Научная статья на тему 'Специфика восприятия лексемы "сыйфат" (на основании ассоциативного эксперимента)'

Специфика восприятия лексемы "сыйфат" (на основании ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
366
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / СЛОВО-СТИМУЛ / КАЧЕСТВО / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / WORD-STIMULUS / QUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гиззатуллина Назиря Ахатовна

Настоящая статья представляет собой изложение основных результатов исследования данных ассоциативного эксперимента, которое было предпринято с целью выяснения некоторых вопросов вербальных ассоциаций и особенностей их порождения в условиях эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PERCEPTION OF LEXEME "

The article presents the main results of the associative experiment research which was done to elucidate some questions of the verbal association and the peculiarities of its origin under the conditions of the experiment.

Текст научной работы на тему «Специфика восприятия лексемы "сыйфат" (на основании ассоциативного эксперимента)»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

УДК 81

СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ЛЕКСЕМЫ "СЫЙФАТ” (НА ОСНОВАНИИ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

© Н.А.Гиззатуллина

Настоящая статья представляет собой изложение основных результатов исследования данных ассоциативного эксперимента, которое было предпринято с целью выяснения некоторых вопросов вербальных ассоциаций и особенностей их порождения в условиях эксперимента.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, слово-стимул, качество.

Словарные наблюдения над лексемой "сый-фат" позволяют описать системные отношения семантической структуры, которые и определяют ее концептуальные признаки. В толковом словаре татарского языка лексема "сыйфат" - "качество" определяется следующим образом: "I 1. 1) Yзлек, билге, аерымлык. 2) Берэр нэрсэнец яхшылык, кыйммэтлелек, яраклылык дэрэ^эсе. 3) Килеш-килбэт, кыяфэт. 4) Куренеш яки эйбернец иц эhэмиятле билгелэрен эченэ алган теп асылы. II 1. Эйбернец, нэрсэнец билгесен белдерэ торган суз теркеме. 2. Шул суз теркеме функциясен ути торган" [1]. Большой толковый словарь русского языка добавляет еще одно значение: "разница в ценности между тяжелой фигурой и легкой в шахматной игре" [2].

Поиск новых путей исследования концептуальных полей, необходимость выявления национально-культурного компонента в семантике имен концептов определяют экспериментальные методики проведения ассоциативных экспериментов.

Лингвистический ассоциативный эксперимент - один из методов психолингвистики. Целями данного метода являются понимание ассоциативного ряда усредненного респондента; построение и анализ ассоциативных взаимосвязей между словами, поиск закономерностей; формирование прямого и обратного ассоциативного словаря. Вербальные ассоциации рассматриваются в психологии, лингвистике и психолингвистике, социологии, логике, информатике, теории коммуникации и т.д. [3].

Как известно, существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента: свободный ассоциативный эксперимент (испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции), направленный ассоциативный эксперимент (испытуемому предлагается давать ассоциации определенного грамматического или семантического класса), цепочечный ассоциативный эксперимент (испытуемым предлагается реагировать на стимул несколькими ассоциациями) [3].

Ассоциативный эксперимент, несомненно, является ценным и при понимании индивидуальных особенностей различных культур, поскольку с помощью данного метода можно судить об особенностях функционирования языкового сознания человека. Ассоциативный метод можно рассматривать как "специфичный для данной культуры и языка "ассоциативный профиль" образов сознания, интегрирующий в себе умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос" [4].

Следует также отметить, что очень важна форма проведения эксперимента (устная, устнописьменная или письменная), способ предъявления материала, место, условия проведения, поведение экспериментатора, его индивидуальные характеристики, текст и "подача" экспериментальной установки, обработка ассоциативного материала и т. д.

Нас в данной работе больше всего интересовал метод свободного ассоциативного эксперимента, когда от испытуемого требуется как можно быстрее отреагировать первым, пришедшим в голову словом в ответ на предъявленное слово-стимул.

В нашем свободном ассоциативном эксперименте приняли участие 200 испытуемых: студенты II и III курсов факультета татарской филологии и психолого-педагогического образования ГОУ ВПО "Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет" - 50 человек; учителя средних общеобразовательных школ - 50 человек; ученики средних общеобразовательных школ - 50 человек; родители студентов, учеников - 50 человек. В качестве слова-стимула было выбрано существительное сыйфат (качество). Время ответа ограничивалось 3 минутами, количество реакций не ограничивалось.

Реакции, даваемые испытуемыми в ассоциативном эксперименте, могут быть охарактеризованы, как нам представляется, по крайней мере с трех точек зрения: лингвистической, психолингвистической и социально-психологической.

