Научная статья на тему 'Блоковая методика физической подготовки футболистов 17-19 лет'

Блоковая методика физической подготовки футболистов 17-19 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODS / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / YOUNG FOOTBALL PLAYERS / СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / SPECIAL HARD-WORKS ABILITY / НАПРАВЛЕННОСТЬ НАГРУЗКИ / LOAD DIRECTION / БЛОКОВЫЙ МЕТОД / BLOCK METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев С. К., Золотарёв А. П., Лавриченко В. В.

В статье описывается авторская методика физической подготовки футболистов 17-19 лет, основанная на применении в мезоцикле тренировки серии микроциклов с преимущественным использованием однонаправленных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев С. К., Золотарёв А. П., Лавриченко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCK METHODS OF 17-19 AGED FOOTBALL PLAYERS'PHYSICAL PREPAREDNESS

The authors methods of 17-19 aged football players physical preparedness based on the application the series of microcycles in the training mesocycle is described in the paper. Single-directional loads should be used in most cases.

Текст научной работы на тему «Блоковая методика физической подготовки футболистов 17-19 лет»

УДК 796. 332

БЛОКОВАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 17-19 ЛЕТ

Соискатель С. К. Григорьев,

доктор педагогических наук, профессор А. П. Золотарёв, кандидат биологических наук, доцент В. В. Лавриченко,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье описывается авторская методика физической подготовки футболистов 17-19 лет, основанная на применении в ме-зоцикле тренировки серии микроциклов с преимущественным использованием однонаправленных нагрузок.

Ключевые слова: методика, юные футболисты, специальная работоспособность, направленность нагрузки, блоковый метод.

введение. В последнее время отечественными тренерами-практиками [2, 7, 11] отмечается, что проблема адаптации выпускников детских спортивных школ к условиям профессионального футбола с каждым годом становится всё острее. На фоне большого числа легионеров количество российских игроков высокого уровня в отечественных командах заметно снизилось. Принимая во внимание поставленную руководством Российского футбольного союза задачу на ЧМ-2018 года и сложившуюся ситуацию в российском молодёжном футболе, следует отметить, что решение её весьма проблематично, так как сегодняшние 17-19-летние юноши через шесть-семь лет будут сформировавшимися игроками.

Состояние подготовки резервов в нашей стране на сегодняшний день характеризуется несоответствием её структуры требованиям профессионального футбола [5, 8, 9]. Во-первых - отсутствует системность в воспитании высококвалифицированных футболистов, во-вторых - тренировочный процесс ориентирован на результат в конкретном матче, а не на подготовку конкурентоспособных профессионалов. При работе с данным контингентом наблюдается явный дисбаланс между объёмами учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. В ведущих школах юноши проводят за сезон по 70-90 игр. Такое форсирование процесса подготовки юных футболистов приводит к

тому, что около сорока процентов выпускников уже к 16-17 годам имеют хронические заболевания и не в состоянии выдерживать нагрузки, характерные для сегодняшних профессиональных игроков [9].

Таким образом, сложившаяся в российском детско-юношеском футболе ситуация требует поиска новых, более эффективных подходов к построению процесса физической подготовки молодых игроков. Одним из таких направлений представляется концепция блокового построения развивающих циклов тренировки, широко используемая в профессиональном спорте [1, 3, 6, 10]. В соответствии с этой концепцией учебно-тренировочный процесс футболистов 17-19 лет может быть организован по программно-целевому принципу, согласно которому возможно последовательно решать поставленные задачи и чётко расставлять приоритеты в работе на протяжении всего годичного тренировочного цикла.

Определяющей чертой современного футбола является высокая интенсивность игровой деятельности, что предъявляет повышенные требования к атлетизму, скорости и выносливости современных квалифицированных футболистов. Поэтому одной из первостепенных задач подготовки квалифицированного резерва для профессионального футбола является достижение молодыми игроками более высокого уровня функциональной подготовленности. Следовательно, можно предположить, что на этапах спортивного совершенствования юных футболистов, где применение разнонаправленных больших тренировочных воздействий физиологически обосновано, углубленное развитие отдельных физических качеств будет весьма эффективным.

Решая задачу повышения уровня специальной физической работоспособности футболистов 17-19 лет, нами была разработана методика физической подго-

товки, основанная на использовании в годичном тренировочном цикле микроциклов с преимущественно однонаправленными нагрузками в рамках отдельных мезоциклов, которые объединены в тренировочные блоки.

