Научная статья на тему 'Интерактивные тесты в обучении татарскому языку'

Интерактивные тесты в обучении татарскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / КОРРЕКТНОСТЬ / АДЕКВАТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулайманова Хана Хайдаряновна

За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля в условиях школьного обучения. В данной статье рассматриваются проблемы совершенствования системы контроля знаний на основе интерактивных тестов, мониторинга, которые позволяют выявить уровень знаний и умений учащихся по татарскому языку. Описаны условия и этапы внедрения интерактивных тестов в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные тесты в обучении татарскому языку»

РАЗДЕЛ VI.

повышение качества современного школьного образования

УДК 811. 512. 145

Сулайманова Хана Хайдаряновна

Соискатель Казанского (Приволжского) федерального университета, кафедра прикладной лингвистики и переводоведения, Sulaymanova63@gmail.com

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТЫ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ

Sulaimanova Напа Haydaryanovna

coiskatel of Kazan (Volga) Federal University Department of Applied Linguistics andTransla-tion Studies, Sulaymanova63@gmail.com

INTERACTIVE TESTS IN TEACHING TATAR LANGUAGE

Начало XXI века характеризуется интенсивностью, постоянным изменением информационного пространства, глубиной информатизации во всех сферах человечества. Мир вокруг нас стал иной реальностью.

В последние годы наряду с развитием общества происходят интенсивные изменения и в области образования. В настоящее время идет становление новой образовательной системы, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Президентом РФ утвержден проект «Наша новая школа». Основная суть этого проекта - в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. В связи с этим разрабатываются новые подходы к качественному обновлению содержания образования и образовательных технологий за счёт изменения характера обучения.

Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования. В настоящее время школы нашей республики обеспечены компьютерной техникой с выходом в Интернет, все учителя получили ноутбуки, создаются комплексы электронных учебников по всем предметам. Обучение с использованием информационных технологий постепенно становится новым образовательным стандартом, который внедряется в процесс обучения. [5]

Компьютерные технологии активно применяются и на уроках татарского языка. Применение информационных технологий на уроках помогает в решении различных задач: обогащение словарного запаса, формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков, овладение нормами литературного языка, культуры речи и мн. др. Родной язык ученики часто

воспринимают как совокупность орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Использование компьютеров на уроках повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Информационные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, сделать процесс обучения индивидуализированным, делают урок современным и актуальным.

В своей практической деятельности возможности компьютера использую по нескольким направлениям:

- Используя интернет-ресурсы, образовательные сайты и порталы, применяю компьютер как источник информации.

- На уроках использую мультимедийные презентации.

- Отслеживаю результаты учебной деятельности учащихся.

Разработка системы объективного контроля является одной из задач современной методики преподавания татарского языка. В последние годы все больше растет интерес к компьютерному тестированию как наиболее объективному методу оценки качества образования. Тестирование позволяет быстро и объективно оценить уровень усвоения языкового и речевого материала за определенный период обучения, искоренять методические недочеты. Корректное использование тестов помогает учителю в полной мере оценить потенциал обучающихся, который может актуализирован в процессе изучения татарского языка. Даже проверка уровня интеллектуального развития может и должна быть введена в тесты в скрытой форме, что становится реальным при включении в тест нетривиальных "многомерных" заданий, апеллирующих не только к оперативной памяти респондентов, но и к их мыслительным способностям [4].

В отличие от традиционных методов контроля компьютерное тестирование имеет ряд существенных преимуществ, а именно:

- обеспечивает технологичность процедуры проведения проверки, правильное и быстрое восприятие содержание задания, объективность оценки результатов, максимальный охват учебного материала и однотипность заданий для всех учащихся;

- дает возможность сопоставить уровень знаний учащихся разных классов и уровень организации учебного процесса по предмету у разных преподавателей;

- исключает субъективизм преподавателя, проводящего проверку;

- избавляет преподавателя от необходимости распечатывать тесты и проверять их вручную [3].

Тесты позволяют измерить уровень усвоения знаний, степень развития коммуникативных способностей, индивидуальных особенностей личности обучаемых. Тест тем принципиально отличается от привычных форм контроля знаний, что к нему можно заранее приготовить эталон, с которым сравнивается ответ ученика. Тестовые задания требуют выбора готового ответа, они отличаются краткостью. При решении их знания у учащихся си-

стематизируются. Благодаря этому, учащиеся могут сразу применять полученные знания на практике.

На уроках татарского языка тестирование служит средством диагностики трудностей усвоения языкового материала учащимися, мерой определения уровня обученности и способом прогнозирования успешности или неудач обучения. Заложенные в тестировании возможности - это быть орудием научного познания, объективации результатов обучения и повышения эффективности обучения татарскому языку. Но тесты могут быть реализованы лишь при широком знакомстве преподавателей с методическими, психологическими и лингвистическими принципами тестирования и овладении его приемами.

К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая их как измерительный прибор. Основные требования к тестам контроля знаний - это определенность, простота, однозначность и надежность. Поэтому при составлении заданий теста следует соблюдать некоторые правила. Задания должны быть сформулированы четко, кратко, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно и то, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое. Неконкретные задания усложняют работу учащихся. Задания теста лучше составить из двух частей: теоретические и практические задания, желательно соблюдать методический принцип «от простого к сложному». Электронные тесты удобны и тем, что через некоторое время можно их дополнить, а отдельные задания менять.