Рассмотрим ответы-реакции с лингвистической точки зрения. Здесь предполагается, прежде всего, рассмотрение формальных грамматических особенностей ответов-реакций. По нашим наблюдениям, выделяются три основных типа реакций: реакции-предложения, реакции-словосочетания и реакции-слова.

Рассмотрение ответов-реакций на слово-стимул сыйфат с лингвистической точки зрения показывает, что наиболее распространенным видом реакций являются реакции-словосочетания (около 86%). Реакции-слова составляют приблизительно 10%, и реакции-предложения - 4%.

Как известно, татарский язык относится к агглютинативным языкам, т. е. в нем образование слов и форм осуществляется путем присоединения к корню слова словообразующих, формообразующих и словоизменяющих аффиксов в определенной последовательности: сыйфат (корень) -лы (словообразовательный аффикс присутствия), сыйфат-лар (формообразующий аффикс множественности), сыйфат-ыбыз (формообразующий аффикс принадлежности 1-го лица множественного числа), сыйфат-ка (словоизменительный аффикс направительного падежа).

Нами были отмечены, что достаточно большое количество участников эксперимента (19,5%) на слово-стимул "сыйфат" добавили аффикс -лы и образовали прилагательное "сый-фатлы" (качественный). Сыйфатлы кием, сый-фатлы товар, сыйфатлы материал, сыйфатлы ризык, сыйфатлы эш коралы, сыйфатлы продукция. Естественно, эти респонденты данное слово рассматривали как степень достоинства, ценности, пригодности вещи, соответствия тому, какими они должны быть.

Необходимо также отметить, что 9% респондентов данному слову добавили аффикс -сыз ("сыйфатсыз"). Данный аффикс на татарском языке является аффиксом отсутствия. Испытуемые данное слово рассматривали как несоответствие вещей к определенным требованиям: сый-фатсыз ризык (некачественный продукт).

Небольшое количество участников эксперимента (7%) на слово-стимул "сыйфат" также добавили аффикс -лы и написали словосочетания с глаголами: "сыйфатлы эйберлэр щитештерэ-лэр" (выпускают качественную продукцию), "сыйфатлы белем бирэлэр" (дают качественное образование), "сыйфатлы медицина ярдэме

курсэтэлэр" (оказывают качественные медицинские услуги), "сыйфатлы итеп башкарырга" (выполнить качественно).

Следует отметить, что участники эксперимента к слову-стимулу "сыйфат " добавили формообразующий аффикс множественности -лар и

написали словосочетания, в основном описывающие существенные признаки человека, отличающие одно лицо от другого: "уцай сыйфат-лар'' (положительные качества), "тискэре

сыйфатлар" (отрицательные качества),

"кешелек сыйфатлары" (человеческие качества), "гадэти булмаган сыйфатлар" (необычные,

необыкновенные качества), "шэхси сыйфатлар" (личные качества), "аерылып торган сыйфатлар" (отличительные качества).

Некоторые студенты и учителя связывали сыйфат с ответственностью, профессионализмом, удовлетворением.

В соответствии со словарным определением полученные ассоциации были разбиты на три группы. В первую - вошли ассоциации, выражающие качество как свойства, во вторую - вошли ассоциации, выражающие степень ценности, пригодности; в третью - указанное в словаре под литерой II понятие из татарской грамматики.

Категория "студенты" включала в себя две подгруппы - 25 студентов факультета психоло-го-педагогического образования, т.е. будущих психологов, воспитателей, логопедов и т.д.; и 25 студентов факультета татарской филологии - будущих учителей татарского языка, литературы, деятелей творческих профессий.

В первой подгруппе количественно преобладают ассоциации, выражающие качество как свойство (48% ответов участников были квалифицированы). Вполне предсказуемо, что преобладают обозначения для человеческих качеств: "уцай сыйфатлар" (3), "шэхси сыйфатлар" (3), "кешелек сыйфатлары" (2), "гадэти булмаган сыйфатлар", "матур сыйфатлар", "аерылып торган сыйфатлар".

На втором месте по частотности (36%) - ассоциации, выражающие качество как степень пригодности, ценности: "сыйфатлы товар" (2), "сыйфатлы ризык", "сыйфатлы кием" или, наоборот, "сыйфатсыз кием" и так далее. Присутствуют также ассоциации, связанные с качеством образования: "сыйфатлы белем бирэлэр", "сыйфатлы белем". Поскольку образование не является материальной сущностью, эту категорию мы выделили отдельно.

Наконец, в небольшом объеме присутствуют ассоциации из мира грамматики татарского языка (8%): "сыйфат фигыль" и "сыйфат CYЗ теркеме".

