Управление инвестициями и инновационной деятельностью
ББК Ч481.00 + Ч489.53
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Ю.В. Подповетная
Обоснована актуальность системно-синергетического подхода к управлению научно-образовательным процессом в университете. Особое внимание уделено признакам научно-образовательного процесса и специфике управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.
Ключевые слова: научно-образовательный процесс, системно-синергетический подход, принцип гуманизма, субъекты управления.
Для современных университетов характерна паритетность функций обучения, воспитания и исследования, научного познания. Это обусловлено спецификой требований к образованности выпускников университета, неотъемлемой частью которой являются готовность к самостоятельному осуществлению исследований и традиции становления отечественной науки в стенах университета. В университетском образовании происходит интеграция процессов образования и исследования. Результатом такой интеграции является научнообразовательный процесс университета.
В научно-образовательном процессе обучение, воспитание и исследование выступают как взаимосвязанные стороны целого. Обучение и исследование направлены на воспитание необходимых качеств специалиста с университетским образованием (инициативность, креативность, нравственность ученого). Воспитание в студенте качеств, благоприятствующих учению (трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, добросовестность и др.), способствует повышению уровня обучения и исследований в научнообразовательном процессе. Исследование, в свою очередь, может выступать как средство обучения и воспитания студентов.
Таким образом, научно-образовательный процесс представляет собой «не механическое соединение научного и образовательного процессов, а их синтез» [4]. Синтез означает, что признаки научнообразовательного процесса не повторяют признаков научного и образовательного процессов. Он имеет собственную специфику, отличающую его и от образовательного, и от научного процессов.
Научно-образовательный процесс имеет свои отличительные признаки, которые выявлены с позиции гуманно ориентированной системносинергетической методологии [4]. Для него характерны:
• научно-педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава;
• высокая методологическая культура профессорско-преподавательских кадров;
• педагогическое партнерство в реализации единого методического замысла;
• интеграция педагогически сопровождаемой научной и образовательной деятельности студентов;
• паритетные начала учебно-научно-педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов [1].
Учебно-научно-педагогическое взаимодействие профессорско-преподавательского состава и студентов представляет собой совместное и согласованное осуществление субъектами деятельностей учения, преподавания (само) воспитания и научного исследования.
Содержательный компонент научно-образовательного процесса имеет следующие особенности [4]:
1) в содержании отражаются научные достижения (по средствам авторских курсов, ограниченного включения соответствующих разделов в читаемые дисциплины);
2) в содержание следует включать элементы социального опыта научно-исследовательской деятельности (задания для подготовки студентов к научному исследованию, к которым предъявляются требования преемственности, межпредметно-сти, взаимосвязи с курсовыми и дипломными работами);
3) решение образовательно-исследовательских задач (предполагает научно-педагогическое содействие студентам в их решении);
4) предъявляются для обсуждения актуальные проблемы научных исследований (связанные с выбранной специальностью).
Также особенностью научно-образовательного процесса является единая направленность учебной, профессиональной педагогической и научной деятельности на достижение гуманных целевых приоритетов, на реализацию университетской образовательной программы.
Субъектами научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и студенты.
Во взаимодействии профессорско-преподавательского состава и студентов реализуются различные функции. Профессорско-преподавательским составом осуществляются управленческая, содейственная, образовательная, преподавательская, поисковая, гносеологическая и др. функции. Для студентов характерны образовательная, исследовательская, коммуникативная функции, а также функция самоуправления.
Очевидно, что так или иначе, субъектами научно-образовательного процесса оказывается
влияние на него. С одной стороны, педагогические работники профессионально подготовлены к управлению научно-образовательным процессом. Они опираются на собственную профессиональную квалификацию, базирующуюся на профессиональной образованности, на личном опыте педагогической и научно-исследовательской деятельности. С другой стороны, студенты имеют личные ресурсы управления, которые ограничены природоопределенными задатками, развившейся образованностью и приобретенным личным опытом участия в научно-образовательных процессах. С третьей стороны, ректорат, его управляющие подразделения создают условия, в которых осуществляется научно-образовательный процесс с участием студента. Это нормативно-регламентиру-ющие, перспективно-ориентирующие, деятельно-стно-стимулирующие и коммуникативно-информационные условия, в которых взаимодействуют друг с другом профессорско-преподавательский состав и студенты университета.
