредством футбола создается атмосфера здорового соперничества, присущая соревновательной деятельности, которая способствует формированию нравственных и волевых качеств лично -сти. Поэтому проблема разработки и реализации авторских программ со спортивноориентированным направлением в настоящий момент своевременна и востребована.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами разработана программа, содержанием которой является модульное обучение и рейтинговый контроль на основе футбола. Содержание учебно-тренировочных занятий для студентов первого курса сформировано из пяти модулей: общетеоретического, технико-тактического, организационно-методического, самоорганизационного, нравственного направлений.
Общетеоретический модуль содержит информацию основ спортивной тренировки и ориентирован на формирование у студентов положительной мотивации к выбранному виду спорта, ценностного отношения к своему здоровью.
Технико-тактический модуль направлен на обучение и совершенствование студентами технико-тактической подготовки в футболе.
Организационно-методический модуль формирует у студентов знания, умения, навыки организации и проведения соревнований в футболе, спортивно-массовых мероприятий. Включает конструирование самостоятельных тренировочных занятий, овладение студентами инструкторской практикой.
Целевой направленностью нравственного модуля является изменение соревновательного поведения на честное ведение игры с соперником. Нравственноориентированный модуль предполагает организацию и проведение соревнований по правилам честной игры.
Учебно-тренировочный процесс спортивно ориентированного физического воспитания представлен с использованием средств футбола, а также методикой учебнотренировочного занятия в мезоцикле комплексной направленности [1].
За основу был принят годичный образовательный цикл (макроцикл), который делился на два семестровых периода. Каждый макроцикл состоял из мезоциклов (4 недели), что позволило решать задачи поэтапного планирования. Основу мезоциклов составили недельные микроциклы.
С сентября месяца первые две недели (втягивающие), следующие два микроцикла
- прием контрольных нормативов.
В каждом мезоцикле, первый недельный микроцикл имел направленность на объемную работу с низкой интенсивностью, т.е. работа в умеренном режиме (65%).
Второй и третий микроциклы направлены на повышение интенсивности (в суб-максимальном режиме) с чередованием режимов деятельности 65% и 85%.
Четвертый микроцикл - ударный (максимальной нагрузки) - соревновательные игры или прием контрольных нормативов.
В первом учебно-тренировочном занятии микроцикла 30 минут времени отводится технике и тактике в футболе, остальное время используется для развития скоростносиловых, силовых качеств. Второе занятие направлено на тренировку всех видов выносливости.
Таким образом, методика учебно-тренировочного занятия с использованием средств футбола в нашем исследовании имеет комплексную направленность.
На заключительном этапе исследования в экспериментальных группах (ЭГ) выявлена следующая динамика развития специфических двигательных качеств: стартовая скорость в беге на 6 м увеличилась на 7%; дистанционная скорость в беге на 30 м - 17 %; общая скоростная выносливость - 11%; показатели скоростно-силовых качеств - 1,7 %; гибкость - 28 %; ловкость - 41,8 %.
В ЭГ получена положительная динамика по технико-тактической подготовке (показатели прыжка вверх возросли на 1,7%; 6-минутного бега - на 19,4%; дриблинг - на 18,1%; ведение мяча 30м в коридоре 0,5м - на 18,1%). Однако в контрольных группах динамика результатов выявлена только по показателям развития силовых качеств (подтягивание на перекладине - 18%; становая сила - 1,3%).
ВЫВОДЫ
В результате анализа самостоятельного проектирования индивидуальных программ студентов выявлены теоретические знания для самостоятельного проведения спортивной тренировки.
Экспериментально подтверждена эффективность программы «Физическое совершенствование студентов на основе футбола». При применении модульно-рейтингового
обучения выявлена статистически значимая динамика развития основных физических качеств (р<0,05): сгибание и разгибание рук, в упоре лежа; сгибание и разгибание туловища; прыжок в длину с места; 12-мин. бег.
Получены динамические характеристики состояния ценностно-мотивационной сферы студентов. Анализ социологического опроса студентов в ЭГ показал, что после эксперимента повысился интерес к спортивным зрелищам на 5%. Если в начале эксперимента участие студентов в спортивных соревнованиях имело разовый характер (0,2%), то на заключительном этапе - в матчах участвовало 38% .
Определены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия процесса физического воспитания на основе футбола:
- организация процесса физического воспитания по спортивноориентированному направлению на основе футбола;
- использование авторской программы «Физическое совершенствование студентов на основе футбола» модульно-рейтингового обеспечения, позволяющей контролировать тренировочный процесс на всех его этапах (входном, текущем, итоговом);
- организация и проведение поэтапного комплексного обследования студентов-футболистов (морфо-функциональное, исследование потребностно-мотивационной сферы, физической подготовленности);
- организация методико-практических семинаров для преподавателей кафедры физического воспитания по разделу технико-тактической подготовки, судейская практика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышев, Г.И. Направленность и пути формирования мотивов физкультурнооздоровительной деятельности / Г.И. Барышев, О.В. Гаркуша // Мониторинг физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения : материалы Всерос. научн.-практ. конф. - Нальчик, 2003. - С. 29-31.
2. Загревская, А.И. Физкультурное образование студентов педагогических вузов на основе интегральной технологии / А.И. Загревская. - Томск : Изд-во Томского гос. унта, 2007. - 144 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.33+15
СТАБИЛЬНОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У БОКСЕРОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
Сергей Григорьевич Дубовой, тренер- преподаватель,
Геннадий Иванович Анисимов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская городская детская общественная организация
«Спортивный клуб Ринг ТД и Н» (ВГДОО «Спортивный клуб Ринг ТД и Н»)
Аннотация
В работе определялась стабильность показателей специальной физической подготовленности и психического состояния у различного контингента боксеров. Определены характеристики, которые стабильно применяются в возрасте 12-18 лет, которые имеют высокую вариативность применения.
Ключевые слова: физическая подготовленность, психическое состояние, боксеры, профиль, функциональная асимметрия.