РАЗДЕЛ VI.
повышение качества современного школьного образования
УДК 811. 512. 145
Сулайманова Хана Хайдаряновна
Соискатель Казанского (Приволжского) федерального университета, кафедра прикладной лингвистики и переводоведения, Sulaymanova63@gmail.com
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕСТЫ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
Sulaimanova Напа Haydaryanovna
coiskatel of Kazan (Volga) Federal University Department of Applied Linguistics andTransla-tion Studies, Sulaymanova63@gmail.com
INTERACTIVE TESTS IN TEACHING TATAR LANGUAGE
Начало XXI века характеризуется интенсивностью, постоянным изменением информационного пространства, глубиной информатизации во всех сферах человечества. Мир вокруг нас стал иной реальностью.
В последние годы наряду с развитием общества происходят интенсивные изменения и в области образования. В настоящее время идет становление новой образовательной системы, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Президентом РФ утвержден проект «Наша новая школа». Основная суть этого проекта - в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. В связи с этим разрабатываются новые подходы к качественному обновлению содержания образования и образовательных технологий за счёт изменения характера обучения.
Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования. В настоящее время школы нашей республики обеспечены компьютерной техникой с выходом в Интернет, все учителя получили ноутбуки, создаются комплексы электронных учебников по всем предметам. Обучение с использованием информационных технологий постепенно становится новым образовательным стандартом, который внедряется в процесс обучения. [5]
Компьютерные технологии активно применяются и на уроках татарского языка. Применение информационных технологий на уроках помогает в решении различных задач: обогащение словарного запаса, формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков, овладение нормами литературного языка, культуры речи и мн. др. Родной язык ученики часто
воспринимают как совокупность орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Использование компьютеров на уроках повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Информационные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, сделать процесс обучения индивидуализированным, делают урок современным и актуальным.
В своей практической деятельности возможности компьютера использую по нескольким направлениям:
- Используя интернет-ресурсы, образовательные сайты и порталы, применяю компьютер как источник информации.
- На уроках использую мультимедийные презентации.
- Отслеживаю результаты учебной деятельности учащихся.
Разработка системы объективного контроля является одной из задач современной методики преподавания татарского языка. В последние годы все больше растет интерес к компьютерному тестированию как наиболее объективному методу оценки качества образования. Тестирование позволяет быстро и объективно оценить уровень усвоения языкового и речевого материала за определенный период обучения, искоренять методические недочеты. Корректное использование тестов помогает учителю в полной мере оценить потенциал обучающихся, который может актуализирован в процессе изучения татарского языка. Даже проверка уровня интеллектуального развития может и должна быть введена в тесты в скрытой форме, что становится реальным при включении в тест нетривиальных "многомерных" заданий, апеллирующих не только к оперативной памяти респондентов, но и к их мыслительным способностям [4].
В отличие от традиционных методов контроля компьютерное тестирование имеет ряд существенных преимуществ, а именно:
- обеспечивает технологичность процедуры проведения проверки, правильное и быстрое восприятие содержание задания, объективность оценки результатов, максимальный охват учебного материала и однотипность заданий для всех учащихся;
- дает возможность сопоставить уровень знаний учащихся разных классов и уровень организации учебного процесса по предмету у разных преподавателей;
- исключает субъективизм преподавателя, проводящего проверку;
- избавляет преподавателя от необходимости распечатывать тесты и проверять их вручную [3].
Тесты позволяют измерить уровень усвоения знаний, степень развития коммуникативных способностей, индивидуальных особенностей личности обучаемых. Тест тем принципиально отличается от привычных форм контроля знаний, что к нему можно заранее приготовить эталон, с которым сравнивается ответ ученика. Тестовые задания требуют выбора готового ответа, они отличаются краткостью. При решении их знания у учащихся си-
стематизируются. Благодаря этому, учащиеся могут сразу применять полученные знания на практике.
На уроках татарского языка тестирование служит средством диагностики трудностей усвоения языкового материала учащимися, мерой определения уровня обученности и способом прогнозирования успешности или неудач обучения. Заложенные в тестировании возможности - это быть орудием научного познания, объективации результатов обучения и повышения эффективности обучения татарскому языку. Но тесты могут быть реализованы лишь при широком знакомстве преподавателей с методическими, психологическими и лингвистическими принципами тестирования и овладении его приемами.
К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая их как измерительный прибор. Основные требования к тестам контроля знаний - это определенность, простота, однозначность и надежность. Поэтому при составлении заданий теста следует соблюдать некоторые правила. Задания должны быть сформулированы четко, кратко, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно и то, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое. Неконкретные задания усложняют работу учащихся. Задания теста лучше составить из двух частей: теоретические и практические задания, желательно соблюдать методический принцип «от простого к сложному». Электронные тесты удобны и тем, что через некоторое время можно их дополнить, а отдельные задания менять.
«Тестовые оболочки», используемые для проведения компьютерного тестирования на уроках татарского языка, представляют собой программу, в которой пользователь забивает в определенный файл вопросы с ответами. Таким образом, формируется база тестовых заданий. При запуске программы дается возможность выбора нужных в данный момент тестовых заданий. Использование компьютеров расширяет возможности в применении различных форм тестов. В частности возможна автоматическая проверка ответов.