Профессорско-преподавательский состав,
действуя в рамках своей компетенции, выстраивает и внедряет в практику научно-образовательного процесса различные управленческие траектории. Студент как субъект своей деятельности не только исполняет замысел (задания) преподавателей, но и определяется со своей самореализацией в рамках научно-образовательного процесса. Прежде всего, он управляет самообразованием. Субъекты внешнего управления (профессорско-преподавательский состав, ректорат) содействуют ему в этом.
Каждый субъект управления по-своему (специфично) трактует управление научнообразовательным процессом в университете. В соответствии с этим он и выстраивает свою управленческую деятельность во взаимодействии с партнерами. Субъекты внешнего управления научно-образовательным процессом сталкиваются с фактами разного толкования одних и тех же явлений. В этом случае не всегда возможно прийти к
согласию. Это препятствует осуществлению управленческого взаимодействия.
Таким образом, практика управления научнообразовательным процессом университета характеризуется явным намерением субъектов влиять на данный процесс. Однако в педагогике не разработано целостной концепции управления научнообразовательным процессом университета. Поэтому нам представляется необходимым в рамках данной статьи рассмотреть некоторые аспекты управления научно-образовательным процессом в университете.
Управление какими-либо процессами осуществляется с определенной целью. Управление научно-образовательным процессом университета нацелено на подготовку специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и способных к самостоятельным научным исследованиям. Очевидно, что достижение этой цели значимо только при условии здоровьясбережения участников данного процесса [5].
Следует отметить, что управление научнообразовательным процессом университета имеет уровневую вертикаль. Можно выделить по вертикали следующие уровни: административный уровень (ректорат, управляющие подразделения), педагогический уровень (профессорско-преподавательский состав, вспомогательный персонал), студенческий уровень (уровень самоуправления). Между уровнями имеют место вертикальные взаимосвязи. В них явно выражена иерархическая соподчиненность уровней сверху вниз.
Если вертикальные взаимосвязи управления научно-образовательным процессом представляются достаточно четко, то с горизонтальными дела обстоят менее определенно, так как взаимосвязи управления между субъектами одного и того же уровня практически не регламентированы. Решение этой проблемы необходимо, так как взаимное согласование способов управления научно-образовательным процессом университета способствует целостному влиянию на научно-образовательную деятельность студентов по сравнению с разрозненными и фрагментарными способами влияния.
Поэтому необходимо направить управление научно-образовательным процессом университета на единение управленческого взаимодействия между его субъектами. А в идеале трансформировать управленческое взаимодействие субъектов управления научно-образовательным процессом университета в управленческое взаимосодействие друг другу, направленное на достижение общих целей и осуществляемое в соответствии с единой стратегией. Действуя в рамках своей компетенции, субъекты управления научно-образовательным процессом выстраивают и внедряют в практику университета различные средства влияния на профессиональное образование студента.
Итак, практика управления научно-образовательным процессом университета характеризуется
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
явным намерением субъектов влиять на этот процесс. Осуществление научно-образовательного процесса происходит путем управленческого взаимодействия различных участников образования, которые по-своему воспринимают установленные ориентиры. Понятна значимость сотрудничества (синергизма) между ними. Сотрудничество субъектов управления научно-образовательным процессом сопровождается и самоорганизацией. Поэтому реализацию управления научнообразовательным процессом университета имеет смысл соотносить с проявляющейся общностью намеренного влияния и самоорганизацией в управленческом взаимодействии субъектов, ориентирующихся на системно выраженные средства осуществления научно-образовательного процесса. Это выражает системно-синергетическую стратегию управления образованием человека [2, 3, 6-8 и др.].
Целесообразность опоры на системно -синергетическую стратегию управления образованием человека обусловливается не только значимостью учета закономерностей, свойственных системам, человеку в целом и социальным группам. Системно-синергетическая стратегия управления научно-образовательным процессом университета предполагает выдвижение человека в целом на передний план. Это означает, с одной стороны, что управление научно-образовательным процессом университета осуществляется во имя студента. С другой стороны, в управлении научнообразовательным процессом ведущая роль принадлежит его управленческому взаимодействию с партнерами (с другими участниками образования в университете).