«Тестовые оболочки», используемые для проведения компьютерного тестирования на уроках татарского языка, представляют собой программу, в которой пользователь забивает в определенный файл вопросы с ответами. Таким образом, формируется база тестовых заданий. При запуске программы дается возможность выбора нужных в данный момент тестовых заданий. Использование компьютеров расширяет возможности в применении различных форм тестов. В частности возможна автоматическая проверка ответов.

При применении тестовых технологий ученик занимает основное место. В это время учитель не является основным источником информаций, а остается в роли организатора деятельности учащихся. Для того чтобы учащиеся умели выполнять тесты, у них должна быть сформирована языковая компетенция. При этом возникает потребность перехода от традиционной формы обучения к личностно-ориентированным технологиям. В настоящее время тестовый контроль знаний считается наиболее эффективным, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс общеобразовательной школы является ЕГЭ, основу которого составляют тестовые задания (разделы А и В). Поэтому уже с начальной ступени обучения целесообразно использовать тестовые задания для проверки знаний и умений учащихся по татарскому языку.

Учитель может использовать в своей работе разные формы тестов: открытые и закрытые тесты; выбор нескольких правильных ответов из предлагаемых вариантов и т. д. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями обучения татарскому языку. Учитывая особенности татарского языка, с целью контроля знаний учащихся можно использовать тематические тесты, лексико-грамматические тесты и т. д. Таким образом,

используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, можно добиться положительных результатов в обучении школьников по татарскому языку.

В качестве примеров можно привести следующие задания, которые используются в нашем опыте при составлении тестов:

1. Задания в форме вписывания словосочетания, фразы или предложения. Они характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа.

Дерес ждвапны яз.

Бер составлы ж;емлэ ул - ...

Тэмамлык ул - ж;емлэнец фигыль белэн белдерелгэн кисэген ачыклап, ...

2. Задания, которые предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова, символа или знака.

а) Нокталар урынына тиешле CYЗне куй. СейлэYченец ж;емлэдэге уйга менэсэбэтен белдерэ торган CYЗлэр ... CYЗлэр дип атала.

э) Демлэне тиешле тыныш билгесе белэн тулыландыр. Китап ... белем чишмэсе.

3. Тестовые задания с множественным выбором ответа. В этих заданиях необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который ученик считает правильным.

Дерес билгелэмэне тап:

а) Сыйфат ул - CYЗ теркеме.

э) Сыйфат ул - ж;емлэ кисэге.

б) Сыйфат ул - CYЗнец мэгънэле кисэге.

4. Задания, которые требуют смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий.

Тэцгэллек булдырырга: сан егерме

сыйфат тиз рэвеш ярата

алмашлык эшчэн фигыль берничэ

5. Тестовые задания, которые требуют от учащегося восстановления логической последовательности слов в предложениях или предложений в тексте.

Дерес текст барлыкка килсен ечен, ж;емлэлэрне нинди тэртиптэ урнаш-тырырга кирэклеген ж;эялэр эчендэ ^рсэт.

A. Ниhаять, алар Тукай урамына килеп ж;иттелэр.

Э. Эмма бер кулы яньчелгэн бала Рестэм булып чыкмады.

Б. Ьашим абый, ж;ыелган халык теркемен ера-ера, яраланган бала янына йегарде.

B. Ьашим абый врачка булышты да еенэ юнэлде. (...), (...), (...), (...).

6. Тестовые задания с альтернативным типом ответов. Они предполагают наличие двух вариантов ответов: да или нет (правильно - неправильно) Эти задания способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений или правил.

Дерес ждвапларны билгелэ.

Эндэш CYЗ ул - сейлэм тебэп эйтелгэн затны яки предметны белдерэ тор-ган CYЗ яки CYЗлэр тезмэсе.

Эйе. Юк.

Эндэш CYЗлэр ж;емлэнец башында гына урнаша ала.

Эйе. Юк.

Эндэш CYЗлэр баш килештэге зат яки сынландырылган предмет исемнэре белэн белдерелэ.

Эйе. Юк.

Каждый метод контроля, в том числе и компьютерное тестирование, имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения, при этом ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения татарскому языку. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса в школе.

Использование инновационных подходов, а также информационно-коммуникативных технологий на уроках татарского языка, в том числе при организации контроля знаний учащихся способствует положительной динамике качества знаний обучающихся и повышению мотивации к учебной деятельности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня необходимо предоставлять молодому поколению качественное образование, готовить их со школьной парты к самостоятельной жизни, воспитывая в них толерантность, коммуникабельность и умение принимать решения.

Библиографический список

1. Алпатова, Р. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку [Текст] / Р. С. Алпатова, И. Л. Бим. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.

2. Болотина, Л. Р. Педагогика [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 261с.

3. Бухмин, В. С. Тестовый контроль в системе педагогического мониторинга [Текст] / В. С. Бухмин, Л. А. Габдрахманова, К. С. Фатхуллова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2008. - №10. - С. 43-46.

4. Дятлова, К. Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: Монография [Текст] / К. Д. Дятлова. - Н. Новгород: НГСХА, 2006. - 239с.

5. Саматов, Р. С. Внедрение информационных технологий в преподавание дисциплины "Операционные системы" [Текст] / Р. С. Саматов // Информационные и коммуникационные технологии в условиях модернизации российского образования: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Ела-буга, 2010. - С. 60-62.

6. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений обучающихся [Текст] / Н. Ф. Ефимова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. -№ 1. - С. 66-81.

7. Станкевич, Т. Г. Методика оценивания качества подготовки обучающихся с использованием многовариантных тестовых заданий [Текст] / Т. Г. Станкевич // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 10. - С. 119-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.