На рисунке 1 представлена структура экспериментальной методики физической подготовки футболистов 17-19 лет.

Проективный модуль. Целью методики физической подготовки является развитие основных физических качеств, входящих в структуру специальной физической работоспособности футболистов, блоковым методом.

Основные задачи методики:

1. Теоретическое обоснование использования блокового метода в физической подготовке футболистов 17-19 лет.

2. Развитие отдельных физических качеств юных футболистов с помощью блокового метода.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня развития основных физических качеств, соответствующего требованиям, предъявляемым к профессиональным футболистам.

2. Увеличение объёма командных технико-тактических действий.

3. Переход молодых игроков в профессиональный футбол.

Содержательный модуль. При планировании учебно-тренировочного процесса футболистов 17-19 лет в целом и физической подготовки в частности представляется целесообразным распределение на преимущественное последовательное развитие отдельных физических качеств в трёхлетнем периоде подготовки в соответствии с основной целью - повышение уровня специальной физической работоспособности. Такой подход позволит расставить акценты в работе и добиться в течение конкретного года максимальной адаптации к определённому виду двигательной деятельности. То есть, в данном контексте формирование непосредственно годичного тренировочного цикла будет исходить уже из определённой нами главной методической задачи: повышение уровня отдельных физических качеств.

Методическая концепция подготовки 17-19-летних игроков должна исходить из следующих логических предпосылок: без повышения уровня специальной физической работоспособности футболиста нельзя рассчитывать на серьёзный прогресс технико-тактического мастерства, а без высокого уровня этих показателей, опирающихся на достаточную базу общей физической (функциональной) подготовленности, совершенствование соревновательного мастерства и планируемый прирост спортивных результатов становятся маловероятными.

Следовательно, в первый год подготовки наряду с совершенствованием всех основных физических качеств футболистов преимущественное развитие будут иметь базовые - общая (аэробная) выносливость и сила

[4, 12]. Последующие два года предполагают углубленное развитие специальных физических качеств футболистов, а именно: второй год - специальной (глико-литической) выносливости; третий год - специальной (алактатной) выносливости [12]. То есть, как в течение годичного тренировочного цикла, так и на протяжении трёх лет планомерно будут развиваться все основные физические качества футболистов 17-19 лет, но с определённой доминирующей направленностью.

В данном аспекте целенаправленное развитие будет происходить с учетом особенностей возрастного развития футболистов, избегая нежелательного форсирования подготовки.

Процессуальный модуль. Предлагаемая методическая концепция построения процесса физической подготовки футболистов 17-19 лет предусматривает концентрированное использование нагрузок выраженной преимущественной направленности [3, 6] в мезоцикле тренировки для повышения уровня развития отдельных физических качеств, входящих в общую структуру специальной физической работоспособности футболиста. Такой приём, с одной стороны, приведёт к снижению функциональных показателей организма, что сделает невозможным эффективное совершенствование в это время спортивной техники или скорости соревновательного упражнения. Однако, с другой стороны, снижение функциональных показателей - явление временное [4, 6]. После завершения воздействия большого объёма однонаправленных нагрузок должно наблюдаться увеличение продолжительности тренировочного эффекта, выражающееся в существенном и стойком повышении функциональных показателей до сверхисходного уровня, так называемый «долговременный отставленный тренировочный эффект» [3, 6]. Поэтому задачи углубленного развития физических качеств и совершенствование технико-тактического и соревновательного мастерства разведены во времени. Иными словами, физическая подготовка футболиста будет предшествовать углубленной работе над скоростной техникой, то есть опережать во времени эту работу.

Такая форма организации тренировки предусматривает органическую связь и взаимообусловленность соревновательной деятельности и более полной реализации адаптационных возможностей. А именно, соревнования будут непосредственно вписаны в учебно-тренировочный процесс в качестве мощного адаптационного фактора.