Выдвижение человека на передний план в управлении научно-образовательным процессом университета вполне согласуется с принципом гуманизма. Базируясь на целостном отношении к отдельному человеку, к людям, в разных трактовках гуманности рассматриваются различные соотношения между ценностями отдельного человека, групп людей, общества в целом. Ясно, что содержательный смысл гуманности существенно зависит от того, как представляются соотношения между соответствующими ценностями.
Учитывая целесообразность соотношения социальных и личных ценностей, компромисс между ними видится в социальной приемлемости тех или иных личных ценностей различных людей. Тогда гуманность в отношении человека трактуется как социальное признание его права руководствоваться социально приемлемыми личными ценностями.
Опираясь на указанную выше определенность в трактовке гуманности по отношению к человеку, Г.Н. Сериковым предложен образ гуманного образования [6-8 и др.]. Соответствующее представление о гуманном управлении научно-образовательным процессом университета базируется на идее педагогической поддержки природоопределенной склонности студента к самореализации.
При этом предполагается, что гуманно ориентированное управление научно-образовательным процессом университета характеризуется следующими признаками.
Гуманно ориентированное управление научнообразовательным процессом университета базируется на иерархической приоритетности сущностных свойств субъектов управления. Приоритет сущностных свойств предполагает управление научнообразовательным процессом в зависимости от специфики выявляемых свойств субъектов от обнаруживаемых тенденций их развития. Именно от этого зависит выбор средств педагогического влияния на научно-образовательную деятельность студента, выбор целей гуманного образования [4, 8].
Другим признаком гуманного управления научно-образовательным процессом университета является четко выраженная его направленность на позитивно ориентированное развитие готовности студентов к самореализации в социально приемлемом русле. Это означает, что цели гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета, соподчиняясь проявляющейся в этом процессе специфики студента, оказываются четко сориентированными на педагогическое содействие развитию его готовности к самореализации.
Третий признак гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета касается характеристики особенностей взаимодействия участников соответствующего процесса. Так как основными участниками научно-образовательного процесса являются профессорско-преподавательский состав университета и студенты, то фактически речь идет, прежде всего, о характеристике учебно-научно-педагогического взаимодействия участников этого процесса. При этом каждый участник гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета наделяется такими управленческими функциями, которые он в состоянии выполнить.
Последний признак гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета состоит в целесообразности пользоваться системно выстраиваемыми средствами осуществления научно-образовательного процесса. При этом ведущим основанием конструирования педагогических средств управления научнообразовательным процессом университета признаются не цели, а выявленные тенденции в образовании студента университета [4, 8].
Имея в виду вышесказанное, становится возможным связать между собой системно-синергетическую стратегию управления научно-образовательным процессом университета с принципом гуманизма. Тогда уже речь идет о системносинергетической стратегии управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета.
В условиях гуманно ориентированного управления научно-образовательным процессом университета студент оказывается нацеленным на самореализацию своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях. Его участники побуждаются к проявлениям себя так, чтобы не навредить ни себе, ни другим людям, ни окружающей природе. В создаваемых условиях гуманно ориентированного научно-образовательного процесса университета каждому человеку предоставляется значительная субъектная компетенция. Содействие студенту в намерениях самореализации своих сущностных свойств способствует становлению его собственной гуманно ориентированной «Я-концепции». В соответствии с ней он проявляет свою гуманность.
Рассматривая гуманно ориентированный научно-образовательный процесс университета, остановимся на специфике управления им. Она обусловливается замыслами системно-синергетической стратегии управления научно-образовательным процессом университета.
Специфика управления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом видится в явно выраженной направленности на поддержку самоуправления студентов [6, 7, 9]. Студент как субъект своей деятельности не только исполняет замысел (задания) внешних субъектов (профессорско-преподавательского состава и ректората), но и определяется с самореализацией в рамках научно-образовательного процесса. Прежде всего, он управляет самообразованием. Профессорско-преподавательский состав в рамках своей компетенции призван содействовать студенту в этом. В частности, решение образовательноисследовательских задач студенты выполняют при научно-педагогическом содействии.
Самоуправление не всегда является успешным в плане его готовности к самореализации. Поэтому в управлении научно-образовательным процессом необходимо сделать акцент на паритете субъектов научно-образовательного процесса в их управленческом взаимодействии. Паритетность в данном случае понимается как предоставление субъектам взаимодействия (преподавателям и студентам) равных возможностей реализации их компетенций. Реально же наблюдаются различия компетенций, способностей, уровней готовности к осуществлению образования и исследования, к управлению и самоуправлению ими.