Заслуживает внимания картина реакций в подгруппе татарских филологов. Безоговорочное первое место занимают ассоциации из татарской грамматики: "сыйфат фигыль" встречается 14 раз, "сыйфат CYЗ теркеме" - 3, "асыл сыйфат" -

3, "нисби сыйфат" - 2, "местэкыйль CYЗ

Н.А.ГИЗЗА ТУЛЛИНА

теркеме" - 1. Нами отмечено, что реакция "сыйфат фигыль" встречается 14 раз. Как известно, причастие (в татарском языке - сыйфат фигыль) - это форма глагола, которая объединяет в себе качества прилагательного и глагола. В сумме ассоциации из курса татарской грамматики составили 97,5%. Всего один раз встречается ассоциация из второй группы, относящаяся к предметам материального мира ("сыйфатлы эйбер ж;итештерэлэр").

Таким образом, участники эксперимента, увидев или услышав слово-стимул "сыйфат”, прежде всего, вспомнили теоретические знания по грамматике татарского языка, а именно раздел морфологии, который изучает грамматические свойства слова, то есть те свойства, которые обеспечивают участие слов в осмысленном высказывании.

Большая часть речевых ассоциаций школьников, как и у студентов-филологов, содержит понимание, заимствованное из курса грамматики татарского языка (60%). С одной стороны, это свидетельствует о неокончательной сформиро-ванности сознания ребенка, с другой - может свидетельствовать о сложности изучения курса татарского языка (психология учит, что в памяти обучаемого дольше сохраняются понятия, связанные с неосвоенным, непреодоленным материалом).

У родителей как у специфической социальной категории набор ассоциаций имеет совершенно иную структуру. Здесь преломление лексических ассоциаций через призму теоретических или профессиональных знаний выражено значительно слабее. Абсолютно преобладает вторая группа ассоциаций (почти 74%). На первое место выходит повседневная потребность сравнивать, оценивать с точки зрения человеческих потребностей. Сквозь психологический эксперимент явственнее проступает житейская мудрость и трезвый расчет. На втором месте оказались ассоциации, связанные с человеческими качествами (12%). Ассоциации из сферы образования и из татарской грамматики встречаются редко.

Встретившееся нам неожиданное словосочетание "сыйфат бэрэцгесе" ("картошка качества") удалось истолковать следующим образом: осенью жители села, города отправляются за остатками картофеля, которые разрешено собирать на колхозных полях после уборки урожая. Такая процедура - сбор остатков картофеля - в некоторых районах Республики Татарстан называется "сыйфат бэрэцгесе щыю". Поэтому неудиви-

тельно, что участники эксперимента - родители студентов, учеников, которые проживают в сельской местности, дали именно такой ответ-реакцию.

У категории "учителя", которая по своим характеристикам сближается с категорией "родители", на первом месте в ряду ассоциаций также выходит качество как свойство материальных предметов. Однако значение этой группы существенно ниже, чем у родителей (44%), на втором месте располагается восприятие качества как степени годности, ценности по отношению к сфере образования (30%). Грамматические ассоциации встречаются у учителей реже, чем у студентов и учеников, но чаще, чем у родителей (16%). Ассоциации с качествами, психологическими свойствами высказали 10% педагогов. Только у одного педагога ассоциация с человеческими качествами упоминается в педагогическом контексте (то есть без связи с содержанием обучения и контролем качества). Это ассоциация, представляющая собой законченное предложение: "Кешелек сыйфатлары тэрбиялибез" ([Мы] воспитываем человеческие качества). Сравните это с другой полноценной грамматической конструкцией "Сыйфатны арттырырга кирэк" (Следует повысить качество).

Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении слова психологического компонента. Тем самым ассоциативный эксперимент позволяет построить семантическую структуру слова. Он служит ценным материалом для изучения психологических эквивалентов того, что в лингвистике называется семантическим полем и вскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.

Комплексный анализ ассоциативных реакций позволил представить динамичную организацию концептуального поля сыйфат и выявить его национально-культурные особенности.

1. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. - Казан: "Матбугат йорты" нэшрияты, 2005. - 848 б.

2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2002. -1536 с.

3. Белянин В.П. Психолингвистика: учеб. - 6-е изд. -М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2009. - 420 с.

4. Уфимцева Н.В. Сопоставительное исследование языкового сознания славян// Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. - С.65-71.

SPECIFICITY OF PERCEPTION OF LEXEME "СЫЙФАТ" (BASED ON THE ASSOCIATION EXPERIMENT)

N.A.Gizzatullina

The article presents the main results of the associative experiment research which was done to elucidate some questions of the verbal association and the peculiarities of its origin under the conditions of the experiment.

Key words: associative experiment, word-stimulus, quality.

Гиззатуллина Назиря Ахатовна - начальник отдела образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: nazlin@mail.ru

Поступила в редакцию i3.09.20ii

iSi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.