При применении тестовых технологий ученик занимает основное место. В это время учитель не является основным источником информаций, а остается в роли организатора деятельности учащихся. Для того чтобы учащиеся умели выполнять тесты, у них должна быть сформирована языковая компетенция. При этом возникает потребность перехода от традиционной формы обучения к личностно-ориентированным технологиям. В настоящее время тестовый контроль знаний считается наиболее эффективным, так как итоговой формой контроля знаний учащихся за курс общеобразовательной школы является ЕГЭ, основу которого составляют тестовые задания (разделы А и В). Поэтому уже с начальной ступени обучения целесообразно использовать тестовые задания для проверки знаний и умений учащихся по татарскому языку.
Учитель может использовать в своей работе разные формы тестов: открытые и закрытые тесты; выбор нескольких правильных ответов из предлагаемых вариантов и т. д. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями обучения татарскому языку. Учитывая особенности татарского языка, с целью контроля знаний учащихся можно использовать тематические тесты, лексико-грамматические тесты и т. д. Таким образом,
используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, можно добиться положительных результатов в обучении школьников по татарскому языку.
В качестве примеров можно привести следующие задания, которые используются в нашем опыте при составлении тестов:
1. Задания в форме вписывания словосочетания, фразы или предложения. Они характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа.
Дерес ждвапны яз.
Бер составлы ж;емлэ ул - ...
Тэмамлык ул - ж;емлэнец фигыль белэн белдерелгэн кисэген ачыклап, ...
2. Задания, которые предполагают один возможный вариант ответа, который необходимо вписать в форме слова, символа или знака.
а) Нокталар урынына тиешле CYЗне куй. СейлэYченец ж;емлэдэге уйга менэсэбэтен белдерэ торган CYЗлэр ... CYЗлэр дип атала.
э) Демлэне тиешле тыныш билгесе белэн тулыландыр. Китап ... белем чишмэсе.
3. Тестовые задания с множественным выбором ответа. В этих заданиях необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который ученик считает правильным.
Дерес билгелэмэне тап:
а) Сыйфат ул - CYЗ теркеме.
э) Сыйфат ул - ж;емлэ кисэге.
б) Сыйфат ул - CYЗнец мэгънэле кисэге.
4. Задания, которые требуют смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий.
Тэцгэллек булдырырга: сан егерме
сыйфат тиз рэвеш ярата
алмашлык эшчэн фигыль берничэ
5. Тестовые задания, которые требуют от учащегося восстановления логической последовательности слов в предложениях или предложений в тексте.
Дерес текст барлыкка килсен ечен, ж;емлэлэрне нинди тэртиптэ урнаш-тырырга кирэклеген ж;эялэр эчендэ ^рсэт.
A. Ниhаять, алар Тукай урамына килеп ж;иттелэр.
Э. Эмма бер кулы яньчелгэн бала Рестэм булып чыкмады.
Б. Ьашим абый, ж;ыелган халык теркемен ера-ера, яраланган бала янына йегарде.
B. Ьашим абый врачка булышты да еенэ юнэлде. (...), (...), (...), (...).
6. Тестовые задания с альтернативным типом ответов. Они предполагают наличие двух вариантов ответов: да или нет (правильно - неправильно) Эти задания способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений или правил.
Дерес ждвапларны билгелэ.
Эндэш CYЗ ул - сейлэм тебэп эйтелгэн затны яки предметны белдерэ тор-ган CYЗ яки CYЗлэр тезмэсе.
Эйе. Юк.
Эндэш CYЗлэр ж;емлэнец башында гына урнаша ала.
Эйе. Юк.
Эндэш CYЗлэр баш килештэге зат яки сынландырылган предмет исемнэре белэн белдерелэ.
Эйе. Юк.
Каждый метод контроля, в том числе и компьютерное тестирование, имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения, при этом ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения татарскому языку. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса в школе.
Использование инновационных подходов, а также информационно-коммуникативных технологий на уроках татарского языка, в том числе при организации контроля знаний учащихся способствует положительной динамике качества знаний обучающихся и повышению мотивации к учебной деятельности.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что сегодня необходимо предоставлять молодому поколению качественное образование, готовить их со школьной парты к самостоятельной жизни, воспитывая в них толерантность, коммуникабельность и умение принимать решения.
Библиографический список
1. Алпатова, Р. С. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку [Текст] / Р. С. Алпатова, И. Л. Бим. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.
2. Болотина, Л. Р. Педагогика [Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 261с.
3. Бухмин, В. С. Тестовый контроль в системе педагогического мониторинга [Текст] / В. С. Бухмин, Л. А. Габдрахманова, К. С. Фатхуллова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2008. - №10. - С. 43-46.
4. Дятлова, К. Д. Системный подход к составлению и анализу качества педагогических тестов по биологии: Монография [Текст] / К. Д. Дятлова. - Н. Новгород: НГСХА, 2006. - 239с.
5. Саматов, Р. С. Внедрение информационных технологий в преподавание дисциплины "Операционные системы" [Текст] / Р. С. Саматов // Информационные и коммуникационные технологии в условиях модернизации российского образования: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Ела-буга, 2010. - С. 60-62.
6. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений обучающихся [Текст] / Н. Ф. Ефимова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. -№ 1. - С. 66-81.
7. Станкевич, Т. Г. Методика оценивания качества подготовки обучающихся с использованием многовариантных тестовых заданий [Текст] / Т. Г. Станкевич // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 10. - С. 119-124.