Исходя из вышесказанного, а также учитывая современные представления о периодизации годичного тренировочного цикла квалифицированных и юных футболистов [1, 3, 6, 10], следует отметить, что при планировании учебно-тренировочного процесса игроков 17-19 лет, направленного на повышение уровня специальной физической работоспособности, необходимо соблюдать строгую последовательность и чередование тренировочных нагрузок по направленности. Это обеспечит планомерное повышение тренированности с

Проективный модуль

Цель, основные задачи и ожидаемые результаты методики физической подготовки

Содержательный модуль

Содержание процесса физической подготовки футболистов 17-19 лет

1 1 1 1

1-й год подготовки Преимущественное развитие собственно-силовых способностей (общей силы) и общей (аэробной) выносливости 2-й год подготовки Преимущественное развитие специальной (гликолитиче-ской) выносливости 3-й год подготовки Преимущественное развитие специальной (алактатной) выносливости

г

Процессуальный модуль

Рис. 1. Структура блоковой методики физической подготовки футболистов 17-19 лет

Рис. 2. Построение годичного тренировочного цикла футболистов 17-19 лет блоковым методом, связанного с преимущественным

развитием аэробной выносливостт и силы

постепенным приближением к индивидуальному физиологическому пределу. Суммирование тренировочных нагрузок может дать как положительный, так и отрицательный результат, если при этом будет превышен индивидуальный адаптационный ресурс [3, 6]. Поэтому в основе структуры рационально организованной тренировки лежит цикличность в развитии тренированности. Таким образом, годичный цикл, большой тренировочный цикл, мезоцикл и микроцикл будут составлять структурные единицы программирования тренировки. Элементной базой такого программирования избраны отдельные физические упражнения или ряд их, объединенных по признакам решения определенной педагогической задачи.

Традиционное построение годичного тренировочного цикла футболистов предусматривает три большие фазы: накопление функциональных возможностей, их реализация и временная утрата (подготовительный, соревновательный и переходный периоды). При сравнении двух подходов выявлены большие различия в общем физиологическом механизме адаптации: традиционная модель использует, главным образом, эффект адаптации к параллельным тренировочным нагрузкам, затрагивая многие физические качества, в то время как нетрадиционная - предполагает наложение «остаточных» тренировочных эффектов, вызванных концентрированными однонаправленными нагрузками, применяемыми последовательно [3, 6]. В контексте подготовки молодых игроков к условиям профессионального футбола используемая в практике спорта [1, 3, 6, 10] блоковая система представляется нам более рациональной, поскольку она позволит целенаправленно реализовывать намеченные задачи в течение всего годичного тренировочного цикла, сводя к минимуму третью «традиционную» фазу - ухудшение функциональных возможностей.

Развитие процесса адаптации к определённому виду деятельности требует достаточно долгого периода времени (от 2 до 6 недель) [3, 4, 6]. То есть, можно сказать, что для успешного формирования необходимых морфологических, органических и биохимических изменений в организме достаточно одного мезоцикла подготовки. В футболе для повышения уровня тренированности необходимо обеспечить развитие многих физических качеств. Поэтому при однонаправленном использовании физической нагрузки (аэробная, глико-литическая, алактатная) необходимо, как минимум, три мезоцикла. Последовательное компактное объединение этих мезоциклов для выполнения определённой функции (повышение уровня специальной работоспособности) согласуется с пониманием «блок», что контрастирует с классической теорией, где самым значимым компонентом является тренировочный период [6].

Принимая во внимание тот факт, что календарный год состоит из 52 недель, из которых 4 недели необходимо запланировать на отдых, то, соответственно, на учебно-тренировочный процесс останется 48 недель. Таким образом, каждый годичный тренировочный

цикл будет включать в себя три тренировочных блока, (ТБ) каждый продолжительностью 16 недель и объединяющий в себе три мезоцикла однонаправленной нагрузки в чёткой последовательности, обусловленной теорией спортивной тренировки, устанавливающей в процессе подготовки продвижение от экстенсивности к интенсивности.

Следовательно, направленность первого мезоцикла (А) будет экстенсивной и выражаться в повышении уровня общей (аэробной) выносливости и общей силы. Второй мезоцикл (В) направлен на развитие специальной (гликолитической) выносливости, то есть уже будет иметь более высокую интенсивность. Физические нагрузки третьего мезоцикла (С) будут наиболее интенсивными, что соответственно обусловит развитие специальной (алактатной) выносливости. В зависимости от поставленной задачи в годичном макроцикле мезоциклы однонаправленной нагрузки будут иметь развивающую (РМЗЦ - 6 недель каждый) или поддерживающую (ПМЗЦ - 5 недель каждый) направленность, а тренировочные блоки (ТБ) должны повторяться, чтобы обеспечить поступательное, ступенчатое повышение специальной физической работоспособности (рис. 2):

Соответственно, схема построения второго и третьего годичных тренировочных циклов будет отличаться содержанием развивающего мезоцикла (РМЗЦ) в тренировочном блоке, а именно: на втором году подготовки он будет анаэробно-гликолитическим (В), а на третьем - анаэробно-алактатным (С), что в итоге определит доминирующую направленность всего годичного тренировочного цикла.