Передавая студенту функции в учебнопедагогическом взаимодействии, выполнение которых требует активного проявление его самоуправления гуманно ориентированным научно-образовательным процессом, профессорско-преподавательский состав и ректорат содействуют становлению способностей студента к самоуправлению.
Кроме того, понятно, что гуманно ориентированный научно-образовательный процесс в университете предполагает создание таких условий, в
которых нагрузки на образующегося человека не сказывались бы на здоровье участников учебно-научно-педагогического взаимодействия. Поэтому одна из целей управления заключается в том, чтобы в гуманно ориентированном научно-образовательном процессе здоровье студента не ухудшалось, а по возможности улучшалось по каким-то показателям.
Также необходимо отметить, что управление научно-образовательным процессом университета предъявляет новые требования к компетентности научно-педагогических кадров. Во-первых, готовность преподавателя высшей школы сочетать научную и педагогическую деятельность. Во-вторых, владеть современными технологиями научно-образовательного процесса, в том числе технологиями оказания педагогического содействия становлению готовности студентов к исследованию. В-третьих, развитие готовности профессорско-преподавательских кадров к организации и осуществлению научно-образовательного процесса.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, системно-синергетическое управление гуманно ориентированным научно-образовательным процессом университета обеспечивается:
• паритетом субъектов научно-образовательного процесса в их управленческом взаимодействии;
• совершенствованием управленческого взаимодействия субъектов управления научно-образовательным процессом, направленным на взаимо-содействие друг другу в реализации своих полномочий в рамках управления научно-образовательным процессом университета;
• научно-педагогическим содействием становлению способностей студента к самоуправлению научно-образовательной деятельностью.
Целостность управления научно-образовательным процессом достигается за счет выстраивания «управленческой вертикали», базирующейся на общей стратегии. Руководящие субъекты управления создают условия (нормативно-регла-ментирующие, перспективно-ориентирующие, деятельностно-стимулирующие и коммуникативно-информационные).
Кроме того, необходимо расширение и углубление горизонтальных взаимосвязей субъектов управления научно-образовательным процессом, занимающих в «управленческой вертикали» иерархически одинаковый уровень. Этому способствует:
• создание условий для развития профессиональной управленческой квалификации профессорско-преподавательского состава университета, способствующей осуществлению его функций в гуманно ориентированном научно-образовательном процессе;
• внедрение системных средств, используемых в управлении гуманно ориентированным научно-образовательным процессом;
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
• обеспечение социальной защиты участников гуманно ориентированного научно-образовательного процесса;
• объединение научно-образовательного процесса с организованными формами досуга и отдыха участников гуманно ориентированного научнообразовательного процесса.
Литература
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 236 с.
2. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спец. курсу для студ. пед. специальностей и рук-ей образоват. учреждений / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 344 с.
3. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б.А. Куган, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 357 с.
4. Котлярова, И.О. Научно-образовательный процесс в университете // Методология и мето-
дика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. 17-19 мая 2004 г. / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - С. 24-27.
5. Рузавин, И.Г. Синергетика и системный подход / И. Г. Рузавин // Философские науки. -1985. - № 5. - С. 48-55.
6. Сериков, Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация: монография / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 664 с.
7. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием: в 4-х ч. Ч. 1: Системное видение образования / Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. - 169 с.
8. Сериков, Г.Н. Системность и гуманность в управлении образованием / Г.Н. Сериков // Наука и образование Зауралья. -1999. - № 1-2(4-5). - С. 8-9.
9. Сериков, Г.Н., Сериков, С.Г. Здоровьесбе-режение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 199. - 242 с.
Поступила в редакцию 14 апреля 2009 г
Подповетная Юлия Валерьевна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика торговли» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - управление образовательным процессом в высших образовательных учреждениях. Контактный телефон (351) 267-93-03. E-mail: [email protected]
Podpovetnaya Yuliya Valerievna. Candidate of Pedagogy, associate professor at the Trade Economics department of the Commerce faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests - educational processes management in institutions of higher education. Тelephone 007-351-267-93-03. E-mail: [email protected]