Такой методический приём, в отличие от традиционного комплексного подхода, позволяет дифференцировать физические качества по времени их развития в годичном тренировочном цикле и избирательно развивать отдельные с прогнозируемыми тренировочными эффектами, избегая при этом их отрицательного взаимодействия. Это способствует более целенаправленному и рациональному использованию энергетических ресурсов растущего организма футболистов 17-19 лет и повышению эффективности тренировочного процесса с минимизацией потерь в виде травм и перенапряжения.

Контрольный модуль. Контроль динамики уровня специальной физической работоспособности футболистов предусматривает получение оперативной и текущей информации для внесения корректив в этапный и годовой план подготовки. С этой целью используется педагогическое тестирование, включающее определение уровня развития отдельных физических качеств, а именно: общей выносливости (тест Купера); скоростной выносливости (челночный бег 7х50 м); скоростно-силовых качеств (бег 30 м, бег 60 м, прыжок в длину с места). Для оценки интенсивности нагрузки предполагается определение ЧСС беговым компьютером Polar, а для её регламентации - хронометрирование. Для определения объёма технико-тактических действий

футболистов в игре предусмотрено применение педагогических наблюдений.

Таким образом, построение процесса физической подготовки футболистов 17-19 лет блоковым методом позволит:

- целенаправленно развивать основные физические качества футболистов в течение годичного тренировочного цикла;

- последовательно увеличивать объёмы нагрузок выраженной преимущественной направленности при построении каждого последующего тренировочного блока;

- оптимально сочетать физическую подготовку и процесс совершенствования технико-тактического мастерства молодых игроков.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беляков, А. К. Динамика скоростно-силовой подготовленности квалифицированных футболистов в соревновательном периоде / А. К. Беляков, А. Г. Сабир // Теория и практика футбола. - 2003. - № 3. - С. 18-21.

2. Бышовец, А. Ф. Не упасть за финишем / Анатолий Бышо-вец. - М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб., 2009. - 218 с.

3. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной

подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - № 4. - 2005 - С. 24-26.

4. Волков, Н. И. Теория и практика интервальной тренировки / Н. И. Волков, А. В. Карасёв, М. Хосни. - Военная акад. им. Ф. Э. Дзержинского. - М., 1995. - 196 с.

5. Искусство подготовки высококлассных футболистов // под. ред. Н. М. Люкшинова. - М.: Советский спорт, 2003. - С. 135.

6. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки [Текст]: монография / В. Б. Иссурин. - М.: Советсвкий спорт, 2010. - 288 с.

7. Карпин, В. Интервью // Спорт - Экспресс. - № 5. - 2007.

8. Лалаков, Г. С. Чередование тренировочных нагрузок в микроциклах подготовительного периода у футболистов 1719 лет: учебное пособие / Г. С. Лалаков. - Омск, 2005. - С. 14-20.

9. Лексаков, А. В. Философия клубного футбола / А. В. Лек-саков // Футбол. - № 10. - 2011. - С. 5-8.

11. Платонов, В. А. Программированная физическая подготовка юных баскетболистов 11-16 лет: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2001. - 24 с.

12. Сёмин, Ю. П. Интервью // Футбол. - № 1. - 2005.

13. Тюленьков, С. Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: монография / С. Ю. Тюленьков. - М: Физическая культура, 2007. - 325 с.

BLOCK METHODS OF 17-19 AGED FOOTBALL PLAYERS'PHYSICAL PREPAREDNESS

S. Grigoriev

A. Zolotarjov, Doctor of Pedagogics, Professor,

V. Lavrichenko, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

The author's methods of 17-19 aged football players' physical preparedness based on the application the series of microcycles in the training mesocycle is described in the paper. Single-directional loads should be used in most cases.

Key words: methods, young football players, special hard-works ability, load direction, block method

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.